Почему рассказ лапти так называется бунин

Сказки

Очень краткое содержание рассказа «Лапти» И.А.Бунина

«Лапти» — небольшой рассказ, написанный И. Буниным в 1924 году. Сюжет развивается в маленьком населенном пункте. На улице разбушевалась непогода. А в одном из дворянских домов заболел ребенок. В бреду мальчик просит принести ему красные лапти, да так жалобно просит, что в отчаянии взывает к Богу о помощи.

И вот в дом заходит Нефед. Видя мучения мальчика и его матери, он принимает решение отправиться в Новоселки за лаптями. А поскольку красных лаптей не бывает, нужно купить пузырек фуксина, чтобы покрасить обувь, тут же догадывается мужчина. Но женщина отговаривает Нефеда, ведь на улице такая непогода!

Но мужчина непоколебим в своем решении. Главный герой — образ простого русского мужика. К этому образу часто обращаются русские писатели в своих произведениях. Речь Нефеда проста, изъясняется он короткими фразами и просторечиями. А движения мужчины решительные. Это говорит о том, что он человек дела. Нефед — храбрый и самоотверженный человек. Несмотря на всю свою простоту, Нефед силен духом!

Анализ любого эпизода из произведения «Повесть о Петре и Февронии Муромских» по плану: 1. Озаглавить эпизод. 2. Указать, какое место этот

эпизод занимает в произведении.

3. Роль эпизода в раскрытии характеров персонажей или в развитии сюжета.

4. Действующие лица эпизода, какие черты характера проявляет каждый.

5. Есть ли в эпизоде пейзаж, или описание интерьера, предметного мира, из роль.

6. Как проявляется в эпизоде стиль писателя, что у него характерно.

7. Языковые особенности эпизода — анализ средств языка, используемых автором.

Помогите, пожалуйста, если получу 2 — мне будет кранты:(

Разве 37 пкт — это мало? Ну помогите пожалуйста!

1 Какой композиционный прием использовал автор Л.Н.Толстой «После бала» 2 Кто из героев произведения противопоставлен друг другу? 3

Составьте рассказ «Полковник на балу и после бала»

4Раскройте смысл названия произведения

5 Расскажите об Иване Васильевиче, его отношении к жизни. Почему в мировосприятии героя происходят контрастные изменения?

7Кем является в произведении Иван Васильевич — автором, рассказчиком или героем

Оперируя фактами, докажите, что рассказ «После бала» — пример реалистического отражения действительности в художественной литературе.

Придумать продолжение концовки рассказа Бунина «Лапти»

Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок. И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти. И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами, — от страха и от своей беспомощности. Что сделать, чем помочь? Муж в отъезде, лошади плохие, а до больницы, до доктора, тридцать верст, да и не поедет никакой доктор в такую страсть… Стукнуло в прихожей, — Нефед принес соломы на топку, свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь, заглянул: — Ну что, барыня, как? Не полегчало? — Куда там, Нефедушка! Верно, и не выживет! Все какие-то красные лапти просит… — Лапти? Что за лапти такие? — А господь его знает. Бредит, весь огнем горит. — Мотнул шапкой, задумался. Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, — все в снегу, все обмерзло… И вдруг твердо: — Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать. — Как добывать? — В Новоселки идти. В лавку. Покрасить фуксином нехитрое дело. — Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! Где ж в такой ужас дойти! Еще подумал. — Нет, пойду. Ничего, пойду. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего. Она будет мне в зад, пыль-то… И, притворив дверь, ушел. А на кухне, ни слова не говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался старой подпояской, взял в руки кнут и вышел вон, пошел, утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море. Пообедали, стало смеркаться, смерклось — Нефеда не было. Решили, что, значит, ночевать остался, если бог донес. Обыденкой в такую погоду не вернешься. Надо ждать завтра не раньше обеда. Но оттого, что его все-таки не было, ночь была еще страшнее. Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака. Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила ее на пол, за отвал кровати. Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями. А порой он как будто приходил в себя и тотчас же начинал горько и жалобно плакать, умоляя (и как будто вполне разумно) дать ему красные лапти: — Мамочка, дай! Мамочка дорогая, ну что тебе стоит! И мать кидалась на колени и била себя в грудь: — Господи, помоги! Господи, защити! И когда, наконец, рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый зловещий стук в окно. Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело, — белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефеда. Мужики ехали из города, сами всю ночь плутали, а на рассвете свалились в какие-то луга, потонули вместе с лошадью в страшный снег и совсем было отчаялись, решили пропадать, как вдруг увидали торчащие из снега чьи-то ноги в валенках. Кинулись разгребать снег, подняли тело — оказывается, знакомый человек. — Тем только и спаслись — поняли, что, значит, эти луга хуторские, протасовские, и что на горе, в двух шагах, жилье… За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином.

Иван Алексеевич Бунин первым из русских писателей удостоился Нобелевской премии по литературе. Эпоха революционных перемен, в которую он жил, и вынужденная эмиграция наложили отпечаток на его творчество. Одним из произведений, написанных на чужбине и наполненных любовью к родине, является рассказ «Лапти».

В 1920 году Бунин переехал во Францию, потому что категорически не принимал советскую власть. В октябрьской революции он видел разрушение страны. Он и не мог остаться, так как начались правительственные репрессии против «классовых врагов».

Читайте также:  Рассказ на тему что я знаю о стихах

Рассказ «Лапти» был написан в 1924 году. Писатель выразил в нём своё видение русского национального характера. Иван Алексеевич всем сердцем любил родную Россию, а революционные события и жизнь в чужой стране действовали на него угнетающе. В произведении воссоздан дореволюционный быт и самобытный характер русского народа, которые были ему по душе.

Жанр и направление

Жанр произведения «Лапти» – классический рассказ. Он небольшой по объёму и содержит одну сюжетную линию: ребёнок в бреду просит дать ему красные лапти, а мудрый и добрый слуга Нефед отправляется за ними, невзирая на вьюгу.

Направление рассказа – реализм, но в то же время метко используются символы, которые на первый взгляд неочевидны. Лишь рассматривая рассказ на фоне того времени, когда он был написан, и жизни писателя в эмиграции, можно понять, какие символы использованы, и что они означают.

Можно ли назвать рассказ притчей? В некотором смысле можно. Потому что, как и в притче, здесь не показаны конкретные характеры конкретных персонажей. Имя есть только у одного героя – Нефеда, но и он является не единичным героем со своим особенным характером, а собирательным образом «лаптей» — простых русских мужиков. Он символизирует милосердие и самопожертвование. Но всё-таки я думаю, что несмотря на всю схожесть, рассказ не является притчей в полном смысле. Потому что здесь моральный посыл произведения лежит глубже, в то время как смысл притчи не бывает завуалирован, он всегда на поверхности.

Интересные факты

Главные герои и их характеристика

История создания

В 1920 году Бунин переехал во Францию, потому что категорически не принимал советскую власть. В октябрьской революции он видел разрушение страны. Он и не мог остаться, так как начались правительственные репрессии против «классовых врагов».

Рассказ «Лапти» был написан в 1924 году. Писатель выразил в нём своё видение русского национального характера. Иван Алексеевич всем сердцем любил родную Россию, а революционные события и жизнь в чужой стране действовали на него угнетающе. В произведении воссоздан дореволюционный быт и самобытный характер русского народа, которые были ему по душе.

Проблемы

Проблематика произведения «Лапти» выражается в обострённом чувстве писателя к революционным реалиям. Ему гораздо ближе та русская жизнь, которая была до революции. Жертвенность и милосердие, как отличительная особенность национального менталитета, выражены в образе Нефеда.

Символично, что новосельские мужики спаслись только благодаря жертве Нефедушки. Новосельские мужики – это тоже простые люди с русским характером. И жертва Нефеда в любом случае не напрасна. По-моему, это значит, что добрый, жертвенный поступок всегда приносит пользу.

Литературная деятельность

Впервые стихи Бунина были опубликованы в 1888 году. В следующем году Бунин переехал в Орел, став работать корректором в местной газете. Поэзия Бунина, собранная в сборник под названием «Стихотворения», стала первой опубликованной книгой.

Вскоре творчество Бунина получает известность. Следующие стихотворения Бунина были опубликованы в сборниках «Под открытым небом» (1898), «Листопад» (1901).

Знакомства с величайшими писателями (Горьким, Толстым, Чеховым и др.) оставляет значительный отпечаток в жизни и творчестве Бунина. Выходят рассказы Бунина «Антоновские яблоки», «Сосны».

Проза Бунина была опубликована в «Полном собрании сочинений»(1915).

Писатель в 1909 году становится почетным академиком Академии наук в Санкт-Петербурге. Бунин довольно резко отнесся к идеям революции, и навсегда покидает Россию.

Смысл

Идея произведения раскрывается через символы. Неслучайно в произведении болен именно ребёнок, и неслучайно он просит не что-нибудь, а лапти. Ребёнок символизирует будущее русского народа, его судьбу. Непроглядную вьюгу можно сравнить с революционными потрясениями. Неизвестно, выживет ли в этой жестокой буре русский народ или погибнет. А лапти – символ милосердного и жертвенного русского характера, который уходит в прошлое вместе с царским режимом. Но именно в них – надежда на спасение.

Нравственный смысл рассказа выражается в поступке Нефедушки. Бунин хотел показать, что у русского народа есть будущее, только если люди сохранят в себе человечность, доброту и милосердие.

На мой взгляд, главная мысль произведения заключается в том, что ключ к спасению России – в преемственности поколений. Нельзя просто взять и отрезать традиции и обычаи предков, накопленный ими опыт, старый уклад жизни, формировавшийся веками. Только передача новым поколениям лучшего из наследия старших поколений может обеспечить благополучное развитие страны. Если взглянуть на ужасы массовых репрессий, которые принесла советская власть, можно понять, что писатель во многом был прав. Революции, какими бы заманчивыми они ни были, приносят страдания простому народу.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Иван Бунин, «Лапти» (краткое содержание следует далее) — это короткий рассказ с, казалось бы, незатейливым сюжетом. Впрочем, талант Бунина в том и заключается, что когда читаешь его произведения, угадываешь самого себя или услышанную давеча историю с трагичным концом…

Иногда поздним вечером, когда совсем темно, подойдешь к окну, выглянешь на улицу, а там — сотни тысяч окон. Одни горят ярким желтым светом, в других — темнота, но за каждым из них читается своя история, свой рассказ, развивается свой сюжет…

Так и в прозе Бунина — серые будни со своими курьезами и происшествиями. Однако есть одно «но», которое невозможно выразить одним словом, или даже словами. Оно добирается до самой глубины души человеческой и достает что-то истинно живое, настоящее, то, что боишься упустить, потерять снова в этой толще непонимания, в бесконечной веренице слов и поступков. Итак..

Иван Бунин, «Лапти»»: краткое содержание

Зима. Пятый день метет непроглядная пурга и метель. Вокруг ни души. За окнами одного хуторского дома поселилось горе — тяжело болеет ребенок. Отчаяние, страх и беспомощность овладели сердцем матери. Муж в отъезде, до доктора не добраться, да и сам он не сможет доехать по такой погоде. Что делать?

В прихожей что-то стукнуло. Это Нефед принес соломы для печи. Через минуту-другую он заглянул в комнату, чтобы спросить о здоровье ребенка. Оказалось, что мальчик очень слаб, огнем горит, скорее всего, не выживет, но главное — он все в бреду упоминает о каких-то красных лаптях, просит их…

Читайте также:  Рассказ о кирилле и мефодии для детей 1 класса распечатать

Не долго думая Нефед отправляется в соседнюю деревню за новыми лаптями и за фуксином — красной краской: если просит, значит душа желает, и надо непременно идти и добывать…

Ночь прошла в тревожном ожидании.

Утром раздался зловещий стук в окно. Это были мужики из соседнего села. Они привезли замерзшее тело Нефеда. Обнаружили его случайно, когда сами провалились в снежную яму, и уже отчаялись спастись. Но, увидев окоченевшее тело знакомого им Нефеда, поняли, что хутор совсем близко. Они напрягли последние силы и дошли до людей.

За поясом, под полушубком мужика, лежали новые детские лапти и бутылочка с фуксином. Так заканчивается рассказ (И. А. Бунин) «Лапти», краткое содержание которого было изложено выше.

Рассказ Лапти

Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок. И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти.

И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами, — от страха и от своей беспомощности. Что сделать, чем помочь? Муж в отъезде, лошади плохие, а до больницы, до доктора, тридцать верст, да и не поедет никакой доктор в такую страсть…

Стукнуло в прихожей, — Нефед принес соломы на топку, свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь, заглянул:

— Ну что, барыня, как? Не полегчало?

— Куда там, Нефедушка! Верно, и не выживет! Все какие-то красные лапти просит…

— Лапти? Что за лапти такие?

— А господь его знает. Бредит, весь огнем горит. Мотнул шапкой, задумался. Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, — все в снегу, все обмерзло… И вдруг твердо:

— Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать.

— В Новоселки идти. В лавку. Покрасить фуксином нехитрое дело.

— Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! Где ж в такой ужас дойти!

— Нет, пойду. Ничего, пойду. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего. Она будет мне в зад, пыль-то…

И, притворив дверь, ушел. А на кухне, ни слова не говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался старой подпояской, взял в руки кнут и вышел вон, пошел, утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море.

Пообедали, стало смеркаться, смерклось — Нефеда не было. Решили, что, значит, ночевать остался, если бог донес. Обыденкой в такую погоду не вернешься. Надо ждать завтра не раньше обеда.

Но оттого, что его все-таки не было, ночь была еще страшнее. Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака. Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила ее на пол, за отвал кровати.

Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями. А порой он как будто приходил в себя и тотчас же начинал горько и жалобно плакать, умоляя (и как будто вполне разумно) дать ему красные лапти:

— Мамочка, дай! Мамочка дорогая, ну что тебе стоит!

И мать кидалась на колени и била себя в грудь:

— Господи, помоги! Господи, защити!

И когда, наконец, рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый зловещий стук в окно.

Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело, белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефеда. Мужики ехали из города, сами всю ночь плутали, а на рассвете свалились в какие-то луга, потонули вместе с лошадью в страшный снег и совсем было отчаялись, решили пропадать, как вдруг увидали торчащие из снега чьи-то ноги в валенках.

Кинулись разгребать снег, подняли тело оказывается, знакомый человек. — Тем только и спаслись поняли, что, значит, эти луга хуторские, протасовские, и что на горе, в двух шагах, жилье…

За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином.

Источник

Конспект урока по рассказу И.А.Бунина «Лапти»

Конспект урока по рассказу И.А.Бунина «Лапти»

Тема урока: «Кто-то должен сострадать. »
(По рассказу И.А.Бунина «Лапти»)

Тип урока: интегрированный урок – размышление.

— через создание словаря исследовать культурные знаки современной русской литературы;

— формировать навыки работы со словарями разных видов, составления словарной статьи лингвокультурологического словаря.

— развивать умение анализировать художественный текст, выделять ключевые слова;

— развивать творческие способности и читательскую наблюдательность.

— ф ормировать готовность к самостоятельному освоению культурных ценностей.

— воспитывать толерантность, умение работать в группе;

— бережное отношение к традициям русского народа, его культуре;

— воспитывать милосердие, доброту, умение сострадать.

— работа с текстом (выборочное чтение, комментированное чтение, чтение про себя),

— составление кластера и синквейна;

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс,

И для меня всегда награда

Улыбка ваших умных глаз.

Я знаю, каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений,

Мы вместе проведем урок.

Сообщение темы и цели урока.

Тема нашего урока «Кто-то должен сострадать. » по рассказу И.Бунина «Лапти», эпиграфом к уроку послужат слова самого И.Бунина:
Одно есть только в мире счастье-

Весь божий свет душой любить.

Как вы понимаете слова эпиграфа?

Ребята, знаете ли вы, что такое айсберг? (это плавучая ледяная гора, отколовшаяся от ледника, большая часть которой скрыта под водой.)

— Вот и литературное произведение, как айсберг: малая часть лежит на поверхности, ясная, понятная, а большая – скрыта от нас, и её надо научиться видеть. А для этого необходимо внимательное, вдумчивое чтение, работа ума и сердца. Нам предстоит встреча с удивительным поэтом и писателем Иваном Алексеевичем Буниным и его рассказом «Лапти». Сегодня на уроке мы проанализируем рассказ, выделим ключевые слова и начнем работу по составлению лингвокультурологического словаря к этому тексту, а закончите работу дома.

Читайте также:  Сказки одоевского читать разбитый кувшин

Дома вы прочитали рассказ И.Бунина «Лапти», выделили 3 группы слов: непонятные, ключевые слова, слова, которые в тексте приобретают новые значения. Сегодня на уроке работа будет групповая. Сейчас обсудите в своей группе ключевые слова и запишите их в тетрадь, а после анализа текста вы проверите свои ключевые слова.

3. Работа по анализу текста. Вопросы по тексту :
Как вы думаете, почему рассказ называется «Лапти»?
Ответы учащихся:

— Потому что лапти сыграли огромную роль в этом рассказе, ведь именно из-за них отправился Нефед в Новоселки.
— Потому что мальчик бредил красными лаптями.
— Мальчик был тяжело болен и просил лапти).

Г де мог видеть лапти сын барина?
Ответы учащихся :

— Наверное, у крестьянских детей, ведь только они носили лапти; чаще всего летом бегали босиком, валенки были роскошь, если и были, то одни на несколько детей.
Учитель: Назовите главных героев рассказа?

Ученики: Больной ребёнок, Нефёд, барыня, муж, только он не участвует в событиях, о нём лишь упоминается; новосельские мужики.

Учитель: В какое время года происходит действие рассказа? Какая стоит погода и сколько дней? Найдите описание в тексте.
Ответ: зимой. «Пятый день несло непроглядной вьюгой. «.
Учитель: Что случилось с мальчиком? Почему мать мальчика не могла ничего сделать?

Ученики: Отец в отъезде, а на улице вьюга.

Учитель: Вам встретилось слово «фуксин». Кто знает, что оно обозначает?

Справка: «Фуксин – красная анилиновая краска; широко применяется для окрашивания волокон, текстильных изделий, кожи».

Какие непонятные слова встретились вам в тексте?

Ученики: зипун, обыденкой, отвал, кнут.

Учитель: Зипун – в старое время крестьянская одежда – кафтан из грубого толстого сукна, обычно без ворота.

Обыденкой – одним днем.

Отвал – возвышение за кроватью.

Розвальни – низкие широкие крестьянские сани с расходящимися врозь от передка боками.

Кнут – большая плеть.

Обратите внимание, только один персонаж наделен именем. Почему?

Ученики. Это свидетельствует о том, что он главный герой рассказа.

Учитель: Вряд ли кто-то из вас, ребята, слышал это имя раньше. А как вы думаете, от какого имени оно образовалось?

Учитель: Федор в переводе с греческого означает Бог. Значит Нефед – это не Бог. Как сам Нефед объясняет свое решение пойти за шесть верст в лавку за лаптями и фуксином?

Ученики. «Значит надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать».

Вы знаете, на Руси было народное поверье, что если выполнить заветное желание больного, он выздоровеет. Нефед пошел за тем, что требует душа ребенка. Он переживает за мальчика, хочет ему помочь.

Учитель: Знал ли Нефёд, что в такую погоду может не добраться до Новосёлок?

Учитель: Но почему это его не остановило? Как это его характеризует?

Ученики: Он мужественный человек, мудрый, понимает, что кроме него некому помочь. Он берёт ответственность на себя, сам делает выбор.

Учитель: Составьте синквейны со словом «Нефед» и прочитайте их. В ходе работы вы можете использовать репродукции картин русских художников Ивана Николаевича Крамского «Полесовщик» и Василия Григорьевича Перова «Странник»:

Посмотрите на портреты И.Н.Крамского «Полесовщик» и В.Г.Перова «Странник» с изображением старцев.

— Похож Нефёд на них? На кого больше? ( на странника ) Почему на него?

— Какое главное качество можно выделить? ( тихий, спокойный, добрый )

Добрый, милосердный Обычный, решительный

Живёт, трудится, помогает Работает, сопереживает, отправляется

Спасает других, жертвуя жизнью Погибает ради спасения других

Настоящий человек Герой

Учитель : Перечитайте последнее предложение рассказа. Можно ли считать рассказ сюжетно завершенным? Оправдана ли эта сюжетная незавершенность?
Ученики. В рассказе не говорится о том, выздоровел ли мальчик. Значит не это главное. Главное – это Нефед, который ценой собственной жизни спас мужиков, добыл лапти и фуксин, а значит спас и мальчика.
Учитель: Так о чем же этот рассказ, какая проблема поднимается в нем?
Ученики:
Этот рассказ о милосердии, о том, что мы должны помнить о других людях, заботиться о них, уметь сострадать, оказывать помощь немощным, больным, близким людям.
Учитель. Как связан рассказ «Лапти» с эпиграфом нашего урока?
Ученики: Слова эпиграфа относятся к Нефеду, так как для него смысл жизни – помогать другим, жертвуя своей жизнью.

Учитель: Мы проанализировали рассказ И.Бунина «Лапти», а теперь будем работать с группами слов.

Учитель: Какие ключевые слова каждая группа выделила в этом тексте? Объясните свой выбор. Каждая группа называет ключевые слова и объясняет, почему они являются ключевыми. Список ключевых слов появляется на доске: лапти, ребенок, вьюга, горе, свеча, Бог.

Учитель: Составьте с этими словами схему или несколько схем, которые отражали бы идею рассказа.

Учитель: Какие слова вы выделили в 3 группу? Какие слова приобретают в тексте дополнительные значения? (Если учащиеся затрудняются, то можно задать наводящий вопрос)

Какие значения имеет в тексте слово «лапти»? Ведь не только в значении обуви употребляется это слово в тексте?

Ученики: лапти – это мечта для ребенка, надежда на спасение сына для матери, символ жизни для новосельских мужиков, связь между ребенком и Нефедом.

Учитель: Составьте кластер со словом «лапти». Это слово является самым значимым в рассказе. Как вы думаете, почему мальчик просит красные лапти?

Какие слова войдут в лингвокультурологический словарь? Вспомните структуру словарной статьи лингвокультурологического словаря. Так как работа объемная, распределите задания между членами группы. Начинаем работу со словом «лапти» и обращаемся к разным словарям. Самое сложное в составлении лингвокультурологического словаря – подобрать произведения, в которых бы употреблялось это слово (ассоциации).

Какие звуковые и цветовые ассоциации у вас возникают со словом «лапти»? В каких произведениях вы встречались со словом «лапти»?

Домашнее задание: каждой группе составить лингвокультурологический словарь в 2 видах (в форме книги, компьютерной презентации) и на следующем уроке защитить свой проект.

Что больше всего понравилось на уроке?

Какие чувства испытываете в конце урока (удовлетворение от работы, радость и удивление от открытия нового?)

Нарисуйте или опишите предмет, который передает ваше состояние.

Ребята, спасибо вам за урок. Я надеюсь, что проблемы, затронутые на сегодняшнем уроке, не оставили вас равнодушными. Желаю вам быть добрыми, милосердными, отзывчивыми, помогать друг другу, родным и близким.

Источник

Познавательное и интересное