Сочинения с планом по рассказу Толстого «После бала»
1. Почему рассказ называется «После бала»?
1.Проблемы, которые поднимает автор в рассказе.
2. Бал у губернского предводителя.
а) Счастливый влюбленный.
б) Танец Вареньки с отцом.
3. Прогулка на рассвете.
а) Наказание беглого татарина.
б) Встреча с отцом возлюбленной.
в) Ужас и переживания героя.
4. Выбор молодого человека.
Рассказ «После бала» относится к поздним произведениям Л.Н. Толстого. Он основан на реальных событиях, которые произошли с братом писателя. Известно, что вариантов названий для рассказа у автора было несколько. В начале этого произведения Л.Н. Толстой поднимает вопрос, что нужно человеку для его совершенствования? Влияет ли окружающая среда на этот процесс? Через историю, которой поделился главный герой, Иван Васильевич, писатель пытается ответить на эти вопросы. Почему же рассказ называется «После бала»?
Историю можно разделить на две части: бал и то, что случилось утром. Писатель при построении сюжетной линии использует контраст. На балу – добродушные симпатичные хозяева, зал прекрасный, буфет великолепный и море шампанского. Главный герой, Иван Васильевич переполнен самыми радужными мечтами. Его волнует самая большая любовь в жизни – красавица Варенька. Девушка восхищает его, Ивану Васильевичу дорого даже перышко от веера любимой. Варя затмила всех женщин на балу. Мир кажется прекрасным, и молодого человека переполняют чувства. Ко всем окружающим искренний Иван Васильевич испытывал «восторженно-нежное» чувство.
Танец Вари с отцом играет большую роль в сюжете и служит кульминацией. Иван Васильевич восхищается стройным, крепким стариком и его грациозной дочерью. Толстой подчеркивает детали: у отца Вари старомодные сапоги. Вероятно, он экономит средства, чтобы иметь возможность наряжать и вывозить в свет дочь. Старик показался молодому человеку очаровательным. Юноша возвращается домой, он счастлив. Его «душа пела». Любовь не дает уснуть, и Иван Васильевич отправляется на прогулку.
Противопоставляя бал сцене наказания арестанта, писатель использует яркие художественные детали и эпитеты. Так, мелодия – «неприятная, визгливая», а музыка – «жесткая, нехорошая». Неузнаваем и отец Вари, который командует солдатами. У него «оттопыренная губа», злобный взгляд. Старик бьет по лицу слабосильного солдата. Спина арестанта, которого проводят сквозь строй и бьют, превращается в кровавое месиво. Бедный осужденный татарин корчится, вздрагивает, страдает.
Молодой человек, которому еще пару часов назад мир казался трогательным и прекрасным, потрясен. Писатель огромное внимание уделяет внутреннему миру героя. Теперь уже ужас не дает ему заснуть.
Рассказ называется «После бала» потому, что именно события утра имели решающее значение в судьбе молодого человека, поменяли его планы. Каждый раз, когда молодой человек смотрел на девушку – он представлял себе ее отца на площади. Иван Васильевич не стал заниматься военным делом и не женился на Варе. Тем самым, писатель возлагает ответственность за свою судьбу на самого человека и отвечает на вопрос, поставленный в начале произведения. После бала произошло знакомство молодого человека со страшной действительностью, крушение юношеских надежд. Вместе со своим героем Л.Н. Толстой не понимает, что заставляет человека проявлять жестокость по отношению к другим людям.
2. Герои рассказа на балу и после
В рассказе Льва Толстого «После бала» три главных героя: молодой человек Иван Васильевич, его возлюбленная Варенька, отец девушки Петр Владиславович. Второстепенные персонажи появляются в рассказе на короткое время. С их помощью автор подчеркивает контраст между событиями. Так, хозяйка бала – «добродушная», а кузнец, свидетель наказания, «сердито говорит». Лакея, брата влюбленный Иван Васильевич готов расцеловать.
Повествование идет от первого лица – влюбленного юноши. Этот положительный герой вызывает огромную симпатию. В молодом возрасте он «веселый, бойкий» и богатый. Состарившись, он остается уважаемым всеми. Главный герой описывает события давно минувшие, но оставившие огромный след в его жизни. В молодости герой был полон жизни, не знал зла и был способен только на добрые поступки. Его чувства к Варе – пылкие, восторженные, искренние.
Девушка милая, обаятельная. У нее сияющее с ямочками лицо, веселая улыбка. Особенно нравилась Ивану Васильевичу ее царственная осанка. Даже в 50 лет она осталась красивой. Несмотря на то, что чувства были взаимны – влюбленные расстались.
На протяжении всей жизни главный герой так и не понял, как люди могут быть благородными в светском обществе, и одновременно проявлять жестокость по отношению к подчиненным и другим людям. Через главного героя писатель выражает свое непринятие зла и двуличия.
3. Проблемы, которые затрагивает автор в рассказе «После бала»
В произведении «После бала» Л.Н. Толстой поднимает ряд острых социальных проблем. Одна из них – это телесные наказания в армии, которые часто применялись в России во времена писателя. Недаром, в основу произведения легли реальные события, которые в свое время потрясли Л.Н. Толстого. Автор называет это постыдное явление «дурным делом». Он вместе со своим героем удивляется, почему телесные наказания признаются в обществе «всеми необходимым»? У Ивана Васильевича вид окровавленного беглого солдаты вызывает ужас.
Второй вопрос, который писатель освещает в рассказе – это самосовершенствование. Зависит ли оно от среды, в которой человек живет? Какое влияние она оказывает на личность? Главный герой сталкивается с тем, каким разным может быть один и тот же персонаж в светской обстановке на балу и среди подчиненных ему людей. Молодой человек, незнакомый со злом, так и не смог понять, как может жестокий, вспыльчивый военачальник быть любящим отцом и одновременно почтенным гостем бала?
Иван Васильевич сделал свой жизненный выбор в соответствии со своими убеждениями и совестью. Собеседники называют главного героя уважаемым человеком. Он не стал военным и не женился на девушке, которую сильно любил. Настолько сильно потрясло его увиденное после бала. Писатель подчеркивает, что судьба каждого человека зависит от принимаемых им решений.
Л. Толстой, «После бала. Почему рассказ называется «После бала»?
История создания
Произведение «После бала» Толстой написал не случайно. Когда-то его брат полюбил дочь казанского военачальника и даже хотел на ней жениться. Но однажды он стал свидетелем того, как происходило наказание солдата, и руководил им, к ужасу Сергея Николаевича, именно отец его возлюбленной. Потрясение было настолько сильным, что ни о какой свадьбе уже не могло быть и речи.
Запомнилась эта история и Льву Николаевичу. А спустя несколько десятилетий, будучи уже признанным писателем, он создал на ее основе художественное произведение о царящих в российской армии порядках. При этом автор трижды менял заголовок: «Дочь и отец», «А вы говорите» и, наконец, выбрал тот вариант, под которым оно вошло в литературу.
Попробуем разобраться, почему рассказ называется «После бала».
Значение рассказа
Написанное в 1903 году, незадолго до войны с Японией, произведение показало недостатки государственного устройства страны, при котором казенщина и строгий реакционный режим, царящие не только в армии, но и в других сферах жизни, одерживают верх над нравственными законами. И тогда отходят на второй план гуманность и чувство ответственности за собственные поступки. Однако человек вправе сам решать, какой должна быть его судьба, и доказывает это главная тема «После бала».
Толстой Л. Н. — величайшая фигура в русской и мировой классической литературе. Его творчество многопланово, но есть одна общая черта, объединяющая практически все его произведения. Это мера нравственной ответственности человека за все поступки, которые он совершает в своей жизни.
Композиция и художественные приемы
Произведение строится по принципу «рассказ в рассказе», что придает повествованию больше достоверности. Иван Васильевич, герой-повествователь, пытается объяснить своим собеседникам, что если не все, то многое в жизни зависит от случая. И вспоминает о том, как одна-единственная ночь изменила его судьбу: он порвал отношения с девушкой, в которую был влюблен, и навсегда отказался от мысли стать военным. Это и есть ключ к пониманию того, почему рассказ называется «После бала».
Композиционно монолог Ивана Васильевича делится на две контрастных части: описание бала и того, что произошло ранним утром после его окончания. Их объединяют общие герои: молодой Иван Васильевич и уже пожилой полковник Б., отец Вареньки.
Сюжет произведения
Рассказ начинается с упоминания о барыне. Затем внимание акцентируется на одном из ее работников, которого звали Герасим. Это был крепостной, отличающийся чрезвычайной физической силой и спокойным нравом. Ввиду своего речевого недостатка Герасим был назначен старой барыней на должность дворника. Так, мужчине пришлось сменить родную деревню на городской двор. Его дальнейшая жизнь проходила в тоске по открытым полям и деревенскому быту.
Основная часть дворовой прислуги с уважением отмечает основательность Герасима. Некоторые же сторонятся, побаиваясь его. С настороженностью к крепостному дворнику относится и прачка Татьяна, которая отмечает пугливое замирание сердца при каждом приближении этого человека.
Вскоре Герасим останавливает свое внимание на скромной и смиренной Татьяне, в душе зарождаются нежные чувства. В произведении описаны простые попытки дворника поухаживать за объектом симпатии:
Прачка же считает его внимание навязчивым, испытывая смешанные эмоции при каждом приближении молчаливого исполина.
К происходящим событиям добавляется раздражение барыни относительно регулярного пьянства Капитона, представителя многочисленной дворни. В качестве решения рождается приказ жениться пьянице на Татьяне, чтобы та помогла остепенить мужчину. Управляющий в раздумьях: «Что делать с Герасимом, дабы он не надоедал прачке?». Вот тут-то и появляется хитрый план обмана. Татьяна притворяется пьяной, чтобы глухонемой потерял к ней всякий интерес. Так и происходит.
Спустя год после сильного любовного разочарования глухонемой встречает маленького друга. Волею судьбы Герасим спасает щенка, тонувшего в реке. Нежная забота о домашнем питомце становится единственной радостью дворника. Умея только мычать, глухонемой нарекает собаку Муму.
Вся дворня с теплотой приняла собачонку. Ее даже называли ласково Мумуней. Несмотря на свои размеры, собака отлично сторожила вверенную территорию. Ни разу понапрасну не раздавался лай.
На беду, однажды повзрослевшая собака попалась на глаза старой барыне. Та приказала принести Муму. Собака в непривычной обстановке оскалила зубы, что рассердило хозяйку. Она приказала управляющему Гавриле избавиться от зубастой напасти.
Муму отвезли далеко. Герасим несколько дней ходил сам не свой, пока любимице не сбежала назад. Поняв, что ее исчезновение было не просто так, дворник решил запереть собаку у себя в каморке. Увы, но визг и лай выдали возвращение Муму остальным жителям двора.
Во время тайной ночной прогулки собака залаяла на пьяного, чем сильно напугала барыню. Поднялся переполох. С этого момента участь Муму была предрешенной…
Герасим не дал в руки другим любимицу. С горькими чувствами он взял на себя тяжелый приговор. В трактире дворник накормил Муму щами с мясом, а затем отправился с ней на речку. Привязал два кирпича веревкой к ее шее, он закрыл глаза и бросил собаку в воду. После случившегося глухонемой не захотел оставаться в городе и вернулся в родную деревню пешком.
Отношение читателя к героям
Многие читатели отмечают про себя негативное отношение к барыне. Если вдуматься, то это единственный персонаж, которому автор не дал конкретное имя. Как будто в одном образе были собраны все недостатки зажиточного класса.
Герасим вызывает неоднозначные эмоции:
а) жалость из-за природного недуга; б) восхищение силой; в) уважение степенности и чистоплотности; г) расстройство из-за наивности, в результате которой Татьяна была отдана другому; д) злость из-за слепого послушания, которое привело к гибели Муму; е) торжество справедливости, когда глухонемой подался назад в деревню вопреки желанию барыни.
Современному человеку сложно понять, чем руководствовался Герасим, когда топил Муму. Ведь он мог взять ее с собой и попросту уйти в деревню! С другой стороны, есть же и другие произведения подобной тематики. Вот почему рассказ назван «Кавказский пленник»? Потому что в любое время есть ситуации, из которых не так-то просто сбежать! И если в старину крепостной страшился пойти против воли своего хозяина или хозяйки, то сейчас то же самое можно сказать о работнике и его работодателе. Существует устой правил, который очень сложно изменить.
Краткое содержание рассказа «После бала»
Толстой подробно описывает все, что происходит на балу в доме губернатора. Герой влюблен, поэтому все вокруг кажется ему замечательным: и гости, и звучащая музыка, и любимая Варенька, и ее седовласый, но еще бодрый и полный сил отец, полковник. Происходящее кружит ему голову и наполняет душу безмерным счастьем.
Кульминацией бала становится танец, который полковник исполняет в паре со своей дочерью. Ивана Васильевича больше всего умиляют сапоги старика: старомодные, опойковые, с квадратными носками. Такие давно уже никто не носил, из чего герой делает вывод, что он живет только ради дочери. Но Толстой, вероятно, хотел подчеркнуть еще одну деталь: приверженность полковника к старым правилам и устоям. Это в определенной мере объяснит, как один и тот же человек мог быть (не играть роль, а именно быть!) любящим отцом, а спустя несколько часов руководить жестоким избиением провинившегося солдата.
Но вернемся к сюжету. Иван Васильевич, охваченный чувством восторга, не мог усидеть дома после возвращения с бала. Он отправился на улицу, где стал очевидцем страшной картины. Именно она объяснит, почему рассказ называется «После бала».
Сначала герой услышал странные звуки, затем увидел впереди что-то черное. Оказалось, ранним утром происходило наказание беглого солдата. Его вели вдоль строя, и с каждым шагом на его изуродованную спину с двух сторон обрушивались палки. А руководил этим процессом, к великому ужасу молодого человека, отец его возлюбленной. В какой-то момент взгляд полковника остановился на Иване Васильевиче, но он тут же поспешил отвернуться, словно чего-то застыдился.
Сочинение 3
Почему же произведение Валентина Григорьевича Распутина называется «Уроки французского»?
Герой произведения мальчик одиннадцати лет, приехал из деревни в городок замкнутый и скованный. Он никак не может привыкнуть к новому месту. Он боится всех, и даже классную руководительницу. Ему очень одиноко, он сильно скучает по матери. Самая главная проблема это постоянное голодание, которое мальчишка ощущает даже, когда спит. Чтобы отвлечься, он уделяет время учебе, но не получается с французским языком.
Само повествование рассказа переплетается с учительницей французского языка Лидией Михайловной. Ее уроки связаны не столько с изучением иностранного языка, сколько с познанием самой жизни. Она знала, что главный герой отстает по ее предмету, поэтому осуществляет для него вспомогательные занятия у себя дома, которые ему помогли получить новые и закрепленные знания и не боятся. По началу, это было мучением, но вскоре он понимал, как произносить слова. Эти уроки делали жизнь намного разнообразней, ему было спокойно рядом с ней. Она научила его не только правильному произношению слов, но и доброте, взаимопомощи, преодолевать трудности, избавляться от застенчивости и робости, быть свободным. Паренек часто отказывался от помощи, поэтому Лидия Михайловна решилась поиграть в азартные игры на деньги и намеренно проиграла, лишь бы мальчик купил себе еду. Молодой педагог показал рассказчику, что каждый человек не может быть одиноким, всегда найдется тот, кто поддержит и позаботится.
Очень добрый и поучительный рассказ, прочитав его, задумываешься о том, что нужно больше помогать людям, в какой бы ситуации они не оказались.
Почему рассказ называется «После бала»
А Иван Васильевич больше не мог видеться с Варенькой. Теперь между ними стояла непреодолимая преграда – полковник и наказываемый им татарин. Рассказчик пытался понять его поступок, но главная мысль, к которой он пришел в результате, определила его дальнейшую жизнь. «Пусть я не смогу изменить мир и уничтожить существующее в нем зло, но только я могу решить для себя, участвовать мне или нет в этом зле», — так можно определить итог его размышлений. Так история после бала определила несколько важных для русского общества проблем. В чем разрушающая сила существующего в России режима? Что заставляет одного человека идти на уничтожение другого? Какова доля нравственной ответственности людей за совершенные ими поступки?
Другие сочинения по этому произведению
«Любовь с этого дня пошла на убыль…» (По рассказу Л. Н. Толстого «После бала») «После бала». Л.Н.Толстой После бала «Против чего направлен рассказ Л. Н. Толстого «После бала»? От чего зависят, по мысли автора, перемены в человеческих отношениях? Автор и рассказчик в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Иван Васильевич на балу и после бала (по рассказу «После бала») Идейно-художественное своеобразие рассказа Л.Н.Толстого «После бала» Личность и общество в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Мое впечатление от рассказа Л. Н. Толстого «После бала» Образ Ивана Васильевича (По рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Полковник на балу и после бала Полковник на балу и после бала (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Почему произошла переоценка ценностей у Ивана Васильевича? (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Почему рассказ Л.Н. Толстого назван «После бала» Прием контраста в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Рассказ Л. Толстого «После бала» Роль пейзажа в рассказах Л. Н. Толстого «После бала», И.А.Бунина»Кавказ», М. Горького»Челкаш». Утро, изменившее жизнь (по рассказу «После бала») Утро, изменившее жизнь (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Что такое честь, долг и совесть в моем понимании (анализируя рассказ Л. Н. Толстого «После бала») Размышления Ивана Васильевича в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Роль случая в жизни человека (На примере рассказа Л. Н. Толстого «После бала») Композиция и смысл рассказа Л.Н.Толстого «После бала» Особенности композиции рассказа Л. Н. Толстого «После бала» Роль контраста в произведениях русских писателей XIX века (На примере рассказа Л. Н. Толстого «После бала») Композиция и смысл художественного произведения (На примере рассказа Л.Н. Толстого «После бала»)
Толстой Л. Н. – величайшая фигура в русской и мировой классической литературе. Его творчество многопланово, но есть одна общая черта, объединяющая практически все его произведения. Это мера нравственной ответственности человека за все поступки, которые он совершает в своей жизни.