Сочинение на тему: ПОЧЕМУ А. П. ЧЕХОВ НАЗВАЛ СВОЙ РАССКАЗ «ХАМЕЛЕОН»
Главные герои
Проводя анализ «Хамелеона» Чехова, можно заметить, что фамилии героев были выбраны неслучайно. С их помощью добавляется комичность: Хрюкин, Жигалов, Елдырин и Очумелов. К сожалению, автор не описал внешность героев. Он рассказал о разнице между ними, об их характере и поведении. В «Хамелеоне» только 2 основных героя — Хрюкин и Очумелов.
В чем смысл рассказа Хамелеон
В центре повествования надзиратель Очумелов, который и является, так называемым, хамелеоном.
Сама история начинается с того, что некоего Хрюкина укусила за палец собака. Собравшаяся вокруг него толпа хочет, чтобы Очумелов, как страж порядка, разобрался в этом деле. Он пытается узнать, чья же собака укусила Хрюкина, попутно защищая его. Кто-то из людей предполагает, что собака генеральская. От этой новости Очумелов мигом меняется и начинает осуждать укушенного. Однако затем кто-то опровергает эту информацию и тогда надзиратель вновь изменяет свое мнение. И это длится вплоть до самого конца рассказа, пока наконец достоверно не выясняется, что животное принадлежит брату генерала.
Таким образом, понятно, что основные проблематики рассказа — это притворство, подхалимство и хамелеонство. Очумелов — слабовольный и несправедливый человек, по сути своей раб. Он, даже не удостоверившись в правдивости слухов среди толпы, готов поменять свое мнение. Неважно, что над его хамелеонством будут смеяться люди, главное — он сделал все, чтобы угодить своему начальству.
Справедливость и честность — отнюдь не его принципы. Такой человек не станет отстаивать свою позицию, потому что порой ее и вовсе нет. Он лишь будет принимать ту, которая на данный момент удобна и выгодна.
Кстати, о нечестности главного героя нам намекают еще в самом начале произведения. А именно в сцене, где он идет с конфискованным крыжовником. Эти ягоды явно было забраны не самым чистым путем.
Вообще, как и во многих рассказа Антона Павловича Чехова образ Очумелова — собирательный образ. Он олицетворяет всех таких «хамелеонов», то есть носителей этого качества. И тем самым писатель намекает, что таковых среди нас не так уж и мало.
Тем самым автор пытается донести до нас одну простую истину: нужно оставаться верным, в первую очередь, себе, нужно отстаивать свои мысли и убеждения, нужно быть честным и справедливым.
О чём произведение «Хамелеон»
Очумелова, совершенно не интересовало, кто кого укусил — Хрюкин собаку или, наоборот, она его. Таких людей, как он, правда не интересует, им главное — остаться при своём.
Всё произведение посвящается тому, как Очумелов мечется между правдами. Решающий выбор зависит от того, кому она принадлежит.
Если генерал считает, что Хрюкин укусил генеральскую собаку, то и Очумелов придерживается этого мнения. Если военный считает иначе, то он обязательно предложит пристрелить пса, чтобы тот не навредил другим горожанам.
Основная идея и тема рассказа
Чеховым это произведение было создано с целью показать людям, насколько неправильно метаться из стороны в сторону, удачно подстраиваясь под других. В душе почти каждого человека есть это качество, поэтому автор и пытается показать эту проблему. Поддаваясь мнению общественности, люди, сами того не замечая, становятся рабами. Ноты юмора применены неслучайно, они усиливают значение сказанного и заставляют человека испытать чувство стыда перед самим собой.
Тема: Приспособленность человека и старание всем угодить. Несмотря на обстоятельства, всегда нужно поступать справедливо, ценить себя и не унижаться — это и пытается донести Чехов своим рассказом.
Смысл названия и жанр написания
Название имеет открытый смысл. Ящерица-хамелеон меняет цвет, подстраиваясь под окружающую обстановку. Вот и человек также изменяет поведение, чтобы показать себя с лучшей стороны в глазах руководства. В этот момент он не задумывается, что может принижать себя.
Произведение Антона Павловича написано в жанре рассказ. Подтверждается это следующими признаками:
Рассказ написан очень реалистичным, с элементами сатиры. Автор высмеивает поведение Очумелова.
Чехов не старается навязать читателям своё мнение и не рассказывает об отношении к персонажам. Внимательно изучив описание героев, можно заметить, что ко всем он относится с иронией и высмеивает их. В каждом рассказе Чехова присутствует явная мораль. Повестью «Хамелеон», он говорит, что не нужно зависеть от чужих взглядов. Лучше отказаться от личной выгоды, но остаться хорошим человеком в глазах общества.
Почему рассказ назван «Хамелеон»? Кого из героев можно назвать хамелеоном и какие детали текста …
Почему рассказ назван «Хамелеон»?
Хамелеоны-это люди,меняющие своё мнение,убеждения в угоду обстоятельствам.Чехов назвал так свой рассказ,чтобы показать,как люди меняются в угоду обстоятельствам.
Кого из героев можно назвать хамелеоном и какие детали текста (художественные детали) помогают понять это?
Городовой Очумелов,ювелир Хрюкин и толпа,которая то смеётся,то требует суда над собакой.
Автор использовал «говорящие фамилии»,художественная деталь,которая даёт представление о характерах и рисует образы персонажей,так как Чехов не даёт описание внешности героев.
-Очумелов недавно стал полицейским надзирателем,очень горд этим.Очуметь-выжить из ума,одуреть и «не в себе» человек.Так и есть,надзиратель не блещет умом,глуп и одурел от забот.
-Хрюкин-золотых дел мастер,неряшливый и грязный,как свинья и веры ему нет,»сам виноват,нечего пальцы выставлять».
-Елдырин-городовой,рыжий елдыга-шаромыжник и сварливый человек.
-Жигалов-генерал,жиган-плут и озорник,даже породистый пёс,без присмотра,шатается в поисках еды.
Шинель,как художественная деталь,которая характеризует состояние главного героя.показатель власти и принадлежности к чинам для Очумелова.
Что бы вы могли сказать об Очумелове, Хрюкине, толпе на основании прочитанного рассказа?
Горестными в рассказе кажутся эпизоды чинопоклонения, при имени генерала Очумелова бросает в жар и холод,грустно,как толпа меняет своё мнение- хамелеоны.Просторечья в диалогах говорят о необразованности и серости людей власти.Бессвязная речь полицейского удручает:»Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! «
Итак, кто из героев является хамелеоном?
В прозе Чехова сравнение персонажа с животным всегда обозначает его отрицательную оценку. Кого только не встретишь в рассказах писателя: и круглого, как жук, главного героя, имеющего жену-сельдь. А то и вовсе столкнешься с бараном в людском обличии – беда! Очень часто в этом бестиарии можно встретить и хамелеонов, которые обладают умением менять свои мнения применительно к обстановке. Так кто из героев является хамелеоном? Ответ прост: надзиратель Очумелов, изменения в поведении которого вызвали у толпы удивление, а у читателя – ироническую улыбку.
Другие сочинения по этому произведению
Смысл названия рассказа А. П. Чехова «Хамелеон» Говорящие фамилии в рассказе Чехова «Хамелеон» Осуждение житейской пошлости и раболепия на страницах рассказов А. П. Чехова «Хамелеон» и «Злоумышленник» Роль художественной детали в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон» (1) Значение художественного образа в рассказе «Хамелеон» Открытый урок по рассказу А.П.Чехова «Хамелеон» Мастерство писателя в речевой структуре рассказа «Хамелеон» Живая картина нравов по рассказу А. П. Чехова «Хамелеон» Осмеяние домоуправства и угодничества в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон» (4)
Суть рассказа
Почему рассказ Чехова называется «Хамелеон»? Да потому что этот зверек очень точно отображает образ надзирателя Очумелова. Если рассматривать хамелеона, как представителя рода ящеров, то кратко можно охарактеризовать его как:
Если расценить изменение предположений о принадлежности собаки то генералу, то его брату, то неизвестному бедняку, а то и, вообще, признание ее бездомной, как изменение «среды обитания» Очумелова, то можно заметить очень интересное варьирование его тактик беседы. Как хамелеон, он то нападал на собаку и его неизвестного хозяина, то на потерпевшего Хрюкина. Все зависело от степени опасности самому надзирателю с той или иной стороны. Вот почему рассказ назван Хамелеон.
Мастер маскировки
Рассмотрим сюжет, где ярко проявляется постоянное двуличие Очумелома. Он ловко подстраивает свое отношение к произошедшим обстоятелствам, реагируя на каждое новое предположение о случившемся. Сразу, когда Хрюкин жалуется ему о происшествии, и предлагает ему оштрафовать хозяина собаки, а ее саму истребить, страж закона полностью его поддерживает. Как только всплывают новые домыслы о том, что эта собака может быть самого генерала, Очумелов, переживая о нежелательных для себя последствиях, резко меняет свое отношение к моменту укуса. Он уже обвиняет Хрюкина в том, что тот солгал, и генеральская собака не могла его обидеть.
Спустя некоторое время пострадавший пытается припугнуть городового и говорит, что его брат – жандарм. Очумелов реагирует на опасность разбирательств с жандармами и подстраивается под новую ситуацию. Он уже начинает сомневаться в подлинности того, что это генеральская собака, мол она непородистая… А сам все думает: «А может быть, и генеральская».
Пока Очумелов пытается выяснить: чья же это собака, мимо проходящий генеральский повар подтверждает, что она не принадлежит генералу. Не дослушав фразы до конца, городовой резко нападает с обвинениями в адрес собаки и ее безалаберного хозяина. Но повар добавляет, что псина принадлежит брату генерала – и вновь все переворачивается с ног на голову.
Проблема, которая актуальна и поныне
Несмотря на все мастерство маскировки главного героя, для читателя совершенно очевидны истинные черты его характера. Хамелеон по своей сути никогда не меняется, демонстрируя свою способность подстраиваться под любые условия окружающей среды раз за разом. Со стороны эта способность вызывает двойственные чувства.
Чехов был дальновидным писателем, как и многие мировые классики. Несмотря на то, что рассказы его переполнены юмором, они несут в себе глубокий смысл. «Хамелеоны» и по сей день нередкое явление среди блюстителей правопорядка и не только. Одна власть прижимает другую, та, в свою очередь, третью и так далее. Желание усидеть на «теплом» местечке побуждает многих поступать предвзято. Тут уж дело выбора каждого из нас. Одни поступают по совести, рискуя остаться без работы, а то и пострадать от физической расправы. Другие, подобно Очумелову, очень умело приспосабливаются под новые обстоятельства, новые привилегии.
Такова горькая правда жизни. Можно или изменить свое отношение к происходящему, или стать великим разоблачителем для каждого «Хамелеона».
Приемы комического
Помимо сравнений с животными Чехов обращается и к другим приемам комического, например говорящим фамилиям. Червяков, Грязноруков, Гнилодушкин, Ползухин… К этой милой компании присоединяются и Очумелов с Хрюкиным. Для понимания образа последнего говорящая фамилия особо важна. Несмотря на то что при первом прочтении золотых дел мастера можно принять за жертву, внимательный читатель подметит духовную тупость персонажа, что позволит сравнить его со свиньей.
Обращать внимание необходимо и на детали. У Чехова они также говорящие. Так, беспрестанная смена решений, которая уже сама по себе выглядит довольно комичной, подчеркивается просьбами надзирателя то накинуть, то снять с него пальто. Возможность попасть в немилость у генерала прямо-таки физически действует на Очумелова, заставляя его испытывать жару или холод.
Авторский замысел
Итак, вопрос о том, кто из героев является хамелеоном в произведении Чехова, разрешен. Однако значит ли это, что остальные действующие лица проходят мимо авторского всевидящего ока? Конечно же, нет. Выше мы упоминали, что Чехов косвенно высмеивает и Хрюкина, однако не только этими двумя персонажами ограничивается автор. Он подвергает критике весь город, для описания которого Антону Павловичу хватило пары строк.
Рассказ Чехова – очень полезное произведение, которое необходимо изучать в школе. Благодаря ему молодое поколение узнает, кто является хамелеоном (из встретившихся на жизненном пути), а кто, напротив, – добрым и честным человеком.
История создания и жанровые особенности
«Хамелеон» принадлежит к жанру юмористического рассказа. Как известно, на протяжении раннего периода своего творчества (80-х годов позапрошлогоднего века) Чехов создал десятки, если не сотни, разнообразных рассказов, новелл, «картинок», «мелочишек» и сценок. В них он высмеивал различные человеческие недостатки. И «Хамелеон», будучи написанным в 1884 году и опубликованным в «Осколках» под псевдонимом Антоша Чехонте, не представляет собой исключения. Попробуем выяснить, над каким недостатком смеется Чехов в этот раз, и кто из героев является хамелеоном. Однако для начала разберем содержание.
Почему рассказ Чехова назван «Хамелеон»?
Антон Павлович Чехов — великолепный писатель-реалист, который любил повествовать нам в своих рассказах истинные стороны жизни, происходившие в конце 19 века в России. В своих небольших по объему работах этот творческий человек изображал образы людей самых разных профессий из различных слоев общества, чьи стороны жизни были интересны писателю. Мы видим, как он высмеивает народ, его глупость и различные привычки. Можно сказать, что ирония является одной из главной особенностью большинства его произведений.
Но вернемся к нашему рассказу, который назван в честь великолепного животного хамелеона, способного менять свой цвет, сливаясь с окружающей действительностью, что бы не стать жертвой врага или незаметно подобраться к насекомому. Однако для пресмыкающегося такая необычная реакция организма была придумана самой природой, поэтому мы оцениваем ее как некий дар. А вот если речь идет о людях, которые моментально меняют свое мнение в зависимости от жизненной ситуации, то нам будет тяжело назвать их порядочными. С одним из таких примеров мы можем ознакомиться в рассказе Антона Павловича.
Перед нами оказывается полицейский надзиратель Очумелов, который обязан служить и охранять. Правда, как он это делает, мы узнаем чуть позже. А пока же он важно идет по базарной площади и наблюдает небольшое скопление людей. Куда они все смотрят? Оказалось, что мастера Хрюкина цапнул за палец небольшой щенок. Поскольку это сам Хрюкин, который является далеко не самым последним человеком на базаре, Очумелов советует не оставлять это дело просто так, ведь если собачонка принадлежит бедному хозяину, то последнего стоит наказать, а если она и вовсе бездомная, то истребить. К сожалению, в этой ситуации автор не показывает нам, кто же на самом деле спровоцировал конфликт — щенок или мастер, однако в данном случае это не имеет значение.
Тут кто-то из толпы выкрикивает, что собачонка вроде как принадлежит генералу. Это настолько меняет мировоззрение полицейского, что он тут же начинает обвинять Хрюкина в том, что это он начал злить животное, за что то цапнуло его за палец. Хотя кто знает, быть может он и вовсе пальчик гвоздиком расковырял?! В данном случае Чехов показывает читателю, насколько быстро, подобно хамелеону, меняется мнение господина надзирателя, за которым так трудно угнаться. Здесь же мы видим высмеивание чиновников, которые могут выглядеть столь смешно и преследуют только свои корыстные цели.
Почему рассказ «хамелеон» так называется?
Хамелеон – это древесная ящерица. К жизни на дереве это пресмыкающееся хорошо приспособлено, так как может менять окраску и рисунок тела, сливаясь с окружающей средой, – так уж устроен его кожный покров. На окраску хамелеона влияет освещение, температура, влажность, состояние животного, связанное с жаждой, голодом. Измениться окраска может и от испуга или раздражения. Подробно о хамелеонах при желании можно прочитать ЗДЕСЬ.
В рассказе Чехова на хамелеона похож прежде всего Очумелов – полицейский надзиратель. Сначала он по-хозяйски вышагивает по базарной площади, успев конфисковать в свою пользу крыжовник, который несёт за ним в решете городовой, слышит шум, видит непорядок – кому ж власть применить, как не ему! Он и пытается эту власть свою продемонстрировать всем, услышав, что собака укусила за палец нетрезвого Хрюкина. Решение приходит молниеносно:
Но вот полицейский слышит имя хозяина собаки, щенка, в общем-то: генерал Жигалов. И от былой прыти ничего не остаётся:
А потом Очумелову говорят, что собака не генеральская – и его бросает в холод: теперь он просит городового надеть на него пальто. Но, услышав от Прохора, повара генерала, что собака не принадлежит Жигалову, не дослушав до конца, опять пытается показать свою принципиальность:
А когда до него дошло, что собака принадлежит брату генерала, тут же умильная улыбка заливает его лицо:
И грозит он теперь уже Хрюкину.
Вот и получается, что в зависимости от складывающихся обстоятельств, в данном случае от конкретного ответа на вопрос, чья собака, Очумелов меняет своё отношение к ней, а вслед за этим и своё решение по её поводу. Внешне это выражается то в грозных нотах его голоса (Составляй протокол! Истребить!), то в заискивающей интонации (Братец приехали? … цуцик этакий) и в том, что его сначала в жар бросает, потом в холод, что выражается и в его просьбе-приказе, обращённой к городовому, снять с него пальто, потом опять надеть его. В общем, подобно хамелеону, Очумелов меняется.
Хамелеоном мы называем подхалима, человека, заискивающего перед вышестоящими, пренебрежительно относящегося к тем, кто на социальной лестнице оказывается ниже его, меняющего взгляды свои в зависимости от каких-то конкретных обстоятельств. А само явление, само приспособленчество мы называем хамелеонством. Чехов показывает в рассказе, что хамелеонство характерно для многих: толпа, собравшаяся на площади, сначала сочувствует Хрюкину, а в конечном итоге смеётся над ним.
Но не только это хотел Чехов нам показать. У него представители порядка не подобострастные подхалимы, что не краснея, метаются то «наказать», то «отпустить».
Помните, и собака цапнула потому, что ей в нос ткнули цигаркой горящей. То есть пострадавший сам виноват, чья бы собака ни была! И должен непросить наказания ей с хозяином, а себе по шее попросить настучать, для памяти, чтоб не лезть к собакам, они хищники, и вполне оправданно цапают, если им сделать больно.
Но человек не любит быть виноватым даже в своих ошибках, поэтому ищет других, виноватых, а если попадается вот как не равная по силам, бессловесная собака, то оторвутся полностью.
«Почему свой рассказ Чехов назвал «Хамелеон»»
Главные герои
Проводя анализ «Хамелеона» Чехова, можно заметить, что фамилии героев были выбраны неслучайно. С их помощью добавляется комичность: Хрюкин, Жигалов, Елдырин и Очумелов. К сожалению, автор не описал внешность героев. Он рассказал о разнице между ними, об их характере и поведении. В «Хамелеоне» только 2 основных героя — Хрюкин и Очумелов.
Почему рассказ назван хамелеон кратко. «Почему свой рассказ Чехов назвал
Антон Павлович Чехов – великолепный писатель-реалист, который любил повествовать нам в своих рассказах истинные стороны жизни, происходившие в конце 19 века в России.
В своих небольших по объему работах этот творческий человек изображал образы людей самых разных профессий из различных слоев общества, чьи стороны жизни были интересны писателю. Мы видим, как он высмеивает народ, его глупость и различные привычки.
Можно сказать, что ирония является одной из главной особенностью большинства его произведений.
Но вернемся к нашему рассказу, который назван в честь великолепного животного хамелеона. способного менять свой цвет, сливаясь с окружающей действительностью, что бы не стать жертвой врага или незаметно подобраться к насекомому.
Однако для пресмыкающегося такая необычная реакция организма была придумана самой природой, поэтому мы оцениваем ее как некий дар. А вот если речь идет о людях, которые моментально меняют свое мнение в зависимости от жизненной ситуации, то нам будет тяжело назвать их порядочными.
С одним из таких примеров мы можем ознакомиться в рассказе Антона Павловича.
Перед нами оказывается полицейский надзиратель Очумелов, который обязан служить и охранять. Правда, как он это делает, мы узнаем чуть позже. А пока же он важно идет по базарной площади и наблюдает небольшое скопление людей. Куда они все смотрят? Оказалось, что мастера Хрюкина цапнул за палец небольшой щенок.
Поскольку это сам Хрюкин, который является далеко не самым последним человеком на базаре, Очумелов советует не оставлять это дело просто так, ведь если собачонка принадлежит бедному хозяину, то последнего стоит наказать, а если она и вовсе бездомная, то истребить.
К сожалению, в этой ситуации автор не показывает нам, кто же на самом деле спровоцировал конфликт – щенок или мастер, однако в данном случае это не имеет значение.
Тут кто-то из толпы выкрикивает, что собачонка вроде как принадлежит генералу. Это настолько меняет мировоззрение полицейского, что он тут же начинает обвинять Хрюкина в том, что это он начал злить животное, за что то цапнуло его за палец.
Хотя кто знает, быть может он и вовсе пальчик гвоздиком расковырял. В данном случае Чехов показывает читателю, насколько быстро, подобно хамелеону, меняется мнение господина надзирателя, за которым так трудно угнаться.
Здесь же мы видим высмеивание чиновников, которые могут выглядеть столь смешно и преследуют только свои корыстные цели.
Рассказ А.П. Чехова «Хамелеон» относится к периоду раннего творчества писателя. Всем его произведениям того времени свойственно наличие яркой иронии, иногда граничащей с сарказмом.
Через юмористический образ героев своих рассказов Чехов пытался донести до людей всю глупость, ненужную чопорность и высокомерие реальных людей, в данном случае – блюстителей порядка.
Почему рассказ называется «Хамелеон»? Вот об этом и пойдет речь ниже.
Суть рассказа
Почему рассказ Чехова называется «Хамелеон»? Да потому что этот зверек очень точно отображает образ надзирателя Очумелова. Если рассматривать хамелеона, как представителя рода ящеров, то кратко можно охарактеризовать его как:
Если расценить изменение предположений о принадлежности собаки то генералу, то его брату, то неизвестному бедняку, а то и, вообще, признание ее бездомной, как изменение «среды обитания» Очумелова, то можно заметить очень интересное варьирование его тактик беседы. Как хамелеон, он то нападал на собаку и его неизвестного хозяина, то на потерпевшего Хрюкина. Все зависело от степени опасности самому надзирателю с той или иной стороны. Вот почему рассказ назван Хамелеон.
Мастер маскировки
Рассмотрим сюжет, где ярко проявляется постоянное двуличие Очумелома. Он ловко подстраивает свое отношение к произошедшим обстоятелствам, реагируя на каждое новое предположение о случившемся.
Сразу, когда Хрюкин жалуется ему о происшествии, и предлагает ему оштрафовать хозяина собаки, а ее саму истребить, страж закона полностью его поддерживает.
Как только всплывают новые домыслы о том, что эта собака может быть самого генерала, Очумелов, переживая о нежелательных для себя последствиях, резко меняет свое отношение к моменту укуса. Он уже обвиняет Хрюкина в том, что тот солгал, и генеральская собака не могла его обидеть.
Спустя некоторое время пострадавший пытается припугнуть городового и говорит, что его брат – жандарм. Очумелов реагирует на опасность разбирательств с жандармами и подстраивается под новую ситуацию. Он уже начинает сомневаться в подлинности того, что это генеральская собака, мол она непородистая… А сам все думает: «А может быть, и генеральская».
Пока Очумелов пытается выяснить: чья же это собака, мимо проходящий генеральский повар подтверждает, что она не принадлежит генералу. Не дослушав фразы до конца, городовой резко нападает с обвинениями в адрес собаки и ее безалаберного хозяина. Но повар добавляет, что псина принадлежит брату генерала – и вновь все переворачивается с ног на голову.
Проблема, которая актуальна и поныне
Несмотря на все мастерство маскировки главного героя, для читателя совершенно очевидны истинные черты его характера. Хамелеон по своей сути никогда не меняется, демонстрируя свою способность подстраиваться под любые условия окружающей среды раз за разом. Со стороны эта способность вызывает двойственные чувства.
Однажды приходит время, когда умение слиться с мнением окружения играет злую шутку в жизни человека. Снимать маски – любимый стиль многих классиков. В том числе, стоит упомянуть и Льва Николаевича Толстого.
И если в одной книге читатель сам разоблачает главного «героя», то в другой писатель сам показывает все нежеланные последствия подобного поведения в жизни.
Чехов был дальновидным писателем, как и многие мировые классики. Несмотря на то, что рассказы его переполнены юмором, они несут в себе глубокий смысл. «Хамелеоны» и по сей день нередкое явление среди блюстителей правопорядка и не только. Одна власть прижимает другую, та, в свою очередь, третью и так далее.
Желание усидеть на «теплом» местечке побуждает многих поступать предвзято. Тут уж дело выбора каждого из нас. Одни поступают по совести, рискуя остаться без работы, а то и пострадать от физической расправы. Другие, подобно Очумелову, очень умело приспосабливаются под новые обстоятельства, новые привилегии.
Такова горькая правда жизни. Можно или изменить свое отношение к происходящему, или стать великим разоблачителем для каждого «Хамелеона».
Предложенное для анализа произведение А.П.Чехова называется «Хамелеон», так как именно это заглавие передает его основную мысль: протест против приспособленчества как типа поведения, не достойного человека.
Эпизод разбирательства на базарной площади кульминационный в рассказе. Решить, чья собака укусила за палец Хрюкина, оказывается непросто.
Чтобы показать натуру героя, Чехов обращается к речевой характеристике.
Речь Очумелова меняет интонации от грубости к сюсюканью в зависимости от того, какие предположения высказываются в толпе о принадлежности собаки: «Я этого так не оставлю! Я ему покажу Кузькину мать.
А собаку истребить надо. Немедля!» Причем автор сопровождает первый монолог своего героя словами: «говорит строго, кашляя и шевеля бровями». А в следующем абзаце Очумелов преображается: «Генерала Жигалова? Гм. Сними-ка, Елдырин, с меня пальто… Она маленькая, а ты вон какой здоровила! Ну, чего дрожишь? Ррр… Рр… цуцык этакий…».
Чехов дает своему герою говорящую фамилию – Очумелов. Он действительно очумел (сошел с ума): его бросает то в жар, то в холод, он то снимает шинель, то надевает её.
Как и хамелеон в природе, герой рассказа Чехова полицейский надзиратель Очумелов меняет свое поведение, свой взгляд на вещи и даже речь в соответствии с изменившейся ситуацией.
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите
Ctrl+Enter
. Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Спасибо за внимание.
Полезный материал по теме
ПОЧЕМУ СВОЙ РАССКАЗ ЧЕХОВ НАЗВАЛ «ХАМЕЛЕОН» А. П. Чехов – великий русский писатель-реалист, замечательный художник слова. Жанр рассказа – малой эпической формы – он довел до совершенства: при малом объеме он с максимальной правдивостью отражал существенные стороны жизни России 80-90-х годов XIX века.
В своих маленьких рассказах Чехов создавал образы людей разных профессий и социальных слоев, все стороны жизни становились объектом его писательского интереса. Чехов высмеивал обывателей, их пошлость, глупость, смешные привычки.
Именно комизм и ирония составляют главную особенность его творчества этого периода.
Существенное место в раннем творчестве Чехова занимает тема приспособленчества, хамелеонства. Впервые затронутая в рассказе «Двое в одном», она была затем по-настоящему осмыслена писателем в «Хамелеоне».
В основе сюжета лежит обыкновенный жизненный случай: щенок укусил за палец человека. Это событие в считанные минуты привлекло большое количество зевак, и на базарной площади, где только что было тихо и уныло, собралась целая толпа.
Сборище привлекло внимание полицейского надзирателя Очумелова, который чинно шествовал через площадь в сопровождении городового.
Пострадавший, а им оказался «золотых дел мастер» Хрюкин, демонстрировал собравшимся окровавленный палец, а «в центре толпы, растопырив передние ноги и дрожа всем телом», сидел сам «виновник скандала — белый борзой щенок». Очумелов, чувствуя свою значительность, решил разобраться в ситуации.
Он разгневан нарушением постановления «о бродячем скоте», кричит, что собаку нужно «истребить», что он не потерпит такого беспорядка, и приказывает составлять протокол, но не забывает поинтересоваться, чья собака. И вот тут-то начинается самое интересное…
Кто-то из толпы сообщает, что собака, возможно, принадлежит генералу. От такой новости-надзирателя бросает в жар, и он набрасывается на пострадавшего: «Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтоб сорвать.
Ты ведь… известный народ! Знаю вас, чертей!» Из толпы его поддерживают, а городовой, напротив, вносит сомнение: «Нет, это не генеральская…». И Очумелов, как хамелеон, тут же меняет тактику: «Ты, Хрюкин, пострадал и дела этого так не оставляй… Нужно проучить! Пора».
Голос из толпы снова утверждает, что собака генеральская, и полицейский снова нападает на пострадавшего, а к собаке неожиданно проникается «искренней» симпатией.
Автор не случайно назвал свой рассказ «Хамелеон». Мы видим, как разительно меняется Очумелов в зависимости от обстоятельств, меняется его поведение, его речь.
Становится очевидным, что полицейский надзиратель – воплощение готовности пресмыкаться перед высшими и помыкать низшими, подличать, выслуживаться. Любопытно, что и Хрюкин, и толпа обывателей ведут себя тоже по-хамелеонски.
Таким образом, в рассказе описан не единичный случай, а дан психологически обоснованный тип общественного поведения.
В «Хамелеоне» Чехов осуждает трусость холопствующих перед сильными мира сего. Он смеется над теми, кто заискивает и лебезит, бледнея и растерянно улыбаясь. Такие люди вызывают насмешку и презрение.
О чём произведение «Хамелеон»
Очумелова, совершенно не интересовало, кто кого укусил — Хрюкин собаку или, наоборот, она его. Таких людей, как он, правда не интересует, им главное — остаться при своём.
Всё произведение посвящается тому, как Очумелов мечется между правдами. Решающий выбор зависит от того, кому она принадлежит.
Если генерал считает, что Хрюкин укусил генеральскую собаку, то и Очумелов придерживается этого мнения. Если военный считает иначе, то он обязательно предложит пристрелить пса, чтобы тот не навредил другим горожанам.
Основная идея и тема рассказа
Чеховым это произведение было создано с целью показать людям, насколько неправильно метаться из стороны в сторону, удачно подстраиваясь под других. В душе почти каждого человека есть это качество, поэтому автор и пытается показать эту проблему. Поддаваясь мнению общественности, люди, сами того не замечая, становятся рабами. Ноты юмора применены неслучайно, они усиливают значение сказанного и заставляют человека испытать чувство стыда перед самим собой.
Тема: Приспособленность человека и старание всем угодить. Несмотря на обстоятельства, всегда нужно поступать справедливо, ценить себя и не унижаться — это и пытается донести Чехов своим рассказом.
Смысл названия и жанр написания
Название имеет открытый смысл. Ящерица-хамелеон меняет цвет, подстраиваясь под окружающую обстановку. Вот и человек также изменяет поведение, чтобы показать себя с лучшей стороны в глазах руководства. В этот момент он не задумывается, что может принижать себя.
Произведение Антона Павловича написано в жанре рассказ. Подтверждается это следующими признаками:
Рассказ написан очень реалистичным, с элементами сатиры. Автор высмеивает поведение Очумелова.
Чехов не старается навязать читателям своё мнение и не рассказывает об отношении к персонажам. Внимательно изучив описание героев, можно заметить, что ко всем он относится с иронией и высмеивает их. В каждом рассказе Чехова присутствует явная мораль. Повестью «Хамелеон», он говорит, что не нужно зависеть от чужих взглядов. Лучше отказаться от личной выгоды, но остаться хорошим человеком в глазах общества.
Удивительный Волшебник из Страны Оз (Баум) краткое содержание для читательского дневника
Девочка Дороти жила с дядей Генри и тётей Эм в канзасской степи. Дядя Генри был фермером, а тётя Эм вела хозяйство. В этих местах часто бушевали ураганы, и семья спасалась от них в погребе. Однажды Дороти замешкалась, не успела спуститься в погреб, и ураган подхватил домик и понёс его вместе с Дороти и пёсиком Тотошкой неведомо куда.
Домик приземлился в волшебной стране Оз, в той её части, где жили Жевуны, причём так удачно, что раздавил злую волшебницу, правившую в этих краях. Жевуны были очень благодарны девочке, но не смогли помочь ей вернуться в родной Канзас.
По совету доброй волшебницы Севера Дороти отправляется в Изумрудный город к великому мудрецу и волшебнику Озу, который, по её убеждению, непременно поможет опять оказаться с дядей Генри и тётей Эм. Надев серебряные башмачки погибшей злой волшебницы, Дороти отправляется в Изумрудный город по дороге, вымощенной жёлтым кирпичом.
Вскоре она знакомится со Страшилой, пугавшим ворон на кукурузном поле, и они отправляются в Изумрудный город вместе, так как Страшила хочет попросить у великого Оза немного мозгов.
Продолжение после рекламы:
Затем они находят в лесу заржавевшего Железного Дровосека, который лишён возможности двигаться. Смазав его маслом из маслёнки, оставшейся в хижине этого странного создания, Дороти снова возвращает его к жизни. Железный Дровосек просит его взять с собой в Изумрудный город: ему хочется попросить у великого Оза сердце, потому что, как ему кажется, без сердца он не может по-настоящему любить.
Вскоре к отряду присоединяется и Лев, который уверяет новых друзей, что он жуткий трус и ему нужно попросить у великого Оза немного храбрости.
Пройдя через немало испытаний, друзья прибывают в Изумрудный город, но великий Оз, представ перед каждым из них в новом обличье, ставит условие: он выполнит их просьбы, если они убьют последнюю злую волшебницу в стране Оз, которая живёт на Западе, помыкая робкими и запуганными Мигунами.
Брифли существует благодаря рекламе:
Друзья снова отправляются в путь. Злая волшебница, заметив их приближение, пытается самыми разными способами погубить незваных гостей, но Страшила, Железный Дровосек и Трусливый Лев проявляют немало смётки, храбрости и желания защитить Дороти, и лишь когда волшебница вызывает Летучих Обезьян, ей удаётся взять верх.
Дороти и Трусливый Лев попадают в плен. Железного Дровосека сбрасывают на острые камни, из Страшилы высыпают солому. Но недолго радовалась злая волшебница Запада.
Доведённая до отчаяния её издевательствами, Дороти окатывает её водой из ведра, и, к её удивлению, старуха начинает таять, и вскоре от неё остаётся только грязная лужица.
Друзья возвращаются в Изумрудный город, требуют обещанного. Великий Оз мешкает, и тут выясняется, что никакой он не маг и мудрец, а самый обыкновенный обманщик.
В своё время он был цирковым воздухоплавателем в Америке, но, как и Дороти, оказался занесён ураганом в страну Оз, где сумел обмануть доверчивых местных жителей и внушить им, что он могучий волшебник.
Впрочем, он исполняет просьбы друзей Дороти: набивает голову Страшилы опилками, отчего тот испытывает прилив мудрости, вставляет в грудь Железного Дровосека алое шёлковое сердце и даёт Трусливому Льву выпить какого-то зелья из бутылки, уверяя, что теперь Царь зверей почувствует себя храбрецом.
Продолжение после рекламы:
Труднее выполнить просьбу Дороти. После долгих раздумий Оз решает сделать большой воздушный шар и улететь назад в Америку вместе с девочкой. Однако в последний момент Дороти бросается ловить убежавшего Тотошку, и Оз улетает один.
Друзья отправляются за советом к доброй волшебнице Глинде, правящей южной страной Кводлингов.
На пути им приходится выдержать сражение с Воюющими Деревьями, пройти через фарфоровую страну и познакомиться с весьма нелюбезными Стреляющими Головами, а Трусливый Лев расправляется с гигантским пауком, державшим в страхе лесных жителей.
Глинда объясняет, что серебряные башмачки, взятые Дороти у злой волшебницы в стране Жевунов, могут перенести её куда угодно, в том числе и в Канзас. Дороти прощается с друзьями.
Страшила становится правителем Изумрудного города. Железный Дровосек — повелителем Мигунов, а Трусливый Лев, как и положено ему, царём лесных жителей.
Вскоре Дороти с Тотошкой оказываются в родном Канзасе, но без серебряных башмачков: они потерялись по дороге.
Страна Оз: краткое содержание для читательского дневника. Что писать?
Первая повесть сказочного цикла о волшебной стране Оз под названием “Удивительный волшебник страны Оз” была написана американским писателем Лайменом Фрэнком Баумом в 1900 году.
Сюжет этой повести довольно хорошо знаком отечественному читателю, даже не тому, кто не читал оригинальную версию книги. Ведь писатель Александр Волков очень точно пересказал его в своей сказочной повести “Волшебник Изумрудного города”.
Девочка Дороти из повести Баума оказывается унесена страшным ураганом и оказывается в волшебной стране Оз, убив при приземлении злую волшебницу. В серебряных башмачках Дороти отправляется к волшебнику Озу, встречая по дороге Страшилу, Железного дровосека и трусливого Льва.
Читайте по теме: Страна Оз: главные герои. Какова главная мысль сказки
Сам волшебник оказывается обычным циркачом, воздухоплавателем, и улетает на воздушном шаре. А Дороти приходится идти к волшебнице Глинде, которая раскрывает ей тайну серебряных башмачков.
Краткое содержание сказки для читательского дневника:
Здесь можно посмотреть полный список произведений для читательского дневника для 4 класса (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главную мысль и др.).