Главные реки В. Ю. Драгунский стр 23
1. От чьего имени ведётся рассказ?
Рассказ написан от лица Дениски Кораблева, который выступает главным героем.
Это позволяет читателю вместе с ним прочувствовать все события и испытать эмоции, которые переполняли мальчика.
2. К каким уловкам прибегает Дениска для того, чтоб исправить положение? Помогают ли герою подсказки друзей? Объясни.
С самого утра главный герой начал использовать различные уловки.
Первым делом мальчик обогнал учительницу по дороге в класс, чтоб его не обвинили в опоздании.
Когда Дениса вызвали к доске для рассказа произведения Некрасова, мальчик решил заменить его стихотворением А. С. Пушкина.
Он не выучил заданное стихотворение и сказал, что забыл чьё произведение требовалось выучить.
Затем учительница попросила назвать главные реки Америки.
Но и здесь Дениска не знал правильных ответов.
Друзья пытались помочь ему подсказками.
Но очередная из них закончилась смехом, ведь герой место «Миссисипи» сказал «Миси-писи».
В итоге, ни подсказки, ни уловки не спасли положение Дениски.
Мальчик получил двойку.
3. Высмеивается ли в рассказе поведение мальчика? Обсудите с другом.
Автор высмеивает поведение Дениски, но с доброй иронией.
Он преподносит забавные истории из жизни мальчика, чтоб читатели посмеялись и не совершали подобных ошибок, а выполняли все домашние задания.
Это убережёт от неловких ситуаций, что выпали на плечи Дениски.
4. Какой урок извлёк Дениска из всего происшедшего?
Дениска понял и осознал, что все уроки нужно учить.
Даже если не хочется и сильно лень, нужно делать домашние задания.
Тогда не придётся попадать в неловкие ситуации и быть источником насмешек.
Такой вывод мы видим уже в начале этого забавного произведения.
5. Перескажи текст от лица одного из героев.
Пересказ от лица учительницы Раисы Ивановны:
Прозвенел звонок на урок.
Я спокойно направлялась в класс, как вдруг мимо меня пронёсся мой ученик – Денис Кораблев.
Когда я вошла в класс, он сидел, как ни в чём не бывало.
Я поздоровалась с ребятами, Денис же крикнул громче остальных.
Решила я вызвать его к доске.
Спросила стихотворение Некрасова, которое задавала выучить дома.
И вдруг Денис начинает рассказывать стихотворение Пушкина.
Я спросила, в чём дело.
Как утверждал мальчик, он просто забыл, чьё стихотворение нужно было выучить.
Двойку за это ставить я не стала.
Спросила следующее задание – реки Америки.
Долго же думал Денис, ребята из класса шептали ему подсказки.
И вдруг, с его слов я узнала, что главная река Америки – «Миси-писи».
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » читательский дневник » Драгунский В.Ю. “Главные реки” Читательский дневник, краткое содержание
Драгунский В.Ю. “Главные реки” Читательский дневник, краткое содержание
Автор Драгунский Виктор Юзефович
Название: “Главные реки”
Жанр: рассказ
Тема произведения: о детях
Число страниц: 4
Главные герои и их характеристика
Дениска Кораблев. Мальчик умный, добрый и старательный. Но иногда сильно увлекающийся — играми, забывающий о том, что нужно сделать уроки.
Мишка Слонов. Лучший друг Дениски, верный и преданный. Озорник и выдумщик. Очень любопытный и иногда безответственный.
Раиса Ивановна. Учительница. Умная, доброжелательная, веселая.
О чем произведение (1-2 предложение – кратчайшее содержание)
Рассказ “Главные реки” говорит о том, как однажды Дениска не подготовился к урокам и, когда его вызвали к доске, все перепутал. Над мальчиком смеялся весь класс, а ему было очень стыдно.
Сюжет — краткое содержание
Весь вечер Дениска запускает в космос змея и ложится спать, забыв выучить заданные в школе уроки.
Утром Дениска просыпается поздно и едва не опаздывает на урок.
Дениску вызывают к доске, и он не может вспомнить стихотворение Некрасова.
Дениска называет мужичка с ноготком и весь класс дружно смеется.
Учительница спрашивает Дениску, выучил ли тот названия главных рек Америки, как обещал.
Дениска снова ждет подсказку, но опять ошибается и весь класс смеется, а мальчик решает всегда готовить уроки вовремя.
Понравившийся эпизод
Больше всего мне понравился эпизод, когда Дениска называл реки Америки. С задней парты ему попытались подсказать и даже написали название этой реки. Но Дениска неверно прочел надпись и сказал, что главная река Америки называется Миси-писи. Это было очень смешно.
План произведения для пересказа
Главная мысль
Уроки нужно учить, чтобы не оказаться смешным.
Чему учит эта книга
Рассказ учит ответственности, учит правильно составлять распорядок дня, учит тому, что сперва нужно сделать все уроки и только потом играть. Учит не пользоваться подсказками и честно признаваться в своих ошибках. Учит уметь исправлять свои ошибки.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному
Мне очень понравился это смешной рассказ, а некоторые эпизоды и вовсе вызвали неудержимый смех. Мне давно знаком мальчик Дениска по другим рассказам писателя и я знаю, что это хороший и добрый мальчик. Но в этом рассказе он оказался в смешной ситуации по собственной вине. Зато это стало ему уроком на будущее.
Чему учит рассказ Виктора Драгунского «Главные реки»?
Денис Кораблёв в рассказе Виктора Драгунского «Главные реки» стал учеником, он учится в первом классе. Но он ещё не привык к тому, что теперь ему надо в первую очередь не играть, а учить уроки. В этом рассказе Дениска вместо того, чтобы учить стихотворение Некрасова «Мужичок с ноготок» и прочитать про главные реки Америки, пускал воздушного змея.
Когда в классе на уроке учительница вызвала его к доске, он не смог ни стихотворение рассказать, не помогли ему подсказки друзей, ни назвать реки Америки.
Вместо реки Миссисипи он сказал миси-писи. Весь класс вместе с учительницей долго смеялся, а Дениске было очень стыдно.
Рассказ учит, что надо делать уроки, не пытаться хитрить и обманывать, иначе можно стать посмешищем всего класса. Дениска решил теперь всегда учить уроки, до самой старости.
Смешная история случилась с Денисом Кораблевым на уроке, а изложил её Виктор Драгунский в своем поучительном рассказе «Главные реки». Мальчик любил возиться с воздушными змеями, а вот домашние задания выполнять не любил. Однажды он вообще не подготовился к урокам, а все из-за того, что занимался змеями.
Денис решил затаиться на уроках, но Раиса Ивановна вызвала его отвечать. Ни стихотворение прочесть, ни главные американские реки назвать он не смог, а потому справедливая учительница поставила ему двойку.
В конце рассказа мальчик начинает понимать, что учиться нужно, даже если не очень хочется. Ему не понравилось выглядеть в глазах одноклассников посмешищем, а потому он твердо решил ежедневно учить уроки.
Главная мысль рассказа состоит в том, что нужно быть ответственным и прилежным учеником, и всегда выполнять домашние задания. Если ежедневно учить уроки, то это поможет и прочные знания получить, и завоевать авторитет у одноклассников. А прочими делами можно заниматься после выполнения всех домашних заданий.
В рассказе Виктора Драгунского «Главные реки» мы вновь встречаемся с Дениской Кораблевым. Теперь он уже школьник, первоклассник, но пока что не до конца это осознал.
Вместо того, чтобы выполнять домашнее задание: выучить стихотворение и прочитать про реки Америки, он запускал воздушного змея. В результате на следующий день у доски Денис ничего толкового не смог ответить, зато рассмешил одноклассников и учителя до слез.
Вот что говорит по этому поводу народная мудрость:
На этот раз Дениска не выучил уроки, не потому что он был ленивым и нерадивым. Просто он накануне занимался подготовкой змея к запуску в космос, а на уроки времени просто не осталось.
Вот и краснел Дениска у доски, пытаясь вспомнить содержание стихотворения Некрасова «Мужичок с ноготком» или рассказать про реку Миси-писи.
А значит этот рассказ прежде всего учит нас вовремя делать уроки, выполнять домашнее задание.
В более общем смысле этот рассказ призывает нас сперва делать обязательное дело, а потом заниматься развлечениями, жить в свое удовольствие.
То есть рассказ учит правильно расставлять приоритеты. Учит понимать, что действительно важно сейчас, а что без ущерба можно отложить на завтра. Учит он и дисциплине, ответственности, умению честно отвечать за свои проступки.
Этот поучительный рассказ Виктора Драгунского о мальчике Дениске. Все дело в том, что он совсем позабыл об уроках потому что увлекся запуском в космос змея. Когда его вызвала к доске учительница он только глупости морозил и конфузился перед одноклассниками, они над ним только смеялись. После этого Дениска полностью изменил отношение к учебе. Смысл в том, что уроки в школе важно делать, они дают человеку собранность, приучают к ответственности, ну и новые знания. А еще не надо слушать в классе всех подряд, могут неверно подсказать и два получишь заслуженно. Рассказ этого писателя актуален и сейчас.
В рассказе «Главные реки» на примере ученика Дениса Кораблёва мы видим, как нельзя поступать ученикам. Денис на уроках был несобранным, не слушал учителя внимательно, поэтому, естественно, прослушал, что задано по литературе и не подготовил домашнее задание, но он был находчивый мальчик и не растерялся, когда его вызвали отвечать к доске и стал рассказывать совсем другое стихотворение чем то, что было задано. А вот по географии Денис вообще не делал домашнего задания, потому что ему было некогда его делать, ведь он был увлечён всё время запуском его воздушного змея. В результате, отвечая на уроке он переврал название главной реки Америки да так, что весь класс и учительница умирали со смеха. Денис сильно переживал, что попал в такую неприятную для него ситуацию и решил, что уроки всё же самое важное дело, а потом уже развлечения.
Рассказ учит нас серьёзно относиться к урокам и делать их вовремя, чтобы не выглядеть смешным и неумным в классе, когда отвечаешь.
Смешной и одновременно поучительный рассказ Виктора Драгунского «Главные реки» повествует про забавные истории, происходившие с главным героем, Дениской Кораблевым на уроках после того, как он не успел подготовить домашнее задание по причине, как ему казалось, более важных дел: например, готовил запуск бумажного змея в космос.
Именно по причине своей занятости такими вот второстепенными делами, а не потому, что ленивый, Денис вечно оказывается у доски в нелепой ситуации: то реку назовет Миси-Писи, то стихотворение переиначит.
Основная идея рассказа в том, что нужно уметь выделять основные дела (такие, как подготовка к школе), делать их в первую очередь, а потом уже развлекаться.
К рассказу отлично подойдет пословица:
Этот поучительный рассказ о том, что нужно серьезно относиться к урокам и обязательно к ним готовиться. В противном случае можно оказаться в крайне комичной (и одновременно трагичной) ситуации, как оказался главный герой рассказа Денис Кораблев. Он не выучил урок. Когда мальчик отвечал у доски весь класс над ним смеялся за его ошибки.
В рассказе «Главные реки» главным героем выступает Дениска.
После этого досадного случая Денис принял решение учить уроки.
Главную мысль рассказа можно уловить с первых же строчек.
Если учитель задаёт уроки на дом, то их всё же надо учить, даже если не хочется, или просто лень, время на уроки надо выделять в любом случае.
Иначе можно стать посмешищем для класса (что и случилось с Дениской) и 2 получить.
Краткое содержание рассказа «Старый мореход» Драгунского:
Денис рассказывает, что к ним часто ходит пить чай Марья Петровна. Она спрашивает, кем хочет быть Дениска, а однажды обещает ему, что в следующее воскресенье возьмет его с собой на дачу, где можно будет покататься по речке на лодке, а также поиграть с собакой. Денис очень хочет поехать, он думает о поездке всю неделю.
Когда наступило воскресенье, Денис собрался и стал ждать Марью Петровну. Он вышел на улицу, где встретил друга Мишку. Они стали ждать вместе. Марья Петровна так и не пришла.
Когда она в следующий раз пришла в гости, Денис не вышел. Он был обижен. Но гостья пообещала завтра подарить ему саблю. Денис вышел и стал пить чай вместе со всеми.
На следующий день он очень ждал подарка, но, придя домой, ничего не нашел. Марья Петровна снова не сдержала обещание.
Тогда папа предложил Денису почитать книгу. Они читали о Старом Мореходе, который обманывал богатых, чтобы выжить. Папа сравнил Марью Петровну с этим мореходом, но Денис понял, что мореход обманывал, чтобы спасти свою жизнь, а Марья Петровна нет. Мальчик пришел к выводу, что их гостья не похожа на героя книги.
Можно составить небольшой план по произведению:
Как заполнить читательский дневник полностью, можно посмотреть в этом вопросе.
1 Афиша у дома Дениски, на которой висит плакат » Показ певчих птиц «, цена билета 20 копеек.
2 покупка билета в кассе ВДНХ, где Дениска узнаёт, что ему билет стоит 10 копеек.
3 Катание на лошадях и лосях на ВДНХ, так как праздник зимы.
4 Павильон » Свиноводство » и находящиеся там клетки с птицами.
5 Очарование двумя белыми птицами под названием амадины.
6 Конкурс певчих кенарей и недавний старичок во главе судей
7 канарейка Лимончик и заслуженная им награда
8 возвращение домой.
К каждой из этих частей можно нарисовать рисунок, вот некоторые из них :
Тема: В.Ю.Драгунский «Главные реки». Нравственный смысл произведения
Литературное чтение Урок № дата
Тема: В.Ю.Драгунский «Главные реки». Нравственный смысл произведения
Цель: создать условия для знакомства учащихся с творчеством В.Ю.Драгунского и его произведением «Главные реки»; раскрыть нравственный смысл произведения.
— формировать знания учащихся о творчестве В.Ю.Драгунского;
— развивать у учащихся навык и умение работать с текстом учебного пособия,
— воспитывать у учащихся качества: исполнительности, обязательности, умения ценить свое и чужое время.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
-Ребята, продолжаем мы учиться, и не будем мы лениться!
2.Подготовительная часть (Речевая разминка)
Оно выручает лентяя любого.
Оно от стыда и позора спасает.
Не запятнана честь…
— Прочитайте медленно, очень быстро.
—Как можно объяснить смысл стихотворения?
Информацию из текста …….
И, конечно, без сомненья,
Слова-подсказки: читать, отвечать, узнавать, открывать, высказывать, развивать.
3. Введение в тему урока
— Постановка темы, выявление проблемы.
Перед вами выставка книг. Они все вам знакомы. Среди них можно найти несколько, где автор повторяется. Произведение этого автора мы и будем сегодня изучать.
Название произведения состоит из 2 слов-«Главные реки»
Попробуем определить по названию, о чем произведение.
-Молодцы! Давайте попробуем разобраться, правы ли вы.
— Работа с текстом во время чтения.
Читает учитель, а учащиеся продолжают.
-первичное восприятие текста;
(по ходу чтения определяем непонятные слова)
Беседа на проверку первичного восприятия
-Скажите, оправдал ли текст рассказа ваши ожидания? О чём текст?
Вы можете сказать, что это за жанр, стихотворение, поэма, рассказ, сказка.
-Беседа с зачитыванием отрывков из текста в качестве подтверждения.
— От чьего имени ведётся рассказ?
— Где происходит событие, рассказанное Дениской?
— Почему Дениска оказался в такой неловкой ситуации?
— К каким уловкам прибегает Дениска для того, чтобы исправить положение? (ждёт подсказки.)
— Помогают ли герою подсказки друзей?
— Были ли у вас в жизни такие ситуации, когда вам приходилось опаздывать или прийти с невыполненными уроками и вас обязательно спрашивали? Что вы испытывали в тот момент?
— Какие чувства вызвал рассказ?
— Какие выводы сделал для себя Дениска из этой ситуации? Как он себя чувствовал?
Вновь у нас физкультминутка
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)
Разминаем руки, плечи, чтобы сидеть нам было легче, чтобы писать, читать.
И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)
Думай, думай, голова. (Вращение головой.)
Хоть зарядка коротка.Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.)
5. Работа с текстом после чтения.
1) Вопросы на внимательность:
Реки, какой страны должен был выучить Дениска? (Америки)
Кто по профессии Раиса Ивановна? (Учительница)
О людях, какой профессии говорится в тексте? (О пожарниках)
2)Объясните смысл фразеологизмов.
НЕ ОТКЛАДЫВАТЬ ДЕЛО В ДОЛГИЙ ЯЩИК – (быстро решить проблемы).
3)Необходимо продолжить:
СДЕЛАЛ ДЕЛО…………………………………….. ГУЛЯЙ СМЕЛО!
-Что вы сейчас прочитали?
— Объясните смысл пословиц
— Можно этими пословицами определить главную мысль произведения?
-А как автор относится к своему герою? Высмеивает ли он поведение мальчика?
— Над какой чертой характера смеётся Виктор Драгунский?
— Ребята, подобные произведения в литературе называются юмористическими.
-Какие моменты, по-вашему, являются самыми смешными?
— Почему рассказы Виктора Юзефовича Драгунского не стареют и всё так же интересны?
-Совершенно верно. Драгунский заставляет нас задуматься: а добрый ли и честный я, человечный и смелый ли? Если нет, то надо непременно от своих пороков избавиться.
— Чем схожи два произведения из этого раздела, которые мы изучили «Сказка о потерянном времени» и «Главные реки»?
-Какие выводы вы для себя сделали?
7.Рефлексия : Мне было интересно…Я узнал…Я затруднялся…..
8.Д/З-ПЕРЕЧИТАТЬ ТЕКСТ С.17-23-ПЕРЕСКАЗАТЬ ТЕКСТ;ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС №4,С.23.
Оно выручает лентяя любого.
Оно объясняет,Оно покрывает,
Оно от стыда и позора спасает.
Причину найдёшь –И дыши глубоко!
С совестью мир,Не запятнана честь…
Оно выручает лентяя любого.
Оно объясняет,Оно покрывает,
Оно от стыда и позора спасает.
Причину найдёшь –И дыши глубоко!
С совестью мир,Не запятнана честь…
Оно выручает лентяя любого.
Оно объясняет,Оно покрывает,
Оно от стыда и позора спасает.
Причину найдёшь –И дыши глубоко!
С совестью мир,Не запятнана честь…
Оно выручает лентяя любого.
Оно объясняет,Оно покрывает,
Оно от стыда и позора спасает.
Причину найдёшь –И дыши глубоко!
С совестью мир,Не запятнана честь…
Оно выручает лентяя любого.
Оно объясняет,Оно покрывает,
Оно от стыда и позора спасает.
Причину найдёшь –И дыши глубоко!
С совестью мир,Не запятнана честь…
Оно выручает лентяя любого.
Оно объясняет,Оно покрывает,
Оно от стыда и позора спасает.
Причину найдёшь –И дыши глубоко!
С совестью мир,Не запятнана честь…
Оно выручает лентяя любого.
Оно объясняет,Оно покрывает,
Оно от стыда и позора спасает.
Причину найдёшь –И дыши глубоко!
С совестью мир,Не запятнана честь…
Оно выручает лентяя любого.
Оно объясняет,Оно покрывает,
Оно от стыда и позора спасает.
Причину найдёшь –И дыши глубоко!
С совестью мир,Не запятнана честь…
Оно выручает лентяя любого.
Оно объясняет,Оно покрывает,
Оно от стыда и позора спасает.
Причину найдёшь –И дыши глубоко!
С совестью мир,Не запятнана честь…
Оно выручает лентяя любого.
Оно объясняет,Оно покрывает,
Оно от стыда и позора спасает.
Причину найдёшь –И дыши глубоко!
С совестью мир,Не запятнана честь…
Рассказы Виктора Драгунского с неизменным интересом читает уже не одно поколение взрослых и ребят. Создавая мир, наполненный детской выдумкой, проказами и звонким смехом, писатель сам оставался в душе ребёнком, не переставая мечтать о том, что будет завтра, и верил, что это непременно будет что-нибудь новое и удивительное.
Виктор Юзефович Драгунский родился в Америке, правда, прожил там всего год и вернулся с родителями в Россию. Он об этом времени совсем не помнил, а если бы помнил, то обязательно бы поделился своими детскими впечатлениями. Отчим мальчика был актёром, и семья два года ездила с театром по России. Маленький Витя научился бить чечётку, декламировать куплеты и пародировать артистов, чем приводил труппу в восторг. Он имел потрясающую память, был от природы артистичен и обладал неподражаемым чувством юмора.
С 16-ти лет Витя начал работать. Он успел побывать и токарем, и шорником, и даже лодочником на Москве-реке. Но мечтал выучиться на артиста и в 18 лет поступил в «Литературно-театральные мастерские». Писал маленькие пьесы, ставил весёлые спектакли с танцами и сам в них играл. Он стал актёром театра «Сатиры». Искромётный, талантливый, Драгунский всегда был окружён друзьями, которые в нём души не чаяли.
Во время Великой Отечественной войны Драгунский находился в ополчении: из-за астмы его не взяли на фронт, — а когда вернулся, создал пародийный театр «Синяя птичка», в спектаклях которого участвовали молодые и маститые актёры. Но больше всего Драгунскому нравилось выступать перед детьми с устными рассказами о мальчишках и девчонках. Недаром в 1944 году он бросил театр и ушёл в цирк работать на манеже рыжим клоуном.
Потом у Драгунского появился маленький сын, о котором он мог рассказывать часами. Истории о нём и стали основой «Денискиных рассказов», в центре которых два главных героя: шаловливый, с пытливым умом, доверчивый и деятельный, весёлый и добрый Дениска и мечтательный, медлительный Мишка.
Литературное чтение. 4 класс
Конспект урока
Урок 34. В. Ю. Драгунский «Главные реки?»
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
1. – Сколько лет было Дениске?
2. – Что вы узнали о Дениске Кораблёве
Чердак — это слабо теплоизолированная и обычно необорудованная комната под крышей дома.
Волчок, чердак, прыть, сноровисто, продекламировать.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – с.39-59
2. Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2017. – С. 24-25
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2016
Основное содержание урока
Мы с вами начинаем новый раздел, который называется «Делу время – потехе час». В этом разделе мы с вами познакомимся с произведениями великих русских писателей: Евгения Львовича Шварца; Виктора Юзефовича Драгунского; Виктора Голявкина.
В этом разделе есть юмористический рассказ « Главные реки»
Ребята, а что вы знаете о жанре «юмористический рассказ»?
Рассказы этого жанра экранизируются. В основе юмористического рассказа, несмотря на всю его шуточность, лежит что-то серьёзное, скрывающееся под забавной маской, это и есть мораль рассказа, если вчитаться и призадуматься, то вы её обязательно найдёте.
Сегодня мы с вами будем читать юмористический рассказ Главные реки.
Написал этот рассказ Виктор Юзефович Драгунский.
Виктор Юзефович Драгунский родился 1 декабря 1913 года в Нью-Йорке. Родители будущего писателя были белорусскими эмигрантами. Жизнь семьи Драгунских в Америке не сложилась, поэтому в 1914 году они вернулись в Белоруссию в Гомель. Здесь и прошло детство Виктора Юзефовича. В 1918 году в краткой биографии Драгунского произошла трагедия – от тифа умер его отец.
В 1925 году мальчик с матерью и отчимом переезжает в Москву.
Семья Виктора Юзефовича находилась в тяжелом материальном положении, поэтому ему пришлось рано пойти работать. С 1930 года Драгунский начал посещать «Литературно-театральные мастерские» А. Дикого. В 1935 году был принят в труппу Театра транспорта (сейчас Театр имени Н. В. Гоголя). Позже Драгунский работал в цирке, некоторое время играл в Театре сатиры.
Кроме театра, Виктора Юзефовича влекла литературная деятельность, он писал юморески, интермедии, фельетоны, сценки, цирковые клоунады и др. В 1940 году произведения Драгунского впервые появились в печати.
Прочитаем рассказ и попробуем ответить на вопрос:
Почему произведение названо юмористическим рассказом?
Первые рассказы о Дениске были опубликованы в журнале «Мурзилка» в 1959 году, а первая книжка из 16 рассказов вышла в 1961 году под названием «Он живой и светится». Денискиных приключений становилось всё больше и больше. Всего было написано около девяноста веселых рассказов.
Хотя мне уже идет девятый год, я только вчера догадался, что уроки все-таки надо учить. Любишь не любишь, хочешь не хочешь, лень тебе или не лень, а учить уроки надо. Это закон. А то можно в такую историю вляпаться, что своих не узнаешь. Я, например, вчера не успел уроки сделать. У нас было задано выучить кусочек из одного стихотворения Некрасова и главные реки Америки. А я, вместо того чтобы учиться, запускал во дворе змея в космос. Ну, он в космос все-таки не залетел, потому что у него был чересчур легкий хвост, и он из-за этого крутился, как волчок. Это раз. А во-вторых, у меня было мало ниток, и я весь дом обыскал и собрал все нитки, какие только были; у мамы со швейной машины снял, и то оказалось мало. Змей долетел до чердака и там завис, а до космоса еще было далеко. И я так завозился с этим змеем и космосом, что совершенно позабыл обо всем на свете. Мне было так интересно играть, что я и думать перестал про какие-то там уроки. Совершенно вылетело из головы. А оказалось, никак нельзя было забывать про свои дела, потому что получился позор.
В. – Сколько лет было Дениске?
О.–Дениске шёл девятый год.
В.-Что вы узнали о Дениске Кораблёве?
О.-Правильно, что Дениска не выполнил уроки. Потому что запускал во дворе змея в космос.
Я утром немножко заспался, и, когда вскочил, времени оставалось чуть-чуть… Но я читал, как ловко одеваются пожарные – у них нет ни одного лишнего движения, и мне до того это понравилось, что я пол-лета тренировался быстро одеваться. И сегодня я как вскочил и глянул на часы, то сразу понял, что одеваться надо, как на пожар. И я оделся за одну минуту сорок восемь секунд весь, как следует, только шнурки зашнуровал через две дырочки.
В общем, в школу я поспел вовремя и в класс тоже успел примчаться за секунду до Раисы Ивановны. То есть она шла себе потихоньку по коридору, а я бежал из раздевалки (ребят уже не было никого). Когда я увидел Раису Ивановну издалека, я припустился во всю прыть и, не доходя до класса каких-нибудь пять шагов, обошел Раису Ивановну и вскочил в класс. В общем, я выиграл у нее секунды полторы, и, когда она вошла, книги мои были уже в парте, а сам я сидел с Мишкой как ни в чем не бывало.
В. – Почему проспал Дениска?
О.–Потому что он весь день запускал змея в космос.
В.- Как Дениска относился к школе?
О.- Он боялся опоздать в школу
Раиса Ивановна вошла, мы встали и поздоровались с ней, и громче всех поздоровался я, чтобы она видела, какой я вежливый. Но она на это не обратила никакого внимания и еще на ходу сказала: – Кораблев, к доске! У меня сразу испортилось настроение, потому что я вспомнил, что забыл приготовить уроки. И мне ужасно не хотелось вылезать из-за своей родимой парты. Я прямо к ней как будто приклеился. Но Раиса Ивановна стала меня торопить; – Кораблев! Что же ты? Я тебя зову или нет? И я пошел к доске. Раиса Ивановна сказала: – Стихи! Чтобы я читал стихи, какие заданы. А я их не знал. Я даже плохо знал, какиезаданы-то. Поэтому я моментально подумал, что Раиса Ивановна тоже, может быть, забыла, что задано, и не заметит, что я читаю. И я бодро завел: Зима. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь: Его лошадка, снег почуя, Плетется рысью как-нибудь… – Это Пушкин, – сказала Раиса Ивановна. – Да, – сказал я, – это Пушкин. Александр Сергеевич. – А я что задала? – сказала она. – Да! – сказал я. – Что «да»? Что я задала, я тебя спрашиваю? Кораблев! – Что? – сказал я. – Что «что»? Я тебя спрашиваю: что я задала? Тут Мишка сделал наивное лицо и сказал: – Да что он, не знает, что ли, что вы Некрасова задали? Это он не понял вопроса, Раиса Ивановна. Вот что значит верный друг. Это Мишка таким хитрым способом ухитрился мне подсказать. А Раиса Ивановна уже рассердилась: – Слонов! Не смей подсказывать! – Да! – сказал я. – Ты чего, Мишка, лезешь? Без тебя, что ли, не знаю, что Раиса Ивановна задала Некрасова! Это я задумался, а ты тут лезешь, сбиваешь только. Мишка стал красный и отвернулся от меня. А я опять остался один на один с Раисой Ивановной. – Ну? – сказала она. – Что? – сказал я. – Перестань ежеминутно чтокать! Я уже видел, что она сейчас рассердится как следует. – Читай. Наизусть! – Что? – сказал я. – Стихи, конечно! – сказала она. – Ага, понял. Стихи, значит, читать? – сказал я. – Это можно. – И громко начал: – Стихи Некрасова. Поэта. Великого поэта. – Ну! – сказала Раиса Ивановна. – Что? – сказал я. – Читай сейчас же! – закричала бедная Раиса Ивановна. – Сейчас же читай, тебе говорят! Заглавие! Пока она кричала, Мишка успел мне подсказать первое слово. Он шепнул, не разжимая рта, но я его прекрасно понял. Поэтому я смело выдвинул ногу вперед и продекламировал: – Мужичонка! Все замолчали, и Раиса Ивановна тоже. Она внимательно смотрела на меня, а я смотрел на Мишку еще внимательнее. Мишка показывал на свой большой палец и зачем-то щелкал его по ногтю. И я как-то сразу вспомнил заглавие и сказал: – С ноготком! И повторил все вместе: – Мужичонка с ноготком! Все засмеялись. Раиса Ивановна сказала: – Довольно, Кораблев. Не старайся, не выйдет. Уж если не знаешь, не срамись. – Потом она добавила: – Ну, а как насчет кругозора? Помнишь, мы вчера сговорились всем классом, что будем читать и сверх программы интересные книжки? Вчера вы решили выучить названия всех рек Америки. Ты выучил? Конечно, я не выучил. Этот змей, будь он неладен, совсем мне всю жизнь испортил. И я хотел во всем признаться Раисе Ивановне, но вместо этого вдруг неожиданно даже для самого себя сказал: – Конечно, выучил. А как же! – Ну вот, исправь это ужасное впечатление, которое ты произвел чтением стихов Некрасова. Назови мне самую большую реку Америки, и я тебя отпущу. Вот когда мне стало худо. Даже живот заболел, честное слово. В классе была удивительная тишина. Все смотрели на меня. А я смотрел в потолок. И думал, что сейчас уже наверняка я умру. До свидания, все! И в эту секунду я увидел, что в левом последнем ряду Петька Горбушкин показывает мне какую-то длинную газетную ленту, и на ней что-то намалевано чернилами, толсто намалевано, наверное, он пальцем писал. И я стал вглядываться в эти буквы и наконец прочел первую половину. А тут Раиса Ивановна снова: – Ну, Кораблев? Какая же главная река в Америке? У меня сразу же появилась уверенность, и я сказал: – Миси-писи. Дальше я не буду рассказывать. Хватит. И хотя Раиса Ивановна смеялась до слез, но двойку она мне влепила будь здоров. И я теперь дал клятву, что буду учить уроки всегда. До глубокой старости.
В. – К каким уловкам прибегает Дениска для того чтобы исправить положение?
О. – Он пользовался подсказками друзей.
В. – Помогают ли ему подсказки друзей?
В. – Какой урок извлёк Дениска из всего произошедшего?
Разбор типового тренировочного задания
Текст вопроса: Соберите мозаику.
Картинка дана для образца. Нужно собрать похожую.
Важно: картинку разделить на 14 частей, части расположены в произвольном порядке.
Разбор типового контрольного задания
Выберите героев рассказа Саша, Дениска, Мишка, Раиса Ивановна.
Тип вариантов ответов: Выберите элемент (Текстовые, Графические, Комбинированные).
Варианты ответов: Дениска, Мишка, Раиса Ивановна.
Правильный вариант: Дениска, Мишка, Раиса Ивановна.