Почему рассказ драгунского главные реки так назван

Сказки

Драгунский Главные реки Почему рассказ так назван?Почему Дениска попал в смешное положение?

действительно, они были совершенно разными людьми. Это хорошо видно из описания их характеров автором. Как пишет Пушкин, Ленский имел “пылкий и довольно странный” дух, его душа всегда была согрета “приветом друга, тоской дев”. Онегин же уже прошел через это. В Ленском он видит себя в прошлом, но сейчас он переменился. Его уже не привлекают ни балы, ни шумные вечера, ни праздники, ему по душе одиночество. Он любил быть на природе, размышлять над философскими вопросами, которые никак не могли бы заинтересовать Ленского. Деревенские жители не понимали Онегина, для них он был неучем, сумасбродом, в отличие от Ленского, который представлялся им образованным дворянином из высшего общества. В домах его принимали, как жениха.

Рассмотрев образы Ленского и Онегина, очень трудно представить, чем же они могли понравиться друг другу. Встает вопрос: зачем сводит автор столь разных по характеру героев, двух людей, которые настолько отличались взглядами на жизнь, общество, любовь, отношением к людям?

Я думаю, нельзя правильно ответить на этот вопрос, не рассмотрев каждого героя, не сравнив их характеры, не проанализировав их поступки.

Достаточно ярко, как мне кажется, разница характеров проявлялась в их отношении к обществу, светской жизни. Евгений Онегин вел достаточно пассивный образ жизни, после того как приехал в деревню. Он не любит разъезжать по гостям, да и у себя редко принимает кого-то. Ленский же знал всех в округе. Его привлекала бурная жизнь, насыщенная любовными приключениями. Ленскому нравились веселые, красивые девушки, такой была и Ольга, его возлюбленная.

Всегда скромна, всегда послушна,

‘ Всегда как утро, весела,

Как жизнь поэта, простодушна,

Как поцелуй любви мила;

Глаза, как небо, голубые,

Улыбка, локоны, льняные,

Движенья, голос, легкий стан.

Но Онегин видит Ольгу совсем в другом свете:

Я выбрал бы другую,

Когда б я был, как ты, поэт.

В чертах у Ольги жизни нет.

Та, что понравилась Онегину, была совсем другая, необычная. Татьяна не отличалась особой красотой, но в глазах ее был какой-то огонек, который и привлек Онегина. Она всегда была задумчивой, печальной, молчаливой, любила одиночество, с ранних лет ей нравились романы. Автор пишет: “Они ей заменяли все”. Из примеров мы видим, что жизнь Ленского не сильно отличается от жизни остальных молодых людей того времени. Онегин же был по натуре своей необычным человеком. Особенно хорошо это видно при сравнении характеров Ленского и Онегина. Мне кажется, что автор сводит их вместе и показывает их характеры в сравнении, чтобы подчеркнуть особенности и отличия Онегина от других людей. Я считаю, что в образе Ленского автор показывает нам представителя общества, так как его образу присущи черты, характерные молодым людям того времени. Образ Ленского помогает увидеть Онегина как личность, индивидуальность.

Источник

Тема: В.Ю.Драгунский «Главные реки». Нравственный смысл произведения

Литературное чтение Урок № дата

Тема: В.Ю.Драгунский «Главные реки». Нравственный смысл произведения

Цель: создать условия для знакомства учащихся с творчеством В.Ю.Драгунского и его произведением «Главные реки»; раскрыть нравственный смысл произведения.

— формировать знания учащихся о творчестве В.Ю.Драгунского;

— развивать у учащихся навык и умение работать с текстом учебного пособия,

— воспитывать у учащихся качества: исполнительности, обязательности, умения ценить свое и чужое время.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

-Ребята, продолжаем мы учиться, и не будем мы лениться!

2.Подготовительная часть (Речевая разминка)

Оно выручает лентяя любого.

Оно от стыда и позора спасает.

Не запятнана честь…

— Прочитайте медленно, очень быстро.

Как можно объяснить смысл стихотворения?

Информацию из текста …….

И, конечно, без сомненья,

Слова-подсказки: читать, отвечать, узнавать, открывать, высказывать, развивать.

3. Введение в тему урока

Постановка темы, выявление проблемы.

Перед вами выставка книг. Они все вам знакомы. Среди них можно найти несколько, где автор повторяется. Произведение этого автора мы и будем сегодня изучать.

Название произведения состоит из 2 слов-«Главные реки»

Попробуем определить по названию, о чем произведение.

-Молодцы! Давайте попробуем разобраться, правы ли вы.

— Работа с текстом во время чтения.

Читает учитель, а учащиеся продолжают.

-первичное восприятие текста;

(по ходу чтения определяем непонятные слова)

Беседа на проверку первичного восприятия

-Скажите, оправдал ли текст рассказа ваши ожидания? О чём текст?

Вы можете сказать, что это за жанр, стихотворение, поэма, рассказ, сказка.

-Беседа с зачитыванием отрывков из текста в качестве подтверждения.

— От чьего имени ведётся рассказ?

— Где происходит событие, рассказанное Дениской?

— Почему Дениска оказался в такой неловкой ситуации?

— К каким уловкам прибегает Дениска для того, чтобы исправить положение? (ждёт подсказки.)

— Помогают ли герою подсказки друзей?

— Были ли у вас в жизни такие ситуации, когда вам приходилось опаздывать или прийти с невыполненными уроками и вас обязательно спрашивали? Что вы испытывали в тот момент?

— Какие чувства вызвал рассказ?

— Какие выводы сделал для себя Дениска из этой ситуации? Как он себя чувствовал?

Вновь у нас физкультминутка

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)

Разминаем руки, плечи, чтобы сидеть нам было легче, чтобы писать, читать.

И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)

Думай, думай, голова. (Вращение головой.)

Хоть зарядка коротка.Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.)

5. Работа с текстом после чтения.

1) Вопросы на внимательность:

Реки, какой страны должен был выучить Дениска? (Америки)

Кто по профессии Раиса Ивановна? (Учительница)

О людях, какой профессии говорится в тексте? (О пожарниках)

2)Объясните смысл фразеологизмов.

НЕ ОТКЛАДЫВАТЬ ДЕЛО В ДОЛГИЙ ЯЩИК – (быстро решить проблемы).
3)Необходимо продолжить:

СДЕЛАЛ ДЕЛО…………………………………….. ГУЛЯЙ СМЕЛО!

-Что вы сейчас прочитали?

— Объясните смысл пословиц

— Можно этими пословицами определить главную мысль произведения?

-А как автор относится к своему герою? Высмеивает ли он поведение мальчика?

— Над какой чертой характера смеётся Виктор Драгунский?

— Ребята, подобные произведения в литературе называются юмористическими.

-Какие моменты, по-вашему, являются самыми смешными?

— Почему рассказы Виктора Юзефовича Драгунского не стареют и всё так же интересны?

Читайте также:  Правление императора цинь шихуанди рассказ

-Совершенно верно. Драгунский заставляет нас задуматься: а добрый ли и честный я, человечный и смелый ли? Если нет, то надо непременно от своих пороков избавиться.

— Чем схожи два произведения из этого раздела, которые мы изучили «Сказка о потерянном времени» и «Главные реки»?

-Какие выводы вы для себя сделали?

7.Рефлексия : Мне было интересно…Я узнал…Я затруднялся…..

8.Д/З-ПЕРЕЧИТАТЬ ТЕКСТ С.17-23-ПЕРЕСКАЗАТЬ ТЕКСТ;ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС №4,С.23.

Оно выручает лентяя любого.

Оно объясняет,Оно покрывает,

Оно от стыда и позора спасает.

Причину найдёшь –И дыши глубоко!

С совестью мир,Не запятнана честь…

Оно выручает лентяя любого.

Оно объясняет,Оно покрывает,

Оно от стыда и позора спасает.

Причину найдёшь –И дыши глубоко!

С совестью мир,Не запятнана честь…

Оно выручает лентяя любого.

Оно объясняет,Оно покрывает,

Оно от стыда и позора спасает.

Причину найдёшь –И дыши глубоко!

С совестью мир,Не запятнана честь…

Оно выручает лентяя любого.

Оно объясняет,Оно покрывает,

Оно от стыда и позора спасает.

Причину найдёшь –И дыши глубоко!

С совестью мир,Не запятнана честь…

Оно выручает лентяя любого.

Оно объясняет,Оно покрывает,

Оно от стыда и позора спасает.

Причину найдёшь –И дыши глубоко!

С совестью мир,Не запятнана честь…

Оно выручает лентяя любого.

Оно объясняет,Оно покрывает,

Оно от стыда и позора спасает.

Причину найдёшь –И дыши глубоко!

С совестью мир,Не запятнана честь…

Оно выручает лентяя любого.

Оно объясняет,Оно покрывает,

Оно от стыда и позора спасает.

Причину найдёшь –И дыши глубоко!

С совестью мир,Не запятнана честь…

Оно выручает лентяя любого.

Оно объясняет,Оно покрывает,

Оно от стыда и позора спасает.

Причину найдёшь –И дыши глубоко!

С совестью мир,Не запятнана честь…

Оно выручает лентяя любого.

Оно объясняет,Оно покрывает,

Оно от стыда и позора спасает.

Причину найдёшь –И дыши глубоко!

С совестью мир,Не запятнана честь…

Оно выручает лентяя любого.

Оно объясняет,Оно покрывает,

Оно от стыда и позора спасает.

Причину найдёшь –И дыши глубоко!

С совестью мир,Не запятнана честь…

Рассказы Виктора Драгунского с неизменным интересом читает уже не одно поколение взрослых и ребят. Создавая мир, наполненный детской выдумкой, проказами и звонким смехом, писатель сам оставался в душе ребёнком, не переставая мечтать о том, что будет завтра, и верил, что это непременно будет что-нибудь новое и удивительное.

Виктор Юзефович Драгунский родился в Америке, правда, прожил там всего год и вернулся с родителями в Россию. Он об этом времени совсем не помнил, а если бы помнил, то обязательно бы поделился своими детскими впечатлениями. Отчим мальчика был актёром, и семья два года ездила с театром по России. Маленький Витя научился бить чечётку, декламировать куплеты и пародировать артистов, чем приводил труппу в восторг. Он имел потрясающую память, был от природы артистичен и обладал неподражаемым чувством юмора.

С 16-ти лет Витя начал работать. Он успел побывать и токарем, и шорником, и даже лодочником на Москве-реке. Но мечтал выучиться на артиста и в 18 лет поступил в «Литературно-театральные мастерские». Писал маленькие пьесы, ставил весёлые спектакли с танцами и сам в них играл. Он стал актёром театра «Сатиры». Искромётный, талантливый, Драгунский всегда был окружён друзьями, которые в нём души не чаяли.

Во время Великой Отечественной войны Драгунский находился в ополчении: из-за астмы его не взяли на фронт, — а когда вернулся, создал пародийный театр «Синяя птичка», в спектаклях которого участвовали молодые и маститые актёры. Но больше всего Драгунскому нравилось выступать перед детьми с устными рассказами о мальчишках и девчонках. Недаром в 1944 году он бросил театр и ушёл в цирк работать на манеже рыжим клоуном.

Потом у Драгунского появился маленький сын, о котором он мог рассказывать часами. Истории о нём и стали основой «Денискиных рассказов», в центре которых два главных героя: шаловливый, с пытливым умом, доверчивый и деятельный, весёлый и добрый Дениска и мечтательный, медлительный Мишка.

Источник

Открытый урок по чтению Драгунский «Главные реки»

Урок литературного чтения в 4 классе «Главные реки

Тема: Работа над содержанием произведения В. Ю. Драгунского « Главные реки».

Цель урока: продолжить знакомить учащихся с творчеством В.Ю.Драгунского и его произведением «Главные реки»; развивать у детей чувство юмора; развитие навыков быстрого, правильного и осознанного чтения; учить проникать в глубину замысла автора, работать над развитием речи, вызывать интерес к чтению.

Задачи:

расширить знания учащихся о Викторе Драгунском и его литературной деятельности.

раскрыть нравственный смысл произведения;

совершенствовать навык выразительного чтения, чтения по ролям, пересказа текста, выборочного чтения;

учить чётко формулировать ответ на поставленные вопросы;

продолжать формировать умение самостоятельно добывать новые знания;

воспитывать нравственные качества, навык коллективной творческой деятельности;
учить сравнивать, сопоставлять, выражать свои мысли, чувства, настроение;
закреплять умение самостоятельно работать с книгой;
развивать читательский интерес.

Тип урока : урок обобщения и систематизации знаний.

Познавательные : поиск и выделение нужной информации о героях и их поступках, о произведении или книге; ориентироваться в тексте; анализировать произведение с целью соотнесения иллюстрации с эпизодом; формулировать несложные выводы.

Регулятивные: осознавать и принимать учебную задачу; контролировать себя при чтении; способствовать развитию у детей чувства юмора, речи, мышления ; учить оценивать поступки, отличать хорошее от плохого; ставить цель собственной познавательной деятельности и удерживать её.

Коммуникативные: участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках; следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности и по необходимости вносить в нее коррективы; вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать других, соблюдать правила общения; аргументировать высказывания, задавать вопросы ; воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной и групповой работе.

Личностные: самоопределение и самопознание себя через сравнение с героями литературных произведений; формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; интерес к содержанию доступных художественных произведений, к миру чувств человека, отраженных в художественном тексте; воспитывать интерес к чтению литературы, творчеству В.Ю. Драгунского.

Оборудование: Учебник «Литературное чтение», 4 класс. Составители Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий и др.- М.: Просвещение, УМК «Школа России». Выставка книг с произведениями В. Драгунского, проектор, экран, компьютер, интерактивная доска « SMART Board », презентация.

I. Организационный момент. (Слайд 1) (3 мин)

Читайте также:  Рассказ на тему в жизни всегда есть место подвигу

1. Биография В.Ю.Драгунского.

— Начинаем урок литературного чтения. Вчера мы познакомились с биографией В.Ю.Драгунского. Сегодня наши ученики подготовили небольшое сообщение о нём.

Виктор Драгунский был даже клоуном в цирке на Цветном бульваре, рыжим клоуном в лохматом рыжем парике. А клоуном быть очень трудно, ведь он должен уметь и фокусы показывать, и сальто-мортале делать, и по канату ходить, и петь, и танцевать, и с животными уметь общаться. Виктор Драгунский всё это умел.

А ещё надо было придумывать веселые куплеты, песни, монологи, клоунады, с которыми он выходил на арену цирка.

Особенно любил Драгунский выступать перед детьми. Для него не было большего наслаждения, чем следить за маленькими зрителями, которые во время его представлений просто сползали со стульев от смеха.

Тексты будем мы ……. (читать,)
Информацию из текста …….(извлекать.)
Точку зрения…….(высказывать,)
На вопросы …….(отвечать,)

Новое для себя…….(узнавать.)
И, конечно, без сомненья,
Речь при этом …….(развивать!)

Слова-подсказки: читать, отвечать, узнавать, извлекать, высказывать, развивать.

II. Актуализация знаний. Сообщение темы урока. ( Слайд 2) (3 мин)

2. Речевая разминка (текст напечатан на карточках).
Причина

Оно выручает лентяя любого.

— Прочитайте стихотворение жужжащим чтением.
— Прочитайте, начиная шёпотом, увеличивая силу голоса.
— Прочитайте с ускорением.
— Прочитайте выразительно.

2. Подготовка к восприятию текста.

— Во время речевой разминки вы прочитали стихотворение «Причина».

— Как вы поняли его смысл? (нельзя искать причину, если ты забыл, поленился выучить уроки).
— Можно ли соотнести его с рассказом «Главные реки»? (Да)
— Почему? (Дениска искал причину, почему он не выучил урок)

III . Работа над текстом. (Слайд 3) (7 мин)

1. Прослушивание аудиозаписи рассказа «Главные реки».

— Ребята, сейчас мы с вами прослушаем отрывок из рассказа «Главные реки» в исполнении автора Виктора Юзефовича Драгунского.

2. Вопросы на восприятие текста:

— От чьего имени ведётся рассказ? (от имени Дениса Кораблёва)

— Где происходит событие, рассказанное Дениской? (в школе, на уроке)

— Почему Дениска оказался в такой нелепой ситуации? ( Он так завозился со змеем и космосом, что совершенно забыл обо всём на свете. Денис думать перестал про какие-то там уроки. )

— Были ли у вас в жизни такие ситуации, когда вам приходилось опаздывать или придти с невыполненными уроками и вас обязательно спрашивали, или подсказки были не понятны для вас? Что вы испытывали в тот момент? (Мне было стыдно, что я не выполнил задание).

— К каким уловкам прибегает Дениска для того, чтобы исправить положение? (делает вид, что не услышал вопроса).

— Помогают ли герою подсказки друзей? ( Нет).

— Вас не смущает, что про главные реки почти ничего не говорится, а произведение получило такое название. Почему? (Потому что Денис неправильно назвал реку Америки).

Прочитайте, объясните смысл фразеологизмов

Давайте проверим (по одному человеку из каждой группы). Молодцы!

V . Физминутка (суперфизминутка) (2мин)

— А сейчас немного отдохнём.

V I . Работа с пословицами. (Слайд 5) (5 мин)

Слова из пословиц на карточках.

— Составьте пословицы, прочитайте, соотнесите их с картинками, проверьте.

2 группа: СДЕЛАЛ ДЕЛО, ГУЛЯЙ СМЕЛО!

3 группа: ОТКЛАДЫВАЙ БЕЗДЕЛЬЕ, ДА НЕ ОТКЛАДЫВАЙ ДЕЛА.

— Объясните смысл пословиц (Сначала нужно сделать дела, а потом гулять, играть).

— Можно этими пословицами определить главную мысль произведения? (Да).

— Почему? (Потому что Дениска вместо того, чтобы сначала сделать уроки пускал змея).

— А как автор относится к своему герою? ( Денис ему нравится).

— Высмеивает ли он поведение мальчика? ( Он его и осуждает, и сочувствует ему).

— Над какой чертой характера смеётся Виктор Драгунский? (В неумении сосредоточиться на чём-то важном. Например, на выполнении домашнего задания).

— Ребята, подобные произведения в литературе называются юмористическими.

V II . Работа над текстом (продолжение) (Слайд 6) (15 мин)

1. Работа с интерактивной доской. Игра «Молчанка».

— А на эти вопросы вы будете отвечать у доски (с помощью интерактивной доски).

1 вопрос. Реки, какой страны должен был выучить Дениска? (Америка)

2 вопрос. Кто по профессии Раиса Ивановна? (Учительница)

3 вопрос. О людях, какой профессии говорится в тексте? (О пожарниках)

( Все ответы ученик показывает при помощи доски).

— Какие моменты, по-вашему, являются самыми смешными? (Когда Денис неправильно сказал название реки).

2. Чтение произведения.

— Давайте вернёмся к произведению и прочитаем его ещё раз.

1) Звучит аудиозапись рассказа «Главные реки».

2) Продолжение чтения рассказа учеником.

3) Инсценируют рассказ Мушулов А., Пындыч Е., Шварцбаум Е.

— Вам понравилось, как играли ребята? Давайте поблагодарим их аплодисментами.

— Какой урок извлек Дениска из всего произошедшего? Ответьте словами из текста.

(Хотя мне уже идёт девятый год, я только вчера догадался, что уроки всё-таки надо учить. Любишь не любишь, хочешь не хочешь, лень тебе или не лень, а учить уроки надо. Это закон. И я теперь дал клятву, что буду учить уроки всегда. До глубокой старости).

Как вы думаете, исполнит ли Денис эту клятву? ( Думаю, что эту клятву Дениска обязательно исполнит).

— Почему так считаете? (Потому что этот урок он запомнит на всю жизнь).

— А как вы думаете, над чем заставляет задуматься нас автор? (Над тем, что надо всегда учить уроки).

3. Расшифруй пословицу.

У каждой группы на столе конверт с заданием. Надо узнать, что там написано.

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

— К кому из героев произведения вы бы отнесли эту пословицу? (К Денису Кораблёву)

— А к себе вы можете отнести эти слова? (Да. Потому что иногда тоже забываем сделать уроки).

4. Книга «Денискины рассказы» (Слайд 7)

Ребята, рассказ «Главные реки» В. Драгунского вошёл в книгу «Денискины рассказы», которой исполнилось в этом году 55 лет. Об этой книге вам расскажет ваш одноклассник.

Сборник под таким названием появился в 1959 году. Все рассказы писателя объединены одним героем – мальчиком Дениской, с которым происходят весёлые и необыкновенные истории. Эти истории были неисчерпаемы. И многие думали, что писатель берёт сюжеты из жизни своего сына Дениса. Это не совсем верно: у писателя был большой запас творческой фантазии.

Читайте также:  Сказки о животных дагестанские сказки

Я рекомендую вам всем прочитать эту книгу.

— Что нового узнали? ( Виктор Драгунский работал рыжим клоуном в цирке)

— Над содержанием какого рассказа мы работали? («Главные реки» Виктора Драгунского).

— Чему вы учились на уроке? (Определять главную мысль рассказа. Работать с фразеологизмами. Составлять пословицы, объяснять их значение).

-Какой вывод вы сделали для себя? (Всегда делать уроки).

IX . Оценка деятельности детей. (2 мин)

— Активно работали, были необыкновенными актёрами …

— Красиво и правильно выражали свои мысли…

— Внимательно слушали одноклассников …

1. «Поляна» Содержание: На доске – поляна из цветов. Перед каждым ребенком – бабочка и тучка.

— А теперь, пожалуйста, оцените свою работу на уроке. Если вы считаете, что потрудились хорошо, узнали много нового и интересного, прикрепите к полянке бабочку. А если урок прошел зря или вы недовольны своей работой – тучку.

Над нашей поляной порхают бабочки. Значит, наш урок прошёл не зря. Я рада, что он вам понравился.

X . Домашнее задание: Выразительное чтение текста по ролям. Прочитать книгу «Денискины рассказы». Всем спасибо за внимание. Урок окончен. До свидания.

Информацию из текста …….

Точку зрения…….
На вопросы …….

Новое для себя…….
И, конечно, без сомненья,
Речь при этом …….

Слова-подсказки: читать, отвечать, узнавать, извлекать, высказывать, развивать.

Информацию из текста …….

Точку зрения…….
На вопросы …….

Новое для себя…….
И, конечно, без сомненья,
Речь при этом …….

Слова-подсказки: читать, отвечать, узнавать, извлекать, высказывать, развивать.

Информацию из текста …….

Точку зрения…….
На вопросы …….

Новое для себя…….
И, конечно, без сомненья,
Речь при этом …….

Слова-подсказки: читать, отвечать, узнавать, извлекать, высказывать, развивать.

Оно выручает лентяя любого.

ВЫЛЕТЕЛО ИЗ ГОЛОВЫ

ОДЕВАТЬСЯ КАК НА ПОЖАР

СДЕЛАЛ ДЕЛО, ГУЛЯЙ СМЕЛО

ОТКЛАДЫВАЙ БЕЗДЕЛЬЕ, ДА

НЕ ОТКЛАДЫВАЙ ДЕЛА

Запас на всякий случай.

— Останется ли в вашей памяти этот рассказ? (Да) Почему?

— Кто он? (ДЕТСКИЙ ПИСАТЕЛЬ)

— Для кого он пишет (ДЛЯ ДЕТЕЙ)

О ком его рассказы? ( О ДЕТЯХ)

– Что у них общего? Какие они? (смешные, интересные)

— Какие произведения вы знаете? Чем они вам понравились?

— Кто главный герой книги «Денискины рассказы»? ( Денисе Кораблёве)

— Кому из вас захотелось прочитать ещё какие-нибудь рассказы Виктора Драгунского?

Драгунский часто получал письма от юных читателей и всегда старался ответить на них. Его девиз был «Не одного дня работы не для детей, ни одного ребёнка без радости», а каждое его послание он заканчивал девизом «Дружба! Верность! Честь!»

Учитель. Почему рассказы Драгунского не стареют и всё так же интересны?

Ученик. В них много юмора.

Ученик. Они увлекательны.

Ученик. Дети – герои произведений – наши ровесники. С ними происходит много интересного.

Ученик. Часто в рассказах мы «видим» себя или своих друзей.

Учитель. Совершенно верно. Виктор Драгунский заставляет нас задуматься: а добрый ли и честный я, человечный и смелый ли? Если нет, то надо непременно от своих пороков избавиться.

А попадали ли вы в подобную ситуацию? (Выслушиваются рассказы 2-3 учеников)

– Ребята, я знаю, что вам нравятся произведения В.Ю.Драгунского. Мы проведём игру «Угадай рассказ». Посмотрим, узнаете ли вы произведения В.Ю.Драгунского. Чем они вам понравились?
– Что у них общего? Какие они? (О детях, о Денисе Кораблёве)

Игра «Угадай рассказ»

Дети выбирают из группы хорошо читающего ученика, который читает отрывок из рассказа, а остальные угадывают

1. Как называется этот рассказ? Назовите имя девочки.

– Пять лет девочке, а говорит «сыски».
– Я правильно сказала! Это у меня зуб вывалился и свистит. Я хочу сказать «сыски», а у меня высвистывается «сыски»…

«Заколдованная буква», Алёна.

2. Он любит много разных разностей: булки, плюшки, батон и кекс. Очень любит пельмени, ватрушки, кильку, сайру. Бутерброды прямо, с чем попало, про халву говорить не буду. Всей душой люблю мороженое.

– Ты любишь целый продуктовый магазин? – спросил Борис Сергеевич.
– А люди? Кого ты любишь? Или из животных?
– Ой, чуть не забыл!
– Ещё котят! И бабушку!

Чей это портрет? Как называется этот рассказ?

Ответ: Мишка. «Что любит Мишка».

3. Как называется рассказ? На что Дениска выменял светлячка?

Ну, была – не была! Знай мою доброту! Мишка протянул Дениске спичечный коробок с маленьким светло-зеленым огоньком.

Ответ: «Он живой и светится», на самосвал

Учитель. Почему рассказы Виктора Юзефовича Драгунского не стареют и всё так же интересны?

Ученик. В них много юмора.

Ученик. Они увлекательны.

Ученик. Дети – герои произведений – наши ровесники. С ними происходит много интересного.

Ученик. Часто в рассказах мы «видим» себя или своих друзей.

Учитель. Совершенно верно. Драгунский заставляет нас задуматься: а добрый ли и честный я, человечный и смелый ли? Если нет, то надо непременно от своих пороков избавиться.

Ученик. Много нового узнали про писателя.

Учитель. Что вспомнили?

Ученик. Другие его произведения.

Биография В.Ю.Драгунского (Презентация «Жизнь и творчество В.Ю. Драгунского)

Учитель. Почему же Драгунский стал именно детским писателем?

Ученик. Он хотел рассказать детям о них самих.

Учитель. Вы читали книги Виктора Драгунского?

— Чем схожи два произведения из этого раздела, которые мы изучили

(«Сказка о потерянном времени» и «Главные реки»)? (не теряй времени, не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня)

— Какой урок извлек Дениска из всего произошедшего? (начало и конец произведения)

– Давайте подумаем, какой же Дениска в произведениях Драгунского и назовём качества, которые могут быть у человека! (Дениска добрый, трудолюбивый, любит читать (пол лета читал), хочет быть взрослым, общительный, любознательный, веселый, доводил начатое интересующее его дело до конца, применил полученные теоретические знания на практике – про пожарных…)

Викторина «Внимательный читатель» (слайд)

Что пытались приготовить на обед Дениска с папой? «Куриный бульон»

Сколько лет Дениска собирался провести под кроватью? «Двадцать лет под кроватью».

Фамилия Дениски? Кораблёв.

Фамилия Мишки? Слонов.

Стихотворение какого поэта не выучил Дениска? Некрасов. «Главные реки»

Название реки, которое не выучил Дениска. Миссисипи. «Главные реки»

Источник

Познавательное и интересное