Смысл названия рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор»
«Матренин двор» — не первое заглавие рассказа Александра Солженицына. Изначально произведение называлось «Не стоит село без праведников». Но кто же они, эти праведники? Это люди, которые чётко следуют религиозным правилам. Праведник наделён душевными и духовными качествами, которые помогают ему жить в согласии не только с самим собой, но и с обществом. Эти люди не понаслышке знают, что такое моральные границы и нравственные ценности. Изначальный смысл рассказа был в том, что вся деревня держится на искренних ответственных праведниках. Образ жизни села неотрывно связан с общечеловеческими ценностями, в которых особое место занимают труд, добро, сострадание, помощь и сочувствие.
Но А.И. Солженицын не остановился на первом заглавии. Писатель решил немного изменить границы общечеловеческих ценностей. Теперь они распространялись не на всю деревню, а лишь на Матренин двор. для более широкого масштаба они не применимы, они просто размываются. А.И. Солженицын подчёркивает, что все люди разные. Даже ближайшее окружение героини отличается от неё личностными качествами, чертами характера, жизненными ценностями.
С помощью заглавия рассказа «Матренин двор» А.И. Солженицын словно акцентирует внимание читателей. Автор захотел, чтобы каждый прикоснулся к удивительному и неповторимому миру простой русской женщины. Именно Матренин двор стал ключевым образом произведения.
При описании двора А.И. Солженицын не использует ярких красок. Он сосредотачивает внимание читателей на различных деталях, не желая упускать ни одного важного момента. Но все какое-то блеклое, словно безжизненное. Женщина не живет яркой насыщенной жизнью, она существует «в запущи». Ее дому не знакомы кардинальные изменения, обновления. Но ее все устраивает. Главное, в ее сердце живет доброта, она умеет сострадать и сочувствовать ближним. А.И. Солженицын с помощью названия произведения показал, какое большое значение в жизни каждого имеет дом. Жилище неразрывно связано с хозяйкой. Если дом будет разрушен, то и хозяина ждёт та же участь.
Еще одна версия, почему А.И. Солженицын изменил первоначальное название. Главный редактор журнала «Новый мир » А.Т. Твардовский посоветовал писателю рассмотреть другие варианты заглавия. Если бы автор остановился на первом название, оно бы могло стать причиной цензурных препятствий. Книга могла попасть под запрет.
В заглавии произведения заключён глубокий смысл. Именно Матренин двор стал символом сострадания, мироустройства. Люди в этом мире живут по законам любви, доброты, взаимопомощи. Все поступки, которые совершаются в этом обществе, лишены корыстных целей и мотивов. В Матрене — главной героине — сосредоточен главный источник, на котором все держится. Женщина не боится делиться с ближними всем, что у неё есть. Именно в этом и заключается для неё главный смысл существования. Именно в этом она и видит своё призвание.
Пристанищем для Матрены стал ее двор. Только в этом месте она чувствует себя спокойно и умиротворённо. Ее жилище наполнено особым светом, в нем царит атмосфера доброты и тепла. Рассказчик, оказавшись в этом невероятном месте, остро ощущает его преимущества. Он поминает, что всему миру не достаёт душевной теплоты, отзывчивости, искренности. А в этом доме все это есть. На долю женщины выпало немало испытаний, но ее сердце не стало черствее от этого. Она также с теплотой и любовью относится к людям. Разрушение дома стало большой трагедией не только для Матрены, но и для рассказчика. Это событие символизирует утрату чего-то важного, духовного.
Сочинение Смысл названия произведения Матренин двор Солженицына
Александр Исаевич Солженицын в своём рассказе “Матрёнин двор” затрагивает проблемы наличия нравственности и духовности, как у каждого человека, так и у всего народа в целом. Автор обращает внимание читателя на важность сохранения всех добродетелей души в тяжелое время.
Но вот возникает вопрос: почему же А. И. Солженицын выбрал для своего произведения именно такое название? В чем состоит его смысл? Попробуем в этом разобраться.
Дело в том, что задача любого автора состоит в том, чтобы раскрыть основную суть произведения в названии, привлечь внимание читателя. “Матрёнин двор” – название, выбранное не случайно. После его прочтения в голове сразу возникает образ маленького сельского домика, где всё сделано своими руками, на совесть. Такая ассоциация вызывает в сердце спокойствие и тихую радость. Но, к сожалению, таких “дворов” становится всё меньше. Не ценится больше искренняя доброта и желание помогать людям. Все начинают думать только о себе и из-за этого рушиться общество.
Главная героиня рассказа – Матрёна Васильевна, сильно отличается от всех остальных жителей села. Она чуть ли не единственная, кто сумел сохранить в своём сердце лучшие качества: доброту и любовь к окружающим. Несмотря на все беды, которые случились с ней за всю жизнь, женщина продолжает ставить интересы других выше собственных, оказывать помощь всем, кто в ней нуждается. Образ Матрёны – это образ особо доброго человека, который делает добро вопреки всему, образ праведницы.
А. И. Солженицын хотел доказать читателям то, что не может существовать ни село, ни город, если в нём не будет людей, как Матрёна Васильевна. Пока живут такие праведники, как она, ещё можно надеяться на то, что общество избавится от губительных качеств и начнет по-настоящему ценить истинные добродетели. Вот почему название рассказа именно “Матрёнин двор” – символ тихого места, в котором, не смотря ни на что, сохранилось добро, теплота и любовь к людям.
Таким образом, можно сказать, что смысл названия рассказа “Матрёнин двор” Ф. И. Солженицына заключается в том, чтобы донести до читателя важность тихой, спокойной жизни и сохранения таких качеств, как добро, милосердие и любовь.
2 вариант
Изначально рассказ «Матренин двор» назывался «Не стоит село без праведников». Кто такие праведники? Это люди, живущие согласно религиозным правилам и нравственным устоям. Так вот, суть этого названия заключалась в том, что села России держатся на тех, кто живет по этим правилам и чтит такие общечеловеческие ценности как труд, сострадание, добро и взаимопомощь. Название было изменено с целью придания повествованию более частного характера. Название «Матренин двор» связано с именем ключевой героини Матрены Васильевны. Таким образом, автором были четко указаны границы нравственности, которые теперь не выходили за пределы Матрениного двора. Ценности и устои остальных жителей села порой сильно отличались от мировоззрения Матрены. Автор намеренно «оградил» жизнь Матрёны, ведь на ее примере он показал поразительный мир русской женщины.
Матренин двор – один из центральных образов в рассказе, он воплощает безмятежность и тишину. Двор был описан автором очень подробно, со всеми деталями, из которых было ясно, что в доме у Матрены довольно неопрятно. Автор подчеркивает, что в случае разрушения дома его хозяйку тоже ждет неминуемая гибель, ведь дом и человек неразрывно связаны.
Человек, от имени которого ведется рассказ вернулся на родину после пребывания в пустыне. Ему хотелось найти свое место где – то в самой глубинке, где свежо и прохладно. И именно таким местом стал для него Матренин двор. Хитросплетения судьбы привели его к Матрене, которая жила в нищете, ведь пенсию ей не выплачивали, а работа в колхозе прибыли не приносила. Пожилая и измотанная женщина – такой она предстала перед глазами путника.
Но несмотря не на что, Матрена в силу своей доброты была в любой момент готова бросить свои личные дела ради колхозных или ради того, чтобы помочь кому – ли в трудный момент. Предчувствуя скорую кончину она распорядилась чтобы приемная дочь Кира унаследовала ее горницу. Но родственникам было невтерпеж разделить наследство, они разобрали горницу, чтобы по бревнышкам перевезти ее к Кире. Желая помочь Матрена собственными руками помогала им разрушать свою избу, которая хоть и была ей дорога, но не настолько насколько были дороги Кира и Фаддей. Матрена всегда опасалась железной дороги, но ради них решилась к ней подойти, но на ее беду салазки с бревнами застряли и Матрена погибла под поездом. Можно сказать, что она была убита человеческим равнодушием и жадностью. Матрена стала жертвой своей доброты и бескорыстия, которые никто так и не оценил по достоинству.
Также читают:
Картинка к сочинению Смысл названия произведения Матренин двор
Популярные сегодня темы
На картине изображен теплый, погожий летний день. Погода стоит безветренная, оттого немного душно, поэтому окно в доме открыто. Его деревянная рама выкрашена в белый цвет, правая створка распахнута наружу
Этот герой произведения является дворянином, является сыном Владимира Дубровского. Его отец был помещиком и обеднел, воспитывал сына один. Он смелый, добрый, имеет довольно привлекательную внешность и прелестный звучный голос.
Главной героиней рассказа является Лукерья. Основные сюжетные линии рассказа выстроена вокруг разговора студента Ивана Великопольского с Василисой и Лукерьей.
В сатирическом произведении «Горе от ума» Грибоедов описал людей в разных образах, у которых различные мировоззрения и судьбы. Главным действующим персонажем комедии
Роман Достоевского «Преступление и наказание» считается одним из самых великих произведений всего мира, и самым популярным самого автора. Творение писателя, рассказывает нам о тяжелой судьбе
Смысл названия рассказа А.И.Солженицына «Матренин двор»
Изменения были направлены на то, чтобы придать повествованию более частный характер. Автор не хотел, чтобы в его героине видели только развитие классической традиции воспроизведения народной судьбы в образе женщины-крестьянки (обобщенный характер называния сохранялся благодаря использованию имени героини поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», Матрены Тимофеевны).
Важно, что праведник у верующих – это человек, который живет праведной, соответствующей религиозным нормам, жизнью, не имеющий грехов. Именно такую женщину изображает Солженицын в своем произведении.
Рассказчик, от чьего имени ведется повествование, возвращаясь из пыльной горячей пустыни в Россию, мечтает заселиться «в средней полосе – без жары, с «лиственным рокотом леса». Ему хотелось «затесаться и затеряться в самой нутряной России, если такая где-то была, жила». И рассказчик находит такое местечко: «Милей этого места мне не приглянулось во всей деревне; высыхающая подруженная речушка с мостиком, две-три ивы, избушка перекособоченная, а по пруду плавали утки и выходили на берег гуси, отряхиваясь».
Это Матренин двор, воплощение спокойствия и тишины. Тихий уголок, где ниоткуда не слышно радио и все молчит. И потому здесь можно расслышать слова, «те самые, за которыми потянула… тоска из Азии», от смысла которых душе становилось хорошо. Здесь становилось ясно, что нужно сделать, чтобы было не обидно жить и умереть.
Судьба приводит героя к пожилой и измотанной «черным недугом» женщине, которая жила очень бедно. Матрена «год за годом, многие годы, ниоткуда не зарабатывала… ни рубля. Потому что пенсии ей не платили… А в колхозе она работала не за деньги – за палочки».
Главным в характере Матрены была доброта. Она готова была прервать «свой черед дел» ради колхоза, к которому теперь не относилась, ради любой родственницы дальней или просто соседки. Однако доброта и погубила женщину: «… Чая недалекую смерть… объявила Матрена свою волю: отдельный сруб горницы, расположенный под общей связью с избой, после смерти ее отдать в наследство Кире».
Родственники, опережая события, начинают делить «добро» Матрены, разбирая «отдельный сруб горницы по ребрышкам», чтобы везти к Кире в Черусти. Эта спешка и явилась причиной гибели Матрены: «На переезде – горка, въезд крутой. Шлагбаума нет. С первыми санями трактор перевалил, а трос лопнул, и вторые сани…застряли… туда же… понесло и Матрену. Что она там подсобить могла… два паровоза сцепленных… тех троих расплющили».
Именно так закончилась жизнь этой праведницы. Праведность ее состояла в способности сохранить свою человеческую душу в совершенно непригодных для этого условиях. Однако окружающие люди не оценили доброту и почти святость Матрены. Даже ее сестры «слетелись», «захватили», «выпотрошили». Им не жаль сестры, главное – захватить добро. Ненасытным стариком называет Солженицын Фаддея, погубившего сына, женщину, которую он когда-то любил, зятя, которого должны были судить, дочь, у которой помешался разум. Это герой является воплощением агрессивного мира, безжалостного и бесчеловечного. Он просто обезумел от жадности.
Символично, что в эти дни несчастий и «мышами овладело безумие». Одна Кира выглядит человеком среди стаи воронья. Одна она жалеет Матрену – значит, сумела героиня сформировать в ней душу, способность к сочувствию, жалость.
Со смертью Матрены закончилась и жизнь рассказчика в этом, милом его сердцу, уголке. Матренин двор опустел: «Сделка состоялась. Козу забрала одна сестра, избу сапожник с женою, а в зачет Фаддеевой доли, что он «здесь каждое бревнышко своими руками перенянчил», пошла уже свезенная горница, и еще уступили ему сарай…»
Возможно, уже через несколько дней никто и не вспоминал об этой душевной, бескорыстной женщине, потому что среди своих односельчан Матрена оставалась «непонятной», «чужой». А между тем, это было их спасение, их ангел-покровитель, их оберег. А теперь что же будет с этой деревней, с другими русскими деревнями, со всей Россией?
Судьба Матрены очень прочно связана с судьбой русской деревни. Все меньше остается Матрен на Руси. А без них «не стоять селу», утверждает Солженицын.
Каков смысл названия рассказа А.Солженицына «Матренин двор»?
Первоначальное название рассказа А.Солженицына было «Не стоит село без праведника». И оно тоже раскрывало суть рассказа «Матренин двор».
Двор Матрены был тихим, спокойным, там даже не было радио. Матрена была доброй и всем желала помочь. В ее доме и квартировал рассказчик.
На дом Матрены претендовали ее родственники. И его стали разбирать еще при ее жизни. Затем умирает и Матрена.
Со смертью Матрены и село опустело. Рассказчик больше туда не приезжал и его туда даже не тянуло. Ведь все исчезло и место и праведница.
Солженицыну пришлось по предложению редакции изменить название своего рассказа, так рассказ стал называться «Матренин двор».
Смысл названия заключается в том, что представляет собой двор Матрены. Это символ мира, отдельной страны, села, деревни.
Растащили ее дом, разобрали горницу, а на дом имели планы все родственники. При жизни свой Матрена видела, как ломают ее дом.
Все происходит так, что после ее смерти от ее двора ничего не останется, хотя в конце рассказа нет только горницы, а дом пока заколотили.
Все исчезает, и сама праведница, и само место. Нет праведника, то и село стоять не будет. Мы все равно приходим к первоначальному названию рассказа.
, но Твардовский настоял на изменении его на «Матренин двор» и собственно оба эти названия раскрывают полностью смысл этого произведения.
Но притягивал не только сам дом Матрены Васильевны, а и она сама.
Её доброта, желание всем помочь, хотя и имело недопонимание её окружающих, но именно Матрена являлась тем сельским оберегом, без которой село теряет свою духовность, преемственность истории.
Со смертью Матрены, село опустело, рассказчика больше не тянет туда. Солженицын напоминает, что таких Матрен становится все меньше у нас, а без них «. не стоять селу. ».
Матрёнин двор. Рассказ Солженицына.Совершен но очевидно, что доброта Матрёны много раз показана в тексте произведения.
Матрёнин двор. Известный рассказ Солженицына. Отцы и дети. Это не только роман Ивана Сергеевича Тургенева, но и одно из направлений итогового сочинения ЕГЭ. Рассмотрим проблему отцов и детей в рассказе Солженицына.
Итак, вопрос взаимоотношения поколений можно рассматривать в контексте отношений автора, снимающего комнату у Матрёны, а также взаимоотношения Матрёны с её приёмной дочерью- Кирой.
Как лично я понял из текста, то отношения автора и Матрёны можно было бы назвать вполне тёплыми. Матрёна не брала дорого за постой, никогда ни о чём не просила и даже готовила автору завтраки. Была при этом деликатной, никуда не лезла и старалась не беспокоить по пустякам.
Отношения с приёмной дочерью Кирой тоже были у Матрёны очень хорошими. Ведь именно Кире Матрёна везла свою горницу и погибла на переезде, когда помогала в транспортировке.
И автор, и Кира очень горюют по Матрёне.
Ещё утром меня заинтересовал ваш вопрос. Но так, как я торопилась на работу, то ответить могу только сейчас. Скажу честно, отвечаю не из-за бонусов, которых утром, кажется, не было. Отвечаю потому, что вопрос лично для меня интересен.
Надо сказать, всегда мечтала почитать Солженицына. В школе я немного познакомилась с его творчеством. А вот недавно купила книжку с рассказами и повестями Солженицына. Интересно читать, но и мрачно. Мрачные и тяжёлые времена он описывает, что порой оставляет неприятный осадок в душе, как могли люди выживать в то время, как не могли люди иметь своё мнение, отличное от мнения партии и вождя, а если кто и имел, то вышибали это мнение в местах весьма отдалённых. А рассказ «Матрёнин двор» был для меня самым интересным, хотя все таким же мрачным, как и остальные. Матрёна сразу вызвала у меня позитивные эмоции. Этот персонаж располагает к себе. Женщина добрая и безотказная, хотя по людским меркам и несчастливая. И именно потому, что женщина она с широкой душой, не способная отказывать, все вокруг только и использовали её. Но и были у неё свои друзья: фикусы, кошка, мыши да тараканы. Ой, забыла ещё про Ивана Игнатьевича, учителя, которого направили в самую, что ни есть, глухомань. А ещё у Матрёны была коза. Так вот все они: и фикусы, и кошка, даже мыши и тараканы, коза да Иван Игнатьевич не причиняли Матрёне Васильевне зла. Вот это и есть «свои» для Матрёны. Ещё подруга детства у неё была, которая очень любила Матрёну Васильевну. А всем остальным, начиная от государства и заканчивая родственниками на Матрёну было плевать. А родственники от Матрёны только выгоду хотели. И вот доброта её и безотказность, я считаю, и свели её в могилу. Жаль Матрёну. Хороший человек с широкой душой.
коротко так: рассказ о жизни. Исковерканной, перечеркнутой, сломанной. Превращенной в страх. Жизни с оглядкой.Об инженере-враге народа, и тех, кто его любит и ждет. Жаль изломанные судьбы.
Да, про восклицательный знак. Название носит утвердительный характер.
Да никто не виноват. Судьба виновата, история нашей страны XX века виновата. Тяжёлая жизнь была тогда у большинства русских женщин.
Ну вот, давайте посмотрим на примере Матрёны.
Умерли все её дети. Кто виноват? Никто. Судьба такая. Тогда умирало много детей. Антибиотики изобрели только в конце 20-х годов, а применять стали лишь перед самой войной, поэтому дети умирали от воспаления лёгких и многих других заболеваний, которые сейчас с успехом лечатся.
Далее Вторая мировая, забирают уже её мужа. И он тоже пропадает без вести. Тогда у миллионов наших женщин погибли или пропали без вести мужья. Кто виноват? Те, кто развязали войну виноваты. Гитлер виноват. Некоторые командиры нашей армии виноваты, которые зачастую не жалели жизней солдат.
Но Матрёну такая тяжёлая, несправедливая к ней судьба не озлобила. Она до конца дней своих осталась добрым, светлым, бескорыстным человеком, готовым помочь всем вокруг.
Даже в нелепой и трагической гибели Матрёны по большому счёту нельзя обвинить жадного Фаддея и не соблюдающего технику безопасности зятя-железнодорожника. Ведь Матрёну не звали везти брёвна с мужиками. Она пошла сама. По своей всегдашней привычке помогать. И потому ещё, наверное, что до сих пор испытывала по отношению к Фаддею чувство вины за то, что не дождалась.
Нашла фотографию настоящей Матрёны (ведь всё, что написано в рассказе, происходило на самом деле). Александр Солженицын сфотографировал её возле её дома. Посмотрите, какое у неё доброе, хорошее лицо. Благодаря в том числе и таким вот простым женщинам выстояла наша страна во всех тяжелейших испытаниях XX века.
Почему рассказ назван матренин двор. Анализ «Матренин двор» Солженицын. Несколько интересных сочинений
Название рассказа показывает читателю, что на его страницах будет идти речь о жизни Матрены, ее доме и дворе. «Матренин двор» определяет пространство для совершения действия рассказа.
После долгих поисков герой находит двор, в котором он хочет поселиться. Но это не означает, что действие рассказа будет разворачиваться во дворе Матрены. Автор подробно описывает избу Матрены. «Кроме Матрены и меня, жили в избе еще: кошка, мыши и тараканы».
Именно мыши и тараканы, бегающие под обоями, создают особую атмосферу жизни в избе. Образ избы является одним из главных образов рассказа. Он тесно связан с образом героини. Можно провести параллели между двумя образами Матреной и избой. Уже в названии они слиты воедино.
На протяжении всего рассказа автор показывает жизнь этих двух образов. Избу героини и вещи, находящиеся в ней, нельзя назвать предметами. Все они живые. Изба наполнена особенными воздухом, светом и атмосферой. Матрену, несмотря на всю ее энергичность, постепенно разил «черный недуг», о котором ничего не могли сказать доктора.
Как болезнь Матрены медленно поражала ее, так и червоточина разрушала избу изнутри. Эти два существа, дом и Матрена, погибают от старости, а возможно и от порчи. На горницу «легло проклятье с тех пор, как руки Фаддея ухватились ее ломать». В самом начале рассказа автор показывает целостность образа избы, а потом его постепенное разрушение. Жизнь героини неотрывно связана с «жизнью» избы. Если она умрет, то «погибнет» изба. Если разрушат избу, то погибнет Матрена.
Образ молодой героини у автора ассоциируется с образом только что срубленной избы. «Этот старый серый изгнивающий дом вдруг сквозь блекло-зеленую шкуру обоев, под которыми бегали мыши, проступил молодым, еще не потемневшими тогда, струганными бревнами и веселым смолистым запахом». Матрена совершенно не похожа на односельчан.
Ее жизненная позиция не совпадает с позицией рядом живущих людей. В эпоху коллективизации ей удалось сохранить настоящую русскую душу. Здесь проявляется конфликт между Матреной и селом. Она была отзывчивая, всем всегда и во всем помогала. «Не выбивалась, чтобы купить вещи. Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев».
Образ рассказчика автобиографичен. Лагерное прошлое выступает во всех его действиях. Он по профессии учитель так же, как и автор. Он любит покой и уединение, не допускает, что бы другие люди вмешивались в его жизнь. Он довольствуется малым. Материнскую заботу, сосредоточенную в образе героини, рассказчик особенно ценит.
Героине удалось воспитать Киру. Это чуть ли не единственный человек, который искренно рыдает над ее гробом. Все остальные близкие ей люди никогда не понимали ее. Они использовали ее, надсмехались над ней, Грубо обращались с ней. Одним словом, они вели себя не праведно.
На их фоне особенно выделялась праведность Матрены. Врач, приехавший к ней, причинил больше боли и неудобства, чем помог. Посещения Матреной больницы приносили ей больше хлопот, чем дали, какой то положительный результат. Они только ее измучили и подорвали здоровье.
При описании рассказчик старается попасть в «нутряную Россию». Автор использует настоящие русские слова, которые давно уже не употребляются. При описании избы он употребляет забытые слова, как «мосты», «горница». Исследователи отмечают, что примерно 40% лексики, используемой автором, заимствованы из словаря Даля. Особая ценность этого произведения заключается в глубоком и красочном изображении русского характера.
В журнале «Новый мир» было опубликовано несколько работ Солженицына, среди них и «Матренин двор». Рассказ, по словам писателя, «полностью автобиографичен и достоверен». В нём говорится о русском селе, о его жителях, об их ценностях, о добре, справедливости, сочувствии и сострадании, труде и помощи, — качествах, которые умещаются в праведнике, без которого «не стоит село».
«Матренин двор» — история о несправедливости и жестокости судьбы человека, о советских порядках послесталинских времён и о быте самых обычных людей, обитающих далеко от городской жизни. Повествование ведётся не от лица главной героини, а от лица рассказчика, Игнатьича, который во всей истории будто бы играет роль только стороннего наблюдателя. Описанное в рассказе датируется 1956 годом — прошло три года после гибели Сталина, и тогда российский народ ещё не знал и не осознавал, как жить дальше.
«Матренин двор» разделён на три части:
Главные герои
Матрена Васильевна Григорьева – пожилая женщина, крестьянка, которую освободили от работы в колхозе из-за болезни. Она всегда была рада помочь людям, даже чужим. В эпизоде, когда рассказчик поселяется у неё в избе, автор упоминает, что намеренно квартиранта она никогда не искала, то есть заработка на этой почве не хотела, не наживалась даже на том, на чём могла. Её богатством были горшки с фикусами и старая домашняя кошка, которую она взяла на улице, коза, а ещё мыши и тараканы. Замуж за брата своего жениха Матрена вышла тоже из желания помогать: «Мать у них умерла…рук у них не хватало».
У самой Матрены тоже родились детишки, шестеро, но все умерли в раннем детстве, поэтому на воспитание она опосля взяла младшую дочь Фадея Киру. Матрена поднималась ранним утром, работала до самой темноты, но никому не показывала усталости или недовольства: со всеми была добра и отзывчива. Она всегда очень боялась стать кому-то обузой, не жаловалась, даже позвать доктора лишний раз опасалась. Повзрослевшей Кире Матрена захотела подарить свою горницу, для чего требовалось поделить дом – во время переезда вещи Фадея застряли в санках на железнодорожных путях, и Матрена попала под поезд. Теперь не у кого было просить подмоги, не было человека, готового бескорыстно прийти на помощь. Зато родственники погибшей держали в уме только мысль о наживе, о разделении того, что осталось от бедной крестьянки, уже на похоронах задумываясь об этом. Матрена очень сильно выделялась на фоне односельчан, была тем самым незаменимым, незаметным и единственным праведником.
Темы и проблемы
Солженицын в рассказе «Матренин двор» рассказывает о быте жителей русской деревни, о системе взаимоотношений власть-человек, о высоком смысле бескорыстного труда в царствии эгоизма и алчности.
Из этого всего ярче всего показана тема труда. Матрена – человек, который не просит ничего взамен, и готов отдать себя всего на благо другим. Её не ценят и даже не пытаются понять, а ведь это человек, переживающий каждый день трагедию: поначалу ошибки юности и боль утраты, после – частые болезни, надрывный труд, не жизнь, а выживание. Но от всех проблем и тягот Матрена находит утешение в работе. И, в конце концов, именно работа и непосильный труд приводят её к смерти. Смысл жизни Матрены – именно это, а ещё забота, помощь, желание быть нужной. Поэтому деятельная любовь к ближним – основная тема рассказа.
Так же важное место в рассказе занимает проблема нравственности. Материальные ценности в селе превозносятся над человеческой душой и ее трудом, над человечностью вообще. Понять глубину характера Матрены второстепенные герои просто неспособны: алчность и желание обладать большим застилает им глаза и не позволяет видеть доброту и искренность. Фадей потерял сына и жену, зятю грозит заключение, но мысли его занимает то, как уберечь брёвна, которые не успели сжечь.
Помимо этого, в рассказе есть тема мистики: мотив неопознанного праведника и проблема проклятых вещей – которых касались люди, полные корысти. Фадей сделал горницу избы Матрены проклятой, взявшись валить её.
Вышеупомянутые темы и проблемы в рассказе «Матренин двор» направлены на то, чтобы раскрыть глубину чистого мировоззрения главной героини. Обычная крестьянка служит примером тому, что сложности и потери только закаляют русского человека, а не ломают его. Со смертью Матрены всё то, что она фигурально выстраивала, рушится. Её дом растаскивают, остатки имущества делят между собой, двор остаётся пустым, бесхозным. Поэтому жизнь ее выглядит жалко, потери никто не осознает. Но не то же ли самое случится с дворцами и драгоценностями сильных мира сего? Автор демонстрирует бренность материального и учит нас не судить окружающих по богатству и достижениям. Истинное значение имеет нравственный облик, который не меркнет даже после смерти, ведь остается в памяти тех, кто увидел его свет.
Может, со временем герои заметят, что не хватает очень важной части их жизни: неоценимых ценностей. Зачем же раскрывать глобальные нравственные проблемы в таких убогих декорациях? И в чем тогда заключается смысл названия рассказа «Матренин двор»? Последние слова о том, что Матрена была праведницей, стирают границы её двора и раздвигают их до масштабов всего мира, делая тем самым проблему нравственности общечеловеческой.
Народный характер в произведении
Матрену от остальных отличает способность сохранить человечность и твёрдый стержень внутри. Тем, кто бессовестно пользовался её помощью и добротой, могло бы показаться, что она безвольная и податливая, но помогала героиня, исходя только из внутренней бескорыстности и нравственного величия.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
МОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6»
п. Медвеженский Красногвардейского района
«НЕ СТОИТ ЗЕМЛЯ БЕЗ ПРАВЕДНИКА». Рассказ «Матрёнин двор».
Урок посвящается 90-летию со дня рождения писателя.
Урок подготовила и провела
Тема урока: «Не стоит земля без праведника». Солженицына «Матрёнин двор»
Цели урока : показать значение фигуры Солженицына в литературе и развитии общественной мысли страны; попытаться понять, каким видится писателю феномен «простого человека», разобраться в философском смысле рассказа.
Оборудование урока: портрет, его книги.
Методические приёмы : лекция учителя, аналитическая беседа; сопоставление текстов.
2.Проверка домашнего задания. (Сопоставление рассказов «Матрёнин двор» и «Один день Ивана Денисовича»).
3.Беседа по рассказу «Матрёнин двор». —Какова тема рассказа? (Тема традиционна для русской литературы – судьба русской женщины-крестьянки.) —Как раскрывается характер героини в сюжете рассказа? Приведите примеры .
—Какое значение в раскрытии характера героини имеет её рассказ о любви?
—Какие чувства испытывает рассказчик после смерти Матрёны? (Рассказчик испытывает острое чувство вины: «Нет Матрёны. Убит родной человек. И в день последний я укорил её за телогрейку». «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что она есть тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».)
Изменения были направлены на то, чтобы придать повествованию более частный характер. Автор не хотел, чтобы в его героине видели только развитие классической традиции воспроизведения народной судьбы в образе женщины-крестьянки (обобщенный характер называния сохранялся благодаря использованию имени героини поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», Матрены Тимофеевны).
Важно, что праведник у верующих – это человек, который живет праведной, соответствующей религиозным нормам, жизнью, не имеющий грехов. Именно такую женщину изображает Солженицын в своем произведении.
Рассказчик, от чьего имени ведется повествование, возвращаясь из пыльной горячей пустыни в Россию, мечтает заселиться «в средней полосе – без жары, с «лиственным рокотом леса». Ему хотелось «затесаться и затеряться в самой нутряной России, если такая где-то была, жила». И рассказчик находит такое местечко: «Милей этого места мне не приглянулось во всей деревне; высыхающая подруженная речушка с мостиком, две-три ивы, избушка перекособоченная, а по пруду плавали утки и выходили на берег гуси, отряхиваясь».
Это Матренин двор, воплощение спокойствия и тишины. Тихий уголок, где ниоткуда не слышно радио и все молчит. И потому здесь можно расслышать слова, «те самые, за которыми потянула… тоска из Азии», от смысла которых душе становилось хорошо. Здесь становилось ясно, что нужно сделать, чтобы было не обидно жить и умереть.
Судьба приводит героя к пожилой и измотанной «черным недугом» женщине, которая жила очень бедно. Матрена «год за годом, многие годы, ниоткуда не зарабатывала… ни рубля. Потому что пенсии ей не платили… А в колхозе она работала не за деньги – за палочки».
Главным в характере Матрены была доброта. Она готова была прервать «свой черед дел» ради колхоза, к которому теперь не относилась, ради любой родственницы дальней или просто соседки. Однако доброта и погубила женщину: «… Чая недалекую смерть… объявила Матрена свою волю: отдельный сруб горницы, расположенный под общей связью с избой, после смерти ее отдать в наследство Кире».
Родственники, опережая события, начинают делить «добро» Матрены, разбирая «отдельный сруб горницы по ребрышкам», чтобы везти к Кире в Черусти. Эта спешка и явилась причиной гибели Матрены: «На переезде – горка, въезд крутой. Шлагбаума нет. С первыми санями трактор перевалил, а трос лопнул, и вторые сани…застряли… туда же… понесло и Матрену. Что она там подсобить могла… два паровоза сцепленных… тех троих расплющили».
Именно так закончилась жизнь этой праведницы. Праведность ее состояла в способности сохранить свою человеческую душу в совершенно непригодных для этого условиях. Однако окружающие люди не оценили доброту и почти святость Матрены. Даже ее сестры «слетелись», «захватили», «выпотрошили». Им не жаль сестры, главное – захватить добро. Ненасытным стариком называет Солженицын Фаддея, погубившего сына, женщину, которую он когда-то любил, зятя, которого должны были судить, дочь, у которой помешался разум. Это герой является воплощением агрессивного мира, безжалостного и бесчеловечного. Он просто обезумел от жадности.
Символично, что в эти дни несчастий и «мышами овладело безумие». Одна Кира выглядит человеком среди стаи воронья. Одна она жалеет Матрену – значит, сумела героиня сформировать в ней душу, способность к сочувствию, жалость.
Со смертью Матрены закончилась и жизнь рассказчика в этом, милом его сердцу, уголке. Матренин двор опустел: «Сделка состоялась. Козу забрала одна сестра, избу сапожник с женою, а в зачет Фаддеевой доли, что он «здесь каждое бревнышко своими руками перенянчил», пошла уже свезенная горница, и еще уступили ему сарай…»
Возможно, уже через несколько дней никто и не вспоминал об этой душевной, бескорыстной женщине, потому что среди своих односельчан Матрена оставалась «непонятной», «чужой». А между тем, это было их спасение, их ангел-покровитель, их оберег. А теперь что же будет с этой деревней, с другими русскими деревнями, со всей Россией?
Судьба Матрены очень прочно связана с судьбой русской деревни. Все меньше остается Матрен на Руси. А без них «не стоять селу», утверждает Солженицын.
Одной из важнейшей составляющих произведений является его название. И это не случайно, так как заголовок позволяет правильно осмыслить тему, идею автора, раскрыть образы героев.
Основную мысль рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор», которую автор развенчивает на протяжении всего произведения, он вводит в название. Разумеется, что в деревне Тальново, куда приезжает постоялец, есть ни один двор. Кроме того, задействованы в рассказе немало героев. Однако название произведения автор связал с личным пространством главной героини, которое, как и у остальных жителей села, было огорожено и являлось ее собственностью. Глазами постояльца автор вводит читателя в пределы этого двора, изображает подробно действия и все происходящее там.
Сама Матрена, в судьбе которой было мало места счастливым событиям, отличалась от остальных. Только отличия эти местные жители не рассмотрели должным образом. Женщина, являющаяся главной героиней рассказа, оказалась праведником, искренним, необыкновенным человеком. Несмотря на насмешки и зло односельчан, она оставалась жалостливой, а ее жертвенность и готовность помочь окружающим людям приносили вред самой себе, подкашивая здоровье еще больше. Она безустанно соглашалась на любую работу,
Двору Матрены автор придал огромное значение, потому что это место было единственным спасительным кругом для тех, кто не видел настоящей души этой женщины, ставшей примером для подражания. Двор стал символом такого великодушия и чистоты души, что героиня погибает, когда возникла необходимость отдать ее горницу. Автор подчеркнул мысль о том, что отсутствие грехов этой женщины, соответствие религиозным правилам – все это присутствовало в поведении, жизни Матрены. Точно также подобные нравственные нормы должны царить в обществе.
Таким образом, несмотря на то, что в названии рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор» есть упоминание о некотором пространстве, территории, которая прилегает вплотную к постройкам, после прочтения текста становится понятно, что мысль писателя направлена на нравственные проблемы, существующие и в селе Тальново, и в стране в целом.
Благодаря образу Матрены, жители села после ее смерти узнали об истинной человечности, смирении и трудолюбии, которой в душе главной героини были безграничны. Так она несла свет и добро в мире, не обращая внимание на зло, зависть, обиду.
Несколько интересных сочинений
Гроза является самым известным произведением автора Александра Островского. В нём автор старается, как можно более точно, рассказать, какие происходили изменения в конце XIX века.
Читати книги – моє улюблене заняття. Вони збагачують людину, роблять її кращою. Завдяки книгам можна побувати в різних місцях, в різні епохи не виходячи зі свого дому. Я люблю читати різні жанри
На уроках литературы мы изучили замечательное произведение Грибоедова Горе от ума. Его смысл отражается уже в самом названии. На протяжении всей комедии мы наблюдаем за Фамусовым и Чацким, их поступками, мыслями и образом жизни.
Выбор профессии – очень ответственный шаг, от которого зависит твоя дальнейшая судьба. Профессия должна, во-первых, быть по душе, а, во-вторых, обеспечивать тебе достойную жизнь.
Мы родились и сразу получили от природы воздух, который нам необходим. Ведь если не будет кислорода, мы запросто потеряем сознание и уже навсегда заснем долгим сном