Почему салтыков щедрин назвал свое произведение сказкой

Сказки

«Сказки» Салтыкова-Щедрина как пример утонченной сатиры

Меню статьи:

Михаила Салтыкова-Щедрина считают одним из великих русских сатириков. Писатель – своей жизнью и талантом – доказывал необходимость борьбы за свободу обычных людей. Прежде всего – свободу от рабства, от крепостнического строя. Так что «Сказки» Салтыкова-Щедрина – пример неумолимой, едкой, но утонченной сатиры, высмеивания пороков социума. Писатель критиковал абсолютизм, крепостной гнет. В 1861 году по Российской империи прогремела реформа: крепостные якобы получили свободу. Но на деле осталась масса пережитков былого порядка. Эти пережитки встречались не только в общественных обычаях, нормах, но и в сознании людей. Бывшие крепостные оставались такими же покорными, трусливыми и безвольными, отдаваясь на волю эгоизма своих угнетателей.

Детальнее о сатире русского писателя

Сказки – это жанр, где наиболее ярко проявился сатирический дар Салтыкова-Щедрина. Дело в том, что в Российской империи господствовала цензура, а сказки эффективно позволяли скрывать истинный посыл произведения. Обличительность при этом никуда не девалась, но маскировалась. Салтыков-Щедрин любил наделять свои тексты острым социальным и политическим подтекстом, понятным для читателей.

Как говорил известный автор сказок – датчанин Андерсен, все вещи следует называть своими именами. Но если это невозможно сделать в реальной жизни, значит в сказке это делать просто обязательно. Каждый писатель старается донести читателю свой внутренний мир, свои мысли – даже самые потаенные. Истинный мастер тонко чувствует и глубоко сопереживает миру – глубже обычного человека. Такой автор – это своеобразный эмоциональный «индикатор», лакмус реальности. Гений Салтыкова-Щедрина – описывать серьезные вещи в простой форме детской сказки. Незатейливость, непосредственность, но и скрытая серьезность – вот характерные черты сказок нашего писателя. При этом Салтыков-Щедрин прямо снабжает свои тексты ремаркой: «для детей изрядного возраста».

О чем рассказывают сказки?

Итак, обратимся непосредственно к самим сказкам писателя. Бедные угнетаются богатыми, дворяне и чиновники яро критикуются. Автор обвиняет и обличает сильных, обладающих властью людей, эксплуатирующих слабых. Народный труд оказывался разменной монетой, и народ в этом обмене, как правило, ничего не получал.

Салтыков-Щедрин активно использует образы господ и правящего класса. В сказках этого автора в негативном свете предстают помещики и чиновники, купцы и другие представители этих сословий. Власть – это все, чем они владеют. Но на самом деле эта власть оборачивается исключительно эксплуатацией людей, которые делают всю работу. Писатель изображает господ ленивыми, беспомощными, глупыми, хвастливыми, заносчивыми.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

В этом произведении автор представляет на суд читателей реалии Российской империи – той эпохи, в которую жил сам писатель. Крестьяне страдают от гнета помещиков, нещадно наживающихся на простом народе. При этом крестьяне не сопротивляются и, кажется, даже не думают об этом.

Герои повести и события

Далее Салтыков-Щедрин рассказывает о двух генералах, прослуживших в кабинетах. Однажды, по причине «ненадобности» генералов упраздняют. Сказки делают возможными всякие парадоксы, так что автор помещает своих персонажей на остров. Там герои чуть было не поубивали друг друга, однако остались живы лишь благодаря простому мужику. Тот тоже жил на острове. Мужик покормил генералов, готовых накинуться друг на друга и съесть. Так что простой человек спас господ от голода, несмотря на то, что остров был и так богат на разные плоды, рыбу и всяческую живность.

В 1869–1870 годах увидело свет сатирическое произведение Салтыкова-Щедрина под названием «История одного города». Предлагаем читателям ознакомиться с его кратким содержанием.

Генералы умоляли простеца спасти их от голода. Мужик – добрая душа, так что покормил героев. Но генералы, когда вдоволь насытились, принялись смеяться над мужиком и осыпать своего спасителя издевками. Господа доказывают мужику, как хорошо быть на их месте.

Выводы из сказки

Общество полнится паразитизмом, ленью, праздностью. Господа, давно отвыкшие от работы, не ценят труд тех, за счет кого они живут. Впрочем, пороки самодержавного строя высмеиваются, изобличаются не только в этом тексте. Похожие мотивы писатель приводит в произведении под названием «Премудрый пескарь». Здесь под бич сатиры попали мещане. Частый лейтмотив автора: не слова, а действия, решительные поступки – залог счастья, светлого будущего. Кто должен выступить источником этих действий? Народ, только народ.

Образ народа в сказках русского автора

Так как народ занимает почетное место в произведениях Салтыкова-Щедрина, следует поближе присмотреться к образу простых людей в сказках. Талант, самобытность, сила, житейская смекалка – все это отличает простого человека из народа от господ.

Вспомним еще раз проанализированную выше повесть. Мужик обладает хорошим умом. Собственные волосы послужили герою материалом, чтобы соорудить невод, а также сделать лодку. Салтыкова-Щедрина переполняет горькая обида, иногда – стыд за народ, который страдает и претерпевает. Образно говоря, народ сам делает цепь, которую ему позже набросят на шею господа-угнетатели. Также писатель представляет читателям символ русского человека из народа. Это конь, терпеливо тянущий свою ношу.

Актуальны ли сказки сегодня?

Безусловно. Писатель создал произведения на века, которые никогда не устареют. Актуальность сказок очевидна и в наше время. Если читатели достаточно внимательны, то они, однозначно, увидят, что реальность Салтыкова-Щедрина похожа на современность. Соответственно, сказки – хороший инструмент для познания современного мира. В текстах русского автора раскрывается специфика социальных отношений, закономерностей жизни. Сказки способствуют нравственному очищению людей. Творчество автора – вне времени, эти сказки – не только наследие прошлого, но также принадлежность настоящего и будущего.

Читайте также:  Сказки посолонь ремизов читать

Почему сказки – уникальны?

При создании своих сатирических произведений автор пользовался опытом фольклора, учитывая устное народное творчество. Кроме того, писатель обращается к зарубежному опыту, который Салтыков-Щедрин соединяет с русскими традициями. Результат – формирование совершенно нового, оригинального жанра, который сочетает черты фантастики, а также злободневной политической действительности.

Главная тема произведения Салтыкова-Щедрина “Господа Головлевы” – жизнь помещиков накануне отмены крепостного права и после этого события. Предлагаем читателям ознакомиться с его кратким содержанием

Сказки автора – специфически образные. Эти произведения полнятся проблемами и образами из наследия Салтыкова-Щедрина в целом.

Сказки – это воплощение всего идейно-тематического богатства сатирического дара автора. Это органическая часть творчества русского автора. Поэтому сказки являются особым литературным жанром, опирающимся на были, легенды, песни и суеверия. Не брезгует автор и традиционными сюжетами, персонажами (вроде Василисы Прекрасной или Ивана-царевича), художественными приемами (устойчивыми оборотами, присказками, эпитетами, антитезами). Под рассказами о животных скрывается на самом деле политический памфлет.

История рождения сказок

Первые произведения этого жанра вышли из-под пера Салтыкова-Щедрина в 1869-м. Однако лишь спустя несколько лет (в 1883–1886 годах) развернулись интенсивные работы по написанию сказок. Всего писатель создал около 32-х текстов, а конкретно в тот период – 28. Но почему же все-таки русский автор так увлекся этим жанром? Сказка – понятный и простой способ донести свои мысли до простых людей. Ведь главный адресат писателя – народ. Начиная с ранних лет, с детства, люди знакомятся с образами из сказок, поэтому язык сказки – лишь инструмент влияния на сознание человека. По крайней мере, для Салтыкова-Щедрина.

Тематическое своеобразие сказок

Удивительно полно и точно автор отображает русские реалии XIX века, тонкости общественных и социальных сил Российской империи. Это был период реформ. Множество сказок писатель посвятил этим темам. Можно вспомнить «Богатыря», «Медведя на воеводстве», «Орла-мецената», где автор критикует русский абсолютизм, пороки власти.

В «Премудром пескаре», «Вяленой вобле», «Либерале» автор высмеивает трусость мещан, критикует приверженцев либерализма. В «Праздном разговоре», «Деревенском пожаре», а также в «Коняге» автор обращается к образу кулака – нового социального феномена, а еще – крестьянства. Страдающий, обездоленный народ – вечная тема Салтыкова-Щедрина.

«Карась-идеалист»

Проанализируем еще одну сказку. Зло – это «заблуждение умов», результат «горькой случайности» истории. Салтыков-Щедрин – приверженец просвещения, прогресса. Здесь писатель немного наивен, так как верит в возможность доброго решения проблем, без крови, без хаоса. Впрочем, далее автор остро насмехается над иллюзиями – утопическим заблуждением. Эта ирония идет рука об руку с поддержкой социализма. На сцене появляется Карась – не такой уж простой образ. Карась наивен, но готов пойти на самопожертвование.

Художественные приемы сказок

Сатира

Автор активно пользуется художественными приемами сатиры. Это сатирическая типизация. Читатель найдет здесь фантастику, гротеск в паре с гиперболой. В тексте появляется и аллегория. Это основные приемы, используемые писателем.

Олицетворение

Обращение к образам животных – типичный прием, который мы находим в сказках, притчах и баснях. И это не случайность. Заяц пишет в газетную колонку, медведь путешествует и ездит по командировкам, а рыбы спорят о политике и реформах. Образы этих героев не отличаются условностью, это полноценный художественный образ. Автор сосредотачивает внимание на свойствах, на облике персонажей, на повадках.

Контрастность

Другой популярный метод русского писателя – это противопоставление и контраст. Мужик противопоставляется генералам, богатые – бедным, хищники – добыче и т. д. Салтыков-Щедрин часто изображает идейную полемику, спор между персонажами. Диалоги даже составляют содержание некоторых отдельных текстов, которые суть – один разговор героев. В этом контексте можно вспомнить проанализированного нами выше «Карася-идеалиста».

Символичность

Еще один распространенный прием называется символикой. Этот прием обладает эмоциональной и смысловой нагрузкой. Например, вспоминается пейзаж – мощный символ из сказки о «Коняге».

Ирония

Конечно же, в сказках не обошлось без иронии. Салтыков-Щедрин – признанный мастер иронии, и это отличает, пожалуй, все произведения этого автора, а не только сказки. Ирония предполагает своеобразный юмор, пусть и немного злобный. О юморе любопытно писал Белинский. Например, гоголевский юмор критик считал спокойным даже в раздражении и возмущении, добрый, даже если лукавый. А вот юмор нашего автора сказок критик находил грозным, открытым, желчным, ядовитым и беспощадным.

Политические сказки

Итак, Салтыковым-Щедриным было создано новое явление. Писатель – изобретатель нового жанра – политической сказки. Богатая галерея героев произведений сатирика представляет реалии российского общества времен реформы. Салтыков-Щедрин – это анатом от литературы, который препарирует социальные реалии, классы, разрезает и изучает патологии дворян, буржуа, мещан, бюрократов, интеллигентов…

О политической сатире писателя отзывался, в частности, Тургенев:

В Салтыкове есть нечто свифтовское: этот серьёзный и злобный юмор, этот реализм, трезвый и ясный среди самой необузданной игры воображения, и особенно этот неколебимый здравый смысл, сохраняемый несмотря на неистовства и преувеличения формы…

Политическая сатира автора похожа на басню. Салтыков-Щедрин тоже снабжает свои тексты (в конце) моралью-выводом. Герои сказок проявляют признаки статичности, воплощая те или иные пороки, отрицательные черты людей. Обычно в произведениях нет положительного персонажа как такового. Но есть в этих сказках и отличие от обычной нравоучительной басни, популярной в эпоху Просвещения. Это реализм текстов Салтыкова-Щедрина, отображение злобы дня. Вот как писал об этом сам автор:

Писания мои до такой степени проникнуты современностью, так плотно прилаживаются к ней, что ежели и можно думать, что они будут иметь какую-нибудь ценность в будущем, то именно и единственно как иллюстрация этой современности…

Творческая манера автора

Писатель отличается уникальной творческой манерой. Он укрупненно, заостренно изображает действительность, обнажает скрытый «механизм» реальности. Автор уделяет внимание единству обыденности и чуда, социального начала и фантастики. Жгучая ирония, сердечная боль и ярый гнев пронзаю все тексты сатирика. Автор – исследователь, потому что старается познать глубину и полноту жизни – под микроскопом.

Читайте также:  Рассказ шинель главный герой бедный чиновник млм бедный человек

О либералах и обывателях

Время, когда жил Салтыков-Щедрин, отличилось разгулом либеральных настроений. Эти настроения превратились в основу общедемократического движения XIX столетия. Сам писатель тоже поддерживал подобные идеи, выступая против самодержавной власти. Но во время революции 1905 года эта форма российского либерализма показала свою нежизнеспособность. Революция 1917 года же тотально доказала бесплодность попыток либералов. Писатель, предчувствуя грядущее, обличает половинчатость идей либералов, бесхарактерность, соглашательство, ведомость Европой – черты российских либералов из интеллигенции. Даже сказку, отражающую эту критику, автор назвал «Либералом». Об этом тексте в свое время отзывался даже Ленин:

Щедрин беспощадно издевался над либералами и навсегда заклеймил их формулой: «применительно к подлости»…

Таким образом, писатель продолжает традиции своих коллег, которые тоже обличали эгоистичные, трусливые характеры русских либералов. Это делал, например, Тургенев, писавших о похожих вещах в «Отцах и детях». Либерализм – это страна упущенных возможностей, вселенная замков из песка. В этом контексте можно вспомнить мнение Чехова, совпадающее с позицией Салтыкова-Щедрина:

Я не верю в нашу интеллигенцию, лицемерную, фальшивую, истеричную, невоспитанную, лживую, не верю даже, когда она страдает и жалуется, ибо её притеснители выходят из её же недр…

«Премудрый пескарь»

Это философская сказка, где писатель рассуждает о вечных вопросах: о смысле жизни, о предназначении личности, об идеалах, о том, как стоит жить в целом. Вот читатель видит мелкую, жалкую рыбешку, беспомощную и трусливую – это образ мещанина, обывателя. Человек буквально наделяется чертами рыбы. А мы ведь все помним известную присказку: «ни рыба ни мясо». «Пескарь» является художественной формулой, выразителем породы обывателей. Для Салтыкова-Щедрина сущность обывателей выражается короткой формулой:
Жил – дрожал и умирал – дрожал…

О бюрократах и народе

Писатель кричал – в своих текстах – о том, что примирить социальные противоречия невозможно. Необходимо разрушить иллюзии о добровольности, бескровности, легкости социальных трансформаций, реформ. Чиновник, бюрократ привык эксплуатировать, а народ – привык проявлять свою рабскую, покорную натуру. Ни тот, ни другой не станут изменять себе. Общество – это мир социальных стигм и стереотипов.

«Медведь на воеводстве»

Показательный пример – сказка о медведе. Здесь писатель яростно критикует монархические устои Российской империи. Медведи используются монархом-львом в борьбе с «внутренними супостатами», то есть с народом. Таким образом, бюрократы предстают преданными, бездумными слугами царя. Борьба оборачивается на практике разнообразными злодействами: поеданием чижей, воровством домашнего скота… Однако не все медведи позволяли себе злодействовать. Один из героев – приверженец либерализма – пошел путем реформ. И за это крестьяне его благодарили, но в итоге все равно отомстили и ему тоже, учинив расправу. Так автор показал, что волнения народа происходит не только из-за произволов чиновников, но также по причине порочности самой системы. Впрочем, люди и сами часто не прочь себя околпачить, попадаясь на удочку обещаний.

О нравственных добродетелях

Салтыков-Щедрин, тем не менее, пишет не только о негативных вещах. Писатель обращает внимание и на добродетели. Что больше всего ценит автор? Мир, в котором правит совесть рука об руку со справедливость, – вот идеал автора сказок. Человек зависит от собственной жизненной позиции, а также должен выстраивать соответствующее мировоззрение.

Моральные проблемы – общая черта всех произведений этого жанра. Салтыков-Щедрин осуждает элиту, которая свободу часто путает со своеволием. Общество этой эпохи – это собрание паразитов, от которых давно пора избавиться. Добродетель живет в одном доме с пороком, искренность – с лицемерием. В перевернутом с ног на голову мире достоинство признано ненормальностью.

Таким образом, положительные идеалы – тоже не редкость для текстов сатирика. Даже когда совесть выбрасывают, как отжившее свое ветошь, автор надеется, что в невинных детях эта добродетель еще найдет своих защитников. Посмотрим на цитату из произведения «Пропала совесть»:

Пропала совесть. По-старому толпились люди на улицах и в театрах; по-старому они то догоняли, то перегоняли друг друга; по-старому суетились и ловили на лету куски, и никто не догадывался, что чего-то вдруг стало недоставать и что в общем жизненном оркестре перестала играть какая-то дудка А бедная совесть лежала между тем на дороге, истерзанная, оплёванная, затоптанная ногами пешеходов…

Поучительность текстов русского автора состоит в том, что от писателя достается всем, никто не сумел спрятаться от едкого сарказма. Но именно так люди учатся на своих ошибках, на своем кривом отражении в зеркале литературы.

Источник

М. Е. Салтыков-Щедрин. Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил

Почему сказка о двух генералах названа авто­ром “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”? Что в этом произведении от жанра сказки? Почему в сборнике сказок оказалась по­весть?

В “Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил” сказочное начало сюжета: генералы внезапно “по щучьему велению, по моему хотению” (по воле ав­тора) оказались на необитаемом острове. Сказочно и появление на острове мужика, который обустроил быт генералов, кор­мил их, даже суп в пригоршне варил, и доставил домой на Подьяческую

Читайте также:  Рассказ в средней группе о комнатных растениях

Тем не менее в произведении поставлены острые соци­альные проблемы, отражающие реаль­ную жизнь. Никчемность и ничтожество праздных генералов, покорность русско­го мужика особенно резко выявляются на фоне сказочного сюжета. Это и позволило Салтыкову-Щедрину определить род про­изведения в заглавии как повесть, под­черкивая жизненность изображенной си­туации.

Определите важнейшие элементы компози­ции сказки. Есть ли в ней экспозиция? Какой эпизод вы считаете завязкой? Какой –

Завязка несколько опередила экс­позицию сказки. В самом начале сообще­но, что генералы оказались на необитае­мом острове, а затем уже кратко рассказа­на предыстория этого события. Время от времени экспозиционные сведения допол­няют представление о генералах уже в процессе развития действия, например, что один из них был поумнее другого, так как служил учителем каллиграфии. Куль­минация сказки – встреча с мужиком, которая основательно перевернула их су­ществование на острове в “светлую” сторо­ну.

Развязка – счастливое возвращение в Петербург, блаженное питие кофе, получе­ние огромной суммы накопившейся в каз­начействе пенсии и награждение мужичи­ны рюмкой водки и пятаком серебра.

Есть ли в сказке эпилог или сюжет обрывается на развязке?

Справка. Эпилог – повествование о том, как сложились судьбы героев после рассказанных в основной части произ­ведения событиях.

О дальнейшей судьбе генералов ниче­го не говорится, да в этом нет необходи­мости: их жизнь абсолютно не изменится по сравнению с той, какой она была до их пребывания на необитаемом острове. Надобности в эпилоге нет, и Салты­ков-Щедрин вполне логично обрывает по­вествование на развязке.

Создайте устные портреты генералов из сказки. Почему так трудно уловить их различие? Как вы объясните такой прием изображения ге­роев? Автор не показывает различий между судьбами генералов, их характеров.

Их об­разы не индивидуализированы. Они совер­шенно одинаковы и по своей низкой ин­теллектуальности, духовной опустошен­ности, неприспособленности к жизни. Оба склонны к лени, их интересы не выходят за рамки гастрономии и т. д. Информация, которую они получают, ограничивается разделом происшествий газеты “Москов­ские ведомости”.

Прием изображения в художественных образах произведений литературы наиболее характерных при­знаков лиц определенной категории назы­вается типизацией.

Можно напрячь свою фантазию и пред­ставить их в разных ситуациях в раз­личном портретном виде. Когда они сы­ты, они выглядят белыми, довольными, улыбающимися, полными. Самодовольны.

А когда голодны, то лица их озлобле­ны, глаза навыкате, зубы оскалены. Они подползают друг к другу, и каждый готов искусать и растерзать товарища, чтобы как-то утолить голод. Эта сцена вы­разительно изображена в сказке.

Писа­тель подсказывает деталь портретной ха­рактеристики: они в ночных рубашках и с орденом на шее. Можно при создании устного портрета представить их манеру держаться с мужиком: строгая, надменная манера. Говорят языком приказа, упрека­ют в тунеядстве.

Подготовьте рассказ о мужике, которому уда­лось двух генералов прокормить.

О мужике мы узнаем, что он громадного Роста, очень трудолюбив и приспособлен к сложностям жизни, к физическому тру­ду. Находчив. Писатель удивляет нас по­корностью этого мужика, его готовностью служить господам даже в условиях необи­таемого острова, где он не скован никаки­ми социальными обязательствами. Тем не менее он робеет от окрика генералов и да­же позволяет привязать себя на время сна веревкой, чтобы не убежал.

В бытность в Петербурге, он на Подьяческой улице маляром работал. Скорбя о покорности русского народа, Салтыков-Щедрин язви­тельно замечает: “Начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов по­радовать за то, что они его, тунеядца, жа­ловали и – мужицким его трудом не гнушалися!”

Подготовьте исполнение в лицах одного из диалогов этой сказки, предварительно оговорив ха­рактер исполнения каждой роли. Исполнение ролей зависит от по­нимания характеров персонажей и ситу­ации, в которой происходит тот или иной диалог. Возьмем, к примеру, сцену чте­ния генералами газеты “Московские но­вости”, номер которой, казалось бы, слу­чайно найден на необитаемом острове.

Ремарки подсказывают нам манеру ис­полнения: “взволнованный голос”, “в от­чаянии”, “поникли головами” и т. д. Сна­чала читающий с наслаждением передает обстановку парадного обеда “у почтенного начальника древней столицы”. Читаю­щий раздражает и свой аппетит, и аппе­тит своего собеседника. Второй генерал приходит в отчаяние от “гурманной” ин­формации. Наконец, оба приходят в со­стояние уныния.

Интонации в этом диа­логе могут меняться: от восторженной до почти плачущей.

Какие слова в этом произведении пришли из языка народных сказок, а какие из словаря канцелярий, в которых служили генералы? Попробуйте со­здать “Краткий словарь генералов из сказки”.

Из языка народных сказок

По щучьему велению, по моему хотению.

Прошел день, прошел другой.

Мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.

Ни пером описать, ни в сказке сказать.

Из словаря канцелярий

Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности.

Оставшись за штатом.

Можно ли создать словарик тех слов, которые произнес мужик?

В речи мужика преобладают простореч­ные выражения: коли, словно муха, будьте покойны, не впервой.

Какие художественные приемы более всего важны в этой сказке?

Гротеск, фантастика, гипербола.

В каких произведениях вы встречали гротеск как ведущий прием изображения героев?

“Левша” Н. С. Лескова, “История одно­го города” М. Е. Салтыкова-Щедрина, по­вести Н. В. Гоголя и др.

Related posts:

Источник

Познавательное и интересное