Лингвостилистический анализ художественного прозаического текста. Анализ рассказа И.А.Бунина «Красавица»
Лингвостилистический анализ художественного прозаического текста. Анализ рассказа И.А.Бунина «Красавица» (подготовка к написанию части С)
Цель урока : Провести лингвостилистический анализ рассказ, убедиться в том, что анализ текста как языкового целого позволяет определить замысел писателя, основную идею произведения, отработать умение выделять главное в тексте, определять позицию автора, выражать свое мнение и аргументировать его, подготовиться к написанию сочинения по прочитанному тексту.
Методы и приемы: Комплексная работа с текстом, аналитическая беседа, лекция учителя, использование межпредметных связей, работа по теории литературы.
Оборудование к уроку: Портрет И.А.Бунина, текст рассказа, приложение с высказываниями по теме, мультимедийная презентация к уроку.
Сосуд она, в котором пустота, или огонь,
мерцающий в сосуде?
? О каком понятии идет речь
Действительно, говорится о красоте (подумайте, почему именно эти слова взяты мною в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку (ответ в конце урока))
Работая над рассказом, анализируя его, мы должны будем еще раз убедиться в том, что внимательное наблюдение над словом, анализ языковых и изобразительных средств позволяют в полной мере определить замысел автора, идею произведения.
Итогом урока должна стать написанная вами творческая работа.
На уроке нам понадобятся знания по теории литературы
Учитель читает рассказ
? Какое впечатление произвел рассказ на вас? Почему?
? Какие чувства, эмоции возникали?
Невеселую, совсем не сказочную историю поведал Бунин. Финал поверг в уныние, т. к. нет положительного конца.
Можно выделить основные темы: Судьба мальчика, ставшего никому не нужным и несоответствие красоты внешней красоте внутренней.
? Назовите героев рассказа, кто они (дети обращают внимание, что ни у кого из героев нет имени)
О героях мы узнаем из первых строк рассказа. Найдите портретно-характерологические слова, определяющие их характеры. Расскажите о них.
Чиновник- есть слова с положительной оценкой (скромен) и отрицательной экспрессией (не интересен во всех отношениях). Бунин использует метафорический эпитет «Очки цвета йода», что обозначает отстраненность, страх перед жизнью, желание спрятаться от мира.
Герой самый обычный, вроде порядочный.
? Что настораживает в ее описании («зоркий взгляд»)
? С каких слов начинается завязка рассказа
? Почему описывая отношения мачехи к мальчику, автор подмечает «И вот…..красавица спокойно возненавидела мальчика….»
? При каком условии возможна спокойная ненависть
Красавица равнодушием своим, безразличием, душевной холодностью лишила ребенка радости жизни, превратила его в бесконечно одинокого человека.
? Что теперь можно сказать об этой женщине
Она злая, бессердечная, жестокая и ……умная, т.к. при своем «зорком взгляде» сумела сделать вид, что не замечает ребенка совершенно.
? Как ведет себя отец в этой ситуации. Почему?
? Как это все его характеризует
? Чем непохож этот рассказ Бунина на его другие рассказы с точки зрения художественного своеобразия
В этом рассказе отсутствует пейзаж ( описание природы заменено описанием интерьера )
Очень сложно говорить о поэтичном, когда в жизни ребенка осталась одна лишь грусть, и наверное жестоко говорить о прекрасном, когда маленький мальчик вместо счастья и радости от детства испытывает лишь страдания.
? Какие еще особенности рассказа можно отметить
Прямая речь в рассказе есть только у героини
Рассказ заканчивается описанием одиночества мальчика
? Какими словами передает автор его «новую» жизнь
Ребенок не видит вокруг себя живых-все, что осталось- воспоминание о маме (книжечка, сундук), писатель умышленно употребляет слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом, тем самым давая понять, что мир мальчика стал маленьким, совсем сузился.
(для сравнения «круглый сирота»)
? Вспомним, что говорил о ребенке Бунин в самом начале рассказа («…..от природы живой..»)
? Сформулируйте идею произведения
? Почему тогда Бунин назвал рассказ именно «Красавица»
? Что же такое красота
Красота-это не то, что сразу бросается в глаза и «кричит» о себе. Чаще всего это не очень приметное, тихое и спокойное явление. Надо уметь «всматриваться» и «вслушиваться» в людей. Об этом и предупреждал нас И.А.Бунин в своем рассказе.
Стремясь к любви, ты ищешь красоты,
смотри ж не ошибись, ведь так случается,
что самые прекрасные черты не взгляду,
а лишь сердцу открываются.
В подтверждении слов посмотрите на работу Леонардо да Винчи «Джаконда»
Домашнее задание написать сочинение по предложенному тексту ( в качестве эпиграфа к работе можно использовать одно из высказываний) см. приложение
Красавица произведение. «Красавица», анализ рассказа Бунина, сочинение. Несколько интересных сочинений
«Темные аллеи»
Над этими рассказами писатель начал работать в конце 30-х. Сегодня сборник включен в школьную программу, признан одной из лучших книг о любви, созданных русскими прозаиками. «Темные аллеи» состоят из трёх частей. В довольно сложных условиях создавал свои лучшие произведения Бунин. «Красавица», к анализу которой приступим чуть позже, включена во вторую часть. Написана в Париже, во время немецкой оккупации.
Анализ бунинской прозы всегда нужно начинать с прочтения первоисточника. Даже в том случае, если содержание того или иного рассказа хорошо известно. Произведения последнего русского классика достойны многократного прочтения. Писатель очень бережно относился к словам. Иногда, уже отправив в издательство рукопись, он неоднократно требовал убрать запятую, поменять то или иное прилагательное на синоним, убрать какое-либо предложение. Его проза чрезвычайно поэтична. И кажется, в ней нет ни одного лишнего слова. Таким образом, прежде чем делать анализ «Красавицы» Бунина, стоит еще раз прочитать этот небольшой рассказ. На это уйдет не более трех минут.
Анализ произведения делать нужно для того, чтобы оценить мастерство автора. Писателю удалось благодаря удивительному умению подбирать точное слово, передать страдание мальчика, эгоизм мачехи, преступное равнодушие отца. При этом Бунин почти не использовал прямой речи и не высказывал своего мнения относительно поступков героев.
Почему именно «красавица»?
Анализ произведения Бунина следует начинать с ответа на этот вопрос. Писатель назвал свой рассказ «Красавица». Главная героиня, действительно, хороша с тобой. Однако в сюжете это не имеет никакого значения. Это название является своего рода провокацией. Ведь читатель из рассказа Бунина выносит совершенно другое впечатление. Красавица вызывает неприятные чувства.
Герои рассказа
Спокойная ненависть
Этот оксюморон автор использовал, описывая чувства женщины по отношению к своему пасынку. Но разве ненависть может быть спокойной? Такое странное словосочетание позволяет читателю понять отношение главной героини к семилетнему мальчику. Она делает вид, что не замечает его. Сразу же после свадьбы отправляет в небольшую комнату, которая находится рядом со столовой. Мальчик, живя среди людей, имея отца, оказывается «в круглом одиночестве».
Мамин сундук
Именно так изначально назвал свой рассказ Бунин. О жизни мальчика после появления в доме мачехи сказано совсем немного. Да и само произведение небольшое. Но всего в нескольких фразах автор создал трогательный образ одинокого мальчика. Чиновник боится свою жену-красавицу. В страхе перед ней он «притворяется, будто у него нет сына». И мальчик начинает жить совершенно самостоятельно, обособленно от других членов семьи. Говоря о нём, Бунин использует такие слова, как «неслышно», «незаметно».
Мы ничего не знаем о дальнейшей судьбе сына чиновника, который при живом отце, стал сиротой. Но можем предположить, что одиночество, в котором он оказался в раннем возрасте, оставит тяжелую травму на всю последующую жизнь.
Рассказ состоит из пяти абзацев. В нём всего три действующих лица. При этом изображена глубокая трагедия и немая, страшная жестокость людей, способных уничтожить
Иван Андреевич Бунин обладал незаурядным талантом раскрывать самые потайные уголки характера своих персонажей. Рассказ Бунина «Красавица», краткое содержание которого последует дальше, это произведение небольшого объема, но наполненное глубочайшим нравственным смыслом.
История создания «Красавицы»
«Красавица» была создана Буниным в 40-х годах XX века и дополнила собой великолепный сборник рассказов Ивана Андреевича «Темные аллеи». Этот рассказ отразил размышления автора о сочетании внешней и внутренней красоты, о том, насколько жестоким может быть прекрасное на первый взгляд создание. Рассказ Бунина «Красавица» кратким содержанием передает очень важную информацию, очищенную от излишних деталей. Он легко читается, «на одном дыхании», но заставляет читателя глубоко задуматься.
И. А. Бунин, «Красавица»: содержание
Начинается повествование с сообщения о том, что пожилой вдовый чиновник женился на молоденькой девушке. Она оказалась редкой красавицей. Сам по себе мужчина этот был тихим и скромным, совершенно непривлекательным, вполне заурядным человеком. И окружающие задавались вопросом о том, как ему удалось жениться на такой красивой девушке. Особенно смущало всех, что и первая жена чиновника была прекрасна.
Все было хорошо в молодой супруге. Она была аккуратной, хозяйственной, умной и спокойной. Сразу взяла всю власть в доме в свои хрупкие руки. Но случилось так, что маленький семилетний сын ее мужа от первого брака не пришелся ей по нраву. Она возненавидела его и стала полностью игнорировать, делая вид, что мальчика не существует. Покорный ее власти отец ребенка вскоре поддался влиянию жены и, чтобы не сердить супругу, перестал вовсе обращать внимание на свое дитя.
Мальчика отселили из комнаты отца в небольшую комнатушку, где стоял обитый бархатом диван, ставший его кроватью. Так как ребенок спал беспокойно, красавица-хозяйка забеспокоилась, что он может протереть бархат на диване. Она велела служанке достать старый матрас из сундука его покойной матушки и стелить постель для пасынка на полу.
После этого мальчик зажил совершенно обособленно от всей семьи. Никто им не занимался и не интересовался. Все его развлечения составляло рисование мелом на доске или чтение одной и той же книги, которая была куплена ему еще его мамой. Никому не было дела до этого ребенка.
Основная идея рассказа
В рассказе И. А. Бунина «Красавица» краткое содержание не искажает сюжетной линии. Короткое по объему произведение поражает масштабом горя маленького мальчика, заброшенного близкими людьми. Красавица, ставшая хозяйкой дома, властная и бескомпромиссная женщина. Она «спокойно» возненавидела мальчика, то есть проявила к нему невероятное уничтожающее равнодушие. Таким образом Бунин показывает, насколько ужасной может быть суть человека, скрытая обманчивой внешностью. Героиня рассказа в конце не воспринимается читателем как красивая женщина, она остается лишь «красавицей» с отвратительным черствым сердцем, лишенным тепла.
Рассказ Бунина «Красавица» кратким содержанием и глубоким смыслом привлек к себе внимание миллионов читателей по всему миру.
Но Бунин создает свои рассказы особенными, лиричными, отражающими все яркие и чувственные движения души человека. Поэтому среди остальных бунинских произведений, которые имеют лиризм и поэтичность повествования, выделяется сюжет повести «Господин из Сан-Франциско», который имеет постой и незамысловатый сюжет и полное отсутствие какого-либо лиризма или движений души человеческой.
Перед читателями открывается ужасный мир бездушных людей, которые просто создают иллюзию жизни, но все-таки они не живут, а существуют. Так они зарабатывают денежные средства, даже путешествуют и могут влюбляться, как дочь главного героя, но делают это сухо, и душа их не оживает, не откликается на эти чувства. Главный герой рассказа не имеет ни имени, ни каких-либо корней. Таким образом, Бунин показывает, что этот образ собирательный, он яркий представитель того общества, в котором он и его семья существует.
Писатель показывает героя, у которого совсем нет его внутреннего мира, нет переживаний и каких-либо движений души. Это такой бытовой человек, о котором автор ничего не рассказывает, так как все можно понять из тех бытовых подробностей, которых в рассказе много.
Свое произведение Бунин начинает с описания палубы, где веселится буржуазное общество. Он показывает, что это веселье идет постоянно, но никто из них даже не пытается задуматься о тех людях и об их непосильном труде, которые находятся на нижней палубе. Им это неинтересно, и, даже если бы они узнали, то отнеслись совершенно равнодушно.
Писатель показывает и то, что даже любовь не существует в этом мире. Они не знают эти настоящие чувства, которые волнуют душу. Поэтому на корабль была нанята пара за деньги, которые показывали любовь, показывали чувства, но они ведь тоже были не настоящими. И автор это постоянно подчеркивает, чтобы показать, что человеческие чувства отсутствуют в этом равнодушном мире.
Рассказ под названием «Красавица» написан осенью в 1940 году великим писателем Буниным. Эта новелла относится к философскому типу написания. Произведение очень маленькое, писатель поместил его всего на одной странице. В рассказе описывается история жизни доброго мальчишки семи лет, которого сильно ненавидела мачеха. Она была очень красивой женщиной, но при этом коварной и злой. От беспощадной ненависти ребёнок прячется и таится в своём родном доме. Он стал как будто не видимым для всех, старается не попадаться на глаза «красавице». В своём произведении Бунин рассказывает о безнаказанности злых поступков.
Все слова в рассказе пропитаны большим состраданием и жалостью к беззащитному ребёнку. Отец, испытывая страх перед новой супругой, старается угодить ей во всём. При этом он забывает про своего сына и делает вид, как будто у него во все нет ребёнка. Автор в этом произведении показывает читателю, как доверчивы и беспомощны маленькие дети. Они полностью зависят от взрослых людей и не могут расти без заботы и любви своих близких.
Для описания отношения мачехи к своему пасынку, писатель применяет такой эпитет, как «возненавидела спокойно». Красивая молодая, но при этом очень властная женщина с пронзительным взглядом. Она была небольшого роста, с хорошей фигурой, всегда прекрасно одета. Мачеха ясно, осознаёт своё превосходство над мальчиком и при любом удобном случае напоминает ему об этом.
Бунин этими отношениями между не родной матерью и пасынком, подчёркивает, и лишний раз указывает на бездушие и непорядочность взрослых людей из так называемого высшего общества. Ведь быть эгоистами по отношению к ребёнку и не проявлять заботу о нём, противоречит всем законам природы и нашего общества. Иван Бунин в своём произведении «Красавица» отчётливо показал читателю, что человек, который красив снаружи, не всегда красив душой и своими поступками. Иногда он не просто не красив изнутри, а ещё и очень жестокий по отношению к другим людям.
Полное одиночество маленького мальчишки писатель раскрывает в последнем абзаце своего рассказа. В нём он подбирает особенные слова, с помощью которых вызывает сочувствие и жалость к забытому всеми ребёнку. Например, использует вот такие словосочетания: «стоит в уголке гостиной», «читает книжечку». Можно ли после такого холодного и равнодушного отношения, считать красивую девушку «красивой». Автор чётко даёт нам понять, что нет.
Сочинение для 11 класса по рассказу Красавица
Иван Алексеевич Бунин написал рассказ на 70 году жизни. В этом возрасте переосмысливаешь прожитую жизнь, видишь людей насквозь. Чтобы понять человека можно просто посмотреть его отношение к другим. Автор затрагивает не простые взаимоотношения в семье. В произведении описаны три сюжетные линии: отношение отца со второй женой, хозяйки в доме и семилетнего мальчика. В рассказе нет имен, писатель обобщает категорию определенного круга людей.
Рассказ начинается с описания пожилого мужчины, который овдовел и женился во второй раз. Старик был чиновником, очень плохо выглядел, но женился на молоденькой, уверенной в себе женщине. Это резкое противопоставление уже по внешности персонажей дает понять о не похожести людей.
С появлением новой хозяйки в доме жизнь стала безрадостной и тихой. Женщина воцарилась, а значит ей никто не мог возражать. Она спокойно возненавидела мальчика. Что означает этот оксюморон? Проявление равнодушия, отстранение от семьи, жизнь без любви и ласки. Все это воспитывает в ребенке нелюдимость, зажатость, неискренность. Он просто боится жить.
Мальчик стал словно несуществующим в доме. Это усиливает понимание что сынок для отца не значит ничего. Он живет в доме, но место отведенное ему подчёркнуто с уменьшительными суффиксами: добришко, диванчик, постелька. Сам за всем следит несмотря на свой юный возраст.
А что чувствует отверженный ребенок? Оставшись в полном одиночестве что мальчик будет знать о мире? Будет ли он жестоким или все же будет знать цену своим словам и поступкам? Станет ли мальчик доверять миру когда вырастит? Сюжет не имеет развязки. Остается только додумывать что станет с ним.
Равнодушие к ребенку проявляет в доме не только новая супруга, но и родной отец мальчика в угоду молодой жене. Чиновник был на столько неинтересным человеком что даже не мог высказать свою точку зрения. В добавок он носил очки с цветом йода что отражает его не желание видеть действительность. К сожалению, отец в интересах личного счастью забывает о сыне.
Небольшой рассказ Бунина представляет собой трагедию жизни ребенка, отсутствие опеки родителей. Иван Алексеевич тонко обрисовал суровую жизнь мальчика. Поведение родителей ребенка заставляет судить людей не только по внешности и положению в обществе, но и по нравственным устоям.
Несколько интересных сочинений
Всемирно известная картина «Буря» великого художника Ивана Константиновича Айвазовского, является одной из мои любимых работ в жанре пейзажной живописи.
В произведении древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», пожалуй, одно из центральных мест занимает образ земли. Именно на ней разворачиваются все чудовищные события, которые мы помним до сих пор. Каждая строчка пропитана необыкновенной любовью
Тому я хочу розповісти вам, про те що відбувалося у цьому творі, про головну думку яку автор намагався донести читачам і про те що, деяка частина людей на даний момент, гроші цінить більше ніж людське життя.
Если бы я был волшебником, то я бы прекратил на земле все войны и установил мир во всём мире. Чтобы дети не гибли и не становились инвалидами. Если бы я был волшебником, то я придумал лекарство от рака
Лиричный пейзаж «Осень» И. И. Левитана повествует о прекрасной листопадной поре
Лингволитературоведческий анализ рассказа И.А. Бунина «Красавица»
Разделы: Литература
Мы живем в эпоху бурных изменений. Изменяется все: сама жизнь, человек и, конечно же, школа. Перед учителями вообще и литературы в частности поставлены новые задачи. Среди них не только изучение литературных произведений и постижение литературы как художественной ценности, но и становление духовного мира человека, его мировоззрения, воспитание потребности в систематическом осмысленном чтении как необходимом условии духовно-нравственного совершенствования личности.
Названа основная цель преподавания литературы в школе – “душеобразование через речеобразование”. “Задача учителя – помочь ученику овладеть способами самостоятельной работы с информацией. Такая стратегия – один из способов превратить учение в личностно-ориентированное” (1). Что значит “личностно-ориентированное”? Это значит, что ученик стоит в центре внимания не только как объект образования, а как его субъект. Он инициативен и самостоятелен в учении, учится осмысленно, его любознательность поощряется. Он приучен взаимодействовать с информацией, перерабатывать информацию, осмысливать, использовать ее и выдавать свою информацию. Он приучен критически мыслить.
Именно на это работают распространившиеся в последнее время инновационные образовательные технологии кооперативного обучения, проблемного обучения, организации дискуссии и другие.
На уроках литературы информацией, или объектом критического мышления, критического анализа, является художественный текст. Приемов анализа текста всегда предлагалось множество. Для нас интересны экспериментально апробированные приемы “двойного (тройного) дневника” и “кластер”. Ими мы и будем пользоваться в дальнейшей работе. И с этой целью нам следует актуализировать эти понятия. Суть этих приемов достаточно обстоятельно раскрываются в пособиях Ермаковой Г. А., зав. кафедрой многоязычия и литературного образования ЧРИО.
В основе этих приемов лежат следующие тезисы.
Интересна и приведенная в этой работе цитата из собрания сочинений Л. Н. Толстого: “Каждое художественное слово … вызывает бесчисленное множество мыслей, представлений и объяснений…”
Важно не только понять слово, но правильно его истолковать, раскрыть все, что спрятано, скрыто за ним. А это предполагает большой базовый объем знаний, высокую общую культуру. Следовательно, обязывает и учителя, и ученика находится в состоянии постоянного поиска, работы мысли. Ведь как увидеть невидимое, если ты незнаком с писателем, автором, не постиг особенностей его мировоззрения, его жизни и творчества. В противном случае всегда возможна вероятность неправильного толкования или недостаточной глубины анализа и познания.
2. По мнению литературоведов Ярхо Б. И. и Гаспарова М. Л., любой текст имеет три уровня: 1)идейно-образный, 2)лексический, 3)фонический.
И при анализе текста нужно последовательно разбирать все три уровня. На первом уровне исследуются все основные и важные образы текста и дается их толкование. На втором, лексическом, уровне анализируются словарный состав и средства выразительности, а фонический уровень требует анализа особенностей звучания текста.
Эти три уровня взаимосвязаны, взаимодействуют и выводят нас на идею текста, на менталитет души, мировоззрение автора.
Анализируя художественные произведения, я всегда напоминаю им о том, что писатель придумывает текст, он волен выбрать героев, дать им имена, наделить их таким или другим характером, заставить их поступать так или иначе. Так почему же он выбирает именно это имя? Именно это время? Почему герой совершает именно этот поступок? Почему завершает свой путь именно так? Значит, писатель хочет до нас довести какие-то свои мысли, идеи. Какие? Что он хочет сказать нам? При такой постановке вопроса ученики охотнее и активнее включаются в процесс творческого анализа. Им интересно додумывать, находить объяснение авторского замысла.
Теперь мы кратко изложим суть названных приемов.
1. “Кластер – это графическая (в виде рисунков) форма изображения информации, где отдельные блоки связаны между собой смысловыми линиями. Блоки распределяются по объему своего содержания по принципу “вишенки”. Форма может быть самая разнообразная” (1).
В центре ставится обсуждаемое понятие, образ. Вокруг располагаются “приорбитные слова”: определения (прилагательные, местоимения), использованные автором для характеристики этого образа; мотивы (глаголы, причастия, деепричастия), показывающие действия названного образа; обстоятельства (наречия, существительные с предлогами), при которых осуществляются эти действия.
После каждого слова можно дать его толкование, или открыть скрытый смысл слова. Что имел в виду автор, употребляя то или иное слово, что за ним стоит, какие ассоциации оно вызывает.
Такая схематизация помогает полному раскрытию образа. Эта работа должна вестись и индивидуально, и коллективно. Составляя свой кластер, ученик учится думать, а делясь своими открытиями с классом, он обогащается. Ученики таким образом взаимообучаются. Взаимообучение – процесс интересный и эффективный.
Прием построения кластера может быть применен на уровне идейно-образного анализа текста. Это фаза осмысления текста.
Второй предлагаемый прием – это ведение “двойного дневника” (“тройного дневника”). При таком чтении лист тетради делится на две (или три) колонки. Слева записывается часть текста, которая произвела большое впечатление (цитата), а справа – комментарии к ней, толкование этой цитаты (слова, выражения, предложения). Сюда записываются мысли, вызванные цитатой, рассуждения по этому поводу, возникшие ассоциации. Такая работа также ведется индивидуально, в парах и в группе. Это фаза размышления над текстом.
Анализ идейно-образного уровня рассказа
В очерке “Иван Бунин” К. Г. Паустовский так отозвался о творчестве писателя “Чем больше я читаю Бунина, тем яснее становится, что Бунин неисчерпаем” (4). В любом возрасте человек может читать и перечитывать его произведения и делать открытия. Это и есть классик.
Первое же чтение ставит перед нами загадку, и она в заголовке. Почему “Красавица”? Ведь рассказ вовсе не о ней! В пяти абзацах этому герою уделено меньше всего внимания: всего 4 предложения! Чиновнику-отцу и того больше – 5, а вся остальная часть произведения рассказывает о мальчике. Именно он поставлен в центр повествования, и правомернее было бы дать новелле название – “Мальчик”. Случайность или непродуманность? Конечно же, нет. Здесь также скрыт тайный замысел. И ученикам дается задание: в ходе чтения и анализа исследовать тайну названия произведения. Заинтригованные, перечитываем рассказ. Какие горизонты откроем мы в ходе работы, какие рифы встретим на пути, к какому берегу пристанем?
На первом этапе – исследование идейно-образного уровня. Как договорились вначале, мы используем приемы “Кластер” и “Двойной дневник”. На стадии осмысления текста строим кластеры.
Теперь проследим за кратностью употребления слов: часто это имеет большое значение. В этом рассказе чаще встречаются следующие существительные: красавица – 4 раза, чиновник-отец – 4 раза, мальчик-сын – 4 раза, дом – 3 раза.
После того как мы обозначили центральные образы, можно приступить к построению кластеров. Рисуя кластеры, мы очень внимательно перечитываем текст.
На стадии “Размышление” попытаемся дать свое толкование ключевым фразам, предложениям рассказа. Для этого используем метод “двойного дневника”.
1. Доставляющий наслаждение взору, приятный внешним видом, гармоничностью, стройностью, прекрасный…
2. Полный внутреннего содержания, высоконравственный…
3. Привлекающий внимание, эффектный, но бессодержательный…”.
Сами слова “красивый”, “красота”, “красавица” таят с себе возможность конфликта, ибо могут характеризовать тело (внешность) и душу (внутреннее содержание) человека.
И во мне зреет мысль: “Эти же вопросы не могли не волновать и русских эмигрантов, вынужденно покинувших родину. А что если. И, забегая вперед, я судорожно ищу фразу…
Мне совершенно все равно –
Где – совершенно одинокой
Быть, по каким камням домой
Брести с кошелкою базарной
В дом, и не знающий, что мой,
Как госпиталь или казарма…
Марина Цветаева… “Тоска по Родине”… 1934 год.
Да, да, и еще раз да! Вот оно открытие! Вот вторая основная тема этого маленького рассказа! Взаимоотношение “человек – его дом” трансформируется в более конкретное “Родина и отверженные ею дети”. Это и Цветаева, и Бунин, и те тысячи эмигрантов, которые по воле обстоятельств были вынуждены покинуть свой дом. Это их вопрос с тоской и болью звучит в рассказе. За что? Почему?
Мы видим подтверждение того, что красота героя мнимая, отталкивающая, за внешней привлекательностью скрывается душевное уродство. Будучи неродной матерью, она демонстрирует полное равнодушие к мальчику.
Давайте перейдем к теме “Родина и ее дети”. Кого являет собой образ красавицы? Несложно понять, что это новая Россия, Россия после 1917 года. Именно она, ведомая большевиками, и возненавидела, и делала вид, что не замечает детей той, старой, покойной, России.
Только рисует – то домики (заметьте, не что иное) и читает одну и ту же книжечку от покойной мамы. Так Бунин передает воспоминания о Родине и тоску по ней. Тоска по Родине! Давно Разоблаченная морока…
Святыми всегда называли на Руси тех, кто страдает и терпит, стоит и живет так. И не удержусь от противопоставлений:
Об этом же – уже Цветаева. Отсутствие дома, заброшенность, покинутость, бесприютность…Как не вспомнить строки Бунина – поэта: У птицы есть гнездо, у зверя есть нора./ Как горько было сердцу молодому,/ Когда я уходил с отцовского двора,/ Сказать прости родному дому!
И поэта Цветаевой: Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст…/ И все равно, и все едино.
По-моему, введя в рассказ такую деталь, Бунин еще раз использует прием антитезы: пальма – растение южное, растет там, где всегда много тепла. А в доме, где живет мальчик, вокруг мальчика – много холода. Пальма – напоминание о том, что где-то есть оно, это тепло, что где-то растут деревья, цветут цветы, жизнь идет естественным путем. Здесь же естественность нарушена.
Русские писатели, сам И. А. Бунин, оказавшись в эмиграции, продолжали писать, творить на русском языке. Для кого они писали? Казалось, нет никакой надежды, что эти произведения будут прочитаны на их родине, русскими читателями. Писали, создавали и откладывали в “мамин сундук”. Не могли не создавать, потому что это подпитывало их души, поддерживало их, давало силы для продолжения жизни. Как же замечательно, что этот “мамин сундук” открыли! И дошли до нас и “Жизнь Арсеньева”, и “Темные аллеи”, и другие замечательные произведения.
Вот и прочитали мы рассказ И. А. Бунина “Красавица” и давайте подытожим, ответим еще раз на возникшие вначале вопросы.
Затрагивая эти три темы, что же хочет нам сказать Бунин? Иначе говоря, какова идея рассказа? Я думаю, нам придется возвратиться к началу наших рассуждений и названию произведения. Помните, был поставлен вопрос: “ Почему рассказ носит такое название?” Теперь мне понятно, что идея-то связана именно с красавицей. И писатель хочет сказать, что не может быть красивой женщина или страна (власть), которая так сурова и жестока с детьми, пусть даже неродными. К такому выводу я пришла после детального изучения содержания произведения.
Анализ лексического уровня текста.
Но наш анализ еще не закончен. И поэтому мы переходим к разбору лексического уровня, где рассмотрим лексический состав и средства выразительности, использованные писателем.
Основаны на переносном значении слов эпитеты (“живой” мальчик, “ласковый” мальчик, “беспокойный” сон, “круглое” одиночество”), сравнения (“Он казался …неинтересен во всех отношениях, как множество губернских начальников”), метафора (“Он… срывался в фистулу”), лексические повторы (“и вот”, “и мальчик”, “совершенно” и т. д.), анафора (“Он был молчалив…”, “Он был худой…”). Все эти изобразительно – выразительные средства применены писателем в этом рассказе.
“Давно утвердилось мнение о Бунине как об одном из величайших стилистов в русской литературе. В его творчестве (как в прозе, так и в поэзии) ярко проявились те черты русской литературы, которые сам писатель считал “драгоценнейшими” в ней – “неуловимая художественная точность и свобода”, “образная (чувственная) память”, “знание народного языка”, “изумительная изобретательность, словесная чувственность” (6).
Среди грамматических средств выразительности, используемых Буниным в данном рассказе, можно отметить уменьшительно – ласкательные суффиксы. Если вернемся к началу работы и понаблюдаем за выписанными ключевыми словами, то сделаем такой вывод. Характеризуя мальчика и его состояние, автор во множестве применяет слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами : “диванчик”, “тюфячок”, “уголок”, “книжечку” и т. д. А при создании двух других образов: красавицы и чиновника – таким средством выразительности автор не пользуется. Это, конечно же, передает симпатии писателя к мальчику, сочувствие ему, сопереживание с ним.
К особенностям синтаксиса можно отнести неоднократное употребление предложений с уточняющими членами предложения : приложениями, определениями, обстоятельствами (“… чиновник казенной палаты, вдовец, пожилой, женился на молоденькой, на красавице, дочери воинского начальника”, “… на диванчик в гостиную, небольшую комнату возле столовой…”, “Стелите… на полу, на том тюфячке…” и другие. Такое нанизывание уточняющих слов – особенность народной повествовательной речи.
Несмотря на небольшой объем, рассказ изобилует самыми различными средствами выразительности. Это и есть живой образный язык Бунина. И этот язык “работает” на идею, на авторский замысел.
Анализ фонического уровня текста.
Возьмем, например, предложение и отметим все названные звуки.
“Он сам стелет себе постельку вечером и сам прилежно убирает, свертывает ее утром и уносит в коридор в мамин сундук”. Это явление аллитерации мы наблюдаем и в других предложениях, где автор рассказывает о мальчике, например, в предложении “И мальчик, от природы живой, ласковый, стал в их присутствии бояться слово сказать, а там и совсем затаился, сделался как бы несуществующим в доме” эти же звуки встречаются 20 раз.
Проведя анализ всех трех уровней данного текста, мы увидели, что писатель использует множество самых различных средств выразительности, и все они помогают выразить идею, основную мысль рассказа. Ничего случайного и непродуманного нет у Бунина.
А. Г. Соколов в своей книге “История русской литературы конца 19 – начала 20 века” приводит высказывание Федора Степуна в статье, написанной в связи с получением Буниным Нобелевской премии: “Признаемся, что мы все развращены ловкостью, острословием, занятностью и интересностью современного писательства; что мы читаем невнимательно, неряшливо и приблизительно, не погружаясь в отдельные слова, а лишь скользя по ним, т.е. читаем вовсе не то что написано, а нечто лишь отдаленно на написанное похожее. Незначительные писатели, больше литераторы, чем художники, такое чтение переносят. Так как они творят “вполруки”, то их можно и читать “вполруки”. Бунин такого чтения не переносит. При приблизительном чтении от него почти ничего не остается… Читать его надо медленно и погруженно, всматриваясь в каждый образ и вслушиваясь в каждый ритм…” (5).
Мы попытались в этой работе прочитать один рассказ Бунина именно так: погружаясь в текст. И посмотрите, сколько нового мы увидели, сколько интересных открытий сделали! Можем ли мы сказать, что поняли и осмыслили рассказ до конца? Конечно же, нет. Я уверена, что мы открыли лишь небольшую толику того, что в этом произведении скрыто. Есть вероятность и того, что что-то мы растолковали неверно, не так, как хотелось бы автору.
Мы применили методы “Кластер” и “Двойной дневник”. Что это нам дало? Можно ли было обойтись традиционным анализом или комментированным чтением и достичь тех же результатов? Я с полной уверенностью скажу, что примененные методы заставляют пристальнее вглядываться в текст, внимательнее читать, изучать слово и его окружение. Заставляют также полнее узнавать творческую биографию писателя, ведь иначе трудно увидеть то, что скрыто от глаз.
Кроме дополнительных открытий в идейно – образном плане, анализ текста по этой методике является интересным и увлекательным занятием для вдумчивого читателя. Побуждает его к самостоятельной работе над произведением. А заинтересовавшись, ученик расширит круг своего чтения; не останутся без его внимания другие творения этого писателя и произведения других авторов.
Список использованной литературы.
1. Ермакова Г. А. Постижение правды, истины, красоты (Уроки литературы и развития речи в русле новых технологий). – Чебоксары, 2001.
2. Ермакова Г. А. Погружение в тайну Слова (Цели преподавания литературы и пути их достижения). – Чебоксары, 2001.
3. Бунин И. А. Рассказы.
4. Писатели о писателях. Литературные портреты. М.: Дрофа, 2002.
5. Соколов А. Г. История русской литературы конца 19 – начала 20 века. – М., 1999.
6. Бунин И. А. Избранная проза. – М., 1998.
7. Михайлов О. Н. Литература русского зарубежья. – М.: Просвещение, 1995.