Смысл произведения Кавказский пленник и его названия
Спустя несколько лет после окончания Кавказской войны в 70-х годах XIX века Л.Н. Толстой создал рассказ «Кавказский пленник». Это произведение основано практически на реальных событиях, художественный вымысел автора минимален. Для Л.Н. Толстого этот рассказ был очень дорог, ведь он сам чуть не оказался в плену во время путешествия по Кавказу.
Смысл названия книги «Кавказский пленник»
Реалистичное произведение названо «Кавказский пленник» не случайно. Рассказ повествует о героях, которые оказались в плену у горцев. Главных персонажа два: Жилин и Костылин. Но как они поведут себя в нестандартных жизненных ситуациях, как проявят себя по отношению к друг другу и самим себе?
Л.Н Толстой рассказывает о быте горцев, об их обычаях и ценностях. Автор показывает жизнь такой, какая она есть на самом деле. Заглавие реалистичного произведения сразу наталкивает читателя на мысль, что героям предстоит пройти неимоверный путь, состоящий из лишений, неудач, сложностей. Оказавшись в плену, человек сам решает, как он будет справляться с этой проблемой. Будут ли победители этой невероятной битвы за выживание и какой исход ждёт наших героев? В заглавии рассказа Л.Н. Толстой лишь анонсирует о взятии в плен персонажей, но он ничего не говорит о дальнейшей судьбе героев.
Смысл произведения «Кавказский пленник»
Небольшой рассказ «Кавказский пленник» показывает быт, семейный уклад горцев. Бравый русский офицер Жилин — главное действующее лицо произведения — попадает в различные приключения. Отважный герой вместе с напарником направляется домой. Однако на их пути возникают неожиданные проблемы. Жилин и его сослуживец оказываются в плену у местных татар.
Невероятные испытания, трудности и лишения обличают личностные качества каждого персонажа. Жилин предстаёт перед читателем в образе честного, самоотверженного и добропорядочного воина, для которого слово «честь» — не простой звук. Его напарник — Костылин — напротив, показывает себя как подлого и трусливого предателя.
Метод контрастов — излюбленный приём Л.Н. Толстого. Даже самый маленький поступок, незначительное событие показывают, насколько герои противопоставлены друг другу. Их ценности, жизненные приоритеты, характеры — разница очень ощутима. Даже внешние облики героев созданы на контрасте.
Лев Николаевич в своём реалистичном произведении большое внимание уделяет описанию личностных качеств персонажей. Отважный офицер Жилин — рассудительный, честный и искренний воин. Его сослуживец Костылин создаёт впечатление недоброжелательного, мнительного, «скользкого» человека. Между характеристиками двух героев — пропасть.
Автор показывает, что на судьбы людей очень влияют их мировоззрения, взгляды на жизнь, поступки по отношению к окружающим и к себе.
Глубинный смысл произведения «Кавказский пленник» заключается в том, что Л.Н. Толстой показывает читателю, как человек может вести себя в тяжелых стрессовых ситуациях. Эти события крайне неожиданны для героев. Никто из персонажей и не подозревал, что окажется в плену. Но произошло то, что произошло. И как они будут приспосабливаться к непростым условиям, зависит от каждого из них.
Два характера. Две судьбы. Два варианта развития событий. Изначально Костылин сделал неверные шаги: он начал трусить и суетиться. Хотя именно трусость стала причиной того, что оба сослуживца попали в плен. Костылин «борется» только за себя. Ему безразлична жизнь напарника. Подлый герой попытался в одиночку убежать, однако, у него ничего не получилось. Теперь он вместе с бравым офицером оказался в тёмном сарае, выхода из которого нет.
После неудавшегося побега Костылина обидчики потребовали выкуп у персонажей. Мнительный и «скользкий» персонаж сразу же стал писать домой письмо. Он готов был беспрекословно исполнить любой приказ. Жилин же проявил смекалку и указал на конверте неверный адрес.
Для того, чтобы спастись из практически безвыходного положения нужно иметь силу воли, внутренний стержень, выдержку. Даже если с первого раза не получилось добиться желаемого результата, это не повод опускать руки и сдаваться.
Смысл финала «Кавказский пленник»
Что хотел сказать Л.Н. Толстой в финале своего произведения? Жилин благодаря силе духа, рассудительности и стойкости смог преодолеть неимоверные преграды и добраться до своих. Костылин же ждала несколько иная участь. Ослабленного, еле живого персонажа освободили только после того, как за него внесли огромный выкуп.
Смысл финала очевиден. Никогда не стоит даваться. Один неудачный день ещё не повод разочаровываться в жизни. Все сложности и трудности, встречающиеся на пути, лишь закаляют характер и дают дополнительный толчок, чтобы двигаться дальше.
Умение сохранять здравый смысл, не паниковать и не трусить — важные личностные качества, которые жизненно необходимо развивать каждому человеку. Если у отважного офицера есть цель, то он приложит все усилия, ни перед чем не остановится и добьётся своего. Так следует поступать всем людям. Уверенность в себе и своих силах никогда не должна ставиться под сомнения. Даже на самом тяжелом жизненном этапе.
Литературоведческое исследование: история «Кавказского пленника»
В школьном курсе русской литературы рассматривается вопрос, почему рассказ назван «Кавказский пленник» Л.Н. Толстым. Ведь он мог использовать любое другое название, которое бы отражало суть произведения. Например, «Жилин», «Побег», «Побег из кавказского плена» или, наконец, «Пленник Кавказа». За ответами стоит обратиться к жизни Льва Николаевича или к сюжету самого рассказа.
Возможные причины заглавия
1. Подражание/вызов великому Пушкину или Лермонтову.
Сказать о влиянии известных произведений наверняка невозможно, только лишь предположить. Скорее всего, Толстой решил создать более жизненное произведение, без романтики. Его повесть имеет счастливое завершение в отличие от трагедий, разыгравшихся в поэмах Пушкина и Лермонтова. Ведь произведение писалось для детей по специальному заказу для «Азбуки».
2. Освещение актуального вопроса русских пленных на Кавказе.
В середине 19 века шла ожесточенная война на Кавказе. Свое отражение она получила во многих произведениях русской литературы. Лев Николаевич изложил свое видение вопроса плена. Поэтому и название он выбрал соответствующее.
3. Воспоминание о случае из своей жизни.
В своих дневниках писатель описывает случай, произошедший на Кавказе. Он едва не попал в плен. Возможно, в повести раскрыты его чувства в тот момент. Также можно предположить, что Жилин – это олицетворение самого Льва Николаевича, так бы вел себя он, оказавшись в плену у горцев.
4. Соответствие содержанию.
Стоит ли искать сложный подтекст там, где его не было? Просто из всех возможных вариантов названий о пленнике был выбран именно этот.
Краткое содержание
Главный герой – офицер Жилин, который служил на Кавказе. Получил он однажды письмо от матери, в котором женщина сообщала, что нашла сыну прекрасную партию. Ему пора было приехать домой погостить, а по возможности и свадьбу сыграть.
Отправился военный в путь. Время было неспокойное – шла война между Россией и Кавказом. Поэтому передвижение населения крепости осуществлялось на обозе в сопровождении солдат несколько раз в неделю.
Жилин не мог ехать с обозом из-за его неторопливого передвижения, поэтому вырвался вперед. К нему присоединился еще один русский военный – Костылин. Оторвавшись от сопровождения, они подвергаются нападению татар, которые берут русских в плен.
Пленных закрывают в сарае и заставляют писать родным письма с просьбой прислать выкуп. Костылин сразу подчинился. А Жилин письмо написал, но адрес указал неверный, ведь его пожилая мама не имела таких денег, да и расстраивать сын ее не хотел.
Костылин с нетерпением ждет ответа из дома, а его «сожитель» разрабатывает план побега. Жилин времени зря не теряет: рукодельничает и чинит различные вещи. Кукол из глины он выставляет на крышу, чтобы девочки, живущие неподалеку, могли их увидеть.
Только хозяйская дочка Дина осмелилась взять куклу. Она с удовольствием с ней играла: наряжала, качала, укладывала спать. Но женщина, которая жила под одной крышей с девочкой, рассердилась и разбила ее. Тогда Жилин сделал игрушку еще лучше прежней и подарил Дине. В знак благодарности она принесла пленнику кувшин с молоком.
Так они подружились. Хозяйская дочка привязалась к Жилину, носила ему тайком молоко и сырные лепешки. Он же с удовольствием делает для нее разных куколок. Узнав о том, что у пленного золотые руки, хозяин принес ему поломанные часы. За то, что Жилин их починил, татарин подарил ему один из своих старых бешметов.
Скоро вся окрестность знала, что русский пленник мастер на все руки. И тогда к нему начали ходить татары, каждый со своей просьбой. Один раз даже попросили больного вылечить. Так Жилин наладил хорошие отношения со многими жителями поселения. Его доброе сердце покорило даже хозяйскую собаку, которую он смог приручить.
Офицер делает в сарае подкоп, постепенно изучает дорогу, по которой лучше убежать. Через несколько дней после поминок убитого татарина, Жилин решается на побег. Уговаривает Костылина бежать с ним. Ночью пленники совершают задуманное.
Добравшись до леса, Костылин сбавляет темп, у него разбиты ноги в кровь. Просит его оставить, но Жилин даже слышать об этом не хочет и тащит товарища на спине. Случилось так, что беглецов увидел татарин, проезжавший по лесу. Он сообщил хозяину и другим жителям о побеге. Русских быстро догнали с собаками.
В таких условиях Жилин теряет надежду на возвращение домой. Но его спасением оказывается Дина, которая приносит еду. Тогда Жилин решил попросить ее о помощи. Девочка ночью принесла длинную палку, по которой пленник выбрался наверх. На предложение Жилина бежать Костылин отвечает отказом, и тогда пленник совершает побег сам.
Трогательное расставание с Диной запомнилось русскому офицеру на всю жизнь. Девочка плакала, она привязалась к доброму человеку. На дорогу хозяйская дочь положила в карманы Жилина сырные лепешки. В знак благодарности пленник погладил Дину по голове и скрылся в темноте.
Колодка мешает Жилину идти, он выматывается, и тогда начинает передвигаться ползком. Таким образом беглец добирается до степи, за ней находились русские солдаты. Во время пересечения открытого пространства Жилина замечают татары и начинают преследование. От безысходности беглец начинает звать на помощь и махать руками.
К счастью, солдаты услышали крик и подоспели быстрее татар. Так был спасен офицер, который после всех событий остался служить на Кавказе. А домой так и не поехал. Он посчитал, что не судьба. Костылин тоже был спасен – его выкупили родные за пять тысяч.
Из содержания понятно, что герой Жилин по фамилии читателям не известен. Поэтому, если назвать произведение его именем, то не будет понятно, о чем пойдет речь. Ведь суть повести заключается не в том, чтобы рассказать о личности русского офицера. Основная идея – поведать читателям о судьбах русских пленников на Кавказе. Ведь имя Жилина так и не указано, не описана его внешность, потому как этот образ является собирательным.
В литературе существует несколько произведений с одноименным названием «Кавказский пленник», одна поэма принадлежит руке А. С. Пушкина, вторая – М. Ю. Лермонтова. Также существуют рассказы: неизвестного автора, подписавшегося Н. М., и написанный Л. Н. Толстым. Похожую повесть явил свету В. Маканин, которую назвал «Кавказский пленный».
В рассказе Владимира Маканина «Асан», повествующий о военных действиях в Чечне, главный герой имеет фамилию Жилин, как у Толстого.
По мотивам произведения сняты несколько одноименных фильмов. Один из них – это классическая экранизация, а действие второго происходит во время войны в Чечне.
Интересное занятие – предполагать, почему то или иное произведение так называется, хотя некоторые из них имели совершенно другие рабочие названия. Так, например, многие интересуются, почему повесть называется «Ася» И. С. Тургенева или «Анна Каренина» Л. Н. Толстого. Конечно же, наверняка может рассказать только сам автор.
сочинение на тему «Почему рассказ называется Кавказский пленник? «
Считается, что Толстой назвал свой рассказ именно так в качестве своеобразного ответа одноименной поэме Пушкина «Кавказский пленник». В отличие от романтического стиля Пушкинской поэмы, Толстой пытался показать истинные суровые нравы горцев. Также есть мнение, что Толстой хотел подчеркнуть ключевую роль Жилина в подготовке и осуществлении побега из плена. В то время как другой узник, Костылин, просто смирился со своей участью и даже не думал, что нужно попробовать что-то менять, Жилин постоянно ищет пути побега. Именно поэтому рассказ называется «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники», например.
В этом рассказе слабодушие и пассивность Костылина противопоставлены активности, стойкости и человечности Жилина. Мужество и выдержка помогли ему бежать к своим, преодолевая все препятствия и преграды.
Идею рассказа можно сформулировать так: мужественный человек, уважающий себя и других, не опускающий рук в трудной, даже безвыходной ситуации, достоин уважения и свободы. Эта идея выражена в противопоставлении образов офицеров.
Толстой показывает, что судьба человека зависит во многом от него самого. Человек сам отвечает за свою судьбу, а порой он в ответе и за судьбу других людей.
Считается, что Толстой назвал свой рассказ именно так в качестве своеобразного ответа одноименной поэме Пушкина «Кавказский пленник». В отличие от романтического стиля Пушкинской поэмы, Толстой пытался показать истинные суровые нравы горцев. Также есть мнение, что Толстой хотел подчеркнуть ключевую роль Жилина в подготовке и осуществлении побега из плена. В то время как другой узник, Костылин, просто смирился со своей участью и даже не думал, что нужно попробовать что-то менять, Жилин постоянно ищет пути побега. Именно поэтому рассказ называется «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники», например.
В этом рассказе слабодушие и пассивность Костылина противопоставлены активности, стойкости и человечности Жилина. Мужество и выдержка помогли ему бежать к своим, преодолевая все препятствия и преграды.
Идею рассказа можно сформулировать так: мужественный человек, уважающий себя и других, не опускающий рук в трудной, даже безвыходной ситуации, достоин уважения и свободы. Эта идея выражена в противопоставлении образов офицеров.
Толстой показывает, что судьба человека зависит во многом от него самого. Человек сам отвечает за свою судьбу, а порой он в ответе и за судьбу других людей.
Считается, что Толстой назвал свой рассказ именно так в качестве своеобразного ответа одноименной поэме Пушкина «Кавказский пленник». В отличие от романтического стиля Пушкинской поэмы, Толстой пытался показать истинные суровые нравы горцев. Также есть мнение, что Толстой хотел подчеркнуть ключевую роль Жилина в подготовке и осуществлении побега из плена. В то время как другой узник, Костылин, просто смирился со своей участью и даже не думал, что нужно попробовать что-то менять, Жилин постоянно ищет пути побега. Именно поэтому рассказ называется «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники», например.
В этом рассказе слабодушие и пассивность Костылина противопоставлены активности, стойкости и человечности Жилина. Мужество и выдержка помогли ему бежать к своим, преодолевая все препятствия и преграды.
Идею рассказа можно сформулировать так: мужественный человек, уважающий себя и других, не опускающий рук в трудной, даже безвыходной ситуации, достоин уважения и свободы. Эта идея выражена в противопоставлении образов офицеров.
Толстой показывает, что судьба человека зависит во многом от него самого. Человек сам отвечает за свою судьбу, а порой он в ответе и за судьбу других людей.
Почему Л Н Толстой назвал свой рассказ кавказский пленник?
Известное еще со школьных времен произведение Льва Николаевича Толстого названо так не произвольно, а с заложенным смыслом.
Слово «Кавказский» в названии ни у кого не вызывает вопросов, потому что все события разворачиваются в этом произведении на Кавказе, где проживают гордые горцы.
И в итоге Жилин, стремясь к свободе, спасся, а Костылина пришлось выкупать за пять тысяч.
Да, по ходу и содержанию всего произведения в целом, если брать количественное число пленных, то начинает казаться, что рассказ должен иметь в своем названии, слово пленники, во множественном числе. Однако, гениальные писатели, как правило, все или очень многое, делают не просто так.
Тут вся задумка автора, сводится к тому, что бы подчеркнуть именно то, что Жилин, это единственный пленник, который сохранил лицо, доблесть и отвагу. Поэтому, таким приемом, автор подчеркивает, что в плену, пленниками, в полном смысле слова, могут быть единицы, а большинство людей продаются и в плену теряют лицо и даже не достойны, на такое наименование в полной мере.
Когда мы узнаем, что пленников было двое, возникает правомерный вопрос: почему автор обозначил в наименовании рассказа только одного пленника, почему бы было не назвать свое произведение «Кавказские пленники»?
Этот рассказ повествует о судьбе двух русских офицеров, попавших в плен на Кавказе,- Жилина и Костылина. Фамилии у этих персонажей говорят сами за себя.
Именно Жилин оценивается как настоящий человек, сумевший сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно спастись из плена.
Раньше были люди, в обязанности которых входило передавать срочные сообщения, вести, известия. Сообщение могло быть написано на бумаге или передано в устной форме. Не всегда вести были хорошие, а за плохие человек мог и пострадать. Хотя, он только курьер, который сообщает новости.
Называли такого человека гонец. Сейчас это слово тоже используется в разговорной речи, из обихода оно не исчезло.
Традиция вознаграждать за умственный труд появилась еще в Древней Греции,когда он был уделом свободных и самодостаточных людей. Физический труд был уделом рабов и всех тех, кто работал за плату, ради пропитания.
Свободные люди жили за счет рабов и могли себе позволить заниматься всем, чем угодно не стремясь заработать на этом. Если же за удачное свое творение, будь то литературное, музыкальное или
Так и появился термин гонорар—
Так что журналисты, а равно как и писатели за свой опубликованный труд получают гонорар
Если бы находиться радом с Вами можно было бы придумать миллион вариантов, а не зная реакции писать в пустоту сложно.