Почему рассказ последние холода так называется

Сказки

Краткое содержание «Последние холода»

Повесть «Последние холода» Лиханова была написана в 1984 году. Глазами десятилетнего мальчика показаны страшные реалии военного времени: голод, жестокость, унижение, страшные потери. Маленькие дети вынуждены надеяться только на самих себя и всеми силами бороться за выживание.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Последние холода» по главам на нашем сайте. Пересказ книги пригодится при работе над читательским дневником.

Главные герои

Коля — третьеклассник, от лица которого ведётся повествование, добрый, справедливый, милосердный мальчик.

Вадим и Мария Русаковы — брат и сестра, оставшиеся без родителей. Голод доводит их до отчаяния, но они до последнего остаются добрыми и порядочными детьми.

Другие персонажи

Мама Коли — решительная, энергичная женщина, которая все силы отдаёт воспитанию единственного сына.

Анна Николаевна — учительница Коли, мудрая женщина, которая учит детей самому важному.

Краткое содержание

Коля учился в третьем классе, и его учительницей была Анна Николаевна, которую особенно ценили за « полководческий ум ». Она никогда не поучала, но давала ценные жизненные уроки, которые надолго врезались в память детей.

На дворе был уже сорок пятый год, и каждый день по радио объявляли об очередной победе советских войск над фашистскими захватчиками. В эти дни Колю переполняли противоречивые эмоции — « предчувствие радости и тревоги за отца », воевавшего на фронте.

Всем школьникам по очереди выдавали талоны на дополнительное питание. В этот раз пришёл черёд Коли — Анна Николаевна выдала ему талон, чтобы он пообедал в столовой № 8. Несмотря на то, что « мама с бабушкой и надсаживались изо всех сил », чтобы Коля не голодал, он постоянно испытывал « ощущение несытости ».

На следующий день еда в столовой « оказалась похуже вчерашней ». Коля с трудом заставил себя съесть две трети овсяного супа, после чего принялся за котлету. Неожиданно рядом появился мальчик, у которого было « жёлтое, почти покойницкое лицо ». Он шёпотом попросил разрешения доесть остатки супа и в одно мгновенье проглотил его. Мальчик был не один, а с младшей сестрой, которая также выпрашивала остатки еды у обедавших школьников. Коля узнал, что таких ребят тут называют «шакалами».

Мысль о голодных детях, готовых « доедать чужие куски, вылизывать чужие тарелки » не давала покоя Коле. Тайком от матери он стащил из буфета кусок хлеба и положил в портфель.

В этот день в столовой царило настоящее столпотворение — « сошлись две или, может, даже три смены ». Коле пришлось столкнуться с настоящей бандой старшеклассников, от которых ужасно воняло махоркой. Главарём этой банды был носатый верзила, которому Коля дал прозвище Нос.

Коля узнал, что «шакалы» часто крали еду прямо со стола. На них устраивали настоящие облавы, но ничего не помогало. Вскоре Коля стал свидетелем того, как вчерашний желтолицый мальчик украл хлеб у маленькой девочки.

Коля услышал, как Нос подговорил своих товарищей проучить «шакала». Окружив желтолицего мальчика, они « были похожи на стаю, загнавшую зверя ». Началась драка, и неожиданно для всех «шакал» что есть силы вцепился руками в горло Носа и принялся его душить. Друзья Носа в страхе разбежались.

Желтолицый мальчик потерял сознание, и Коля побежал в столовую за помощью. Гардеробщица напоила мальчика сладким чаем, и тот пришёл в чувство. Коля узнал, что «шакал» не ел пять дней.

Коля познакомился с желтолицым — его звали Вадька, а сестру — Марья. Он узнал, что их отец погиб на фронте, а мать лежала в больнице. Дети, потеряв деньги и карточки на продукты, голодали, но не говорили об этом матери, не желая её расстраивать.

Коля видел, что его новым знакомым « нехорошо и одиноко », и отчаянно хотел им помочь. Вадька сказал, что им надо как-то дожить до конца месяца, и тогда они получат новые карточки. Коля решил отдать ребятам свою куртку.

Мама Коли, узнав о беде Вадьки и Марьи, пригласила их в дом. Бабушка накормила ребят вкусной заварихой с маслом, и те, наевшись впервые за долгое время, крепко уснули.

Мама Коли решила помочь детям и попросила их обязательно прийти к ним вечером. Ради нового друга Коля пропустил уроки и вместе с Вадимом бродил по городу в поисках продуктов. В этот день им удалось выпросить немного жмыха с маслозавода.

Вадим рассказал Коле о том, как ему морально тяжело быть «шакалом», но иначе Марья умрёт от голода. Он также поведал о местной шпане, которая отбирает в столовых у детей еду, угрожая ножом.

Вадим привёл Колю на рынок, который « считал серьёзным в смысле жратвы местом », и поведал о способах добычи пропитания. Мальчики заглядывали под прилавки в надежде отыскать обронённую картофелину, но так ничего не нашли.

После рынка ребята зашли в Вадькину квартиру. Коля раньше никогда « не видел такой убогости». Вадим рассказал, что после смерти отца мать сильно изменилась и стала странно себя вести.

Мама Коли рассказала в школе о голодных детях, и директор выдал им талоны в столовую, а учительница собрала немного денег. Вадим очень обрадовался, что « теперь не надо шакалить ».

В столовой один из представителей шпаны отобрал еду у Марьи, угрожая ей бритвой. Мальчики заступились за неё, и хулиган поспешил скрыться.

По дороге домой ребят догнал хулиган из столовой и бритвой разрезал пальто Вадиму — « теперь его не продашь ». Марья принялась горько плакать.

Коля с Марьей отправились к тифозным баракам, чтобы передать письмо больной маме. Коля с ужасом узнал, что больные здесь откровенно голодают. Из больницы он вышел совсем другим человеком. Только теперь он понял, с какой страшной бедой столкнулись его новые друзья. Коля почувствовал себя « зелёным сопляком по сравнению даже с Машкой ».

Вечером пришёл Вадим с продуктами, которые ему передали в школе. Он рассказал, что директор предложил им временно пожить в детском доме, пока не поправится их мама.

Мама Коли настояла на том, чтоб Вадька сходил в баню. Марья призналась, что однажды Вадим её взял в мужскую баню, ей было ужасно стыдно, и больше она туда никогда не пойдёт.

9 мая была объявлена долгожданная победа над Германией. Все вокруг ликовали. Анна Николаевна собрала ребят в классе, поздравила с победой и сказала, что они, дети войны, никогда не должны забывать её — только так можно сохранить мир на земле.

После школы Коля навестил своих друзей и узнал о страшном горе — их мама умерла. Вскоре их забрали в детдом, и дружба Коли и Вадьки оборвалась — отныне они жили словно в разных мирах.

Война закончилась, и Коля быстро забыл о ней. Он уже заканчивал четвёртый класс, но в восьмой столовой по-прежнему обитали «шакалы» — « маленькие, голодные, ни в чем не повинные ребятишки ».

Заключение

Война приносит с собой тяжёлые испытания, которые далеко не каждый способен достойно преодолеть. Голод стирает в душе человека былые ценности, превращая его в загнанного зверя. Нужно обладать огромной силой воли, чтобы не растерять в себе самое ценное — порядочность, доброту.

После ознакомления с кратким пересказом «Последние холода» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Источник

«Дети войны». Урок в 7-м классе по повести А.Лиханова «Последние холода»

Разделы: Литература

Пройдет время, и все, кто был взрослым, когда шла война, умрут. Останетесь только вы, теперешние дети. Дети минувшей войны… И может случиться, что новые малыши забудут наше горе, нашу радость, наши слезы! Не давайте им забыть!

Цели урока: показать значение повести А. Лиханова; вызвать у детей размышления о прочитанном, переживания, душевный отклик; совершенствовать умение анализировать текст.

1). Что вы знаете о Великой Отечественной войне? (Заранее на дом было задано сочинение, некоторые зачитают на уроке).
2). А какие произведения читали о ней? (Выступления 3-4 учащихся).

– Много замечательных произведений, посвященных военной теме, появилось в русской и башкирской литературе после Великой Отечественной войны.

Читайте также:  Рассказ о теле семье на английском 5 класс

Тяжело было на войне солдатам, о чем писали К. Симонов, Ю.Бондарев, З. Биишева, М. Карим и другие. Но каково же было детям на войне, которые зачастую оставались один на один с самим собой. В русской литературе об этом писали В. Катаев – “ Сын полка”, В. Богомолов – “Ваня”, А. Приставкин – “Ночевала тучка золотая”, в башкирской литературе – А. Бикчентаев – “Сколько лет тебе, комиссар?”, “Прощайте, серебристые дожди” и другие. Все произведения носят трагический характер. “У войны не женское лицо”, – пишет С. Алексеевич, и тем более не детское.

Писатели описывают разные отношения взрослых к детям на войне. Если у В. Катаева и А. Бикчентаева отношение взрослых к детям теплое, отеческое, то в повести А. Лиханова “Последние холода” говорится не просто о военном детстве, о том, как дети переносят лишения военных лет, а о том, как эти лишения переносят в сложном возрасте – в одиннадцать – тринадцать лет, когда ребятам нелегко вести себя самоотверженно и достойно. В сложный внутренний мир подростка вводит читателя А. Лиханов.

А. Лиханов родился в городе Кирове 13 сентября 1935 года. Отец его был слесарем. С первых дней войны он ушел на фронт и воевал до последних дней войны. Мама – медицинская лаборантка, всю жизнь проработала в больнице. “Я с малых лет знал, что где-то рядом с лабораторией – боль и страдание”, – вспоминал А. Лиханов.

Большую роль в судьбе будущего писателя сыграла бабушка Мария Васильевна: “Да, именно бабушка указала мне путь к книгам”. У нее была великолепная память, и она рассказывала внуку много историй. Детство А. Лиханова проходило в тыловом городе. Вместе со сверстниками он стоял в очередях за хлебом, шил кисеты, участвовал в школьном конкурсе для раненых.

Книги А. Лиханова решают важную задачу : как человеку остаться человеком, как сохранить в душе свет детства и веру во все доброе и прекрасное. Писатель удостоен Государственной премии РСФСР, премии Ленинского комсомола, награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Много горя принесла война. А сколько детской печали. Но война не разъединила людей, а объединила детей и взрослых. Горе учило людей думать не только о себе, чувствовать не только свою боль, но и боль тех, кто рядом. Обо всем этом повесть “После холода”.

Беседа по вопросам:

От чьего имени ведется рассказ?

Что мы знаем о Коле, сколько ему лет, где живет и с кем, ощущал ли он на себе тяготы войны?

Какое слово говорит о том, что мама с бабушкой делали сверхчеловеческие усилия, чтобы Коля не чувствовал голода? (надсаживались).

Какие отношения сложились у Коли с мамой и бабушкой, к чему привык Коля, живя в своем доме?

– Выслушав ребят, обращаю внимание на слова – боялись за него, думали о нем.

И вот Коля начинает познавать сложную жизнь, ощущать по – настоящему беду.

Когда это происходит? (Когда получил талоны на дополнительное питание в столовую. Вот когда он начинает ощущать, что такое война.)

Война заставляла людей воровать, попрошайничать, могла превратить человека в зверя. И какой силой воли надо было обладать, чтобы не растерять в себе самое ценное – доброту, порядочность, человечность.

Из всей массы детей, приходивших в столовую, писатель выделяет двоих, им и суждено сыграть важную роль в судьбе Коли.

– Что мы узнаем о Вадике и Маше? (Вадик и Маша – эвакуированные, живут в тыловом городе, отец погиб на фронте, мама лежит в больнице).

– Живут вдвоем. А тут ко всем бедам и еще одна: Маша потеряла карточки, и они голодают.

-Никто не знает об их беде, они никому не говорят, так как считают, что сами виноваты.

Ученикам нужно найти слова, чтобы определить, какие качества характера спасли детей, находившихся в безвыходном положении. Что помогло им выстоять, выжить? Собираем ответы на эти вопросы.

– Светящаяся доброта, любовь, забота о маме ( ученики читают письма, которые пишут Вадик и Маша маме)

– Забота друг о друге.

Конечно, во многом детям помогли люди, которые их окружали. Какое счастье, что рядом с Вадиком и Машей оказался Коля. Что он сделал для них?

Ребята вспоминают все важные эпизоды, где проявляется доброта Коли, его умение сострадать, желание помочь Маше и Вадику(кусок хлеба завернул для них, домой к себе повел. Куртку решил отдать, идет с Вадиком на “промысел” и т. д.)

Ученики рады, что Коля не побоялся пойти в тифозный барак, что он сумел преодолеть страх. Этот эпизод читаю сама: “У тифозных бараков я опять растерялся. На меня напал страх. Мама и бабушка всегда говорили, что именно к этой больнице даже приближаться опасно”.

Коля начинает понимать, что доброта должна быть действенной.

– Какую роль сыграли Вадик и Маша в жизни Коли?

Дети находят в тексте рассуждения Коли.

– Он задумывается о щедрости и жадности. О доброте и злобности. О бескорыстии, о готовности помочь.

Рассуждения Коли о взрослости ученики читают по тетради( заранее было задано выписать в тетрадь понравившиеся рассуждения о взрослости). “Взрослость приходит к нам не однажды, не в какой-то установленный всеми миг. Взрослость приходит, когда маленький человек видит важное для него и понимает это важное…”.

– Почему Вадик и Маша не стали друзьями Коле? ( Горе сделало Вадика и Марусю очень взрослыми. Коля не мог подняться до полного осознания их беды и горя).

– А как Коля считает, почему они не подружились? Ребята находят ответ в повести: “Не вышла дружба у меня с Вадиком и Марьей, вышло знакомство. То ли я был слишком послушным тогда, то ли слишком слабым, то ли привык жить в таком коконе, какой сплели вокруг меня мама и бабушка, а я дрогнул духом. Впрочем, может, была другая причина, что мы не стали друзьями,– время”.

– Почему повесть называется “Последние холода”? ( У природы – конец зимы, в книге – конец войны).

Заключительное слово учителя. Заканчивается война, приближался особенный день. Первый день Мира… Но рядом безутешное детское горе– последствия войны.

Вот и прочитана книга о военном детстве, о жизни обыкновенных детей в страшную военную пору. Нельзя забывать о войне, надо знать, какой ценой завоевано сегодняшнее счастье, надо стараться, чтобы ни одно имя не осталось забытым.

Источник

Урок внеклассного чтения по повести Альберта Лиханова » Последние холода»

Предмет, класс

Урок внеклассного чтения в 6 классе

Учитель

Копылова Нина Александровна

Тема урока

А. Лиханов «Последние холода»

«Дети войны, горьким опытом
Вас наделила судьба»

Тип урока

Внеклассное чтение. Работа с художественным текстом.

Цель урока

Создание условий для обучения детей умению анализировать художественный текст на примере повести А. Лиханова «Последние холода»

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

познакомиться с творчеством писателя А. Лиханова;

развивать умение анализа художественного произведения;

формировать умения выражать собственную позицию, вести диалог;

развивать умение выражать свои размышления в форме аргументированного ответа на вопросы

способствовать развитию навыков самостоятельной работы с текстом, аналитических и творческих способностей учащихся

через использование разных форм организации учебной деятельности формировать чувство ответственности за результат командной работы, содействовать сплочению детского коллектива, воспитывать любовь к чтению, такие качества личности, как: доброта, благородство, помощь ближнему

Актуальность использования средств ИКТ

Использование ИКТ позволит активизировать индивидуальные, личностные мотивы в процессе усвоения учебной информации; формировать навыки и умения информационно-поисковой деятельности; создать условия для эффективной реализации современных методов обучения.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Аудиозапись песни И. Резника «Дети войны», видеоролик, презентация

Необходимое аппаратное и программное обеспечение

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, флипчарт.

Универсальные учебные действия

Личностные УУД : мотивация учения, оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающих личностный моральный выбор.

Познавательные УУД : анализ с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование; формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Читайте также:  Рассказ на английском тауэрский мост для 5 класса

Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, контроль, коррекция, оценка действий партнёра, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; предвосхищение результата и уровня усвоения; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Источник

Урок внеклассного чтения. А.А Лиханов «Последние холода»

Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения. А.А Лиханов «Последние холода»»

«Дети войны, горьким опытом
Вас наделила судьба»

(Урок внеклассного чтения в 6 классе

по повести А. Лиханова «Последние холода»)

— знакомство с творчеством писателя А. Лиханова,

— развитие умения анализа художественного произведения;

— формирование умения выражать собственную позицию, вести диалог;

— развитие умения выражать свои размышления в форме аргументированного ответа на вопросы.

— развитие навыков самостоятельной работы с текстом;

— развитие полной самостоятельности в мыслительном процессе;

— развитие аналитических способностей;

— развитие творческих способностей.

— воспитание любви к личности и творчеству писателя;

— воспитание любви к литературе и родному языку;

— воспитание любви к чтению;

— воспитание нравственных качеств: доброты, благородства, человеческого участия. ·

— обучение в сотрудничестве,

— технология исследовательского обучения,

— технология индивидуализации обучения учащихся.

Методические приёмы: создание «ситуации успеха», выразительное чтение текста, эвристическая беседа, КМД (коллективная мыслительная деятельность при работе малыми группами), аналитическая беседа, сжатый пересказ, чтение, инсценировка и анализ отдельных эпизодов.

Методы обучения: опережающее индивидуальное задание, анализ, исследовательский и проблемно-поисковый методы, наблюдение.

Оборудование: портрет писателя А.А. Лиханова, рисунки учащихся, текст повести, тетради, запись на доске, раздаточный материал, газета «У войны не детское лицо», выставка книг «Дети и война», мультимедийный проектор.

Вы смотрели в глаза тех детей,
Знает кто о войне не из книжек:
Потерявших отцов, матерей,
С умным взглядом невзрослых детишек.

Предварительная подготовка к уроку: чтение повести учащимися, сбор материала для газеты «У войны не детское лицо» (расспросить близких, знакомых старшего поколения об их детстве в годы войны – какой они её запомнили и как пережили), работа над индивидуальными заданиями (биография писателя, рассказ о героях, стихотворения о войне), инсценировка отрывков из повести.

I. Организационный момент.

1. Звучит песня. «Дети войны». И. Резник. Исполняет Т. Гверцетели.

2.Учитель читает стихотворение.

Дети войны, вы детства не знали.
Ужас тех лет от бомбёжек в глазах.
В страхе вы жили. Не все выживали.
Горечь-полынь и сейчас на губах.

Дети войны, как же вы голодали…
Как же хотелось собрать горсть зерна.
На зрелых полях колосья играли,
Их поджигали, топтали…Война…

Чёрные дни от пожаров и гари-
Детским сердцам непонятны они.
Зачем и куда тогда вы бежали,
Всё покидая, в те горькие дни.

Где ж вы, родные мои, отзовитесь?!
Сколько же лет разделяло людей?
Дети войны, как и прежде, крепитесь!
Больше вам добрых и радостных дней! («Дети войны» Светлана Сирена).

3. Беседа по вопросам.

— Какому событию и кому посвящены строки стихотворения Светланы Сирены?

(Великой Отечественной войне, детям, пережившим это страшное время).

— Что вы знаете об этой войне? (1941-1945гг, война с фашисткой Германией, 75 лет Победы).

— Обратите внимание на эпиграф к уроку. Как вы понимаете эти слова? (Ответы учащихся).

— Ребята, попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Дети и война)

— Какие книги о Великой Отечественной войне, героями которых были дети, вы читали? (Ответы детей).

Оценить ответы в листках самооценки.

4. Выставка книг «Дети и война».

Перед нами выставка книг о Великой Отечественной войне. «Золотая полка – это та, на которую ставятся любимые книги», – сказал Ю. Олеша. Мне бы хотелось, чтобы книги, выставленные здесь, оказались и на ваших личных «золотых» полках. (Знакомство с книгами).

Среди этих книг есть книги А. Лиханова: «Обман», «Благие намерения», «Высшая мера», «Мой генерал», «Последние холода». Эта лишь небольшая часть произведений, которые написал А. Лиханов. Главные герои его произведений – подростки, взрослые люди разных профессий: учителя, библиотекари, врачи, геодезисты, военные.

— Что вы узнали об Альберте Лиханове?

5. Биография Лиханова А. А.

Рассказывают два ученика (биографы). (Презентация).

Первый ученик. Родился А. Лиханов в городе Кирове 13 сентября 1935 года. Отец его был слесарем. С первых дней войны он ушел на фронт и воевал до последних дней войны. Мама – медицинская лаборантка, всю жизнь проработала в больнице. « Я с малых лет знал, что где-то рядом с лабораторией – боль и страдания», – вспоминал А. Лиханов.

Второй ученик. Большую роль в судьбе будущего писателя сыграла бабушка Мария Васильевна. У нее была великолепная память, и она рассказывала внуку много историй. Детство А. Лиханова проходило в тыловом городе. Вместе со сверстниками он стоял в очередях за хлебом, шил кисеты, участвовал в школьном концерте для раненых.

Писатель вспоминал, как ждали отцов с фронта, как жили ожиданием победы, делили со взрослыми все тяготы, трудности, как рождались добрые чувства: сострадание, вера, справедливость.

Учитель. (Презентация). Свой литературный путь А. Лиханов начал с журналистики: в течение 13 лет был главным редактором молодёжного журнала «Смена».

Сегодня это известный писатель, книги которого издаются не только в России, но и в Японии, Германии, Голландии, Греции, Испании, Венгрии, Китае и в других странах.

А. Лиханов удостоен Международной премии имени Горького, Государственной премии России, Государственной премии РСФСР им. Н.К. Крупской, премии Ленинского комсомола, премии Януша Корчака (польского мыслителя, педагога, врача, антифашиста, участника войны, писателя).

Как видите, ребята, писатель широко признан у нас и за рубежом. Почему? Чем он заслужил это признание? (Ответы учащихся).

Его главная тема и главная боль – судьбы детей, оказавшихся в силу самых разных причин зажатыми в тиски людского равнодушия, идёт ли речь об увечьях и ранениях, о предательстве родителей или о жизни в детском доме…

В 1987 г. по его инициативе у нас в стране был создан Советский детский фонд – первая общественная благотворительная организация.

А. Лиханов возглавил Детский фонд и не оставил этого почётного, но трудного поста и сегодня.

Однажды прикоснувшись к детской беде, он стал последовательно бороться за улучшение жизни детей, особое внимание уделяя детям- инвалидам. И это делает честь его характеру и человеческой судьбе.

Книги Лиханова решают важную задачу: как человеку остаться человеком, как сохранить в душе свет детства и веру во все доброе и прекрасное.

Да, много горя принесла война. А сколько детской печали! Но война не разъединила людей, а объединяла детей и взрослых. Война учила стойкости, мужеству, доброте, состраданию. Горе учило людей думать не только о себе, чувствовать не только свою боль, но и боль тех, кто рядом. Дружба, единение, сопереживание помогали выстоять, выдержать все испытания, все невзгоды. Обо всем этом повесть «Последние холода».

И сегодня мы поговорим о ней.

6. Беседа о повести и её героях.

Повесть была написана в 1984 году, почти через 40 лет после войны.

— Ваше первое впечатление об этом произведении?

— О чём эта повесть? (Эта повесть о том, как люди жили во время Великой Отечественной войны в тылу).

— В чём нас убеждает писатель? Над чем заставил нас задуматься? (Ответы учащихся).

— От чьего имени ведется рассказ? (От имени Коли – взрослого человека, который вспоминает свое военное детство)

Оценить ответы в листках самооценки.

Учитель. Теперь остановимся на конкретных судьбах героев. Подготовьтесь на заданную тему по определённому плану («Жизнь Коли и его семьи в эвакуации», «Судьба Маши и Вадима»). (Приложение 1).

8. Выступление 1 группы.

Война заставляла людей воровать, попрошайничать, могла превратить человека в зверя. И какой силой воли надо было обладать, чтобы не растерять в себе самое ценное – доброту, порядочность, человечность! Из всей массы детей, приходивших в столовую, писатель выделяет двоих, им и суждено сыграть важную роль в судьбе Коли.

Читайте также:  Рассказ воронковой снег идет текст читать

-Что мы узнаем о Вадике и Маше?

9. Выступление 2 группы.

Учитель. Итак, ребята, мы будто побывали в том далёком военном времени и увидели, каким тяжёлым грузом ложились на плечи война. Она не щадила ни старых, ни малых.

— Как автор создаёт картины того времени (передаёт дух времени, атмосферу)?

10. Работа с текстом.

Представьте себя на их месте. Ведь у вас сейчас есть всё? Жутко? Да? Война ломала и закаляла характеры людей. Война отняла у детей детство.

— Согласны ли вы с тем, что война и «закаляла»? (Ответы).

— Какими примерами вы можете подтвердить эту мысль? (Ответы учащихся: на примере семьи Русаковых).

— Какую роль сыграли Вадик и Маша в жизни Коли? Обратимся к словарю. Как вы свяжете эти слова с Колей. (Коля задумывается о щедрости и жадности. О доброте и злобности. Коля называет Владика благороднейшим человеком, так как понял, какую тяжесть взвалил этот мальчик на себя. Ему стыдно перед Вадиком. Эти дети сумели пробудить в Коле добрые чувства: в нем проявляется бескорыстие – готовность помочь, идти на любые жертвы. Такое чувство появляется не вдруг, его нужно воспитывать в себе, преодолевая боязнь и страх.)

— Как вы считаете: взрослость – это годы или состояние души? Что сделало подростка Вадима взрослым? (Чувство ответственности за сестру и мать).

— А как вообще к людям приходит взрослость? (Когда они совершают поступки).

Учитель. Расскажите о тех эпизодах повести, из которых видно, что Коля повзрослел, ведь он учился лишь в 3-м классе? Подтвердите текстом повести, показ инсценировок.

Ответы учащихся (Не говорил маме про шум в ушах: беспокоился за её спокойствие. Коля принимает решение отдать свою куртку Вадиму. Диктует письмо Маше. Коля несёт письмо для матери ребят в тифозный барак. Коля останавливает упрёк матери за дружбу с Вадимом гневным замечанием: «Как тебе не стыдно!»). Инсценировка эпизодов (Решение отдать куртку. Маша под диктовку Коли пишет письмо маме. Разговор Коли с мамой о дружбе с Вадимом).

Учитель. Да, вы правы, ребята, ребёнок, а потом подросток взрослеет, совершая поступки, замечая чужую боль и неустроенность, беря ответственность за других на себя. В этом весь Коля, это поступки взрослого человека. Об этом же стихотворение «Мужчина» В. Берестова, у которого, кстати, детство тоже пришлось на военное время.

Отца на фронт призвали,

И по такой причине

Я должен жить отныне

Как следует мужчине.

Мать вечно на работе.

Но в доме для мужчины

Всегда найдётся дело.

На ней ни капли жира.

С трёх карточек талоны

Стригут мне в гастрономе.

Кормилец и добытчик.

Мужчина. Старший в доме.

Что стал отцу заменой.

Но в жизни той далёкой,

Мать заменила папу.

12. Чтение стихотворения учеником.

Перекликается ли оно с повестью А. Лиханова «Последние холода»? Какова тема стихотворения? (Да. Тема взросления).

Оценить ответы в листках самооценки.

13. Работа над текстом произведения.

Учитель. Обращаемся снова к произведению.

— Как вы считаете, почему знакомство Коли с Вадимом не переросло в дружбу? Что их разделяло? (Ответы).

14. Чтение отрывка учителем.

— Прочитаем последние страницы повести, чтобы поточнее ответить на этот нелёгкий вопрос (от слов «… В общем, я пришёл к ним в сумерки», кончая словами «…как в самом начале войны»).

(В тексте есть прямой ответ на этот вопрос: «Просто я жил в одном мире, а он (Вадим) существовал в другом»).

— Почему в эти тяжкие годы всё-таки удавалось спасти детей от голодной смерти? (Ответы учащихся).

Учитель. Да, действительно, детей подкармливали все, кто мог: дополнительное питание в столовых; помогали учителя в школах; бойцы отдавали свои пайки; на рынках торговки закрывали глаза на голодных воришек; жмыхом делились рабочие маслозавода. Словом, держались друг за дружку, вот и выдюжили!

— Почему книга называется «Последние холода»? (Кончилась война. Стаял снег. Пришла весна).

Учитель. Наступила весна. Всё возрождается к жизни. Давайте посмотрим, с каким мастерством автор выписывает через картины природы возрождение жизни: надежду.

Книга носит автобиографический характер. Какой завет передала учительница Анна Николаевна своему ученику Коле? Прочитайте его.

(«Ну вот, – сказала негромко Анна Николаевна, – война кончилась…Понимаете. »)

15. Творческая работа.

Учитель. Как вы считаете, ребята, донёс писатель А. Лиханов завет своей учительницы не забывать войну, не забывать, что пережили дети? Донёс ли он её слово-предупреждение до нас? (Конечно, да. Он стал писателем, пишет о детях того поколения, трудностях, которые они пережили).

— А почему нельзя забывать об этом трудном, тяжёлом времени?

Поразмышляйте, не торопитесь с ответом. Запишите ответ, опираясь на ключевые слова: моя Родина, наша история, военное время, голодные дни, слёзы, погибшие отцы, светлое будущее.

Ребята зачитывают ответы.

Оценить ответы в листках самооценки.

Ребята, мы пришли к правильным выводам: вся прошлая жизнь людей нашей Родины – это наша история, и мы должны её знать, причём не только победные страницы, но и горькие дни поражения, страдания, голод.

И эти знания не просто расширяют кругозор, они формируют наш характер, наше отношение к старшему поколению, учат переносить лишения, помогать друг другу в беде.

Мы должны помнить, что без прошлого нет настоящего, без настоящего нет будущего. Священная память должна быть у каждого из нас. Спасибо вам, друзья, за умные и добрые мысли, которые пробудила в вас повесть «Последние холода».

Много лет прошло с того страшного дня, когда началась война, а мы вновь и вновь обращаемся к военной теме, к нашему прошлому.

16. Ученик читает стихотворение В. Шамшурина «Война прошлась по детским судьбам грозно»:

Война прошлась по детским судьбам грозно,
Всем было трудно, трудно для страны,
Но детство изувечено серьёзно:
Страдали тяжко дети от войны.
Нужны были и смелость и отвага,
чтоб жить под оккупацией врага,
Всегда страдать от голода и страха,
Прошла, где неприятеля нога.
В тылу страны нелёгким было детство,
Одежды не хватало и еды,
Страдали от войны все повсеместно,
Хватило детям горя и беды.

Скажите, а многие ли из вас знают о военном детстве своих прабабушек, прадедушек, знакомых, соседей?

Некоторые ребята подготовили материалы к сегодняшнему уроку, которые доказывают, что пережитое нашим народом, детьми, в частности, во время Великой Отечественной войны, это не выдумка писателя, а жестокая правда жизни. Обратите внимание на нашу газету, в которой размещены рассказы близких, родных, знакомых, соседей ваших одноклассников. Я прошу познакомить нас с тем материалом, который был собран вами, ребята.

17. Учащиеся выступают с сообщениями.

Спасибо вам, ребята, за эти работы. Слушая ваши рассказы, я подумала о том, что вы тоже выполняете наказ Колиной учительницы не забывать ни горя, ни слёз, ни трудностей жизни уходящего поколения, чтобы не оборвалась ниточка, связывающая прошлое, настоящее и будущее. И надо уметь быть благодарными писателю, который разбудил в наших душах добрые, умные мысли и чувства. Надеюсь, что сегодня вы стали чуточку взрослее. Помните, у Альберта Лиханова есть замечательные слова: «Взрослость приходит, когда маленький человек видит важное для него и понимает это важное. Он вовсе не взрослый, нет. И нет у него взрослого понимания подряд всех вещей. Но в лесу, где много деревьев, которых он не знает, он вдруг догадывается: вот это, пожалуй, пихта. А это кедр. Во множестве сложных вещей он узнаёт самые главные, понимая их если и не умом, то сердцем».

— Какое новое открытие вы сделали сегодня на уроке? (Ответы учащихся).

IV. Заключительное слово учителя.

И на сегодняшнем уроке мы с вами учились понимать эти самые главные мысли о жизни, учились быть людьми, способными заглянуть в события полувековой давности неравнодушными глазами, увидеть и почувствовать сердцем боль и радость своих предков.

Звучит песня Е. Плотниковой о победе в исполнении группы «Мультикейс» «И всё о той весне увидел я во сне».

V. Домашнее задание. Напишите, пожалуйста, от имени Коли письмо Вадиму и Маше.

Источник

Познавательное и интересное