Проблематика рассказа «Дом с мезонином» Чехова
«Дом с мезонином» — небольшой рассказ Чехова. Вышел в 1896 году. Главный герой – художник, который проводит лето в поместье своего товарища Белокурова – праздного и медлительного человека. Сам художник проникся подобным образом жизни, тоже достаточно обленился и даже перестал писать. Однажды, во время прогулки, он набредает на красивую усадьбу и дом с мезонином, где знакомится с ее хозяйками – двумя девушками. Старшую зовут Лида, она хороша строгой красотой, а младшую – Женя, или же Мисюсь.
Позже судьба снова сводит художника с этими девушками, он тесно знакомится с этой семьей. Старшая Лида работает сельским учителем и ведет активную общественную деятельность по созданию больниц в селе, младшая же умеет только читать и мечтать.
Художник сближается с Женей и конфликтует с Лидой, которой он категорически не нравится. Так, Лида не любила творчество художника, потому что он никогда не изображал судьбы народа. Мать девушек же была поклонницей творчества художника.
Однажды у главного героя возник конфликт с Лидой, во время которого художник заявил, что больницы и образование лишь порабощают народ и создают новые путы. За те же книжки крестьяне вынуждены платить, а значит, им придется еще сильнее гнуть спину. Проще освободить их от убийственного физического труда, это приведет к тому, что народ будет меньше болеть.
Тогда же герой и Женя объясняются в любви. После этого художник больше никогда не видел Мисюсь – она уехала вместе с мамой за границу. Позже художник узнал, что Лида собрала партию единомышленников и развела активную общественную деятельность у себя на родине.
Темы и проблематика
В центре –два женских образа, но обратим внимание на Лиду, которая совсем не похожа на своих соседей. Вероятно, ей не очень комфортно быть не такой, как все.
Через Лиду раскрывается тему труда. Девушка живая и активная, но все же, она очень близка к своему праздному окружению. Она вряд ли пойдет работать в поле, как те крестьяне, которым так активно помогает. Именно это стало одной из причин конфликта с художником.
Еще одна тема – народ. Обрисован он не очень четко, но есть, о чем поговорить. Нужно ли крестьянину образование, или это удел праздной и обеспеченной элиты? А что, если действительно разделить всю работу крестьян и часть ее поручить художникам и помещикам? Будет ли от этого толк?
Любовь
Она здесь едва уловима и призрачна. Художник и Женя действительно близки по духу, но разглядеть чувства здесь трудно. Это, скорее, подростковая влюбленность, чем глубокие чувства, вероятно, свойственные Лиде. Герой признается в любви девушке, после чего испытывает стыд за это признание. Художник, как и все герои рассказа, проходит путь от одиночества к любви и снова к одиночеству.
Еще одна тема – счастье. Возможно ли оно для героев повести? К сожалению, нет. Художник –человек не очень глубокий. Женя – думающая девушка, но слишком юна и слишком зависит от сестры и матери, Лида делает вид, что думает об окружающих, но на самом деле, просто привлекает внимание к своей яркой персоне. Счастье возможно, но вряд ли.
«Дом с мезонином»: краткий пересказ рассказа А. П. Чехова, главные герои
Дом с мезонином
В журнале «Русская мысль» в 1896 г. появилась новая публикация. Это был рассказ Антона Павловича Чехова «Дом с мезонином». В рассказе отражены вопросы, которые волновали многих в 19 веке: отношения интеллигенции и народа, образовании и больницах для бедных, значении земской деятельности, борьбе с нищетой русских деревень.
Основные персонажи
Главными героями рассказа «Дом с мезонином» являются:
• Художник. Молодой человек, который приехал в деревню. Спокойный, уравновешенный, влюбленный в Женю.
• Женя. Сентиментальная молодая девушка. В семье ее называют Мисюсь.
• Лида. Серьезная девушка с прогрессивными взглядами, живущая мечтами о процветании народа.
Второстепенными героями являются помещик Белокуров и мать Лиды и Жени – вдова Екатерина Павловна.
Очень краткий пересказ
В кратком пересказе, речь пойдет о художнике, от имени которого ведется. Лет 5-6 тому назад молодой человек отдыхал в деревне Т-ской губернии. Он жил у местного помещика, которого совершенно устраивал деревенский образ жизни. Белокуров вставал ранним утром, носил поддевку, ему доставляло удовольствие потребление пива по вечерам. К тому же, он постоянно жаловался, что не встретил такого нужного ему сочувствия.
Художник проводил время праздно. Он практически не писал, в основном, бродил по окрестностям до позднего вечера. Однажды он наткнулся на незнакомое имение, где и встретил двух девушек. Они были сестрами, но очень разными – старшая с бледной кожей, тоненькая, красивая, другая – тоже худенькая, тоже бледная. Художнику почему-то показалось, что он раньше встречал эти лица. Домой он возвращался с приятным чувством, словно увидел хороший сон.
Впоследствии. познакомившись с семейством, художник влюбляется в младшую дочь вдовы Волчаниновой, а она отвечает ему взаимностью. Но браку между молодыми людьми не суждено было состояться. Причиной явилось различие суждений между художником и старшей сестрой. Спустя годы он вспоминает о юной девушке, но воспоминания остались надолго.
Краткое содержание
Если нет времени читать полностью рассказ, то можно познакомиться с сюжетом, благодаря краткому содержанию «Дома с мезонином». Итак, «Дом с мезонином» — краткое содержание по главам.
Глава I
На отдыхе в деревне у своего приятеля, жившего в Т-ской губернии, молодой художник заскучал. Однажды, гуляя по аллее, молодой человек забредает в незнакомое имение. Он видит белокаменный дом с мезонином, а пройдя далее, встречает двух девушек, стоящих у ворот. Первую художник описывает, как красивую, тоненькую, с бледным личиком в обрамлении каштановых волос. Вторая девушка, как описывает юноша, также тоненькая, с бледным лицом, на котором выделяются огромные глаза и большой рот, ей лет 17-18. Выглядела младшая из девушек ребенком, и когда она произнесла что-то по-английски, то очень сконфузилась.
Две сестры – Лида и Мисюсь
Через несколько дней художник снова встречается со старшей девушкой. Лида Волчанинова приезжает к Белокурову за подписью, чтобы попросить деньги для крестьян-погорельцев. Девушка приглашает молодых людей в гости. После отъезда Петр Петрович рассказывает другу о семье Лиды. Он говорит, что семья хорошая, что отец скончался в столице в качестве тайного советника. В семье есть деньги, но Лида работает учительницей, и очень гордится своей независимостью, получая 25 рублей в месяц.
В праздничный день художник с приятелем посетили Волчаниновых. Здесь молодой человек знакомится с матерью девушек – в прошлом красивой женщиной, но теперь грустной и больной. Младшую дочь, которая казалась ребенком, называли по-детски Мисюсь. В отличие, от деятельной старшей сестры, милая беззаботная Женя читает книжки, бездельничает, ведя праздную жизнь. В серьезных беседах Мисюсь участия не принимает, да и никто не считает ее взрослой.
Возвращаясь от Волчаниновых, приятели вели разговор об этой интеллигентной прекрасной семье.
Глава II
Молодой художник стал часто заходить к Волчаниновым. Старшая сестра считала, что с пейзажистом у них нет ничего общего. Сама же она бесконечно лечила больных, раздавала книги крестьянам, ходила с непокрытой головой. Женя же с утра садилась за книгу на террасе или в липовой аллее. Мисюсь всегда радовалась появлению художника. Мать девушек тоже нашла с главным героем общий язык. Екатерина Павловна с удовольствием смотрела на этюды художника, доверяла тайны своей семьи. Вдова считала, что старшей дочери пора замуж.
Однажды, когда приятели ехали домой, художник спросил у Петра Петровича, почему он не влюблен в одну из девушек. На что Белокуров, что любит другую женщину. Это была Любовь Ивановна, проживающая с Петром Петровичем во флигеле – полная, важная дама, которая была старше на десяток лет.
Глава III
Когда в очередной раз между художником и Лидой возник спор о том, нужен ли медпункт в Малоземове, и молодой человек высказал свои суждения, Лида обиделась. Девушка была уверена в необходимости лечебных заведений, художник же утверждал, что наличие больниц и школ – это еще большее порабощение простого народа. Перепалка была длительной и неприятной, и главный герой собрался уходить.
Глава IV
В главе рассказывается о тихой августовской ночи, в которой Женя, ждавшая художника у ворот, призналась, что полностью разделяет его убеждения. Раздраженный молодой человек просит Мисюсь задержаться. Девушка смотрела на главного героя нежно и восхищенно. В душе юноши возникли самые неожиданные мысли, что девушка гораздо глубже, чем ее считают. Она казалась нежной, очаровательной, чудесной. В порыве чувств молодой человек осыпает Мисюсь поцелуями, и она убегает. Мужчина долго ждет, что она вернется, затем, не дождавшись, идет домой.
Когда после обеда следующего дня художник приходит к Волчаниновым, то узнает, что в доме нет ни Жени, ни ее матери. Оказывается, они уехали в Пензенскую губернию, к родственникам. Причем, зимой, скорей всего, уедут за границу. Главного героя догоняет мальчик, который передает записку, где Женя пишет, что рассказала об отношениях сестре, и та потребовала расставания ее с юношей и немедленного отъезда. Девушка пишет, что ей тяжело расставаться с любимым, но она не может ослушаться Лиду. Вечером художник едет в Петербург.
Однажды, по дороге в Крым, художник встречает Белокурова. Который рассказал, что Лида также живет в деревне, но о том, где проживает Женя неизвестно.
Основная мысль рассказа
«Дом с мезонином» в кратком содержании позволяет читателю понять основную мысль рассказа Чехова. В рассказе главные герои подчинились обстоятельствам, совершенно не отстаивая собственное мнение. Погибла зарождающаяся любовь из-за слабохарактерности и пассивности художника и его возлюбленной. Они сдались без борьбы то ли и слабости характера, то ли от страха перед более сильным человеком Лидой Волчаниновой. Автор как бы говорит, что за счастье необходимо бороться. Идеологический спор между художником-пейзажистом и Лидой Волчаниновой остался открытым.
«Мисюсь, где ты?»
Поразительные по глубине и новизне социальные идеи Чехов выражал в такой скромной форме, что современная ему критика часто просто проходила мимо богатейшего содержания. Ей казалось, что речь идет о самом обычном для литературы: о любви, о человеческом одиночестве и причем; она не замечала, что у Чехова и любовь и все другие привычные темы проникнуты огромным новаторским содержанием. Это свойство чеховских произведений, которое мы назвали скромностью формы, характеризовало Чехова, как мы знаем, с первых шагов его писательского пути. Оно связано со всем его человеческим и писательским обликом, со всей его эстетикой «незаметной» красоты.
Характерно для Антона Павловича его впечатление от произведений Достоевского: «Хорошо, но нескромно, претенциозно». Что подразумевал он под претенциозностью? По-видимому, присущее Ф. М. Достоевскому стремление подчеркнуть особую многозначительность, высокий, вечный, «вселенский» смысл переживаний своих героев и тех идей, которые высказывают герои и автор. Художественный метод Чехова прямо противоположен этому. Очень часто наиболее замечательные по широте и новизне социального и философского мышления идеи высказаны в его произведениях «мимоходом», так, как будто главное совсем не в них; высказаны в той чеховской сдержанной, застенчивой манере, которая вытекала из сложного чувства. В это чувство входило и ощущение «вины» перед читателем за свое незнание путей к тому величайшему торжеству родины, к которому сам же он звал; и мудрая догадка о непригодности всех старых догм и схем; и нелюбовь к «нескромному и претенциозному» проповедничеству, не основанному на научно-точном знании законов жизни. Проповедничество Толстого тоже казалось Антону Павловичу нескромным.
Вот одно из наиболее поэтических произведений Чехова — «Дом с мезонином» (1896). Герой рассказа — художник, приехавший на лето за пейзажами в именье к знакомому помещику. В соседней усадьбе, в доме с мезонином, живет семья: старушка-мать и две девушки-сестры. Старшая, Лида, увлечена земской деятельностью. Она служит учительницей в земской школе и при хороших средствах семьи — гордится тем, что «живет на собственный счет», получая двадцать пять рублей жалованья в месяц. Она целиком поглощена земскими делами, борьбой либеральной «партии» с реакционной в уезде, и, кроме этих интересов, школ, аптек, медицинских пунктов, для нее ничего не существует. Строгая, красивая, она кажется своей матери и младшей сестре, Жене, особенным, недосягаемым существом, как для матросов капитан, который все сидит в своей каюте. Женю в семье еще не считают взрослом и называют ее Мисюсь, потому что в детстве называла так мисс, свою гувернантку. Она обожает свою старшую сестру, но дружит с мамой: они лучше понимают друг друга, чем недоступную Лиду.
Мисюсь, с ее наивной молодостью, робкой, пробуждающейся женственностью, — один из самых обаятельных женских образов Чехова. Между художником и Мисюсь завязывается дружба, влюбленность. Они близки друг другу непосредственно-поэтическим восприятием жизни; они могли бы быть счастливы друг с другом.
Но непреклонная Лида терпеть не может художника из-за его пренебрежительного отношения к ее земской деятельности, из-за его, как ей кажется, безыдейности. Она разрушает счастье художника и Мисюсь, отсылает младшую сестру с матерью куда-то далеко, к тетке, в Пензенскую губернию. Когда художник приходит в дом с мезонином, он уже не застает свою Мисюсь. Все стало другим без нее. Лида сухо сообщает ему об отъезде сестры и матери. «Л зимой, вероятно, они поедут за границу…»
Ошеломленный, он отправляется обратно; его догоняет дворовый мальчик и вручает ему записку: «Я рассказала все сестре, и она требует, чтобы я рассталась с вами… Я была не в силах огорчить ее своим неповиновением. Бог даст вам счастья, простите меня. Если бы вы знали, как я и мама горько плачем!»
Рассказ, ведущийся от имени художника, заканчивается тем, что прошло много лет после случившегося и художник уже начинает забывать про дом с мезонином; «и лишь изредка, когда пишу или читаю, вдруг ни с того, ни с сего припомнится мне то зеленый огонь в окне, то звук моих шагов, раздававшихся в поле ночью, когда я, влюбленный, возвращался домой и потирал руки от холода. А еще реже, в минуты, когда меня томит одиночество и мне грустно, я вспоминаю смутно, и мало-помалу мне почему-то начинает казаться, что обо мне тоже вспоминают, меня ждут и что мы встретимся…
Эта заключительная фраза «Дома с мезонином» стала знаменитой; она была у всех на устах и в цитатах, как мотив любимой мелодии. Все чувствовали тонкую прелесть лирической грусти об ушедшем счастье, молодости, весне. И весь рассказ воспринимался в этой настроенности, близкой тургеневской: «Как хороши, как свежи были розы…» Чехов получал письма от читателей: «На днях прочла в «Русской мысли» ваш последний рассказ. Там столько тонкой поэтической прелести, такие тургеневские черты, что мне хотелось выразить автору признательность за доставленное им наслаждение».
Что же, «Дом с мезонином» и на самом деле был рассказом об утерянной красоте, об исчезнувшей поэзии жизни…
Но интимная лирическая тема (кстати, носившая, может быть, глубоко личный характер для Чехова: он говорит в одном из писем, что у него была невеста, ее звали Мисюсь, и что об этом он пишет рассказ), — интимная лирическая тема неразрывно сплетается с большой социальной темой.
О чем спорят между собою озабоченная земская деятельница и «беззаботный» художник?
Лида как-то рассказала о хлопотах по устройству медицинского пункта. Художник говорит ей, что, по его мнению, «медицинский пункт в Малоземове вовсе не нужен». Лида возражает.
— На прошлой неделе умерла от родов Анна, а если бы поблизости был медицинский пункт, то она осталась бы жива. И господа пейзажисты, мне кажется, должны бы иметь какие-нибудь убеждения на этот счет.
— Я имею на этот счет очень определенное убеждение, уверяю вас, — ответил я, а она закрылась от меня газетой, как бы не желая слушать. По-моему, медицинские пункты, школы, библиотечки, аптечки, при существующих условиях, служат только порабощению. Народ опутан цепью великой, и вы не рубите этой цепи, а лишь прибавляете новые звенья — вот вам мое убеждение.
Она подняла на меня глаза и насмешливо улыбнулась, а я продолжал, стараясь уловить свою главную мысль:
— Не то важно, что Анна умерла от родов, а то, что все эти Анны, Мавры, Пелагеи с раннего утра до потемок гнут спины, болеют от непосильного труда, всю жизнь дрожат за голодных и больных детей, всю жизнь боятся смерти и болезней, всю жизнь лечатся, рано блекнут, рано старятся и умирают в грязи и в вони; их дети, подрастая, начинают ту же музыку, и так проходят сотни лет, и миллиарды людей живут хуже животных — только ради куска хлеба, испытывая постоянный страх.
…Мужицкая грамотность, книжки с жалкими наставлениями и прибаутками и медицинские пункты не могут уменьшить ни невежества, ни смертности, так же, как свет из ваших окон не может осветить этого громадного сада…
…Если уж лечить, то не болезни, а причины их… При таких условиях жизнь художника не имеет смысла, и чем он талантливее, тем страннее и непонятнее его роль, так как на поверку выходит, что работает он для забавы хищного нечистоплотного животного, поддерживая существующий порядок. И я не хочу работать, и не буду…»
И все-таки можно ли сказать, что права Лида и не прав художник?
Мы видим, как много своих постоянных мыслей вложил Чехов в рассуждения своего героя. Тут и тяжелые раздумья о бессмысленности, моральной неоправданности труда художника в буржуазном обществе, если этот труд не содействует изменению существующего порядка и тем самым поддерживает проклятый «порядок». Тут и чеховские поиски коренных решений социальных вопросов, отвращение к социальным рецептам и пластырям, предлагающимся вместо того, чтобы лечить прежде всего причины болезней, то-есть изменять несправедливый общественный строй.
Лида считает художника «безидейным». Подобно этому либерально-народническая критика считала Чехова «безидейным» художником. Но мы видим, что тоска, неудовлетворенность Чехова и его героя в идейном отношении неизмеримо выше крохоборческого либерального самодовольства Лиды.
Ни герои Чехова, ни сам он не знают, как можно разрубить цепь великую. Когда художник, высказывая свои раздумья, старается «уловить свою главную мысль», то мы понимаем, что это сам Чехов старается уяснить самому себе и своему читателю, в чем же заключается правда, какими путями идти к ней.
Немало путаницы в рассуждениях героя. В частности, не прав он и в своем заявлении о том, что не нужны больницы и школы. Чехов вовсе не солидаризируется в этом со своим героем; мы знаем, сколько сил Антон Павлович отдал этим самым «школам, библиотечкам, аптечкам».
Но в самой горечи художника, в его поисках, в нежелании поддерживать существующий строй, даже в самой путанице его мыслей, даже в его отвращении к своему искусству, в стремлении к коренным, а не частным, не мелким решениям социальных вопросов — во всем этом неизмеримо больше правоты, чем в самоудовлетворенной ограниченности Лиды. Для нее ее земская деятельность стала своего рода футляром, она способна смотреть только «в одну точку», вроде Дашеньки из рассказа «Неосторожность». Перед нами — портрет либеральной помещицы, которой бесконечно чуждо и непонятно стремление художника — пусть еще далекое от ясности — разрубить проклятую цепь.
Ленин отнюдь не отрицал известной пользы земской деятельности, «аптечек и библиотечек». Он не отвергал начисто возможности прогрессивной легальной деятельности при самодержавии. «Мы нисколько не сомневаемся в том, — писал Ленин в статье «Гонители земства и Аннибалы либерализма», — что и при самодержавии возможна легальная деятельность, двигающая вперед российский прогресс. […] Можно спорить о том, насколько именно велик и насколько возможен этот миниатюрный прогресс…».[22] Ленин возражал не против деятельности представителей «миниатюрного прогресса», а против их иллюзий о том, что своей деятельностью они будто бы ведут борьбу с самодержавием, против их крохоборческой самоудовлетворенной ограниченности, неумения и нежелания выйти за пределы крошечного прогресса.
Чехов был чужд этим либеральным иллюзиям, он издевался над ними; какой иронией окружает он высокопарное заявление опустившегося Андрея Прозорова в «Трех сестрах» о том, что его служба в земской управе представляет собою некое «служение»! Земский деятель Чехов ясно видел всю миниатюрность того прогресса, который был возможен на основе легальной деятельности при самодержавии. Недаром все достижения земства в области народного просвещения и здравоохранения, то-есть как раз в тех областях земской деятельности, которые Антону Павловичу были наиболее близки и знакомы, — он сравнил со светом из окон, который не может осветить громадного сада. Тогдашняя критика была не способна оценить значение большой социальной темы «Дома с мезонином». Самая либеральная газета того времени — «Русские ведомости» — писала, что герой рассказа — типичный представитель «хмурых людей» чеховских произведений, с такими чертами, как «скука, отсутствие вдохновения, бессилие творчества, сознание своей неспособности к продолжению обычного дела, отсутствие общественного инстинкта». Другая либеральная газета — «Биржевые ведомости»- писала, что в лице героя «Дома с мезонином» читатель встречается с представителем людей, с точки зрения газеты отрицательных, в то время как в лице Лиды читатель видит представительницу «той части русского общества, которая работает пока в глуши, но в непрестанной борьбе с непреодолимыми препятствиями». В рассказе, но мнению газеты, «в микроскопическом размере все русское общество, как бы расколовшееся на две половины: с одной стороны — беспечный квиетизм,[23] с другой — молодая сила, посвящающая себя служению ближнему».
В тоске героя рассказа, в его неудовлетворенности, мучительных поисках усмотреть «беспечный квиетизм», а земскую деятельность Лиды высокопарно назвать «служением» мог именно либерал, чей уровень не возвышался над уровнем Лиды. Можно представить себе ироническую улыбку Антона Павловича, читающего такую статью. И, быть может, словечко либерального критика — «служение» — он вспомнил впоследствии в «Трех сестрах».
Надо думать, что и восторги тех читателей, которые восхищались и умилялись «тургеневскими нотами» в «Доме с мезонином», никак не могли радовать Чехова. Ведь такие похвалы означали, что высказывавшие их не заметили социальной темы рассказа, остались глухи к главному, над чем бился писатель, стараясь вместе со своим героем «уяснить самому себе свою мысль» — большую мысль о бесплодности либеральных иллюзий, об узости «миниатюрного прогресса», о том: что делать? Либеральная критика, разумеется, не могла увидеть, как высоко поднимался Чехов над ограниченностью либерализма. И никто не мог сказать Антону Павловичу о подлинной прелести «Дома с мезонином», заключенной не в повторении «тургеневских нот», а в тонком поэтическом сочетании грусти об утерянном счастье любви с тоской о всеобщем счастье. Как всегда у Чехова, простое, казалось бы, совсем обычное, традиционное содержание вырастало в большие новаторские философские, социальные обобщения. Нежный образ Мисюсь становился образом самой красоты, самой молодости и чистоты жизни, отнятой у людей, той красоты, к которой всегда будут стремиться люди, о которой всегда будет тосковать душа художника.
Читайте также
XX. «МИСЮСЬ, ГДЕ ТЫ?»
XX. «МИСЮСЬ, ГДЕ ТЫ?» Поразительные по глубине и новизне социальные идеи Чехов выражал в такой скромной форме, что современная ему критика часто просто проходила мимо богатейшего содержания. Ей казалось, что речь идет о самом обычном для литературы: о любви, о человеческом
«Дом с мезонином»: краткое содержание и анализ рассказа Чехова
А.П. Чехов, «Дом с мезонином»: краткое содержание, кратчайшее изложение. Читать полный текст, слушать аудиоверсию. Анализ рассказа.
«Дом с мезонином» — рассказ А. П. Чехова, написанный в 1896 году. Повествование ведётся от лица безымянного художника-пейзажиста. Несколько лет назад он жил летом в усадьбе знакомого помещика и влюбился в молодую соседку Женю. Однако старшая сестра девушки, серьёзная земская учительница Лида, невзлюбила безыдейного художника и велела сестре расстаться с ним. По настоянию сестры Женя уехала, и они с героем больше не виделись.
Содержание
Кадр из фильма «Дом с мезонином», 1960 г.
Мезонин — это надстройка над средней частью дома, нередко с балконом. В мезонине усадьбы живёт Женя Волчанинова, в которую влюблён художник.
Есть версия, что прототипом чеховского художника послужил великий пейзажист Исаак Левитан, а Волчаниновы — это на самом Турчаниновы, в усадьбе которых писатель гостил летом 1895 года.
Полный текст и аудиокнига
Аудиоверсия доступна на YouTube.
Краткое содержание
Рассказ ведётся от лица неназванного художника, который несколько лет назад провёл лето в усадьбе помещика Белокурова в Т-ой губернии.
Художник живёт в пустом барском доме и целыми днями бездельничает. Вскоре он знакомится с сёстрами Волчаниновыми, которые живут в соседней усадьбе вместе с матерью.
Старшая сестра, 23-летняя Лидия, всегда строга и серьёзна. Она работает учительницей в земской школе, хотя благодаря отцовскому наследству не нуждается в деньгах. А ещё Лида лечит крестьян, собирает деньги для погорельцев и мечтает однажды сместить председателя уездной управы Балагина.
Младшая сестра — Женя, которую называют детским прозвищем Мисюсь, — девушка 17–18 лет, серьёзные темы не обсуждает и живёт праздной жизнью, целыми днями читая книги.
Иллюстрация Д. А. Дубинского
Художник начинает бывать в гостях у Волчаниновых в их доме с мезонином. Лида презирает его за праздный образ жизни, безыдейные пейзажи и нежелание помогать народу. Серьёзные вещи ему неинтересны, постоянно повторяет девушка.
Зато Женя сближается с рассказчиком: они много гуляют, катаются на лодке, разговаривают о высоком. Одного девушка не может понять: почему её друг всё время спорит с Лидой? «Потому что она неправа», — отвечает художник.
Иллюстрация Д. А. Дубинского
В гостях у Волчаниновых художник жарко спорит с Лидой, доказывая, что земские школы и больницы не помогают народу, а лишь порабощают его ещё сильнее. Беда не в отсутствии докторов и учителей, а в том, что из-за непосильного труда и голода простому человеку некогда подумать о душе — о том, что отличает людей от животных. Художник мечтает об освобождении людей от физического труда, чтобы человечество могло заняться духовными поисками.
Лида считает его рассуждения глупыми и вредными: «Отрицать больницы и школы легче, чем лечить и учить».
Иллюстрация Д. А. Дубинского
Прощаясь вечером с Женей у ворот, художник понимает, что влюблён. В порыве чувств он обнимает её и целует. Девушка говорит, что должна будет рассказать об их отношениях сестре и матери. Когда Мисюсь возвращается в дом, влюблённый художник ещё долго стоит и смотрит на дом с мезонином: в окне Жени горит лампа под зелёным абажуром.
Иллюстрация Д. А. Дубинского
На другой день рассказчик вновь приходит к Волчаниновым, но находит в доме только Лиду. Та сообщает, что мать и сестра уехали в Пензенскую губернию, к тёте, а зимой собираются за границу.
На выходе из усадьбы героя догоняет мальчишка с запиской от Жени: оказывается, это старшая сестра велела ей расстаться с художником. Ни мама, ни Мисюсь не решились спорить с Лидой. Тем же вечером рассказчик собирает вещи и уезжает в Петербург.
Прошло шесть или семь лет. Лида по-прежнему работает в земской школе, вместе с единомышленниками она выиграла земские выборы и «прокатила» Балагина. Где живёт Мисюсь и что с ней сейчас, неизвестно.
Изредка художник вспоминает Женю и дом с мезонином. Иногда в минуты одиночества он думает, что та девушка тоже о нём помнит и что они однажды встретятся снова: «Мисюсь, где ты?».
Анализ рассказа «Дом с мезонином»
В рассказе «Дом с мезонином» переплетаются две темы — любовная и общественная.
Первым критикам произведения важнее казалось идейное противостояние Лидии Волчаниновой и художника. Чехова упрекали в том, что он показал благородную и самоотверженную Лиду слишком чёрствой и несимпатичной девушкой. Однако вряд ли её можно назвать отрицательной героиней. Не лишним будет вспомнить, что сам Чехов в Мелихове не гнушался участвовать в работе земства и помогать крестьянам.
Одновременно художник не является выразителем взглядов автора. Герой говорит о высоком предназначении человечества, но, как отмечал один из современников, писатель вложил «эти высокие мысли в уста столь жалкого и духовно скудного субъекта, что они теряют не только всякое серьёзное значение, но даже как будто профанируются».
Спор художника с Лидой остаётся незаконченным. Их знакомство обрывается внезапно, вместе с отъездом Жени.
Как часто бывает у Чехова, в рассказе нет явной морали, чёткого и прямолинейного вывода. Зато в нём есть место и легкому юмору, и печальным размышлениям, и пейзажным зарисовкам, и «ненужным» деталям (как сказал критик И. И. Ясинский, «дом с мезонином не играет никакой роли в «Доме с мезонином». Он мог быть и без мезонина»).
Иллюстрация Д. А. Дубинского
Судя по финалу рассказа, он всё-таки посвящён не борьбе общественных идей, а поискам счастья и любви. Герой после расставания не едет искать возлюбленную в Пензенскую губернию, а сдаётся и возвращается в Петербург.
С годами он всё реже вспоминает дом с мезонином, но мысли об упущенном счастье всё-таки не дают ему покоя. Произведение завершается риторическим вопросом: «Мисюсь, где ты?». Как и персонажи рассказов «О любви» и «Ионыч», художник мог бы прожить совсем другую жизнь, если бы судьба повернулась иначе. Но дороги назад нет, и теперь ему остаётся только вспоминать любимую и надеяться, что не всё ещё потеряно.