«Шуточка»: читать краткое содержание. Кратчайшее содержание рассказа Чехова «Шуточка» за 1 минуту.
«Шуточка» — это рассказ А. П. Чехова о молодом человеке, который подшутил над своей подругой, признавшись ей в любви. Для него это была просто шутка, а для нее — бесценные моменты жизни.
«Шуточка» – краткое содержание рассказа А. П. Чехова
Молодой человек отправился кататься на санках вместе с девушкой по имени Надя. Девушка ужасно боялась скатиться с длинной горы, но он все же смог уговорить ее на эту авантюру.
Вместе они сели на санки, оттолкнулись и полетели вниз. Ветер сильно свистел в ушах, дыхание у обоих сперло, а окружающий мир слился в одну смазанную полосу.
И прямо в пути молодой человек тихо произнес фразу «Я люблю тебя, Надя». Когда друзья оказались внизу, Надя говорила, что никогда больше с ним не поедет, и что они оба могли умереть. А потом в ее взгляде появился вопрос, который означал «послышалось мне или не послышалось?». Но молодой человек никак не реагировал на этот взгляд, он просто молча стоял и рассматривал свои варежки.
И тогда Надя предложила ему скатиться с горы еще раз. Ей было безумно страшно, но она хотела проверить, повторится ли эта фраза вновь, или ей действительно послышалось.
И снова они забрались на горы, опять скрипнули по снегу санки и понеслись вниз с бешеной скоростью под сильный свист морозного ветра. И вновь молодой человек, дождавшись самого сильного шума, вполголоса сказал «я люблю вас, Надя».
Они спустились вниз, и Надя с еще большим недоумением всматривалась в глаза своего приятеля, ожидая хоть каких-то объяснений. Ей было обидно, ведь она не знала, как спросить его напрямую, говорил он такое или нет.
Молодой человек предложил Наде отправиться домой, но она ответила, что ей на самом деле очень нравится кататься, и домой ей идти совсем не хочется.
В третий раз они забрались на гору. В третий раз повторилось признание в любви и Надино недоумение.
На следующий день молодой человек получает от Нади записку, в которой она говорила, что если он собирается пойти кататься, пусть берет ее с собой. С тех пор каждый день они вместе катались на санках, и каждый день он произносил признание в любви вполголоса.
Надя все еще боялась кататься, но зависимость от этих слов была сильнее, чем страх. Она привыкла к этой фразе, хотя до сих пор не понимала, кто это говорит — ее друг или ветер.
Наступила весна, гора растаяла, на санках никто больше не катался. Молодой человек собирался навсегда уехать в Петербург. За пару дней до своего отъезда он сидел в саду, который был отделен от двора Нади высоким забором. Мужчина подошел к забору и смотрел в щель, наблюдая, как Надя выходит на улицу, плачет и тянет руки к небу, желая вновь услышать эти слова.
И тогда он опять вполголоса сказал «я люблю вас, Надя!». Девушка вскрикнула от счастья и широко улыбнулась. А он пошел спать…
Прошло много лет. Надя уже давно замужем, у нее трое детей, но она до сих пор вспоминает, как то ли ветер, то ли друг говорил ей эти слова. Для нее это были самые счастливые моменты в жизни. А он не понимал, для чего он тогда шутил.
Чехов «Шуточка»: какая главная мысль, чему учит рассказ?
Какая главная мысль рассказа Антона Чехова «Шуточка»?
Чему учит рассказ Чехова «Шуточка»?
В рассказе Чехова «Шуточка» повествуется о молодых людях, которые зимой ежедневно катались с ледяной горки на санках. Главные герои рассказа – это Наденька и парень-рассказчик, шептавший девушке слова любви при порывах ветра.
Девушка сомневалась в том, говорит ли эти слова молодой человек, или же это шумит ветер. С приходом весны спуски по ледяному склону прекратились, поскольку рассказчик покинул городок. Больше с Надей он не встречался, хотя знал, что она замужем и у неё трое детей. Рассказчик через много лет вспоминает свои шутливые слова, сказанные тихим голосом Наденьке, и не понимает, зачем он их говорил.
Чехов в своем рассказе показывает, что слова любви имели совершенно разное значение для девушки и для парня. Наденька ждала признаний в любви, а молодой человек шептал их ради шутки.
Главная мысль рассказа заключается в том, что слова имеют значение, поэтому шутить над чувствами людей нельзя. Одна лишь фраза, брошенная в шутку, может повлиять на судьбу другого человека: она может обнадежить или причинить душевную боль.
Рассказ учит нас, что слова любви следует произносить только тогда, когда любовь живет в вашем сердце. Произносить такие важные слова в шутку нельзя, ведь они могут поселить в сердце другого человека напрасную надежду.
Один из рассказов Чехова, многие, прочитав его, увидят в нем просто небольшую зарисовку из жизни молодых людей. Но мне кажется что рассказчик очень жесток и едва ли не бездушен. Даже циничность вижу я в его рассказе.
Он с Наденькой катается на санках, и каждый раз едва слышно произносит слова: Я люблю вас». Понятно, что Наденька не равнодушна к нему, иначе не стала бы она бесконечно с ним кататься, чтобы услышать эти слова, ей было бы все равно, кто их произносит, человек рядом с ней, или ветер. Девушка все больше влюбляется в рассказчика и он это понимает. В итоге он произносит эти слова явно.
Все это время он спокойно и даже холодно наблюдает за Надей. В нем в самом нет никаких чувств. И по прошествии времени, в нем не появляется ни раскаяния, ни сожаления. Ему все равно.
С одной стороны, рассказчик не сделал Наденьке ничего такого уж явно плохого, но он, возможно, погубил ее жизнь, поселил в сердце разочарование в жизни, лишил надежды на любовь и счастье, ради простой забавы и, возможно, тщеславия. Ведь он не просто ей обычные слова говорил, он признавался ей в любви, давая ей надежду и играя ее чувствами. Это недопустимо.
В рассказе «Шуточка» описывается ситуация когда молодой человек просто шутил на девушкой.
Он пригласил ее прокатиться на санках, а Наденька ужасно боялась спускаться, но все-таки согласилась, когда они доехали до середины горки, молодой человек тихонько прошептал «Я люблю вас Надя». Девушке это явно понравилось, на следующий день она снова пошла кататься с горки и каждый раз герой шептал ей эти слова. Но как потом оказалось он таким образом шутил.
Рассказ учит не играть чувствами других людей, тем более если вы даже не знаете для чего это делаете, шутить такими вещами нельзя.
В произведении А. П. Чехова «Шуточка» затрагивается сложная и важная тема, не стоит говорить ради шутки важные и очень громкие слова. В данном рассказе автор ради шутки говорит девушке «я тебя люблю», но чувств никаких к девушке не испытывает. Наденька же из-за того, чтобы сначала понять, а потом услышать эти слова вновь переборов свой страх скатывается с горки вновь и вновь, хотя это ей очень сложно дается. Поэтому произведение учит не играть чувствами других.
Основная мысль рассказа «Шуточка» заключается в том, чтобы показать всю эту отвратительную ситуацию, автор хочет показать, как не стоит делать, как не стоит поступать.
В рассказе «Шуточка», который написал Чехов, речь идёт о некотором периоде в жизни молодого человека и Наденьки, наивной и скромной девушки.
Молодой человек уговаривает Наденьку вместе прокатиться с горки на санках и во время катания на ушко шепчет ей, что он её любит.
Девушка сконфужена и не может понять, показалось ли ей или на самом деле молодой человек сказал такие слова.
Позже девушке понравилось кататься на санках и они продолжали делать это каждый день.
И история повторялась.
У Наденьки оставались сомнения, на самом ли деле молодой человек признается ей в любви. Но зима прошла и юноша засобирался в столицу на длительное время, а на прощание прокричал громко Наденьке, что он её любит.
Позже Наденька вышла замуж, и стала матерью семейства, но сохранила тёплые воспоминания об этом признании.
Главную мысль этого произведения можно выразить такими словами: в рассказе автор показал тонкую игру молодого человека, который, хотя и шутил, играл, тем не менее подарил девушке надежду на счастье. Наденька поверила в любовь и смогла позже найти свою собственную и выйти замуж.
В рассказе Чехова «Шуточка» молодой человек в шутку шепчет Наденьке на ухо, что любит ее, пока они летят на санках с горки. Причем так он говорит несколько раз. Надя ждет, что он повторит эти слова или предпримет какие-то действия. Она не может понять, это молодой человек сказал эти слова любви или это просто был ветер. Она потеряла покой, но потом еще раз с ветром услышала заветные слова и успокоилась, смогла выйти замуж.
Главная мысль рассказа Чехова «Шуточка» в том, что нельзя так шутить о любви, нельзя играть чувствами других людей, манипулировать ими, отчасти насмехаться.
Автор и сам не знает, зачем он это делал. Вот это и главное: нужно сначала подумать ЗАЧЕМ, а потом уже делать или шутить.
О главных героях рассказа можно почитать здесь.
Из рассказа видно, что для Наденьки эти четыре слова имели значение, а для героя просто «шуточка»
Рассказ учит о том, что мы порой совершаем поступки, не придавая им значения. А для других людей это важно, они надеются и страдают. Нельзя играть чувствами людей и так жестоко шутить.
В рассказе «Шуточка» повествуется о взаимоотношениях между главными героями этого произведения – рассказчиком и Наденькой.
Основное действо происходит зимой, когда они вдвоем скатывались на санках с горы.
Рассказчик в качестве шутки, в такой момент шептал четыре слова
Наденька не могла понять, откуда слышится эта фраза, от попутчика или это ветер доносит такие звуки.
Эти четыре слова были для Нади желанными и она преодолев свой страх, скатилась с горы одна, но… так и не поняла что все это была шутка.
Главной мыслю этого рассказа основана на тонкой игре молодого человека, который решил пошутить над чувствами другого человека – Нади. Но рассказчик, «спрятавшись» за шум ветра, не хочет ломать мечты девушки и в целом он ей подарил веру в себя, надежду на свое счастье.
Но этот рассказ нас еще учит и тому, что шутки не всегда приемлемы, особенно если это касается личных чувств. Все люди разные и конечный результат от таких шуток может быть тоже разным.
В своем повествовании «Шуточка» А.А.Чехов рассказывает о двух молодых людях: Наденьке и ее спутнике «без имени», который и рассказывает нам историю от своего лица. Зимой эта пара часто ходила кататься на санках с горы. Молодой человек шутя признавался Наденьке в любви, но делал это не явно, шепотом. Так что девушка еле могла разобрать эти слова и относила их на свою фантазию или завывания ветра.
Спустя годы молодой человек вспоминал свою шутку и сам не знал, зачем он это делал. Но на девушку тогда эти слова возымели большое влияние, поэтому шутка была весьма рискованная.
Вывод из рассказа можно сделать такой: ваши слова имеют большое влияние на других людей, поэтому шутить бездумно нельзя. Особенно, когда затрагиваются чувства или глубинные эмоции, как любовь или привязанность. Наденька даже преодолевала свой страх перед горкой и большой скоростью, чтобы понять реально ли признание в любви или плод ее фантазии.
В рассказе «Галка» Борис Житков описывает довольно типичную ситуацию, когда даже самые близкие люди могут огульно обвинить кого-то в том, что тот не совершал, просто на основании своих подозрений и устоявшегося мнения о человеке.
И вот сестра, а следом за ней и бабушка, обвиняют в пропаже вещей мальчика. Не очень они ему доверяют видимо, что впрочем меня не удивляет. Как галки любят таскать блестящее, так мальчишки любят прятать все что угодно, просто ради баловства и развлечения, ради шутки, которые кажутся смешными только им.
И отсюда можно сделать следующий вывод: Никогда не бери чужого без спроса и тогда на тебя никогда не подумают, если что-то действительно пропадет.
Этот рассказ учит нас быть честными и больше доверять друг другу. Уметь отличать шалости от безобразия. И конечно учит быть наблюдательными и любить природу.
В рассказе «Лебеди» автор Лев Толстой знакомит нас со стаей лебедей, совершающей сложный продолжительный перелет в далекие теплые края. Мы узнаем, что в лебединой стае процесс перелета разумно организован: сильные опытные лебеди летят в голове, а слабые молодые птицы замыкают летящую группу.
Среди молодых птиц был лебедь, которых совершенно выбился из сил, и не смог дальше продолжать перелет. Он опустился на воду и оказался в одиночестве, и оставалось ему лишь проводить печальным взглядом удаляющуюся стаю.
Лебедю требовался отдых и он задремал на воде, а рано утром его разбудили волны. Он почувствовал себя отдохнувшим и решил продолжить полет. Лебедь пронесся над водой и поднялся ввысь. Теперь все его мысли были направлены на то, чтобы догнать умчавшуюся вперед стаю.
Главная мысль рассказа заключается в том, что в экстремальной ситуации нельзя паниковать, нужно искать выход. А для достижения цели нужно активно действовать, проявлять упорство и собирать волю в кулак. Лебедь смог преодолеть себя, он собрался с силами и упрямо продолжил путь. Только так можно получить желаемое, а иногда, и выжить. Если бы лебедь поддался слабости, то наверняка с приходом зимы он бы погиб. Рассказ учит нас воспитывать в себе силу духа, настойчивость, стойкость и другие волевые качества.
Хирургия. Рассказ Антона Павловича Чехова. Лично по моему мнению, каждый читатель может найти для себя свою мораль в этом произведении и может выделить то своё главное, что он усвоил и что вынес из этого рассказа.
Так вот, лично мне оказалось, что здесь явно прослеживается мысль о том, что люди перестали быть настоящими, а носят маски. Фельдшер Курятин пытается казаться тем, кем не является, то есть надевает на себя образ интеллигента-професс ионала с аристократичнми манерами и деталями в одежде.
Он курит дешёвые сигары и сыплет заумными терминами, понимая, что собеседник врядли в курсе дела того, о чём идёт речь.На деле же, Курятин малоквалифицированны й, малокультурный человек.
То же самое касается дьячка Вонмигласова, который изображает из себя благообразного, всепрощающего христианина, а на деле- обычный обыватель, который при первой же боли готов всех прилюдно и громогласно предать анафеме.
Примером такой морали стал гусь, которого автор признал умным за то, что он додумался размочить сухую корочку хлеба в луже, так как до этого она не была ему пригодна в пищу. Такое нестандартное для животного решение, возможно, спасло ему жизнь.
Очень интересный рассказ о том как автор и девочка Наденька катались с горки на санках. Ей было до ужаса страшно, но автор уговаривал ее скатиться. И когда они летели с горы, автор шептал Наде на ухо «Я люблю вас, Надя». Видимо эти слова так нравились девочке, что она дрожа от страха все равно каталась. Потом она вышла замуж, но эти слова никогда не забывала.
Для того чтобы ответить на вопросы правильно перечитала его снова.
В начале рассказа «Шуточка» Антона Павловича Чехова действие происходит на высокой горе. Герои рассказа катаются на санках с этой горы. А время ясный, зимний полдень.
А в конце рассказа наступает весенний месяц март. Наденька выходит на крылечко, а автор стоит за забором и наблюдает за Наденькой.
Конспект урока по родной литературе на тему «Смешное и грустное в рассказе А.П. Чехова «Шуточка»»
Тема: Смешное и грустное в рассказе А.П. Чехова «Шуточка». Подготовка к PISA
Цель урока : углубить представления о творческой манере Чехова, психологизме его рассказов; выявить средства раскрытия характеров персонажей; ознакомить с идейным содержанием рассказа «Шуточка»; помочь понять авторское осмысление поднятых в нем проблем; совершенствовать навыки комментированного и аналитического чтения.
1. Организационный момент
2. Вступительное слово
— Какие ассоциации у вас возникают со словом «шуточка».
(Ответы учащихся: шутка, каламбур, зубоскальство, насмешка, издёвка, выходка, прикол).
— Почему Чехов называет рассказ не шутка, а «Шуточка»? о чем заставляет задуматься существительное с уменьшительно-ласкательным суффиксом?
3. Работа по теме урока
1. Чтение 1 отрывка.
Ясный, зимний полдень… Мороз крепок, трещит. И у Наденьки, которая держит меня под руку, покрываются серебристым инеем кудри на висках и пушок над верхней губой. Мы стоим на высокой горе. От наших ног до самой земли тянется покатая плоскость, в которую солнце глядится, как в зеркало. Возле нас маленькие санки, обитые ярко-красным сукном.
— Съедемте вниз, Надежда Петровна! – умоляю я. – Один только раз! Уверяю вас, мы останемся целы и невредимы.
Но Наденька боится. Все пространство от ее маленьких калош до конца ледяной горы кажется ей страшной, неизмеримо глубокой пропастью. У нее замирает дух и прерывается дыхание, когда она глядит вниз, когда я только предлагаю сесть в санки, но же будет, если она рискнет полететь в пропасть! Она умрет, сойдет с ума.
Вопросы к 1 части рассказа:
1. Назовите главных действующих лиц. (Рассказчик, Надежда Петровна).
2. Кто рассказчик, каким вы его себе представляете? (Может быть, это молодой парень, друг Наденьки).
3. Почему Наденька боится съехать с высокой горы на санках? ( Все пространство ей кажется глубокой пропастью.)
4. Представляете ли вы ее состояние? (Да, представляю.) разделяете ли вы ее страхи? (Да, мне тоже страшно.)
5. Предположите, о чем говорит сравнение склона горы, с которой хочет съехать на санках главный герой рассказа, с «покатой плоскостью, в которое солнце глядится, как в зеркало»?)
6. Предположите, как будут развиваться дальше события. Согласится ли Наденька съехать с горы? Зачем рассказчику нужно, чтобы Наденька
— Умоляю вас! – говорю я. – Не надо бояться! Поймите же, это малодушие, трусость!
Наденька наконец уступает, и я по лицу вижу, что она уступает с опасностью для жизни. Я сажаю ее, бледную, дрожащую, в санки, обхватываю рукой и вместе с нею низвергаюсь в бездну.
Санки летят как пуля. Рассекаемый воздух бьет в лицо, свистит в ушах. Рвет, больно щиплет от злости, хочет сорвать с плеч голову. От напора ветра нет сил дышать. Кажется, сам дьявол обхватил нас лапами и с ревом тащит в ад. Окружающие предметы сливаются в одну длинную, стремительно бегущую полосу… Вот-вот еще мгновение, и кажется – мы погибнем!
— Я люблю вас, Надя! – говорю я вполголоса.
Санки начинают бежать все тише и тише, рев ветра и жужжанье полозьев не так уже страшны, дыхание перестает замирать, и мы наконец внизу. Наденька ни жива ни мертва. Она бледна, едва дышит… Я помогаю ей подняться.
Вопросы ко 2 отрывку:
1. После каких слов рассказчика Наденька уступает уговорам? (После слов о малодушии и трусости.)
2. Как она уступает? (Уступает с «опасностью для жизни»).
3. Как описан спуск с горы? Какие сравнения вам кажутся наиболее яркими? («Санки летят как пуля», «Рассекаемый воздух… больно щиплет от злости, хочет сорвать голову с плеч», «кажется, сам дьявол обхватил нас лапами и с ревом тащит в ад»).
5. Как вам кажется, зачем он это делает?
6. Почему Наденька говорит, что второй раз не поедет, хотя главный герой еще не просил ее об этом?
7. Предположите, состоится ли еще один спуск с горы?
3) Чтение 3 отрывка
Немного погодя она приходит в себя и уже вопросительно заглядывает мне в глаза: я ли сказал те четыре слова, или же они только послышались ей в шуме вихря? А я стою возле нее, курю и внимательно рассматриваю свою перчатку. Она берет меня под руку, и мы долго гуляем около горы. Загадка, видимо, не дает ей покою. Были сказаны те слова ил нет? Да или нет? Да или нет? Это вопрос самолюбия, чести, жизни, счастья, вопрос очень важный, самый важный на свете. Наденька нетерпеливо, грустно, проникающим взором заглядывает мне в лицо, отвечает невпопад, ждет, не заговорю ли я. О, какая игра на этом милом лице, какая игра! Я вижу, она борется с собой, ей нужно что-то сказать, о чем-то спросить, но она не находит слов, ей неловко. Страшно, мешает радость…
— Знаете что? – говорит она, не глядя на меня.
— Давайте еще раз… прокатим.
Мы взбираемся по лестнице на гору. Опять я сажаю бледную, дрожащую Наденьку в санки, опять мы летим в страшную пропасть, опять ревет ветер и жужжат полозья, и опять при самом сильном и шумном разлете санок я говорю вполголоса.
— Я люблю вас, Наденька!
Когда санки останавливаются, Наденька окидывает взглядом гору, по которой мы только что катили, потом долго всматривается в мое лицо, вслушивается в мой голос, равнодушный и бесстрастный, и вся, вся, даже муфта и башлык ее, вся ее фигурка выражают крайнее недоуменнее. И на лице у нее написано: «В чем же дело? Кто произнес те слова? Он, или мне только послышалось?» эта неизвестность беспокоит ее, выводит из терпения. Бедная девочка не отвечает на вопросы, хмурится, готова заплакать.
Вопросы к 3 отрывку:
1. Как описаны чувства Наденьки, вызванные услышанным признанием? («Ей неловко, страшно, мешает радость». Она боится и не может спросить, кто произнес слова о любви.)
2. О чем говорит тот факт, что Наденька сама просит прокатиться еще раз? На что она надеется?
3. Как характеризует рассказчика его «игра» с девушкой? Зачем он это делает?
4. Как вы думаете, скажет ли главный герой, что это он говорил о любви к девушке, действительно ли он ее любит?
— Не пойти ли нам домой? – спрашиваю я.
Ей «нравится» это катанье, а между тем, садясь в санки, она, как в те разы, бледна, еле дышит от страха, дрожит.
Мы спускаемся в третий раз, и я вижу, как она смотрит мне в лицо, следит за моими губами. Но я прикладываю к губам платок, кашляю и. когда достигаем середины горы, успеваю вымолвить:
И загадка остается загадкой! Наденька молчит, о чем-то думает… Я провожаю ее с катка домой, она старается идти тише, замедляет шаги и все ждет, не скажу ли я ей тех слов. И я вижу, как страдает ее душа, как она делает усилия над собой, чтобы не сказать:
— Не может же быть, чтоб их говорил ветер! И я не хочу, чтобы это говорил ветер!
На другой день утром я получаю записочку: «Если пойдете сегодня на каток, то заходите за мной. Н.» И с этого дня я с Наденькой начинаю каждый день ходить на каток и, слетая вниз на санках, я всякий раз произношу вполголоса одни и те же слова:
Скоро Наденька привыкает к этой фразе, как к вину или морфию. Она жить без нее не может. Правда, лететь с горы по-прежнему страшно, но теперь уже страх и опасность придают особое очарование словам о любви, словам, которые по-прежнему составляют загадку и томят душу. Подозреваются всё те же двое: я и ветер… Кто из двух признается ей в любви, она не знает, но ей, по-видимому, уже всё равно; из какого сосуда ни пить — всё равно, лишь бы быть пьяным.
Вопросы к 4 отрывку:
1. Перестала ли Наденька бояться съезжать с горы? Почему же она старается ходить на каток с главным героем?
2. Почему привыкает к словам любви, хоть и знает, кто их произносит: рассказчик или ветер?
3. Как вы относитесь к рассказчику, который так играет чувствами девушки?
4. Какую цель он может преследовать? Предположите, что случится дальше?
Как-то в полдень я отправился на каток один; смешавшись с толпой, я вижу, как к горе подходит Наденька, как ищет глазами меня… Затем она робко идет вверх по лесенке… Страшно ехать одной, о, как страшно! Она бледна, как снег, дрожит, она идет точно на казнь, но идет, идет без оглядки, решительно. Она, очевидно, решила, наконец, попробовать: будут ли слышны те изумительные сладкие слова, когда меня нет? Я вижу, как она, бледная, с раскрытым от ужаса ртом, садится в санки, закрывает глаза и, простившись навеки с землей, трогается с места… «Жжжж…» — жужжат полозья. Слышит ли Наденька те слова, я не знаю… Я вижу только, как она поднимается из саней изнеможенная, слабая. И видно по ее лицу, она и сама не знает, слышала она что-нибудь или нет. Страх, пока она катила вниз, отнял у нее способность слышать, различать звуки, понимать…
Но вот наступает весенний месяц март… Солнце становится ласковее. Наша ледяная гора темнеет, теряет свой блеск и тает наконец. Мы перестаем кататься. Бедной Наденьке больше уж негде слышать тех слов, да и некому произносить их, так как ветра не слышно, а я собираюсь в Петербург — надолго, должно быть, навсегда.
Как-то перед отъездом, дня за два, в сумерки сижу я в садике, а от двора, в котором живет Наденька, садик этот отделен высоким забором с гвоздями… Еще достаточно холодно, под навозом еще снег, деревья мертвы, но уже пахнет весной и, укладываясь на ночлег, шумно кричат грачи. Я подхожу к забору и долго смотрю в щель. Я вижу, как Наденька выходит на крылечко и устремляет печальный, тоскующий взор на небо… Весенний ветер дует ей прямо в бледное, унылое лицо… Он напоминает ей о том ветре, который ревел нам тогда на горе, когда она слышала те четыре слова, и лицо у нее становится грустным, грустным, по щеке ползет слеза… И бедная девочка протягивает обе руки, как бы прося этот ветер принести ей еще раз те слова. И я, дождавшись ветра, говорю вполголоса:
Боже мой, что делается с Наденькой! Она вскрикивает, улыбается во всё лицо и протягивает навстречу ветру руки, радостная, счастливая, такая красивая.
А я иду укладываться…
Это было уже давно. Теперь Наденька уже замужем; ее выдали, или она сама вышла — это всё равно, за секретаря дворянской опеки, и теперь у нее уже трое детей. То, как мы вместе когда-то ходили на каток, и как ветер доносил до нее слова «Я вас люблю, Наденька», не забыто; для нее теперь это самое счастливое, самое трогательное и прекрасное воспоминание в жизни…
А мне теперь, когда я стал старше, уже непонятно, зачем я говорил те слова, для чего шутил…
Вопросы к 5 отрывку:
1. Зачем автору нужно, чтобы рассказчик увидел, как Наденька съезжает с горы одна?
2. Как наблюдение за девушкой характеризует рассказчика?
3. Что переживает Наденька, когда наступил март?
4. Почему она радуется, когда еще раз слышит слова о любви?
5. Почему для замужней Нади те дни, когда она летела с горы, а ветер доносил слова любви, осталось самым счастливым и трогательным воспоминанием жизни?
6. Зачем же шутил рассказчик? Каким человеком он кажется вам? А каким его представляет автор?
Рассказ «Шуточка» впервые был опубликован в журнале «Сверчок» в 1886 году под псевдонимом «Человек без селезенки».
В журнальной редакции этого произведения рассказчик хочет, чтобы его невеста не боялась кататься с горы. На самом крутом вираже он произносит заветную фразу: «Я люблю вас, Надя!» девушка не может понять: то ли молодой человек произнес эти слова, то ли ей послышалось «в шуме вихря?» она просит «проехаться» еще раз; все повторяется, и опять ничего не понятно… За зиму Наденька привыкает к этой фразе, она приглашает молодого человека на чай, однако ничего не может понять. Наступает лето. Герой попадает в сад перед домом, где живет Наденька. Из-за кустов он выкрикивает желанную фразу – и: «Боже мой, что делается с Наденькой! Она вскрикивает, улыбается во все лицо и протягивает навстречу ветру руки… Этого мне только и нужно… Я выхожу из-за кустов и, не дав Наденьке опустить рук и разинуть рот от удивления, бегу к ней и… Но тут позвольте мне жениться».
В 1899 году писатель переработал этот рассказ, совершенно изменив и внутренний облик рассказчика.
— Чем отличается герой первой редакции от героя второй редакции? Какие чувства испытывает к Наденьке герой в первой и второй редакции?
1. Назовите слова, которыми герой характеризует состояние Наденьки во время их встреч?
2. В чем особенность построения рассказа?
3. Описанию каких чувств героини посвящена большая часть рассказа?
4. Каких частей речи больше в этих описаниях?
5. Какое движение обозначают они?
6. Понял ли герой, что Наденьке вовсе не нравится кататься, а хочется еще и еще раз услышать заветные слова? Найдите в тексте фразы, содержащие ответ на вопрос.
7. Любит ли Наденька героя? Поняли героиня, что ее спутник хотел над ней подшутить?
8. Почему герой играет равнодушного наблюдателя?
9. Прочитайте выразительно фрагмент рассказа: «От напора ветра нет сил дышать. Кажется, сам дьявол обхватил нас лапами и с ревом тащит в ад. Окружающие предметы сливаются в одну длинную, стремительную бегущую полосу… Вот-вот еще мгновение, и кажется – мы погибнем!»
10. Почему в описании возникает образ ада? (Образ ада – своего рода «предостережение» автора: люди должны сохранить живую душу, а иначе, играя роль сторонних наблюдателей, равнодушно и холодно относясь к окружающей их жизни, они создадут в душе своей сущий ад).
11. Раскаялся ли герой в том, что так поступил с Наденькой? Найдите в тексте ответ на вопрос. («А мне теперь, когда я стал старше, уже непонятно, зачем я говорил те слова, для чего шутил…» Вероятно, герой изменился и сожалеет о случившемся).
Для одних любовь – шутка, для других – счастье, страсть, подобная ветру, а для ученых – химический процесс. У Наденьки появилась вера в себя, светлые воспоминания сохранились у нее на всю жизнь. У рассказчика так и не сложилась жизнь, а шутка навсегда осталась в памяти как нечто невозможное.
4. Самостоятельная работа
Написать синквейны о рассказчике и Наденьке.
1. Как звали героиню рассказа «Шуточка»?
а) Надежда Петровна б) Любовь Сергеевна в) Мария Павловна
2. Почему героиня рассказа «Шуточка» решилась съехать с горки одна?
а) хотела проверить свою догадку
б) хотела услышать признание в любви
в) хотела показать, что она не трусиха.
3. На чём боялась съехать с горы героиня рассказа?
а) на лыжах б) на санках в) на клеёнке
4.Сколько раз они скатились с горки в первый день?
а) один раз б) два раза в) три раза
5.Кого подозревала Надя в признании?
а) своего спутника б) ветер в) падающий снег
6. Какое время года больше всего длилось в рассказе «Шуточка»?
а) весна б) зима в) осень
7. К какому типу произведений относится рассказ «Шуточка»?
а) юмористический б) сатирический в) иронический
8. Какое художественно-выразительное средство используется в следующих словосочетаниях:
а) сравнение б) метафора в) эпитет
9. В каком месяце тает ледяная гора, с которой катались герои?
а) в марте б) в апреле в) в мае
10. Назвать изобразительно-выразительное средство, использованное в выражениях
а) гипербола б) эпитет в) сравнение
11. Какое художественно-выразительное средство используется в следующих
словосочетаниях: «воздух бьёт в лицо, ревёт, свистит…», «ветер ревёт…»?
а) олицетворение б) метафора в) эпитет
— Как бы вы поступили на месте Наденьки?
— Влюблялись ли вы сами?
— Можете ли вы подшутить над человеком, который влюблен в вас?
— Можете ли вы отличить злую шутку от доброй?
7. Домашнее задание. Принести текст сказки Пермяка Е.А. «Березовая роща».