Почему рассказ цветок хлеба так назвали

Сказки

Юрий Яковлев — Цветок хлеба:
Краткое содержание

Маленький Коля живет с матерью и бабушкой в деревне. Дедушка воюет с фашистами. Люди голодают. Коля, схожий с исхудалым волчонком, ест болтанку и несытный «хлеб из веников» проса. И лишь разочек вволю поел хлебушка. Тогда ночью в хату зашли «наши автоматчики». Солдат подал оробевшему мальчонке кусок хлеба. Коля «дышал хлебом», прижимался щечкой. Съел – и опьянел от сытости и тепла.

Пришел час – прогнали из родного края фашистов. Мать посеяла немножко пшенички. Коля ждал, когда хлеб зацветет. Наверно, прекрасными цветами. Но таких цветов не увидел. А потом собрали колоски, и бабушка испекла два коржа, как два солнышка. Борясь с желанием ухватить корж без спроса, Коля дождался разрешения бабушки. Проглотил – и не заметил как.

Второй корж бабушка велела отнести деду. Он обитал на пасеке. Коле обидно и завидно, но он, пряча за пазухой горячий посоленный корж от мальчишек, бежит на пасеку. Дед забирает корж, расспрашивает о здоровье бабушки, отвечает внуку, что медаль «за немцев» ему не нужна. А сам пьет сладкую водичку от пчел. И дает внуку для стирки вещички. Коля уходит, сердясь, что дед один съест коржик с медом. Бабушка разбирает вещи – и находит корж на дне. Ясно, что дед вернул его для внука. Коле стыдно за свою обиду на деда-фронтовика. Значит, есть чувства поважнее голода. Корж – дедушкин. Коля укладывает его в дедушкин сундук.

Читательский дневник по рассказу «Цветок хлеба» Яковлева

Сюжет

Во время войны маленький Коля только раз ел настоящий хлеб. Один солдат поделился с мальчиком. В конце войны мать сеет пшеничку. Коля ждал цветов на хлебе – и не понял, как же он цветет. Бабушка испекла два коржа. Один дала внуку, другой сказала отнести дедушке-фронтовику на пасеку. Мальчик завидует, что дед один съест свой корж. Он приносит с пасеки вещи для стирки. Оказалось, дед корж вернул. Но Коле уже совестно его есть. Есть чувство сильнее, чем голод. Коля прячет корж для дедушки.

Отзыв

Цветок хлеба – символ жизни, добра, мира, щедрости, радости. Пусть у хлеба невзрачные, неприметные цветочки, зато как дорог людям сам хлеб. Рассказ о детстве в войну. Мальчик живет в страшном взрослом мире: война, голод. Дед жалеет внука, забывшего вкус хлеба. Солдаты воюют ради счастья детей. Урожай хлеба шел на фронт, да растить его было некому, еще и при немцах. В семье мальчик научился думать не только о себе, но и о других. Рассказ учит душевной щедрости, сопереживанию, доброте, самоотверженности, воспитывает чувство долга. Учит помнить уроки и героев войны, помнить, какой ценой достается хлеб. Учит трудиться, уважать труд других.

Источник

Юрий ЯКОВЛЕВ. Цветок хлеба.

Апреля. Родная литература 5 класс.

Тема «Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба». Раннее взросление. Мир глазами ребенка»

Подпишите число и тему урока в тетрадь по литературе.

2. На прошлом занятии вы прочитали рассказ Ю.Яковлева и ответили на вопросы к рассказу. (ЕСЛИ ВЫ ЗАБЫЛИ СОДЕРЖАНИЕ РАССКАЗА, СМОТРИТЕ ТЕКСТ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПОСЛЕ ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ)

Поразмышляем о прочитанном.

-В устном народном творчестве (сказках, былинах, песнях) на дорогах происходят важные встречи, происходят важные события.У русских писателей «дорога» символизирует «жизненный путь».Мотив дороги содержит глубокий философский смысл.

Философиянаука, которая изучает законы развития природы, общества.

-Давайте посмотрим, изменила ли дорога к деду и обратно что-то в жизни Коли?

(Бабушка выкладывает грязное бельё, а на дне котомки лежит завёрнутый в чистую тряпицу хлеб. Она положила гостинец перед внуком.)

— Чем показался хлеб внуку?

(Солнышком. Оно ослепило мальчика).

(Он не ожидал, он плохо думал про деда, у него было плохое настроение.

Солнышком, потому что дед оказался таким добрым и щедрым: не то что поделился, он отдал всё. А ведь он даже не попробовал его.)

— Как ведёт себя Коля? –

(Если первый корж он съел, ни о ком не думая, то тут он протянул руку, и его удержало чувство сильнее голода, важнее хлеба).

-Что это за чувство?

( Чувство доброты, ответственности за других, он впервые подумал о других.

Дед и бабушка не ели хлеба, они берегли ему. Он увидел то, чего раньше не

замечал: люди совершают поступки, не требуя за это платы, награды. Бабушка

испекла хлеб, но себе не оставила ничего, только ему и деду. Дед воевал с немцами, а медали ему не надо; работал на земле, теперь нет сил – занимается пчёлами, чтобы как-то помочь семье, но награды – еды, хлеба – за это не надо).

-Что делает Коля с коржом?

( Коля берёт хлеб, заворачивает его в чистую тряпицу и кладёт в дедушкин сундук,

т.е. это будет гостинцем для деда.)

— О чём говорит такой поступок?

(О взрослении героя, доброта порождает доброту).

-Какую роль сыграла дорога «К деду и обратно»?

(Научила внимательнее относиться к людям.)

-Итак, ребята, если в начале рассказа перед нами голодный мальчик, похожий на волчонка, теперь мы видим его повзрослевшим, способным на подвиг: ведь отказаться голодному от хлеба – подвиг.

Истоки доброты проникли в неокрепшую душу мальчика и сделали его сильнее. Совесть, уважение к деду, чувство долга перед дедом – первые гражданские чувства просыпаются в душе мальчика. Дорога сыграла большое значение, она дала мальчику жизненный опыт, может быть, первый Если ты живёшь среди людей, то надо думать не только о себе, но и о других.

— Давайте вернёмся к названию рассказа. У писателей ничего не бывает случайным.

-Почему же именно так назвал Ю.Яковлев свой рассказ?

(Цветок хлеба – это доброта, душевная теплота, щедрость, которые не видны сразу, но дОроги людям, как хлеб.

Это и Колька, который увидел эту доброту, оценил её и стал хорошим человеком, хорошим писателем; теперь он учит нас видеть то, что не бросается в глаза: неяркое, неброское, но очень важное для людей. В литературе такое сравнение называется метафорой. (Метафора – перенос качеств одного предмета на другой).

Пришлите фотоотчет.

Юрий ЯКОВЛЕВ. Цветок хлеба.

Сколько маленький Коля помнил себя в войну, он всегда был голодным. Он никак не мог привыкнуть, приладиться к голоду, и его ввалившиеся глаза сердито поблескивали, постоянно искали добычу. Черноволосый, нестриженый, взъерошенный, с проступающими ребрышками, он был похож на маленького исхудалого волчонка. Он тянул в рот все, что было съедобным, — щавель, вяжущие ягоды черемухи, какие-то корни, дикие лесные яблоки, пронзительно кислые и крепкие. Дома ему давали болтанку и хлеб. Мать добавляла в муку веники — вымолоченные метелки проса, и хлеб был тяжелый, вязкий; от него пахло сырой глиной. Но и этот хлеб голодный мальчонка съедал мгновенно, жадно посапывая раздутыми ноздрями.

Один раз за всю войну он наелся хлеба вдосталь. И хлеб был не из веников — настоящий. Его принесли с собой наши автоматчики.

Они вошли в хату ночью. Их тяжелые шинели и сбитые сапоги были измазаны чем-то белым и фосфоресцировали в полутьме, словно к ним налипли хлопья снега. А на дворе шел дождь. Бойцы пришли не из степи, а спустились с меловых гор, спуск был трудным, и они измазались в мелу. В теплой хате от солдат шел банный пар, и сразу запахло табачным дымом, мокрыми портянками, ременной кожей и ароматным свежим житником, который они выкладывали на стол.

Читайте также:  Сказки пушкина слушать аудиосказку

От ночных гостей в хате стало тесно, как на вокзале, и маленький Коля почувствовал себя не дома. Он забился в угол и опасливо наблюдал за пришельцами. И тут его заметил скуластый солдат, прихрамывающий на левую ногу. Он поманил к себе Колю:

— Эй, хозяин, пойди-ка сюда. Хлебушка хочешь?

Мальчику захотелось крикнуть: «Хочу! Хочу!» Но к горлу подкатил ком. Он не мог произнести ни слова и молча глотал слюну.

— Ты, наверно, плотно поужинал?

Коля растерянно заморгал, а скуластый солдат развязал мешок и сунул ему в руку большой кусок хлеба. У голодного мальчика закружилась голова. Он вскарабкался на печку, зажмурил глаза и припал к хлебу. Он дышал хлебом, ласкался к нему, согревал его руками и щекой. Он откусывал то мякиш, то с веселым азартом грыз корку, и покойная сытость сладко разливалась по телу. Коля подобрел от хлеба, как взрослые добреют порой от вина. Ему казалось, что все вокруг хлебное: и лежит он на хлебе, и под головой у него мягкий хлеб, и покрыт он теплым хлебом. Он уснул, и всю ночь ему снился хлеб.

. Когда война подходила к концу, мать посеяла на огороде полоску пшеницы. Вскоре из земли проклюнулись робкие всходы. Они были похожи на траву. Мальчик пожевал травинку и не почувствовал хлебного вкуса: трава как трава. Может быть, никакого хлеба и не будет. Но трава начала сворачиваться в трубку.

— Скоро наш хлеб зацветет, — говорила мать.

И все ждали, и Коля ждал, и ему на память приходил свежий солдатский житник и счастливая хлебная ночь, которая то ли была на самом деле, то ли приснилась. Коля ждал, что хлеб зацветет голубыми цветами или алым маковым цветом. А может быть, как вишня, покроется белой метелицей. Он так и не заметил, как цветет хлеб. Появились колосья — глазастые, голубоватые, чуть запотевшие.

Потом полоска стала соломенной.

Когда собрали первый урожай, бабушка на радостях испекла два коржа величиной с подсолнух. Коржи были пахучие, румяные. Бабушка смазала их масляным перышком и посыпала солью, крупной, как толченое стекло. От коржей шел жар, и они светились, как два маленьких посоленных солнца.

Мальчик сидел перед столом, и его ввалившиеся глаза приросли к коржам. Он ждал, когда ж его угостят, и вдыхал в себя теплый дух испеченного хлеба. Он едва сдерживался, чтобы не протянуть руку и не взять без спроса завидное угощение. Наконец бабушка подошла к нему и сказала:

— Отведай, внучок, моего коржа.

Какая-то скрытая пружина сработала внутри — руки мгновенно устремились к коржу, пальцы крепко сжали его и потянули в рот.

Корочка обжигала губы, соль пощипывала язык, ноздри раздувались, боясь упустить толику вкусного запаха. Нет, корж был повкуснее солдатского житника, но он таял с неудержимой силой: и вскоре в руке мальчика остался тоненький полумесяц. И его скоро не стало.

Коля облизал губы, облизал пальцы и тяжело вздохнул. А второй корж, румяный, целехонький и наверняка еще более вкусный, лежал на столе и призывно улыбался всей своей рожицей.

— Отнеси этот корж деду, — сказала бабушка.

— Давай отнесу, — упавшим голосом сказал Коля.

Дед был очень старым и жил на пасеке. Домой он приходил в те редкие дни, когда на огороде топили прокопченную, покосившуюся баньку. Все лицо деда заросло щетиной, словно из подбородка и щек торчало множество железных гвоздиков. Коля боялся приблизиться к деду, чтобы не уколоться.

Бабушка завернула горячий корж в лопух и протянула его Коле.

Сперва он нес свою дорогую ношу в руках. Потом лопух пришлось выбросить, а корж спрятать за пазуху, чтобы его не отняли мальчишки. Корж был горячим, он жег кожу, а крупная соль въедалась в обожженное место. Коле казалось, что он несет за пазухой сердитого зверька и зверек кусает его живот. Но он терпел. Он прошел мимо мальчишек, и они не заподозрили, какой вкусный гостинец спрятан у Коли за пазухой.

Дед не услышал прихода внука. Он сидел перед пчелиным водопоем — перед желобком, по которому текла вода. Пчелы облепили желобок и пили, опуская хоботки в прохладную воду. Дед подставлял руку, и вода стекала ему в ладонь. Он подносил ладонь ко рту и пил пчелиную воду, она была сладковатой. Пчелы ползали по плечам, по голове деда, забирались в ушную раковину. Они не кусали деда. Они его признавали за своего.

Дед обрадовался. Он вертел корж в руках и нюхал. А Коля стоял перед стариком, поглощенный надеждой, что дед разломит корж пополам.

— Хороший корж, — сказал дед.

— Хороший, — тут же согласился Коля.

— Без немцев и земля лучше родит! — Дед опустил руку с коржом. — Как там бабка-то? Ползает?

— Ползает, — вздохнул мальчик и, чтобы не думать больше о корже, спросил: — Дед, а тебе медаль дадут за немцев?

— Зачем медаль? — сказал он. — Мне бы здоровья.

Дед не стал есть гостинец, а отнес его в шалаш. До чего же жадный дед! Совсем одичал со своими пчелами. Он специально спрятал корж, чтобы не делиться и потом спокойно жевать его, макая в липкий гречишный мед.

Коля собрался уходить. В последнюю минуту, когда дед протянул котомку с грязным бельем — пусть бабка простирнет! — у Коли что-то дрогнуло, и он чуть не попросил у деда кусочек коржа. Но сумел побороть минутную слабость. И промолчал.

Он шел не спеша, размахивая котомкой, и думал о том, что, когда кончится война, в доме будет много хлеба и он будет есть коржи утром, в обед и вечером. А сейчас корж ест дед — он, Коля, уже съел свой. Мальчик представил себе деда, который долго перемалывает беззубым ртом запеченную корочку. Старый, наверное, и вкуса-то не чувствует.

Дома он сунул бабушке котомку и буркнул:

— Дед велел простирнуть!

— Как он там, не болеет? — насторожилась бабушка.

— Чего ему болеть-то? — сказал Коля. — Пасет себе пчел.

Бабушка молча принялась выкладывать на лавку дедушкино бельишко, рассматривая, где надо заштопать, где залатать. На дне котомки оказалась чистая тряпица, завязанная узлом. Бабушка неторопливо развязала непослушными пальцами узел. В тряпице лежал корж. Она ничего не сказала. Положила нежданный гостинец перед внуком.

Румяное, густо посыпанное солью солнышко ослепило мальчика.

Радостный огонек вспыхнул в его глазах. Он проглотил слюну, предвкушая угощение, и протянул руку к коржу. Но какое-то незнакомое чувство удержало его руку. Это чувство оказалось сильнее голода, важнее хлеба. Значит, дед не жует корж и не макает его в гречишный мед, а пьет свою подслащенную водичку, которая заглушает голод, и пчелы ползают по его плечам. И он воевал с фашистами, а медали ему не надо.

Читайте также:  Проверочная работа по литературному чтению 4 класс литературная сказка перспектива с ответами

Коля сполз со скамейки и пошел прочь. Но через некоторое время он вернулся. Взял со стола остывший корж. Аккуратно завернул его в чистую тряпицу и положил в дедушкин сундук, где лежали старые сапоги, шапки, дратва, мешок с самосадом и штык, привезенный с прошлой войны.

Источник

Конспект урока «Уроки мудрости по рассказу «Цветок хлеба»

IX районного методического фестиваля

«Уроки русского языка и литературы в современной школе»,

посвященного Году Памяти и Славы

«Лучшая методическая разработка»

Урок мудрости по рассказу Ю.Яковлева

Подготовила Матюшкина Ирина

русского языка и литературы

МБОУ «Балабаш-Баишевская СОШ»

Учебный предмет: литература

Тема урока: «Урок мудрости по рассказу Ю.Яковлева «Цветок хлеба»

Тип урока: урок получения нового знания.

Метапредметная связь: русский язык

Образовательные : формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного образа; обогащать словарный запас.

Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения; развивать умения обобщать изученное.

Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; уважение к старшему поколению

Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.

регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию;

познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно, ;

коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других, применение знаний в жизни.

Методы: репродуктивный, проблемное изложение (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, обращение к личному опыту.

Приемы: диалог, комментированное чтение, фронтальный опрос, художественный пересказ.

— Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением

Улыбнись! Даже если на сердце темно

И мешают в дороге ошибки,

Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно,

Разве это не стоит улыбки?

-Ребята, вы любите отгадывать загадку? Ну, тогда слушайте.

Из нарядной яркой чашки
Угощаются букашки. (Ответ – Цветок. Учитель записывает на доске)

И пшеничный, и ржаной,

Пахнет он землёй родной (Хлеб)

-Ребята, на доске написано словосочетание «цветок хлеба». Как вы себе представляете этот цветок? Может быть, кто-нибудь из вас видел, как цветет хлеб?

Учащиеся пытаются представить, как может выглядеть цветок хлеба.

Учитель пишет на доске имя автора рассказа, ставит кавычки в названии.

— О чем сейчас можно говорить?

— Речь пойдет о рассказе «Цветок хлеба», автор которого Юрий Яковлев.

-Сформулируйте, пожалуйста, тему урока. Учитель пишет тему на доске.

-Давайте мы вместе попробуем определить, какова же цель нашего урока? (оценить

поступки героя и выяснить, какие жизненные уроки извлек мальчик в сложившихся обстоятельствах)

(Какие цели вы бы поставили на уроке, исходя из темы?
— Проанализировать рассказ;

-Ответить на вопрос: «Какой урок мудрости можно извлечь для себя из рассказа?»

С чего начинается мудрость? (или что нужно для того, чтобы стать мудрым?)

— Как она формируется?

Давайте попробуем ответить на эти вопросы.…

— Назовите ассоциативные, ключевые слова к слову.

Знания, труд, опыт, жизнь, учёба

-Учащиеся составляют кластер.

— Итак, сегодня мы с вами поговорим о мудрости, о доброте, о хороших поступках. Многие выдающиеся люди размышляли о мудрости, о добре. Вот их высказывания:» Никто не станет мудрым не будучи терпимым» (Ф.Бекон); « Мудрость — это ум, настоянный на совести» (Фазиль Искандер); «Добрые люди подобны звездам: они живут, озаряя свое время»; «Тот, кто делает добро другим, сам получает радость»;

— Вначале посмотрим, почему же Ю.Яковлев так много писал для детей и о детях Для этого вы внимательно послушаете рассказ ученика о жизни Юрия Яковлева и после этого ответите на этот вопрос.(показ презентации 2-5слайды)

Записываем в тетрадь основные темы и идеи прозы Ю.Яковлева.

-Какие же факты в биографии Ю.Яковлева могли послужить причиной для создания рассказа «Цветок хлеба»? (Ответы учеников)

-Дома вам предложено было прочитать это произведение и повторить литературные термины. Кто готов прокомментировать термины, которые понадобятся нам на уроке?

А) Что такое рассказ? (1 группа )

Б) Сюжет рассказа? (2 группа)

-Каков сюжет рассказа «Цветок хлеба»? Составляем цитатный план сюжета рассказа (работаем в группах)

-Насколько смысловых частей можно разделить рассказ? Но чтобы подойти к решению этого вопроса, ответьте на несколько вопросов:

— Как Коля ест хлеб, когда его угощают автоматчики?

— Как поедает корж, который испекла ему бабушка?

— Почему Коля бережет корж, который несет деду?

— Почему не выпрашивает хлеб у старика?

Делаем вывод. (работа в группах)

Экспозиция: Сколько маленький Коля помнил себя в войну, он всегда был голодным.

Завязка действия: Мать посеяла на огороде полоску пшеницы

Развитие действия: ожидание урожая пшеницы, урожай собран, бабушка испекла два коржа

Кульминация: Мальчик представил себе деда, который долго перемалывает беззубым ртом запеченную корочку.

Развязка: Коля сполз со скамейки и пошел прочь…

Рассказ можно поделить на две части

1. Коля до момента взросления

а)Коля как голодный волчонок, который ищет «добычу». б)Ест пищу жадно мгновенно.

2. Духовное взросление Коли

а)В Коле развивается терпение.

б)Он начинает справляться со своими минутными слабостями(например, когда он устоял и не съел хлеб, а донёс его дуду.

в)В нём развивается незнакомое чувство(совесть, уважение к деду, к его заслугам)

Лингвосмысловой анализ ( Беседа.) (8-21 слайды)

Что вас удивило в этом рассказе? (обратите внимание на название)

— Рассказ называется «Цветок хлеба», а говорится не о цветке,

даже описания его нет.

Каким он его представляет? Найдите в тексте.

— Ожидание прекрасных красивых цветов.

его угостили настоящим хлебом, и лучшего вкуса он не знал.

Ему казалось, что всё прекрасное связано с едой, с хлебом.

Почему он был голодным? На кого он похож?

— Шла война. Похож на волчонка, потому что постоянно

выискивает «добычу» (так говорит автор, как о животном),

т.е. еду (щавель, ягоды, корни).

глину) и то не досыта.

врага, себе – только самое необходимое. (6-7 слайды)

2020 год-Год памяти и славы. 75 лет победы. Память – это удивительное свойство нашего организма, нашего мозга. Память – избирательна. Мы можем помнить одни события, которые принесли нам приятные минуты. И стараемся вычеркнуть из памяти события, которые оставили неприятный след.

Но есть в истории человечества события, которые никогда не исчезнут из нашей памяти. Этих событий много, но мы сегодня на уроке остановимся на ВОВ, который оставил страшный след в жизни многих людей.

Итак, описания цветка нет, рассказ называется «Цветок хлеба».

Надо, наверное, подробно рассмотреть весь рассказ: о чём и о ком здесь говорится, зачем автор нам рассказал об этом.

Читайте также:  Сказки про добро картинки

Солдаты накормили мальчика настоящим, вкусным хлебом. Ему кажется теперь, что всё вокруг хлеб-. И когда мать в конце войны посеяла полоску пшеницы, Коля с нетерпением ждёт её появления.

Подтвердите текстом, что он с нетерпением ждёт?

— Когда появились всходы, он берёт хлебную травинку и жуёт, но хлебного вкуса нет, трава как трава. Когда сказали, что скоро зацветёт, он смотрит на него, но цветка так и не

Почему? Вы видели, как цветёт хлеб?

— К сожалению, сейчас, действительно, трудно увидеть зерновое поле, так как поля теперь засеивают.

Наконец хлеб испечён. Мальчик ест настоящий, вкусный, только что испечённый хлеб.

Посмотрите, как называет автор этот хлеб, которого ждёт мальчик – «завидное угощение».

Давайте сделаем словообразовательный разбор этого слова: угощение – угощать – угостить – гость.

Заполним таблицу: (23 слайд)

Посмотрите, действительно ли это угощение для него? Давайте найдём, как об этом говорится в тексте.

— «…скрытая пружина сработала…и его скоро не стало».

С чем вы сейчас можете сравнить такой вкус? Что бы вы могли съесть с такой быстротой?

— Торт и то не всегда. Вы всего наелись, вы сыты.

Каковы его чувства после того, как он съел свой корж?

— Ему хочется ещё: «Второй…улыбался всей своей рожицей».

Коля несёт хлеб деду. Как теперь называет автор хлеб?

— дорогая ноша, гостинец (боится, что отнимут ребята, они тоже голодные).

Гостинец – в этимологическом словаре, стр.112

Гостинец – товар, привезённый купцом – подарок гостя – подарок.

Давайте посмотрим, какое слово употребляет дед, говоря о земле, которая даёт такой вкусный хлеб.

— Земля «родит». (24 слайд)

Какое значение имеет это слово?

Делимся на 2 группы: 1 группа – смотрит в толковом словаре.

2 группа – смотрит в этимологическом словаре.

В толковом словаре. В этимологическом словаре.

Родиться – появиться на свет. Родить – общеславянское, образовано от слова

Родить – произвести на свет. «род» при помощи суффикса «ити».

Род от слова «рост». Однокоренные – род, ро-дина, родной, родственники.

Как называется в литературе перенос качеств одушевлённого предмета на неодушевлённые?

Значит, земля живая для деда, почему?

Оцените свою лингвистическую работу, умение работать с текстом и умение делать правильные выводы (индивидуально) в маршрутных листах.

Вернёмся к рассказу.

Коля идёт обратно от деда. О чём он думает?

— Что дед сейчас ест хлеб, что дед не захотел поделиться с ним, ему обидно, и поэтому он даже представляет, как перемалывает дед своим беззубым ртом запечённую корочку.

-В УНТ ( сказках, былинах, песнях) на дорогах происходят важные встречи, происходят важные события. У русских писателей «дорога» символизирует «жизненный путь». Мотив дороги содержит глубокий философский смысл. Философия – наука, которая изучает законы развития природы, общества. Давайте посмотрим, изменила ли дорога что-то в жизни Коли?

Бабушка выкладывает грязное бельё, а на дне котомки лежит завёрнутый в чистую тряпицу хлеб. Она положила гостинец перед внуком.

Чем показался хлеб внуку?

— Солнышком. Оно ослепило мальчика.

-Он не ожидал, он плохо думал про деда, у него было плохое настроение.

Солнышком, потому что дед оказался таким добрым и щедрым: не то что поделился, он отдал всё. А ведь он даже не попробовал его.

Дед и бабушка не ели хлеба, они берегли ему. Он увидел то, чего раньше не

замечал: люди совершают поступки, не требуя за это платы, награды. Бабушка

пчёлами, чтобы как-то помочь семье, но награды – еды, хлеба – за это не надо.

— Коля берёт хлеб, заворачивает его в чистую тряпицу и кладёт в дедушкин сундук,

т.е. это будет гостинцем для деда.

О чём говорит такой поступок?

— О взрослении героя, доброта порождает доброту.

Какую роль сыграла дорога «К деду и обратно»?

— научила внимательнее относиться к людям.

-Если в начале рассказа перед нами голодный мальчик, похожий на волчонка, теперь мы видим его повзрослевшим, способным на подвиг: ведь отказаться голодному от хлеба – подвиг.

Токи доброты проникли в неокрепшую душу мальчика и сделали его сильнее. Совесть, уважение к деду, чувство долга перед дедом – первые гражданские чувства просыпаются в душе мальчика. Дорога сыграла большое значение, она дала мальчику жизненный опыт, может быть, первый, что если ты живёшь среди людей, то надо думать не только о себе, но и о других.

— Давайте вернёмся к названию рассказа.

У писателей ничего не бывает случайным. Почему же именно так назвал Ю.Яковлев свой рассказ?

Какой он, цветок хлеба?

— незаметный, но он дорог людям, важен для них.

Что у нас в рассказе важно для человека, но незаметно сразу, не бросается в глаза?

— доброта, душевная щедрость.

Дед уважительно относится к земле, заботится, как там без него его жена.

Не болеет ли, хотя и спрашивает «ползает?»

Почему именно таким словом?

— Медленно ходит, старая, уставшая, но тоже, как и он, без дела не сидит.

Получил Колька урок доброты, свой цветок хлеба?

— Да, он тоже хочет угостить деда.

Что имеет в виду автор под названием «Цветок хлеба»?

Это жизненно необходимое человеку качество. Цветок хлеба – это доброта, душевная

теплота, щедрость, которые не видны сразу, но дороги людям, как хлеб.

Слово учителя: Это и Колька, который увидел эту доброту, оценил её и процветши стал хорошим человеком, хорошим писателем; теперь он учит нас видеть то, что не бросается в глаза: неяркое, неброское, но очень важное для людей. В литературе такое сравнение называется метафорой. (Метафора – перенос качеств одного предмета на другой).

1. Какие уроки жизни вы сегодня извлекли?

2. Какой урок мудрости вы получили из рассказа?

3. Какое из заданий было выполнять легче, а при выполнении какого возникали трудности?

4. Подумайте, понадобятся ли вам полученные сегодня знания и как вы их можете применить?

— Были ли в вашей жизни такие ситуации, когда нужно было чем-то пожертвовать ради мамы, папы, сестры, брата, друга?

У вас на партах есть «бриллианты» из цветной бумаги. Напишите ОДНО ИЗ ДУШЕВНЫХ КАЧЕСТВ, о которых мы говорили сегодня на уроке, и подарите
друг другу.

-Что вам подарили соседи по парте?
Я уверена, что каждый из вас обладает этими душевными сокровищами.
Может, не все окружающие сумели их разглядеть? А чтобы они стали видны всем, нужно уметь ими делиться, ведь доброта-это единственное одеяние,
которое никогда не ветшает ( )

— На 3 – м километре бывшей Дороги жизни, у посёлка Ковалёво, стоит памятник Цветок жизни. В центре композиции – наклонная плита с надписью : «Во имя жизни и против войны, детям – юным героям Ленинграда 1941 – 1944 гг.» белый каменный цветок на десятиметровом столбе возвышается над над гранитными валунами. В лепестках цветка вырезаны слова: «Пусть всегда будет солнце» (слайд 27)

Подведение итогов урока, подсчет баллов в маршрутных листах, оценивание, самоанализ

1. Народная мудрость хранит много пословиц о хлебе. А какие знаем мы с вами?

Источник

Познавательное и интересное