Конспект урока внеклассного чтения по литературе (5 класс). А.И. Куприн «Тапёр». «Рождественское чудо».
Урок внеклассного чтения по литературе (5 класс).
А.И. Куприн «Тапёр». «Рождественское чудо».
Цели урока: знакомство с творчеством А.И. Куприна. Воспитание интереса к классической музыке, литературе, уважительного отношения к талантливым людям. Воспитание уважительного отношения к мнению других людей.
Предметные: познакомить с рассказом «Тапер», п ознакомить учеников с жанром святочного рассказа, его художественными особенностями на примере произведения А.И. Куприна «Тапёр», способствовать развитию речи учащихся.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.
Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Средства обучения: компьютер, проектор, текст произведения, презентация.
Межпредметные связи: музыка.
— Здравствуйте, ребята. Я хочу узнать у вас любите ли вы праздники? Какой праздник у вас самый любимый?
– «С Рождеством Христовым!» – поздравляли друг друга взрослые и дети, дарили подарки, скромные или роскошные, но обязательно от души и с добрыми пожеланиями. Своеобразным рождественским подарком были для читателей позапрошлого века святочные рассказы, публиковавшиеся в эти дни на страницах журналов и газет. Удивительные произведения! Добрые и трогательные, фантастические и ироничные; часто печальные и даже скорбные, чуть – чуть назидательные, чуть – чуть сентиментальные, но всегда – смягчающие сердце…
Дома вы прочитали одно из таких произведений. Это рассказ «Тапёр» А. И. Куприна. Вы уже знакомы с его творчеством, и сегодня мы продолжим знакомство с его творчеством и откроем для себя нового Куприна.
— Рассказ вы прочитали, и я хочу узнать какое впечатление он на вас произвел?
– Ребята, попробуем доказать, что рассказ, прочитанный вами дома, можно назвать святочным?
– Какие же признаки святочного рассказа есть в произведении Куприна?(на слайде)
(Основное действие происходит в канун Рождества; происходят чудесные события, которые перерождают героя, счастливый конец).
— Кто из героев запомнился вам больше всего? Почему?
— Многим из вас понравился тапёр, а кто же это тапёр? Вы знаете?
— Вот мы с вами сказали, что в новогодние праздники, на Рождество люди ждут какого-то чуда. Ребята, а как вы думаете, что такое чудо?
— нечто небывалое, необычное, то, что вызывает удивление;
— вызывает общее удивление, восхищение;
— А как вы думаете, о чем думал мальчик, когда шел в дом Рудневых. Мог ли он предполагать, что с ним случится чудо?
— Как же встретили тапёра в доме Рудневых?Какое впечатление производит мальчик на девочек? Что еще отталкивает девочек от мальчика? (Лидия отнеслась с недоверием, Таня – с жалостью. Внешний вид мальчика: подержанный мундирчик, маленький рост, лицо некрасивое,но выразительное)
— Почему с таким недоверием отнеслись к мальчику? ( Не верили, что такой маленький, и может хорошо играть).
— Кто же был ему рад? (Единственным человеком, кто был рад любому музыканту, была Тиночка. Появление Юры стало для нее чудом Рождества. Она схватила мальчика за руки и подвела к великолепному роялю. Тапёр сел за рояль и стал играть «Венгерскую рапсодию» Листа).
— Сумел ли мальчик доказать, что он профессионал своего дела ? (Сумел, потому что музыка никого не оставила равнодушным. Уход Лидии из залы говорит о том, что она признала свое поражение).
— Какова была реакция взрослых, детей на игру тапёра? (Игра привлекла слушателей: «зала постепенно заполнилась»).
— Как отреагировал на игру хозяин дома? (Для маленького Юры чудом стало то, что хозяин дома похвалил его исполнение. Его восклицания : « Какой мастер!», «Прекрасно играете!» « Прекрасно играете, голубчик! Большое наслаждение нам доставили» воодушевили его, и он стал виртуозно исполнять труднейшие пассажи, его душа поёт и плачет).
— Ребята, любите ли вы музыку? Я предлагаю вам перенестись в дом Рудневых и послушать рапсодию, которую исполнял Азагаров. Во время прослушивания постарайтесь запомнить чувства, которые у вас вызовет эта музыка, совпадут ли наши впечатления с впечатлениями гостей дома Рудневых. Что же в этой музыке такого, что привлекло внимание всех и никого не оставило равнодушным?
— Ребята, а есть ли среди вас те, кто посещает музыкальную школу и уже знаком с рапсодией Листа? Сложно или легко исполнять это музыкальное произведение?
— Как вы думаете, почему Юра стал играть именно «Венгерскую рапсодию», а не какое-то другое произведение? (Это очень красивое, очень сложное произведение. Оно трудно для исполнителя, требует высокого мастерства, оно соответствует настроению мальчика.)
— Какова реакция композитора на игру маленького тапёра ? (Постепенно проясняется его хмурое лицо, смягчается строгое выражение губ.)
— Чем же заканчивается вечер для маленького тапёра ?( он уезжает вместе с Антоном Григорьевичем ).
— А как вы представляете себе будущее мальчика?Что же изменилось в его жизни после встречи с Рубинштейном?
— В жизни Юрия Азагарова произошло рождественское чудо. Это чудо – встреча с известным композитором Антоном Григорьевичем Рубинштейном.
— произведение А.И. Куприна «Тапёр» заставило задуматься…
— читая произведение, я испытывал…
— особенно меня тронуло…
— Я хочу сказать спасибо вам. Благодарю вас за урок и желаю вам успехов.
Домашнее задание: письменно ответьте на вопрос “Что сказал великий пианист юному музыканту?”.