Почему рассказ то чего не было так называется

Сказки

Анализ сказки То, чего не было Гаршина

Сказка В. Гаршина «то, чего не было» признана одной из лучших сказок русских писателей. Она вошла в антологию. Это собрание литературных текстов преимущественно небольшого объёма. В антологию могут входить не только сказки, но и короткие рассказы, стихи, афоризмы и др.

Произведение «То, чего не было» хотя и написано как сказка для детей. Однако она больше подходит для взрослого читателя. В героях истории почти каждый сможет узнать себя или знакомого.

Действия происходит в жаркий июньский день. На полянке под вишнёвым кустом собралась компания из животных и насекомых. Тут были: гнедой конь, мухи, сидевшие на нём, улитка, расположившееся на листе лопуха, а рядом на травке навозный жук, кузнечик, муравей, гусеница и ящерица. В истории нет главных и второстепенных героев. Каждый из них имеет значение. Компания рассуждает на тему: «что такое мир?», этот вопрос задала ящерица.

На месте остался только гнедой. Спаслись мухи, которые успели улететь, и ящерица, потому что умела быстро бегать. У неё только хвост оторвался. Хвост снова вырос, но стал менее красивым. Ящерица потом всем объясняла, что пострадала за свои убеждения.

В сказке поднимается философский вопрос, который испокон веков волнует человечество: «в чём смысл жизни?» именно на этот вопрос пытаются ответить герои истории. Каждый понимает его по-своему.

Учит же сказка думать о жизненных ценностях. Учит иметь свои убеждения, а главное, уметь отстаивать их. Кроме того, сказка учит наблюдательности, и способствует любознательности.

Произведение написано в жанре сказки. Но в то же время это не просто сказка, в которой разговаривают животные. Её можно также назвать притчей. Но в притче используются художественные приёмы аллегории и иносказания, что делает её сказочной.

Подводя итог, хотелось бы сказать, что суть произведения «то чего не было» можно выразить пословицей: «всяк имей свой ум».

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ сказки То, чего не было Гаршина

Популярные сегодня темы

Во всех болотах скрыто большое богатство. Болота сохраняют остатки погибших растений. В них накапливается торф, пропитанный энергией солнца. Поэтому болота можно назвать «кладовыми солнца».

Гоголь написал огромное количество разных произведений, но самым известным из них является «Тарас Бульба». В нем рассказывается об отважных сражениях казаков Запорожской сечи с их врагами.

Глуповцы символизируют русский народ. В произведении представлены настолько глупыми, что об их глупостях создаются истории и легенды. Любой, кто бы мог стать их правителем, пытается избежать этой участи

Источник

Анализ произведения Гаршина То, чего не было

Замечательное и поучительно произведение, которое называется «То, чего не было», написано русским писателем 19 века Всеволодом Михайловичем Гаршином. Анализ данного литературного творения представлен в данной статье.

Произведение относится к жанру сказки, так как в ней присутствуют моменты чего-то волшебного и необъяснимого, вроде говорящих человеческим языком животных. Несмотря на то, что она адресуется больше к прочтению для младшего поколения, она имеет достаточно философский посыл. Определенное количество живых существ собрались и высказывают свои взгляды по поводу жизни, смерти, работе, мире, который их окружает и природе.

К героям относятся абсолютно отличные друг от друга существа вроде коня, жука, кузнечика, улитки, мухи, гусеницы, ящерицы, кучера Антона.

Жук считает, что для того, чтобы обеспечить нормальную жизнь своим детям, надо работать днями ночью не покладая рук. Муравей вовсе не знает, что же такое лень, так как у него нет выбора кроме того, что и работать. Кузнечик и лошадь видят мир как огромное пространство. А вот улитка видит только лист лопуха, который является для нее вселенной.

Гусеница знает, что когда будет умирать, то станет прекрасной бабочкой. А муха будет счастливой, если сядет на сладкое варенье. Маленькая ящерица тоже очень хотела поделиться своим видением этого мира и отношением к нему, но, к сожалению, ей этого не удалось сделать из-за кучера, который пришел не в нужное время и отдавил пресмыкающемуся хвост. Ящерица успела покинуть это место, где ее оскорбили, а вот остальные насекомые погибли. Их раздавил кучер.

Анализ сказки Гаршина То, чего не было

Несколько интересных сочинений

При создании своих литературных творений многие писатели прошлых столетий воодушевились историческими лицами и использовали их образ в своих произведениях. Одним из таких исторических образов стал Емельян Пугачев.

Данное произведение, написанное в 1923 году, в эмиграции, проникнуто ностальгией и посвящено теме Родины, волновавшей автора.

В произведении Булгакова М.А. основной герой пишет свою книгу, то есть получается, как бы книга в книге. Главы, события которых происходят в Ершалаиме в книге «Мастер и Маргарита» сопоставляются с бытием в городе Москва.

В романе Л.Н.Толстого присутствует множество персонажей и их образов, которые автор выделяет по-особенному и с мастерством. Одним из наиболее ярких таких героев является Кутузов, главнокомандующий русской армии.

Повесть «Степь» написана А.П.Чеховым в 1988 году под впечатлением от поездки по Приазовью. Еще в декабре 1987 года, литературный критик и редактор журнала «Северный вестник»

Источник

Знакомство со сказкой В.М.Гаршина «То. чего не было».

Литературный анализ сказки «То, чего не было». Эта сказка редко читается детьми, но очень интересна для чтения как детям, так и взрослым.Рекомендуется как для работы в классе, так и для внеклассной работы.Содержит интересные факты из биографии Гаршина.

Просмотр содержимого документа
«Знакомство со сказкой В.М.Гаршина «То. чего не было».»

Методический материал для проведения урока по идейно-эстетическому анализу сказки «То, чего не было».

Слово учителя о жизни и творчестве В.М. Гаршина.

Всеволод Гаршин. Это имя писателя, создавшего всего лишь один том рассказов и умершего в возрасте 33 лет. Он оставил нам несколько замечательных сказок: «Сказка о жабе и розе», «Attalea Princeps», «То, чего не было». А последним произведением этого писателя стала известная многим сказка «Лягушка-путешественница».

Родился Всеволод Михайлович Гаршин 2 февраля 1855 года в Екатеринославской губернии, в имении бабушки, которое называлось «Приятная долина». Один его дед был помещик, другой – морской офицер, отец – тоже военный, офицер кирасирского полка. С самых ранних лет сцены военной жизни запечатлелись в сознании мальчика.

Мне жалко вас, родимые места,

Мне жалко вашей вольной красоты;

Мне скучно здесь, душа болит в разлуке

С родимой степью, где дышать привольно,

Где солнце так тепло сияет с неба;

Где мириады трав цветут, кивая

Навстречу мне головками своими…

Будущему писателю исполнилось шесть лет, когда в России было отменено крепостное право. Но это мало что изменило в судьбе большинства простых русских людей. По-прежнему нищенски скудным был урожай на тощих крестьянских полях, по-прежнему грабили народ и жирели помещики.

Между тем мальчик рос, поступил в гимназию. Учился он, по его собственному признанию, «довольно плохо», хорошие отметки получал только за русские «сочинения» и по естественным наукам, которые очень любил. Однако о гимназии у него остались «самые дружелюбные воспоминания» и о своих учителях и воспитателях он вспоминал с благодарностью. Товарищи в нём души не чаяли, и он сохранил с ними добрые отношения на всю жизнь. После окончания гимназии Всеволод поступил в горный институт. Но пора «послужить» всё же пришла, когда в 1877 году началась русско-турецкая война. Всеволод Гаршин пошёл воевать добровольцем. На войне Гаршин был ранен в ногу, его произвели из рядовых солдат в офицеры, а по окончании войны уволили в запас.

Ещё когда Гаршин был учеником гимназии, он пробовал писать статьи и стихи в гимназических рукописных журналах. И теперь он решил посвятить себя литературе. В 1882 году вышла первая книга рассказов В.М. Гаршина. И.С.Тургенев называл Гаршина своим литературным наследником.

Писать точно и ярко Всеволоду Михайловичу Гаршину помогало другое его увлечение – живопись. Он дружил со многими русскими художниками, часто бывал на их выставках, посвящал им свои статьи и рассказы.

Тот, кто бывал в Третьяковской галерее, наверняка запомнил картину И.Е.Репина «Не ждали». На ней изображён революционер, возвратившийся после долгой царской ссылки, домой, к своей семье. Если внимательно присмотреться к фотографическим портретам писателя В.М. Гаршина и человека, которого написал на своём полотне знаменитый художник, можно обнаружить несомненное сходство, особенно похожи глаза. В них – страдание и боль. В них легко «читается» история трудной, полной лишений жизни. И в то же время эти глаза смотрят на нас прямо и решительно. Человек этот, несмотря на все выпавшие, на его долю невзгоды, готов снова повторить уже пройденный однажды путь. Готов к борьбе. Наверное, неслучайно, создавая картину, художник вспомнил писателя Гаршина и сделал своего героя похожим на него.

Читайте также:  Рассказ аристократка зощенко главная мысль

В 1887 году осенью обострились признаки душевной болезни Гаршина, врачи советовали уехать в Крым или на Кавказ. Но душевное состояние Гаршина было столь невыносимо, что он сам не захотел больше жить.

19 марта 1888 года Гаршин скончался.

Поэт Николай Минский написал стихотворение «Над могилой Гаршина»:

Ты грустно прожил жизнь. Больная совесть века

Тебя отметила глашатаем своим –

В дни злобы ты любил людей и человека,

И жаждал веровать, безверием томим.

Я ничего не знал прекрасней и печальней

Лучистых глаз твоих и бледного чела,

Как будто для тебя земная жизнь была

Тоской по родине, недостижимо дальней…

Всеволод Михайлович Гаршин мало прожил. Мало успел написать. Собрание его сочинений всего одна небольшая книга. Но книга эта – «томов премногих тяжелей». Почему «тяжелей», наверное, объяснять не нужно. В ней писатель оставил нам самые заветные свои мысли и чувства. О любви к людям, о желании всеми силами ума и души бороться за их счастье. Оставил своё тревожное, бьющееся и по сей день сердце.

Знакомство со сказкой В.М. Гаршина «То, чего не было».

Выразительное чтение по ролям в классе.

Чтобы актуализировать в сознании школьников событийный ряд произведения, преподаватель задаёт на дом предварительную работу со сказкой «То, чего не было» по вопросам:

О чём эта сказка? Почему она так называется?

Где и когда происходят события?

Какое событие главное? Чем оно закончилось?

Кто вам понравился и не понравился? Почему?

Какими словами завершается сказка?

Второй урок посвящён собственно анализу сказки «То, чего не было» в форме беседы с классом.

Главная задача урока: познакомить детей с анализом художественного произведения в единстве формы (в данном случае его видимых элементов) и содержания, показать их взаимосвязь, их взаимообусловленность. На первый план выдвигается такой элемент формы, как сюжет.

Проводя литературно-методический анализ, учитель уже ставит вопросы и задания к тексту и сам отвечает на них, т.е.продумывает образцовый вариант выполнения своего же задания детям. При переводе результатов литературно-методического анализа в детскую аудиторию всегда возникает проблема адаптации. В частности, сложность представляет наличие литературоведческой, языковедческой терминологии. Поэтому я разработала вопросы, которые обеспечат восприятие произведения детьми на достаточном уровне.

У: Что мы прочитали, сказку, рассказ, стихотворение или что-то другое?

У: Почему вы так думаете? Докажите.

Д: В сказке животные разговаривают как люди, происходят чудесные события. Конец сказки весёлый, радостный, счастливый; в ней происходит борьба между добром и злом; герои преодолевают трудности, многие эти сказочные элементы есть в сказке Гаршина.

У: Чем сказка Гаршина не похожа на другую литературную сказку?

Д: Сказка в отличии от большинства других заканчивается грустно. Это необычная сказка.

У: Ребята, а в каком другом жанре, кроме жанра сказки, животные одушевлены?

Д: В баснях. Например, басня И.А.Крылова «Стрекоза и муравей».

У: Вернёмся к нашей сказке. Почему она так называется?

Д: Спор животных не мог произойти на самом деле.

У: Какие мысли возникли у вас при чтении этого произведения? Как бы вы ответили на вопрос «Что есть мир?»

У: Где и когда происходят события? С чего всё началось? Найдите в тексте и зачитайте описание места событий.

У: О чём должно думать порядочное животное, по мнению навозного жука?

Д: Заботиться надо о своём потомстве. Жизнь есть труд для будущего поколения.

У: Почему муравей называет себя несчастным?

Д: Он работает, выбиваясь из сил, в жару, не для себя лично, а для казны, и никто а это спасибо не скажет.

У: Чем похожа и чем отличается жизнь муравья и навозного жука?

Д: Они оба трудятся, но жук для себя и своего потомства, а муравей для общего блага.

У: Что есть мир для кузнечика?

Д: Для кузнечика мир необъятен и бесконечен, кузнечик очень весёлый

У: Прочитайте о том, что видел на своём веку гнедой? Что означают многоточия в его речи?

Д: Гнедой много размышляет, думает, но не говорит вслух, он очень старый и мудрый.

У: В чём смысл жизни улитки?

Д: Был бы лопух, а его довольно, сиди себе да ешь лист на котором сидишь.

У: Что можно сказать об улитке?

Д: Она ленивая, довольствуется малым, ни к чему не стремится, ворчливая, всякие разговоры её раздражают и от этого у неё болит голова.

У: Кого кузнечик назвал практическими натурами и почему?

Д: Он назвал практическими натурами улитку и гусеницу, так как решил, что они обе заботятся только о том, как набить себе живот.

У: Можно ли назвать гусеницу практической натурой?

Д: Гусеница набивает себе живот, чтобы не погибнуть и в будущем стать бабочкой.

У: Какое настроение вызвал у вас поступок мух?

Д: Грустно, что мухи довольны, а их мама увязла в варенье.

У: Что можно сказать о мухах?

Д: Безжалостные, самодовольные, бессердечные, эгоистичные.

У: Какое событие главное в сказке? Д: Пришёл Антон и нечаянно раздавил компанию.

У: Чем закончилась сказка?

Д: Ящерица убежала, мухи полетели обсасывать свою мёртвую, обманную вареньем маменьку.

У: Какая фраза в сказке выполняет роль нравоучения, морали? Почему?

Д: Мне оторвали его за то, что я решилась высказать свои убеждения. И она была совершенно права. Надо знать, где и когда можно высказывать свои убеждения, а где надо промолчать.

У: Можно сделать вывод, что «То, чего не было» это и сказка, и философская притча.

У: Ребята, обратимся к началу сказки? К его первому предложению.

У: Можно ли назвать такое начало мелодичным и напевным, произведение какого фольклорного жанра оно вам напоминает? Почему?

Д: Стих русских былин тоже певучий, неторопливый, длинный, с повторами.

У: Найдите и зачитайте место, где заканчивается описательная часть сказки и начинается её иная, событийная часть.

Д: Вот мы и ушли с полянки, на которой жарче всего, а на этой-то полянке и сидело целое общество неспавших господ.

У: В сказке несколько эпизодов, так как несколько главных героев. Можно ли сказать, что эпизоды похожи между собой?

Д: Каждый герой рассуждает о смысле жизни и окружающем его мире.

У: Правильно, все герои отвечают на один и тот же вопрос «Что есть мир?» Поэтому все эпизоды равнозначны между собой и можно сравнивать сюжет с матрёшкой, внутри которой сидят куколки (эпизоды).

У: В сказке автором использован специальный приём, который используется также в баснях – это аллегория (иносказание). Вспомните, что это такое?

Д: Под видом животных изображаются люди.

Д: У каждого человека есть своё мнение о смысле жизни, об окружающем мире.

У каждого есть своё мнение и оно имеет право на существование. Высказывать своё мнение иногда бывает опасно.

В этом мире надо быть очень внимательным, чтобы нечаянно не пострадать.

В мире много людей, которые живут ничего не делая, только в своё удовольствие, другие трудятся для своей семьи или для всех людей, есть люди плохо относящиеся к своим близким.

У: Вы правы, ребята, в своей сказке писатель затронул самые разные стороны человеческой жизни.

У: Попробуйте догадаться какое определение, к какому герою сказки относится?

Мрачный, несчастный (муравей), трудолюбивый (муравей, жук), весёлый, жизнерадостный (кузнечик), глубокомысленный, мудрый (гнедой), ленивая (улитка), безжалостные, эгоистичные, самовлюблённые (мухи), мечтательная недотрога (гусеница), самая любознательная, скромная (ящерица).

У: Почему ящерица самая любознательная и скромная?

Д: Она задала вопрос «Что есть мир?» и долго выслушивала разные мнения.

У: Какие пословицы передают основную идею сказки?

Д: Умные речи приятно и слушать.

Живи всяк своим умом.

У всякого словца жди конца.

Меньше говори, да больше делай.

Людских речей не переслушаешь.

У: Подводя итог разговора, ящерица сказала: Господа, я думаю, что все вы совершенно правы, но с другой стороны… Но ящерица так и не успела сказать, что было с другой стороны. Как вы думаете, что хотела сказать ящерица?

Читайте также:  План рассказа гайдара чук и гек

У: Итак, с какой сказкой мы сегодня познакомились и кто её автор?

Д: Мы познакомились со сказкой В.М.Гаршина «То, чего не было».

У: Как называются сказки, у которых есть автор?

Источник

Тема. В. Гаршин « То чего не было «, « Лягушка – путешественница»

Педагогические цели
Познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.М. Гаршина; развивать умение выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение; учить определять нравственный смысл сказки, учить сравнивать сюжеты различных сказок о животных; учить отвечать на поставленные вопросы; выделять главную мысль, давать характеристику героев произведения; обогащать словарный запас учащихся; воспитывать доброту, милосердие.

Изучение нового материала.

Планируемые результаты (предметные)

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, иметь мотивацию к учебной деятельности и осознавать личностный смысл учения; осознавать эстетические потребности и ценности; проявлять интерес к чтению произведений великих русских писателей и поэтов; гордиться своей страной, людьми, проживающими на её территории, их талантами; осознавать, что хвастовство – это порок, с которым необходимо бороться.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Понимать и принимать учебную задачу, планировать её выполнение.
Сравнивать сказки по различным основаниям. Участвовать в работе группы.

Русский язык, темы «Лексика», «Текст»

Учебник, рабочая тетрадь, презентация, СD диск с данной сказкой.

Этапы урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности учащихся

I.Мотивация к учебной деятельности.
Создание эмоционального настроя.
Учитель помогает детям настроиться на работу, снять напряжение.
— Ребята, каким бы вы хотели видеть наш урок?
Приветствуют учителя, настраиваются на работу.
Дети отвечают: интересным, эмоциональным, поучительным

II.Речевая разминка
-Прочитайте загадки жужжащим способом. Отгадайте их.
Вдоль по речке, по водице
Плывёт лодок вереница.
Впереди корабль идёт,
За собою всех ведёт. (Утка с утятами.)

Выпуча глаза, сидит,
По-французски говорит,
По-блошачьи прыгает.
По-человечьи плавает. (Лягушка).
— Прочитайте загадки орфографически (так как написано); затем орфоэпически; в медленном темпе; скороговоркой.

Читают загадки, говорят отгадки

III. Постановка целей и сообщение темы урока.

Рассказ об авторе сказки.
— Как вы думаете, почему к этому уроку я выбрала именно эти загадки?
-Прочитайте что написано:
АКШУГЛЯЛ АЦИННЕВТСЕШЕТУП
-Как вы думаете, о чём эта сказка?
-Какие цели поставим перед работай со сказкой?
-Рассмотрите иллюстрации к сказке и ответьте, как они помогают раскрыть содержание произведения?

-Мы сегодня познакомимся со сказкой «Лягушка-путешественница», героями которой будут лягушка и утки. А написал эту сказку Всеволод Михайлович Гаршин (1853-1888). Род Гаршиных-старинный дворянский. В. М. Гаршин родился в 1853 году. С 1864 года он учился в Петербургской 7-й гимназии. В 1874 году Гаршин окончил гимназию и поступил в Горный институт, но не закончил его. Гаршин написал ряд сказок и рассказов для детей: «То, чего не было», «Сказание о гордом Агее», «Сигнал» и др. 24 марта 1888 года Всеволод Михайлович Гаршин скончался. Писатель похоронен в Музее-некрополе «Литературные мостки» в Санкт – Петербурге.

Дети отвечают: узнать содержание сказки, познакомится с героями, дать им характеристику, научиться выразительно читать.

Слушают рассказ учителя

Слово учителя о жизни и творчестве В.М. Гаршина.

Всеволод Гаршин. Это имя писателя, создавшего всего лишь один том рассказов и умершего в возрасте 33 лет. Он оставил нам несколько замечательных сказок: «Сказка о жабе и розе», «Attalea Princeps», «То, чего не было». А последним произведением этого писателя стала известная многим сказка «Лягушка-путешественница».

Родился Всеволод Михайлович Гаршин 2 февраля 1855 года в Екатеринославской губернии, в имении бабушки, которое называлось «Приятная долина». Один его дед был помещик, другой – морской офицер, отец – тоже военный, офицер кирасирского полка. С самых ранних лет сцены военной жизни запечатлелись в сознании мальчика.

Мне жалко вас, родимые места,

Мне жалко вашей вольной красоты;

Мне скучно здесь, душа болит в разлуке

С родимой степью, где дышать привольно,

Где солнце так тепло сияет с неба;

Где мириады трав цветут, кивая

Навстречу мне головками своими…

Будущему писателю исполнилось шесть лет, когда в России было отменено крепостное право. Но это мало что изменило в судьбе большинства простых русских людей. По-прежнему нищенски скудным был урожай на тощих крестьянских полях, по-прежнему грабили народ и жирели помещики.

Между тем мальчик рос, поступил в гимназию. Учился он, по его собственному признанию, «довольно плохо», хорошие отметки получал только за русские «сочинения» и по естественным наукам, которые очень любил. Однако о гимназии у него остались «самые дружелюбные воспоминания» и о своих учителях и воспитателях он вспоминал с благодарностью. Товарищи в нём души не чаяли, и он сохранил с ними добрые отношения на всю жизнь. После окончания гимназии Всеволод поступил в горный институт. Но пора «послужить» всё же пришла, когда в 1877 году началась русско-турецкая война. Всеволод Гаршин пошёл воевать добровольцем. На войне Гаршин был ранен в ногу, его произвели из рядовых солдат в офицеры, а по окончании войны уволили в запас.

Ещё когда Гаршин был учеником гимназии, он пробовал писать статьи и стихи в гимназических рукописных журналах. И теперь он решил посвятить себя литературе. В 1882 году вышла первая книга рассказов В.М. Гаршина. И.С.Тургенев называл Гаршина своим литературным наследником.

Писать точно и ярко Всеволоду Михайловичу Гаршину помогало другое его увлечение – живопись. Он дружил со многими русскими художниками, часто бывал на их выставках, посвящал им свои статьи и рассказы.

Тот, кто бывал в Третьяковской галерее, наверняка запомнил картину И.Е.Репина «Не ждали». На ней изображён революционер, возвратившийся после долгой царской ссылки, домой, к своей семье. Если внимательно присмотреться к фотографическим портретам писателя В.М. Гаршина и человека, которого написал на своём полотне знаменитый художник, можно обнаружить несомненное сходство, особенно похожи глаза. В них – страдание и боль. В них легко «читается» история трудной, полной лишений жизни. И в то же время эти глаза смотрят на нас прямо и решительно. Человек этот, несмотря на все выпавшие, на его долю невзгоды, готов снова повторить уже пройденный однажды путь. Готов к борьбе. Наверное, неслучайно, создавая картину, художник вспомнил писателя Гаршина и сделал своего героя похожим на него.

В 1887 году осенью обострились признаки душевной болезни Гаршина, врачи советовали уехать в Крым или на Кавказ. Но душевное состояние Гаршина было столь невыносимо, что он сам не захотел больше жить.

19 марта 1888 года Гаршин скончался.

Поэт Николай Минский написал стихотворение «Над могилой Гаршина»:

Ты грустно прожил жизнь. Больная совесть века

Тебя отметила глашатаем своим –

В дни злобы ты любил людей и человека,

И жаждал веровать, безверием томим.

Я ничего не знал прекрасней и печальней

Лучистых глаз твоих и бледного чела,

Как будто для тебя земная жизнь была

Тоской по родине, недостижимо дальней…

Всеволод Михайлович Гаршин мало прожил. Мало успел написать. Собрание его сочинений всего одна небольшая книга. Но книга эта – «томов премногих тяжелей». Почему «тяжелей», наверное, объяснять не нужно. В ней писатель оставил нам самые заветные свои мысли и чувства. О любви к людям, о желании всеми силами ума и души бороться за их счастье. Оставил своё тревожное, бьющееся и по сей день сердце.

Знакомство со сказкой В.М. Гаршина «То, чего не было».

Выразительное чтение по ролям в классе.

Чтобы актуализировать в сознании школьников событийный ряд произведения, преподаватель задаёт на дом предварительную работу со сказкой «То, чего не было» по вопросам:

· О чём эта сказка? Почему она так называется?

· Где и когда происходят события?

· Какое событие главное? Чем оно закончилось?

· Кто вам понравился и не понравился? Почему?

· Какими словами завершается сказка?

Второй урок посвящён собственно анализу сказки «То, чего не было» в форме беседы с классом.

Главная задача урока: познакомить детей с анализом художественного произведения в единстве формы (в данном случае его видимых элементов) и содержания, показать их взаимосвязь, их взаимообусловленность. На первый план выдвигается такой элемент формы, как сюжет.

Проводя литературно-методический анализ, учитель уже ставит вопросы и задания к тексту и сам отвечает на них, т.е.продумывает образцовый вариант выполнения своего же задания детям. При переводе результатов литературно-методического анализа в детскую аудиторию всегда возникает проблема адаптации. В частности, сложность представляет наличие литературоведческой, языковедческой терминологии. Поэтому я разработала вопросы, которые обеспечат восприятие произведения детьми на достаточном уровне.

Читайте также:  Пираты карибского моря мертвецы не рассказывают сказки film 2017

У: Что мы прочитали, сказку, рассказ, стихотворение или что-то другое?

У: Почему вы так думаете? Докажите.

Д: В сказке животные разговаривают как люди, происходят чудесные события. Конец сказки весёлый, радостный, счастливый; в ней происходит борьба между добром и злом; герои преодолевают трудности, многие эти сказочные элементы есть в сказке Гаршина.

У: Чем сказка Гаршина не похожа на другую литературную сказку?

Д: Сказка в отличии от большинства других заканчивается грустно. Это необычная сказка.

У: Ребята, а в каком другом жанре, кроме жанра сказки, животные одушевлены?

Д: В баснях. Например, басня И.А.Крылова «Стрекоза и муравей».

У: Вернёмся к нашей сказке. Почему она так называется?

Д: Спор животных не мог произойти на самом деле.

У: Какие мысли возникли у вас при чтении этого произведения? Как бы вы ответили на вопрос «Что есть мир?»

У: Где и когда происходят события? С чего всё началось? Найдите в тексте и зачитайте описание места событий.

У: О чём должно думать порядочное животное, по мнению навозного жука?

Д: Заботиться надо о своём потомстве. Жизнь есть труд для будущего поколения.

У: Почему муравей называет себя несчастным?

Д: Он работает, выбиваясь из сил, в жару, не для себя лично, а для казны, и никто а это спасибо не скажет.

У: Чем похожа и чем отличается жизнь муравья и навозного жука?

Д: Они оба трудятся, но жук для себя и своего потомства, а муравей для общего блага.

У: Что есть мир для кузнечика?

Д: Для кузнечика мир необъятен и бесконечен, кузнечик очень весёлый

У: Прочитайте о том, что видел на своём веку гнедой? Что означают многоточия в его речи?

Д: Гнедой много размышляет, думает, но не говорит вслух, он очень старый и мудрый.

У: В чём смысл жизни улитки?

Д: Был бы лопух, а его довольно, сиди себе да ешь лист на котором сидишь.

У: Что можно сказать об улитке?

Д: Она ленивая, довольствуется малым, ни к чему не стремится, ворчливая, всякие разговоры её раздражают и от этого у неё болит голова.

У: Кого кузнечик назвал практическими натурами и почему?

Д: Он назвал практическими натурами улитку и гусеницу, так как решил, что они обе заботятся только о том, как набить себе живот.

У: Можно ли назвать гусеницу практической натурой?

Д: Гусеница набивает себе живот, чтобы не погибнуть и в будущем стать бабочкой.

У: Какое настроение вызвал у вас поступок мух?

Д: Грустно, что мухи довольны, а их мама увязла в варенье.

У: Что можно сказать о мухах?

Д: Безжалостные, самодовольные, бессердечные, эгоистичные.

У: Какое событие главное в сказке? Д: Пришёл Антон и нечаянно раздавил компанию.

У: Чем закончилась сказка?

Д: Ящерица убежала, мухи полетели обсасывать свою мёртвую, обманную вареньем маменьку.

У: Какая фраза в сказке выполняет роль нравоучения, морали? Почему?

Д: Мне оторвали его за то, что я решилась высказать свои убеждения. И она была совершенно права. Надо знать, где и когда можно высказывать свои убеждения, а где надо промолчать.

У: Можно сделать вывод, что «То, чего не было» это и сказка, и философская притча.

У: Ребята, обратимся к началу сказки? К его первому предложению.

У: Можно ли назвать такое начало мелодичным и напевным, произведение какого фольклорного жанра оно вам напоминает? Почему?

Д: Стих русских былин тоже певучий, неторопливый, длинный, с повторами.

У: Найдите и зачитайте место, где заканчивается описательная часть сказки и начинается её иная, событийная часть.

Д: Вот мы и ушли с полянки, на которой жарче всего, а на этой-то полянке и сидело целое общество неспавших господ.

У: В сказке несколько эпизодов, так как несколько главных героев. Можно ли сказать, что эпизоды похожи между собой?

Д: Каждый герой рассуждает о смысле жизни и окружающем его мире.

У: Правильно, все герои отвечают на один и тот же вопрос «Что есть мир?» Поэтому все эпизоды равнозначны между собой и можно сравнивать сюжет с матрёшкой, внутри которой сидят куколки (эпизоды).

У: В сказке автором использован специальный приём, который используется также в баснях – это аллегория (иносказание). Вспомните, что это такое?

Д: Под видом животных изображаются люди.

Д: У каждого человека есть своё мнение о смысле жизни, об окружающем мире.

У каждого есть своё мнение и оно имеет право на существование. Высказывать своё мнение иногда бывает опасно.

В этом мире надо быть очень внимательным, чтобы нечаянно не пострадать.

В мире много людей, которые живут ничего не делая, только в своё удовольствие, другие трудятся для своей семьи или для всех людей, есть люди плохо относящиеся к своим близким.

У: Вы правы, ребята, в своей сказке писатель затронул самые разные стороны человеческой жизни.

У: Попробуйте догадаться какое определение, к какому герою сказки относится?

Мрачный, несчастный (муравей), трудолюбивый (муравей, жук), весёлый, жизнерадостный (кузнечик), глубокомысленный, мудрый (гнедой), ленивая (улитка), безжалостные, эгоистичные, самовлюблённые (мухи), мечтательная недотрога (гусеница), самая любознательная, скромная (ящерица).

У: Почему ящерица самая любознательная и скромная?

Д: Она задала вопрос «Что есть мир?» и долго выслушивала разные мнения.

У: Какие пословицы передают основную идею сказки?

Д: Умные речи приятно и слушать.

Живи всяк своим умом.

У всякого словца жди конца.

Меньше говори, да больше делай.

Людских речей не переслушаешь.

У: Подводя итог разговора, ящерица сказала: Господа, я думаю, что все вы совершенно правы, но с другой стороны… Но ящерица так и не успела сказать, что было с другой стороны. Как вы думаете, что хотела сказать ящерица?

У: Итак, с какой сказкой мы сегодня познакомились и кто её автор?

Д: Мы познакомились со сказкой В.М.Гаршина «То, чего не было».

У: Как называются сказки, у которых есть автор?

Д: Такие сказки называются авторскими.

IV. Организация познавательной деятельности.
Подготовительная работа.
Первичное восприятие текста.

Проверка эмоционального восприятия.

— Над каким жанром мы будем сегодня работать?
-Что такое сказка?
-Какие бывают сказки?
-Назовите особенности сказочного жанра.

-Ребята, посмотрите на название сказки, вдумайтесь в него. Разве лягушки бывают путешественницами? И как это может быть?

Предлагает прослушать сказку по диску.
-Заинтересовала вас эта сказка? О чём она?
Над сказкой
Это произведение с элементами вымысла и фантастики. В сказках назидательный смысл.

Дети делают предположения.

V. Физкультминутка
Называет животных, дети имитируют их движениями.

VII. Работа по теме урока.
Беседа по содержанию сказки.
Чтение в лицах диалога от лягушки.
Характеристика лягушки. Беседа о её путешествии.
-Как жилось лягушке на болоте?
-Почему она решилась отправиться в дальние края?

— Прочитайте в лицах этот диалог, показав голосом, как они разговаривают.
— Расскажите, какой была лягушка. Выберите правильный ответ из предложенных в задании учебника.
-Как чувствовала себя лягушка во время путешествия?
-Почему она просила лететь пониже?
-Удалось ли путешествие на юг?
-Подберите поговорку к сказке.
-Поверьте, внимательно ли вы слушали сказку. Выполните тест из рабочей тетради.

Отвечают на вопросы

Отвечают на вопросы

VIII. Подготовка к пересказу сказки.
После текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности.
Выполняют задания

IX. Подведение итогов.
Составление синквейна.
-Составим синквейн про лягушку. ( в переводе с французского – 5 строчек- нерифмованное стихотворение)
Инструкция:
1-я строчка: тема (одно существительное);
2-я строчка: описание темы в двух словах (два прилагательных);
3-я строчка: описание действия в рамках темы тремя словами (три глагола);
4-я строчка: фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (целое предложение);
5-я строчка: синоним из одного слова к теме.

Составляют синквейн:
Лягушка;
Лупоглазая, толстая;
соображает, болтает, хвастает;
изобретает необыкновенный способ летать;
Путешественница.

XI. Рефлексия учебной деятельности на уроке
— На следующих уроках мы продолжим работу над этой темой. Оцените свою работу. Покажите мне свою ленту «Мои успехи».
— Труден путь к знаниям, но мы преодолели трудности. Что помогало нам на дороге знаний?
Вы были внимательными, активными.
Учащиеся показывают.

Источник

Познавательное и интересное