Почему рассказ константина воробьева называется гуси лебеди

Сказки

«Гуси лебеди» Воробьева: лебединая песня любви и верности

Война – это самое страшное, что может выпасть на долю любому человеку. Константин Дмитриевич Воробьев как никто другой знал о тяжести военного времени. Особенно нелегка была военная пора для людей, которым хотелось обычных житейских радостей – любви, семейного счастья. Фронтовик Константин Воробьев вложил в свой рассказ «Гуси лебеди» смысл того, что настоящая и искренняя любовь сильнее любых преград.

Краткое содержание

Действия рассказа разворачиваются в годы второй мировой войны. Молодой разведчик Сергей вместе со своей группой собирается на вылазку в оккупированный немцами город. Сергею нелегко покидать лагерь. Но не из-за страха, а потому что он влюблен в юную радистку – Татьяну. Таня чувствует близкую беду, но, переступив через себя, отпускает своего возлюбленного на разведку.

Ради любви

Случается страшное – Сергей не возвращается с задания. Татьяна умоляет командира подразделения отправить за Сергеем спасательный отряд, но тот отказывает девушке. В порыве эмоций, юная радистка нарушает приказ командира. Она самостоятельно покидает лагерь чтобы найти Сергея в оккупированном городе.

Проходит время, а о судьбе девушки, покинувшей безопасный лагерь, так ничего и не слышно. Однажды, находясь в городе, партизанский отряд обнаруживает чудом уцелевшего Сергея. Разведчик сильно ранен и измотан. Он не перестает корить себя за то, что допустил бесследное исчезновение своей любимой Тани.

Чем дальше длится неизвестность дальнейшей судьбы Татьяны, тем сильнее в душе Сергея нарастает мысль, что его возлюбленная погибла в окруженном врагом городе, одинокая и несчастная. С этой мыслью разведчику приходится жить долгие годы.

По окончании войны, Сергей никак не может забыть свою фронтовую любовь. Не отвлекает его ни мирное время, ни смена места жительства, ни то, что он сумел дослужиться до должности директора местного завода.

Открытый финал

В попытке излить свою душу и выразить чувства к погибшей возлюбленной, Сергей пишет книгу. Сюжет книги завязан на ситуации, которой пришлось пережить Сергею и Татьяне. Но в конце рассказа, главному герою книги удается спасти свою любимую.

На заметку! Константин Дмитриевич Воробьев сам участвовал в Великой Отечественной войне. Ему пришлось побывать во многих боях и даже в концентрационном лагере. Но несмотря на все тяготы его жизни в военное время, он написал книги не об ужасах войны и смерти, а о любви и верности.

Сергей возвращается спустя четыре года на свою малую родину. В дороге он встречает попутчиков, остановившихся отдохнуть у костра. Разговорившись с ними, он узнает шокирующую для себя информацию – Татьяна жива. Она смогла не только больше недели находиться в оккупированном городе. Во время пересечения ею границы фронта, одним броском гранаты, она отбилась от отряда преследующих ее фашистов. Получив при этом серьезные травмы, добралась до ближайшего хутора. Там ей оказали помощь, и там она живет по сей день.

Заканчивается рассказ тем, что главный герой не может уснуть ночью, предвкушая встречу со своей возлюбленной. Но узнать чем же кончилась история, читателю не дано, так как финал рассказа остается открытым.

Объяснение сюжета

Смысл рассказа К. Д. Воробьева «Гуси лебеди» заключается в необходимости веры в любимого человека, верности ему и готовности пойти на любые трудности ради любви. В рассказе, подобно народной сказке «Гуси лебеди», находится скрытый и сакральный смысл о святости и непоколебимости перед любыми препятствиями такого чувства, как любовь и всеобъемлющей силе любящего сердца.

Подобно сестрице из сказки, Татьяна и Сергей преодолевают любые сложности ради спасения друг друга. А мировая война и фашисты, разлучающие главных героев несут, в рассказе «Гуси лебеди» смысл Бабы-Яги и ее подчиненных гусей из одноименной сказки.

На заметку! Писатель Воробьев не зря решил использовать такое название, как «Гуси лебеди». В нем скрытый смысл «лебединой» верности главных героев. Через года они проносят свои чувства друг к другу, ни капли не потеряв. Главные герои не представляют себе жизнь друг без друга, погибая в разлуке, словно пара лебедей.

Автор говорит читателю, что нет такой силы на земле, которая сможет противостоять любящему сердцу. Даже добившись успеха в карьере, Сергей продолжает мучиться от тоски по неспасенной им Татьяне. Лишь поддавшись зову сердца, герой находит свою избранницу. Воробьев подталкивает читателя к мысли о том, что стоит слушать свое сердце и верить в лучшее даже тогда, когда вокруг все говорит об обратном. В этих простых истинах и кроется еще один смысл рассказа «Гуси лебеди».

В чем суть концовки

Константин Воробьев оставляет читателю повод представить, что могло произойти дальше с главными героями его произведения. В рассказе «Гуси лебеди» смысл открытого финала заключен в возможности читателя воплотить любой конец истории Сергея и Татьяны. Нет точки в истории двух любящих сердец, а, значит, нет и границы их любви друг к другу.

Воплотив конец произведения таким финалом, автор подчеркивает всю ту широту возможностей, которая открывается перед парой главных героев. Читателю предложено самому представить то, как эти двое смогут встретиться после стольких лет разлуки, и то, как эта «пара лебедей» вновь сможет обрести друг друга.

Вопреки всем тем кошмарам, которые пришлось пережить главным героям рассказа «Гуси лебеди», они смогли уберечь свою любовь и вновь обрести друг друга спустя долгое время. Поэтому так важно напоминать себе в мирное время, какую огромную силу несет в себе каждый из нас – любовь.

Источник

Стихотворение «Песнь о собаке» по праву заслужило любовь тысяч читателей. Сложно оставаться равнодушными к этим строкам, которые действительно трогают сердце, вызывают щемящее чувство жалости и грусти. Сергей Есенин любил животных и умел выразить свои чувства в незамысловатых, запоминающихся, удивительно ярких строках.

Стихотворение было написано в 1915-м году, а опубликовали произведение впервые только в 1919-м году. В газете «Советская страна» вышло это неординарное произведение Есенина, которое сразу стало известным. Поэт сам читал стихотворение со слезами на глазах, в нём он рассказывал о своём отношении к природе, животным, которые беззащитны перед человеком, полностью отданы на его волю. Большое впечатление это стихотворение, чтение Есенина произвело в своё время на Горького. Он отметил, что Сергей Есенин будто создан природой специально, чтобы выразить любовь ко всему живому, милосердие.

Жанр, литературное направление

«Песнь о собаке» написана в жанре лирического стихотворения. Автор говорит с читателями доверительно, рассказывает им эту историю, которая так поразила его самого. Лирический герой и автор здесь едины. Сергей Есенин и сам неоднократно отмечал, говорил в беседах и писал в стихах, что он очень любит «всякое зверьё». В данном произведении это чувство нашло удивительное воплощение.

Средства художественной изобразительности используются яркие, неординарные. Мы видим литературные приёмы, которые применялись имажинистами, когда слог был броским, запоминающимся, образы и символы отличались повышенной экспрессивностью. Такой стиль делает стихотворение максимально лёгким для восприятия, при этом забыть чёткие символы, образы практически невозможно.

Интересно, что именно для такой трогательной истории как нельзя лучше подошёл неординарный слог имажинизма.

Тема и сюжет стихотворения

Основной темой стихотворения становится проблема отношений к животным, уязвимость и беззащитность живых существ, которые находятся полностью во власти людей, далеко не всегда добрых к ним. Сергей Есенин очень нежно пишет о собаке, родившей семерых щенят, рассказывает о трагедии этой матери, оставшейся без любимых детей. Когда мы читаем песнь о собаке, животное действительно вызывает настолько глубокие чувства, будто речь идёт о человеке.

Читайте также:  Рассказ о происхождении имени женя

Данное произведение имеет чётко прослеживающийся сюжет, логически развивающийся на протяжении всего стихотворения. В первой строфе поэт говорит о радостном утре, когда на фоне золотых рогожек разворачивается картина счастливой жизни собаки. Она ощенила семерых щенят. Затем мы узнаём, что собака уже любит своих детей: она ласкает их целый день, до самого вечера. Однако вечером приходит мрачный хозяин и кладёт всех семерых кутят в мешок. В четвертой строфе читатели не видят самого факта убийства, однако всё и так ясно. Собака бежит за хозяином, а потом мешок с её щенками тонет в воде. Затем она идёт обратно, а месяц над хатой, такой же золотистый и нежный, кажется ей одним из её щенков. Собака воет в небо, месяц скрывается от неё за холмами. Даже этот образ щенка она не может больше видеть. Заканчивается «Песнь о собаке» известными строками: «Покатились глаза собачьи золотыми звёздами в снег».

Композиция, рифма и размер

Сюжет развивается в стихотворении последовательно, композиция линейная. Написано произведение перекрёстной рифмой, характерной для поэта: рифмуются первая и третья строчки, вторая и четвёртая. В стихотворении семь строф по четыре строки. Написано произведение анапестом.

В стихотворении «Песнь о собаке» Сергей Есенин использует различные тропы, символы, олицетворения. Слог яркий, образный, всё, что происходит в произведении, читатели могут буквально представить в картинках. Рогожи «златятся» в ржаном закуте, где ощенилась собака. Щенки у неё тоже золотистые. Эта параллель подчёркивает гармонию момента. Автор трижды подчёркивает, что щенков было семеро. Интересно, что строф в стихотворении тоже семь.

Поэт пишет, что собака ласкает щенят, «причёсывает» их языком. Трогательности придаёт уточнение, что снежок струится под животом животного, согретый теплом собаки. Однако хозяин «хмурый». Он вторгается в эту гармонию вечером и забирает всех щенят. В четвёртой строфе Есенин так описывает последнюю попытку собаки спасти щенят: «По сугробам она бежала, поспевая за ним бежать…» Повтор глагола усиливает впечатление, придаёт произведению динамизм. Затем идёт резкий переход к описанию дрожащей воды, под которой и оказался мешок с беспомощными щенками.

Собака возвращается. Читатель поражает яркий образ, легко созданный автором: животное слизывает с боков пот, уже нет сил. Собака видит месяц, ей кажется, что это один из её щенков. Животное скулит, глядя в небо, но и месяц скрывается за холмом. Собака плачет. Есенин описывает это так: глаза катятся в снег золотыми звёздами, глухо. Сложная символика воспринимается здесь моментально, поскольку читатели уже полностью погружены в происходящее.

Источник

Урок внеклассного чтения по рассказу К.Д. Воробьева «Гуси-лебеди»

Цель: помочь обучающимся воспринять большие, чистые, верные чувства между героями и акцентировать авторскую мысль о том, что во имя любви человек способен противостоять любым жестокостям войны и жизни.

Методические приёмы: анализ эпического произведения, дискуссия, лекция учителя, выразительное чтение отрывков из произведения, беседа по плану, межпредметные связи с историей.

Методы развития творческих способностей обучающихся: творческое задание (стихотворение о любви), дисскусия.

Методы организации учебно-познавательной деятельности: работа с произведением.

Оборудование: доска, выставка книг о войне.

Каким был человеком писатель? Как сложилась его судьба? Почему мы, прочитав его произведения, не можем остаться равнодушными к написанному?

Родился К. Д. Воробьёв 24сентября 1919года в селе Нижний Реутец Медвенского района Курской области. Кто был его отец он не знал, а мать хранила тайну. Будучи взрослым, спросил, кто был его отец. Мать назвала фамилию – Письменов. Отчим относился к пасынку хорошо, но всё же не хватало отцовской ласки. А вскоре отец их покинул.

Мучительным воспоминанием о детстве у него было чувство постоянного голода. В 1933 году голод выкосил многие семьи.

Константин решил пойти работать в сельмаге. Там получал плату хлебом. Окончив сельскую школу, поступил в сельхозтехникум в Мичуринске. В справке исправил год рождения на 1917. Вернулся в село, закончил курсы киномеханика и 6 месяцев разъезжал по деревням с кинопередвижкой. В 1935 году стал писать стихи и небольшие корреспонденции о сельской жизни и работать в Медвенской районной газете. Украл петуха, продал и уехал в 1937 году в Москву.

Умер К. Д. Воробьёв 2 марта 1975 г. в Вильнюсе; перезахоронен в г. Курске.

— Ребята, почему, прочитав произведение К. Д. Воробьева, мы не можем оставаться равнодушными?

(Ребята говорят о том, что произведения К. Воробьёва заставляют задуматься над смыслом жизни, потому что сам автор пережил всё, о чём писал ).

Литературовед И. П. Золотусский писал: “Проза Константина Воробьёва особая. Те же законы прозы, те же сюжет, композиция, характеры, но интонация какая – то не та, интонация другая – с первых строк резко взыскующая, истово реющая в полёте повести”.

Поговорим об особенностях рассказа.

1. Сюжет. Фабула.

— Что такое сюжет? Фабула? Совпадает ли сюжет и фабула рассказа?(Нет. Автор в рассказе возвращается к прошедшим событиям. Этот приём

— Скажите, где в произведении кратко изложен сюжет рассказа? (В стихотворении Сергея Марьянова). Прочтите, пожалуйста, стихотворение.

Отшумит тревога грозной были.
Будет день – и я его дождусь:
Не смахнув с ресниц дорожной пыли,
У твоих дверей я постучусь.
Я возьму твои худые руки
Так же, как теперь я их беру,
Расскажу,что в эти дни разлуки…

2. Композиция.

— Как построена повесть? (Главы. Повтор – интерпритация истории любви. Повесть в рассказе. Лирические отступления. Ребята приводят примеры из текста).

-Назовите смысловые части рассказа?

3. Конфликт.

В каждом эпическом произведении есть свой конфликт. Дайте определение конфликта.

( Конфликт – противоборство, противоречие между изображёнными в художественном произведении характерами, характером и обстоятельствами, различными сторонами характера. )

Конфликт тесно связан с проблемами, которые поднимает автор в рассказе.

— Какие проблемы поднимает автор в этом произведении? (Проблемы памяти, выбора человека, смысла жизни, ответственности за другого человека, бережного отношения к природе. )

Все проблемы связаны одной темой – война и любовь. Именно любовь помогает преодолеть все преграды героям рассказа.

4. Герои рассказа.

“Память – поддержка и опора героев Воробьёва. Человек возвращается домой. Человек в памяти возвращается к пережитому. Память наводит мосты, соединяет разорванное”,- пишет И. Золотусский. Именно память о любимом человеке не даёт покоя героям.

— Как автор изображает своих героев? Как показывает их переживания, эмоциональное состояние?(Портреты героев: Марьянова Сергея, Лебедевой Татьяны. Примеры описания психологического состояния героев. )

-Каждый из героев рассказа не верит в гибель любимого человека. Докажите.

(Татьяна уходит самовольно из партизанского отряда на поиски Сергея, не вернувшегося с разведки. Сергей приезжает после войны к Лебедевым домой в надежде увидеть Таню. Татьяна уезжает на родину Сергея. Сергей пишет повесть о Тане и в своём произведении всегда “спасает её от врагов”)

Жизнь сильнее войны. Мысль о друг друге не даёт им покоя. Их верность – свята.

Читайте также:  Сказки сейдов фиалка описание

-Какой эпизод рассказа заставляет нас задуматься над глубиной чувства любви и верности?

(Трагическая история лебедей. Пересказ. Обращаем внимание на фамилию героини-Лебедева. “Говорящая” фамилия. )

-Можно ли сказать, что история гибели лебедей, услышанная Марьяновым у костра, помогла ему найти Татьяну?(В продолжении разговора у костра он услышал историю Тани. Она жива!)

5. Особенности рассказа.

Да, война и любовь, вроде, несовместимые понятия. Но война – это и испытание и проверка больших чувств. Герои рассказа с честью и достоинством пронесли через горнило войны верность своим чувствам. Мы восхищаемся ими.

Обзор выставки книг по теме: “Война и любовь”.

Война и любовь. Эта тема раскрывается в произведениях таких писателей, как В. Распутин “Живи и помни”, В. Астафьев “Пастух и пастушка”, В. Быков “Альпийская баллада”, В. Богомолов “Зося”.

Эти книги есть в библиотеке!

Реализация творческого задания.

Чтение своих стихотворений о любви обучающимися (Приложение 1).

Матюхина Людмила, ученица 11 класса

Хочу сказать тебе три слова,
Прошу, поверь, что это не шутя.
Я не хочу сказать чего- нибудь плохого,
Хочу сказать, что я люблю тебя!
Тебе подарки и конфеты,
Тебе улыбки и мечты.
Тебе прекрасных роз букеты,
Тебе, мой ангел красоты.
Тебе всё лучшее на свете,
Тебе одной я всё дарю,
И не забудь слова ты эти,
Котёнок, я тебя люблю!

Малинин Максим, ученик 11 класса

Орешнева Елизавета, ученица 11 класса

Бывает так:
Влюбился ты, и мир вокруг тебя порозовел,
И каждый день ты смотришь на неё,
Она к тебе, не так как ты хотел!
Бывает, подмигнёт с улыбкой
И так заманчиво пройдёт,
Своёй походкой, словно ангел,
Умея показать свой торс!
И думаешь ты лишь о ней,
В её улыбке ловишь солнце,
В глазах её ты ищешь встречную любовь,
Которой ты так долго хочешь,
Которую ты постоянно ждёшь!
Но лишь тогда, когда тебе захочется открыться,
Признаться ей во всей своей любви,
Она посмотрит на тебя,
Глазами полными безразличья,
И скажет с холодом в устах:
“Прости, ты просто друг”.

Источник

Константин Воробьев — Гуси-лебеди:
Краткое содержание

Эпиграф – из стиха Недогонова о том, что война кончается, а настоящая любовь – нет.

Глава 1

Третий год войны, Смоленщина. Группа разведчиков во главе с командиром Сергеем Марьяновым не вернулась с задания. Выживший рассказал о засаде. Тел не нашли. Ждать больше – нельзя. Пора уходить. Радистка Таня Лебедева, «настоящая русская девушка», и Марьянов любили друг друга. Он писал стихи о ней.

Таня требует идти в атаку, спасать ребят. Командир Андрей Дмитриевич замечает, что за это – отдают под суд. Тогда Таня, прихватив пару гранат, уходит в город одна. В записке обещает нагнать отряд. «Никогда не погибнет тот, кто твердо верит, что будет жив». Он посылает вернуть ее двух человек.

В пути отряд встретил группу Марьянова. Им удалось уйти от погони. Полгода спустя Сергей был ранен в бою за город, куда ушла Таня. Он мучается чувством вины. И свыкается с мыслью, что девушка погибла. Хирург отрезает ему кисть левой руки.

Глава 2

Родной дом Тани пуст: ее отец умер. Марьянов уходит оттуда, взяв фотокарточки любимой. В городе, где она пропала, его берут на работу директором завода.

Глава 3

Два года он еще надеялся, ждал: вот придет! Марьянов пишет повесть. Об отряде. И Тане. Старая главбух, прочтя, советует ему писать для людей, для любимой. Душевней, искренней.

Глава 4

Марьянов начал книгу снова. Листок за листком вместе с Таней, тоненькой, высокой, голубоглазой, шел знакомыми тропами. Закончить гибелью девушки он не мог. А как тогда.

Глава 5

Разве мертвые держат «в плену души живых?» Марьянов не знает ответа. Его тянет на малую родину. Перед отъездом он рассказывает свою историю секретарю горкома. Сирота (родителей убили белые в Гражданскую войну), с 3 курса пединститута – на фронт. В этом городе ему больше нечего ждать. Тани нет. Он уезжает навсегда.

Глава 6

Дорога к родному селу Шелковка. У костра – тракторист и сторож. Марьянов слушает рассказ парня Федора. О дедушке, убившем лебедя на озере. И как лебедка своего лебедя не хотела отдавать. Про плач бабушки по «загубленной красоте». И метания, стоны лебедки на озере. И выстрел в нее деда. А как она с радостью – прямо на ружье…

Глава 7

Два чучела теперь у того деда. «Как живые! Обнявшись шеями». Все равно ей не жить без своего лебедя. Старик Матвеич в ответ поведал историю любви не птиц – людей. О партизанском отряде, где разведчик был – герой. Попался немцам. А девушка – на выручку любимого. Не нашла. Хотела линию фронта перейти – вдруг немцы. Она гранаты им под ноги. Саму в грудь ранило, но жива.

Теперь учительница у них. Марьянов чувствует, что история про них с Таней. Она жива и ждет Сергея. Марьянов тихо плачет. И верит «в красоту бытия под этим небом».

Читательский дневник по рассказу «Гуси-лебеди» Воробьева

Сюжет

Партизаны узнают, что разведчик Сергей Марьянов с бойцами попал в засаду. Отряд уходит, а девушка Марьянова радистка Таня с гранатами тайком идет его искать. Марьянов выходит к отряду. А Тани нигде нет. После войны Марьянов живет в том городе, где она пропала, пишет повесть о войне и их любви. Сдавшись, едет к себе на родину. В пути слышит две истории: о лебединой верности и о себе с Таней. Оказывается, девушка жива. Учит детей, и 4 года ждет любимого. Мир для Сергея наполняется счастьем, красотой.

Отзыв

Источник

Конспект урока по литературе «Невероятная явь войны». (По рассказу К. Воробьёва «Гуси-лебеди»).

Тема урока: «Невероятная явь войны».

(По рассказу К. Воробьёва «Гуси-лебеди»).

Цель урока: познакомиться с творчеством К. Воробьёва, с внутренним миром героев рассказа «Гуси-лебеди», попытаться оценить его достоинства и ответить на вопрос: что хочет сказать нам писатель своим произведением?

Сто ран приму, но выстою.

Себя верну, любовь верну,

Такую щедрую, что в ней

Не думал об измене я,

Такую чистую, что ей

Лишь только ты – сравнение!

Смерть на войне обычна и сурова.

И всё-таки мы воздух ловим ртом

при гибели товарищей.

Жизнь у героев Константина

Воробьёва всегда складывалась так,

что немудрено было на одном

из крутых поворотов упасть,

С каждым годом всё меньше и меньше остаётся среди нас тех, кто встретил роковой рассвет 22 июня 1941 года. Тех, кто суровой осенью 1941 защищал Москву, кто познал кровавый снег Сталинграда, кто «пол-Европы по-пластунски пропахал…» Они не стояли за ценой, добывая победу, не считали, «кому память, кому слава, кому тёмная вода.»

Вспоминаются строки А. Т. Твардовского:

Война – жесточе нету слова.

Война – печальней нету слова,

Война – святее нету слова…

Когда это будет не знаю:

в краю белоногих берёз

Победу Девятого мая

Отпразднуют люди без слёз…

Память вновь и вновь возвращает ветеранов Великой Отечественной войны в окопы и землянки, на занимаемую горсткой солдат высотку или на переправу под прицельным огнём, на заросшие партизанские тропы. Память… Она всегда с ними.

Читайте также:  Рассказ мой любимый художник на английском

Качалась земля под ногами,

Металась луна меж голов,

Да билось, пульсируя, пламя

На выходах чёрных стволов.

И о чём бы ни писали фронтовики много лет спустя, тема войны остаётся главной в любом их произведении. Главной потому, что нельзя забыть поднятую взрывами, как на дыбу, родную землю; нельзя вычеркнуть из памяти ужасов картины умирающих от голода детей, женщин и стариков.

Сегодня на уроке перед нами стоит задача: познакомиться с творчеством К. Воробьёва, с внутренним миром героев рассказа «Гуси-лебеди», попытаться оценить его достоинства и ответить на вопрос: что хочет сказать нам писатель своим произведением?

— Запишите тему урока: «Невероятная явь войны»

— Обратите внимание на эпиграфы к уроку. Запишите 2 на выбор.

— Кто же такой Константин Дмитриевич Воробьёв? познакомимся с биографией писателя.

Сообщение о творчестве писателя. (Рассказывает ученица)

За неба кусок, за глоток вольного воздуха – неужели ж не стоит собою рискнуть? Стоит!

И хоть в железо его заковывай, хоть в каменную яму кидай, а уйдёт он и из этого чёртом проклятого закомочья …

Воробьёв пережил ужас концлагерей. Бежал. После побега принимал участие в освобождении Литвы. Эта земля стала для писателя второй родиной. Здесь он встретился с удивительной женщиной, Верой Викторовной, ставшей его женой, здесь появились на свет его дети, здесь впервые были напечатаны многие его книги.

Им написаны «Крик», «Почём в Ракитном радости», «Друг мой Момич», «Чёртов палец», «Ермак», «Сказание о моём ровеснике», «Вот пришёл великан», «… И всему роду твоему» и другие.

Умер Константин Воробьев 2 марта 1975 года.

Я, может быть, какой-нибудь эпитет –

И тот нашел в воронке под огнем…

Я порохом пропахнувшие строки

Из-под обстрела вынес на руках.

III . Работа над текстом рассказа.

(Пересказ ученика, близкий к тексту.)

Каким мы видим Сергея Марьянова?

(Сергей отважен, он любит литературу, хранит произведения Маяковского, Шолохова, сам пишет стихи, на страницах которых перед нами встает человек любящий, верящий в Победу, человек, юность которого оборвалась вместе с войной).

Воробьев был убежден, что лучшее в людях проявлялось именно тогда, в пору обрушившейся на них величайшей трагедии. Поэтому его герои всегда становятся примером чести и доброты, долга и чистоты.

Что мы узнаем о биографии Сергея Марьянова? В чем особенности изображения жизни героя?

(Пересказ биографии. Автор не дает полной биографии в одной главе, она как бы рассыпана по всему рассказу.

В произведениях Воробьева почти нет места женщине. Женщины являются в его прозе со смущением на лице и ненадолго.

Какой мы видим Таню Лебедеву в рассказе? Расскажите о ней.

Любила ли она Сергея?

(Безусловно, ведь она готова в одиночку бороться с двухтысячным гарнизоном немцев, чтобы спасти любимого. У нее существует «чувство невольной вины и ответственности за все.)

Говорят, что герои бесстрашны. Они действительно не боятся ничего?

(Страх овладевает любым человеком, но нужно суметь его преодолеть. Поэтесса Ю.Друнина написала:

Кто говорит, что на войне нестрашно,

Тот ничего не знает о войне.

Героизм не в том, что человек не испытывает страха, а в умении преодолевать его.)

Как складывается жизнь Сергея после войны? Расскажите об этом.

Почему он не может дописать повесть до конца? Прочитайте, как нам это объясняет автор.

Таким образом, Сергей в памяти возвращается к пережитому. На очной ставке с памятью он пытает себя, пытает и казнит без свидетелей. Память наводит мосты, соединяет разорванное, латает провалы в сознании, провалы и обрывы во времени. И понятными становятся слова Сергея Орлова:

Смерть на войне обычна и сурова.

И все-таки мы воздух ловим ртом

При гибели товарищей.

Прошлого не вернешь, но можно вернуться с прошлым. Можно пронести его в сердце.

А когда становится нестерпимо больно, когда нет сил больше жить, куда Сергей отправляется «за исцелением души»?

(«Всю жизнь тянулся К.Воробьев к отчему дому… обильно сочились его книги этой неиссякаемой любовью к малой своей родине». поэтому и возвращается Сергей домой, чтобы поклониться «селу за то, что родился в нем, и за то, что сохранил к нему бессловесную любовь и преданность»).

Прочитайте «лебединую повесть», рассказанную Федором.

Почему Матвеич решил рассказать о верности человека? Прочитайте былину, рассказанную им

(Матвеич своим рассказом прославляет не только верность, любовь Тани и Сергея, но и прославляет русскую женщину вообще, о которой можно сказать словами К.Симонова:

Жди меня и я вернусь

Всем смертям назло.

Он говорит о русской женщине, великой в своих подвигах и в своих несчастьях, хранящей корень жизни).

Рассказ «Гуси-лебеди» небольшой по объему, но он разбит на 7 главок. Зачем? Что дает автору такая композиция рассказа?

(По объему рассказ вместил 5 страниц, но по времени раскрывает долгий период, рассказывая о детстве, военной поре и послевоенной жизни Сергея Марьянова. Действительно, такое деление делает небольшой рассказ очень объемным по событийному и эмоциональному содержанию. Каждая из главок – этап в развитии сюжета, в ней доминирует своя, особая интонация, определяемая происходящими событиями. В нем есть некое «тяготение к дневниковым записям»).

Так что же хочет сказать нам писатель своим произведением? Сумел ли он на страницах небольшого произведения показать жестокость войны?

Та же боль за человека, осуждение войны, всех и всяческих форм порабощения и истребления народов звучит и в творчестве русского художника Василия Васильевича Верещагина.

В.В.Верещагин родился 26 октября 1842 г. в городе Череповце Новгородской губернии, в семье помещика.

Осенью 1860 г. был принят в Академию художеств, но не закончил ее. Верещагин уезжает на Кавказ, где много рисует с натуры. Он создал туркестанскую серию картин, где этнографически точно, ярко передал столкновение русских и бухарских войск, краски южной природы, старинную восточную архитектуру. В эту серию вошли картины «У дверей Тамерлана», «Апофеоз войны» и многие другие.

Пафос его искусства отражал тяготение к объективному воссозданию реальности, обнажению правды жизни. Основные темы его творчества – жизнь Востока и тема войны. Верещагина трудно назвать художником-баталистом, так как в его батальных картинах нет изображений штурмов, атак, прославления подвигов, воспевания побед.

Передавая не внешнюю сторону, а изнанку войны, он раскрыл всю ее страшную правду, чтобы люди воочию ощутили ее жестокость и бесчеловечность, о которых говорит и поэт Александров:

Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады

Услышал мой ребенок. Мой и твой.

Я не хочу, чтоб голод Ленинграда

Коснулся их блокадною рукой.

Я не хочу, чтоб доты обнажились,

Как раковая опухоль земли,

Я не хочу, чтоб вновь они ожили

И чью-то жизнь с планеты унесли.

Пусть вскинут люди миллион ладоней

И защитят прекрасный солнца лик

От гари, пепелищ и от афганской боли

Навечно! Навсегда! А не на миг!

Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады

Услышал мой ребенок. Мой и твой

Пусть мир взорвется криком: «Нет! Не надо!»

Мне нужен сын не мертвый, а живой!

Д/З. Прочитать повесть В.Некрасова «В окопах Сталинграда»

Источник

Познавательное и интересное