Почему Салтыков-Щедрин обратился к жанру сказки?
Главная > Документ
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
Почему Салтыков-Щедрин обратился к жанру сказки?
Одним из тех писателей, которые по достоинству оценили этот, казалось бы, легкий и незамысловатый жанр сказки, был Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
Именно в жанре сказки наиболее ярко проявились идейные и художественные особенности щедринской сатиры: ее политическая острота и целеустремленность, беспощадность и глубина гротеска, лукавая искрометность юмора.
В сказках Щедрина перед нами возникают знакомые образы старой России: правители-самодуры (сказки «Бедный волк», «Медведь на воеводстве»), жестокие эксплуататоры («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»), смирившиеся обыватели («Премудрый пескарь», «Самоотверженный заяц»), беспощадные и тупые властители («Богатырь», «Орел-меценат») и, наконец, образ великого и многострадального русского народа («Коняга», «Баран непомнящий», «Ворон-челобитчик» и многие другие). Маски животных не скрывают истинного лица, сущности этих излюбленных щедринских образов, а, наоборот, подчеркивают и даже обнажают ее.
И не случайно расцвет сказочного жанра приходится у Щедрина на 80-е г. XIX в. Именно в этот период разгула политических страстей в России сатирику приходилось выискивать форму, наиболее удобную для обхода цензуры и вместе с тем наиболее близкую, понятную простому народу.
Почти во всех сказках образ народа-мужика обрисован Щедриным с любовью, дышит несокрушимой мощью, благородством. Мужик честен, прям, добр, необычайно сметлив и умен. Он может все: достать пищу, сшить одежду; он покоряет стихийные силы природы, шутя переплывает «океан-море». И к поработителям своим мужик относится иронично, не теряя чувства собственного достоинства. Генералы из сказки «Как один мужик двух генералов прокормил» выглядят жалкими пигмеями по сравнению с великаном-мужиком. Для их изображения сатирик использует совсем иные краски. Они «ничего не понимают», они грязны духовно и физически, они трусливы и беспомощны, жадны и глупы. Если подыскивать животные маски, то им как раз подходит маска свиньи.
Все сказки Щедрина подвергались цензурным гонениям и многочисленным переделкам. Многие из них печатались в нелегальных изданиях за границей. Маски животного мира не могли скрыть политического содержания сказок Щедрина. Перенесение человеческих черт и социальных функций на животный мир создавало комический эффект, наглядно обнажало нелепость существующей действительности.
Иногда Щедрин, взяв традиционные сказочные образы, даже и не пытается ввести их в сказочную обстановку или использовать сказочные приемы. Устами героев сказки он прямо излагает свое представление о социальной действительности.
«Сказки» Щедрина в миниатюре содержат в себе проблемы и образы всего творчества великого сатирика. Если бы, кроме «Сказок», Щедрин ничего не написал, то и они одни дали бы ему право на бессмертие. Из тридцати двух сказок Щедрина двадцать девять написаны им в последнее десятилетие его жизни, и лишь только три сказки созданы в 1869 году. Таким образом, именно этот жанр как бы подводит итог сорокалетней творческой деятельности писателя.
Сочинение по произведению на тему: Почему Салтыков-Щедрин обратился к жанру сказки?
Одним из тех писателей, которые по достоинству оценили этот, казалось бы, легкий и незамысловатый жанр, был Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Именно в жанре сказки наиболее ярко проявились идейные и художественные особенности щедринской сатиры: ее политическая острота и целеустремленность, беспощадность и глубина гротеска, лукавая искрометность юмора.
В сказках Щедрина перед нами возникают знакомые образы старой России: правители-самодуры (сказки «Бедный волк», «Медведь на воеводстве»), жестокие эксплуататоры («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»), смирившиеся обыватели («Премудрый пескарь», «Самоотверженный заяц»), беспощадные и тупые властители («Богатырь», «Орел-меценат») и, наконец, образ великого и многострадального русского народа («Коняга», «Баран непомнящий», «Ворон-челобитчик» и многие другие). Маски животных не скрывают истинного лица, сущности этих излюбленных щедринских образов, а, наоборот, подчеркивают и даже обнажают ее.
И не случайно расцвет сказочного жанра приходится у Щедрина на 80-е г. XIX в. Именно в этот период разгула политических страстей в России сатирику приходилось выискивать форму, наиболее удобную для обхода цензуры и вместе с тем наиболее близкую, понятную простому народу.
В сказках Щедрина, как и во всем его творчестве, противостоят две социальные силы: трудовой народ и его эксплуататоры. Народ выступает под масками добрых и беззащитных зверей и птиц, эксплуататоры – в образах хищников. Символом крестьянской России, замученной и обездоленной, является образ Коняги из одноименной сказки.
Почти во всех сказках образ народа-мужика обрисован Щедриным с любовью, дышит несокрушимой мощью, благородством. Мужик честен, прям, добр, необычайно сметлив и умен. Он может все: достать пищу, сшить одежду; он покоряет стихийные силы природы, шутя переплывает «океан-море». И к поработителям своим мужик относится иронично, не теряя чувства собственного достоинства. Генералы из сказки «Как один мужик двух генералов прокормил» выглядят жалкими пигмеями по сравнению с великаном-мужиком.
Для их изображения сатирик использует совсем иные краски. Они «ничего не понимают», они грязны духовно и физически, они трусливы и беспомощны, жадны и глупы. Если подыскивать животные маски, то им как раз подходит маска свиньи.
Все сказки Щедрина подвергались цензурным гонениям и многочисленным переделкам. Многие из них печатались в нелегальных изданиях за границей. Маски животного мира не могли скрыть политического содержания сказок Щедрина. Перенесение человеческих черт и социальных функций на животный мир создавало комический эффект, наглядно обнажало нелепость существующей действительности.
Иногда Щедрин, взяв традиционные сказочные образы, даже и не пытается ввести их в сказочную обстановку или использовать сказочные приемы. Устами героев сказки он прямо излагает свое представление о социальной действительности.
Язык щедринских сказок глубоко народен, близок к русскому фольклору. Сатирик использует не только традиционные сказочные приемы, образы, но и пословицы, поговорки, присказки: «Не давши слова – крепись, а давши – держись!», «Уши выше лба не растут», «Моя хата с краю», «Простота хуже воровства». Диалог действующих лиц красочен, речь рисует конкретный социальный тип: властного, грубого орла, прекраснодушного карася-идеалиста, беспутную канарейку, трусливого зайца и так далее. У персонажей, олицетворяющих трудовой народ, язык особый. Их речь естественна, умна, лаконична. Это речь человека, а не маски, не куклы. Им свойствен глубокий лиризм, слова их идут от страдающего и доброго сердца.
«Сказки» Щедрина в миниатюре содержат в себе проблемы и образы всего творчества великого сатирика. Если бы, кроме «Сказок», Щедрин ничего не написал, то и они одни дали бы ему право на бессмертие. Из тридцати двух сказок Щедрина двадцать девять написаны им в последнее десятилетие его жизни, и лишь только три сказки созданы в 1869 году. Таким образом, именно этот жанр как бы подводит итог сорокалетней творческой деятельности писателя.
Почему салтыков щедрин обращается к жанру сказки сочинение
Жанр народной сказки пользовался популярностью у многих писателей – предшественников М.Е.Салтыкова-Щедрина. Они воспроизводили народные суждения о мире, а порой служили сатирическим отражением существующего строя. Салтыков-Щедрин обращается к жанру сказок не без причины. В рамках ужесточившейся цензуры издание сказок не вызвало подозрений власть предержащих по отношению к сатирику. Сказки написаны с целью обличения политического строя и нравов, присущих обществу.
В «Сказках для детей изрядного возраста» содержится критика самодержавия, они служат орудием борьбы с ним. В основу его порой нереальных и уродливо-комических образов заложен истинно народный взгляд на порядки и образ жизни правящего класса. Фантастика, присущая сказке, в союзе с гротеском становится настоящей хозяйкой написанных произведений Салтыкова-Щедрина. На такой основе определяется главное качество щедринского таланта – способность соединить в едином образе несоединимое.
Темы сказок многообразны и широки: писатель обличает не только безнравственность самодержавия («Медведь на воеводстве», «Богатырь»), но и выступает против дворянского властолюбия («Дикий помещик»). Подвергаются жесткой критике и высмеиванию взгляды сторонников либерализма («Карась-идеалист»), против равнодушия и черствости чиновников направлена сказка «Праздный разговор».
В книге представлены самые разные образы: от помещиков до царей. Автор показывает их беспомощность, глупость, высокомерие. К примеру, в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил», используя едкую иронию, Салтыков-Щедрин говорит: “Служили генералы в какой-то регистратуре… следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали”. И мы понимаем, что пресловутые генералы – трутни, привыкшие жить чужим трудом и к тому же не отличающиеся умом. И не попади русский мужик вместе с генералами на остров, пропали бы бедняги с голоду. А мужик – умница. Все он умеет: и охотиться, и еду в пригоршне готовить. Не ропщет мужик, всем доволен: сам вьет веревку, которой его привяжут к дереву. Выбрав для себя кислое яблоко из собранных для генералов спелых, он радуется тому, что господа “его, тунеядца, жаловали и мужицким трудом его не гнушались”. Намек писателя понятен: помещики жестоко эксплуатируют труд крестьян. Все, что они имеют, отнято у народа, в том числе и свобода. Сказка отличается быстрой сменой событий, динамикой сюжета.
Идея сказки «Медведь на воеводстве» в том, что в бедственном положении народа виновен самодержавный строй в целом, а не отдельные его представители. Медведь бесчисленными погромами довел крестьян до крайности: они сажают его на рогатину и сдирают шкуру. Основной прием, используемый Салтыковым-Щедриным в сказках, аллегория. Символична расправа с Медведем. Так автор призывает народ к борьбе за свою свободу.
Еще одна сказка «Коняга» также поднимает тему народа и его покорности, нежелания бороться. От остальных сказок она отличается тем, что в ней нет движения. Сказка «Коняга» считается одним из самых мощных произведений, изображающих кабальное положение крестьянства в монаршей России. Собирательный образ коняги-труженицы олицетворяет закабаленный и бесправный народ. Трагедия миллионов мужиков нашла отражение в сказке. «Замученный, побитый, узкогрудый, с выпяченными ребрами и обожженными плечами, с разбитыми ногами» — такой предстает коняга перед читателями. В каждой строке читается сочувствие и скорбь о бесправном народе. Автор глубоко переживает, для него мучительно больно осознавать, что будущее и судьба народа подвластны правителям-самодурам.
С помощью фантастических элементов, иносказаний, приемов фольклора и сатирического гротеска Салтыков-Щедрин поднимает наиважнейшие политические проблемы и темы, касающиеся будущего страны. Являясь защитником передовых идеалов своего времени, сатирик выступает и защитником интересов народа. Он обогатил сюжеты народных сказок иным содержанием и придал жанру сказки воспитательный акцент, пропагандируя гражданские чувства и уважение к простому человеку-труженику. Произведения писателя актуальны и в наше время. Не зря через пятьдесят лет после появления «Сказок» величайший народный писатель М.Горький высоко оценил наследие Салтыкова-Щедрина, сказав: «Необходимо знать историю города Глупова — это наша русская история; и вообще невозможно понять историю России во второй половине XIX века без помощи Щедрина — самого правдивейшего свидетеля нашей духовной нищеты и неустойчивости…»
Материал подготовила Довгомеля Лариса Геннадьевна
Почему Салтыков-Щедрин обратился к жанру сказки?
Одним из тех писателей, которые по достоинству оценили этот, казалось бы, легкий и незамысловатый жанр, был Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Именно в жанре сказки наиболее ярко проявились идейные и художественные особенности щедринской сатиры: ее политическая острота и целеустремленность, беспощадность и глубина гротеска, лукавая искрометность юмора.
В сказках Щедрина перед нами возникают знакомые образы старой России: правители-самодуры (сказки “Бедный волк”, “Медведь на воеводстве”), жестокие эксплуататоры (“Дикий
И не случайно расцвет сказочного жанра приходится у Щедрина на 80-е г. XIX в. Именно в этот период разгула
В сказках Щедрина, как и во всем его творчестве, противостоят две социальные силы: трудовой народ и его эксплуататоры. Народ выступает под масками добрых и беззащитных зверей и птиц, эксплуататоры – в образах хищников. Символом крестьянской России, замученной и обездоленной, является образ Коняги из одноименной сказки.
Почти во всех сказках образ народа-мужика обрисован Щедриным с любовью, дышит несокрушимой мощью, благородством. Мужик честен, прям, добр, необычайно сметлив и умен. Он может все: достать пищу, сшить одежду; он покоряет стихийные силы природы, шутя переплывает “океан-море”.
И к поработителям своим мужик относится иронично, не теряя чувства собственного достоинства. Генералы из сказки “Как один мужик двух генералов прокормил” выглядят жалкими пигмеями по сравнению с великаном-мужиком.
Для их изображения сатирик использует совсем иные краски. Они “ничего не понимают”, они грязны духовно и физически, они трусливы и беспомощны, жадны и глупы. Если подыскивать животные маски, то им как раз подходит маска свиньи.
Все сказки Щедрина подвергались цензурным гонениям и многочисленным переделкам. Многие из них печатались в нелегальных изданиях за границей. Маски животного мира не могли скрыть политического содержания сказок Щедрина.
Перенесение человеческих черт и социальных функций на животный мир создавало комический эффект, наглядно обнажало нелепость существующей действительности.
Иногда Щедрин, взяв традиционные сказочные образы, даже и не пытается ввести их в сказочную обстановку или использовать сказочные приемы. Устами героев сказки он прямо излагает свое представление о социальной действительности.
Язык щедринских сказок глубоко народен, близок к русскому фольклору. Сатирик использует не только традиционные сказочные приемы, образы, но и пословицы, поговорки, присказки: “Не давши слова – крепись, а давши – держись!”, “Уши выше лба не растут”, “Моя хата с краю”, “Простота хуже воровства”. Диалог действующих лиц красочен, речь рисует конкретный социальный тип: властного, грубого орла, прекраснодушного карася-идеалиста, беспутную канарейку, трусливого зайца и так далее. У персонажей, олицетворяющих трудовой народ, язык особый.
Их речь естественна, умна, лаконична. Это речь человека, а не маски, не куклы. Им свойствен глубокий лиризм, слова их идут от страдающего и доброго сердца.
“Сказки” Щедрина в миниатюре содержат в себе проблемы и образы всего творчества великого сатирика. Если бы, кроме “Сказок”, Щедрин ничего не написал, то и они одни дали бы ему право на бессмертие. Из тридцати двух сказок Щедрина двадцать девять написаны им в последнее десятилетие его жизни, и лишь только три сказки созданы в 1869 году.
Таким образом, именно этот жанр как бы подводит итог сорокалетней творческой деятельности писателя.