Почему рассказ толстый и тонкий имеет такое название

Сказки

Чехов «Толстый и Тонкий». Смысл названия произведения.

Тема урока: «Речь героев рассказа А. П. Чехова «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация».

Эпиграф: «Умение смеяться помогает изменить мир!

Цель: развитие у учащихся навыков лингвистического анализа рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий».

Образовательные : анализ эпического произведения с элементами выделения разных видовтекстовой информации.

Развивающие : излагать своё мнение в учебном диалоге, аргументируя его, осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

Воспитательные: на примере рассказа воспитывать чувство собственного достоинства.

Личностные: ‒ оценивать поступки литературных героев, опираясь на текстовый материал и нравственные ценности, принятые в обществе;

‒ осознанно и критически оценивать личные качества характера, представляя себя данными литературными героями.

Метапредметные: ‒ развивать логическое мышление, навыки самоконтроля и взаимоконтроля при работе в группах;

‒ определять самостоятельно цели и последовательность деятельности при выполнении каждого задания по анализу текста;

‒ адекватно оценивать достигнутые личные и коллективные результаты.

Предметные: ‒ постичь тайны чеховского смеха, особенности стиля рассказа, смыслового подтекста;

‒ уметь определять авторскую позицию в тексте, сравнивая её с собственной.

‒ представить учебную информацию в разных формах: таблицы, Т-схемы, даймонды, творческие работы в группах.

Коммуникативные : ‒ излагать своё мнение в учебном диалоге и монологе, аргументируя его текстовыми фактами из рассказа;

‒ осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей.

Ресурсы : листы А4, маркеры, текст рассказа, раздаточный и иллюстрационный материал.

Тип урока: урок – исследование художественного текста.

Ход урока: Доброе утро, ребята!

Так, давайте вспомним день рождения А.П. + город, где он родился, укажем родителей

Хорошо, вспомним, где он получил начальное образование? а высшее? Давайте перейдем к жизненной позиции, что вдохновляло писателя? А что можем сказать про интересы?

Давайте посмотрим на раздел «Псевдонимы» Что такое псевдоним?

* Псевдоним — это вымышленное имя, которое иногда принимают писатели, артисты.

Почему А. П. Чехов не стал сразу подписывать рассказ своим именем?

Чехов учился на врача, потом работал врачом, и многие пациенты могли подумать, что специальность врача несовместима с занятиями литератора, который пишет юмористические рассказы. Напомню, что Антошей Чехонте гимназиста Антона Чехова стал называть законоучитель таганрогской гимназии Ф. Н. Покровский: он по-доброму любил давать ученикам смешные прозвища.

Давайте дополним цитатами графу о себе. Что же говорил сам писатель о себе и своей жизни?

Прочитайте, что говорил толстой о творчестве чехова:

«Читая Чехова, я смеюсь, радуюсь, восхищаюсь… Вот определение таланта».

Именно на этой цитате я и хотела бы остановиться и использовать ее в качестве эпиграфа к нашему уроку. Запишите его в тетрадь.

— Какие вопросы можно поставить после прочитанной фразы? (обобщение предположений учеников, запись вопросов на доске).

Над чем можно смеяться, читая Чехова? Чему радоваться? Чем восхищаться? – ответы детей

— Как вы думаете, что нам поможет ответить на поставленные вопросы?

— Сегодня мы изучим рассказ «Толстый и тонкий».

История создания рассказа «Толстый и тонкий»

-В 1883 году появилась первая редакция рассказа «Толстый и тонкий».Позже, в 1886 году А.П. Чехов переработал рассказ и включил его в сборник «Пёстрые рассказы»

«Толстый и тонкий» написан в жанре « сценки»; основные достижения Чехова относятся именно к этому жанру.

— Какую цель вы можете поставить перед собой на урок?

· Юмор- изображение героев в смешном виде; весёлый, доброжелательный смех

· Сатира- в ысмеивание разоблачение отрицательных сторон жизни путём изображения их в нелепом, карикатурном виде; злой смех.

Верно, именно о юморе и речи героев мы сегодня будем говорить.

А для того, чтобы определиться с целями (задачами) урока предлагаю

пройти блиц-опрос по рассказу В КОНЦЕ УРОКА.

Таблица 1 – Блиц-опрос по теме и идее рассказа А.П. Чехова

Встреча двух одноклассников, незапланированная, случайная, после многих лет.

Открыть для читателя смешное в самой жизни или в любой жизненной ситуации, поскольку «Умение смеяться помогает изменить мир»(обратите внимание – это эпиграф нашего урока)

Что высмеивает А.П. Чехов?

Высмеивает такие качества человека, как: чинопочитание, угодничество, подхалимство, самоуничижение (занижение значимости себя как личности), подобострастие.

Как называется добрый смех?

Добрый смех – ЮМОР, это смех дружелюбный, добродушный, беззлобный, веселый, сочувственный, смех-доброе, дружеское подшучивание.

Что такое осмеяние героев?

Осмеяние – это САТИРА – смех злой, сердитый, изобличающий отрицательные качества или негативные поступки героев. Сатира – беспощадное осмеяние человеческих пороков.

Давайте поразмышляем: «Как вы думаете, этот рассказ юмористический или сатирический?»

/ после обсуждения в паре или группе, предлагают свои варианты ответов/

Вывод: Рассказ А.П. Чехова «Толстый и тонкий» сатирический, поскольку автор высмеивает человеческие пороки, отрицательные качества личности.

Давайте поработаем над содержанием рассказа.

Сравнительная характеристика героев (карта 3) составить характеристику главных героев по их речи (по вариантам? 1-ый – толстого, 2-й-тонкого?)

— Смешным или грустным вы назвали бы рассказ? А можно его назвать смешным и грустным одновременно?

3.Физкультурная минутка. Т.к. чехов любил театр, мы с вами должны изобразить?

Собраться в дорогу нам сущий пустяк,

Оденем на плечи дорожный рюкзак!

Рассказы мы Чехова с полки возьмём

И смело в дорогу все вместе пойдём.

Придём на вокзал и посмотрим вокруг:

Над чем можно смеяться, читая Чехова?

— Сформулируйте ответ на вопрос, опираясь на приобретенные во время урока знания.

— Можно ли утверждать, что мы сегодня прочли юмористический рассказ? Как автору удается вызвать у нас смех?

Почему это произведение не потеряло актуальности и в наши дни?

Толстый — человек, имеющий достаток и высокое положение в обществе, хороший доход, сытый и преуспевающий. Но несмотря на это, он общается с другом детства на равных, искренне рад встрече.

Тонкий человек, занимающий незначительное положение в обществе, знающий нужду, но умеющий приспосабливаться к людям, чинам, обстоятельствам. «Тонкий» относится к тем людям, которые в других прежде всего ценят награды, звания, а не человеческие качества. Самое обидное, что это распространяется не только на знакомых, но и на друзей.

Читайте также:  Рассказ владимира короленко в дурном обществе слушать аудиозапись

9. Заключительное слово учителя.

Смех Чехова, добрый и веселый, подчас становится ироничным, грустным. В своих коротких рассказах, которые часто называют сценками, Чехов комически представляет разных людей.

Служишь где? Дослужился? — В царской России существовал специальный законодательный акт, определявший порядок прохождения службы чиновниками. Он был издан Петром I и назывался «Табель о рангах». «Табель о рангах» устанавливала 14 рангов (классных чинов, 1-й — высший) для военных, штатских и придворных. Все чиновники имели определенный чин и постепенно двигались вверх, получая новые чины. По отношению к чиновникам не использовали глагол работать, а употребляли глагол служить или словосочетание ходить на службу. Вопрос героя имеет такой смысл: «Работаешь ли ты чиновником? До какого чина ты уже дослужился?» После 1917 года «Табель о рангах» была упразднена. Но в царской России чиновники очень хорошо разбирались во всех тонкостях «Табели. » и относились к чину, который имеет человек, с большим вниманием.

Пахло. ветчиной и кофейной гущей: ветчина в то время считалась едой простонародья, запах кофейной гущи говорил о низком сорте сваренного кофе.

Ученик третьего класса: в царское время в гимназию поступали в девять-десять лет, всего классов было семь. Значит, Нафанаилу двенадцать-тринадцать лет.

Названия рассказа «Толстый и тонкий» сразу же проводит грань между двумя персонажами. Этот прием называется «контраст». Один герой противопоставляется другому, несмотря на то, что раньше они друзьями. Теперь их разделяет статус: один богат, другой беден. Уже в названии писатель закладывает основу конфликта: подчиненный и начальник, хозяин жизни и неудачник.

В данном случае слова «толстый» и «тонкий» означают не столько физиологические особенности героев, сколько их разный социальный статус и, главное, их полностью противоположные мироощущения. Один, как соломинка, пригибается к земле, стелется перед тем, что выше и крепче его. На нем, как вьюки на верблюде, висят чемоданы и заботы о семье. А Толстый свободен и обеспечен, у него нет обузы в виде багажа и семейства. Поэтому он и толст: все блага он потребляет сам. Смысл заглавия рассказа «Толстый и Тонкий» именно в противопоставлении этих героев.

Источник

Смысл рассказа Толстый и тонкий Чехова чочинение

Рассказ Чехова «Толстый и тонкий» рассказывает нам о случайной встрече двух давних друзей, учившихся вместе в гимназии, на железнодорожном вокзале. Тонкий, которого звали Порфирий, как раз выходил с поезда со своей женой и сыном, неся кучу чемоданов, узлов и картонок. В это же время, пообедав на вокзале в элитном ресторане, на улице появляется толстый по имени Михаил. Увидев друг друга, оба были рады до такой степени, что в глазах появились слёзы. Но это чувство радости оставалось у них недолго.

В рассказе поднимаются острые и актуальные вопросы зависти, карьеры и социального неравенства, с которыми часто и в нынешнее время сталкиваются люди.

Всегда приятно после долгого перерыва встретиться и вспомнить приятные моменты из жизни: как совершали разные глупости, какие прозвища носили. Всё это вызывает улыбку и смех, и поначалу оба мужчины – и толстый, и тонкий – восторженно наслаждались воспоминаниями. Тонкий горделиво рассказывал про свою жену, дающую уроки музыки, и про сына, который учится уже в третьем классе гимназии. И, как это всегда бывает при встрече старых друзей, тонкий жаловался на плохое жалованье, получаемое за работу коллежским асессором.

Когда же дело дошло до толстого, рассказывающего, как успешно сложилась его жизнь и как он дослужился до тайного советника и теперь имеет целых три звезды, отношение тонкого к нему резко меняется: он побледнел, окаменел, лицо скривилось натянутой улыбкой. Он тут же начал кланяться толстому, хихикать, лебезить и льстить. Вслед за ним изменилось и поведение семьи тонкого. И, хотя толстому явно не понравилось это заискивание, Порфирий и его семья не услышали Михаила и продолжали ему льстить. Конечно, любому бы человеку не понравилось такое отношение, поэтому толстый, пожав на прощание тонкому руку, ушел.

Смысл этого рассказа прост – показать, как успех людей может очень быстро изменить поведение человека (и даже его семьи) от дружеского, располагающего до льстивого, лицемерного. Если бы тонкий Порфирий не менял линию поведения, а продолжил бы общаться с толстым Михаилом наравне, он мог бы приобрести в его лице влиятельного друга. Любой человек прежде всего должен оставаться самим собой, чтобы его уважали, ценили и любили. Лицемерие же только вызывает всегда негативную эмоцию с противоположной стороны. Именно поэтому толстый, увидев льстивую сущность тонкого, решил уйти.

2 вариант

Произведение Антона Павловича Чехова «Толстый и тонкий» наталкивает на мысль проблеме почитания чинов в обществе. Писатель с иронией иллюстрирует то, как не должно происходить. Это рассказ о том, что на железнодорожной станции произошла встреча двух давних товарищей. Чехов назвал свой рассказ именно так, для того, чтобы проиллюстрировать их внешние данные, но больше для того, чтобы заострить внимание читателя на их образе мышления и характере. Товарищи были искренне рады неожиданной встрече, обнимались и даже прослезились. Они долго вспоминали детство и школьные годы. Порфирий начал первым рассказ о своей нынешней жизни. Он рассказывал о своей жене и сыне, о работе. Семья тонкого тоже была на станции.

Порфирий сказал, что теперь с семьей будет жить в этом городе по причине нового назначения. Он коллежский асессор. Он поведал другу о своем незавидном материальном положении, о том, что супруга тоже должна работать, а сын – ученик гимназии. Он говорил так, будто нет ничего постыдного в его положении. Все было хорошо до определенного момента. Беседа поменялась в тот момент, когда стало известно о высоком чине Михаила. Это говорило о том, что толстый обскакал тонкого на несколько шагов.

Поведение тонкого и его семьи резко изменилось. Он ссутулился так, что уменьшился в росте. Бледное лицо теперь источало фальшивую кривую улыбку. А глаза, казалось, сыплют искрами. Михаил не думал, что его слова спровоцируют подобный поворот. Тонкий начал «выкать» ему, и это буквально резало слух. Толстый сказал тонкому, что в общении двух давних товарищей почитание чинов не является уместным. Но это было бесполезно. Тонкий видел только ранг. А его семья была ему под стать. И супруга и сын стали вести себя совершенно иначе. Это произведение дает понять, насколько глупо выглядят люди, которые привыкли преклоняться и прогибаться. Тонкий считал, что просто права не имеет разговаривать с Михаилом иначе. Положение в обществе заставляло его унижаться и пренебрегать своими правами. На те времена он не был совсем уж нищим, хоть и не имел такого чина, как у толстого. Но ему того не доставало.

Читайте также:  Рассказ о березе как символе россии

Произведение наталкивает на мысль о том, что чаще всего человек сам втискивает себя в рамки морального рабства, и не понимает, что кроме должностей и чинов, человека характеризует еще и внутренний мир. Михаил показал себя как человек не испорченный чинами. А, что касается тонкого, скорее всего, стань он влиятельным человеком, то не сохранил бы свой внутренний мир. Возможно, ему захотелось бы, чтобы перед ним заискивали и пресмыкались также, как он в свое время.

Также читают:

Картинка к сочинению Смысл рассказа Толстый и тонкий

Популярные сегодня темы

Роман Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» представлен в виде рассказа о человеке, который жить не может без приключений. Печорину очень нравится знакомиться с новыми людьми и узнавать их жизнь

В ней, ярко выражена гордость и ум, женщин той поры. Судя по выражению лица, можно понять, что эта женщина, не является обычной крепостной девушкой.

Здравствуй, друг. Сколько лет прошло с нашей последней встречи? Думаю, ты неплохо изменился с тех пор. Я знаю, что никогда не получу от тебя ответа, но, может, оно и к лучшему. Не хорошо знать о том, что тебя ждёт впереди. Никакой интриги, верно?

В этом произведении мастерски показана неразрывная связь природы с человеком. Человек целиком и полностью зависит от природы, как она развивается, какие человек при ее помощи удовлетворяет свои потребности

Полностью произведение Лескова называется Сказ о тульском косом левше и стальной блохе. Такое название чем-то напоминает названия каких-то эпических произведений или летописных сказаний.

Источник

Анализ «Толстый и тонкий» Чехов

В произведении Чехова “Толстый и тонкий” анализ невозможен без определённых знаний об эпохи, в которую жил и творил писатель. В 6 классе учащиеся ещё недостаточно знакомы с творчеством А. П. Чехова, и на уроках литературы могут понадобиться дополнительные сведения при анализе произведения. Вся нужная информация содержится в нашей статье: композиция, тема и идея, сюжет и жанр, история создания и критика.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Толстый и тонкий.

Год написания – 1883 год.

История создания – рассказ написан в конце 19 века “на злобу дня”, затрагивает самые острые проблемы общества. Сюжет взят писателем из ситуации или истории близкого окружения, переосмыслен и художественно переработан.

Тема – угодничество, чинопочитание, рабское мышление и мировоззрение.

Композиция – у Чехова “Толстый и тонкий” имеет классическую композицию с небольшой особенностью: завязка и развитие событий более объёмны, кульминация и развязка – лаконичные, динамичные и особенно выразительные.

Жанр – рассказ.

Направление – критический реализм.

История создания

Известно, что в черновом варианте, толстый был прямым начальником тонкого и случайно провинился перед ним. В окончательном варианте бывшие друзья детства не связаны служебными отношениями, однако тонкий лебезит перед толстым “по привычке”, а не из необходимости. Критики восприняли рассказ позитивно, он был благосклонно принят и отмечен, как достойное “художественное отражение пороков общества”. Название рассказа построено на антитезе, антонимы-прилагательные выражают абсолютную противоположность героев произведения не только физически, но и духовно. Тема и идея в рассказе взаимосвязаны и практически идентичны: раб, живущий в каждом из нас, должен быть побеждён нами самими. Именно в этом, по мнению литературоведов, суть чеховского произведения.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Анализ произведения позволяет сделать следующие выводы: автор условно обозначает общество “тонких” и “толстых”. “Тонкие” раболепствуют перед высокими чинами, это их привычная система отношений с миром, они не представляют другого взаимодействия с людьми. Суть их жизни – делить людей на высших и низших.

“Толстые” привыкли жить просто и легко, не оглядываясь на других, не замечая чинов и должностей, они видят людей. Жизнь была слишком благосклонна к ним и взрастила здоровые отношения с обществом. Чехов подчёркивает, что когда-то оба главных героя были детьми, жили беззаботно и были равны друг другу. Они проказничали, веселились и имели одинаковые возможности в обществе.

Именно служебная иерархия сделала тонкого морально “нездоровым” человеком. А он воспитал своего ребёнка и привил супруге свои раболепские взгляды. Чтобы понять, чему учит рассказ, достаточно обратить внимание на концовку повествования. Основная мысль – вызвать отвращение к раболепствованию и угодничеству как к самой низкой идеологии в мире. Напрашивается закономерный вывод: все люди разные, но самоуважение – это основа личности.

Композиция

Композиция рассказа традиционна для малого жанра. Анализ текста “Толстый и тонкий” в плане композиционной структуры несложен, но имеет ряд существенных моментов.

Особенностью композиции является то, что завязка и развитие событий занимают большую часть объёма повествования, а кульминация и развязка – динамичны, как выстрел.

Всё произведение построено на противопоставлении, причём не только образов главных героев. Если в начале автор рассказывает о вкусном завтраке Толстого, то в конце сухо комментирует состояние персонажа (от выражения лица тонкого его стошнило). Произведение построено на диалоге двух товарищей с вкраплениями описания мимики персонажей. Изредка фигурируют образы жены и сына Тонкого, которые меняют своё поведение в соответствии с новыми фактами, всплывающими в процессе разговора.

Читайте также:  Пример иронии в сказке премудрый пескарь

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Толстого и тонкого».

Чеховский рассказ – это нечто большее, чем стандартный текст небольшого объёма с одной сюжетной линией. Именно Антон Павлович сделал этот жанр легендарным. Помимо этого, рассказ у Чехова – удивительно поучительный жанр, мораль всегда на поверхности, нет скрытого смысла. Чтобы понять произведение, достаточно просто ознакомиться с текстом.

Источник

Анализ рассказа Чехова «Толстый и Тонкий»

Автор: Guru · Опубликовано 07.03.2017 · Обновлено 08.10.2017

Мастерство юмористического рассказа присуще А.П. Чехову. Оно раскрывается в его творчестве через детали, символы и образы, остающиеся на слуху у нескольких поколений благодарных читателей. Мораль, заложенная в этих лаконичных прозаических произведениях, до сих пор является надежным ориентиром для нравственного выбора свободно мыслящего человека.

О чем рассказ?

Действие начинается с встречи двух приятелей на вокзале. Один из них толстый – Михаил (тайный советник), другой тонкий — Порфирий. Уже в начале Чехов противопоставляет двух героев.

Тонкий сразу же начинает расписывать, какой он прекрасный, какая у него жена Луиза, какой сын Нафанаил. Толстый восторженно смотрит на друга, в то время как Порфирий, узнав, что Михаил — тайный советник, вдруг побледнел и окаменел. Сюжет рассказа «Толстый и тонкий» наполовину состоит из демонстрации перемены в обращении героя-неудачника к товарищу детства. Автор очень детально описывает, как меняется персонаж и его семья: «Сам он съежился, сгорбился, сузился… Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились… Длинный подбородок жены стал еще длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира…». Ведь сын сначала тоже оценивал друга отца, стоит ли с тем здороваться, и в итоге спрятался за спину Порфирия. Тот же стал сразу любезничать перед старым другом, обращаться к нему «на вы», называть «ваше превосходительство», а сам все больше съеживался. Михаил пытался объяснить, что между друзьями не может быть чинопочитания, но все было тщетно. И от всего этого «благоговения, сладости и почтительной кислоты, тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку».

Главные герои

Отношение Чехова к героям произведения нейтральное. Он рассказывает историю и выносит ее на суд читателей, однако не выносит ей моральные приговоры. Он беспристрастен в своей лаконичной манере изложения.

Важнейшей стилистической фигурой в книге является антитеза, которая заявлена Чеховым уже в названии. Герои рассказа «Толстый и тонкий» символизируют социальное неравенство, которое прокладывают между собой сами люди. На протяжении всего произведения антитеза сохраняется: от богатого пахнет «хересом и флер-д’оранжем», в то время как от бедного – «ветчиной и кофейной гущей». Когда Толстый восторгается, его товарищ бледнеет. Михаил обращается к другу «на ты», а Порфирий, узнав чин, начинает обращаться к нему «на вы». Характеристика героев основана на сравнении. Если один робеет перед чином, то другой уже научился надуваться от самодовольства. Если у одного в жизни суета и мельтешение, то у другого – комфорт и праздность.

Меняется не только отношение, но и речь. И Тонкий, и Толстый используют разговорную лексику: «Голубчик мой», «Милый мой», «Батюшки», «душонок». Когда же Порфирий узнает должность своего друга, то переходит на официальное и почтительное обращение: «ваше превосходительство», «вы-с», «приятно-с».

Главные темы

Основная мысль и смысл рассказа

Автор хотел высмеять пороки, чтобы людям стало стыдно так себя вести. Общество должно было выдавить из себя лицемерие, которое, увы, стало неотъемлемой частью карьерного роста и преуспеяния в жизни. Тонкий лицемерит уже на автомате, он даже не осознает этого, как и вся его семья. Это уже не частный недостаток, это глобальная проблема, которую надо решать. Идея рассказа «Толстый и Тонкий» заключается в том, что лицемерие, скорее, погубит человекаА, а не поможет ему. Оно всегда заметно и противно смотрится. Люди отворачиваются от лицемера, как Михаил отвернулся от Порфирия. Они видят, что неискренность для лжецов – обычное дело, и не хотят быть обманутыми. Кроме того, лицемер смешон и ничтожен, его не за что уважать и тяжело любить. Своим поведением он перечеркивает свою репутацию.

Надо уметь разграничивать личные и рабочие связи, не ущемляя ни одну из этих сфер жизни. Даже если карьера не задалась, и нужен блат, не стоит продавать свое личное пространство, свое достоинство. Продав их один раз, человек навсегда лишается чести и становится пресмыкающимся. Главная мысль в произведении Чехова заключается в том, что жизнь лицемера перестает иметь значимость для него самого, ее цена ниже цены денег, и другие люди это чувствуют, поэтому их отношение меняется в худшую сторону. Например, сначала Толстый был искренне рад встретить друга, но потом его вывернуло наизнанку от отвратного зрелища раболепства. Если сперва он и сам подумывал помочь товарищу, то в финале он готов бежать от него со всех ног, так как на него накатывает презрение.

Чему учит Чехов?

Сатирик высмеивает чинопочитание, которое превращает людей в ничтожества и лишает их достоинства. Автор остроумно показал, как оно разрушает дружбу и превращает товарищей в Тонкого и Толстого, разделяя их навеки. Такое деление по чинам неоправданно, ведь хорошие люди есть везде, независимо от того, какое место они занимают и сколько у них оклад. Писатель понимает, что лизоблюдство, или его противоположность – презрение только вредят обществу, а не упорядочивают его, поэтому эти пороки он предает осмеянию.

Автор завещает своим потомкам всем известную мудрость: «Каждый день по капле выдавливай из себя раба». Этому труду стоит посвятить всего себя, иначе условности, предрассудки, общественное мнение или самодуры на пост выше могут сломить волю, искоренить индивидуальность и оставить бесхребетного человека на милость победителя. Свободная же личность гармонично развивается и обретает независимость взглядов и суждений, что позволяет ей выбирать свой путь.

Источник

Познавательное и интересное