Почему рассказ о народной песне становится произведением. Почему рассказ о народной песне становится произведением прословляющим добро и поэзию
«Штирлиц знал, что из разговора запоминается только последняя фраза.»
Очень простая: при царе было жить хорошо, вкусно и сытно, а при большевиках – плохо, голодно и холодно.
2. А КАК БЫЛО НА САМОМ ДЕЛЕ?
Глупо делать вид будто ни проституции, ни алкоголизма, ни самоубийств в России не было. А все преступления в ней совершали только жыды и цыгане, а помимо перечисленных выше занятий, народонаселение в ней занималось только тем, что прогуливаясь майскими вечерами по берегам молочных рек.
Упертые любят говорить, что в царской России все было, и всего было много. Говорят они это на том основании, что, дескать, в процентах много прирастало. Например, за пару лет до рекордного 1913 года приросло почти 300% угля (уголь — главный источник энергии того времени, почти как нефть сейчас). Вот только в 1913 угля стало добываться 36 миллионов тонн, а в Британской Империи — 292 миллионов тонн.
Еще любят говорить, что было дофига железной дороги. В России в 1917 было 70 260 километров железных дорог, но в США уже в 1890 году было 263 227 километров.
Наша страна была огромна и богата, в ней проживало народу больше, чем в любой стране, окромя Китая да Британской империи. И была эта страна аграрной и отсталой.
«Сказать страшно, какие лишения до службы претерпевает иногда новобранец. Около 40 проц. новобранцев почти в первый раз ели мясо по поступлении на военную службу. На службе солдат ест кроме хорошего хлеба отличные мясные щи и кашу, т. е. то, о чём многие не имеют уже понятия в деревне…».
//Соколов Д. А., Гребенщиков В. И. Смертность в России и борьба с ней. СПб., 1901.
«Пшеницу, хорошую чистую рожь мы отправляем за границу, к немцам, которые не станут есть всякую дрянь. Лучшую, чистую рожь мы пережигаем на вино, а самую что ни на есть плохую рожь, с пухом, костерем, сивцом и всяким отбоем, получаемым при очистке ржи для винокурен — вот это ест уж мужик. Но мало того, что мужик ест самый худший хлеб, он ещё недоедает».
//Энгельгардт А. Н. Из деревни. 12 писем. 1872–1887.
Кстати, СССР продавал Германии фураж. Что такое фураж, надеюсь, знаете.
А теперь попробуем кратко оценить радужные перспективы Российской империи (далее — РИ).
И на 1917 год долг РИ составлял: общий — 48 млрд., и в его составе внешний — 7,2 млрд., (это при том, что госбюджет был 3,4 млрд. рублей.).
Теперь осталось отметить, что ещё до революции большинство предприятий оказалось либо у государства, либо у иностранного капитала. Что большая часть заказов промышленности даже в мирное время — заказы военного ведомства. Что в стране была крайне редкая сеть железных дорог и с середины 19 века практически прекратилось строительство шоссейных дорог с твёрдым покрытием.
Ну и какие были перспективы у РИ? Примерно такие же, как у Цинской империи перед Опиумными войнами. Но тут встряли проклятые большевики. А вернее – сначала была война.
Как вы думаете – сможет ли до своих потомков в Советской России донести мысль о том, как хорошо было при царе участник Русско-Японской или Первой Мировой войны. В принципе мог, но маловероятно, т.к.
При «проклятых» большевиках продолжительность жизни однако начала расти:
С 32 лет в 1917г., до 47 лет в 1939г, и 71 год в 1985г. (а дальше падение).
Таким образом, наиболее яркие и четкие, а главное массовые отзывы о том как было при царе могли дать те, кто родился в последние 10-15 лет царизма, т.е. на рубеже веков.
Работяг из крестьян, не раз голодавших, и знающих по чем фунт лиха в 1890г. – в 1920г. было мало.
Молодежи, видевших последние годы царизма и первые годы Сове тской власти – много.И именно онп и родила легенду, что при царе бы ло хорошо.
Самое интересное, что они по своему правы: при царе действительно было хорошо. Но недолго.
1-е. 1911-1913г. были относительно благополучны для империи.
3-e. 90% русского экспорта шло через Черное море. А после прорыва в Черное море немецких линейных крейсеров «Гебена» и «Бреслау» и вступления в вону Турции – экспорт накрылся.
4-е. Что будет с ценами на ГСМ в России, если накроется экспорт нефти? Цены на пару-тройку лет будут очень низкими. Но до тех пор, пока не законсервируют скважины или ни снизят добычу нефти до экономически выгодного уровня.
Что было с ценами на продовольствие в вечно-голодающей стране, когда экспорт этого продовольствия из страны прекратился? Хлеба в 1914г – 1916г. в стране было много.
6-е. Кучу «ништяков» которые ранее закупались в Германии теперь нужно было делать самим, и на этом очень сильно поднялись, например, ижевские «пролетарии».
Но такая лафа не могла быть долго – и уже в 1916г. (еще при царе) все начало становится хуже и хуже.
Февральская революция 1917г. началась с перебоев с хлебом, да и продразверстка была введена еще при царе.
Однако грань в умах многих молодых людей того времени между 6 последними годами правления царя, и 6 первыми годами, когда его не стало – осталась.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Никулинская основная школа муниципального образования
«Николаевский район» Ульяновской области
«Почему русская народная песня живет и по сей день?»
Выполнила ученица 4 класса
учитель начальных классов
Цели и задачи исследования……………………………. 3
Предмет и объект исследования…………………………..5
Раздел 1. История русской народной песни…………………..7-13
1.2. Собиратели народных песен…………………………10
1.3 Исполнители русской народной песни……………. 11-13
Раздел 2. Песенная судьба моей семьи………………………. 14-16
2.2.Песенная судьба моих предков……………………….15
Раздел 3. Практическая часть…………………………………. 17
Цель исследования: определить значение русской народной песни.
Познакомиться с историей народной песни;
Изучить песенное народное творчество;
Проанализировать материал по выбранной теме;
Исследовать песенные народные традиции семьи, односельчан;
Предположить, долго ли они будут существовать;
Выяснить насколько хорошо знаем мы песенную культуру своего народа.
Работа с научной и справочной литературой;
Опросы местных жителей,
Систематизация собранного материала;
Математическая обработка данных.
Предмет исследования – народная песня.
Объект исследования – песенная нить в судьбе семьи.
Свою работу я посвящаю Русской народной песне.
Русские народные песни окружали меня с самого раннего детства: их пела моя прабабушка, поют бабушка и мама. Каждый раз, слушая русские народные песни на уроках музыки, по телевидению, передо мной встал вопрос: почему русская народная песня живет и по сей день?
Духовное возрождение современного человека;
Фольклор нашего села уникален, самобытен и неповторим, так же как и культура нашей семьи;
Песенная культура жива, пока есть люди, исполняющие старинные фольклорные произведения народа.
Раздел 1. История русской народной песни
1. 1.Русская народная песня.
В истории русской культуры большое значение имело народное творчество. Одном из направлений народного творчества является народная песенная поэзия.
Русские народные песни подразделяют на:
былины (южнорусские, среднерусские, сибирские);
северная эпическая традиция;
небылицы и скоморошины;
Календарные обрядовые песни
поздравительные зимние (колядки, щедровки)
святочные (см. Святки);
весенние (веснянки, пасхальные);
песни пахоты и сева;
летние (купальские песни);
толочные, покосные, жатвенные.
Семейные обрядовые песни
обряды рождения и пестования (пестушка);
плачи и причитания;
каторжные и ссылочные;
Шуточные, сатирические, частушки, припевки, страдания.
Песни литературного происхождения.
Казачий воинский репертуар.
Жанровые песни, связанные с хореографией
песни и инструментальные наигрыши, сопровождающие пляску;
Передо мной встал вопрос: почему русская народная песня живет и по сей день? Когда появился интерес к русской народной песне, когда стали записывать и изучать ее, кто первый догадался, что это необходимо?
Конечно, точных ответов на этот вопрос найти трудно. В своей работе я попыталась познакомиться с известными собирателями песни.
1.2.Собиратели народных песен.
Одним из первых собирателей стал Владимир Иванович Даль (1801-1872). Имя очень известное. Действительно, великий собиратель. Кроме «Толкового словаря живого великорусского языка» и собрания пословиц, он записал много сказок и песен. Записанные им песни отдал Петру Киреевскому, издавшему многотомное собрание русских песен. Это был XIX век, когда действительный интерес к фольклору был огромным.
1. 3.Исполнители русской народной песни.
Замечательные артисты, которые оставили свой глубокий след в русской культуре, это Мария Николаевна Мордасова, Лидия Андреевна Русланова, Людмила Георгиевна Зыкина, Геннадий Заволокин.
Самобытная исполнительница, собирательница и автор многих песен, частушек и припевок.
Лидия Андреевна Русланова родилась в 1900 году в крестьянской семье. В пять лет осталась сиротой и до 1914 года росла в сиротском приюте. Мама умерла, а отец погиб в русско- японской войне. Работала на мебельной фабрике. В 1916 году поехала на фронт сестрой милосердия и до 1917 года служила в санитарном поезде. После революции выступала на концертах. Активная концертная деятельность во время войны была отмечена правительственными наградами. В 1942 году певице присвоено звание заслуженной артистки РСФСР.
Людмила Георгиевна Зыкина. Народная артистка Советского Союза. Родители Людмилы родом из деревни. Люда в детстве не хуже мальчишек играла в хоккей, любила слушать голоса лесных птиц. Люду приняли в хор имени Пятницкого. Честь была большая. Для бабушки песня была делом домашним, а для Люды стала делом жизни. Людмила Георгиевна награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» 3 степени.
Геннадий Заволокин, руководитель ансамбля «Частушки». Когда у Геннадия спросили, откуда пришла к нему такая популярность, он ответил: «Жили мы два брата, играли на гармони. Говорят, не плохо играли. Потом, волей случая, попали на телевидение, снялись в одной программе, посвященной народной песни, оттуда и пришел успех». Тогда и родилась передача «Играй, гармонь». Сегодня нет с нами Геннадия Заволокина, но песня его живет, и живет передача «Играй, гармонь». Инициативу подхватили его сын Захар и дочь Анастасия.
Хор «Ладушки». Я живу в селе Рызлей. В нашем доме культуры есть хор народной песни «Ладушки». Образовался он очень давно. Моя бабушка поёт в хоре. Мне очень нравятся песни в исполнении хора «Ладушки». Народный хор «Ладушки» известен не только в нашем селе, районе, но и далеко за его пределами. Он являются победителями и лауреатами многих конкурсов в районе, многократными дипломантами краевых конкурсов и фестивалей. Основа репертуара – русские народные песни.
Раздел 2. Песенная судьба моей семьи
Кто из нас не помнит маминых колыбельных песен? Целый мир разнообразных образов и персонажей окружает маленьких детей в колыбельных песнях. Через них они познают окружающий мир, осваивают родные напевы и язык.Главное назначение этих песен – влиять на поведение и настрой ребенка в момент его засыпания. Размеренный, небыстрый мотив в ритме покачивающейся люльки, текст, построенный на образах, знакомых ребенку, успокаивают его, действуют на него усыпляющее.
Эту колыбельную я знаю с раннего детства. Пела мне ее моя мама Русакова Екатерина Викторовна. А мама узнала эту колыбельную от своей бабушки. Много запомнила мама бабушкиных коротеньких песенок.
2.2.Песенная судьба моих предков.
Есть на земле люди с душой, как родник, радующие своей сердечной теплотой и отзывчивостью. Живёт женщина именно с такой родниковой душой – Русакова Л.А. моя бабушка. Казалось, что нет на крестьянской земле того, чего она не знает. Песни она поёт старинные, причудливые. Старые песни она поёт с чувством и настроением, как будто заново переживает прожитые годы:
Моя бабушка вспоминает беседы со своей бабушкой и живописно передает трогательную атмосферу детства и самобытный фольклорный колорит.
«В горнице рассаживались на лавки и скамьи. Девки садились отдельно от парней. Начинали с россказней, загадок, сказок, прибауток. Только потом песни запевались. Весной в теплые дни и летом собирались уж на воздухе: когда у чьих-либо ворот, когда прямо за околицей. Если была гармошка или балалайка, то пели чаще частушки или любовные припевки».
Современному человеку, не слышавшему подлинных народных песен в живом исполнении сельских песенников, трудно по-настоящему понять их значимость, оценить их красоту, почувствовать то волнение, которое испытываешь, слушая их.
2.3.Песни моего сердца.
Народная поговорка говорит: «Не я пою, душа поет». Песня – это пища души. А душа вечна! Не так часто приходится в современном ритме жизни встречаться и петь. Для современного человека это большая редкость. Но в нашей семье есть хорошая традиция отмечать дни рождения, большие религиозные праздники.
Моя любимая песня «Соловушка».
В роще пел соловушка, там вдали,
Песенку о счастье и о любви.
С чарами не справишься,
Ой, как ты мне нравишься,
От задора русских песен светлееют лица моих друзей, душа раскрывается.
Получается, что я с детства «окутана» русским фольклором.
Раздел 3. Практическая часть.
Познакомившись с разнообразным материалом о народной песне, мне захотелось узнать мнение учащихся МОУ Никулинской школы о народной песне.
Учащимся 1-8 классов была представлена следующая анкета.
1.Можешь ли ты назвать себя любителем музыки?
2.Какую музыку ты любишь слушать (современную, классическую, зарубежную, русскую, народную)?
3.Какие народные песни ты знаешь?
4.Нужна ли нам народная песня?
6. Какие народные коллективы ты знаешь в нашем районе?
Анализ результатов анкетирования.
На вопрос, какие ты знаешь народные песни, большинство ребят ответили «Калинка», «Ой, мороз», «Во поле береза стояла». 90% ребят ответили, что русская народная песня нужна. Чтобы продолжить историю прошлого. И лишь 10% ответили, что нет. Из народных исполнителей отметили Надежду Бабкину, Людмилу Зыкину и Надежду Кадышеву, Пелагею.
Из народных коллективов «Золотое кольцо», «Бурановские бабушки», «Ладушки».
Завершая исследовательскую работу, можно сделать следующие выводы. Сегодня молодежь увлекается легким жанром. Как не потерять это великое песенное искусство? От кого зависит, чтобы народная песня не забывалась и исполнялась? Начать нужно с себя. Уходят из жизни наши прабабушки, и мы, вдруг, понимаем, что не спросили у них, как они жили, о чем пели. Теперь и я знаю и ценю этот бесценный дар, который просто обязана сохранить и передать дальше.
Народная песня – зеркало жизни народа. Песня помогает и в работе и в отдыхе. Есть замечательная пословица: «Где песня льется, там легче живется».
Любите русскую песню!
Русская народная песня «Тонкая рябина»
Что стоишь, качаясь, тонкая рябина,
Головой, склоняясь до самого тына.
Там, через дорогу, за рекой широкой,
Так же одиноко дуб стоит высокий.
Как бы мне, рябине, к дубу перебраться,
Я б тогда не стала гнуться и качаться.
Русская народная песня «Ой, вставала я ранёшенько»
Ой, вставала я ранёшенько,
Умывалась я белёшенько.
Ой-ли, да-ли, калинка моя,
В саду ягода-малинка моя!
Надевала черевички на босу,
Я гнала свою корову на росу.
Я гнала свою корову на росу.
Повстречался мне медведь во лесу.
Я медведя испугалася,
Во часты кусты бросалася.
Ты, медведюшка-батюшка,
Ты не тронь мою коровушку.
Ты не тронь мою коровушку,
Не губи мою головушку!
Я коровушку доить буду,
Малых детушек поить буду.
Ох, мать, моя матушка,
Ты зачем меня на свет родила?
Уж ты умную, таланливую,
Чернобровую, догадливую?
Русская народная песня « Посею лебеду»
Посею лебеду на берегу,
Мою крупную рассадушку,
Мою крупную зеленую.
Погорела лебеда без дождя,
Моя крупная рассадушка,
Моя крупная зеленая.
Пошлю казака по воду,
Ни воды нет, ни казаченька,
Ни воды нет, ни казаченька.
Кабы мне да, младой, ворона коня,
Я бы вольная казачка была,
Я бы вольная казачка была.
Скакала, плясала б по лугам,
По зеленым по дубравушкам,
По зеленым по дубравушкам.
С донским, с молодым казаком,
Со удалым добрым молодцем,
Со удалым добрым молодцем.
Раздушечка, казак молодой,
Что не ходишь, что не жалуешь ко мне,
Что не ходишь, что не жалуешь ко мне?