Актуальность рассказа «Тоска» (Чехов А. П.)
Можем ли мы считать рассказ Антона Павловича Чехова «Тоска» актуальным в двадцать первом веке? Проблемы, поднятые этим великим автором, без сомнений, были и остаются важными и для нашего времени. Основная проблема рассказа «Тоска» — это человеческое безразличие к чужому горю, даже если встречаешь каждый день целые «толпы людей».
Антон Павлович Чехов показывает нам человеческое равнодушие к беде другого человека. Автор повествует нам о несчастье главного героя и о том, как среди тысячи человек не нашлось хотя бы одного, кто выслушал бы и поддержал бедного извозчика.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Главный герой, Иона Потапов, пытается выговориться, поделиться своим горем, но никто не хочет слушать его.
Автор произведения считает, что люди настолько заняты собой и своими личными проблемами, что у них не находится времени, чтобы просто поговорить, разделить чужую боль, услышать и увидеть одиночество и тоску другого, помочь в трудную минуту или просто поддержать добрым и ласковым словом.
Я согласна с позицией автора. В наше время мы можем наблюдать аналогичную ситуацию. Мы видим, как люди перестают быть «людьми» по отношению к окружающему миру, как человек разучился сострадать чужому горю и беде. В современном мире люди настолько замкнулись на собственных переживаниях и неудачах, что у них нет не столько сил и времени, сколько желания посмотреть по сторонам и увидеть, как среди толпы бродит одинокий человек, которому необходимо общение и поддержка другого. Люди перестают даже разговаривать друг с другом, ходить в гости, предпочитая виртуальное общение в социальных сетях Интернета.
Для доказательства обращусь к рассказу А. П. Чехова «Тоска» В начале текста мы видим, как Иона пытается рассказать о горечи своей утраты, но тут же встречается с безразличием со стороны военного. Также на протяжении всего произведения мы еще несколько раз сталкивается с похожими ситуациями. Это все и доказывает, что, даже находясь в многотысячной толпе людей, человек может оставаться одиноким.
Таким образом, мы доказали, что рассказ А. П. Чехова «Тоска» можно и нужно считать важным для нашего времени
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id72696
Значение рассказа «Тоска» для нашего времени и его смысл
Чехов, мастер слова, писатель, который в своих небольших произведениях мог точно передать проблему. Многие из его работ актуальны и по сей день. Он исследовал жизненные явления и обнажал на бумаге причины социального неустройства. И вот с его работой под названием Тоска, мы познакомились на уроке и теперь сможем ответить на вопрос: В чем нравственный смысл рассказа Тоска и какое его значение для нашего времени?
В чем смысл рассказа Тоска Чехова?
В своей работе автор поднял тему одиночества человека в мире. В рассказе Тоска мы знакомимся с извозчиком Ионом, у которого умер от болезни сын. Не было у него достаточно денег, чтобы его вылечить, потерял ребенка и теперь ему нужна лишь человеческая поддержка. Он хочет выговориться и услышать слова сочувствия, но нет же. Всех, кого он подвозил, даже не слушали его. От этого тоска его становилась все больше, а его горе невыносимей. Не найдя поддержки у людей, он обращается к своему верному другу, к своей лошади. Он изливает ей душу. Мужчина, обливаясь слезами, выговорился и хоть кому-то смог рассказать о смерти сына, чем облегчил свою душу.
Почему автор дает своему произведению название Тоска, и как объяснить такое название рассказа? Все очень просто, достаточно понять, а что такое вообще тоска. А это бессердечие, одиночество, томление души, беспокойство, горе, скорбь, печаль. Все эти чувства и испытывал герой рассказа. Смысл же рассказа в том, что человек одинок среди людей. Казалось бы, как можно быть одиноким, когда вокруг столько народа. А нет, можно, особенно когда вокруг бездушный город с такими же бездушными жителями. Несмотря на толпы, герой духовно одинок, вот и растет в душе тоска, громадная и незнающая границ.
Изучив произведение, могу точно сказать о том, что оно актуально и сегодня. Этот рассказ важен и для нашего времени. Если посмотреть правде в глаза, то мы увидим вокруг себя таких же равнодушных людей, которым безразлична боль других и их проблемы. Чехов же и его рассказ учит нас быть отзывчивыми. Произведение учит нас быть внимательными к тем, кто нуждается в моральной поддержке, автор помогает видеть страдание человека, учит делать добро, которое обязательно вернется в нужный для нас час.
Как объяснить название рассказа «Тоска». Можно ли считать рассказ важным и для нашего времени? Почему вы так думаете? Подготовьте ответы в форме рассуждения. О какой сцене рассказа и почему брат Чехова сказал: «… В этом месте твоего рассказа ты бессмертен?»
Троекуров Кирила Петрович – богатый дворянин-самодур, отец Маши.
Т. – человек избалованный и распущенный, опьяненный сознанием своей силы. Богатство, род, связи – все обеспечивает ему вольготную жизнь. Т. проводит время в обжорстве, пьянстве, сластолюбии. Унижение слабых, вроде травли зазевавшегося гостя медведем, – вот его удовольствия.
При всем этом Т. – не прирожденный злодей. Он очень долго дружил с отцом Дубровского. Поссорившись с ним на псарне, Т. мстит другу со всей силой своего самодурства. Он с помощью взяток отсудил у Дубровских имение, довел бывшего друга до умопомешательства и смерти. Но самодур Т. чувствует, что зашел слишком далеко. Сразу после суда он едет мириться с другом. Но опаздывает: отец Дубровский при смерти, а сын прогоняет его вон. Образом Т. Пушкин показывает, что беда не в самом помещике, а в социальном устройстве русской жизни (крепостное право, всесилие дворян). Оно развивает в непросвещенном дворянине веру в свою безнаказанность и безграничные возможности («В том-то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение»). Даже любовь к детям искажается в Т. до предела. Он обожает свою Машу, но делает ее несчастной, выдав за богатого, но нелюбимого ею старика. Самодурство Т. отражается и на его крепостных. Они также спесивы, как и их хозяин. Троекуровский псарь дерзит Дубровскому-старшему – и тем самым ссорит старых друзей.
Оценивая творчество Тургенева и заслуги писателя перед русским обществом, Салтыков-Щедрин отмечал: «Тургенев был человек высоко развитый, убежденный и никогда не покидавший почвы общечеловеческих идеалов. Идеалы эти он проводил в русскую жизнь с тем сознательным постоянством, которое и составляет его главную и неоценимую заслугу перед русским обществом. В этом смысле он является прямым продолжателем Пушкина и других соперников в русской литературе не знает. Так что ежели Пушкин имел полное основание сказать о себе, что он пробуждал «добрые чувства», то же самое и с такой же справедливостью мог сказать о себе с Тургенев. Это были не какие-нибудь условные согласные с тем или другим переходным веянием, но те, простые, всем доступные общечеловеческие «добрые чувства», в основе которых лежит глубокая вера в торжество света, добра и нравственной красоты». [24. т. XV, с. 612].
Тургенев, пробуждая простые, всем доступные общечеловеческие «добрые чувства», выступал против эгоистической обособленности людей, индивидуалистической замкнутости, с критикой общечеловеческой морали господствующего класса, за объединение и братский мир на земле. Признанием высокой нравственной ценности человеческой личности Тургенев был связан со своими великими предшественниками – Толстым и Достоевским.
Идея общественно-нравственного долга сказалась в произведениях Тургенева как борьбы за раскрепощение духовно богатого народа. В своих «Литературных и житейских воспоминаниях Тургенев писал о том чувстве смущения и негодования, отвращения, которое вызвало в нем помещичья крепостная среда. Действительно, просветительский протест против крепостничества объединил таких писателей, как Тургенев, Гончаров, Григорович и Герцен, в разной степени, правда, осознавших связь своих мыслей и чувств с потребностями народных масс, а также истории.
Несомненно, творчество Тургенева в своих лучших достижениях имеет неразрывную внутреннюю связь с борьбой крестьянских масс против крепостников-помещиков. Писатель рано осознал, что «субстанция» русского народа, т. е. его глубинное духовное содержание, неизменно богата и плодотворна, но уродливые формы общественной жизни, т. е. самодержавие и крепостничество, препятствуют прогрессивному национальному развитию страны. Вдохновленный проповедью Белинского, уверенного в «глубинах мужицкой натуры», Тургенев в «Записках охотника» обратился к изображению того народа, в котором «таится и зреет зародыш будущих великих дел, великого развития». Он создал образ великого народа, отличающегося пытливостью критического ума и способностью к творческим фантазиям, художественной одаренностью, моральной отзывчивостью, глубоким пониманием действительности, трезвостью сознания, словом, романтиков-мечтателей и рационалистов-практиков из народа. Писатель убеждает читателя, что устремленность к прекрасному в лучших людях трудящейся массы порождается чистотой нравственного чувства, непосредственностью и цельностью душевного строя.
С тонким психологическим мастерством Тургенев показал «романтические возвышения» своих мечтателей из народа – Калиныча, которого в рассказах о Европе более всего трогали описания природы, гор, водопадов; Касьяна, который, отдаваясь настроениям нежности и умиления, живет единой душою с природой, гармонически сливаясь с ней; Якова Турка, в пении которого звучала и дышала «русская правдивая душа» и веяло «чем-то родным и необозримо широким».