Чему учит рассказ Носова «Живая шляпа»?
Чему учит произведение?
Чему можно научиться, прочитав рассказ?
В чем урок для себя?
Какова основная тема (главная мысль)?
Учит тому, что не стоит бояться неизвестного. Надо трезво подходить к оценке обстоятельств и объектов. Не нужно раньше времени паниковать и давать волю свой фантазии.
Не паникуй, успокойся, включи логику, если надо вспомни законы естествознания и вооружившись этим, правильно оцени степень опасности, алгоритм твоих действий и спрогнозируй возможные последствия.
Одним словом «не кипиши!»
В рассказе о живой шляпе Николай Носов повествует забавную историю о двух мальчиков и любопытном котёнке.
В квартире, где они увлечённо занимались, вдруг, отвлекает друзей, грохот. Они видят шляпу, которая двигалась в сторону дивана. Они не понимают откуда она взялась и решают напугать двигающий объект. Осторожно Вова с Вадиком перебегают на кухню и картошкой целятся в шляпу. Один клубень попадает в головной убор. Шляпа неожиданно » мяукнула» и появился маленький котёнок.
Автор хочет донести детворе преодолевать страх. Быть рассудительными прежде, чем совершать необдуманные поступки.
Давайте для начала вспомним очень краткое содержание произведения.
Два мальчика сидели дома. Котенок забрался под шляпу и начала ходить, соответственно шляпа двигалась, а иногда даже подпрыгивала. Таким образом мальчики увидели словно нечистую силу, испугались и убежали на кухню. Потом собравшись с силами и духом решили эту шляпу проучить. В конце концов они узнали, что под шляпой сидел котенок, поэтому шляпа и двигалась.
Из этого рассказа можно выделить следующующие мысли:
Надо быть реалистами и не поддаваться эмоциям.
Нужно учитывать все факты и продумать, почему шляпа двигается.
Ко всему прочему рассказ учит нас смелости и решительности.
Рассказ учит нас думать и пытаться понять непонятное, а не рубить сразу с плеча.
Рассказ «Живая шляпа» учит тому, что не стоит всего бояться. К данному рассказу подойдет поговорка «У страха глаза велики». Стоит сначала проверить, убедиться, все ли правильно. А если рядом с тобой друг, то и вовсе не стоит поддаваться панике, ведь Вас уже двое, а значит надо подумать, поразмышлять и Вы обязательно придете к правильному решению.
Ребята начали швырять в шляпу картофель, а ведь там был котенок. Этим автор показал, что под влиянием своих эмоций мы можем совершать необдуманные поступки, которые могут навредить другим.
Рассказ учит быть храбрым, смелым, решительным, не поддаваться первым эмоциям, а во всем разобраться.
Мне кажется, что Николай Носов хотел сказать детям, что если есь что-то непонятное, то не надо к этому сразу относиться агрессивно и бросаться предметами, бить, толкать и так далее, ведь может оказаться, что это непонятное, это совершенно безвредное и беззащитное существо.
А представьте, что моглы бы произойти, если бы ребята стали бить по шляпе лыжной палкой или клюшкой, ведьони могли бы нанести вред животному.
Только моё мнение о смысле рассказа. Но прежде всего, хочу повториться, это смешная и забавная история, призванная повеселить ребят.
Вспомним, о чем говорится в рассказе Носова «Живая шляпа».
Два мальчика остаются одни дома. С этого, кстати, начинаются многие рассказы. Они занимаются своими делами и неожиданно со шкафа падет шляпа, которая начинает двигаться. Мальчики пугаются и прыгают на диван. Но диван не кажется им надежным убежищем от ожившей шляпы, и они спешно бегут на кухню. Там они вооружаются клюшкой и лыжной палкой, но боятся приблизиться к шляпе. Тогда они кидают в шляпу картофелем и обнаруживают под шляпой котенка. Бедненький, он так испугался!
Поэтому я считаю, что главная мысль этого рассказа в том, что не надо бояться чего-то непонятного, надо попытаться понять это.
Также этот рассказ учит нас быть смелыми, решительными, не верить в необъяснимые, сверхъестественные явления, а всему стараться найти рациональное объяснение.
И еще этот рассказ учит держаться подальше от дураков, которые верят в живые шляпы, а то может и картошкой прилететь.
В этом рассказе есть предупреждение родителям о том, что дети, оставленные одни дома, могут совершать необдуманные поступки и проказничать, поэтому лучше бы они всегда были под надзором, или у взрослых была возможность их контролировать, например, созваниваясь по мобильному телефону. Если бы у мальчиков был взрослый советчик, они бы не натерпелись столько страха)
Для детей урок, что не всё такое страшное, каким кажется на первый взгляд. Нужно хорошенечко подумать, прежде чем пугаться необъяснимых явлений, ведь у большинства из них есть вполне логичное объяснение. К рассказу Носова «Живая шляпа» подходит пословица «У страха глаза велики».
В рассказе «Живая шляпа» описывается история: два мальчишки остаются дома сами, они увлеченно рисуют, а потом они увидели, что шляпа сама передвигается по комнате. Ребята сильно испугались и начали в шляпу бросать картошку. А под шляпой находился испуганный котенок.
Рассказ учит, тому что прежде чем начинать проявлять агрессию к незнакомому предмету, надо его хорошенько осмотреть, возможно он не несет никакой опасности. Так и ребята готовы были схватить клюшку и начать бить ничем неповинного котенка, вместо того, чтобы выяснить кто же там спрятался под шляпой.
Также рассказ учит, что не нужно бояться, свой страх надо преодолевать.
Помню, приблизительно в таком возрасте очень любила «Денискины рассказы» Драгунского. Они коротенькие и интересные.
Еще помню читала рассказы Носова (Мишкина каша, Метро, Сбежавшая шляпа и т.д.).
Хотя возможно, что сегодняшним деткам такие истории уже будут не очень-то любопытны, но это классика, однозначно стоит внимания.
Федя Рыбкин из рассказа Н. Н. Носова решил совместить приятное с полезным и порешать заданную на дом задачу при включенном телевизоре, слушая концерт. К сожалению, Федя не обладал умением Наполеона делать несколько дел одновременно и музыкальные упражнения на экране отбили у него способность к решению упражнений математических.
А задачка-то решается просто, главное не перепутать одеяла с машинами.
Итак, сначала посчитаем, сколько всего доставили кг. зерна на мельницу:
Теперь составим пропорцию.
В рассказе Пришвина «Двойной след» речь идет о охотнике, собаке и двух тетеревах.
То есть, надо рисовать что нибудь из выше перечисленного.
Самое простое-сделать картинку карандашом, поскольку если нет навыков,то сделать картинку красками не получится, это гораздо труднее.
Однако, если все же красками вы умеете пользоваться, есть обучающий ролик, как наиболее просто и легко нарисовать тетерева.
Или же можно нарисовать собаку в траве. Вот обучающий ролик, как не сложно нарисовать собаку простым карандашом.
А можно совместить в рисунке улетающего тетерева и собаку, вокруг нарисовать лес и кустарник.
Школьное чтиво
Произведения школьной литературы в простой и доступной форме
11.10.2018
Носов Н. «Живая шляпа»
Носов Н., рассказ «Живая шляпа»
Жанр: рассказы о детях
Главные герои рассказа «Живая шляпа» и их характеристика
Чему учит рассказ «Живая шляпа»
Рассказ учит быть смелым, храбрым, решительным. Учит не теряться, столкнувшись с чем-то неожиданным и необычным. Учит находить всему необычному простое объяснение. Учит самим решать свои проблемы, не прибегая к помощи взрослых.
Отзыв на рассказ «Живая шляпа»
Меня насмешил этот хороший рассказ. Мальчики испугались шляпы, которая показалась им живой. Но шляпы никогда не могут стать живыми и если она двигалась, значит что-то двигало ее. Им надо было сразу посмотреть, кого среди них не хватает.
Пословицы к рассказу «Живая шляпа»
У страха глаза велики.
Боязливому и своя тень страшна.
Кто боится огня, бежит и от дыма.
Хорошо медведя в окно дразнить.
Лучше поберечься, чем обжечься.
Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Живая шляпа»
На комоде лежала шляпа, под комодом сидел котенок Васька. Вовка и Вадик за столом раскрашивали картинки. Вдруг раздался звук падения и обернувшись мальчики увидели на полу шляпу. Они решили, что шляпа просто упала с комода, и Вовка пошел ее подобрать и вернуть на место.
Но вдруг он с криками отбежал обратно. Вадик удивился, но Вовка сказал, что шляпа живая и предложил Вадику самому в этом убедиться.
Вадик подошел к шляпе и в упор посмотрел на нее. Шляпа вдруг двинулась и поползла к нему. Вадик с криком запрыгнул на диван, а Вовка за ним. Шляпа выползла на середину комнаты, а потом поползла прямо к дивану. Мальчики завопили еще громче, спрыгнули с дивана и выбежали из комнаты. Они прибежали на кухню и закрыли за собой дверь.
Вовка ревел в полный голос и заявил, что уходит домой, потому что боится шляпы. Вадик предложил сходить и проверить, не дергает ли кто шляпу за веревочку. И он взял клюшку, чтобы в случае чего ударить шляпу. Вовка тоже хотел взять клюшку, но ему досталась только лыжная палка.
Вооруженные мальчики вернулись в комнату и увидели шляпу возле стола. Она лежала на полу и не двигалась. Вадик стал стучать клюшкой по полу и звать шляпу, но та не отзывалась. Тогда Вовка предложил кидать в шляпу картошкой. Они сходили на кухню за картошкой и стали обстреливать шляпу. Наконец Вадик попал и шляпа подскочила кверху. Раздался громкий крик «Мяу!» и из-под шляпы выскочил Васька.
Ребята обрадовались и поняли, что шляпа упала на котенка и поэтому двигалась. Они стали обнимать и целовать Ваську, а тот только жмурился от яркого света.
Рисунки и иллюстрации к рассказу «Живая шляпа»
Конспект занятия по чтению художественной литературы «Рассказ Н. Носова «Живая шляпа» для средней группы
Светлана Николаевна Уварова
Конспект занятия по чтению художественной литературы «Рассказ Н. Носова «Живая шляпа» для средней группы
-продолжать формировать интерес к художественным произведениям; творчеству Н. Н. Носова;
-развивать литературную речь дошкольников, мышление, память, воображение, чувство юмора.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Сейчас я вам загадаю загадку, отгадав её вы узнаете куда мы с вами отправимся в гости.
-Чтобы знаний набираться,
Чаще обращайся к ней.
Никогда не расставайся,
Станешь с ней в сто раз умней (книга)
Воспитатель: А как называется то место, где хранятся книги? Где находятся много книг? (Библиотека, книжная полка, книжный шкаф.)
Воспитатель: А кто пишет книги? (писатели, поэты)
Воспитатель: Каких писателей вы знаете?
Воспитатель: А вы знаете, что у каждого писателя бывает свой рабочий кабинет, где он пишет, создаёт книги. И я сейчас вам предлагаю посетить рабочий кабинет писателя Н. Н. Носова.
Воспитатель: Перед нами портрет Николая Николаевича Носова. Он является одним из самых популярных и любимых детьми авторов. Его книги хочется читать и перечитывать.Писателем Николай Николаевич стал как бы случайно: когда у него родился сын, приходилось рассказывать ему много сказок. Сын подрастал и требовал новых и новых сказок. В центре произведений Н. Носова – ребята-фантазёры, непоседы, неуёмные выдумщики, ваши сверстники, которым часто достаётся за их затеи. Самые обычные жизненные ситуации превращаются в рассказах Носова в необычайно смешные поучительные истории, воспитывают в детях честность, чувство дружбы, отзывчивость, любовь к труду; в них осуждаются такие постыдные качества, как зависть, ложь, грубость и т. д.
Воспитатель: Ребята, смотрите, кто это? (Незнайка)
Воспитатель: Как вы думаете, почему он здесь? (герой произведений Носова)
Воспитатель: Ребята, Незнайка собрал много книг Н. Носова. Это веселые, смешные, поучительные, забавные, интересные книги с рассказами, настоящий подарок от замечательного писателя. Вы обратили внимание, я сказала книги с рассказами. В основном он писал рассказы для детей. А чем отличаются рассказы от сказок?
(Сказки- это выдуманные истории, а рассказы- это случаи из жизни.)
Воспитатель: Незнайка много знает рассказов Н. Носова. Он, как и герой произведений писателя любит фантазировать, придумывать, сочинять. Он для нас приготовил игру, собрал разные предметы из своих любимых рассказов, но случайно перепутал, какой предмет из какого рассказа. Поможем ему разобраться?
Игра называется «Узнай рассказ Н. Носова по предмету»
Перед вами на экране будут появляться предметы, которые собрал Незнайка, если вы правильно назовёте какой предмет из какого рассказа Носова, на экране появится обложка этой книги.
Воспитатель: Ребята, такую книгу видели? Она наверное интересная. Давайте прочитаем её.
«Живая шляпа»
Н. Носов
Шляпа лежала на комоде, котенок Васька сидел на полу возле комода, а Вовка и Вадик сидели за столом и раскрашивали картинки.
Вдруг позади них что-то плюхнулось — упало на пол. Они обернулись и увидели на полу возле комода шляпу.
Вовка подошел к комоду, нагнулся, хотел поднять шляпу —и вдруг как закричит:
— Ай-ай-ай! — и бегом в сторону.
— Чего ты? — спрашивает Вадик.
— Она жи-жи-живая!
— Кто живая?
— Что ты! Разве шляпы бывают живые?
Вадик подошел поближе и стал смотреть на шляпу. Вдруг шляпа поползла прямо к нему.Он как закричит:
— Ай! — и прыг на диван. Вовка за ним.
Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на нее и трясутся от страха. Тут шляпа повернулась и поползла к дивану.
— Ай! Ой! — закричали ребята.
Соскочили с дивана — и бегом из комнаты.
Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли.
— Я у-у-хо-хо-жу! — говорит Вовка.
— Пойду к себе домой.
— Шляпы бо-боюсь! Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила.
— А может быть, ее кто-нибудь за веревочку дергает?
— Пойдем вместе. Я возьму клюшку. Если она к нам полезет, я ее клюшкой тресну.
— Постой, я тоже клюшку возьму.
— Да у нас другой клюшки нет.
— Ну, я возьму лыжную палку.
Они взяли клюшку и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату.
— Где же она? — спрашивает Вадик.
— Вон там, возле стола.
— Сейчас я ее как тресну клюшкой! — говорит Вадик. — Пусть только подлезет ближе, бродяга такая!
Но шляпа лежала возле стола и не двигалась.
— Ага, испугалась! — обрадовались ребята. — Боится лезть к нам.
— Сейчас я ее спугну, — сказал Вадик.
Он стал стучать по полу клюшкой и кричать:
— Эй ты, шляпа!
Но шляпа не двигалась.
Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять ее в шляпу» Швыряли, швыряли, наконец, Вадик попал. Шляпа как подскочит кверху!
— Мяу! — закричало что-то. Глядь, из-под шляпы высунулся серый хвост, потом лапа, а потом и сам котенок выскочил.
— Васька! — обрадовались ребята.
— Наверно, он сидел на полу, а шляпа на него с комода упала, — догадался Вовка.
Вадик схватил Ваську и давай его обнимать!
— Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?
Но Васька ничего не ответил, Он только фыркал и жмурился от света.
Вопросы для проверки
Вам понравился этот рассказ?
Смешная эта история или печальная? (Смешная)
Как звали мальчиков? (Володя, Владик).
Почему мальчики решили, что шляпа живая? (Поползла).
Как мальчики узнали секрет шляпы? (Швыряли картошкой и шляпа подскочила к верху)
Что делали мальчики до того, как увидели «Живую шляпу»? (Раскрашивали картинки).
Кто сидел под шляпой? (Котенок).
Как звали котенка? (Васька).
Что вам понравилось в рассказе больше всего?
Какие непонятные слова встретились в тексте? (Кочерга, комод).
Знакомство с новыми словами
Н. Носов замечательный детский писатель, он так хорошо понимал детей, и так точно и красочно описывал их чувства в разных жизненных ситуациях, что мы с вами легко могли представить их в своем воображении. Эти чувства, которые Вадик и Вовка испытывали в течение всего рассказа называются эмоции.
— Что почувствовали Вова и Вадик, когда шляпа поползла? (страх)
-Покажите, как они испугались?
Какое чувство возникло у ребят, когда они обнаружили под шляпой кота.? (удивление).
-Давайте покажем удивление.
— Какое чувство пришло на смену удивлению? (радость).
Собери в правильной последовательности
Смотрите, здесь картинки из рассказа «Живая шляпа».
В каждом произведении обязательно есть 3 части – начало, середина и конец. Надо разделить эти картинки на три части. Вспомните, как начинается рассказ «Живая шляпа». Какое название можно придумать для первой части?
-О чём говорится во второй части? Какое название можно придумать для второй части?
— Чем закончилась история про мальчиков и котёнка? Какое название можно дать для третьей части рассказа?
Молодцы. Как вы думаете, а что могло бы произойти с ребятами если бы под шляпой оказался не кот Васька. Придумайте свою историю. А на следующем занятии мы послушаем, что у вас получилось. На этом наше занятие заканчивается. Скажем до свидание Незнайке, мы с ним ещё встретимся в рассказах Носова.
Прикреплённые файлы:
Конспект НОД по чтению художественной литературы в подготовительной к школе группе К. Паустовский «Тёплый хлеб» Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое», «Развитие речи», «Социально-коммуникативное развитие». Задачи: Познакомить.
Фотоотчёт о продуктивной деятепьности по аппликации по произведению Н. Н. Носова «Живая шляпа» При реализации проекта в старшей группе по творчеству Н. Н. Носова, мы с детьми в совместной деятельности делали котёнка и шляпку по произведению.
Конспект ООД по чтению художественной литературы «Чтение потешки «Кисонька-мурысонька» Конспект ООД по чтению художественной литературы. Тема: Чтение потешки «Кисонька-мурысонька». (Вторая младшая группа). Цель: помочь детям.
Конспект занятия по чтению художественной литературы в старшей группе «Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик» Цель: Формирование нравственного воспитания детей в игровой деятельности. Задачи: Образовательные: продолжать учить детей правильно воспринимать.
Консультация «Рекомендации для родителей по чтению художественной литературы в старшем дошкольном возрасте» Рекомендации для родителей по чтению художественной литературы в старшем дошкольном возрасте. Возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними.
НОД по чтению художественной литературы «Первый снег» И. Бунина в средней группе для детей с ОВЗ Тема: Чтение и обсуждение стихотворения И. Бунина «Первый снег». Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература.
Перспективно-тематическое планирование НОД по чтению художественной литературы в старшей группе по программе «Детство» 1 квартал НОД Чтение художественной литературы Сентябрь Тема недели НОД Программное содержание Литература 2-я неделя Тема: Знакомство с.
Перспективный план занятий по чтению художественной литературы в средней группе Сентябрь 1 Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Подарки осени» 2 Пересказ сказки «Козлята и волк» Октябрь 3 Ознакомление с малыми фольклорными.
Рекомендации родителям «Как привлечь ребёнка к самостоятельному чтению художественной литературы» Как привить детям интерес к чтению книг? Этот вопрос интересует многих родителей, особенно в период, когда ребёнок готовится к поступлению.
Фотоотчет занятия во второй младшей группе по рассказу Н. Носова «Живая шляпа» 27 июля мы с ребятами второй младшей группы «Ягодка» познакомились с удивительно интересным рассказом писателя Николая Носова «Живая.
«Н. Н. Носов «Живая шляпа» анализ произведения». «Смешное в рассказах Носова».
Тема: «Н. Н. Носов «Живая шляпа» анализ произведения».
«Смешное в рассказах Носова».
Цели и задачи урока : формировать умение определять отношение автора к героям на основе анализа рассказа; развивать чувство юмора, представления детей о средствах создания образа писателем и художником: учить осознанному чтению, давать характеристику героям, восстанавливать последовательность событий, соотносить пословицы с содержанием прочитанного анализировать иллюстрацию; уточнить представления детей о смелости и трусости, развивать навыки чтения, связную речь, мышление, память, внимание; воспитывать доброе отношение друг к другу.
Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
-Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу. Приятно общаться с человеком весёлым, доброжелательным. Начнём урок с игры «Привет, сосед!» Итак, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь…
Улыбнись-ка мне в ответ.
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбки сегодня дарил.
Сегодня на уроке мы продолжим путешествовать по творчеству Николая Носова.
— В гостях какого рассказа мы были на прошлом уроке?
Создание проблемной ситуации.
Мы продолжаем путешествие по произведениям Н. Носова. Наше путешествие привело нас к загадкам.
Что за зверь со мной играет?
Не мычит, не ржет, не лает,
Прячет в лапки коготки!
— Назовите повадки кошек?
— Ребята, а вы любите кошек?
— Почему я вам показала картину про кошку?
4. Целеполагание. Формулировка темы урока.
— Молодцы! Н. Носов написал нам интересный рассказ «Живая шляпа», где главный герой котенок.
5. Изучение нового материала.
— Ребята, сегодня мы с вами проводим урок внеклассного чтения по произведениям необыкновенного человека, талантливого великого детского писателя Николая Николаевича Носова. В этом году исполнилось бы 108 лет со дня его рождения.
-Его книги с огромным удовольствием читают дети и перечитывают взрослые. Он автор многих рассказов (подойти к выставке книг), таких, как «Огурцы», «Автомобиль», «Телефон», «Огородники», «Тук-тук-тук», «Живая шляпа», «Мишкина каша», «Фантазёры»; и повестей «Весёлая семейка», «Дневник Коли Синицына», «Витя Малеев в школе и дома». Но самый знаменитый роман – сказка « Приключения Незнайки и его друзей».
— К этому занятию вы успели прочитать его рассказы и сказки, нарисовали к ним замечательные рисунки.
— Чем вам запомнились рассказы и сказки?
— Какие у него рассказы ? (Веселые, смешные, поучительные, забавные, интересные.)
О своём детстве Носов писал: «Чего только я не успевал тогда! Ходил в библиотеку. Читал там книжки. И нужные и ненужные. …Играл в шахматы. Да как играл! Так что кричал во сне…. Пел в школьном хоре…. Играл в оркестре на скрипке, гитаре…. Вместе со своими двоюродными братьями выпускал ежемесячный журнал «Икс», для которого писались рассказы, повести и даже роман с продолжением».
В 1929 году поступил в Московский институт Кинематографии. После окончания института работал на студии « Мосфильм» режиссёром.
Писать детские рассказы стал после рождения сына. Сначала просто рассказывал истории своему маленькому сынишке Пете…
… а потом первый рассказ “Затейники” был опубликован в журнале “Мурзилка” в 1938 году. Он автор многих книг для детей.
Но славу ему принесла повесть-сказка о приключениях маленького человечка Незнайки.
Каждая книга имела огромный успех не только у детей, но и у взрослых. Вот так слушали Николая Николаевича в аудиториях.
Он награжден Государственными премиями нашей страны, двумя орденами, а также медалями.
«Смешное в рассказах Н.Н. Носова»
Николай Носов написал очень много детских забавных историй, которые могли приключиться с каждым из вас. Сегодня мы продолжим работать над произведением этого автора.
Напомните, как называется это произведение?
Чтение с остановками:
1 остановка : «Он как подпрыгнет- и уцепился когтями за шляпу.»
— Что будет делать дальше Васька?
— А кто думает по-другому?
2 остановка: «Он подошел, нагнулся, хотел поднять шляпу и вдруг как закричит:»
— Почему Володя закричал?
— А что еще могло произойти?
— Почему дети так испугались?
— Что страшного мог увидеть Володя?
3 остановка: «Шляпа как подскочит кверху»
— Как вы считаете, почему подскочила шляпа?
— Что мог увидеть Вадик под шляпой?
4 остановка: «до конца»
— Почему шляпа оказалась «живой»?
— Ваши предположения оправдались?
— Какие? (Некоторые дети угадали, а кто-то нет)
Сейчас у нас физкультминутка,
А сейчас мы с вами, дети,
На носки поднимись,
Раз, два, три, четыре —
Вот летит ракета ввысь! (1—2 — стойка на носках, руки вверх, ладони образуют «купол ракеты»; 3—4 — основная стойка.)
7. Первичное закрепление.
— Совпали ваши прогнозы или нет? (Во многих случаях прогнозы совпадали, иногда – нет.)
— Назови главных героев рассказа?
— Как меняется их настроение на протяжении всего рассказа
* Почему, когда я читала рассказ, вы смеялись, а ведь мальчикам, героям рассказа, было совсем не до смеха? Для того чтобы ответить на этот вопрос, давайте перечитаем первую часть рассказа, до слов «Что – то плюхнулось – упало на пол».
Дети выполняют задание.
*Знали ли мальчики, кто скрывается под шляпой?
* Значит, автор хотел, чтобы читатели знали, что страх напрасен, поэтому он и начал свой рассказ с того, как котёнок попал под шляпу. Эта часть рассказа очень важна, она называется вступлением. Какое впечатление сложилось у вас о героях рассказа? Смелые они мальчишки или трусишки?
Дети дают разные ответы.
Чтобы понять характер мальчиков, отношение к ним автора, нужно проследить, как изображает Носов поступки героев, что и как о них рассказывает.
Дети читают вторую часть рассказа до слов «Ай – прыг на диван. Володя за ним».
*Что же испугало мальчиков?
— Шляпа, которая двигалась.
*Понимали ли они, что шляпы не бывают живыми?
* Найдите в тексте слова, которые говорят об этом.
*Значит, они испугались того, что обычный, знакомый предмет ведёт себя странно, непонятно?
Дети читают следующий отрывок до слов «…прибежали на кухню».
* Какими словами говорит автор о состоянии мальчиков?
— Трясутся от страха.
* Герои очень испугались, они тряслись от страха. Что же они предприняли?
Дети читают до слов «…и стали швырять её в шляпу».
*Кто из мальчиков, Володя или Вадик, вам больше нравится? Кто из них посмелее?
8. Работа по учебнику.
Самостоятельная работа (по карточкам).
Откройте учебник, прочитайте рассказ и выполните задание по карточкам.
(Дети работают по таблице. Прочитав авторские слова, дети должны дописать в таблицу, какое чувство испытывали герои).
Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Вадик как закричит:
-Я у-у-хо-хожу!- говорит Володя.
-Пойду к себе домой.
-Шляпы бо-боюсь. Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила.
Вадик схватил Ваську и давай его обнимать:
-Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?
Слова для справок: увлечение, испуг, страх, радость.
8.1. Игра на внимание.
На доску вывешиваются иллюстрации: машина, шляпа, картофель, котёнок, лыжи, клюшка, сани, лыжная палка, ребята.
* Найдите те предметы и тех действующих лиц, которые встретились в рассказе. Назовите «лишние» предметы.
Молодцы! Вы все были очень внимательны и нашли «лишнее».
Вернёмся к рассказу.
Сейчас мы узнаем, кто был самым внимательным. Ответьте на такой вопрос
Кто первый раскрыл секрет «живой» шляпы: Володя или Валик?
Найдите и подтвердите словами текста.
Перечитайте эпизод рассказа, который вам показался самым интересным.
9. Подведение итогов урока.
На доске даны пословицы:
Пуганая ворона и куста боится.
У страха глаза велики.
Робкого и тень страшит.
Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и на встречу ему идет.
— Соотнесите пословицу с текстом рассказа. Какая пословица могла бы стать заголовком произведения?
— Почему вы так считаете?
Стихотворение про шляпу
К шляпе дружно подойдем,
Ее взглядом обведем!
С нами, шляпа, не шути,
Ты не прыгай, не скачи!
Поскорей открой секрет-
— Я к вам обращаюсь, товарищи дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книга друзья заходит в дома.
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
Весёлые рассказы вызывают у людей улыбку и смех.
А смех – дело серьёзное. Совсем не смешно, если ребёнок смеётся над попавшим в беду товарищем, над упавшей старушкой. Важно научиться видеть по – настоящему смешное в жизни, понимать шутки окружающих людей, уметь рассказывать самому о каком – либо забавном случае. Этому мы и научились на уроке на примере рассказов Н. Н. Носова.
— Наше путешествие подошло к концу.
— Покажите с каким настроением вы сегодня заканчиваете урок?
— Прикрепите свой смайлик к доске.
Дома еще раз прочитайте рассказ и ответьте на вопросы в конце произведения.