Конспект по познавательному развитию в средней группе «Почему растаяла Снегурочка».
Цель: развитие познавательных функций: мышления, памяти, внимания, воображения.
Образовательные: расширять знания и представления детей об объектах, явлениях природы, устанавливать причинно-следственные связи с проведением опытов; расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда; закреплять представления о сезонных изменениях в природе.Развивающие: активизация интереса детей к природным явлениям, взаимосвязь их с жизнью человека.Воспитательные: воспитывать интерес к явлениям неживой природы, любовь к природе.
Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование (ноутбук, экран, проектор), ЭОР – презентация «Загадки», USB –носители (флеш-карта), подбор музыкальных фрагментов, снег и лед в емкости, емкости с водой, снежинки, вырезанные из бумаги, одноразовые ложки, салфетки для рук, подносы для опытов, елка, белая и цветная бумага, письмо от Деда Мороза.
Дети становятся в круг.
— Ребята, давайте поприветствуем друг друга.
— Здравствуй, небо голубое! (руки вверх)
— Здравствуй, солнце золотое! (руки вверх)
— Здравствуй, Матушка-Земля! (руки опущены вниз)
— Здравствуйте, мои друзья! (руки в стороны)
— Рада приветствовать Вас! Доброе утро!
— Ребята! Посмотрите, что изменилось в группе?
Воспитатель подводит детей к елке.
— Как вы думаете, почему на нашей елке нет игрушек?
— Сегодня морозный ветер принес к нам на елку снежинки. Они не простые, а волшебные. Вы любите сказки?
— Если мы отгадаем загадки, которые написаны на снежинках, то обязательно попадем в одну из них. Послушайте загадки. (Ответы на экране.)
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым
Перестал медведь реветь
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает.
Когда это бывает? (Зимой.)
Он летает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту. (Снег.)
Красна девица грустна:
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка! (Снегурочка.)
Все загадки отгадали.
Начинается волшебство. (Звучит музыкальный фрагмент.)
— Вы слышите, кто- то стучит к нам в дверь.
Воспитатель заводит в группу девочку Снегурочку. У нее в руках емкость со снегом и льдом.
— Здравствуйте, ребята! Узнали меня?
— Да, я Снегурочка, пришла к вам в гости из русской народной сказки «Снегурочка».
Беседа по содержанию сказки.
— Как появилась Снегурочка?
— Дед и баба слепили ее.
— Почему девочку назвали Снегурочкой?
— Она сделана из снега.
Снегурочка:
— Ребята, а какое сейчас время года?
— Какая погода бывает зимой? (Дети перечисляют.)
— Правильно, дети, зимой погода бывает разной: морозная, снежная, ветреная, солнечная.
— Морозная погода мне очень нравится! Я принесла вам подарок и письмо от Деда Мороза. А что в нем, вы узнаете позже.
Снегурочка:
— Ребята, я хочу с вами поиграть.
Дидактическая игра «Зимние слова».
— Вы должны хлопать в ладоши, если услышите слово, связанное с зимой. И говорить «нет-нет», если слово к «зимним» словам не относится (снежинка, тепло, Новый год, санки, лед, жара, рукавички, тюльпаны, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, клубника, загорать, снегопад).
— Чтобы не замерзнуть, надо двигаться!
Физминутка «Выпал беленький снежок».
Выпал беленький снежок (дети приседают).
Собираемся в кружок. (образуют круг).
Будем весело плясать, (кружатся вокруг себя).
Будем руки согревать. (потирают ладони).
Будем прыгать веселей, (прыгают).
Чтобы было потеплей. (прыгают).
— Ребята, а вы хотите узнать, что находится у меня в волшебном сундучке?
По зимней дорожке рассыпаны крошки.
Белые, хрустящие, но не настоящие. (Снег.)
Он когда-то был водой,
Но сменил вдруг облик свой.
И теперь под Новый год
На реке мы видим … (Лед.)
Воспитатель открывает емкость, показывает снег и лед, предлагает детям занять места за столами, на которых лежат салфетки, белая и цветная бумага, подносы.
— Ребята! Но Снегурочка принесла нам еще и письмо от Деда Мороза. Давайте я вам его прочитаю.
Письмо Деда Мороза.
— Здравствуйте, дети! Целый год я наблюдал за вами, как вы старательны и внимательны бываете на занятиях. И поэтому я приготовил вам задания, выполнив которые вы узнаете все про снег и лед, и сможете ответить на вопрос «Почему растаяла Снегурочка?». Желаю вам удачи, Ваш Дед Мороз.
— Ну, что, ребята, будем выполнять задания?
Воспитатель предлагает выполнить задания.
1 задание: определить цвет, запах и температуру снега и льда. (Дети трогают руками снег и лед. Если дети затрудняются назвать цвет льда, предложить сравнить его с голубой или белой бумагой.)
2 задание: предложить взять горсть снега и высыпать ее. Затем сжать снег в ладони. Воспитатель раскалывает льдинку.
Вывод: снег сыпучий, а если подтает, становится липким. Лед – хрупкий.
3 задание: положить под кусочек льда и снега цветную бумагу. Сравнить, определить прозрачность.
Вывод: лед прозрачный, снег нет.
4 задание: тонет ли снег и лед. Воспитатель кладет кусочек льда и снега в емкость с водой.
Вывод: лед и снег не тонут.
— Давайте немного согреем наши руки.
Очень холодно зимой
Мерзнут ручки – ой, ой, ой!
Надо ручки нам погреть,
— Давайте посмотрим, что стало со снегом и льдом в емкости.
— Правильно. Вода теплее, чем снег и лед. Под действием тепла снег и лед растаяли и превратились в воду. Совсем как наша Снегурочка из сказки. Ведь Снегурочка приходит только в холодное время года и не остается надолго. Вот и нашей Снегурочке пора отправляться опять в сказку. И вернуться уже с Дедом Морозом на Новый год!
Дети прощаются со Снегурочкой, и она уходит под «волшебную» мелодию.
— Ребята, у какой же сказки мы были в гостях?
— В сказке «Снегурочка».
-Кто к нам приходил в гости?
— Что принесла нам Снегурочка?
— Снег и лед, письмо от Деда Мороза.
— Выполнили мы задания Деда Мороза?
— А вы знаете, что задания, которые мы с вами выполняли, называются опытами. Так от чего растаяла Снегурочка?
— О каких удивительных свойствах льда и снега вы узнали?
— А какой опыт от Деда Мороза вам больше всего понравилось выполнять?
— Как вы думаете, а может ли растаявший в комнате снег, на морозе опять в него превратиться? Давайте это проверим, после занятия поставим растаявший снег на подоконник, а после сна посмотрим, что у нас получится.
Воспитатель подводит детей к елке.
— Я хочу преподнести вам подарок. Это снежинки! С одной стороны, они веселые, с другой – грустные. Выберите ту сторону снежинки, которая соответствует вашему настроению. У кого хорошее настроение, покажите ту сторону, где снежинка улыбается. Как хорошо, что у всех хорошее настроение.
Конспект
организованной образовательной деятельности по теме:
«Почему растаяла Снегурочка?» в старшей группе
Автор: Финько Людмила Николаевна,
воспитатель, МДОУ ДСКВ № 5 ст-цыЯсенской
МО Ейский район Краснодарский край
Тема: «Почему растаяла Снегурочка»
1.Учить устанавливать элементарно причинно- следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лёд.
2. Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда.
3. Закреплять представления о сезонных изменениях в природе.
4. Развивать познавательные интересы, наблюдательность и любознательность в процессе ознакомления с явлениями природы.
5. Развивать творческие способности детей.
6. Воспитывать интерес к явлениям неживой природы.
Чтение русской народной сказки «Снегурочка»; игры со снегом, льдом, окрашенными льдинками. ; рассматривание снежинок через лупу; чтение рассказа И. Ильина и Е. Сегала «Снежинка»; замораживание льда в формах, загадывание загадок о снеге, льде, снежинках; дидактические игры.
Активизация словаря: снежная, снежинка, лёд, холодная.
Обогощение словаря: снегопад, морозная погода.
Снегурочка- кукла или взрослый в костюме Снегурочки; снег в ёмкости; лёд в формочках; снежинки, вырезанные из бумаги; тёмный лист бумаги для выкладывания снежинок; белая гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки; большая ёмкость с водой.
Объяснение, показ, поощрение, вопросы, художественное слово, музыкальное сопровождение.
Звучит тихая музыка.
Воспитатель читает стихотворение М. Познанской «Снег идёт»
Тихо, тихо снег идёт
Белый снег, лохматый
Мы расчистим снег и лёд
От калитки мы с трудом
К дому стёжку проведём,
Выйдет мама на порог,
Скажет: «Кто бы это мог
Входит Снегурочка и вносит в группу ёмкость со снегом.
Снегурочка:- Здравствуйте, дети! Я пришла к вам в гости из русской народной сказки «Снегурочка» (дети здороваются)
— Ребята, а какое сейчас время года?
Какая погода бывает зимой?
— Ребята, почему Снегурочка любит холодную погоду?
— Молодцы, ребята. Снегурочка любит зиму, потому что дедушка и бабушка слепили её из снега. Если будет тепло, Снегурочка может просто растаять. В гости к детям Снегурочка приходит зимой и только на новогодний праздник. А на празднике она не таит, потому что в Новый год происходят разные чудеса! Каждый год мы ждём встречи с Дедушкой Морозом и Снегурочкой.
— Верно, в морозную. А хотите поиграть в морозную погоду?
Физминутка «Выпал беленький снежок»
Выпал беленький снежок, (дети приседают)
Собираемся в кружок. (образуют круг)
Мы потопаем, мы потопаем! (топают ногами)
Будем весело плясать (кружатся вокруг себя)
Будем руки согревать. (потирают ладошки)
Мы похлопаем, мы похлопаем! (хлопают в ладоши)
Будем прыгать веселей, (прыгают)
Чтобы было потеплей. (прыгают)
Мы попрыгаем, мы попрыгаем! (прыгают)
С неба падают зимой
И кружатся над землёй
— Молодцы, отгадали, а давайте поиграем с ними.
Дидактическая игра «Назови, какая снежинка»
— Разложите снежинки на тёмном фоне, словно на вечернем небе. На что они похожи? (на звёздочки, иголочки, пластинки, на ёжика).
— А какие они? (лёгкие, пушистые, белые, холодные).
— Все снежинки похожи, но все они разные, двух одинаковых снежинок не найти. Ребята, помните, как мы наблюдали на прогулке за снежинками?
Белая узорная звёздочка- малютка,
Ты слети мне на руку, посиди минутку.
Покружилась звёздочка в воздухе немножко,
Села и растаяла на моей ладошке.
— Покажите, как они кружатся в воздухе? (предлагаю детям подуть на снежинку и покружиться вместе с ними).
Снегурочка- Ребята, а вы знаете почему снег скрипит в морозную погоду? (ответы детей)
— Скрип происходит от того, что под ногами ломаются лучики множества снежинок, которые в морозную погоду очень ломкие.
Вот и у меня есть снежинки с поломанными лучиками. Что же мне с ними делать?
Дидактическая игра «Дорисуй лучики»
(Воспитатель вызывает детей к доске и дети белой гуашью дорисовывают лучики)
Снегурочка-Спасибо, вам ребята, что оживили снежинки- пушинки.
А мне пора идти к дедушке.
(Снегурочка прощается и уходит)
Воспитатель- Ребята, когда летят много снежинок, это явление называется снегопад. Вот и у нас получился снегопад.
— Как называется это явление? (спрашиваю 2-3 детей)
— А что произойдёт, если снежинку поймать рукой?
— Давайте посмотрим, что же произошло со снегом, который принесла Снегурочка.
— Верно, ребята, снег начал таять от тепла, превращаясь в воду.
— Отгадайте загадку, про что это
Угадай, когда и где
Ходят люди по воде?
Неподвижна та вода
Не стремиться никуда,
И не плещет, и не льёт,
Потому что это. (лёд).
(Воспитатель вносит в группу заранее замороженную в формочках воду и предлагает детям рассмотреть кубики льда).
Воспитатель- Ребята, скажите, а что произошло с водой на морозе?
— Верно, вода на морозе замёрзла и превратилась в лёд.
— А сможет ли вода снова превратиться в лёд? (нет, вода превращается в лёд)
— Ребята, потрогайте кубики льда, какой он? (твёрдый, прозрачный, холодный, в ладошке тает)
Воспитатель опускает лёд в воду
— Что происходит со льдом? (лёд плавает)
— Верно, ребята, лёд не тонет, а плавает на поверхности воды и медленно тает. В сказке дедушка с бабушкой слепили Снегурочку из снега. Наступила весна, пригрело солнышко, и Снегурочка растаяла. А наша Снегурочка ушла на мороз и не растает, а обязательно к нам ещё придёт.
Воспитатель- Дети, как вы думаете, что ещё можно слепить из снега? (ответы детей)
— Верно, ребята. Из снега можно слепить снеговика с морковкой или сделать снежные постройки. Холодной зимой снег укрывает землю и под снежным покрывалом зимуют растения, насекомые. Снег помогает им пережить сильные морозы. Лёд толстым прозрачным слоем покрывает водоёмы, чтобы всё живое не погибло от холода.
— Ребята, а давайте выложим своих снеговиков из волшебных снежков.
Дидактическая игра «Выложи снеговика»
(дети из разных размеров кружков выкладывают снеговиков).
Воспитатель-Вот ребята, о каких удивительных свойствах льда и снега вы сегодня узнали. Что снег в тепле тает и превращается в воду, а на морозе он замерзает и превращается в лёд.
— А сейчас мы с вами пойдём на прогулку и вылепим весёлых снеговиков.
Конспект занятия «Почему Хрюшу не приглашают в гости» «Почему Хрюшу не приглашают в гости» Цель: Воспитывать культуру поведения. Уточнить и закрепить культурно-гигиенические навыки, свойства.
Конспект интегрированного занятия «Почему идёт дождь» Цель Расширять представление детей о природном явлении в процессе экспериментальной деятельности. Образовательные: Формировать у детей интерес.
«Снегурочка в шубке». Конспект занятия по рисованию в средней группе Задачи: Учить детей создавать образ Снегурки в длинной шубке, соблюдая пропорции между частями фигуры. Упражнять в рисовании из нескольких.
Конспект занятия «Знаешь, почему снег белый?» Задачи: Выяснить, с чем связано появление снега и льда, откуда они берутся. Определить цвет снега и льда. Узнать, прозрачный ли снег и лед.
Конспект занятия «Кто нас защищает и почему?» Цель: дать знания о почетной обязанности защищать Родину, продолжать знакомить детей с обязанностями военной службы солдат, моряков, пограничников,.
Конспект занятия «Почему идет дождь» С раннего возраста детей следует знакомить с доступными их пониманию явлениями природы: взрослый воспитывает любовь ко всему живому, учит.
«Почему снег тает?» Конспект занятия во второй младшей группе Воспитатель: Нохрина Ирина Владимировна Цель: Закрепить знание детей о весне, как о времени года Задачи: Формировать у детей навык наблюдательности,.
Конспект занятия «Русская красавица-Снегурочка» Конспект НОД ОО «Художественно-эстетическое развитие» Рисование с элементами аппликации, для детей 5-6 лет (старшая группа). Тема: «Русская.
Конспект НОД по формированию экологических представлений «Почему растаяла Снегурочка»
Людмила Головина
Конспект НОД по формированию экологических представлений «Почему растаяла Снегурочка»
Почему растаяла Снегурочка
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Автор: воспитатель Головина Л. В.
«ПОЧЕМУ РАСТАЯЛА СНЕГУРОЧКА?»
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ. Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда.Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед.
МАТЕРИАЛ. Снегурочка – кукла; снег в емкости; лед в формочках; снежинки, вырезанные из бумаги; темный лист бумаги для выкладывания снежинок; темные листы бумаги (на каждого ребенка); белая гуашь, кисти № 5, баночки с водой, салфетки; большая емкость с водой; пластилин для лепки снеговиков.
СВЯЗЬ С ДРУГИМИ ЗАНЯТИЯМИ И ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Чтение русской народной сказки «Снегурочка». Игры со снегом, льдом, окрашенными льдинками. Рассматривание снежинок через лупу. Чтение рассказа И. Ильина и Е. Сегала «Снежинки». Замораживание льда в формах.
Ход НОД.
Звучит тихая музыка.
Воспитатель читает стихотворение
М. Познанской «Снег идет»:
Тихо, тихо снег идет,
Белый снег, мохнатый.
Мы расчистим снег и лед
От калитки мы с трудом
К дому стежку проведем,
Выйдет мама на порог,
Скажет: «Кто бы это мог
Входит Снегурочка (воспитатель вносит куклу) и вносит в группу емкость со снегом.
Снегурочка (воспитатель говорит измененным голосом): Здравствуйте, дети! Я пришла к вам в гости из русской народной сказки «Снегурочка».
Дети: Здравствуй, Снегурочка!
Снегурочка: Дети, какое сейчас время года? Какая погода бывает зимой?
Воспитатель обобщает ответы детей: «Зимой погода бывает разной: морозной, снежной, ветреной, солнечной».
Снегурочка. Морозная погода мне очень нравится! Я принесла вам немного снега. Дети как вы думаете, что произойдет со снегом в комнате?
Воспитатель. Снегурочка, мы обязательно понаблюдаем за снегом и посмотрим, что произойдет в помещении. Дети, почему Снегурочка любит холодную погоду?
Педагог обобщает ответы детей: «Снегурочка любит зиму, потому что дедушка и бабушка слепили ее из снега. Если будет тепло, Снегурочка может просто растаять. В гости к детям Снегурочка приходит зимой и только на новогодний праздник. А на празднике она не тает, потому что в Новый год происходят разные чудеса! Каждый год мы ждем встречи с Дедушкой Морозом и Снегурочкой».
Снегурочка предлагает детям поиграть в подвижную игру «Выпал беленький снежок».
Дети стоят кружком,выполняя движения в соответствии текстом стихотворения:
Выпал беленький снежок, (Дети приседают.)
Собираемся в кружок. (Образуют круг.)
Мы потопаем, мы потопаем! (Топают ногами.)
Будем весело плясать, (Кружатся вокруг себя.)
Будем ручки согревать. (Потирают ладони.)
Мы похлопаем, мы похлопаем! (Хлопают в ладоши.)
Будем прыгать веселей, (Прыгают.)
Чтобы было потеплей. (Прыгают.)
Мы попрыгаем, мы попрыгаем! (Прыгают.)
Воспитатель. Ой, Снегурочка, у нас в группе тепло тебе надо торопиться домой.
Снегурочка. Да, жарко у вас, мне нужна прохлада, пойду к Дедушке Морозу, домой. А на память о нашей встрече мне хочется подарить вам снежинки.
Снегурочка дарит детям красивые снежинки, прощается и уходит.
Воспитатель. Дети, давайте разложим снежинки на темном фоне, словно на вечернем небе белые снежинки! Посмотрите, какие красивые снежинки нам подарила Снегурочка!
Дети любуются красотой снежинок, рассматривают их строение и форму.
Воспитатель. Все снежинки похожи, но все они разные, двух одинаковых снежинок не найти. Ребята, помните, как мы наблюдали на прогулке за снежинками? Как они кружились в воздухе, покажите!
Далее педагог предлагает каждому ребенку вспомнить, какие снежинки он видел на прогулке, придумать и нарисовать свою снежинку. Обращает внимание детей на то, что все снежинки имеют шесть лучиков.
Дети подходят к столу и белой гуашью рисуют снежинки на темном листе.
Воспитатель. Когда летит много снежинок, это явление называется снегопад! Вот и нас получился снегопад! А что произойдет, если снежинку поймать рукой? (Ответы детей.) Давайте посмотрим, что же произошло со снегом, который принесла Снегурочка.
Обобщает ответы детей: «Снег начал таять от тепла, превращаясь в воду. А как вы думаете, что может случиться с водой на холоде? Превратится вода в снег?»
Воспитатель вносит в группу, заранее замороженную в формочках воду, предлагает детям рассмотреть кубики льда.
Обобщает ответы детей: «Вода на морозе замерзла и превратилась в лед».
Педагог предлагаетдетям рассмотреть и потрогать кубики льда и спрашивает: «Какой лед?»
Дети определяют свойства льда. (Твердый, прозрачный, холодный, в ладошке тает.)
Воспитатель опускает лед в воду и говорит: «Что происходит со льдом в воде? Лед не тонет, а плавает на поверхности воды и медленно тает. В сказке дедушка с бабушкой слепили Снегурочку из снега. Наступила весна, пригрело солнышко, и Снегурочка растаяла. А наша Снегурочка ушла на мороз и не растает. Дети, как вы думаете, что еще можно слепить из снега? (Ответы детей.) Из снега можно слепить снеговика с морковкой вместо носа или сделать снежные постройки. Холодной зимой снег укрывает землю и под снежным покрывалом зимуют растения, насекомые, снег помогает им пережить сильные морозы. Лед толстым, прочным слоем покрывает водоемы, чтобы все живое не погибло от холода. Вот о каких удивительных свойствах льда и снега вы сегодня узнали».
В свободное время педагог предлагает детям слепить снеговиков из пластилина.
На прогулке дети лепят снеговика из снега.
Дидактические игры по формированию элементарных экологических представлений (старшая группа) «Лед — вода — пар» Дидактическая задача. Формирование представлений об агрегатных состояниях воды. Развитие представлений о сериационном.
Конспект интегрированной ООД по формированию элементарных экологических представлений «Волшебные камешки» Пояснительная записка. Вид организации деятельности воспитанников: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная,.
Конспект НОД по формированию представлений о свойствах воды, снега и льда «Почему растаяла Снегурочка?» «Почему растаяла Снегурочка?». Цель: Расширять представление детей о свойствах воды, снега и льда. Задачи: Учить устанавливать элементарные.
Методическая разработка по формированию элементарных экологических представлений у детей дошкольного возраста Тема: «Формирование основ экологической культуры у детей 5-6 лет» Автор: Абраменко Альбина Улугбековна, воспитатель Пояснительная записка.
Фотоотчет об осенних мероприятиях по формированию элементарных экологических представлений Осенний фотоотчет Людмила Пятигора Цель:Формирование у детей элементарных экологических представлений, расширение представлений о живой.
Долгосрочный проект по формированию экологических представлений у детей средней группы «Волшебница вода» «Волшебница – вода»(проект) Без воды нельзя прожить. не умыться, не напиться без воды. Листику не распуститься без воды. Без воды прожить.
Методическое сопровождение педагогов по формированию экологических представлений у дошкольников Аннотация. В статье рассмотрены основные аспекты в системе методического сопровождения педагогов по формированию экологических представлений.
Конспект занятия по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе «В стране насекомых» Конспект по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе. Тема: «В стране насекомых». Дата проведения: 15. 04.