Анализ произведения Гаршина То, чего не было
Замечательное и поучительно произведение, которое называется «То, чего не было», написано русским писателем 19 века Всеволодом Михайловичем Гаршином. Анализ данного литературного творения представлен в данной статье.
Произведение относится к жанру сказки, так как в ней присутствуют моменты чего-то волшебного и необъяснимого, вроде говорящих человеческим языком животных. Несмотря на то, что она адресуется больше к прочтению для младшего поколения, она имеет достаточно философский посыл. Определенное количество живых существ собрались и высказывают свои взгляды по поводу жизни, смерти, работе, мире, который их окружает и природе.
К героям относятся абсолютно отличные друг от друга существа вроде коня, жука, кузнечика, улитки, мухи, гусеницы, ящерицы, кучера Антона.
Жук считает, что для того, чтобы обеспечить нормальную жизнь своим детям, надо работать днями ночью не покладая рук. Муравей вовсе не знает, что же такое лень, так как у него нет выбора кроме того, что и работать. Кузнечик и лошадь видят мир как огромное пространство. А вот улитка видит только лист лопуха, который является для нее вселенной.
Гусеница знает, что когда будет умирать, то станет прекрасной бабочкой. А муха будет счастливой, если сядет на сладкое варенье. Маленькая ящерица тоже очень хотела поделиться своим видением этого мира и отношением к нему, но, к сожалению, ей этого не удалось сделать из-за кучера, который пришел не в нужное время и отдавил пресмыкающемуся хвост. Ящерица успела покинуть это место, где ее оскорбили, а вот остальные насекомые погибли. Их раздавил кучер.
Анализ сказки Гаршина То, чего не было
Несколько интересных сочинений
Говорят, мечтать не вредно, и это действительно так и есть. Все люди на земле любят мечтать. В минуты вдохновения, они рисуют в своём воображении прекрасные картины своих желаний
Народ в романе – это не только простые солдаты, большей частью крепостные. Народ – это и люди богатых сословий Ростовы, Болконские. Народ здесь трактуется, как нация. Народ всегда был движущей силой истории.
Князь Николай Болконский – очень заметный персонаж романа Льва Толстого «Война и мир». Это один из тех героев, который на первый взгляд кажется угрюмым и «сухим» человеком, но который постепенно раскрывается
«Маленький солдат» – известное произведение, которое написал советский писатель Платонов. Рассказ повествует о военном времени и о том, как тогда было тяжело жить. Название произведение можно условно разделить на две части.
Какова главная мысль сказки Гаршина «То, чего не было», чему учит сказка?
Главная мысль сказки «То, чего не было»
Чему учит сказка «То, чего не было»
В сказке Гаршина «То, чего не было» однажды собрались животные и насекомые под одним деревом. И стали обсуждать, что для кого есть самое важное. И как оказалось, что у каждого свой взгляд на жизнь. У каждого есть что-то своё особенно важное.
Главная мысль сказки Гаршина «То, чего не было»: надо уметь мечтать и делать все чтобы твоя мечта осуществилась в независимости не от чего.
Сказка Гаршина «То, чего не было» имеет очень интересный сюжет. Насекомые, животные, старый гнедой собрались под вишней в жаркий день и обсуждают что для каждого мир, что для каждого жизнь и в чем они видят ее смысл.
У каждого свой взгляд на мир и свое место в нем.
Эта сказка нас учит тому, что важно не только иметь свой собственный взгляд на вещи, но уметь его отстаивать, чтобы никакой кучер не разрушил бы сапогами наши мечты.
Главная мысль сказки в том, что все мы разные и у каждого своя мечта.
В сказочном повествовании «То чего не было» В. М. Гаршин решил рассказать о живой природе, где встретились насекомые и животные с пернатыми. В обсуждении они менялись мнениями о смысле жизни и видели её со своей точки зрения. Даже летающей с ползающей божьей твари взгляды на обитания расходились. Жукам, муравьям в траве он казался огромным миром, в котором они существуют в труде и заботе о потомстве, а летающим- мир существовал в беззаботном дне. Иначе, в вишнёвой прохладе, размышляли птицы с животными.
Живые обитатели приносят природе полезные действия и одновременно могут нанести вред. Несмотря на вредительство, уничтожать не желательно. Они часто зависят друг от друга. Уничтожив одних, пропадут и другие, также к мнениям окружающих относиться с пониманием.
Сказка Гаршина «То, чего не было» очень необычная.
В ней речь идёт о насекомых, о том, что важно для каждого из них и об их мечтах.
Но читая сказку, кажется, что автор ведет речь не о насекомых, а о людях.
В этой сказке рассказывается о том, что существует вещи выше нашего понимания и при этом данные вещи управляют потоками нашей жизни.
Сказка учит нас тому, что нужно быть наблюдательными, нужно учиться и стараться всегда отстаивать свои убеждения, искать, в чём заключается смысл жизни.
В сказке утверждается также мысль, что существует предначертанное, от которого не уйти. Все насекомые в этой сказке рассуждают, мечтают, но у них нет возможности управлять своей жизнью, во многом она зависит от случая или от судьбы. Такова точка зрения автора.
Эта сказка в целом является философским произведением, ведь в ней животные и насекомые пытаются высказать свое видение об окружающем их мире, о труде, о жизни и смерти.
Персонажи в сказке разные, это и конь и жук с муравьем, кузнечик, улитка, муха, гусеница, ящерица и кучер по имени Антон.
Гусеница знает, что умирая она перевоплотиться в красивую бабочку, а счастье для мухи ограничивается вареньем.
Ящерица тоже хотела высказать свое мнение, но увы… пришедший кучер отдавил ей хвост, но она успела убежать, а вот все другие насекомые, вообще были раздавлены.
Эта сказка учит нас быть любознательными и наблюдательными. Учит умению слушать других, другое мнение. Учит тому, что у каждого смысл и понятие жизни свой и в жизни бывают случаи, над которыми мы не властны и не можем их изменить.
Только зеленая ящерица считала, что нужно прислушиваться к мнению других. Однако она сказать совсем ничего не успела. Ей просто прижали хвост, и она осталась без этой задней части тела, убежала с оторванным хвостом, потому что она единственная решилась свои убеждения высказать.
Данная сказка нам демонстрирует то, что в нашей жизни присутствуют совершенно разные взгляды на то, что такое счастье и что есть то главное, которое способно это счастье подарить. Разные точки зрения в данной сказке, демонстрируются через диалоги и мысли таких насекомых как: жук, улитка, муравей и кузнечик, которые как и люди, каждый выдвигают разные ценности как главные.
Сказка Гаршина «То, чего не было» невероятно интересная и увлекательная, я уверена, что прочитав её в детском возрасте вы надолго запомните ее и будете вспоминать даже когда станете взрослым, ведь эта сказка учит мечтать, ставить цели и достигать их. Нужно мечтать и делать все возможное для того, чтобы желание осуществилось. А также сюжет этой сказки учит тому, что люди все очень разные и мечты тоже у всех индивидуальные. Это очень важно понимать для того, чтобы стать счастливым и успешным человеком. Здорово, что сказки простым языком и наглядным примером объясняют такие глобальные и философские темы.
Необычная сказка «То, чего не было» повествует нам о мире насекомых, точнее о их мечтах.
Летним, жарким днём под вишней собралась необычная компания, которая состояла из навозного жука, муравья, кузнечика, мух, улитки, гусеницы, ящерицы и гнедова коня, который оказался привязанный рядом с ними и по невольно стал участником их дискуссии.
Разговор велся о смысле жизни и для каждого он был свой. Насекомые спорили, не соглашались друг с другом, ведь каждый думал о том, что именно его представление о смысле жизни является единственно верным.
Неожиданно для честной компании их дискуссии наступил конец, пришедший конюх Антон, оборвал её на полуслове ящерицы.
Насекомые были раздавлены, а ящерица лишилась хвоста. С тех пор, она говорила:
Главной мыслью рассказа является то, что все мы разные не только внешне, но и внутренне. У каждого свой внутренний мир со своими мечтами и убеждениями. Нужно уметь уважать мнение каждого, даже если оно не совпадает с вашим.
Сказка Гаршина «То, чего не было».
Главные герои сказки: Кучер Антон с лошадью, и насекомые.
Глядя на каждого персонажа в отдельности, мы видим, что у каждого из них есть своя мечта, и свои взгляды на жизнь. Поэтому, живите своей мечтой, ну и конечно же, стремитесь к мечте. У каждого из героев, есть свой смысл жизни.
Учит беречь, и отстаивать свою точку зрения. Учит отстаивать свои убеждения.
Увлекательная и интересная сказка.
Чему же на самом деле учит сказка?
В сказке «Вещий сон» речь идет о парне по имени Иван, который отказался рассказывать всем свой сон, за что был несколько раз наказан. Сначала го наказал отец, а потом и пожалевший его царевич. В итоге Иван помог царевичу добиться руки Елены Прекрасной, за что был удостоен богатств. Только после этого Иван рассказал всем свой сон. Как оказалось сон был вещий.
Главная мысль заключается в том, что своего мнения и принципов нужно держаться. Нельзя поддаваться на уговоры и соблазны, если сам этого не хочешь. Автор учит нас терпению и выдержке. Именно благодаря терпению и выдержке Иван смог добиться таких успехов. Автор показывает нам, как важно иметь свое мнение.
Здесь можно прочитать краткое содержание сказки.
Часто в жизни побеждает не просто грубая сила, а именно ум человека и его умения.
Хорошая сказка учит нас доброте и великодушию к слабым. Учит и к устремлению постигнуть что-то совершенно новое. Учит также и храбрости, твердости, упорству. Сказка учит почтительному отношению к женщине. Учит не страшиться любых трудностей и не пасовать перед ними. Учит одерживать победу, невзирая на условия.
В сказке «Пастушья дудочка» рассказывается об Иванушке;
Иванушка очень хорошо и красиво умел играть на дудочке;
Как-то Иванушка устроился к барину охранять овец ;
И барин с Иванушкой заключил такой договор:
_Если у Иванушки пропадёт хоть одна овца, то барин не заплатит ему не копейки, если не пропадёт не одной овцы, то Иван получит двойное жалование.
Как не хитрил барин,чтобы не платить деньги Ивану, но ничего у него не получилось, помогла Ивану волшебная дудочка все деньги с барина до копейки получить.
Сказка «Пастушья дудочка» показывает нам,что происходит с людьми, которые не умеют держать своё слово.
Сказка учит нас быть всегда справедливым и честным и всегда держать данное слово.
Сказка «Музыкальная канарейка» совсем короткая, ее чтение займет 2-3 минуты.
Краткое содержание сказки следующее: У бабушки была канарейка, о которой она всегда заботилась. Канарейка была очень музыкальной, и бабушка ставила ей красивую музыку. Но когда бабушки не было дома, автор (мальчик) пригласил к себе друзей, и они устроили самодельный концерт. От такой музыки канарейке стало плохо, и она чуть не умерла. Ей помогла бабушка, которая вернулась вовремя, разогнала ребятишек, а потом долго выхаживала бедную птичку.
Главные герои сказки: канарейка, бабушка и мальчик.
На мой взгляд, сказка «Музыкальная канарейка» заставляет читателей задуматься о том, насколько важно бережно относиться к тем, кто нас окружает. Мальчики баловались и не подумали о том, что рядом с ними хрупкое, нежное создание, которому они доставляют настоящие страдания. В итоге канарейка чуть не погибла и выжила только благодаря заботам бабушки, которая любила и понимала ее чувства.
Знакомство со сказкой В.М.Гаршина «То. чего не было».
Литературный анализ сказки «То, чего не было». Эта сказка редко читается детьми, но очень интересна для чтения как детям, так и взрослым.Рекомендуется как для работы в классе, так и для внеклассной работы.Содержит интересные факты из биографии Гаршина.
Просмотр содержимого документа
«Знакомство со сказкой В.М.Гаршина «То. чего не было».»
Методический материал для проведения урока по идейно-эстетическому анализу сказки «То, чего не было».
Слово учителя о жизни и творчестве В.М. Гаршина.
Всеволод Гаршин. Это имя писателя, создавшего всего лишь один том рассказов и умершего в возрасте 33 лет. Он оставил нам несколько замечательных сказок: «Сказка о жабе и розе», «Attalea Princeps», «То, чего не было». А последним произведением этого писателя стала известная многим сказка «Лягушка-путешественница».
Родился Всеволод Михайлович Гаршин 2 февраля 1855 года в Екатеринославской губернии, в имении бабушки, которое называлось «Приятная долина». Один его дед был помещик, другой – морской офицер, отец – тоже военный, офицер кирасирского полка. С самых ранних лет сцены военной жизни запечатлелись в сознании мальчика.
Мне жалко вас, родимые места,
Мне жалко вашей вольной красоты;
Мне скучно здесь, душа болит в разлуке
С родимой степью, где дышать привольно,
Где солнце так тепло сияет с неба;
Где мириады трав цветут, кивая
Навстречу мне головками своими…
Будущему писателю исполнилось шесть лет, когда в России было отменено крепостное право. Но это мало что изменило в судьбе большинства простых русских людей. По-прежнему нищенски скудным был урожай на тощих крестьянских полях, по-прежнему грабили народ и жирели помещики.
Между тем мальчик рос, поступил в гимназию. Учился он, по его собственному признанию, «довольно плохо», хорошие отметки получал только за русские «сочинения» и по естественным наукам, которые очень любил. Однако о гимназии у него остались «самые дружелюбные воспоминания» и о своих учителях и воспитателях он вспоминал с благодарностью. Товарищи в нём души не чаяли, и он сохранил с ними добрые отношения на всю жизнь. После окончания гимназии Всеволод поступил в горный институт. Но пора «послужить» всё же пришла, когда в 1877 году началась русско-турецкая война. Всеволод Гаршин пошёл воевать добровольцем. На войне Гаршин был ранен в ногу, его произвели из рядовых солдат в офицеры, а по окончании войны уволили в запас.
Ещё когда Гаршин был учеником гимназии, он пробовал писать статьи и стихи в гимназических рукописных журналах. И теперь он решил посвятить себя литературе. В 1882 году вышла первая книга рассказов В.М. Гаршина. И.С.Тургенев называл Гаршина своим литературным наследником.
Писать точно и ярко Всеволоду Михайловичу Гаршину помогало другое его увлечение – живопись. Он дружил со многими русскими художниками, часто бывал на их выставках, посвящал им свои статьи и рассказы.
Тот, кто бывал в Третьяковской галерее, наверняка запомнил картину И.Е.Репина «Не ждали». На ней изображён революционер, возвратившийся после долгой царской ссылки, домой, к своей семье. Если внимательно присмотреться к фотографическим портретам писателя В.М. Гаршина и человека, которого написал на своём полотне знаменитый художник, можно обнаружить несомненное сходство, особенно похожи глаза. В них – страдание и боль. В них легко «читается» история трудной, полной лишений жизни. И в то же время эти глаза смотрят на нас прямо и решительно. Человек этот, несмотря на все выпавшие, на его долю невзгоды, готов снова повторить уже пройденный однажды путь. Готов к борьбе. Наверное, неслучайно, создавая картину, художник вспомнил писателя Гаршина и сделал своего героя похожим на него.
В 1887 году осенью обострились признаки душевной болезни Гаршина, врачи советовали уехать в Крым или на Кавказ. Но душевное состояние Гаршина было столь невыносимо, что он сам не захотел больше жить.
19 марта 1888 года Гаршин скончался.
Поэт Николай Минский написал стихотворение «Над могилой Гаршина»:
Ты грустно прожил жизнь. Больная совесть века
Тебя отметила глашатаем своим –
В дни злобы ты любил людей и человека,
И жаждал веровать, безверием томим.
Я ничего не знал прекрасней и печальней
Лучистых глаз твоих и бледного чела,
Как будто для тебя земная жизнь была
Тоской по родине, недостижимо дальней…
Всеволод Михайлович Гаршин мало прожил. Мало успел написать. Собрание его сочинений всего одна небольшая книга. Но книга эта – «томов премногих тяжелей». Почему «тяжелей», наверное, объяснять не нужно. В ней писатель оставил нам самые заветные свои мысли и чувства. О любви к людям, о желании всеми силами ума и души бороться за их счастье. Оставил своё тревожное, бьющееся и по сей день сердце.
Знакомство со сказкой В.М. Гаршина «То, чего не было».
Выразительное чтение по ролям в классе.
Чтобы актуализировать в сознании школьников событийный ряд произведения, преподаватель задаёт на дом предварительную работу со сказкой «То, чего не было» по вопросам:
О чём эта сказка? Почему она так называется?
Где и когда происходят события?
Какое событие главное? Чем оно закончилось?
Кто вам понравился и не понравился? Почему?
Какими словами завершается сказка?
Второй урок посвящён собственно анализу сказки «То, чего не было» в форме беседы с классом.
Главная задача урока: познакомить детей с анализом художественного произведения в единстве формы (в данном случае его видимых элементов) и содержания, показать их взаимосвязь, их взаимообусловленность. На первый план выдвигается такой элемент формы, как сюжет.
Проводя литературно-методический анализ, учитель уже ставит вопросы и задания к тексту и сам отвечает на них, т.е.продумывает образцовый вариант выполнения своего же задания детям. При переводе результатов литературно-методического анализа в детскую аудиторию всегда возникает проблема адаптации. В частности, сложность представляет наличие литературоведческой, языковедческой терминологии. Поэтому я разработала вопросы, которые обеспечат восприятие произведения детьми на достаточном уровне.
У: Что мы прочитали, сказку, рассказ, стихотворение или что-то другое?
У: Почему вы так думаете? Докажите.
Д: В сказке животные разговаривают как люди, происходят чудесные события. Конец сказки весёлый, радостный, счастливый; в ней происходит борьба между добром и злом; герои преодолевают трудности, многие эти сказочные элементы есть в сказке Гаршина.
У: Чем сказка Гаршина не похожа на другую литературную сказку?
Д: Сказка в отличии от большинства других заканчивается грустно. Это необычная сказка.
У: Ребята, а в каком другом жанре, кроме жанра сказки, животные одушевлены?
Д: В баснях. Например, басня И.А.Крылова «Стрекоза и муравей».
У: Вернёмся к нашей сказке. Почему она так называется?
Д: Спор животных не мог произойти на самом деле.
У: Какие мысли возникли у вас при чтении этого произведения? Как бы вы ответили на вопрос «Что есть мир?»
У: Где и когда происходят события? С чего всё началось? Найдите в тексте и зачитайте описание места событий.
У: О чём должно думать порядочное животное, по мнению навозного жука?
Д: Заботиться надо о своём потомстве. Жизнь есть труд для будущего поколения.
У: Почему муравей называет себя несчастным?
Д: Он работает, выбиваясь из сил, в жару, не для себя лично, а для казны, и никто а это спасибо не скажет.
У: Чем похожа и чем отличается жизнь муравья и навозного жука?
Д: Они оба трудятся, но жук для себя и своего потомства, а муравей для общего блага.
У: Что есть мир для кузнечика?
Д: Для кузнечика мир необъятен и бесконечен, кузнечик очень весёлый
У: Прочитайте о том, что видел на своём веку гнедой? Что означают многоточия в его речи?
Д: Гнедой много размышляет, думает, но не говорит вслух, он очень старый и мудрый.
У: В чём смысл жизни улитки?
Д: Был бы лопух, а его довольно, сиди себе да ешь лист на котором сидишь.
У: Что можно сказать об улитке?
Д: Она ленивая, довольствуется малым, ни к чему не стремится, ворчливая, всякие разговоры её раздражают и от этого у неё болит голова.
У: Кого кузнечик назвал практическими натурами и почему?
Д: Он назвал практическими натурами улитку и гусеницу, так как решил, что они обе заботятся только о том, как набить себе живот.
У: Можно ли назвать гусеницу практической натурой?
Д: Гусеница набивает себе живот, чтобы не погибнуть и в будущем стать бабочкой.
У: Какое настроение вызвал у вас поступок мух?
Д: Грустно, что мухи довольны, а их мама увязла в варенье.
У: Что можно сказать о мухах?
Д: Безжалостные, самодовольные, бессердечные, эгоистичные.
У: Какое событие главное в сказке? Д: Пришёл Антон и нечаянно раздавил компанию.
У: Чем закончилась сказка?
Д: Ящерица убежала, мухи полетели обсасывать свою мёртвую, обманную вареньем маменьку.
У: Какая фраза в сказке выполняет роль нравоучения, морали? Почему?
Д: Мне оторвали его за то, что я решилась высказать свои убеждения. И она была совершенно права. Надо знать, где и когда можно высказывать свои убеждения, а где надо промолчать.
У: Можно сделать вывод, что «То, чего не было» это и сказка, и философская притча.
У: Ребята, обратимся к началу сказки? К его первому предложению.
У: Можно ли назвать такое начало мелодичным и напевным, произведение какого фольклорного жанра оно вам напоминает? Почему?
Д: Стих русских былин тоже певучий, неторопливый, длинный, с повторами.
У: Найдите и зачитайте место, где заканчивается описательная часть сказки и начинается её иная, событийная часть.
Д: Вот мы и ушли с полянки, на которой жарче всего, а на этой-то полянке и сидело целое общество неспавших господ.
У: В сказке несколько эпизодов, так как несколько главных героев. Можно ли сказать, что эпизоды похожи между собой?
Д: Каждый герой рассуждает о смысле жизни и окружающем его мире.
У: Правильно, все герои отвечают на один и тот же вопрос «Что есть мир?» Поэтому все эпизоды равнозначны между собой и можно сравнивать сюжет с матрёшкой, внутри которой сидят куколки (эпизоды).
У: В сказке автором использован специальный приём, который используется также в баснях – это аллегория (иносказание). Вспомните, что это такое?
Д: Под видом животных изображаются люди.
Д: У каждого человека есть своё мнение о смысле жизни, об окружающем мире.
У каждого есть своё мнение и оно имеет право на существование. Высказывать своё мнение иногда бывает опасно.
В этом мире надо быть очень внимательным, чтобы нечаянно не пострадать.
В мире много людей, которые живут ничего не делая, только в своё удовольствие, другие трудятся для своей семьи или для всех людей, есть люди плохо относящиеся к своим близким.
У: Вы правы, ребята, в своей сказке писатель затронул самые разные стороны человеческой жизни.
У: Попробуйте догадаться какое определение, к какому герою сказки относится?
Мрачный, несчастный (муравей), трудолюбивый (муравей, жук), весёлый, жизнерадостный (кузнечик), глубокомысленный, мудрый (гнедой), ленивая (улитка), безжалостные, эгоистичные, самовлюблённые (мухи), мечтательная недотрога (гусеница), самая любознательная, скромная (ящерица).
У: Почему ящерица самая любознательная и скромная?
Д: Она задала вопрос «Что есть мир?» и долго выслушивала разные мнения.
У: Какие пословицы передают основную идею сказки?
Д: Умные речи приятно и слушать.
Живи всяк своим умом.
У всякого словца жди конца.
Меньше говори, да больше делай.
Людских речей не переслушаешь.
У: Подводя итог разговора, ящерица сказала: Господа, я думаю, что все вы совершенно правы, но с другой стороны… Но ящерица так и не успела сказать, что было с другой стороны. Как вы думаете, что хотела сказать ящерица?
У: Итак, с какой сказкой мы сегодня познакомились и кто её автор?
Д: Мы познакомились со сказкой В.М.Гаршина «То, чего не было».
У: Как называются сказки, у которых есть автор?