Основная мысль рассказа фотография на которой меня нет астафьев
Ответ или решение 2
«Фотография, на которой меня нет»
Произведение «Фотография, на которой меня нет» написал Виктор Павлович Астафьев. В нем он рассказывает о своем детстве, о себе, о жизни родной деревни.
Краткое содержание
Главный герой рассказа —мальчик Витя. Он сирота, живёт с бабушкой и дедом в деревне Овсянка в Сибири. Его прадеда, как и многих его односельчан, раскулачили и теперь в его родовом имении находится школа. Местные мужики сами сделали парты, а учитель и его жена смогли собрать деньги на карандаши и тетрадки. Так у ребятишек появилась возможность учиться. В довоенное время в деревне жилось очень туго, но деревенские жители жили одной семьей, помогая друг другу.
И вот в деревне намечается важное событие: приезжает фотограф, который будет фотографировать учащихся школы. Ребята долго обсуждали, кто где на фотографии будет сидеть. И решили, что впереди будут сидеть отличники. Витя и его друг Санька поняли, что их место в заднем ряду, «надулись» и пошли на увал. Там они долго катались на санках, промокли и замерзли. А ночью наступила расплата: у Вити сильно разболелись ноги, от переохлаждения обострился ревматизм. И в знаменательный для школьников день, мальчик не смог стать на ноги. Саня, чтобы поддержать друга, тоже отказывается фотографироваться. Витя болел долго, фотографию учителю пришлось принести ему домой. Мальчик очень обрадовался и долго её рассматривал. А бабушка ещё долго рассказывала соседям какой уважаемый человек к ним заходил.
Основная мысль
Рассказ «Фотография, на которой меня нет»— это небольшое воспоминание из жизни автора, где он рассказывает:
Он заставляет нас задуматься о душе, о человеческих ценностях и о том как дорога память. Автор, будучи уже взрослым, часто с улыбкой рассматривает пожелтевшую фотографию и вспоминает своё детство, учителя, своих одноклассников. Многие из них не вернулись с войны, но фото хранит о них память. Фотография—это наша память, наша история.
Главной мыслью в этом произведении является жизнь людей деревни в 30-е годы, во времена раскулачивания семей; также автор передает переживания самого главного героя — Вити, самого обыкновенного школьника.
Витя очень хотел пойти сфотографироваться вместе со всеми его товарищами и учителями школы, но он очень сильно заболел и не смог пойти в этот знаменательный день в школу. Поэтому произведение так названо: «Фотография, на которой меня нет». Мальчику очень печально, что он не попал в тот исторический кадр, но, тем не менее, он гордится тем, что его школа имеет эту фотографию.
«Фотография, на которой меня нет» читательский дневник
«Фотография, на которой меня нет» – это автобиографическое произведение, в основу которого легла реальная история из жизни автора. Он всю жизнь бережно хранил школьную фотографию, несмотря на то, что из-за болезни не смог быть среди ребят.
Краткое содержание «Фотография, на которой меня нет» для читательского дневника
Название: Фотография, на которой меня нет
Число страниц: Астафьев Виктор Петрович. «Васюткино озеро. Рассказы для детей». Издательство «АСТ». 2018 год
Жанр: Рассказ.
Год написания: 1968 год
Время и место сюжета
Действие рассказа происходит глухой зимой примерно 1932-1936 года в Сибири, в деревне Овсянка. Автобиографическое произведение названо так потому, что главному герою из-за болезни не удалось попасть на общую школьную фотографию
Главные герои
Витя – сирота, живший с бабушкой и дедушкой, большой проказник и озорник, плохо учится в школе.
Бабушка Вити – добрая, любящая женщина, строгая, но справедливая.
Санька – лучший друг Вити, такой же шалопай и двоечник, верный, преданный товарищ.
Учитель – всеми уважаемый человек в деревне, внимательный, добрый, искренне любящий детей.
Обратите внимание, ещё у нас есть:
Сюжет
В маленькую сибирскую деревушку должен был приехать фотограф, чтобы сделать общую фотографию всех учеников сельской школы. Для местных жителей это стало очень важным, волнительным событием. Но больше всего переживали ребята, которые тут же принялись решать, кто где будет сидеть на фотографии. Единогласно пришли к выводу, что самые лучшие ученики сядут впереди, хорошисты – во втором ряду, ну, а отстающим ученикам было уготован самый дальний ряд. Лишь самые отъявленные двоечники – Витя и Санька – были против такого решения. Они попытались добиться лучшего для себя места кулаками, но потерпели поражение и отправились кататься на санках с крутой горки.
В тот же вечер, вернувшись домой, Витя понял, что заболел. Он серьезно застудил ноги, которые у него и так страдали от ревматизма. Поначалу он мужественно терпел, но к ночи боль стала такой невыносимой, что Витя завыл. Проснулась бабушка, и принялась натирать лекарством больные ноги, не забывая ругать внука за неосмотрительность.
Так Витя надолго застрял дома. Ноги так сильно болели, что он не мог ходить. Ситуация не улучшилось и к тому времени, когда должен был приехать фотограф. Витя очень хотел хоть как-то добраться до школы, чтобы попасть на общее классное фото, но он не мог сделать и шага. Узнав об этом, верный Санька также отказался фотографироваться.
Однажды к ним пришел учитель, и принес Вите фотографию, на котором его не было. Он сохранил ее на всю жизнь, и часто рассматривал лица знакомых ребят, многие из которых не вернулись потом с войны.
Вывод и свое мнение
В далекие 30-е годы прошлого века фотография имела совсем иную ценность, нежели сейчас. В рассказе Астафьева она выполнила роль настоящей летописи глухой деревушки, благодаря которой писатель помнил, как сложилась дальнейшая жизнь друзей его детства. Отдельно хочется упомянуть поступок Саньки, который, поддерживая друга, отказался участвовать в совместной съемке. Это история о настоящей дружбе, любви, о быте крестьян довоенной маленькой деревушки, их жизненных ценностях.
Главная мысль
Каждый человек, что бы с ним не случилось в жизни, должен помнить, откуда его корни, откуда он родом.
Авторские афоризмы
«…Народные приметы не знают границ и расстояний…»
«…Мы полезли в драку, чтоб боем доказать, что мы — люди пропащие…»
«…Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная него история…»
«…Самолучший это в городе фотограф! Он хочь портрет, хочь на почпорт, хочь на коне, хочь на ероплане, хочь на чем заснимет. »
«…Но фамилию учителя можно и забыть, важно чтоб осталось слово “учитель”. »
«…Но в те годы Бог был занят чем-то другим, более важным, и от русской деревни отвернулся…»
«…Ты долго кряхтеть будешь, толстодум? Чо ишшэш? Вчерашний день ишшэш. »
«…Учителей уважают за вежливость, за то, что они здороваются со всеми кряду, не разбирая ни бедных, ни богатых, ни ссыльных, ни самоходов…»
Толкование непонятных слов
Алчущий – жаждущий, ожидающий, добивающийся чего-нибудь.
Куть – угол в избе против устья русской печки.
Ямщик – возница, кучер на ямских, почтовых лошадях.
Полушалок – шаль, платок небольших размеров.
Ухарски – молодцевато, задорно.
Лучина – тонкая длинная щепка сухого дерева, предназначенная для растопки печи или для освещения избы.
Новые слова
Заговаривать – воздействовать на кого-что-нибудь заговором, заговариванием; заколдовать.
Гуж – это деталь сбруи лошади.
Барин – человек из высших сословий, господин.
Аспид – злой, хитрый, язвительный человек.
Угар – удушливый ядовитый газ, образующийся при неполном сгорании углерода; угарный газ.
Анализ «Фотография, на которой меня нет» Астафьев
Рассказ Астафьева «Фотография, на которой меня нет» – это небольшое автобиографическое произведение, где автор описывает приезд фотомастера в его родную деревню. Фотограф снимал сельских школьников, а сам мальчик, не вовремя заболевший, не попал на снимок, отсюда и смысл названия рассказа. Предлагаем ознакомится с кратким анализом произведения «Фотография, на которой меня нет». Материал может быть использован при подготовке к уроку литературы в 8 классе по данному плану.
Краткий анализ
Год написания – 1968 г.
История создания – Приезд фотографа в глухую деревушку. Фотография, попавшая в руки писателя, напомнила о прошлом, и так началась история создания рассказа.
Тема – В своем рассказе писатель раскрывает тему семейных традиций, тему патриотизма и любви к родине, к ее истории.
Композиция – Особенность композиции рассказа Астафьева заключается в том, что повествование идет от рассказчика сначала от маленького мальчика, а заканчивается зрелым взглядом взрослого человека.
Жанр – Автобиографический рассказ.
Направление – Реализм.
История создания
Виктор Астафьев создал большое автобиографическое произведение, одной из частей которого является рассказ «Фотография, на которой меня нет». Сам писатель говорит о том, что хотел написать о своей родной Сибири, о людях, ее населяющих, о своем детстве.
Писатель хотел донести до читателя идею родства, связи поколений. В рассказе описываются главные герои – бабушка и внук, их теплые, родственные отношения, что показывает преемственность поколений. Именно бабушка дает понятия внуку о доброте и дружбе, о сострадании и заботе о ближнем, она учит его жизни.
Писать большую книгу автор начал в 1956 году, с небольших рассказов о своем детстве. Рассказ «Фотография, на которой меня нет», был опубликован в сборнике Астафьева «Далекая и близкая сказка», год написания – 1968.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Автобиографический рассказ Астафьева повествует о жизни сибирской деревни в довоенные годы.
В «Фотографии, на которой меня нет» анализ произведения дает понять, какой глубокий смысл содержит это творение автора. В рассказе четко прослеживается основная мысль, касающаяся каждого человека. Историческая тема, тема родственных отношений, о которых должен помнить каждый человек, тема дружбы и взаимопонимания, верности и любви – все эти проблемы охвачены в этом небольшом, но содержательном рассказе.
В своей истории писатель рассказывает о приезде в деревню городского фотографа. Действие происходит в довоенное время, и это считается значительным событием для каждого из сельчан.
Главный герой, вместе со своим другом, намокнув в снегу, заболел, и не смог пойти в школу. Бабушка всеми средствами пытается вылечить внука, чтобы он смог сходить сфотографироваться, но усилия любящей бабушки тщетны, болезнь крепко приковала мальчика к постели. К нему приходит друг Санька, и когда видит, что Витя не может идти, тоже отказывается сниматься. Так проверяется настоящая дружба, какое великодушное сердце и какую сильную волю надо иметь, чтобы отказаться от такого события, которое, может, больше и не повторится. На примере Санька, становится ясно, чему учит рассказ, а именно, умению отказаться ради дружбы от всего дорогого, важного и неповторимого, Санька понял, что именно такой поступок, в данный момент, является самым важным, и не только для больного друга, но и для него самого. Это настоящий пример самоотверженности и великодушия.
В рассказе проблематика отношений касается не только главного героя, но и всех жителей деревни.
В рассказе присутствует образ учителя, уважаемого человека в деревне. Это интеллигентный, образованный человек, вежливый и дружелюбный. Жители деревни относятся к нему с уважением, прислушиваются к его мнению. Женщины приносят ему деревенские угощения, помогают его жене с маленьким ребенком, делают это ненавязчиво и незаметно. Подшивают учителю валенки, помогают с дровами. Городской житель, он полностью отдается своей работе, самоотверженно променяв городскую жизнь на воспитание и обучение деревенских ребятишек. Именно учитель принес Вите фотографию, где сняты деревенские школьники, а самого Вити нет. Это тоже пример доброты и сопереживания.
Повзрослев, Витя смотрит на эту фотографию, где запечатлены школьники на фоне его родового дома, и перед ним встают образы тех людей, которые жили с ним рядом, учились и работали. Фотография хранит в себе события тех далеких дней, являясь летописью истории.
Именно об этом хотел сказать автор в своем произведении, что надо свято беречь в памяти прошлое, ведь без него нет и будущего.
Композиция
В композиции произведения, автор использует характерную для него особенность рассказа – два автора. На протяжении всей истории, события довоенного времени, описываются глазами ребенка, наивного и непосредственного, верящего в счастливое будущее. И лишь в самом конце появляется взрослый автор, который смотрит на старое фото, и видит все прошедшее время глазами человека, пережившего войну, потерявшего на ней многих из тех, кто остался лишь на этой фотографии. Довоенный период и война, все это проходит перед глазами читателя. Хотя в рассказе и нет описания военной трагедии, это подразумевается само собой, и в этом заключается особенность композиционного построения рассказа. Сделав такой вывод, читатель по-другому начинает относиться к жизни, к старым фотографиям, в которых хранится история.
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Фотографии, на которой меня нет».
Небольшой рассказ «Фотография, на которой меня нет», входит в автобиографическое произведение писателя «Последний поклон», чей жанр определяется как повесть, состоящая из рассказов. Рассказ «Фотография, на которой меня нет» является одной из глав «Последнего поклона».
Произведение писателя автобиографично не только для него, но и для читателей. Все события близки и узнаваемы, герои настолько реальны, что многие из читателей узнают в них себя и своих близких, и дальних родственников. В создание этой книги, писатель вложил всю свою душу, и поэтому, она так дорога и понятна.
Краткое содержание «Фотография, на которой меня нет»
Второстепенные персонажи: Санька (верный друг Вити), бабушка Вити, Евгений Николаевич (учитель)
Автор: Астафьев В.П. | Дата публикации: 1968 | Форма произведения: рассказ | Жанр: автобиографический | Время событий: первая половина XX века | Место событий: Россия | В школе: 8 класс | Возраст: подростки | Время чтения: до 1 часа |
Темы: детство, дружба, образование и воспитание, патриотизм
Приезд фотографа
Однажды в середине зимы жителей сибирской деревни взволновала новость: к ним приезжает фотограф. Снимать будут не жителей, а учеников местной школы. Так как Витя и его друг Санька учились плохо, им объявили, что посадят их позади всех учеников. От обиды мальчишки пошли на обрыв кататься на санках. Домой они вернулись все в снегу, с промокшими насквозь ногами.
Болезнь Вити
Ночью у Вити так разболелись ноги, что он не мог сдерживать стонов. Что только ни делала бабушка: и растирала ноги спиртом, и кутала их в шаль покойной Витиной мамы и даже носила Витю в баню для пропарки. Но все эти мероприятия не помогли, боль не утихала. Утром пришел Санька, но Витя не смог сделать даже шага. Бабушка отругала Саньку за то, что он затеял эти катания на санках и стал причиной Витиной болезни. Тогда Санька объявил, что раз Витя не будет фотографироваться, то и его не будет на этой фотографии.
Окна, как люди
Пока Витя болел, у него было только одно развлечение – изучать окна в деревенских избах. Все окна были разными, и каждое могло бы рассказать о своем хозяине. В их избе пространство между рамами было украшено ветками рябины и брусники. Окно тетки Авдотьи – калиной, мхом, разными цветами. Посередине всего этого великолепия восседала безногая кукла. А вот у «лиходея из лиходеев» Левонтия окно было треснуто и между рамами ничего не было.
Иллюстрация к рассказу. Неизвестный художник
Уважение к учителям
Витю навестил учитель. Он принес фотографию, на которой не было ни Вити, ни его друга Саньки. Учитель успокаивал мальчика, но Витя знал, что его уже никогда не будет на этом фото. Бабушка пригласила учителя к столу, за чаем он рассказал ей, что кто-то привез к его дому целую кучу дров.
Так повелось, что сельчане из уважения к учителям часто «забывали» в их доме продукты, тайно чинили обувь. Учителя устраивали в местном клубе спектакли про буржуев, их всегда приглашали на все деревенские мероприятия, включая свадьбы. Они никогда не отказывали людям, но водку не пили, в отличие от местных.
Школьный дом
Раньше школа была жилой избой, которую срубил еще прадед Вити Яков. Не было там тогда ни книг, ни учебников, ни парт, а был один на всех карандаш красного цвета. С этим домом у Вити были связаны лучшие воспоминания детства, ведь он сам родился в бане, рядом с этой избой. Когда раскулачили Витиного деда Павла, всю семью выгнали на улицу. Все раскулаченные семьи тогда разбрелись по стайкам и сарайчикам, которые постепенно превратили в дома. Все их вещи были разворованы захватчиками.
Раскулачивание
За одну зиму сгорело полсела. Когда Платоновских выгоняли в первый раз, немой Кирила жил на заимке. Тогда его обманули, сказав, что выселение временное. Когда же Платоновских выселяли уже во второй раз, Кирила, примчавшись в деревню, разрубил голову оперуполномоченному. Он буйствовал до тех пор, пока его не скрутили и не передали властям. Это происшествие ускорило ссылку и выселение.
Судьба дома
После этого Витя с другими пацанами выламывал перегородки в своем бывшем доме. Этот дом и был запечатлен на этой фотографии. Потом туда перевели правление колхоза, потом его заселили пьяницы, а потом дом опустел. В конце концов, его разобрали на дрова.
Но все это будет потом. Пока же учитель мирно разговаривал с бабушкой за чаем, а когда уходил, сказал Вите, что фотограф еще обязательно приедет. В том году Витя часто болел. Учитель часто водил ребят в лес и рассказывал им о природе. Однажды им попалась змея. Учитель, опасаясь за ребят, начал бить ее палкой. Они смотрели и не знали, что учитель в первый раз видел живую змею.
Воспоминания
Прошло много лет, но Виктор не забыл своих учителей. Сохранилась и пожелтевшая школьная фотография. Виктор всегда с улыбкой смотрит на нее, вглядываясь в лица ребят и в свой дом, где прошло его детство.
Чем мне понравился рассказ «Фотография, на которой меня нет», что писать?
Много хорошего описывается в рассказе: иногда прямо, а иногда словно между делом. И учитель, который по-доброму относился к своим ученикам. И не только к ученикам. В любое время суток могли обратиться к нему односельчане, чтобы написал нужную бумагу. В ответ жители платили добром учителям: то «забудут» в их избе какие-нибудь продукты, то заплатят сапожнику, чтобы починил учительскую обувь и не брал ни копейки. Все люди в деревне старались помогать друг другу.
С детства прививалось уважение к старшим, понимание настоящей дружбы. Из-за того, что Витя не смог пойти фотографироваться, его друг Санька тоже отказался идти, из чувства солидарности.
Все это оставляет хорошее впечатление, как-то теплей на душе.
Еще понравилось, как автор рассказывает об окнах в деревенских домах. Кто как украшал на зиму окна между рамами. У людей, нигде не учившихся, было врожденное чувство вкуса, представление о красоте, как у Витиной бабушки, например.
Приятно читать рассказ, основанный на реальных событиях из жизни самого Виктора Астафьева. Узнаешь много интересного из давней жизни в далеком сибирском местечке. Даже новые слова встречаются, например, «лампасейки», так в просторечье называли монпансье (лампасье). А бруснику писатель называет брусницей.
Мне все это очень нравится.
Детство главного героя из рассказа «Васюткино озеро» прошло в тайге. Даже не смотря на то, что ему было всего тринадцать лет, он уже умел охотиться и был в состоянии приготовить пойманную добычу. Он умел отличать рыбу и деревья, а так же ориентироваться по сторонам света и находить в лесу пропитание. Для обычного ребенка это очень ценные и удивительные навыки. Именно они помогли ему выжить, когда тот оказался один в лесу. На протяжении рассказа поведение Васютки меняется, он становиться мужественнее и взрослее.
Чтобы выжить в тайге нужно быть очень смелым и отважным и мальчик смог показать эти качества, когда стал охотиться. Важно было взять себя в руки и оставаться хладнокровным. Надлежащая подготовка позволила Васютке собраться в нужный момент и проявить себя, показав свои знания, которые он приобрел за свою недолгую жизнь.
В рассказе В. Распутина «Уроки французского» главному герою, деревенскому мальчику стала помогать его учительница, Лидия Михайловна.
Она учила детей французскому языку, с которым у мальчика были проблемы.
После того, когда учительница узнала, что мальчик играет в игры, что бы заработать деньги на еду, она его подкармливала. Но мальчик просто так еду не брал и ей пришлось пойти на хитрость и начать играть с ним в игру пристенок. А когда он выигрывал, то со спокойной совестью стал брать угощения.
Директор школы осудил учительницу и ей пришлось уехать.
Но мальчика она не забыла и отправляла ему посылки с едой.
Главный герой этого рассказа Виктора Астафьева 13-летний Васютка, характеризуется положительно.
Он трудолюбивый, ходит на охоту, собирает орехи, любит природу, знает много фактов о природных явлениях, животных и птицах, населяющих лес.
Именно эти качества помогает Васютке выжить, когда он заблудился.
Васютке не занимать смелости и храбрости, он также рассудительный, много знает, что и помогает Васютке выбраться из леса.
Васютку очень любят в семье, мать заботится о нём, собирает ему необходимые вещи и продукты при походе в лес, что и помогает ему выжить в лесу. Когда Васютка пропадает, его настойчиво ищет вся семья и не ругают, когда находят.
После возвращения домой, Васютка не побоялся вернуться на озеро и рассказать о нём отцу-рыболову.
Можно сказать также, что Васютка, заплутав в лесу, повёл себя ответственно. Он понял, что надеяться надо только на собственные силы и знания.
В произведении Виктора Астафьева «Царь-рыба» мы сталкиваемся с жестокостью по отношению к природе и всему живому.
Существует неписанный закон природы: брать нужно только то количество, которое необходимо для жизни. Рыбак Игнатьич занимается браконьерством, тем самым преступая этот закон.
Он мечтает поймать царь-рыбу, а из-за жадности ходит на промысел один, чтобы ни с кем не надо было делиться.
Однажды ему попадается огромный осетр, сильнее его самого, и тянет Игнатьича на дно.
Браконьер борется за свою жизнь, а получается, что сражается с природой-матушкой, которая в очередной раз ведет себя милосерднее и добрее к человеку, чем он к ней.
Природа дает человеку шанс одуматься и исправиться. В момент борьбы с рыбой, превосходящей его по силам, Игнатьич вспоминает, все злое и жестокое, что он совершил в своей жизни.