Почему рассказ называется кавказский пленный маканин

Сказки

Кавказский пленный

«Кавка́зский пле́нный» — рассказ (либо повесть) русского писателя Владимира Маканина, посвящённый взаимоотношениям российского солдата и молодого чеченского боевика.

Написан в 1994 году, опубликован в 1995 году. Неоднократно переиздавался, переведён на ряд европейских языков и в 2008 году был экранизирован Алексеем Учителем.

Содержание

История

Рассказ был написан в июне-сентябре 1994 года, то есть незадолго до начала первой чеченской войны. Как говорил сам Владимир Маканин в 2008 году [2] :

«Кавказский пленный» был написан 1 декабря 1994 года в канун чеченской войны. Она началась ровно через месяц — 1 января 1995 года. Это несло в себе оттенок предчувствия.

Опубликован в журнале «Новый Мир» (1995, №4), затем неоднократно издавался в сборниках избранных произведений Маканина и антологиях современных рассказов.

В конце 2000-х гг. Маканин вернулся к чеченской теме романом «Асан», получившем премию «Большая Книга» за 2008 год.

Сюжет

Действие происходит в Чечне в преддверии Первой чеченской войны.

— Шутишь, Петрович. Какой я пленный. Это ты здесь пленный! — Смеясь, он показывает на Рубахина, с рвением катящего тачку: — Он пленный. Ты пленный. И вообще каждый твой солдат — пленный!

Рубахину удаётся поучаствовать в «разоружении» — на боевиков организуется засада, и во время их бегства по специально оставленному коридору в лесу часть из них арестовывают. Рубахин берёт в плен одного чеченца — молодого красивого юношу. С Вовкой они ведут чеченца в горы, чтобы отдать его боевикам в обмен на проход автоколонны.

По пути Рубахин чувствует неожиданное притяжение к юноше и очарование его красотой. После ночёвки в лесу трое оказываются в ущелье и вдруг слышат, что по обеим его сторонам идут два отряда боевиков. Чтобы не обнаружить себя, Рубахин душит юношу, не дав ему закричать. Потом они с Вовкой возвращаются к колонне грузовиков ни с чем.

Художественные особенности

Название рассказа содержит явную отсылку к кавказским произведениям русских классиков («Кавказский пленник»).

Одним из лейтмотивов рассказа являются слова Достоевского о том, что «красота спасёт мир», упоминаемые в первом предложении текста. В финале красота «не спасает» Рубахина от убийства и чеченского юношу от смерти.

Отзывы

…мотив убийства превращает в глубокомысленную притчу, превосходную батальную повесть «Кавказский пленный». Не ненависть — причина войны, а страстная неразделенная извращенная любовь, говорит Маканин…

Экранизация

В 2008 году вышел фильм Алексея Учителя «Пленный» по рассказу. Режиссёр так вспоминал о начале работы над фильмом [7] :

Источник

Расшифровка Маканин. «Кавказский пленный»

Почему в рассказе о чеченской войне возникает гомосексуальный подтекст

Во-первых, обычно под небольшими рассказами при журнальных публика­циях авторы не ставят дату. Это удел больших произведений, которые пишут­ся долго, и автору всегда хочется подчеркнуть, что «писали, не гуляли», что работали как следует, лет пять сочиняли этот роман. А тут рассказ, который пишется ну если не за один присест, то уж в несколько месяцев точно. И ука­зано: «1994 год, июль — сентябрь». Зачем автор это делает? Это первое.

«Юноша, вынув расческу из кармана, занялся своими волосами: долго расчесывал их. Время от времени он горделиво встряхивал головой и сно­ва выверенными взмахами приглаживал волосы до самых плеч. Чувство­вать свою красоту ему было так же естественно, как дышать воздухом. У ручья он не снимал носки, он стоял, ожидая, когда Ру­бахин Рубахин — главный герой рассказа, солдат-федерал. его подхватит. Рука юноши не цеп­лялась, как прежде, только за ворот — без стеснения он держался мяг­кой рукой прямо за шею сту­пающего через ручей Рубахина, иногда по ходу и шагу перемещая ла­донь тому под гимнастерку — так, как было удобней».

Почему же возникает этот мотив в этом рассказе, мы, к счастью, знаем. Мака­нин объяснил, в чем причина этой странности. Он задумывал рассказ о том, как солдаты захватили пленную, а не пленного. И в первоначальной сюжетике это было естественное влечение молодого солдата к пленной чеченской девуш­ке, может быть снайперше, может быть разведчице, а может быть слу­чайно захваченной жительнице села. Сюжет вполне традиционный, только выверну­тый наизнанку к толстовскому: там был пленник, которого держат в яме, и го­ренка спасает его (и у Пушкина тоже). А здесь женщина, захваченная в плен сол­датами, должна была стать олицетворением вот этого иного мира, входя­ще­го в русское пространство. Но Маканин почувствовал некоторую на­туж­ность и неестественность этого хода и переменил героя, заменил женщину на муж­чину. Но любовный мотив остался, и он превратил рассказ из локаль­ного эпи­зода, повествующего о войне, в эпизод большой традиции, в эпизод антич­ный в большей степени, чем эпизод из дня сегодняшнего.

Читайте также:  Рассказ с фразеологизмами делать из мухи слона

Но есть и вторая загадка в этом рассказе, и она как раз связана с датой его на­писания. Мы быстро забываем о том, как движется история. Первая чеченская война началась в декабре 1994 года. А рассказ написан о чеченской войне в июле — сентябре, до того, как война началась. И вот у нас на глазах простой реалистический сюжет превращается, с одной стороны, в некую форму проро­чества о надвигающейся войне. С другой стороны, в античный миф о влюблен­ности мужчины в мужчину. И античный же миф, связанный тайной связью между смертью и влечением. Я процитирую фрагмент, где Маканин описывает, как герой Рубахин убивает пленного при виде чеченского отряда:

«Юноша не сопротивлялся Рубахину. Обнимая за плечо, Рубахин раз­вер­нул его к себе — юноша (он был пониже) уже сам потянулся к нему, прижался, ткнув­шись губами ниже его небритого подбородка, в сонную артерию. Юноша дро­жал, не понимая. „Н-н…“ — слабо выдохнул он, совсем как женщина, сказав свое „нет“ не как отказ — как робость, в то время как Рубахин следил его и ждал (сто­рожа вскрик). И как же расширились его глаза, пытавшиеся в испу­ге обойти глаза Рубахина и — через воздух и небо — увидеть своих! Он открыл рот, но ведь не кричал. Он, может быть, только и хотел глубже вздохнуть. Но вторая рука Руба­хина, опустившая автомат на землю, зажала ему и приот­крытый рот с кра­сивыми губами, и нос, чуть трепетавший. „Н-ны…“ — хотел досказать пленный юноша, но не успел».

Маканин — писатель достаточно холодный, достаточно рациональный, доста­точно жесткий. И сама тема его рассказа не допускает трепета, не допускает профетического пафоса. Начинается с того, что солдаты, участвовавшие в этой войне, не знали фразы Достоевского о том, что красота спасет мир. Но они знали, что такое красота.

А финал рассказа говорит о том, что красота остается. Она разлита в природе, она разлита в человеческом теле, она заключена в нем. Но красота не спасет мир — это холодный, почти ледяной вывод. должен делать и такие вы­воды в литературе.

Источник

Краткое содержание «Кавказского пленного» Маканина позволит вам внимательно познакомиться с особенностями этого произведения, даже не читая его. Этот рассказ, написанный в 1994 году, посвящен взаимоотношениям молодого чеченского боевика и русского солдата. К настоящему времени он неоднократно переиздавался, был переведен на несколько европейских языков и даже экранизирован. Писатель получил за него в 1999 году государственную премию в области искусства и литературы.

История создания

Вам будет интересно: Лермонтов, «Княгиня Лиговская»: история создания и краткое содержание романа

Краткое содержание «Кавказского пленного» Маканина поможет подготовиться к экзамену или семинару по этому произведению. Также стоит знать, что рассказ создавался летом и осенью 1994 года, когда чеченская война еще не началась. Так что можно говорить, что автор предчувствовал надвигающуюся трагедию.

Сам Маканин вспоминал, что закончил работу 1 декабря, ровно за месяц до начала Первой чеченской войны. В 1995 году он был опубликован в четвертом номере журнала «Новый мир». После неоднократно издавался в многочисленных сборниках писателя, а также антологиях современных авторов.

К чеченской теме Маканин вернулся в конце 2000-х годов, написав роман «Асан». За него он получил премию «Большая книга» в 2008 году.

Сюжет

Рассказывать краткое содержание «Кавказского пленного» Маканина начнем с того, что действия произведения происходят на территории Чечни накануне войны.

Даже в кратком содержании «Кавказского пленного» Маканина важно отметить, что чеченец отказывается считать себя пленным. Смеясь, он заявляет Гурову, что это он у него в плену, пленные все его солдаты.

Читайте также:  Презентация и а крылов басни викторина по басням и а крылова

После этого Рубахин принимает участие в засаде на боевиков. Русские солдаты организуют все так, чтобы они бежали по специально организованному для этого коридору в лесу. В этот момент некоторых из них арестовывают. Сам Рубахин берет в плен красивого и молодого чеченского юношу. С Вовкой-стрелком они ведут его в горы, чтобы обменять на возможность прохода для автоколонны.

Развязка

В дороге главный герой начинает чувствовать неожиданное притяжение к этому молодому человеку. Он буквально очарован его красотой. Они остаются на ночь в лесу, а утром, попав в ущелье, слышат, что по обеим сторонам проходят два отряда боевиков. Наступает кульминация сюжета «Кавказского пленного» Владимира Маканина. Чтобы не дать себя обнаружить, Рубахин душит юношу, боясь, что он закричит.

В финале рассказа они возвращаются обратно ни с чем. Договориться о проходе колонны грузовиков им так и не удалось.

Художественные особенности

Вам будет интересно: Ричард Бендлер и Джон Гриндер, «Структура магии»

Название и содержание «Кавказского пленного» Маканина отсылает нас к творениям русских классиков. Произведения с подобным названием есть у Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Льва Толстого, Саши Черного. Только у всех них название «Кавказский пленник».

Также стоит отметить, что одним из основных лейтмотивов для этого произведения стали слова Достоевского о том, что красота спасет мир. Маканин сам дает отсылку к этому, упоминая данную фразу уже в первом предложении рассказа. Однако в финале красота «не спасает», не сумев уберечь юношу от смерти, а Рубахина – от совершения убийства.

Отзывы

В отзывах о «Кавказском пленном» Маканина критики и читатели отмечали, что автор на современный лад переиначивает кавказские мотивы, хорошо известные по большой русской классике. В своем произведении он демонстрирует добротное качество работы со словом. При этом успевает напомнить, что развязать «кавказский узел» будет совсем непросто, эта война хорошо известна русским еще с XIX века.

В отзывах о рассказе Владимира Маканина «Кавказский пленный» критики отмечали символическую монументальность этого произведения. Автору удалось воплотить архетический конфликт настоящему времени. Это душевные муки человека, который обречен губить то, что любит больше всего. Мотив убийства превращается в глубокомысленную притчу, удивительную по напряжению батальную повесть. Причиной войны оказывается не ненависть, а неразделенная, страстная и извращенная любовь.

Анализ произведения

Очень необычной оказывается временная и пространственная организация произведения. Между настоящим временем и его назначением проходит зыбкая грань. При этом отдельные временные отрезки выбиваются из общего потока, обретая в повести собственное значение. Само пространство при этом разбивается на отдельные отрезки, которые, в конце концов, повторяются и переплетаются между собой. Появляется стойкое ощущение, что герои попали в запутанный лабиринт, выхода из которого просто нет. Они навечно стали его пленными.

Через все произведение Маканина проходит высказывание Достоевского о красоте. Но здесь оно приобретает иное значение. Суровая и чужая красота кавказских гор становится враждебной и чуждой для русского человека. Горы представляют смертельную опасность для русских солдат. Красота чеченского юноши поначалу пробуждают в Рубахине новые и сильные чувства, появляется ощущение, что они способны сыграть важную роль в жизни русского солдата, изменить его, но и эта красота никого не спасает. Как только у него появляется ощущение опасности, которая исходит от пленного, главный герой жестоко с ним расправляется.

Маканин приходит к выводу, что там, где царит озлобленность и хаос, красоте просто не находится места. Она обретает губительную силу, его красота не спасает, как у Достоевского, а убивает.

Новаторство и уникальность

Классическую фразу Достоевского он полностью опровергает, доказывая, что на войне не может быть ничего романтичного и красивого. Повсюду только обезображенные трупы, кровь и искалеченные судьбы тех, кому удалось выжить.

Экранизация

В 2008 году книга «Кавказский пленный» Владимира Маканина была экранизирована режиссером Алексеем Учителем. Кинематографист признавался, что его впечатлило и задело это произведение. Он лично познакомился с автором, поразившись, что уже немолодой человек рассуждал очень современно и актуально. Он четко оценивал современное положение российского кино, более того, у него оказалось сценарное образование. Поэтому Учитель договорился, что он переработает свой рассказ для фильма.

Читайте также:  Рассказ про букву к для 1 класса кратко

Картина вышла под названием «Пленный». Главные роли исполнили Вячеслав Крикунов, Петр Логачев и Ираклий Мсхалаиа.

Картина участвовала в фестивале «Кинотавр», но не завоевала ни одной награды. На конкурсе в Карловых Варах ленте досталась премия за лучшую режиссуру.

Источник

Анализ повести В. Маканина «Кавказский пленный»

Семантика названия и пространственно-временная организация произведения В. Маканина, повествующего о жизни и смерти солдат в период войны на Кавказе. Основная идея писателя: красота не способна спасти мир, наполненный жестокостью и ужасом военных будней.

Анализ повести В. Маканина «Кавказский пленный»

маканин солдат война кавказ

Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства присуждается с 1992 года за наиболее талантливые, отличающиеся новизной и оригинальностью произведения, получившие общественное признание и являющиеся значительным вкладом в художественную культуру России.

Рассмотрим повесть «Кавказский пленный» и постараемся ответить на вопрос. Почему именно это произведение удостоилось государственной премии?

Необычна и пространственно-временная организация произведения. Зыбкая грань между настоящим временем и его назначением. Временные отрезки выбиваются из общего потока и обретают собственное значение в повести. Пространство так же разбивается на отдельные отрезки, которые в конечном итоге переплетаются и повторяются. Создается ощущение, что герои повети плутают в лабиринте из которого нет выхода, то есть они навечно становятся его «пленными».

1. Алла Марченко «И духовно навеки почил?» http://magazines.russ.ru/ novyi_mi/1995/8/marchen.html

Подобные документы

Традиция изображения в русской литературе войны и участвующего в ней человека. Интерес к его внутреннему миру, Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы», «Война и мир». Особенности изображения человека на войне в рассказах О.Н. Ермакова и В.С. Маканина.

реферат [40,3 K], добавлен 18.02.2009

Портрет как средство создания образа в художественной литературе. Творчество В.С. Маканина как продолжение традиций русской классической литературы. Эволюция героев: от «Валечки Чекиной» и «»Предтечи» до Петровича в «Андеграунде нашего времени».

курсовая работа [73,8 K], добавлен 27.09.2010

Важнейшие составляющие феномена Кавказа как семантического ядра развитого тематического комплекса в русской литературе. Реализация темы боевых действий на Кавказе в прозе Л.Н. Толстого и современных российских писателей (В. Маканина, З. Прилепина).

дипломная работа [97,5 K], добавлен 17.12.2012

Краткое изложение сюжета произведения, его тема, идея, описание войны. Образ немецкого солдата, который превращается в обыкновенного человека, такого же замученного войной, окопами, страхом смерти, как наш русский солдат. Неприкрытая правда о войне.

анализ книги [15,8 K], добавлен 31.05.2013

Произведения о войне как трагедии народа в литературе ХХ века. Краткая биографическая справка из жизни В. Быкова. Сюжет повести «Сотников». Основная цель партизанской войны. Нравственная сила Сотникова. Роль и место повести в творчестве писателя.

реферат [21,1 K], добавлен 09.12.2012

История жизни и творчества русского писателя и режиссера Василия Макаровича Шукшина. Обзор творчества: основные темы и произведения. Место повести «Калина красная» в творчестве писателя. Анализ произведения: тема деревенского человека, герои и характеры.

реферат [22,4 K], добавлен 12.11.2010

Творчество писателя фронтовика Вячеслава Кондратьева, особенности изображения им войны. Этапы жизни В. Кондратьева, его годы на войне и путь к писательству. Анализ повести «Привет с фронта». Идейно-нравственные связи в произведениях Кондратьева.

реферат [30,4 K], добавлен 09.01.2011

Василь Быков строит сюжеты только на драматических моментах войны местного, как говорят, значения с участием простых солдат. Шаг за шагом, анализируя мотивы поведения солдат в экстремальных ситуациях.

сочинение [11,8 K], добавлен 29.04.2006

Жизнь и творчество Константина Воробьева. Основные сюжеты повести «Убиты под Москвой». Особенности описания войны в повести К. Воробьева «Убиты под Москвой». Многоликость смерти на войне в повести. Столкновение трех правд в повести К. Воробьева.

реферат [17,1 K], добавлен 11.05.2010

«Капитанская дочка» А.С. Пушкина как прощальное произведение великого писателя, основная идея повести и особенности ее изложения. Историческое начало «Капитанской дочки» и отражение в ней духовных переживаний героев, этапы описания образа предателя.

презентация [1,8 M], добавлен 26.12.2011

Источник

Познавательное и интересное