Анализ сказки Маршака Двенадцать месяцев 5 класс
Одним из самых известных произведений С.Я.Маршака является сказка «Двенадцать месяцев».
Главной темой произведения считается дружба между природой и человеком, а сюжет основывается на «приключениях» Падчеридцы по зимнему лесу. Как и во всех русских сказках, автор показывает, что добро всегда побеждает зло, а также, что природа сама помогает добрым людям.
В сказке есть реплики и ремарки, поэтому жанр произведения- сказка-пьеса. Нереальные события, герои, поучения- признаки того, что произведение является сказкой.
Главными героями сказки можно считать Падчеридцу, 12 месяцев, мачеху и ее дочь, Королеву, а все остальные герои являются второстепенными и эпизодическими.
В сказке непрерывно сражаются добрые и злые силы. Добрую Падчеридцу без конца мучала злая мачеха, которая заставляла ее выполнять домашние дела, унижала ее. Однако, в конце произведения зло наказывается – старуху и ее дочь двенадцать месяцев обращают в собак, поскольку они постоянно ругались, как собаки.
Победу добра над злом можно увидеть и в таком персонаже, как молодая Королева. В начале сказки она была совершенно равнодушна к людям, зла, эгоистична. Например, Королева способна выбрать между словами «помиловать» и «казнить». И ее решение будет не таким уж положительным, то есть выберет она последнее. Однако, в конце сказки Королева пересматривает свои взгляды и переходит на сторону добра. Таким образом, С.Я.Маршак показывает, что даже злые и эгоистичные люди способны изменяться и к этому нужно стремиться.
Эта сказка помогает проникнуться новогодним настроением. Падчеридца в поисках подснежников идет по зимнему, новогоднему лесу, что заставляет читателю почувствовать зимнюю атмосферу.
Стоит обратить внимание и на братьев-месяцев. Маршак изображает их очень справедливыми, добрыми и честными. Падчеридца не знает их, но они прекрасно ее знают – видели, как она набирает воду, носит дрова. Именно поэтому братья-месяцы и помогают ей.
Ни один персонаж в сказке, кроме братьев-месяцев, не имеет имени. Этим приемом автор хочет показать, что все люди являются единым обществом, а природа является самой могущественной перед всем.
И все же, в сказке «Двенадцать месяцев» добро побеждает зло, все становится на свои места. Возможно, со старухой и ее дочерью поступили не очень хорошо, но они заплатили за то, что издевались над бедной Падчеридцей. Но у них есть возможность измениться, встать на сторону добра. Маршак прекрасно изображает плохих людей, показывает читателям, какими быть не надо. Сказка учит добру и разуму.
Анализ 2
Сказку «Двенадцать месяцев» знают не только дети, но и взрослые, это любимая сказка многих людей. После прочтения остается ощущение того, что добро всегда побеждает зло и справедливость восторжествовала, не смотря на интриги злых людей.
В этом произведении на стороне добра выступает Падчерица, она умна, проста, послушна и всегда готова помочь. Мачеха и ее дочь, совсем злые и ненавистные люди, они не любят никого на этой земле кроме себя.
Поэтому всю самую грязную и тяжелую работу они поручают Падчерице, которая в свою очередь все выполняет и ни разу не пожаловалась на свою судьбу. Однажды зимой в самый лютый мороз, мачеха послала падчерицу идти в лес за подснежниками.
Девушка думала, что мачеха шутит, но когда поняла, что нет, очень расстроилась, ведь понимала, что цветов зимой в лесу нет. Но послушав задание, одела свое тонкое пальто и шапку, взяла корзину и пошла лес.
Погода была настолько суровая, что не видно было ничего, только снег и метель. Так бродила девушка по лесу, ужасно замерзла, но не нашла никаких цветов. Когда девушка уже стала почти замерзать, она увидела среди деревьев огонь, пошла на этот свет и встретила 12 месяцев.
Они сидели возле огня и просто разговаривали друг с другом, когда пришла к ним девочка они сразу ее узнали. Так как в любую погоду и зимой и летом, девочка всегда работала и все месяцы ее хорошо знали.
Они спросили девочку, зачем та пришла лес, она им и рассказала о своей беде. Вот после долгого совещания месяцы решили на несколько минут дать апрелю прийти, чтобы девочка собрала на поляне подснежников.
Вот когда один месяц сменялся другим, вскоре пришла весна, снег растаял, и расцвели цветы, девочка набрала полную корзину подснежников. Месяцы предлагали забрать ее мачеху и сестру, но девочка не согласилась, сказала, что ей нужно отнести домой цветы и жить дальше.
Но вскоре вернувшись, домой, девочка опять оказалась в немилости у семьи. Ведь королева написала приказ, кто принесет корзину подснежников тому и даст много денег, вот корзину во дворец понесли мачеха и ее дочь.
После того как королева получила цветов, она предложила всем вместе поехать в лес, и рассказать на какой поляне есть такие цветы. Но мачеха с дочкой тут же признались, что это падчерица их принесла. Вскоре ее опять заставили идти в лес, только в сопровождении стражи и королевы.
В итоге добро победило зло, 12 месяцев проучили мачеху, королеву и сестру, в сказке восторжествовала справедливость, а злые мачеха и сестра были превращены в собак.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ сказки 12 месяцев
Популярные сегодня темы
Рассматривая прозу В. Белова «Привычное дело», мы можем почувствовать тоску автора по деревне. Между строк читается, что Белов знает о деревенской жизни не понаслышке.
Одним из ключевых героев поэмы А.С. Пушкина «Евгений Онегин» является Ольга Ларина, младшая сестра Татьяны. Милая, скромная девушка, которой не свойственны душевные порывы
Ещё с тех пор, когда Брюллов обучался в академии, преподаватели подмечали, что он зрел и гениален не по годам. Также принято считать, что – «Нарцисс, любующийся своим отражением» лучшее, что он написал в тот нелегкий для него период жизни и обучения
Картину Опять двойка Ф. Решетников написал в 1952 году. Недавно закончилась война, и детям нужно было получать образование.
В каждом человеке есть изъяны. Никто из нас несовершенен. И все мы имеем кучу отрицательных качеств. Но есть люди, которые называются лицемерами. Кто же это такие и чем они могут нам навредить?
Анализ сказки «Двенадцать месяцев»
Предлагаем в помощь учащимся краткий и полный анализ произведения Самуила Маршака «Двенадцать месяцев». Это произведение нравиться читать или смотреть мультфильм в новогодние праздники, когда на улице идет снег. Именно сказка Маршака сделала распространенный сюжет словацкой сказки наиболее интересным и выразительным.
Год написания – зима 1942 – 1943 гг.
История создания – Сказка была написана в период войны, после того, как Маршак получил письмо от мальчика. Ребенок спрашивал, почему детский писатель перестал сочинять сказки для детей. В ответ на письмо ребенка и появилась эта замечательная сказка.
Жанр – волшебная сказка, направление – сказка.
Основная идея – невозможно поменять цикл и последовательность природы, но дружба человека и природы иногда творит чудеса.
Тема – Человек и природа умеют понимать друг друга и дружить.
Проблема – Силы природы помогают не всем, а лишь тем, кто живет в гармонии с ней. Важно быть добрым и благодарным, а злые люди находятся в конфликте с природой.
Композиция – Простая, здесь идет последовательный сюжет, где события идут одни за другими.
п.1. Тематика и проблематика
1. Тема: Человек дружит с Природой.
Проблема: Разочарование ждет того, кто хочет изменить природу, поменять течение времени.
Если думать, что можно перемешать разные времена года, только от того, что кому-то захотелось подснежников, то ничего из этого не выйдет. Природа не потакает капризам людей. Если у человека доброе сердце, то он не будет вмешиваться в природу, вредить ей. Именно это и поняли братья-месяцы, когда девочка рассказала свою историю. Когда человек вмешивается в природу, вырубает леса, загрязняет реки, то природа может дать жестокий ответ. Например, вырубка лесов может привести к наводнениям.
2. Тема: Природа воздает каждому по заслугам.
Проблема: Если человек добрый, то природа вознаградит его, если же человек злой, то помощи он не дождется. Как говорят, что отдаешь, то и получишь.
Девочка-падчерица никому не хотела зла. Найти зимой подснежники – это было совсем не ее желание. И природа помогла ей. С мачехой и дочерью братья-месяцы поступили по-другому. С ними случилось то, что они хотели сделать с девочкой-падчерицей – они замерзли в лесу.
3. Тема: Добро побеждает Зло.
Проблема: Противоборство Добра и Зла.
Персонажи сказки разделены на две группы. Падчерица и Двенадцать месяцев – силы Добра, а мачеха и ее дочь – силы Зла. Вначале торжествует Зло. И дочка, и мачеха грубо говорят с падчерицей, ставят перед ней неразрешимую задачу. Когда читаешь эти строки, то становится жаль девочку и очень обидно за нее. Когда же падчерица пришла к большому яркому костру, то начинается торжество Добра.
п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)
Эмоционально заряжает тот факт, что Добро побеждает Зло и торжествует над Злом. Девочка идет в лес, смирившись со своей судьбой, и ей открывается Чудо – братья-месяцы помогают ей исполнить желание мачехи. Хотя, мачеха и дочь хотели совсем другого – чтобы девочка замерзла в лесу. А мать-природа распорядилась так, что замерзнут в лесу, как раз, те, кто посылал девочку на верную гибель.
Природа готова помочь человеку, особенно, в сложной, «нерешаемой» ситуации. Здесь важно не противиться самой природе, наладить контакт с ней. Природа помогает добрым, честным и благодарным людям.
Радует и волнует тот импульс, который почувствовала девочка при виде огонька. И он приходит тогда, когда ей кажется, что выхода нет, и она замерзнет. У девочки есть цель – выжить. Это и дает ей силы искать выход. Завершение сказки вызывает радость – главная героиня обласкана судьбой. У нее прекрасный сад, через который продолжается ее дружба с братьями-месяцами.
п.3. Основные герои (их место в образной системе)
Образная система сказки строится на противопоставлении сил Добра и Зла. Одни персонажи объединяются вокруг сил Добра, а другие представляют собой силы зла.
Образы падчерицы и природы создают единение. Девочке помогает сама природа, которая выступает помощницей падчерицы. Силы природы, которые олицетворяют братья-месяцы, поддерживают добрых, трудолюбивых и благодарных людей, какой и является девочка.
Мачеха и ее дочка, наоборот, злые. Они противопоставлены падчерице, хотят от нее избавиться. Отправляют ее в лес за цветами, понимая, что она там замерзнет. Образы матери и дочки поддерживают друг друга, их мысли и чувства очень похожи.
Образы дочери мачехи и братьев-месяцев конфликтуют. Здесь Природа отворачивается от злой и жадной девочки. Она не только не дает ей желаемого, но и наказывает ее.
п.4. Литературные приёмы
В сказке большую роль играют символы, которые усиливают борьбу сил Добра и Зла.
Важный символический образ в сказке – Природа. Описан зимний холод, метель. Рваный платочек, в который заворачивается падчерица, делают стужу еще более свирепой. Автор описывает лютый мороз, как будто проявляет в образе беспощадной зимы сильную ненависть, которую чувствуют мать и дочь к девочке. Но зима беспощадна не ко всем – падчерица благополучно выходит из сложной ситуации.
Образ природы отражен в описании двенадцати братьев. Братья-месяцы ярко одеты – на них зеленый бархат, серебро, золото, что подчеркивает красоту и разнообразие природы.
Лес – тоже важный символ. Блуждания персонажей сказки по лесу представляется как поиск дороги сквозь заросли своей души в образе ветвистых деревьев и кустарников. Падчерица смогла пройти эти преграды, благодаря своей доброте, а мачеха и ее дочь не сумели.
Огонек костра – символ надежды. Когда девочка увидела его, она хотела только одного – чтобы огонек не погас. А огонек, как и ее надежда на спасение, разгорелся еще сильнее.
Именно этот огонек надежды и помог падчерице спастись и начать новую жизнь. Мачеха и ее дочь больше не будут мучить ее. У девочки появились помощники – двенадцать месяцев, которые были с ней рядом всю ее жизнь. Об этом говорит цветущий сад, какого не было ни у кого из людей.
п.5. Конфликт произведения
Главный конфликт – нарушение естественного хода времени.
Только окончится один месяц, сразу же начинается другой. И ни разу еще не бывало так, чтобы февраль пришел раньше, чем уйдет январь, а май обогнал бы апрель.
Естественный ход времени невозможно изменить. Так ответил Январь-месяц дочке мачехи:
«Не бывать лету перед весной, а весне перед зимой. Далеко еще до июня-месяца. Я теперь лесу хозяин, тридцать один день здесь царствовать буду».
Правда, в волшебных сказках случаются такие чудеса, как корзина подснежников зимой, но такой подарок получает не каждый. Автор хотел сказать, что для девочки с добрым сердцем станет возможным то, что невозможно.
В лесу останусь, — говорит девочка. — Буду марта месяца ждать. Уж лучше мне в лесу замерзнуть, чем домой без подснежников вернуться. Сказала это и заплакала.
Девочка понравилась братьям-месяцам, они не раз видели ее в лесу за работой. И увидели они, что это не капризы ребенка. Найти подснежники ей просто необходимо. И не было ни одного брата, который бы не захотел бы помочь ей.
В сказке рассказывается о том, что девочка жила долго и счастливо – такое окончание сказки радостно читать.
Урок литературного чтения на тему «С. Маршак. Двенадцать месяцев»
Тема урока: С.Маршак «Двенадцать месяцев»
Тип урока: обобщение и систематизация
Форма урока: традиционная с использованием мультимедийной презентации.
— продолжить работу над пьесой – сказкой С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев».
— помочь ученикам глубже осознать идейно-художественное содержание сказки, особенности драматического произведения;
— развивать умение рассуждать, обобщать, работать над выразительностью речи, выделяя голосом своё отношение к читаемому.
— формировать умения находить в тексте нужные отрывки, анализировать поступки героев;
— воспитывать гуманистические идеалы — совести, справедливости, добра и милосердия.
— обогащать словарный запас учащихся.
— прививать любовь к книге.
Оборудование: мультимедийное оборудование Microsoft Point 2007 – Презентация, компьютер; книги С.Я.Маршак; корзинка с цветами подснежниками (оригами), лепестки у детей для составления цветка и на доске.
I . Организационный момент.
Я приглашаю вас, ребята в зимний лес,
Где много всяких сказочных чудес,
Где замела метелица дороги,
Где косолапый мишка спит в берлоге.
Где в ледяном дворце живёт сама
Красавица волшебница – Зима
♪ Звучит грамзапись П.И.Чайковского
— При звуках этой музыки закройте глаза и постарайтесь представить себе картину, как идёт снег. Потом вы расскажите, какое настроение создаёт эта музыка, какие картины вы себе представили.
2 . Подготовка к восприятию.
— Что вы себе представили?
Дети передают свои впечатления.
В музыке слышно, как снежинки то спокойно танцуют,
1.Определение готовности к работе.
— Какие вы знаете стихи, которые передают такое же настроение?
Учащиеся читают стихи.
— Зиме посвящается много рассказов, стихов. Русская зима воспета в народных песнях, музыке русских композиторов. На полотнах живописцев изображены картины родной природы, зимние пейзажи.
(Иллюстрация зимнего пейзажа)
Да, мы любим зиму. Нигде нет такой зимы, как у нас, в России.
— Как вы думаете, какой самый любимый зимний праздник у людей? Новый год.
На Новый год люди загадывают желания и ждут
свершения чуда- исполнения желания.
— В произведениях, какого жанра могут происходить чудеса?
— Какие виды сказок вы знаете?
— На какие группы можно разделить все сказки? ( о животных, волшебные, бытовые)
— Как вы думаете, сегодня на уроке произведение, какого автора нам в этом может помочь?
— Что вы запомнили из жизни С.Я. Маршака?
Я родился 3 ноября 1887 года в городе Воронеже. Я рано полюбил стихи, четырёх лет от роду уже пытался сам сочинять стихотворные строчки, а в одиннадцать лет, когда стал учиться в гимназии, я уже переводил древнеримского поэта Горация.
Отец работал мастером на заводах. В поисках лучшего применения своих сил и знаний отец со всей семьёй переезжал из города в город, пока наконец не устроился на постоянное жительство в Петербурге.
Я учился в Воронежской гимназии. Позже перевёлся учиться в Петербург. А затем в Ялтинскую гимназию. После я учился в Англии, окончил Лондонский университет, основательно изучил английский язык, что помогало делать литературные переводы.
Большую часть своего творчества я посвятил детям, написав стихи, сказки, загадки, пьесы, делал переводы.
В 1920 году в городе Краснодаре я создал один из первых детских театров и писал для него пьесы-сказки.
Меня считают одним из основоположников детской литературы.
До последнего дня своей жизни (4 июня 1964 года) я не расставался с пером и бумагой
— А сегодня нам предоставляется возможность не только более подробно познакомиться с произведением, но и услышать бархатный голос С.Я Маршака. (до слов А вот как)
Самуил Яковлевич Маршак считал, что книга учит нас жить, и очень хотел, чтобы дети любили читать книги.
Добрую сказку помню я с детства,
Хочу, чтобы сказку запомнил и ты.
Пусть подкрадётся к самому сердцу
И зародится зерно доброты.
— Как называется произведение, которое нам предстоит сейчас анализировать?
Пьеса – сказка «Двенадцать месяцев»
— Сегодня на уроке нам тоже понадобится корзина, только собирать в нее мы будем мудрые мысли, на поиски которых мы отправляемся прямо сейчас.
IV . Закрепление изученного материала.
Коллективное воссоздание прочитанного.
— Опираясь на нашу таблицу, скажите, какая это сказка?
— Докажите, что она волшебная
– Почему Маршак назвал своё произведение не просто сказкой, а сказкой– пьесой?
(Пьеса – это литературное произведение, предназначенное для театрализованного представления.)
— Как вы думаете, почему сказка называется так?
Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются.
(Учитель вывешивает карточку – падчерица)
Падчерица – неродная дочь .
— Что вы можете сказать об этой девушке, какая она ? Трудолюбивая, добрая, терпеливая, приветливая.
Трудолюбие доброта терпение приветливость
— Как вы думаете, почему автор сделал Падчерицу главным персонажем своего произведения? Хорошая она девушка.
Такие качества как у неё нам в жизни тоже будут полезны.
— Все ли люди, которые окружали девушку, любили её?
Мачеха её не любила. Она давала ей много работы.
— Какую самую трудную работу мачеха приказала выполнить падчерице?
Зимой нарвать подснежников.
— Зачем мачехе понадобились подснежники? « По воле королевы».
Просмотр отрывка мультфильма.
На основании этого отрывка мы можем сделать вывод о чертах характера персонажей.
У вас на партах лежат лепестки. Они все перепутались. Вам надо среди них отобрать те, которые характеризуют наших героев. Составьте цветок каждого героя.
6. Составление таблицы «Антитеза» на доске из лепестков.
— Вспомните, что такое антитеза?
И наша следующая задача тоже называется «Антитеза». Наши цветочные лепестки разместим по принципу антитезы, распределим на положительные и отрицательные черты.
— Что же олицетворяют эти герои?
— Прочитайте пословицы. Какие из них выражают поучение к проанализированной ситуации?
Делу время – потехе час.
Не торопись отвечать – торопись слушать.
Не делай другим того, что себе не желаешь.
Дерево ценят по плодам, а человека — по делам.
— Все эти пословицы отправляем в корзину мудрости.
— Ребята, а почему именно так сидели люди у костра?
— В таком лесу и замерзнуть недолго. Чтобы этого не случилось, надо подвигаться. Все встаньте, а дежурный проведет физминутку.
Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз.)
По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны.)
Во дворе у снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя.)
Побелел морковный нос. (Дети показывают нос.)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте.)
Снег кружится, (Дети кружатся.)
Заметает все кругом
Белоснежным серебром.(Плавные движения руками.)
-Найдите в тексте волшебные слова, с помощью которых братья– месяцы передавали друг– другу эстафету.
Январь.– Не трещите морозы…..
Февраль.– Ветры, бури, ураганы….
Март.– Снег теперь уже не тот….
Апрель.– Разбегайтесь ручьи….)
— А почему месяцы помогли девочки?
-Какие пословицы добавим в нашу корзину?
Терпенье и труд всё перетрут.
Доброе дело без награды не остаётся.
Откладывай безделье, не откладывай дела.
Маленькое дело лучше большого безделья.
-Какие природные явления мы можем выделить из данного отрывка? Что происходит в марте месяце? В апреле?
— Ребят а, а он сказочный?
-Что вы можете сказать об этом цветке?
( Подснежник — самое раннее луковичное растение, которое действительно пробивается из земли и зацветает с первыми теплыми весенними лучами солнца, когда чуть подтает снег. Растение это изящное, хрупкое, нежное, с белоснежными лепестками. В природе насчитывается около 18 видов. Многие из них занесены в Красную книгу. )
— А сейчас посмотрите на доску и мы с вами немного отдохнём. А смотреть мы будем на сказочный цветок Цветик –Семицветик. (слайд 16 )
4. Инсценировка отрывка
— Группа детей получала опережающую задачу – инсценировать отрывок «Королева и падчерица в зимнем лесу».
Падчерица. Спасибо за вашу доброту. Рада, что вам понравились мои цветочки, вот только вот что я вам скажу: не дарите мне ни платьев, ни обручальных колец, ни колец на каждый палец. Ничего этого мне не надо. Надо мне всего только одно кольцо.
Падчерица (отступая). Не спрашивайте меня об этом. Я не отвечу. Обещала я никому тропы туда не показывать и не покажу.
Королева. Снимите с нее шубу и платок! (Снимают) Ну, что, холодно тебе?
Падчерица. Еще нет, ваше величество!
Королева. Говори, где подснежники. Скажешь? Нет? Ну, гляди — вот твое кольцо! Сейчас я брошу его в воду, в прорубь. Жаль? Мне и самой жаль, но ничего не поделаешь. Говори быстрее. Раз…два…три! (Замахивается и бросает).
Падчерица (заслонив руками лицо). Колечко мое! (Плачет, рванувшись вперед — к проруби).
Ты катись, катись, колечко,
На весеннее крылечко,
Да по зимнему ковру
К новогоднему костру!
5. Составление диаграммы Венна.
В этой сцене мы увидели двух девочек, которые похожи и в то же время такие разные. Выясним это, заполняя диаграмму Венна.
— Чем похожи девочки?
— Подберите из словарика слова, характеризующие падчерицу и принцессу: мягкая, капризная, терпеливая, бессердечная, скромная, послушная, отзывчивая, своенравная, завистливая, ленивая, ласковая, чуткая, жестокая.
-Какие слова для вас оказались незнакомыми? (своенравная)
Своенравный- упрямый, капризный, поступающий, как вздумается
— А кому её хоть немного жаль? Почему?
Давайте послушаем главных героев пьесы-сказки, их откровенный разговор о своих чувствах, мыслях и изменениях, которые произошли с ними.
— Изменилась ли королева? Как именно?
-Подберите подходящие пословицы.
По платью встречают, по уму провожают.
Жизнь дана на добрые дела.
Не торопись отвечать – торопись слушать.
Живи добрее – будешь всем милее.
В чужие сани не садись.
— Какой можно сделать вывод?
— Какую именно мудрость вы после урока принесете домой?
— Какие качества характера из этих вы хотели бы воспитать в себе?
— Как оцениваете свою деятельность на уроке? Продолжите предложение.
Сегодня на уроке я …
Мне удалось…
Я могу похвалить…
Я недостаточно…
Я старался…
— Какое настроение у вас в конце урока?
Домашнее задание нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку.
— В пьесе добро победило, потому что на его защиту выступили мудрость, отзывчивость, справедливость братьев-месяцев. А победит добро в нашей жизни, зависит только от нас. Не делайте людям зла, помните, оно всегда возвращается.
А те, кому ин тересно творчество С.Я Маршака, я предлагаю прочитать книги, которые представлены на выставке.
Будьте хорошими, честными, чистыми, трудолюбивыми людьми
Я благодарна вам, дети, за продуктивную работу.
Вам гости, за то, что Вы нашли время посетить наш урок.