Сочинение «Идея сказки «Синяя птица» М. Метерлинка
Замечательная пьеса бельгийского драматурга Мориса Метерлинка «Синяя птица» повествует о приключениях двоих детей из семьи бедного дровосека. Брат и сестра, Тильтиль и Митиль, отправляются на поиски волшебной синей птицы. Эта птица – символ счастья и любви. По сюжету сказки синяя птица волшебна, и только она может излечить больную девочку, внучку Феи.
Прежде, чем добыть птицу, дети попадают в разные приключения в символических волшебных странах: Страну Воспоминаний, Сады блаженств. Там они встречают множество живых существ, которые тоже являются символами: Время, Душу Света, Материнскую любовь. Дети учатся понимать Души вещей: хлеб, сахар, вода и молоко предстают перед ними, как живые личности.
Но ни в садах Блаженств, ни в Стране воспоминаний, ни во дворце Ночи, ни в Лазоревом дворце будущего дети не находят птицы. Точнее, все птицы, которых они там ловят и сажают в клетку, либо умирают, либо меняют цвет. Видимо, счастье не заключается ни в удовольствиях, ни в воспоминаниях, ни в мечтах о будущем. Дети проходят весь путь, а когда просыпаются дома в своих кроватках, Тильтиль узнает волшебную синюю птицу в своей горлинке.
Хотя ничего в домике не изменилось, в нем поселилось счастье. Дети по-новому, с любовью и благодарностью, смотрят на самые простые вещи, целуют родителей и домашних животных. Тильтиль дарит горлинку больной соседской девочке, и она выздоравливает. Затем птица улетает, потому что ощущение счастья привязать к себе невозможно.
Идея автора в том, что счастье приходит к тем, кто «видит скрытое» от повседневных забот и мелочей. Мир становится светлым и волшебным, если смотреть на него, как на волшебство, если дарить любовь, как Тильтиль подарил свою горлинку. Тогда произойдут чудеса.
Если вы еще не знаете что такое cинквейн, то я вам сейчас объясню.
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над его созданием развивает образное мышление.
Пример синквейна на тему форумов:
Форум (существительное, выражающее главную тему)
Шумный, интересный (два прилагательных, выражающих главную мысль)
Развлекает, развивает, веселит (три глагола, описывающие действия в рамках темы)
Хорошее место для знакомств (фраза, несущая определенный смысл)
Общение (заключение в форме существительного)
Почему повесть названа Шинель?
Данное произведение весьма метафорично, так как поэт сравнивает себя с дубовым листком, который «оторвался от ветки родимой» и отправился в странствия «жестокой бурей гонимый». Уже в первых строчках произведения содержится намек на кавказские ссылки Лермонтова, которые вынудили поэта покинуть родное имение и блистательно московское общество, отказаться от светской жизни и многочисленных друзей. По сути, Лермонтов оказался на чужбине. Причем, против своей воли, как дубовый листок, сорванный порывом ветра и перенесенный в степь. Опаленный солнцем, пожелтевший и запылившийся, он ищет пристанища на берегу Черного моря. Точно также и поэт пытался найти себя в новом, чужом для него и совершенно безразличном мире, рассчитывая на то, что далекий Кавказ сможет стать его второй родиной. Этого, к сожалению, не случилось, уж слишком разными были мировоззрения поэта и тех людей, которые окружали его на чужбине. Подтверждает это и стихотворение, в котором дубовый листок попытался прибиться к корням гордой красавицы-чинары, одиноко стоящей на морском берегу. Листок просил у нее немного – всего лишь тени от раскидистых ветвей, которая смогла бы защитить его от палящего южного солнца. Взамен странник обещал рассказать чинаре много удивительных историй о своих путешествиях.
Однако увлекательные рассказы оказались чинаре без надобности. «Ты много видал – да к чему мне твои небылицы?», — таков был ответ гордой красавицы. Если проводить параллель с жизнью поэта, то сходство очевидно, так как талант Лермонтова, перед которым многие преклонялись в России, оказался никому не нужным на Кавказе с его восточной культурой и совершенно иными жизненными ценностями. Более того, коренные жители гор с пренебрежением отнеслись к попыткам поэта установить с ними дружеские отношения, так как считали, что по своему статусу Лермонтов, имеющий дворянское происхождение, но находящийся в опале, занимает гораздо более низшую ступень, чем уважаемый всеми джигит. «Ты пылен и желт – и сынам моим свежим не пара» — эти строчки подтверждают тот факт, что Лермонтов был отвергнут местным обществом и, в частности, первыми кавказскими красавицами, которые поначалу пленили пылкое воображение поэта.
В последней строфе стихотворения «Листок» красавица-чинара открыто прогоняет чужестранца, советуя ему идти дальше и искать свое счастье в других местах. В этих краях она – полноправная хозяйка, ее жизнь протекает счастливо, размеренно, она наполнена негой, любовью и теплом. В ней нет места тому, кто попытался столь вероломно нарушить ее покой, и попросил помощи. Сейчас уже трудно судить о том, имел ли в действительности место подобный диалог между Лермонтовым и кем-то из темпераментных жителей Кавказа.
Однако факт остается фактом – изгнанника, вынужденного покинуть российскую столицу, на юге никто не ждал. Надеясь обрести душевный покой среди горных аулов, Лермонтов очень скоро осознал, что местный уклад жизни, размеренный и преисполненный вековой мудрости, вызывает у него чувство уныния. В то же время резкий и вспыльчивый характер поэта отталкивал от него местных жителей. В итоге поэт чувствовал себя бесконечно одиноким и никому не нужным, понимая, что вряд ли на земле можно отыскать такое место, где он сможет быть по-настоящему счастливым, свободным и востребованным, как литератор.
С разными литературными героями мы уже успели познакомиться на уроках русской и зарубежной литературы — смелыми и робкими, честными и коварными, добросердечными и жестокими. Но не было среди них ни одного, похожего на Юшку — главного героя рассказа А. П. Платонова.
Удивительным человеком был Юшка. В то время как все люди вокруг тратили заработанные честным трудом деньги на то, чтобы досыта и вкусно поесть, нарядно одеться, благоустроить свой дом, Юшка вел себя странно и непонятно. С утра до вечера работая помощником в кузнице и получая ежемесячное жалование, этот человек из года в год носил одну и ту же латаную обветшавшую одежду, не покупал даже чая и сахара — пил воду. Оказывается, сэкономленные за год деньги добрый и неприхотливый Юшка относил чужой девочке-сироте в другой город, где он устроил ее на обучение и проживание.
Терпеливому, мягкому, доверчивому Юшке неведомы были гордость и самолюбие. Его огромное сердце вмещало в себя безграничную любовь ко всему миру. Но людям, живущим рядом с ним и занятым ежедневными бытовыми мелочами и проблемами, это было непонятно, как и то, для чего Юшка — такой, какой он есть — живет на свете. Нередко случалось так, что «от кротости Юшки взрослый человек приходил в ожесточение и бил его. и в этом зле забывал на время свое горе». Срывая на главном герое рассказа свою злобу и ожесточение, люди чувствовали облегчение, в то время как слабый, больной чахоткой Юшка долго приходил в себя в пыли на дороге. Дети, видя отношение родителей к непохожему на остальных человеку, тоже смеялись над ним и мучали его. А что же Юшка? А Юшка был уверен, что и взрослые, и дети «любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его». Юшка точно знает, что не может человек жить без любви, просто «сердце в людях бывает слепое».
Я уверена, что если бы этот необыкновенный человек не был таким скромным и молчаливым, он многое смог бы рассказать нам о настоящей любви, когда думаешь не о себе, а о другом и ради чужого счастья и радости готов без раздумий и колебаний пожертвовать своим. Спасибо тебе, добрый, бесхитростный и самоотверженный Юшка!
В своих произведениях А. П. Платонов всегда изображает реальную жизнь, которая, к сожалению, несовершенна. И это несовершенство автор наиболее ярко раскрывает с помощью своих героев. Зачастую это «душевные бедняки», как называл их сам писатель: их душевные переживания таят в себе знания о жизни, касающиеся всех, но доступные не многим. В рассказах Платонова перед нами предстает мир, увиденный глазами человека, невыносимо страдающего, «раненного смертью». Созданные писателем образы заставляют тревожно биться наши сердца, вселяют желание каким-то образом изменить, улучшить этот мир.
Читая рассказ «Юшка», мы постоянно сталкиваемся с жестокостью, черствостью и несправедливостью людей, которые безжалостно издеваются над несчастным больным человеком, бьют и унижают его. Герою рассказа всего сорок лет, но он страдает от неизлечимой болезни и потому состарился раньше времени. Маленького роста, худой, со сморщенным лицом и глазами как у слепца, в которых «всегда стояла влага, как неостывающие слезы», он плохо видит, его руки очень слабы. Дети смеялись над ним, взрослые срывали на нем свою ярость, когда у них «бывало злое горе или обида, или они были пьяными». Бедный юродивый никогда не отвечал своим обидчикам, но это вызывало только еще большую ярость: «человек приходил в ожесточение и бил его больше, чем хотел сначала, и в этом зле забывал на время свое горе». Родители, упрекая детей за непослушание, говорили, что те станут похожи на Юшку, когда вырастут: «Будешь ходить летом босой, а зимой в худых валенках, и все тебя будут мучить, и чаю с сахаром не будешь пить, а одну воду».
Но несмотря ни на что добрый Юшка любил людей, прощал обиды и оскорбления, потому что искренне считал, что и они его по-своему любят. Он верил, что нужен детям, «только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его». Когда хозяйская дочь Даша находила его, избитого, лежащего без сознания в пыли на дороге, с кровью на щеке или разорванным ухом, он все равно утверждал, что народ его любит. «Он меня без понятия любит, — говорил несчастный. — Сердце в людях бывает слепое».
Тема урока: Смысл названия повести «Шинель»
Тема урока: Смысл названия повести «Шинель».
Урок-исследование по повести «Шинель».
Задачи урока: * проанализировать роль образа шинели в сюжете повести;
* раскрыть значение образа шинели в изображении внутреннего мира главного героя;
* связать символический смысл образа шинели с темой влияния чина на душу человека.
Структура урока: актуализация и совершенствование знаний, умений, навыков.
Методы обучения: проблемно-поисковая аналитическая беседа; работа с текстом художественного произведения; индивидуальные задания опережающего характера; сообщения; выводы.
Что такое каждая из его повестей! Она начинается глупостями, продолжается глупостями и кончается слезами, и всё это называется жизнь».
1. Организационный момент.
2. Сообщение целей урока.
Слово учителя. /слайд 2/ Тема нашего урока – «Смысл названия повести «Шинель». Сегодня мы попытаемся ответить на вопросы: /слайд 3/
1. Почему повесть названа «Шинель»?
2. Кто виноват в трагедии Акакия Акакиевича Башмачкина? (причастна ли к этому Шинель?)
3. Акакий Акакиевич Башмачкин – «совершенный идиот» (Н. Чернышевский) или «святой мученик» (В. Маркович)? (и, соответственно, чего он заслуживает: сочувствия, жалости или насмешки)
Цели урока мы определим следующие: /слайд 4/
• Систематизировать знания о повести «Шинель».
• Раскрыть смысл образа шинели.
• Сосредоточить внимание на значимых художественных деталях текста.
• Учиться быть терпимыми по отношению к окружающим нас людям.
Итак, обратимся к повести. /слайд 5/
Гоголь был очень внимательным собеседником, «прислушивался к замечаниям, описаниям, наблюдениям своего круга и, случалось, пользовался ими» (Анненков). Вспомните, что послужило мотивом для создания повести «Шинель»?
4. Рассказ об истории создания повести.
5. Беседа по вопросам:
— Что же, на ваш взгляд, было сохранено, а что перенесено в повесть без изменений?
Таким образом, сюжет анекдота, который лег в основу повести Гоголя, вышел на совершенно иной, философский и художественный, уровень. Гоголь изменял и перерабатывал реальный материал таким образом, чтобы на первый план выступила гуманная идея. Он взял героя, занимавшего одно из самых последних мест в иерархической системе царской России, тишайшее и безобиднейшее существо, никогда не причинявшее никому никакого зла, покорно сносившее всяческие лишения и насмешки, не обнаруживавшее никогда никаких притязаний, разве что притязание на самое необходимое – на шинель, и то лишь тогда, когда без нее уже никак нельзя было обойтись. И вот этого-то человека жизнь беспощадно наказывает и уничтожает…
— Только пропажа шинели придает повести трагическое звучание?
Вывод: трагическое в «Шинели» только завершено пропажей новой шинели, но пронизывает повесть и до момента пропажи, независимо от нее.
— Как вы считаете, какова главная тема повести? Какая тема прослеживается?
(Это тема человеческого страдания, предопределенного укладом жизни. Тема «маленького человека»)
— Кого в литературе принято называть «маленьким человеком»? /слайд 6/
5. Образ Башмачкина
Слово учителя: Несмотря на то, что сюжет повести совсем не радостный, она начинается с забавного эпизода выбора имени при рождении.
— Почему герою дали неблагозвучное имя отца?
Слово учителя: У нас есть творческая группа, которая провела небольшое расследование, решив выяснить, что обозначает имя главного героя и повлияло ли оно на его судьбу.
Выступление 1-й творческой группы.
В народе всегда существовало поверье, что имя влияет на судьбу человека. И мы в этом еще раз убедились. Может быть, тогда оно, имя, виновато в том, что случилось с героем? А при чем же здесь шинель? Каков ее вклад в трагичность судьбы Акакия Акакиевича? Поразмышляем над наиболее значимыми эпизодами из жизни героя. В частности, посмотрим, как повлияло на Акакия Акакиевича появление новой шинели. Изменилось ли что-нибудь в его жизни и в нем самом? Предоставим слово 2-й группе, которая проследила за жизнью героя до и после появления в ней новой шинели.
Выступление 2-й творческой группы.
Итак, что же изменилось в герое после приобретения новой шинели?
В нем просыпается горделивое достоинство солидного чиновника, одетого так, как подобает, и чувствующего себя в этой одежде очень комфортно. Теперь герой близок к общепринятой норме, он почти такой, как все. Это уже «другой» Акакий Акакиевич.
Кто же виноват в трагичной судьбе героя: имя, предопределившее его характер и судьбу, или шинель, заставившая его измениться, стать таким, как все?
Почему герой умирает? Виновата ли в его смерти шинель?
(нет, он умер после разговора со значительным лицом от равнодушия к себе и своей беде)
Почему же тогда повесть названа «Шинель»?
(В результате развития сюжета образ шинели становится своеобразным центром, стягивающим к себе все сюжетные линии. Шинель претендует на роль героини повествования, определяя все перипетии сюжета. Все персонажи, далекие друг от друга (Акакий Акакиевич, Петрович, значительное лицо, грабители и др.) оказываются связанными именно посредством их отношения к шинели. Центральное положение этого образа и подчеркивается заглавием повести.
Итак, кто же наш герой: «совершенный идиот» или «святой мученик»? Гоголь сочувствует ему или смеется над ним?
Каким должно быть отношение к человеку? К чему призывает нас автор?
Нам кажется, что события, герои, изображенные в повести, очень далеки от нас. Однако и сейчас есть люди, которые очень одиноки и им нужно наше внимание, понимание. И иногда мы не замечаем их одиночества, их страдающей живой души.
Какие чувства вызывает у нас герой гоголевской повести?
Значит, души у вас живые, к ним проложил путь Гоголь. Он помог нам уйти от равнодушия.
Роль «фантастических» сцен повести.
Письменный ответ на вопрос: «Какие нравственные проблемы поднимает Гоголь в повести «Шинель»?
Сочинение: Почему Н.В. Гоголь назвал свою повесть «Шинель»?
Сочинение: Почему Н.В. Гоголь назвал свою повесть «Шинель»?
(389 слов) Н.В Гоголь написал повесть «Шинель» в 1841 году. В ней он раскрыл тему «маленького человека», а также показал, как жизнь человеческую может сломать случай, причина которого — многочисленные изъяны в системе управления государством. Тематика книги очень разнообразна и серьезна, но текст читается на одном дыхании и является весьма небольшим по объему. Как автору удалось вместить в него так много мыслей? Думаю, он существенно облегчил повествование, выйдя из рамок реализма и создав образ-символ — шинель, ставшую основой сюжета и первым психологическим «футляром», куда хотел спрятаться человек.
Главный герой повести, Акакий Акакиевич Башмачкин, не «вышел в чины», поэтому терпел унижения от вышестоящих лиц. Он работал мелким служащим. Его жизнь пресна и скучна, самое важное в для героя – служба. Он служил с любовью и ревностно относился к своей работе. И отчасти его можно понять, ведь контора не давала ему чувствовать свое одиночество. Но сослуживцы относились к Башмачкину без уважения и смотрели на главного героя как на пустое место, «как будто через приемную пролетела муха». Но его участь изменилась, когда он осмелился мечтать о новой шинели, которая станет для него источником недостающего уважения. Автор мастерки обыграл значение этой вещи: шинель защищает персонажа не только от холода улиц, но и от холодности общества.
Главный герой на всем экономит деньги, ведь единственная его мечта заключается в приобретении новой шинели. Поскольку Башмачкин лишен простых человеческих радостей, он не осознает весь ужас своего положения. Сам факт того, что его мечта – это материальное благо, а не духовное, говорит нам о бедности его души. Однако не все так однозначно: Акакий Акакиевич мечтает не столько об одежде, сколько о признании, которое она дает. А почему люди оценивают его только по одежке? Видимо, проблема в них, а не в бедном чиновнике, который мечтал вырваться из своего ничтожества в их глазах. Именно окружение героя помешано на материальном аспекте жизни, а Башмачкин лишь подстраивается под него, потому что он — маленький человек, и ничего не решает самостоятельно.
Тема урока: Смысл названия повести «Шинель»
1. Почему повесть названа «Шинель»?
2. Кто виноват в трагедии Акакия Акакиевича Башмачкина? (причастна ли к этому Шинель?)
3. Акакий Акакиевич Башмачкин – «совершенный идиот» (Н. Чернышевский) или «святой мученик» (В. Маркович)? (и, соответственно, чего он заслуживает: сочувствия, жалости или насмешки)
Цели урока мы определим следующие: /слайд 4/
• Систематизировать знания о повести «Шинель».
• Раскрыть смысл образа шинели.
• Сосредоточить внимание на значимых художественных деталях текста.
• Учиться быть терпимыми по отношению к окружающим нас людям.
Итак, обратимся к повести. /слайд 5/
Гоголь был очень внимательным собеседником, «прислушивался к замечаниям, описаниям, наблюдениям своего круга и, случалось, пользовался ими» (Анненков). Вспомните, что послужило мотивом для создания повести «Шинель»?
5.
Беседа по вопросам:
— Что же, на ваш взгляд, было сохранено, а что перенесено в повесть без изменений?
Таким образом, сюжет анекдота, который лег в основу повести Гоголя, вышел на совершенно иной, философский и художественный, уровень. Гоголь изменял и перерабатывал реальный материал таким образом, чтобы на первый план выступила гуманная идея. Он взял героя, занимавшего одно из самых последних мест в иерархической системе царской России, тишайшее и безобиднейшее существо, никогда не причинявшее никому никакого зла, покорно сносившее всяческие лишения и насмешки, не обнаруживавшее никогда никаких притязаний, разве что притязание на самое необходимое – на шинель, и то лишь тогда, когда без нее уже никак нельзя было обойтись. И вот этого-то человека жизнь беспощадно наказывает и уничтожает…
— Только пропажа шинели придает повести трагическое звучание?
трагическое в «Шинели» только завершено пропажей новой шинели, но пронизывает повесть и до момента пропажи, независимо от нее.
— Как вы считаете, какова главная тема повести? Какая тема прослеживается?
(Это тема человеческого страдания, предопределенного укладом жизни. Тема «маленького человека»)
— Кого в литературе принято называть «маленьким человеком»?
(высвечивается на экране:
«маленький человек» — так в литературе называют героев, написанных с людей 19 века, которые не «вышли в чины» и терпели унижения от вышестоящих чиновников)
5. Образ Башмачкина
Несмотря на то, что сюжет повести совсем не радостный
,
она начинается с забавного эпизода выбора имени при рождении.
— Почему герою дали неблагозвучное имя отца?
У нас есть творческая группа, которая провела небольшое расследование, решив выяснить, что обозначает имя главного героя и повлияло ли оно на его судьбу.
Выступление 1-й творческой группы.
В народе всегда существовало поверье, что имя влияет на судьбу человека. И мы в этом еще раз убедились. Может быть, тогда оно, имя, виновато в том, что случилось с героем? А при чем же здесь шинель? Каков ее вклад в трагичность судьбы Акакия Акакиевича? Поразмышляем над наиболее значимыми эпизодами из жизни героя. В частности, посмотрим, как повлияло на Акакия Акакиевича появление новой шинели. Изменилось ли что-нибудь в его жизни и в нем самом? Предоставим слово 2-й группе, которая проследила за жизнью героя до и после появления в ней новой шинели.
Выступление 2-й творческой группы.
Итак, что же изменилось в герое после приобретения новой шинели?
В нем просыпается горделивое достоинство солидного чиновника, одетого так, как подобает, и чувствующего себя в этой одежде очень комфортно. Теперь герой близок к общепринятой норме, он почти такой, как все. Это уже «другой» Акакий Акакиевич.
Кто же виноват в трагичной судьбе героя: имя, предопределившее его характер и судьбу, или шинель, заставившая его измениться, стать таким, как все?
Почему герой умирает? Виновата ли в его смерти шинель?
(нет, он умер после разговора со значительным лицом от равнодушия к себе и своей беде)
Почему же тогда повесть названа «Шинель»?
(В результате развития сюжета образ шинели становится своеобразным центром, стягивающим к себе все сюжетные линии. Шинель претендует на роль героини повествования, определяя все перипетии сюжета. Все персонажи, далекие друг от друга (Акакий Акакиевич, Петрович, значительное лицо, грабители и др.) оказываются связанными именно посредством их отношения к шинели. Центральное положение этого образа и подчеркивается заглавием повести.
Итак, кто же наш герой: «совершенный идиот» или «святой мученик»? Гоголь сочувствует ему или смеется над ним?
Каким должно быть отношение к человеку? К чему призывает нас автор?
Нам кажется, что события, герои, изображенные в повести, очень далеки от нас. Однако и сейчас есть люди, которые очень одиноки и им нужно наше внимание, понимание. И иногда мы не замечаем их одиночества, их страдающей живой души.
Какие чувства вызывает у нас герой гоголевской повести?
Значит, души у вас живые, к ним проложил путь Гоголь. Он помог нам уйти от равнодушия.
Роль «фантастических» сцен повести.
Письменный ответ на вопрос: «Какие нравственные проблемы поднимает Гоголь в повести «Шинель»?
Смысл повести Гоголя «Шинель»
(313 слов) Повесть Гоголя «Шинель» увидела свет в 1843 году. Это история о маленьком человеке, дерзнувшем поверить в мечту. Гоголь изображает Акакия Акакиевича Башмачкина в образе юродивого человека средних лет, терпящего издевательства коллег. В стиле повести много тонких деталей, точно передающих внешнее и психологическое устройство главного героя.
Акакий Акакиевич занимает должность титулярного советника, но переписывание бумаг — это не просто ряд обязанностей, для Башмачкина это смысл его жизни. Он подходит к работе крайне ответственно, даже фанатично. Переписывание бумаг становится для него каким-то особенным ритуалом. Текст насыщен каламбурами, придающими повествованию своеобразный тон усмешки, но это всегда нечто на грани с глубокой жалостью и тихой задумчивостью. Повесть, безусловно, имеет христианский подтекст. Для раскрытия семантики очень важен момент, когда за словами: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» — на самом деле слышится совершенно иное: «Я брат твой».
Шинель — это важная художественная деталь, которая активизируется в ходе повествования как образ мечты. Именно шинель становится символом выхода за пределы обывательского круга, за грани жизни, выстроенной согласно табели о рангах. Гоголь затрагивает проблему неравенства, подчеркивая, что и у маленького человека может быть своя мечта и что «маленьким» его делает как раз-таки среда, внутри же он, может быть, искренне готов уверовать во что-то чудесное. Образ «Значительного лица» — это та сила, которая способна затушить пламя стремящейся к свету души. Акакий Акакиевич умер не столько от простуды, сколько от потери обретенного смысла, выведшего его за рамки крохотной жизни, которую он вел. Шинель — это дерзновение быть более свободным. Ведь в голову Башмачкина уже начинала закрадываться мысль: «Не положить ли, точно, куницу на воротник?». Шинель выводит Акакия Акакиевича из жизненного ступора сознания.
Мистический финал повести, как мне кажется, выписан Гоголем в таком ключе для того, чтобы показать бессмертность мечты, сумевшей воплотиться и вселить в сердце маленького человека истинную веру. Даже после смерти Башмачкин оказывается неразделимым с образом шинели, ставшей его путеводной звездой. Этот финал нужен для того, чтобы показать победу мечты над табелью о рангах и всеми жизненными условностями.
Автор: Камила Багирова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Тест по произведению
В каком году было впервые опубликовано произведение Гоголя «Шинель»?
Начать тест(новая вкладка)
В чем смысл мистического финала повести Н.В. Гоголя «Шинель»?
Смысл мистического финала повести Н.В. Гоголя «Шинель» заключается в том, что справедливость, которую Акакий Акакиевич Башмачкин не смог найти при жизни, все-таки восторжествовала после смерти героя. Призрак Башмачкина срывает шинели со знатных и богатых людей. Но особое место в финале занимает встреча с «одним значительным лицом», который после службы решил «заехать к одной знакомой даме, Каролине Ивановне». Но в пути с ним случается странное происшествие. Неожиданно чиновник почувствовал, что кто-то сильно схватил его за воротник, этим кто-то оказался покойный Акакий Акакиевич. Он страшным голосом произносит: «Наконец я тебя того, поймал за воротник! твоей-то шинели мне и нужно!»
Гоголь считает, что в жизни каждого человека, даже самого ничтожного, есть такие минуты, когда он становится личностью в самом высоком понимании этого слова. Отнимая шинели у чиновников, Башмачкин становится в собственных глазах и в глазах «униженных и оскорбленных» настоящим героем. Только теперь Акакий Акакиевич способен постоять за себя.
Гоголь прибегает к фантастике в последнем эпизоде своей «Шинели», чтобы показать несправедливость мира, его бесчеловечность. И только вмешательство потусторонней силы способно изменить подобное положение дел.
Следует отметить, что последняя встреча Акакия Акакиевича и чиновника стала значимой и для «значительного» лица. Гоголь пишет, что это происшествие «сделало на него сильное впечатление». Чиновник стал гораздо реже говорить своим подчиненным «Как вы смеете, понимаете ли, кто перед вами?». Если же он и произносил такие слова, то после того, как выслушает человека, стоящего перед ним.
Гоголь в своей повести показывает всю бесчеловечность человеческого общества. Он призывает взглянуть на «маленького человека» с пониманием и жалостью. Конфликт между «маленьким человеком» и обществом приводит к восстанию безропотных и смиренных, пусть и после смерти.
Таким образом, в «Шинели» Гоголь обращается к новому для него типу героя – «маленькому человеку». Автор стремится показать все тяготы жизни простого человека, который нигде и ни в ком не может найти поддержки. Он даже не может ответить обидчикам, поскольку слишком слаб. В реальном мире не может все измениться и восторжествовать справедливость, поэтому Гоголь вводит в повествование фантастику.
Значение образа шинели в одноименной повести Н.В. Гоголя
В «Шинели» развернулся общественно-нравственный мотив других, более ранних повестей Гоголя. Он заключается в мысли о богатствах человеческого духа, не уничтоженных, а лишь глубоко спрятавшихся в самой глубине существования людишек, искаженных дурным обществом. Гоголь руководствовался мыслью о том, что эти ценности духа, забитые пошлостью, могут, а следовательно, и должны воскреснуть и расцвести, пусть в каких-то неопределенных обстоятельствах. Эта тема в «Шинели» выразилась особенно остро.
Основным образом повести Н.В. Гоголя является фигура униженного, обделенного радостями жизни Акакия Акакиевича Башмачкина. В раскрытии характера этого героя важную функцию выполняет образ шинели. Шинель — это не просто предмет. Это цель, ради которой Башмачкин готов на самоограничение, на урезание средств, и без того очень ограниченных. И получение от Петровича новой шинели – праздник для него, «торжественнейший день».
Покупку шинели предваряет описание жизни Акакия Акакиевича. Здесь показана трагедия «маленького человека» в условиях большого города. В повести изображена его борьба за существование, лишения, невозможность удовлетворить потребности жизни, в число которых входит приобретение новой шинели. Рутинная работа Башмачкина в департаменте не может обеспечить самого малого и необходимого. Поэтому шинель олицетворяет для этого героя то, к чему он стремится. Но, кроме того, она показывает, как немного надо этому человеку.
Гоголь изображает в своей повести, как самая скромная, самая ничтожная улыбка судьбы приводит к тому, что в полуживом Акакии Акакиевиче начинает шевелиться и пробуждаться человеческое. У него еще нет шинели, а есть только мечта о ней. Но в Башмачкине уже что-то изменилось, потому что перед ним, впереди, какое-то событие. Притом, это событие, несущее радость. В кои то веки что-то происходит для него, тогда как годами этот герой существовал не для себя, а для лишенного смысла труда, поглощавшего его бытие. Ради шинели Башмачкин идет на жертвы. Акакию Акакиевичу не так трудно их нести, потому что он «питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели». Очень любопытно, что у этого героя обнаруживается идея, да еще и вечная! Гоголь замечает: «С этих пор как будто бы он женился…». И далее автор описывает состояние Башмачкина: «Он сделался как-то живее, даже тверже характером… С лица и с поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность… Огонь порою показывался в глазах его, в голове даже мелькали самые дерзкие и отважные мысли: не положить ли, точно, куницу на воротник».
Смелость мысли обновляющегося Акакия Акакиевича не идет далее куницы на воротник; но это не вызывает смех. Куница недоступна средствам Акакия Акакиевича; мечтать о ней – это значит мечтать о чем-то свойственном «значительным лицам», с которыми ранее Акакию Акакиевичу и в голову не приходило равнять себя. Но обращает на себя внимание совсем другое. Всего лишь мечты о несчастной шинелишке на коленкоровой подкладке так разительно изменили Акакия Акакиевича. Что же было бы с ним и со всеми забитыми, униженными и опустошенными, если бы им дали существование, достойное человека, дали цель, размах, мечту?
Наконец шинель готова, и Акакий Акакиевич шагнул еще на шаг вперед по пути воскресения в нем человека. Пусть «куницы не купил, потому что была точно дорога, а вместо ее выбрали кошку лучшую, какая только нашлась в лавке». Все же событие совершилось. И в Акакии Акакиевиче мы видим опять новое: он «даже засмеялся», сравнивая старый капот с новой шинелью, «пообедал он весело и после обеда уж ничего не писал, никаких бумаг, а так немножко посибаритствовал на постели». И эмоции, и веселье, и сибаритство, и жизнь без писанья бумаг – всего этого не было ранее у Акакия Акакиевича. В душе этого героя зашевелились даже кое-какие игривые идеи: по дороге в гости он увидел в окне магазина игривую картину, «покачнул головой и усмехнулся». А на обратном пути, выпив в гостях шампанского, Акакий Акакиевич «даже подбежал было вдруг, неизвестно почему, за какою-то дамою, которая, как молния, прошла мимо и у которой всякая часть тела была исполнена необыкновенного движения».
Акакий Акакиевич, всю жизнь испытавший страх и умерший более всего от страха, внушенного ему значительным лицом, теперь, после смерти, сам стал внушать страх другим. Он пугает множество людей, в том числе и носителей шинелей на бобрах, енотовых и медвежьих шуб, то есть именно значительных лиц. Все возмущение этого героя против той жизни, которой он жил, проявилось после его смерти. И ключевым здесь является образ шинели, приобретение которой позволило увидеть в Башмачкине человеческое начало. Шинель явилась поводом к тому, чтобы проявился весь протест маленького человека против существующего порядка жизни. Можно сказать, что в повести есть жизнь до покупки шинели и после нее. В повести шинель имеет огромное значение. Она олицетворяет, с одной стороны, предмет материально необходимый и, с другой, предмет, позволяющий возродить к жизни убитого действительностью человека.