Людмила Улицкая — Бумажная победа:
Краткое содержание
Послевоенная весенняя Москва. Здесь с мамой Мусей и бабушкой живет школьник Геня Пираплетчиков. И он несчастен. Не любит свою странную фамилию, плохо ходит, вечно болеет и дышит ртом. И у него нет папы. Не погиб на фронте, как у других. Его просто нет. Друзей у Гени тоже нет. Ведь он для ребят «Генька хромой, сопли рекой». Как завидят его – забрасывают грязью. Особенно старается Колька Клюквин, а вожак, Женька Айтыр, одобряет.
Переживая за сына, мама приглашает дворовую компанию на день рождения Гени. Надеется, что мальчишки подружатся с ним. Геня боится насмешек. Ведь у них пианино, маска Бетховена на стенке, книги. Ожидая в гости «врагов», мальчик складывает из бумаги парусник. Болея, он овладел этим искусством. По книжке Гершензона.
Приходят 12 гостей. Без подарков. Среди них Женька Айтыр, Колька Клюквин, Валька Боброва, Лилька. Мама играет для них на пианино, потом предлагает сыграть в фанты. Фант Женьки – бумажный кораблик Гени. Айтыр нашел его на подоконнике. Ребята обступают Геню. И он на их глазах складывает человечков, собачек, стаканчики.
Все в восхищении. Благодарят за «бумажные чудеса». И лица у ребят «не злые». Геня счастлив. «Он был ничем не хуже их». Мама Гени украдкой плачет от радости. Айтыр пытается сложить кораблик – не выходит. И он просит у Гени помощи. А «счастливый мальчик раздаривал бумажные игрушки…»
Читательский дневник по рассказу «Бумажная победа» Улицкой
Сюжет
Геня Пираплетчиков часто болеет, хромает, и у него нет папы, только мама с бабушкой. Ребята во дворе его обижают. Мама зовет «врагов» (главаря мальчишек Женьку Айтыра, Кольку Клюквина, Валю Боброву, Лилю и других) на день рожденья сына. Женька замечает на окне бумажный кораблик. Ребята наперебой просят себе фигурки из бумаги. Счастливый Геня дарит им свои «бумажные чудеса», и даже учит Женьку их складывать.
Отзыв
Рассказ о мальчике, которому талант помог найти друзей. Тема детской жестокости, травли непохожих, беззащитных, тема одиночества, непростой послевоенной жизни, поддержки семьи. Мальчик одержал победу над «врагами», «бандитами» и своими страхами. Его «оружием» стала бумага. Рассказ учит судить людей не по внешности, а по поступкам, уметь ставить себя на место другого, дружить, прощать и мириться, иметь интересные увлечения, быть щедрым, дарить радость.
Вопросы «Бумажная победа»
Анализ «Бумажная победа»
Рассказ о послевоенной жизни. Геня – чужак для ребят. Этот болезненный мальчик несчастен, в нем засел страх. Над ним смеются, его обижают, с ним не дружат. Взрослые приходят на помощь. Мама надеется, что его «враги» станут друзьями на дне рожденья. Так и выходит. Но не из-за пирога и маминой музыки, а из-за таланта самого мальчика. Подолгу болея, он научился складывать из бумаги красивые фигурки. Никто из ребят такого не видел, и так не умеет.
Анализ рассказа Л.Улицкой «Бумажная победа»
Анализ рассказа Людмилы Улицкой «Бумажная победа»
1. Как писательница раскрывает психологию детей, их взаимоотношения друг с другом.
2. Приёмы создания образов главных героев рассказа – взрослых и детей (портрет, особенности речи).
4. Средства художественной выразительности, их роль в тексте.
Для рассказов Людмилы Улицкой характерно сильное абзацное членение текста. Как известно, новый абзац означает начало новой мысли, нового действия. Значит, в рассказе много мыслей, много действия, и всё это подчёркивает автор. Кроме того, Л.Улицкая показывает отдельные фрагменты действительности, актуализирует отдельные элементы картины (к примеру, описание весны в начале рассказа). Все эти приёмы отвечают жанру рассказа.
Использован синтаксический параллелизм, усиленный анафорой «помимо того» (2,3,4 абзац).
Есть градация: недостатки Гени Пираплётчикова описываются по нарастающей, чтобы показать, насколько несчастен герой.
Чтобы еще более выделить отдельные моменты жизни Гени, автор использует парцелляцию: «отцов не было у половины ребят. Но в отличие от других… у него отца не было вообще». Мы понимаем, что для мальчика это очень большое горе. Для передачи отношения Гени к ребятам автор использует оксюморон: «старался не думать о том, как сейчас в дом ворвутся шумные, весёлые, непримиримые враги».
Рассказ начинается с подчинительного союза «когда», который готовит читателя к какому-то событию, что-то должно произойти.
Выразительность достигается и с помощью индивидуально-авторских эпитетов: весеннее-зимние болезни, неправдоподобно тепло, поднебесный гул, самодельный стишок.
А метафорический эпитет «счастливая листва» отражает эмоции Гени, которому с наступлением весны удалось выйти во двор, за жизнью которого он, болеющий почти каждую неделю, зимой наблюдал из окна.
Вообще в тексте много эпитетов:
черный снег (показывает состояние Гени);
великий мастер (автор стремится изменить отношение к герою).
Сравнение «как звонкое копьё» помогает понять болезненность дразнилки.
С помощью разговорных слов «шлёпнуться», « пустился вприпрыжку» и других создаётся дворовая обстановка.
Рассказ построен на антитезе (Геня и другие), есть и отдельные случаи противопоставления: легко играющая женщина и плохо одетые дети. В начале рассказа – война, в конце – мир.
Чтобы показать, насколько счастлив Геня, использован лексический повтор: «..лица не злые. Они были совершенно не злые».
Заканчивается рассказ фигурой умолчания, значит, слова больше не нужны.
Благодаря всем этим средствам художественной выразительности рассказ получился очень ярким и динамичным.
Рассказ в целом отличает лаконичность, но при этом его отличает глубина, автор заставляет переживать за Геню. И мы искренне радуемся счастливому финалу.
5. Приёмы изображения внешнего мира в тексте и его соотнесённость с внутренним миром героев.
Действие в рассказе начинается с описания природы: «Когда солнце растопило чёрный зернистый снег и из грязной воды выплыли за зиму отбросы человеческого жилья – ветошь, кости, битое стекло – и в воздухе поднялась кутерьма запахов, в которой самым сильным был сырой и сладкий запах весенней земли…».Весна…Но она какая-то неприглядная, некрасивая: чёрный снег, грязная вода, отбросы. Такой весну может увидеть только тот, у кого в жизни не всё хорошо. Действительно, Геня Пираплётчиков глубоко несчастный подросток, потому что все другие дети его обижают. Из-за этого очень переживают его мать и бабушка.
Внешний мир против этой семьи: всё разбухшее, переполненное в природе – и сердца Гени, матери, бабушки тоже готовы разорваться от отчаяния. И мир дворовых подростков настроен враждебно, потому что Геня не такой, как все. Он часто болеет, у него неладно с носом, у него совсем не было отца. Автор показывает, насколько далеки два мира: Гени и его семьи и мир двора, который спокойно наслаждается жизнью и теплом.
Очень важен эпизод праздничного обеда (это кульминация рассказа). У Гени побледневшее лицо, его сердце «едва не остановилось», он с ужасом ждал прихода гостей. А те ведут себя совершенно спокойно. Они удивляются тому, что привычно для Гени: музыке, маске Бетховена. Этим автор подчёркивает, что Геня и дети – из разных миров.
Наладить контакт помог «пустяковый» талант Гени. Дети были в восторге от фантов, которые так легко он делал. Конечно, и музыка сыграла немаловажную роль. Сердца детей начали оттаивать уже тогда, когда мать играла «Турецкий марш».
Детей можно понять: всегда вызывают восхищение и восторг люди, которые своими руками создают прекрасные вещи, например, картины, скульптуры, пишут книги. Это не каждому дано. К счастью, дети это поняли и оценили таланты семьи Гени.
Рассказ «Бумажная победа» называют пасхальным, потому что события происходят предположительно в апреле. А Пасха – это светлый, радостный праздник. И финал рассказа – тоже светлый, добрый: «Счастливый мальчик раздаривал бумажные игрушки…»
Презентация к уроку
Оборудование и материалы: текст рассказа (см. Приложение), презентация, Шуберт “Турецкий марш”, цветная бумага.
Организационный момент: Нам предстоит провести сегодня необычный урок. Необычность его будет заключаться не только в том, что это открытый урок в рамках педагогического фестиваля, необычна и тема нашего урока. Запишите её, пожалуйста. Искусство – великая сила! Мы продолжим знакомство с творчеством писательницы Людмилы Улицкой, с ее рассказом “Бумажная победа”. Наша цель – выяснить, какой силой обладает искусство и как оно может помочь человеку справляться с трудностями, одерживать победы. Итогом нашей работы станет сочинение-рассуждение, которое вы напишете дома.
Учитель: Рассказ “Бумажная победа” входит в сборник “Детство 49”, почему так назван сборник? Расшифруем название. О каком времени идет речь в сборнике? (О детстве.) Кто герои ее рассказов? (Дети.) 49 – это 1949 год, когда сама писательница была ребенком, т.е. в основе рассказов ее воспоминания. Эта дата близка к другой великой дате в истории. За четыре года до этого окончилась ВОВ, т.е. сборник повествует о послевоенном детстве (слайд 4).
Рассказ называется “Бумажная победа”. Что необычного в этом названии? Почему эти слова совсем не сочетаются, на первый взгляд?
Посмотрите на словарную статью, посвящённую словам “победа” и “бумажный” (слайд 5).
Победа – это что-то реальное, ощутимое, поэтому она, кажется, не может быть бумажной.
Текст вы прочитали дома и знаете, о какой бумажной победе идет речь.
4. Беседа по тексту.
Кто кого победил? (Геня победил своих “непримиримых врагов”.)
Почему рассказ так называется? (Победу одержал, благодаря таланту делать бумажные чудеса.)
Победа, о которой идёт речь, настоящая или не существующая на самом деле?
Знакома ли вам ситуация, в которой оказался Геня в начале рассказа: он является объектом насмешек со стороны сверстников?
Почему Геня чувствует себя несчастным?
Какой прием использует автор, чтобы подчеркнуть, что Геня чувствует себя “несчастным человеком”? (слайд 7) Какой прием использует автор? (Градация, усиленная анафорой, позволяет передать глубину страданий мальчика.)
А как вам кажется, это внешние обстоятельства жизни Гени или они характеризуют его как личность? (слайд 8)
Обычно мы смеемся над человеческой глупостью, ленью, осуждаем подлость, хитрость. Можно ли по фамилии судить о личных качествах человека?
А можно ли смеяться над физическими недостатками людей? Станете вы смеяться над слепым, глухим или над человеком, который сидит в инвалидном кресле? (Нет. Это низко и бесчеловечно.)
У Гени нет отца, но разве это так важно, чтобы стать настоящим человеком. Эти внешние обстоятельства жизни отравляют Гене жизнь и делают его не просто “несчастным”, а “очень несчастным”.
Почему нельзя унижать другого человека? Как это может отразиться на его дальнейшей жизни? (Может замкнуться, могут появиться комплексы, может стать несчастным и т.п.)
Ждет ли эта учесть Геню?
Как удалось Гене выйти “победителем” в этой “войне”?
5. Работа с текстом.
Посмотрим на слайд “Война” (слайд 12).
Между детьми идет настоящая “война”. Есть два лагеря: лагерь Гени, у которого в качестве брони мама и бабушка, и лагерь “ловкого и бесстрашного Женьки Айтыра”, у которого есть подчиненные, все те, “кто у него на побегушках”.
На чем основана власть Женьки Айтыра? (На страхе, подчинении, на подавлении воли других.) Хотелось бы вам оказаться у него “на побегушках”?
Между ребятами холодная ледяная стена страха, унижения, враждебности, неприязни.
Какое из оружий способно причинить больший вред?
Объясните значение пословиц: “Слово не стрела, а хуже стрелы. Словом пронзишь то, что иглой не проткнешь”. Запишите их.
Вот что сказал по этому поводу известный хирург Ф.С. Углов: “Если пуля, выпущенная врагом, может повредить часть тела, то грубое слово попадает в сердце и нередко валит человека наповал”. Пулю можно извлечь из организма, а каким скальпелем вырезать из сердца холодное слово. Поэтому со словом нужно быть очень осторожным.
День за днем Геня терпит поражение, получая душевные раны, которые могут привести в конечном итоге к смерти. Желая изменить ход “войны”, мама Гени решает дать генеральное сражение. К какому событию в жизни героя приурочена решающая битва и какому элементу композиции она соответствует? (День рождения – кульминация рассказа.)
Какая из этих сил, по-вашему, решает исход сражения?
Какой силой обладает Женька Айтыр? (У него сила физическая, приумноженная силой тех, кто у него на побегушках; сила воли, иначе он не мог бы быть главарем.)
А какая сила есть у Гени? Физически он слаб, сила воли у него есть, в чем мы видим ее проявления. (Тысячи дней своей жизни Геня проводил в постели. Осенние катары, зимние ангины и весенние простуды он терпеливо переносил, загибая уголки и расправляя сгибы бумажных листов).
Сила духа у него есть? (Да, он не на побегушках у Женьки, но эта сила у него подавлена ежедневными насмешками, обидами.)
К счастью, на помощь Гене приходит другая сила, сила, которая может разрушить любую стену, это сила искусства.
Какой вид искусства приходит на помощь Гене в первую очередь, в чьем лице? Как изменила музыка “непримеримых врагов” Гени? (слайд 15)
Какие изменения произошли в самом Гене и в его гостях? (Напряжение оставило его, мелькнуло что-то вроде гордости. Геня почувствовал силу, музыка укрепила его дух.)
Сейчас мы прослушаем отрывок музыкальной композиции Шуберта “Турецкий марш”, перед вами будут демонстрироваться слайды с фотографиями послевоенных детей (слайды 16-22).
Какими вы увидели этих детей? Найдите в тексте описание комнаты, праздничного стола, внешнего вида детей. (Плохо одетые дети, бедная обстановка комнаты, скупой стол.)
Мир, который окружает детей, серый, бедный, в нем мало ярких пятен. И вот в их жизни появляется музыка, яркая, богатая, красивая, и наполняет их мир цветом. Искусство делает нашу обыденную серую жизнь красочной и богатой. Сегодня уже никто не может представить свою жизнь без музыки, хорошей книги или кино (слайд 23).
Музыка укрепила силу духа Гени. Какой вид искусства помог Гене одержать окончательную “победу”? (Оригамми — древнее искусство складывания фигурок из бумаги).
Как изменились ребята, соприкоснувшись с искусством оригами?
Обычно побежденные чувствуют себя несчастными, униженными. Так ли чувствуют себя Женька Айтыр и другие ребята? (Нет, наоборот, они счастливы).
Такова, ребята, сила искусства, возвышая талантливых, искусство делает счастливыми тех, кто прикоснулся к этому таланту, кто сумел ощутить красоту искусства (слайды 25,26).
Давайте вернемся к нашему слайду “Война” и посмотрим, что изменилось? (слайд 27).
И вот стена разрушена “лед растоплен”, необходимость в броне отпала, мама и бабушка могут оставить свои позиции, Айтыр капитулировал, впервые обратился к Гене по имени, а все те, кто дразнил и обижал Геню когда-то, теперь с восхищением смотрят на его руки… Круг символизирует единство, сплоченность ребят. Хотелось бы вам быть на месте Гени?
В этой схватке Геня вышел победителем, но в этой схватке нет обиженных и униженных. Только настоящий талант может брать в плен людские сердца и делать их при этом счастливыми. Благодаря своему таланту Геня смог одержать “бумажную победу”. И в истории множество примеров того, как произведения искусства помогали людям преодолевать трудности, выигрывать сражения …
6. Сообщение ученика (слайды 28-31).
Новое произведение Шостаковича потрясло слушателей: многие из них плакали, не скрывая слёз. Великая музыка сумела выразить то, что объединяло людей в то трудное время: веру в победу, жертвенность, безграничную любовь к своему городу и стране.
Какая сила решает исход сражения?
Может ли Женька быть победителем? (Нет. Это изначально позиция проигравшего.)
Итак, сделаем выводы о силе искусства.
Искусство – великая сила?
1. Оно способно растопить лед и укрепить силу духа.
2. Оно объединяет людей, делает их счастливыми.
Действительно, искусство – это великая сила.
8. Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение “Искусство – великая сила”.
А Геня действительно талантлив или, как он сам считал, у него “чепуховый талант”? Давайте и мы попробуем приобщиться к искусству оригами и что-нибудь смастерим сами. Мы с вами сделаем лебедя (слайды 35-43).
Школьное чтиво
Произведения школьной литературы в простой и доступной форме
20.05.2019
Улицкая Л. «Бумажная победа»
Жанр: рассказы о детях
Главные герои рассказа «Бумажная победа» и их характеристика
Чему учит рассказ «Бумажная победа»
Рассказ учит никого не обижать напрасно, не смотреть на чужие недостатки, а уметь видеть чужие достоинства. Учит сочувствию и доброте. Учит тому, как надо находить друзей.
Отзыв на рассказ «Бумажная победа»
Мне понравился этот рассказ, хотя в начале Гену было очень жалко. Он казался таким несчастным. Но у любого человека есть свой талант, и этот талант всегда привлекает людей. Поэтому и Гена нашел своих друзей, ведь он лучше всех делал фигурки оригами.
Пословицы к рассказу «Бумажная победа»
Кто сам себя не уважает, того и другие уважать не будут.
Неказист парень, да талантлив.
Не родись дитя хорошее, а родись талантливое.
Счастье в воздухе не вьется, а руками достается.
За доброе дело жди похвалы смело.
Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Бумажная победа»
Ранней весной Гена Пераплетчиков вышел на улицу. Помимо нелепой фамилии, мальчик ходил прыгающей походкой, у него был заложен нос, и у него не было отца. Все это вместе делало Гену очень несчастным человеком.
На улице было тепло, играли девочки и мальчики. Вдруг рядом упал ком земли и облил лицо мальчика грязью. Следом летел второй и третий. Гена побежал, а вслед ему неслись обидные стихи и смех. Кидался Колька Клюквин, кричали девочки, а позади них стоял ловкий и бесстрашный Женька Айтыр.
Генка бросился к подъезду, из которого выходила его бабушка.
Вечером мама и бабушка мальчика обсуждали, почему дети обижают Генку. Мать предложила испечь пирог и позвать всех детей на день рождения к Генке. Бабушка возражала, называя детей бандитами, но мать настояла на своем.
Через две недели мать сказала Гене, чтобы он позвал детей на день рождения. Гена отвечал, что не хочет никого приглашать, и тогда мать сама вышла во двор и пригласила всех, в том числе и Женьку Айтыра.
С большим страхом Гена ждал прихода своих непримиримых врагов. Он сидел за столом и складывал бумажный кораблик. Он был большой мастер этого дела. Гена часто болел и долгими днями занимался тем, что складывал из бумаги разные фигурки.
Ровно в четыре пришли гости и чинно расселись за столом. Мать предложила выпить за здоровье Гены и все выпили домашней шипучки
Потом мать села за пианино и стала играть «Турецкий марш», потом Шуберта.
Айтыр увидел маску Бетховена и насторожился, узнав, что это немецкий композитор. Но мать сказала, что Бетховен умер задолго до фашизма, и стала играть Бетховена.
Наконец пирожки и конфеты были съедены и мать предложила играть в фанты. Айтыр крутил в руках недоделанный бумажный кораблик, потом поставил его на стол и сказал, что это будет его фант.
Гена двумя движениями закончил кораблик, а мать попросила его сделать фанты другим детям. Гена стал делать из бумаги лодки, корабли, солонки, хлебницы.
Едва он заканчивал очередную фигурку, ее сразу выхватывала чья-нибудь нетерпеливая рука. А ребята, забыв про фанты, просили Гену сделать еще и еще. Все улыбались и благодарили Генку.
А Генка был счастлив. Он был не хуже других. Мало того, дети восхищались его чепуховым талантом и были совсем не злыми.
Айтыр разобрал свой кораблик и пытался сделать его снова. Он назвал Генку по имени и попросил помочь.
Мать улыбалась и мыла посуду.
А счастливый Генка раздаривал бумажные игрушки.
Рассказ «Бумажная победа»
Год издания рассказа: 2003
Совсем небольшой рассказ Людмилы Улицкой «Бумажная победа» впервые появился в сборнике «Детство – 49», который вышел в 2003 году. После этого рассказ несколько раз включался в другие сборники писательницы, а в 2020 году даже дал название подобному собранию сочинений. Несмотря на то, что этот рассказ, от одной из лучших современных российских писательниц совсем небольшой, он был включен в учебную программу, что обеспечило ему широкую известность.
Сюжет рассказа «Бумажная победа» кратко
В рассказе Людмилы Улицкой «Бумажная победа» читать можно о мальчике Гене Пираплетчикове, который собственную фамилию считал практически унижением. А еще у него была болезнь ног, из-за чего ходил он странной, прыгающей походкой. В добавок ко всему у него не было отца. И он не погиб на фронте, как у других детей. Его просто не было. И вот когда он вышел во двор теплым весенним днем в него полетел кусок грязи от Кольки Клюквина, затем еще один и еще. Другие дети кричали: «Генька хромой, сопли рекой!», а позади этой всей ватаги стоял главный враг — Женька Айтыр. Геня убежал домой. Вечером, когда он уже спал, мать и бабушка спорили, что с этим делать. Мать предложила устроить Гене день рождения и пригласить через две недели всех детей. Когда о этом узнал мальчик, он воспротивился, но мать сама вышла во двор и пригласила детей.
И вот наступили четыре часа. На столе винегрет, жаренный хлеб с селедкой и пирожки с рисом. Геня складывает из газеты кораблик и старается не думать о ребятах, которые сейчас ворвутся в его дом. Кстати, надо отметить, что в этом бумажном деле он огромный спец, ведь во время частых болезней ему только что и оставалось как складывать разнообразные фигурки из бумаги. Дети пришли все сразу, а беленькие сестрички даже принесли подарок в виде букета одуванчиков. Все сели за стол и человек двенадцать плохо одетых, но умытых ребят принялись молча поедать угощения.
Они восхищались его чепуховым талантом, которому сам он не придавал никакого значения.
Мать главного героя рассказа «Бумажная победа» Улицкой играла на пианино сначала Шуберта, затем Бетховена, а после предложила поиграть в фанты. Но не у кого из детей не было фантов. Первым нашелся Айтыр, который взял с подоконника недоделанный кораблик из газеты и сказал, что это его фант. Мать предложила сделать такие и другим детям. Вскоре комната наполнилась криками сделать и ему стакан, человечка, рубашку, собаку. Эти не злые лица тянулись к Гене, и он был по-настоящему счастлив. А Айтыр и вовсе разобрал свой кораблик и пытался сложить его своими руками. Когда же это не получилось, подошел к Гене с вопросом. Счастливый мальчик раздаривал бумажные игрушки, а его мать мыла посуду и роняла в мыльную воду слезы.
Рассказ «Бумажная победа» на сайте Топ книг
Рассказ Людмилы Улицкой «Бумажная победа» читать становится особенно популярно в преддверии ЕГЭ. Это обеспечивает ему периодическое попадание в наш рейтинг лучших современных русских книг. И учитывая наличие рассказа в учебной программе, мы еще не раз увидим его среди самых популярных книг.