Смысл названия рассказа Толстый и тонкий Чехова сочинение
В произведениях Антона Павловича Чехова всегда присутствовали прозвища и говорящие фамилии. Рассказ «Толстый и тонкий» не стал исключением. Там прозвища героев указывают на внешние их характеристики. Эти прозвания прячут мышление и поведение обоих персонажей.
Образ Порфирия представлен «маленьким человеком», который привык, словно бессловесный раб, кланяться каждому, кто выше него по рангу. В то же время он был образованным и состоял на государственной службе. Слабое место его – это подавленная психика. Писатель иронизирует в отношении поведения Порфирия. Он высмеивает подхалимство, но акцентирует внимание на неравенстве в обществе.
Несмотря на это, у тонкого не было необходимости бить поклоны по отношению к чину и рангу. Его собеседником был давний товарищ, который теперь просто работал на престижной профессии, но сохранил человеколюбие и простоту в общении. Кроме того, Порфирий не мог не заметить, что Михаилу стало не по душе общение такого рода. Михаил просил не пресмыкаться перед ним и не разговаривать тек, будто на приеме у короля. Но тонкому было сложно отказаться от устоявшегося способа общения с людьми, которые старше по рангу.
Порфирий начал «выкать» Михаилу, будто тот вовсе не друг детства, а начальник на работе. А прежде, чем стало известно о должности Михаила, это была непринужденная болтовня двух давних друзей. На станции тонкий был со своей семьей. Тонкий с нотками веселья начал рассказывать, как он живет, и чем зарабатывает на жизнь. Его супруга дает уроки музыки. Сын – ученик гимназии третьего класса.
Они разговаривали непринужденно ровно до того момента, как стала известна должность товарища. Сразу поведение членов семьи тонкого. Они стали лебезить и лицемерить, а на лице Порфирия появилось завистливое выражение лица и натянутая улыбка. Вмиг обнажились негативные стороны поведения Порфирия и его семьи. Он будто уменьшился сгорбившись. Супруга вытянула подбородок, а сын стал по стойке смирно.
Разговор сразу стал почтительным настолько, что неприемлемо для общения с другом детства. Несмотря на просьбы Михаила прекратить подобное общение, Порфирий не мог остановиться. Он просто не умел по-другому общаться с людьми, которые старше рангом.
В этом произведении автор показал моральные ценности каждого из героев, принадлежащих к разным социальным классам.
Также читают:
Картинка к сочинению Смысл названия рассказа Толстый и тонкий
Популярные сегодня темы
Антон Павлович Чехов стал одни из величайших русских авторов. Его рассказы отличаются едкой и очень точной сатирой над обществом, в окружении которого жил писатель. В своей пьесе «Вишневы сад»
Это философское произведение, в котором рассматривается тема поведения человека перед лицом необъяснимых явлений. Компания, собравшаяся для вечернего разговора, состоит из людей здравомыслящих
Кормилица находится в списке главных ролей в трагедии Ромео и Джульетта, автор которой У. Шекспир. Она уже женщина в возрасте, служит нянькой в доме семьи Капулетти. Когда родилась Джульетта
Рассказ «Зеленое утро», по моему мнению, о преодолении человеком трудностей на пути к мечте, в первую очередь. Главный герой готов объявить войну целой планете – Марсу. Кстати
Спустя два года после выхода указа об отмене крепостного права Н. А. Некрасов создает поэму «Кому на Руси жить хорошо». Произведение является центральным в творчестве писателя.
Чехов «Толстый и Тонкий». Смысл названия произведения.
Тема урока: «Речь героев рассказа А. П. Чехова «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация».
Эпиграф: «Умение смеяться помогает изменить мир!
Цель: развитие у учащихся навыков лингвистического анализа рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий».
Образовательные : анализ эпического произведения с элементами выделения разных видовтекстовой информации.
Развивающие : излагать своё мнение в учебном диалоге, аргументируя его, осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.
Воспитательные: на примере рассказа воспитывать чувство собственного достоинства.
Личностные: ‒ оценивать поступки литературных героев, опираясь на текстовый материал и нравственные ценности, принятые в обществе;
‒ осознанно и критически оценивать личные качества характера, представляя себя данными литературными героями.
Метапредметные: ‒ развивать логическое мышление, навыки самоконтроля и взаимоконтроля при работе в группах;
‒ определять самостоятельно цели и последовательность деятельности при выполнении каждого задания по анализу текста;
‒ адекватно оценивать достигнутые личные и коллективные результаты.
Предметные: ‒ постичь тайны чеховского смеха, особенности стиля рассказа, смыслового подтекста;
‒ уметь определять авторскую позицию в тексте, сравнивая её с собственной.
‒ представить учебную информацию в разных формах: таблицы, Т-схемы, даймонды, творческие работы в группах.
Коммуникативные : ‒ излагать своё мнение в учебном диалоге и монологе, аргументируя его текстовыми фактами из рассказа;
‒ осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей.
Ресурсы : листы А4, маркеры, текст рассказа, раздаточный и иллюстрационный материал.
Тип урока: урок – исследование художественного текста.
Ход урока: Доброе утро, ребята!
Так, давайте вспомним день рождения А.П. + город, где он родился, укажем родителей
Хорошо, вспомним, где он получил начальное образование? а высшее? Давайте перейдем к жизненной позиции, что вдохновляло писателя? А что можем сказать про интересы?
Давайте посмотрим на раздел «Псевдонимы» — Что такое псевдоним?
* Псевдоним — это вымышленное имя, которое иногда принимают писатели, артисты.
— Почему А. П. Чехов не стал сразу подписывать рассказ своим именем?
Чехов учился на врача, потом работал врачом, и многие пациенты могли подумать, что специальность врача несовместима с занятиями литератора, который пишет юмористические рассказы. Напомню, что Антошей Чехонте гимназиста Антона Чехова стал называть законоучитель таганрогской гимназии Ф. Н. Покровский: он по-доброму любил давать ученикам смешные прозвища.
Давайте дополним цитатами графу о себе. Что же говорил сам писатель о себе и своей жизни?
Прочитайте, что говорил толстой о творчестве чехова:
«Читая Чехова, я смеюсь, радуюсь, восхищаюсь… Вот определение таланта».
Именно на этой цитате я и хотела бы остановиться и использовать ее в качестве эпиграфа к нашему уроку. Запишите его в тетрадь.
— Какие вопросы можно поставить после прочитанной фразы? (обобщение предположений учеников, запись вопросов на доске).
Над чем можно смеяться, читая Чехова? Чему радоваться? Чем восхищаться? – ответы детей
— Как вы думаете, что нам поможет ответить на поставленные вопросы?
— Сегодня мы изучим рассказ «Толстый и тонкий».
История создания рассказа «Толстый и тонкий»
-В 1883 году появилась первая редакция рассказа «Толстый и тонкий».Позже, в 1886 году А.П. Чехов переработал рассказ и включил его в сборник «Пёстрые рассказы»
«Толстый и тонкий» написан в жанре « сценки»; основные достижения Чехова относятся именно к этому жанру.
— Какую цель вы можете поставить перед собой на урок?
· Юмор- изображение героев в смешном виде; весёлый, доброжелательный смех
· Сатира- в ысмеивание разоблачение отрицательных сторон жизни путём изображения их в нелепом, карикатурном виде; злой смех.
Верно, именно о юморе и речи героев мы сегодня будем говорить.
А для того, чтобы определиться с целями (задачами) урока предлагаю
пройти блиц-опрос по рассказу В КОНЦЕ УРОКА.
Таблица 1 – Блиц-опрос по теме и идее рассказа А.П. Чехова
Встреча двух одноклассников, незапланированная, случайная, после многих лет.
Открыть для читателя смешное в самой жизни или в любой жизненной ситуации, поскольку «Умение смеяться помогает изменить мир»(обратите внимание – это эпиграф нашего урока)
Что высмеивает А.П. Чехов?
Высмеивает такие качества человека, как: чинопочитание, угодничество, подхалимство, самоуничижение (занижение значимости себя как личности), подобострастие.
Как называется добрый смех?
Добрый смех – ЮМОР, это смех дружелюбный, добродушный, беззлобный, веселый, сочувственный, смех-доброе, дружеское подшучивание.
Что такое осмеяние героев?
Осмеяние – это САТИРА – смех злой, сердитый, изобличающий отрицательные качества или негативные поступки героев. Сатира – беспощадное осмеяние человеческих пороков.
Давайте поразмышляем: «Как вы думаете, этот рассказ юмористический или сатирический?»
/ после обсуждения в паре или группе, предлагают свои варианты ответов/
Вывод: Рассказ А.П. Чехова «Толстый и тонкий» сатирический, поскольку автор высмеивает человеческие пороки, отрицательные качества личности.
Давайте поработаем над содержанием рассказа.
Сравнительная характеристика героев (карта 3) составить характеристику главных героев по их речи (по вариантам? 1-ый – толстого, 2-й-тонкого?)
— Смешным или грустным вы назвали бы рассказ? А можно его назвать смешным и грустным одновременно?
3.Физкультурная минутка. Т.к. чехов любил театр, мы с вами должны изобразить?
Собраться в дорогу нам сущий пустяк,
Оденем на плечи дорожный рюкзак!
Рассказы мы Чехова с полки возьмём
И смело в дорогу все вместе пойдём.
Придём на вокзал и посмотрим вокруг:
Над чем можно смеяться, читая Чехова?
— Сформулируйте ответ на вопрос, опираясь на приобретенные во время урока знания.
— Можно ли утверждать, что мы сегодня прочли юмористический рассказ? Как автору удается вызвать у нас смех?
— Почему это произведение не потеряло актуальности и в наши дни?
Толстый — человек, имеющий достаток и высокое положение в обществе, хороший доход, сытый и преуспевающий. Но несмотря на это, он общается с другом детства на равных, искренне рад встрече.
Тонкий — человек, занимающий незначительное положение в обществе, знающий нужду, но умеющий приспосабливаться к людям, чинам, обстоятельствам. «Тонкий» относится к тем людям, которые в других прежде всего ценят награды, звания, а не человеческие качества. Самое обидное, что это распространяется не только на знакомых, но и на друзей.
9. Заключительное слово учителя.
Смех Чехова, добрый и веселый, подчас становится ироничным, грустным. В своих коротких рассказах, которые часто называют сценками, Чехов комически представляет разных людей.
Служишь где? Дослужился? — В царской России существовал специальный законодательный акт, определявший порядок прохождения службы чиновниками. Он был издан Петром I и назывался «Табель о рангах». «Табель о рангах» устанавливала 14 рангов (классных чинов, 1-й — высший) для военных, штатских и придворных. Все чиновники имели определенный чин и постепенно двигались вверх, получая новые чины. По отношению к чиновникам не использовали глагол работать, а употребляли глагол служить или словосочетание ходить на службу. Вопрос героя имеет такой смысл: «Работаешь ли ты чиновником? До какого чина ты уже дослужился?» После 1917 года «Табель о рангах» была упразднена. Но в царской России чиновники очень хорошо разбирались во всех тонкостях «Табели. » и относились к чину, который имеет человек, с большим вниманием.
Пахло. ветчиной и кофейной гущей: ветчина в то время считалась едой простонародья, запах кофейной гущи говорил о низком сорте сваренного кофе.
Ученик третьего класса: в царское время в гимназию поступали в девять-десять лет, всего классов было семь. Значит, Нафанаилу двенадцать-тринадцать лет.
Названия рассказа «Толстый и тонкий» сразу же проводит грань между двумя персонажами. Этот прием называется «контраст». Один герой противопоставляется другому, несмотря на то, что раньше они друзьями. Теперь их разделяет статус: один богат, другой беден. Уже в названии писатель закладывает основу конфликта: подчиненный и начальник, хозяин жизни и неудачник.
В данном случае слова «толстый» и «тонкий» означают не столько физиологические особенности героев, сколько их разный социальный статус и, главное, их полностью противоположные мироощущения. Один, как соломинка, пригибается к земле, стелется перед тем, что выше и крепче его. На нем, как вьюки на верблюде, висят чемоданы и заботы о семье. А Толстый свободен и обеспечен, у него нет обузы в виде багажа и семейства. Поэтому он и толст: все блага он потребляет сам. Смысл заглавия рассказа «Толстый и Тонкий» именно в противопоставлении этих героев.