Почему произведение названо сказкой сказка о потерянном времени шварц

Сказки

Сказка о потерянном времени Е.Л. Шварц стр 16

1. Почему произведение названо сказкой?

Сказка Шварца обозначена сказкой из-за происходящих в ней сказочных событий.

Ленивые дети, не ценящие время обратились в старичков и даже этого не поняли.

А вот злюки — старички — настоящие волшебники превратились в школьников.

2. Что могло быть на самом деле, а что появилось благодаря фантазии автора?

В реальной жизни могла существовать повседневная городская жизнь и ленивые школьники, которые не очень любили учиться и даже прогуливали уроки.

А вот в следствии воображению автора в сказке появились злые волшебники.

Эти злодеи с помощью заклинания превратились в мальчишек и девчонок школьного возраста.

3. Одинаково ли было поведение детей? Почему они смогли победить волшебников?

Поведение превратившихся детей в стариков, не одинаково.

Очень многие дети вели себя безответственно, ничего не делали, а только жаловались на своё состояние.

Только мальчик Петя Зубов узнал о злых волшебниках и решил бороться за свой возраст.

Именно Петя нашёл всех пострадавших детей и объединил их, простив злых волшебников-стариков.

4. Как ты относишься к ребятам?

Мне жаль этих девчонок и мальчишек из сказки.

Они не уважали своё время, ленились и поэтому попались злым волшебникам, которые превратили их в стариков.

Я сочувствую детям, потому что они не понимали, что такое с ними может случиться и поэтому вели себя так безответственно.

Но в конце сказки дети исправили свои ошибки, объединились и проучили злых волшебников.

Это мне понравилось.

5. Как к героям относится автор? Обсудите с другом.

Автор не очень хорошо характеризует героев сказки.

Своё отношение он выражает словами из диалога злых волшебников — старичков.

Старички считают, что дети никогда не придут вовремя, а также без ошибки не смогут сосчитать до семидесяти семи.

6. Какой момент в сказке самый напряжённый? Прочитайте с друзьями по ролям эту часть текста.

Думаю, что остросюжетный момент в сказке Шварца — это приход настоящих детей в избушку злых волшебников.

И конечно, момент, когда Петя Зубов крутил часы времени обратно на семьдесят семь часов.

Когда волшебство сработало, то волшебники — старички исчезли.

7. Что подразумевал Шварц под потерянным временем? Как ты понимаешь название сказки? Запиши свои мысли в «Рабочую тетрадь».

Думаю, что автор под потерянным временем подразумевал время, которое тратится бесполезно.

В этот момент человек просто проводит время не изучая и не делая чего-то своего развития и пользы других людей.

Получается, что такое время прожито зря, то есть потеряно для человека.

Так как временем измеряется жизнь человека, то потерянное время говорит о напрасно потраченной части жизни.

Поэтому человек и не видит как он, стареет, потому что он своё время не ценит.

Название сказки я понимаю так потерянное время — утраченное время для жизни.

Источник

Что было на самом деле а что фантазия автора в сказке о Потерянном времени?

Задание по литературе для 4 класса Почему произведение названо сказкой? Что могло быть на самом деле, а что появилось благодаря фантазии автора?

Шварц назвал свое произведение сказкой, потому что в нем присутствует сказочный сюжет.

Из-за того, что дети постоянно откладывали свое время злые волшебники смогли сделать детей стариками за одну ночь, а сами стали школьниками.

Этюд на тему «Летний дождь».

Светило солнце ярко, день чудесным был. Все радовались солнцу и теплу. Но вдруг поднялся ветер, пыль глотая, ребята побежали по домам. Недолго злился ветер и вот уж стих, лишь листья на березах зашумели, как будто чувствуя беду.

Природа стихла, воробьи из пыли выбрались под крыши. Собака скрылась в конуре, а муравьи и бабочки исчезли вдруг.

Вдали уж тучи показались и небо вмиг заволокли. Стемнело, вновь поднялся ветер. Но уже капли первые дождя на стеклах можно разглядеть. И вот пошел стеной, в момент отрезав один дом от другого пеленой.

Недолог летний дождь, но сколько пользы природа видит в нем. Чудесный аромат листвы и запах свежести вокруг. На лужах солнце заискрилось. Все так красиво, воздух свеж, и вновь наполнили окрестность звуки. Запели птицы, бабочки порхают, в последних каплях солнышко играет.

Русский писатель Владимир Одоевский больше всего знаком нам по сказочной повести «Городок в табакерке» о мальчике, который попал в музыкальную табакерку и познакомился там с ее необыкновенными обитателями, а также по сказке «Мороз Иванович». Эти произведения неоднократно издавались как по отдельности так и в составе различных сборников писателя.

Наверное самым известным сборником Одоевского является сборник «Сказки дедушки Иренея» в который вошли кроме упомянутых выше произведений так же такие известные сказки этого писателя как «Бедный Гнедко», «Сказка о четырех глухих», «Шарманщик», «Серебряный рубль» и некоторые другие.

Первые рукописные книги появились в глубокой древности, когда потребовалось записывать полученные знания, когда королям и царям потребовалось составлять своды законов, когда церкви стало необходимо сохранить свои изыскания и предания.

Писались первые книги на пергаменте от руки, гусиным пером. Дело это было хлопотное и долгое. Очень легко было поставить на листе кляксу и потом его приходилось переписывать заново. Поэтому писатели и переписчиками годами создавали новые рукописные книги и стоили они очень дорого. Только богатые люди и монастыри могли позволить себе иметь рукописные книги.

Из-за сложности процесса изготовления рукописных книг было мало.

Лев Толстой в рассказе «Детство» с восхищением вспоминает детские годы, он пишет, что это была самая чудесная пора жизни. Причем не только для него, но и для любого ребенка, любого человека.

Вот например герой рассказа Николенька. Он с таким восторгом описывает свои чувства, свою любовь к родителям, что мы понимаем, что автор пишет о том, что испытал сам, делится с читателем своими сокровенными воспоминаниями.

Поэтому конечно мы можем считать, что и сам автор точно также любил вечерами забираться с ногами в кресло и слушать голос маменьки, точно также молясь вспоминал о своих родителях и просил бога, чтобы с ними ничего дурного не случилось.

Мне кажется сам Федор Тютчев очень точно указал расстановкой восклицательных знаков в стихотворении «Как неожиданно и ярко» то, что читать это стихотворение нужно с большим накалом страстей. Что это гимн радуге, и исполнитель должен показать не только чувства поэта, но и свои собственные переживания, свой собственный восторг.

Источник

К какому литературному жанру относится «Сказка о потерянном времени» Е. Л. Шварца? Докажите.

Вопрос.

К какому литературному жанру относится прочитанное произведение Е. Л. Шварца? Докажите.

Это волшебная сказка, так как в этом художественном произведении есть вымысел и элементы фантастики. Авторская сказка, так как есть автор – Е. Л. Шварц.

Вопрос.

Почему оно названо сказкой? Что здесь сказочного?

Сказочные герои обычно четко делятся на положительных и отрицательных. И если положительные попадают в беду, то исключительно по вине отрицательных. Не то у Шварца. Отрицательное — трусость, жестокость, вероломство — присутствует в каждом из нас. Вот от этого он и помогает нам избавиться своими произведениями.

Вопрос.

Какие сказочные законы осуществляются в этой сказке?

Сказочные законы: добро побеждает зло, что сказано – осуществляется.

Вопрос.

Почему злые волшебники превратили Петю Зубова в старичка?

Петя отставал в учёбе, опаздывал на занятия, не тужил.

Вопрос.

Найдите отрывок и зачитайте: из-за чего расстроился Петя Зубов, став старичком?

«Какой я одинокий, несчастный старик! Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей… Никому не нужен… Даже пенсии не дадут, ведь я всего три года работал. Да и как работал – на двойки да на тройки. И главное, ничему не успел научиться».

Вопрос.

Как вы думаете, почему Е. Л. Шварц называет волшебников злыми?

Время, потерянное ребятами, забрали волшебники себе. Попросту они время украли.

Вопрос.

Найдите в учебнике ответ, как Марфа Васильевна характеризует детей, которых они превратили в старичков? А что о детях говорит Пантелей Захарович?

Марфа Васильевна говорит: «Лентяи, до 77 и сосчитать не сумеют, сразу собьются».Пантелей Захарович говорит: «Не придут они к 12 часам ночи. Хоть на минуту, да опоздают».

В опрос.

Найдите и прочитайте, какую тайну узнал Петя?

Петя узнал: «К сожалению, так устроено на свете: от любого несчастья может спастись человек, стоит ему только захотеть. Если ребята, которых мы превратили в стариков, разыщут завтра друг друга, придут ровно в 12 часов ночи сюда к нам и повернут стрелку ходиков на 77 кругов обратно, то дети снова станут детьми, а мы погибнем».

Вопрос.

Для читателей автор написал замечательные слова, которые дают человеку уверенность в трудных ситуациях. Попробуйте найти эти слова и объяснить.

Автор хотел сказать, что очень много зависит от самого человека. Выход из трудной ситуации всегда найдётся.

Источник

Е. Шварц «Сказка о потерянном времени». Краткое содержание и главные герои

Время — наше главное богатство. Оно даруется каждому, но вот как мы им распорядимся, сумеем ли верно воспользоваться или потеряем драгоценные минуты понапрасну — зависит только от нас.

О человеке и его часах

Ведут часы секундам счет,
Ведут минутам счет.
Часы того не подведут,
Кто время бережет.

Кто жить умеет по часам
И ценит каждый час,
Того не надо по утрам
Будить по десять раз.

И он не станет говорить,
Что лень ему вставать,
Зарядку делать, руки мыть
И застилать кровать.

Читайте также:  Рассказы белорусских авторов о зиме на белорусском языке

Успеет он одеться в срок,
Умыться и поесть,
И раньше, чем звенит звонок,
За парту в школе сесть.

С часами дружба хороша!
Работай, отдыхай,
Уроки делай не спеша
И книг не забывай!

Чтоб вечером, ложась в кровать,
Когда наступит срок,
Ты мог уверенно сказать:
«Хороший был денек!»

Бережное отношение к своему (да и к чужому!) времени, расстановка приоритетов и целей — такие важные вопросы поднимает известный писатель Евгений Шварц в своём произведении «Сказка о потерянном времени».

«Сказка о потерянном времени»

Евгений Шварц, в первую очередь, известен своими сказочными произведениями. Сказки для детей и взрослых не только повествуют о фантастических и чудесных событиях, но и несут глубокий философский подтекст. Благодаря такому особому сочетанию реального и волшебного литература Шварца не только читается на одном дыхании, но и заставляет задуматься о важных вещах.

«Сказка о потерянном времени» помогает юному читателю осознать важную истину: нельзя терять время впустую, оно бесценно. Однако вопреки известной английской пословице «Потерянное время нельзя найти» главные герои сказки делают все возможное, чтобы отыскать и вернуть свои «заброшенные» минуты и часы. Согласно общим сказочных «правилам» в «Сказке о потерянном времени» добро побеждает зло, а все хорошее, что должно произойти, обязательно случается.

Главные герои «Сказки о потерянном времени»

Главные герои «Сказки о потерянном времени» — школьники. Третьеклассник Петя Зубов, второклассник Вася Зайцев и ученицы третьего класса Наденька Соколова и Маруся Поспелова. Все ребята добрые, весёлые и беззаботные, как и все их ровесники. Но однажды общая беда сближает их, заставляет задуматься над собственным поведением и осознать допущенные ошибки.

Краткое содержание «Сказки о потерянном времени».

Главные мысли произведения.

«Потеряешь время — потеряешь жизнь»

Учащийся третьего класса, Петя Зубов, «все время отставал, и по русскому письменному, и по арифметике, и даже по пению». Мальчик привык откладывать все дела на потом, надеясь в дальнейшем уж точно нагнать своих одноклассников. Естественно, обещания так и оставались обещаниями, и школьник продолжал отставать да опаздывать.

Однажды, как всегда опоздав, пришёл Петя в школу и, раздеваясь, хотел отправиться в класс. Да только произошла с ним удивительная история, сам того не замечая, превратился он в старика. Не узнали его в школе и в класс не пустили. Отправился Петя домой — уж мама-то точно его узнает! Но и мама увидела только неизвестного старика вместо своего родного сына.

Пришлось Пете покинуть родной дом и идти куда глаза глядят. Идёт Петя и жалеет себя — время упущено, нет у него ни матери, ни семьи, ни внуков, даже пенсию ему не дадут, ведь работал он всего три года, да и те на двойки и тройки.

Примечательно здесь показан образ человека, осознавшего свои ошибки. Всё это время Петя ни о чём не думал, только гулял и шалил. Но теперь, когда настало время самому за себя отвечать, стало ясно мальчику, что его время ушло впустую — ничему он не научился, ничего он не знает. Важно, что в подобном положении может оказаться не только маленький ребёнок, но и совсем старый человек. Ведь если не ценишь своё время и тратишь его попусту, то и не заметишь, как состаришься — и останешься один, без работы и без семьи.

Долго шёл Петя, пока не вышел из города и не попал в лес. Начинало смеркаться, как вдруг заметил мальчик-старичок в стороне домик. Туда он и отправился. Вошёл в домик Петя, увидел часы-ходики на стене, керосиновую лампу да сено в углу. Зарылся старый мальчик в сено, поплакал и уснул.

Проснувшись, увидел Петя Зубов сидящих за столом ребят. Два мальчика и две девочки сосредоточенно что-то высчитывали на счётах, бормотали, кряхтели и называли друг друга по имени и отчеству. Странно это было. Прислушался Петя к их разговору и узнал страшную тайну: не ребята это были, а злые волшебники и волшебницы. Оказывается, «человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет». Злые волшебники знали это и украли упущенное время детей: Пети, ещё одного мальчика и двух девочек. Забрали они потерянное время и помолодели от него, а ребята, упустив своё время, превратились в стариков.

В ужас пришёл от услышанного Петя. Что делать, куда бежать?! Но тут главный волшебник рассказал ещё одну тайну: оказывается, «от любого несчастья может спастись человек». Если все школьники, превратившиеся в стариков, найдут друг друга, придут в домик ровно в полночь и повернут стрелку часов на семьдесят семь оборотов назад, то вернут ребята себе свою молодость, а волшебники погибнут.

Злые волшебники обращают внимание на то, что если привык человек терять время попусту, то тяжело ему будет собраться с силами и стать ответственным. Не верят они, что удастся школьникам успеть в положенное время прийти в домик, а если и удастся, то настолько детишки всё это время были безответственными, что и сосчитать без ошибок до семидесяти семи не сумеют.

Однако знаменательна и фраза, что человеку под силу исправить свои ошибки. Главное своевременно осознать свою оплошность и работать в верном направлении.

В поисках школьников-старичков

Волшебники ушли на «работу» — вершить свои злодеяния, а Петя, впервые в жизни не тратя напрасно время, кинулся со всех ног искать таких же, как он — состарившихся детей. Подбежал Петя к первой же попавшейся старушке и начал узнавать, не третьеклассница ли она. Замахнулась на него бабушка, понял Петя свою ошибку, еле ноги унёс.

Бредёт старый мальчик по городу, а вокруг кипит жизнь. Множество раз видел Петя, как люди спешат куда-то, боятся опоздать, но впервые осознал причину их волнений. «Один он, Петя, отстал, опоздал, не успел, ни на что не годен, никому не нужен». Наконец, ровно в полдень заметил Петя в скверике плачущую старушку и решил за ней проследить. Увидел он, как старушка, поплакав, начала выковыривать изюм из хлеба и есть, потом читать «Пионерскую правду», а затем играть с найденным в снегу мячиком. Подбежал Петя к бабушке и узнал, что это третьеклассница Маруся Поспелова. Обрадовались они, что нашли друг друга и отправились на поиски других состарившихся ребят.

Через несколько часов удалось Пете и Марусе отыскать ещё одну бабушку-третьеклассницу Наденьку Соколову. Она играла во дворе в классики. Осталось у ребят мало времени, а нужно было ещё найти четвёртого мальчика-старичка.

И вот, стало уже темнеть, а четвёртого старичка-школьника нигде нет. Наконец удалось героям заметить одного старика, катающегося по городу на подножке трамвая. Им оказался четвёртый превращённый ребёнок Вася Зайцев.

И снова, незамедлительно, отправляются ребята скорее в лес — на трамвае, чтобы не тратить попусту время. Однако заблудились они в лесу, а Петя понял важную истину — не всегда нужно бездумно спешить, иногда стоит помедлить, чтобы в будущем сэкономить драгоценное время: «Я вчера не заметил дороги обратно к домику — боялся время потерять. А теперь вижу, что иногда лучше потратить немножко времени, чтобы потом его сберечь».

Плутали старенькие дети, плутали, но наконец удалось отыскать им заветный домик. Под светом луны, забравшись на берёзу, сумел разглядеть Петя дом, скрывавшийся от них всего лишь в нескольких шагах. Пять минут оставалось до полуночи, как старички-детишки пробрались тихонько в дом, а злые волшебники их даже не заметили — лежали себе спокойненько в стогу сена.

Лишь дотронулся Петя до стрелки часов-ходиков, как вскочили злые волшебники, но не смогли они помешать школьникам — так и остались стоять недвижимы. А Петя тем времен начал вращать стрелку часов. В тот же миг начали стареть волшебники, а ребята стали молодеть. На тридцатом обороте стрелки перестало хватать Пете росту — ведь он снова становился маленьким, как и был. С помощью своих товарищей повернул мальчик стрелку нужное количество раз — и злые волшебники исчезли, будто их и не было никогда. Вернули ребята своё потерянное время и утерянные года жизни, но всем людям на земле стоит помнить, что «человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет»!

«Сказка о потерянном времени» дарует веру в человеческие силы, доказывает, что человек сможет всё, что захочет — даже вернуть утерянные года! Однако для этого нужно осознать свои ошибки, ценить своё время и помогать другим людям! Только сумев найти своих товарищей, вместе с их помощью, Петя Зубов смог победить злых волшебников и повернуть время вспять.

Источник

Урок литературного чтения по теме «Тема: Е. Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения.»

Урок литературного чтения 54 Тема: Е. Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения.

освоение нового материала

Педагогические задачи: познакомить учащихся с творчеством Е. Л. Шварца; совершенствовать умение выборочно читать и выборочно пересказывать текст для доказательства своих мыслей; способствовать раскрытию нравственного смысла сказки ; учить детей бережно относиться к своему времени и времени других, ценить время

познакомятся с произведением Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени»;

научатся: называть специфические особенности жанра литературной сказки, выделять главную мысль произведения под руководством учителя, характеризовать героя произведения на основе его намерений и поступков

Познавательные: осознавать сущность и значение литературных сказок как части русской национальной культуры.

Регулятивные: выбирать вместе в паре форму оценивания результатов, вырабатывать совместно в паре критерии оценивания результатов; анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы.

Читайте также:  Рассказ банковский билет в миллион фунтов стерлингов

Коммуникативные: готовить небольшую презентацию (6–7 слайдов), обращаясь за помощью ко взрослым только в случае затруднений; осознавать цель своего высказывания; строить диалог в паре или группе, задавать вопросы

Личностные: осознавать эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения; осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений

Организационная структура урока

Проверка готовности к уроку. Наличие общей установки на урок. Приветствие обучающихся. Фиксирование отсутствующих.

– Проверим готовность к уроку.

Сообщают о готовности к уроку. Определение самоготовности (настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока)

II. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания.

Речевая разминка, дыхательная гимнастика

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

Организует речевую разминку с развития техники чтения: правильного произношения слогов и слов без искажения их звукового состава, осознание читаемого текста.

– Прочитайте стихотворение друг другу, разделяя слова на слоги.

– Прочитайте друг другу орфографически.

– Приготовьтесь читать выразительно.

– Почему автор называет учебник учителем?

– Как вы думаете, от кого зависит успех в учебе – от учителя или от ученика?

– Действительно, успех в учебе в огромной степени зависит от вашего трудолюбия и старания. А сейчас переходим непосредственно к теме урока

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.

Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке.

– Учитель у меня в портфеле!

– Кто? Быть не может! Неужели?

– Взгляни, пожалуйста! Он тут.

Его учебником зовут.

– Из учебника мы узнаем много нового, он помогает нам в учебе. Когда дома, самостоятельно изучаем то, что пропустили по учебнику, он нас тоже учит.

– Каким бы ни был талантливым учитель, он не может научить того, кто не хочет учиться и ничего не делает

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

– Открывает раздел «Сказка о потерянном времени» Евгения Львовича Шварца. Прочитайте тему урока. Определите цели урока, используя опорные слова.

– Знакомо ли вам это имя? Какие произведения
Е. Л. Шварца вы знаете? Поднимите руку, кто это произведение еще не читал. Как вы думаете, о чем это произведение?

Перечисляют произведения Е. Л. Шварца.

IV. Подготовка к восприятию произведения.

Знакомство
с биографией автора

Рассказывает о творчестве автора, свой рассказ сопровождает показом портрета автора произведения.

– Евгений Шварц вырос в маленьком южном городе Майкопе. Его отец, земский врач, прекрасно пел, играл на скрипке. «Словно сошел со страниц чеховского рассказа», – говорили о нем друзья Евгения. Под стать мужу была и жена. Родители Евгения обожали театр и сами участвовали в любительских спектаклях. (Продолжение см. в ресурсном материале.)

– Что хотите сказать? Какие открытия сделали?

– Что вам особенно запомнилось? О чем бы хотели рассказать?

Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет автора. Задают вопросы о творчестве автора

V. Работа над содержанием текста.

Работа с толковым словарем.

Первичное чтение произведения

Проводит словарную работу.

– Объясните значения слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому
словарю.

– Подберите синонимы к словам «хмурый», «сберечь».

– Подберите антонимы к словам «состариться», «трудиться».

Организует первичное прослушивание текста из
аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку.

– Как вы думаете, что может произойти с человеком, который бессмысленно, бездарно проводит свое время, который попросту теряет его?

– А вот что случилось с детьми, учениками начальных классов, из «Сказки о потерянном времени» Евгения Шварца.

– Как звали героя сказки? Что с ним произошло?

– Когда происходили события, описанные в произведении? Почему вы так думаете?

– Где случилась эта история? Куда попал Петя?

Учитель и учащиеся читают часть «Сказки…» до слов: «Город еще не проснулся».

– Как вы думаете, сумеют ли дети вернуть свои годы?

– Какие чувства вызывает у вас поведение этих ребят?

– В каких словах, по вашему мнению, заключается главная мысль прочитанной нами части? Прочитайте их.

– Благодаря чему школьникам опять удалось стать
детьми?

– Чему их научила произошедшая с ними история?

– А чему она научила вас?

– В каких строчках заключается главная мысль произведения? Прочитайте их.

– Кто является главными действующими лицами второй части? На какие две группы их можно разделить? Составьте таблицу «Герои сказки».

– По каким же признакам искал Петя старичков-школьников?

– Считаете ли вы справедливым, что злые волшебники превратили школьников в старичков? Почему?

– Почему именно этих детей злые волшебники превратили в старичков?

– Что поможет детям вернуться к нормальной жизни?

Работают с толковым словарем:

Окладистая (борода) – широкая, густая.

Керосиновая (лампа) – лампа, заправленная керосином, в который опущен фитиль. Горящий фитиль, накрытый стеклянным колпаком, освещает помещение.

Ходики – небольшие настенные часы с гирями и маятником.

Пола, по́лы – нижняя часть раскрывающейся одежды.

– Хмурый – угрюмый, ненастный, невеселый, печальный.

– Сберечь – сохранить, спасти, сэкономить.

– Трудиться – бездельничать, лениться, лодырничать.

– Петя Зубов. Он внезапно постарел.

– В середине XX века. Керосиновая лампа, счеты, часы-ходики, газета «Пионерская правда» – приметы того времени.

– В городе. Петя попал в лес, в избушку злых волшебников.

Прослушивают текст. Отвечают на вопросы, определяют жанр произведения.

Отвечают на вопросы учителя. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.

Составляют таблицу «Герои сказки».

VI. Повторное чтение и анализ произведения

Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.

– Что вы узнали о Пете Зубове?

– Прочитайте по ролям отрывок, из которого мы узнаем, при каких обстоятельствах Петя узнал о происшедших с ним переменах.

– Прочитайте о том, как встретился Петя с мамой.

– О чем думал Петя после встречи с мамой?

– Найдите отрывки, с помощью которых автор показывает, что все люди вокруг трудятся.

– Расскажите, как Петя нашел первую девочку, превращенную в старушку.

– Как ребята нашли остальных друзей по несчастью?

– Одинаково ли было поведение детей?

– Как могло произойти обратное превращение ребят?

– Прочитайте о превращении стариков в ребят.

– Почему они смогли победить волшебников?

– Как вы относитесь к ребятам?

– А как к ним относится автор?

– Заметили ли вы, что в сказке автор употребляет пословицы и поговорки? Найдите и объясните их смысл.

– К какому литературному жанру относится прочитанное произведение Е. Л. Шварца? Докажите.

– Какие сказочные законы осуществляются в этой
сказке?

– Почему злые волшебники превратили Петю Зубова в старичка?

– Найдите отрывок и зачитайте: из-за чего расстроился Петя Зубов, став старичком?

– Как вы думаете, почему Е. Л. Шварц называет волшебников злыми?

– Найдите в учебнике ответ, как Марфа Васильевна
характеризует детей, которых они превратили в старичков?

– А что о детях говорит Пантелей Захарович?

– Ребята, сейчас вы будете работать в парах. Герои-дети и герои-волшебники. Какие качества людей присущи им? Заполните таблицу.

– Прочитайте качества, присущие детям.

– Прочитайте качества, характеризующие волшебников.

– Кто не согласен с таким распределением качеств главных героев?

– Выберите, какие качества человеку надо воспитывать в себе?

– Почему другие качества не выбрали?

Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения.

Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения.

– Петя и Маруся уже знали о том, что с ними произошло, а другие ребята еще продолжали веселиться и лодырничать.

Работают с текстом.

– Ребята победили волшебников, потому что собрались, поторопились, успели, помогли друг другу.

– Автор осуждает ребят, но помогает справиться с проблемой, все заканчивается удачно.

Читают пословицы и поговорки: «Все пропало», «И в ус не дует», «Держит ухо востро», «Не терять времени даром», «Как сквозь землю провалился», «Терять время понапрасну».

– Это волшебная сказка, так как в этом художественном произведении есть вымысел и элементы фантастики. Авторская сказка, так как есть автор – Е. Л. Шварц.

– Сказочные законы: добро побеждает зло, что сказано – осуществляется .

– Петя отставал в учебе, опаздывал на занятия, не тужил.

«Какой я одинокий, несчастный старик!
Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей…
Никому не нужен…

Даже пенсии не дадут, ведь я всего три
года работал. Да и как работал – на двойки да на тройки. И главное, ничему не успел научиться».

– Время, потерянное ребятами, забрали волшебники себе.

Попросту они время украли.

– Марфа Васильевна говорит: «Лентяи, до 77 и сосчитать не сумеют, сразу собьются».

– Пантелей Захарович говорит: «Не придут они к 12 часам ночи. Хоть на минуту, да опоздают».

– Найдите и прочитайте, какую тайну узнал Петя?

– Для читателей автор написал замечательные слова, которые дают человеку уверенность в трудных ситуациях. Попробуйте найти эти слова и объяснить

– Петя узнал: «К сожалению, так устроено на свете: от любого несчастья может спастись человек, стоит ему только захотеть. Если ребята, которых мы превратили в стариков, разыщут завтра друг друга, придут ровно в 12 часов ночи сюда к нам и повернут стрелку ходиков на 77 кругов обратно, то дети снова станут детьми, а мы погибнем».

– Автор хотел сказать, что очень много зависит от самого человека. Выход из трудной ситуации всегда найдется

Читайте также:  Рассказ андрея платоновича платонова цветок на земле

VIII. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

Перечитать еще раз прочитанную в классе часть «Сказки о потерянном времени» Е. Шварца. Придумать свое продолжение сказки и написать в тетради по чтению или оформить в виде книжки-малышки (дети могут объединиться в группы и придумать совместно продолжение сказки). Подготовить чтение по ролям отрывка, в котором старики-школьники ищут друг друга. Проинсценировать часть сказки (по выбору учащихся)

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

IX. Итог урока. Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения. Организация подведения итогов урока обучающимися.

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Выбирают один из смайликов и объясняют свой выбор (радостное настроение, безразличие, грустное, печальное настроение).

– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?

– Как вы понимаете название сказки? Что хотел сказать автор?

– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?

– А теперь мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы уйдете после этого урока. Почему? Выберите, пожалуйста, смайлик и объясните свой выбор

– Не теряй время даже в действии, чтоб не превратиться в стариков задолго до старости, дорожи каждой минутой. Только в сказке можно вернуть потерянное время – повернуть стрелки назад, не надо надеяться на авось и на потом, а учиться, трудиться сейчас

Урок литературного чтения 55 Тема: Е. Шварц «Сказка о потерянном времени». Жанр произведения. Инсценирование произведения.

Тип урока: освоение нового материала

Педагогические задачи: познакомить учащихся с творчеством Е. Л. Шварца; совершенствовать умение выборочно читать и выборочно пересказывать текст для доказательства своих мыслей; способствовать раскрытию нравственного смысла сказки ; учить детей бережно относиться к своему времени и времени других, ценить время

познакомятся с произведением Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени»;

научатся: называть специфические особенности жанра литературной сказки, выделять главную мысль произведения под руководством учителя, характеризовать героя произведения на основе его намерений и поступков

Познавательные: осознавать сущность и значение литературных сказок как части русской национальной культуры.

Регулятивные: выбирать вместе в паре форму оценивания результатов, вырабатывать совместно в паре критерии оценивания результатов; анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы.

Коммуникативные: готовить небольшую презентацию (6–7 слайдов), обращаясь за помощью ко взрослым только в случае затруднений; осознавать цель своего высказывания; строить диалог в паре или группе, задавать вопросы

Личностные: осознавать эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения; осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений

Организационная структура урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

I. Организация начала урока

Проверка готовности к уроку. Наличие общей установки на урок. – Проверим готовность к уроку.

Сообщают о готовности к уроку. Определение самоготовности (настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока)

II. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания.

Речевая разминка, дыхательная гимнастика

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

Организует речевую разминку с развития техники чтения: правильного произношения слогов и слов без искажения их звукового состава, осознание читаемого текста.

– Прочитайте стихотворение друг другу, разделяя слова на слоги.

– Приготовьтесь читать выразительно.

– Почему автор называет учебник учителем?

– Как вы думаете, от кого зависит успех в учебе – от учителя или от ученика?

– Действительно, успех в учебе в огромной степени зависит от вашего трудолюбия и старания. А сейчас переходим непосредственно к теме урока

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке.

– Учитель у меня в портфеле!

– Кто? Быть не может! Неужели?

– Взгляни, пожалуйста! Он тут.

Его учебником зовут. В. Берест ов

– Из учебника мы узнаем много нового, он помогает нам в учебе. Когда дома, самостоятельно изучаем то, что пропустили по учебнику, он нас тоже учит.

– Каким бы ни был талантливым учитель, он не может научить того, кто не хочет учиться и ничего не делает

III. Определение темы, целей урока

IV. Повторное чтение и анализ произведения

Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.

– Что вы узнали о Пете Зубове?

– Прочитайте по ролям отрывок, из которого мы узнаем, при каких обстоятельствах Петя узнал о происшедших с ним переменах.

– Прочитайте о том, как встретился Петя с мамой.

– О чем думал Петя после встречи с мамой?

– Найдите отрывки, с помощью которых автор показывает, что все люди вокруг трудятся.

– Расскажите, как Петя нашел первую девочку, превращенную в старушку.

– Как ребята нашли остальных друзей по несчастью?

– Одинаково ли было поведение детей?

– Как могло произойти обратное превращение ребят?

– Прочитайте о превращении стариков в ребят.

– Почему они смогли победить волшебников?

– Как вы относитесь к ребятам?

– А как к ним относится автор?

– Заметили ли вы, что в сказке автор употребляет пословицы и поговорки? Найдите и объясните их смысл.

– К какому литературному жанру относится прочитанное произведение Е. Л. Шварца? Докажите.

– Какие сказочные законы осуществляются в этой
сказке?

– Почему злые волшебники превратили Петю Зубова в старичка?

– Найдите отрывок и зачитайте: из-за чего расстроился Петя Зубов, став старичком?

– Как вы думаете, почему Е. Л. Шварц называет волшебников злыми?

– Найдите в учебнике ответ, как Марфа Васильевна
характеризует детей, которых они превратили в старичков?

– А что о детях говорит Пантелей Захарович?

– Ребята, сейчас вы будете работать в парах. Герои-дети и герои-волшебники. Какие качества людей присущи им? Заполните таблицу.

– Прочитайте качества, присущие детям.

– Прочитайте качества, характеризующие волшебников.

– Кто не согласен с таким распределением качеств главных героев?

– Выберите, какие качества человеку надо воспитывать в себе?

– Почему другие качества не выбрали?

Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения.

Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения.

– Петя и Маруся уже знали о том, что с ними произошло, а другие ребята еще продолжали веселиться и лодырничать.

Работают с текстом.

– Ребята победили волшебников, потому что собрались, поторопились, успели, помогли друг другу.

– Автор осуждает ребят, но помогает справиться с проблемой, все заканчивается удачно.

Читают пословицы и поговорки: «Все пропало», «И в ус не дует», «Держит ухо востро», «Не терять времени даром», «Как сквозь землю провалился», «Терять время понапрасну».

– Это волшебная сказка, так как в этом художественном произведении есть вымысел и элементы фантастики. Авторская сказка, так как есть автор – Е. Л. Шварц.

– Сказочные законы: добро побеждает зло, что сказано – осуществляется .

– Петя отставал в учебе, опаздывал на занятия, не тужил.

«Какой я одинокий, несчастный старик!
Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей…
Никому не нужен…

Даже пенсии не дадут, ведь я всего три
года работал. Да и как работал – на двойки да на тройки. И главное, ничему не успел научиться».

– Время, потерянное ребятами, забрали волшебники себе.

Попросту они время украли.

– Марфа Васильевна говорит: «Лентяи, до 77 и сосчитать не сумеют, сразу собьются».

– Пантелей Захарович говорит: «Не придут они к 12 часам ночи. Хоть на минуту, да опоздают».

– Найдите и прочитайте, какую тайну узнал Петя?

– Для читателей автор написал замечательные слова, которые дают человеку уверенность в трудных ситуациях. Попробуйте найти эти слова и объяснить

– Петя узнал: «К сожалению, так устроено на свете: от любого несчастья может спастись человек, стоит ему только захотеть. Если ребята, которых мы превратили в стариков, разыщут завтра друг друга, придут ровно в 12 часов ночи сюда к нам и повернут стрелку ходиков на 77 кругов обратно, то дети снова станут детьми, а мы погибнем».

– Автор хотел сказать, что очень много зависит от самого человека. Выход из трудной ситуации всегда найдется

VIII. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

Подготовить чтение по ролям отрывка, в котором старики-школьники ищут друг друга. Проинсценировать часть сказки (по выбору учащихся)

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

IX. Итог урока. Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения. Организация подведения итогов урока обучающимися.

– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?

– Как вы понимаете название сказки? Что хотел сказать автор?

– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?

– А теперь мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы уйдете после этого урока. Почему? Выберите, пожалуйста, смайлик и объясните свой выбор

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Выбирают один из смайликов и объясняют свой выбор (радостное настроение, безразличие, грустное, печальное настроение).

– Не теряй время даже в действии, чтоб не превратиться в стариков задолго до старости, дорожи каждой минутой. Только в сказке можно вернуть потерянное время – повернуть стрелки назад, не надо надеяться на авось и на потом, а учиться, трудиться сейчас

Источник

Познавательное и интересное