Почему рассказ Чехова назван не «Тоска Ионы», а «Тоска»?
Ванька.Рассказ Антона Павловича Чехова. Напоминаю, что сюжет рассказа состоит в том, что 9-летний мальчик Ванька Жуков, отданный в услужение и обучение в Москву к сапожнику, пишет письмо своему деду с жалобами на своё несчастное существование и с просьбой забрать его обратно в деревню.
Действительно, Ванька много работает, мало спит, терпит насмешки и побои.
Понятно, что любого человека этот рассказ может тронуть до глубины души. Но концовка произведения вообще, на мой взгляд, душераздирающая.
Ванька пишет адрес на конверте и бросает письмо в почтовый ящик. Вот только адрес он написал по своему детскому разумению. Адрес- На деревню дедушке Константину Макарычу.
После этого Ванька возвращкется в дом и сладко засыпает, ему снится деревня, дед и дедова собака.
Ванька надеется, что его письмо дойдёт до адресата и от этой надежды ребёнку легче.
Ведь пока у человека есть надежда- человек живёт.
Лично я вижу такую аллегорию, что никто не услышит жалобы простого народа на несправедливость и несчастную жизнь. «Письма» не доходят.
Антон Павлович Чехов написал много интересных рассказов о простом народе. Вот и рассказ «Злоумышленник» написан о простом русском мужике, которого судят за то, что он чуть было своим поступком не натворил кучу бед. Он открутил гайки с рельсов в результате чего состав мог попасть в аварию. При этом даже после вынесения приговора мужичок не понял что такого он натворил и ничего не отрицал, до того необоснованным и наивный был народ, что и хотел показать нам автор.
Он считал что все ведь климовские мужики так делают, берут эти гайки и используют вместо грузила.
Значит правильный ответ: на рыбалке.
В рассказе великого русского писателя Антона Павловича Чехова «Тонкий и толстый» есть сцена на вокзале, где встретились после долгой разлуки два хороших в молодости друга-однокашника. Конечно, очень обрадовались такой встрече, но когда узнали, что они оба стали чиновниками и в каких чинах сейчас пребывают, встреча была омрачена, когда тонкий спросил толстого в каком он сейчас чине наверное уже в статских, тот сказал, что бери выше он уже в чине тайного советника, то есть генерал, что привело тонкого в смятение и замешательство, он был только, всего-навсего, коллежским асессором, то есть не дослужился и до статского советника, гражданский чин статского советника приравнивался тогда к военному чину полковника, а чин действительного статского советника уже был генеральским. Вот эти чины и другие и есть в рассказах Антона Павловича. Надо сказать что чины во времена Чехова имели большое значение и ценность, сейчас, на мой взгляд, они несколько обесценились, генеральские звания раздаются и «направо и налево», а сколько стало женщин генералов, не генеральш!?
Ведь совершенно очевидно, на мой личный субъективный взгляд, что пристав Очумелов совершенно не чтит закон и не разбирается в причинах произошедшего инциндента.
Очумелов меняет своё решение в зависимости от того, кому принадлежит собственно виновница происшествия- маленькая собачка, укусившая золотых дел мастера Хрюкина.Если она ничья, то значит её надо наказать, а если генеральская- то надо наказать Хрюкина.
Это не тот подход, который существует в современной России, где торжествует закон, порядок и справедливость.
Почему рассказ Чехова называется «Тоска»?
Свой рассказ о старике-извозчике Ионе, похоронившем своего сына, Чехов назвал «Тоска» неспроста. Автор ярко представляет читателю удручённого горем героя рассказа, незамечающего даже засыпавший его снег. Ему явно трудно справиться с гнетущим чувством тоски. Ионе хотелось бы своё горе рассказать кому-нибудь из людей и таким образом уменьшить щемящую тоску. Но все, к кому он начинает обращаться со своими откровениями, остаются безучастными к горю рассказчика, от чего он и умолкает. Видя бесполезность своих попыток излить горе людям, Иона идёт к своей лошадке. Он откровенничает с бессловесным животным, увлекается от того, что лошаденка слушает его и дышит на руки своего хозяина.
На мой взгляд, трактовать смысл рассказа «Муму» (кстати, теперь это произведение чаще называют повестью) следует намного шире.
Да, безусловно, основной конфликт произведения разворачивается вокруг собачки немого дворника Герасима, который в силу своего врождённого недостатка только и мог произносить нечто похожее на мычание и подзывал свою любимицу этим «муму», отчего и стали все называть собаку Муму, а ласково – Мумуней.
Барыня приказала собаку истребить, Герасим пытался её спасти от гнева хозяйки, но после неудачных попыток скрыть её в своей каморке ему пришлось подчиниться.
Но мы ведь имеем дело с художественным произведением, а не с обычной житейской историей, которая, кстати, и была положена в основу рассказа. А в художественном произведении есть идея, использованы определённые средства выразительности для её воплощения, поэтому объяснять название только кличкой собаки и тем, что Герасим ничего больше произносить не мог, было бы неверно.
Со школьных лет мы знаем, что рассказ направлен против крепостного права. Крепостное крестьянство России было великой силой, но бесправной и безмолвной в том смысле, что противоречить приказам своих господ крестьяне не имели права и молча терпели их произвол. Могучий, сильный Герасим, взятый по прихоти барыни из деревни в Москву, символизирует силу народа, его немота – символ бесправия.
И. С. Аксаков, прочитавший рассказ ещё в рукописи, так отозвался о его главном герое и символическом значении его образа:
Конечно, в уходе Герасима из Москвы в деревню мы видим протест героя против жестокости барыни, но обратим внимание на финал произведения:
Почему Тургенев трижды в одном предложении повторяет слово по-прежнему? Да потому, что даже самовольный уход Герасима не освободил его от крепостной зависимости, от рабства.
Таким образом, в названии «Муму» надо видеть не только частный случай (кличка собаки, связанная с невозможностью её хозяина говорить), но и более глубокий смысл: название и главный герой произведения символизируют весь российский крепостной люд, униженный, абсолютно бесправный, но безмолвно сносящий эти бесправие и унижения.
Анализ рассказа «Тоска» (А. П. Чехов)
Автор: Guru · 25.07.2018
Рассказ «Тоска» — это совсем небольшое, но глубокое произведение, которое необходимо в своей жизни прочитать каждому образованному человеку. Его написал признанный классик русской литературы конца девятнадцатого – начала двадцатого века – Антон Павлович Чехов. На его счету немало подобных рассказов – небольших, жизненных и остросоциальных. Даже спустя многие годы его читают последующие поколения, потому что в его книгах прописаны вечные истины. Данная статья посвящена подробному анализу его известного рассказа «Тоска».
История создания
Рассказ был опубликован «Петербургской газете» в январе 1886 года в отделе «Летучие заметки». Затем он был занесён в сборник «Пёстрые рассказы» с небольшими поправками. Позже, в 1898-1901 годах, Чехов включил его в свой третий том сочинений.
В литературных кругах рассказ встретил одобрительные отклики в изданиях «Петербургские ведомости», «Русское богатство» и «Вестник Европы». Лев Толстой также выделил это произведение как одно из лучших чеховских творений.
Жанр и направление
«Тоска» является по жанру рассказом, так как это прозаическое произведение небольшого объема с повествовательным содержанием. Повествование ведётся от третьего лица.
Рассказ описывает реальную жизнь, максимально правдоподобные ситуации, чувства, в нем используется простонародный язык. Это значит, что он восходит к такому направлению, как реализм. Можно смело утверждать, что все произведения Чехова относятся именно к реализму, как и проза других писателей второй половины девятнадцатого века. То, что произошло с Ионой в рассказе, – это очень реалистичная и даже обыденная ситуация, но это не значит, что она не заслуживает внимания. Иногда в простых вещах и кроется проблема, решив которую, можно добраться до истины.
Смысл названия
«Тоска» — это центральный образ произведения, воплощённый в главном герое. Это – и чувство, поглотившее его, и в то же время это важная и сложная проблема, над которой автор предлагает задуматься читателям. Значение слова «тоска» в данном случае равнозначно значению слова «одиночество».
Вот, как можно объяснить название: «Тоска» отражает не только внутреннее состояние героя, но и своеобразную болезнь целого равнодушного города.
О чем же книга? Рассказ о старом извозчике Ионе, у которого умер сын. Его тоска была необычно огромна, беспредельна, и единственное, что могло облегчить ему страдания – это одна единственная живая душа, готовая выслушать его историю о сыне полностью. Но никто не был настроен слушать и вникать. Все люди, которые ему встречались, жили своими заботами, и никому не было дела до горя Ионы.
В конце концов, так и не найдя себе собеседника, он рассказал свою историю лошади. Таковые основные события, описанные в произведении. Подробно сюжет рассказывается здесь.
Композиция
В рассказе присутствует эпиграф, задающий эмоциональную тональность произведению: «Ком повем печаль мою?». Далее следует небольшая экспозиция, описывающая условия, в которых будет развиваться конфликт. Это описание времени года и суток, погоды, а также знакомство с главными героями. Так, первое, что узнаёт читатель, это то, что на улице города сгущаются сумерки, идёт мокрый крупный снег, который набело красит извозчика и его лошадь, делая их почти неприметными.
Но уже совсем скоро статика повествования заменяется динамическим развитием событий: Иона начинает искать выход своему чувству. Он ищет людей, которым можно излить душу, но каждый раз его попытка рассказать о гибели сына заканчивается провалом. Напряжение держится почти до конца, затем следует развязка – это исповедь своего горя собственной лошадёнке.
Главные герои и их характеристика
Проблемы
Проблематика произведения, несмотря на его размер, очень богата. Мы рассмотрим лишь главные ее аспекты.
Смысл
А. Чехов хотел показать читателям, как страшны на самом деле одиночество и равнодушие окружающих. Главная мысль заключается в том, что все мы должны быть более внимательными к другим людям, помогать в трудных ситуациях, быть чуткими и сострадательными. Ведь в подобной ситуации, как у Ионы, мог бы оказаться каждый, а это очень тяжело. Рисуя грустную историю Ионы, автор позволяет нам взглянуть на ситуацию со стороны. Ведь в обычной жизни мы могли бы не обратить внимания на обособленного от мира сего старика, хотя возможно, именно ему нужна наша помощь.
Поэтому крайне важно заботиться о других, а не только о себе. Добро умножает добро, и наоборот. Если идея сострадания не будет распространяться в мире, то никто не поможет другому в беде.
Чему учит автор? Учитесь быть чуткими к чужому горю, приходить на помощь людям, — как бы говорит Чехов, не поучая в своём рассказе напрямую, но подталкивая читателей на самостоятельные выводы. Такова его авторская позиция.
Особенности: выразительные средства и художественная деталь
Внутреннее состояние главного героя и общую атмосферу всей картины Чехов передаёт с помощью пейзажа. Холодная зима с сумерками и крупным мокрым снегом выражает тоску, боль, равнодушие окружающего мира по отношению к отдельному человеку. Мир чужой, колючий, неприветливый к герою, и это отлично чувствуется благодаря окружающей его обстановке.
Имеет место в произведении также и художественная деталь. С её помощью Чехов выделяет только наиболее важные черты качества, образы, важные для понимания смысла, а остальное опускает. Этим обусловлен небольшой объем его произведений.
Пример художественной детали в тексте: автор называет лошадь Ионы «лошадёнкой». Это слово с уменьшительным суффиксом имеет определённую смысловую и эмоциональную нагрузку – лошадь жалкая, измотанная, такая же, как и её хозяин.
И, конечно, в рассказе используются некоторые художественные приёмы. Наиболее важные из них – это эпитеты про душевное состояние: «тоска громадная, не знающая границ». Они важны, ведь создают понимание масштабности личной драмы Ионы. Самые мощные метафоры, заслуживающие нашего внимания, тоже относятся к чувству тоски: «весь свет залила бы», «поместилась в скорлупу», «распирает грудь». Выразительные средства важны для понятия темы и проблемы произведения, они выражают позицию автора.