Почему «Сказки» М. Е. Салтыкова-Щедрина предназначены «для детей изрядного возраста»? (ЕГЭ по литературе)
Сам жанр «Сказок» появился в творчестве Салтыкова-Щедрина из-за того, что он хотел обойти цензуру. Темы, которые он хотел поднять обличали власть и господствующие классы.
Так, в произведении «Медведь на воеводстве», писатель обличает правящие круги, а в «Премудром пискаре» — позиции либералов. В первом произведении рассказывается о трех правителях-медведях, два из которых старались участвовать в жизни леса, хоть какими-то способами, но у не находят расположения правителя.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Третий же не вмешивается в жизнь леса совершенно, но заслуживает похвалу. Данный рассказ как раз и критикует власть, показывает, что они на самом деле ничего не делают, при этом получают все, что захотят. Если бы Салтыков-Щедрин писал об этом открыто — такое бы точно не пустили в общий доступ.
Так же хочу отметить «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил». Рассказ идет о том, как два генерала попали на необитаемый остров и совершенно не могут ничего сделать, пока не находят там мужика, который покорно выполняет их просьбы и служит. Данное произведение наводит мысль о том, что такими вот мужиками и живёт вся Россия. Два генерала совершенно ничего не делают и даже когда мужик делает всё, что ему велят, хотя он даже не обязан, они не испытывают совершенно никакой благодарности. Такие как генералы наслаждаются жизнью и в конце получают всё, а обычные простые люди, которые на самом деле способны на большее, получают ровным счетом ничего.
В каждой «сказке» Салтыкова-Щедрина есть подтекст, который детям естественно не понять. Именно поэтому сказки «для детей изрядного возраста» — то есть для взрослых. Автор поднимает важные темы, скрывая их под сказочными образами. Они изображают пороки человечества, как социальные, так и нравственные. Жанр сатирической политической сказки позволил Салтыкову-Щедрину превратить литературу в собственную трибуну. Такая иносказательная форма изложения дала автору возможность обличить политические реалии, которые его не устраивали. Он не хотел мириться с этим и именно поэтому написал такие «Сказки» для взрослых.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id114985
«Сказки для детей изрядного возраста»
Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина чрезвычайно многообразно. Он писал романы, драмы, хроники, очерки, обозрения, рассказы, статьи, рецензии. Среди огромного наследия сатирика особое место занимают его сказки.
Форму народной сказки использовали многие писатели до Щедрина. Литературные сказки, написанные в стихах или в прозе, воссоздавали мир народных представлений, народной поэзии, а иногда заключали в себе и сатирические элементы, — например, сказки Пушкина «О попе и о работнике его Балде», «О золотом петушке». Остросатирические сказки создает Щедрин, продолжая пушкинскую традицию.
Сказки — итог многолетних жизненных наблюдений, итог всего творческого пути писателя. В них сплетается фантастическое и реальное, комическое сочетается с трагическим, в них широко используется гротеск, гипербола, проявляется удивительное искусство эзопова языка. В сказках мы встречаем всех щедринских героев. Здесь и тупые, свирепые, невежественные правители народа, его эксплуататоры («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат», «Дикий помещик») здесь и сам народ, трудолюбивый, талантливый, могучий и вместе с тем покорный своим эксплуататорам («Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил», «Коняга») здесь и народ пробуждающийся, ищущий правды и свергающий иго самодержавия («Ворон-челобитчик», «Путем-дорогою», «Богатырь»). В сказках рисуется предательство либералов («Либерал», «Вяленая вобла»), трусливая ограниченность обывателя («Здравомысленный заяц»).
Во многих сказках Щедрина звучит вера в конечное торжество положительных идеалов. Эта вера освещает светом оптимизма горестные страницы его сатиры. Так, в сказке «Пропала совесть» Щедрин клеймит мир хищников, стяжателей и лихоимцев — общество, потерявшее совесть. Но писатель выражает уверенность в том, что совесть, выброшенная, как ненужная старая тряпица, попав в колыбель, где лежит маленькое русское дитя, найдет в нем своего защитника.
Как и Некрасов, Щедрин писал свои сказки для народа, для самых широких читательских кругов. Он обращался к устному народному творчеству, обогащая традиционные образы и сюжеты новым, революционным содержанием. Мастерски использовал сатирик народный язык, а также язык публицистики, и канцелярский жаргон, и архаизмы, и иностранные слова.
Щедрин широко использовал образы народных сказок о животных: жадного волка, хитрой лисы, трусливого зайца, глупого и злого медведя. Однако сатирик вводил в мир народной сказки злободневные политические мотивы и с помощью традиционных, привычных сказочных образов раскрывал сложные проблемы современности.
Так, в сказке «Медведь на воеводстве» туповатый, иногда злой, иногда добродушный сказочный косолапый медведь под пером сатирика приобретает черты мракобеса-администратора, который истребляет крамолу, притесняет народ и уничтожает просвещение.
Взаимоотношения народа и господствующих классов раскрываются в «Повести о том, как мужик двух генералов прокормил». В отличие от тупых паразитов-генералов мужик в этой сказке ловок, силен, мастер на все руки, великий умелец и великий труженик. И в то же время он покорен генералам, привык на них работать, им подчиняться; он беспрекословно их обслуживает и даже по повелению генералов сам вьет веревку, которой они хотят привязать его к дереву, чтобы он «не убег». Салтыков бичует эксплуататоров народа и с горечью рисует народ, отравленный ядом рабской психологии. Призыв к пробуждению, к борьбе против тупых и жадных генералов — вот сокровенный смысл сказки.
Сатирик бичевал в своих сказках не только слабости и пороки. Например, в сказке «Премудрый пескарь» с горькой насмешкой рисует он образ до смерти перепуганного обывателя, «остолопа, который не ест, не пьет, никого не видит, ни с кем хлеба-соли не водит, а все только распо-стылую свою жизнь бережет». В этой сказке ставятся исключительно важные (и не только для эпохи Щедрина) философские проблемы: в чем смысл жизни и назначение человека, к каким идеалам он должен стремиться, как жить?
Образ мелкой, жалкой рыбешки, беспомощной и трусливой, как нельзя лучше характеризует дрожащего обывателя. Писатель приписывает рыбе человеческие свойства и вместе с тем показывает, что человеку присущи «рыбьи» черты. Таким образом, «пескарь» — это определение человека, это художественная метафора, метко характеризующая породу людей-обывателей, трусливых и жалких.
Вся биография пескаря сводится к краткой формуле: «Жил — дрожал и умирал — дрожал». Своей сказкой писатель хочет сказать читателю: живи так, чтобы давать людям тепло и свет, ибо счастье может быть лишь одно — приносить счастье другим.
Созданные сатириком образы рыб, животных, птиц стали нарицательными. Если мы говорим про человека: это настоящий карась-идеалист, этот — вяленая вобла, а тот — премудрый пескарь, то всем ясно, какие качества мы имеем в виду.
Сказки для детей изрядного возраста (Салтыков-Щедрин М. Е.)
«Я — писатель, в этом моё призвание», — говорил Щедрин.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин — яркий представитель русской сатирики. Из его произведений широко известен сборник «Сказки для детей изрядного возраста». В него входит несколько произведений, представляющих собой сатирические сказки. Но это не совсем сказки, они не предназначены для развлечения.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
На это указывает название. «Изрядный возраст» показывает, что под читателями подразумеваются взрослые. Но слово «дети» подчеркивает, что автор надеется на проявление читателями некоторых детских черт: любознательность, наивность, непосредственность, готовность к переменам. Прочитав сказки «Медведь на воеводстве» и «Премудрый пискарь», я заметила, что в костюме детских произведений прячутся серьезные размышления.
В первой сказке под животными ясно видятся обычные начальники, чиновники. Представлены три типа управленцев. Первый стремится увековечить свое имя любой ценой, даже через кровопролития. Второй не собирается совершать преступления и злодейства, но хочет создать иллюзию активной деятельности, поэтому публично грабит мужиков. Третий боится высунуть нос и влезть в дела, поэтому лишь получает жалованье, использует свое служебное положение. Все три медведя плохо закончили: Топтыгин первый остался майором навек, второй Топтыгин был убит мужиками, третий пойман охотниками. Этим показывается, что такие стратегии не оправдали себя. Автор освещает очень серьезную проблему, актуальную и сейчас — у власти состоят незаинтересованые в процветании подопечных, неумелые и неразбирающиеся в политике люди. Чтобы народ жил припеваючи, верхушку общества должны представлять достойные люди, действительно заслуживающие своё место. Также стоит обратить внимание на второстепенного, на первый взгляд, героя — Историю. Правители боятся её, поэтому она контролирует их. При этом герои так и не поняли, как же оставить в ней положительный след. М. Щедрин даёт возможность читателю самому найти ответ на этот очень важный и философский вопрос. В сказке широко представлены сатирические приёмы. Например, гипербола, иносказание, говорящие имена, повтор имён (Топтыгин). Гипербола в том, что все трое не добились успеха, в реальности даже бездарные личности, держащие бразды правления, часто достигают благополучия. Иносказание очевидно — герои не люди, а животные. Тут же представлены говорящие имена. Автор называет своих героев конкретными животными. Лев — царь зверей, логично поставить его наверх, но при этом всем он безграмотен и тоже преклоняется перед Историей. С Ослом всё понятно, это упрямый тугодум. Медведь — символ простоты, наивности, не заморачивается мелочами, идёт напрямик. Но медведям автор не даёт индивидуальные имена и фамилии, тем самым подчеркивая, что, несмотря на разные линии поведения, по своей сути они одинаковые.
Вторая сказка сильно заинтересовала меня, заставила задуматься о смысле жизни. В центре повествования пискарь, которые не живёт, а существует. Папа посоветовал ему, если он хочет жуировать жизнь, глядеть в оба, но ребёнок сделал это жизненной целью. Все его помыслы были сосредоточены на окружающих его опасностях. Но, буквально лежа на смертном одре, он начал вспоминать свою жизнь. А вспомнить-то нечего. И тут он понял, что был бесполезным, вся жизнь пронеслась перед глазами: «Какие были у него радости? Кого выручил? Кому он добрый совет подал? Кому доброе слово сказал? Кого приютил, обогрел, защитил? Кто слышал о нём? Кто об его существовании вспомнит?». Вопросы эти очень важные, но на все пришлось ответить: никому, никто. я считаю, что в этом произведении М. Салтыков хочет сказать, что свою жизнь надо прожить разнообразно, не замыкаться, принести пользу обществу. А если ты, как вот этот пескарь, всю жизнь просидел в норке и дрожал, то есть нет смысла ни тебе, ни окружающим, только хлеб даром ел.
Если вспомнить некоторые произведения М. Лермонтова, то можно увидеть некоторые сходства. При знакомстве с главным героем М. Салтыков упоминает, что этот пискарь был умеренно-либеральным, то есть делает отсылку к либералам. Во времена М. Лермонтова многие противники текущей политики прятались, берегли свою жизнью М. Лермонтов не одобрял это. Точно также и М. Щедрин считает, что взгляды не стоит держать в себе, если ты можешь принести какую-то пользу обществу, заставить его развиваться, то делай это! В этом произведении представлены те же приёмы, как и в первом. Иноскаказание — представление героев через животных. Гипербола-пискарь прожил сто с лишком лет. это в очередной раз подчёркивает, что, хотя он и прожил очень-очень много по сравнению с другими, но вспомнить правда было нечего. Другие пискари жили по несколько лет, но их жизнь была в разы богаче по шкале впечатлений, воспоминаний, чем его.
Итак, эти сказки — прекрасный пример того, что даже в несерьезных, как кажется вначале, произведениях может таиться глубокий смысл. Автор стремился, высмеяв пороки, задеть читателя за живое, показать ему, насколько глупы и негативны эти явления для общества. Очевидцы чтений М. Салтыковым-Щедриным его рассказов говорили: «Было что-то страшное в этом смехе, публика смеялась и чувствовала, как бич хлещет её самое». Так что автор достигал своей цели: люди понимали, что это не фантазия, а суровая реальность, ясно осознавали то, что творится вокруг. Сатира освещает вечные проблемы, помогает их осознать, понимание проблемы- ключ к успешному движению вперёд.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id76567
Урок на тему «М. Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. «Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика»
М. Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. «Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика
Радькова Юлия Николаевна,
МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска
Цели: формировать умение выполнять анализ сатирической сказки; научить различать приёмы «эзопова языка»; рассмотреть идейное и художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина; формировать общекультурную эрудицию.
1.Подготовка к восприятию.
Писатель вернулся из ссылки в 1856 году, в этом же году началась публикация «Губернских очер-ков» под псевдонимом Н.Щедрин – так и родилась двойная фамилия С. – Щ. Литературный труд он сочетал с государственной службой: в Петербурге некоторое время занимал должность в Министер-стве внутренних дел, затем был вице-губернатором в Рязани и Твери, позже – председателем казён-ных палат (финансовых учреждений) в Пензе, Туле и Рязани. Непримиримо борясь со взяточничест-вом и защищая интересы крестьян, Салтыков везде выглядел белой вороной. На него сыпались доно-сы, ему грозили судом «за превышение власти», губернские остряки прозвали его «вице-Робеспье-ром». В 1868 году шеф жандармов доложил царю о Салтыкове как о «чиновнике, проникнутом идеями, не согласными с видами государственной пользы и законного порядка», за чем последовала отставка.
Вернувшись в Петербург, С.-Щ. всю свою энергию отдаёт литературной деятельности: много пишет сам и становится соредактором Некрасова в журнале «Отечественные записки». Творческая манера Щ., его писательский темперамент и талант полемиста оказались на редкость кстати в ту бурную, стремительно менявшуюся эпоху. Испытывая постоянный цензурный гнёт и как писатель, и как редактор «Отечественных записок», С.-Щ. был вынужден прибегать к всевозможным ухищрени-ям, чтобы выразить свою «крамольную» мысль. Одним из таких ухищрений стало обращение к жанру сказки. Именно сказка стала вершинным жанром в творчестве писателя, вобрав в себя его многолетние наблюдения и размышления, выразив их в наиболее отточенной, сжатой и общедоступ-ной форме.
2.Сообщение темы и целей урока.
3.Работа по теме урока.
— Первые произведения будущего цикла «Сказки для детей изрядного возраста» («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Пропала совесть») появляются на страницах журнала «Отечественные записки» в феврале 1869 года. В 80-е годы Салтыков-Щедрин за короткий срок создаёт книгу сказок (около 30), но обращение писателя к этому жанру нельзя объяснять только произволом цензуры: более важными оказались содержательные возможности сказок, понятных и близких простому читателю. Сказки были напечатаны с многозначительным подзаголовком: «для детей изрядного возраста». Кто же эти дети, как вы думаете?
Это взрослые, которые ещё нуждаются в поучении, которых надо воспитывать, которым надо открыть глаза на жизнь.
Условно все сказки С.-Щ. можно разделить на 4 тематические группы:
1)Тема власти («Дикий помещик», «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат» и др.)
2)Тема либеральной обывательской интеллигенции («Премудрый пискарь», «Самоотверженный заяц», «Карась-идеалист» и др.)
3)Тема народа («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Коняга», «Дурак» и др.)
4)Тема общечеловеческих пороков («Христова ночь»).
Самая крупная мишень щедринской сатиры – государственная власть в её отношении к человеку. В сказке «Медведь на воеводстве» (1884) развёртывается беспощадная критика самодержавия и единоначалия в любых его формах. Для успокоения «лесной челяди» и усмирения «внутренних супостатов» в лесную жизнь последовательно вторгаются Топтыгины – воеводы, назначенные самим Львом. Расскажите об их правлении.
Топтыгин 1-й был «старый служака-зверь, умел берлоги строить и деревья с корнями выворачи-вать… но самое драгоценное качество его заключалось в том, что он во что бы то ни стало на скрижали Истории попасть желал, и ради этого всему на свете предпочитал блеск кровопроли-тий», «не был зол, а так, скотина». Он задумал «именины свои отпраздновать. Купил ведро водки и напился в одиночку пьян. А так как берлоги он для себя еще не выстроил, то пришлось ему… среди полянки спать лечь». «Под утро… случилось мимо той полянки лететь Чижику», который подумал, «что гнилой чурбан на поляне валяется, сел на медведя и запел». А Топтыгин «сгреб грубияна в лапу, да, не рассмотревши с похмелья, взял и съел». «Сначала о поступке Топтыгина говорили с негодованием (за родную трущобу стыдно); потом стали дразниться; сначала дразнили окольные, потом начали вторить и дальние; сначала птицы, потом лягушки, комары, мухи. Все болото, весь лес». Чтобы об этом перестали говорить, по совету Осла, Топтыгин «особливое кровопролитие» учинил: «напал на стадо баранов и всех до единого перерезал. Потом бабу в малиннике поймал и лукошко с малиной отнял. Потом стал корни и нити разыскивать, да кстати целый лес основ выворотил. Наконец забрался ночью в типографию, станки разбил, шрифт смешал, а произведения ума человеческого в отхожую яму свалил», но Лев «приказал отчислить его по инфантерии».
Топтыгин 2-й «был умнее своего тезки …он рассчитывал на то, что как приедет на место, так сейчас же разорит типографию… Оказалось, однако ж, что во вверенной ему трущобе ни одной типографии нет…Тогда майор спросил, нет ли в лесу…университета или хоть академии, дабы их спалить; но оказалось, что и тут Магницкий его намерения предвосхитил…Рассердился Топтыгин и потребовал, чтобы к нему привели Магницкого, дабы его растерзать», но оказалось, что тот умер. Тогда «выбрал он ночку потемнее и забрался во двор к соседнему мужику. По очереди, лошадь задрал, корову, свинью, пару овец», но этого показалось ему мало, и Топтыгин решил двор по бревну раскать, полез на крышу, но не рассчитал, «что матица-то гнилая была» и провалилась. «Повис майор на воздухе…Облапил обломок бревна и заревел.Сбежались на рев мужики, кто с колом, кто с топором, а кто и с рогатиной… поставили рогатину на то самое место, где Топтыгину упасть надлежало… Затем содрали с него шкуру, а стерво вывезли в болото, где к утру его расклевали хищные птицы».
Топтыгин 3-й был умнее своих предшественников. «Прибыл он в трущобу на своих на двоих — очень скромно. Ни официальных приемов не назначил, ни докладных дней, а прямо юркнул в берлогу, засунул лапу в хайло и залег. Долго он таким образом лапу сосал и даже настоящим образом в управление вверенной ему трущобой не вступал». Только однажды влез на самую высокую сосну и оттуда не своим голосом рявкнул, но лесные обитатели сказали только: «Чу, Мишка ревет! гляди, что лапу во сне прокусил!» Топтыгин опять залез в берлогу, «чтоб до чего-нибудь настоящего додуматься. И додумался» до теории «неблагополучного благополучия». Он «решился выходить из берлоги только для получения присвоенного содержания. И затем все пошло в лесу как по маслу. Майор спал, а мужики приносили поросят, кур, меду и даже сивухи, и складывали свои дани у входа в берлогу. В указанные часы майор просыпался, выходил из берлоги и жрал». Так пролежал Топтыгин 3-й в берлоге многие годы. «И так как лесные порядки ни разу в это время нарушены не были и так как никаких при этом злодейств, кроме «натуральных», не производилось, то и Лев не оставил его милостью. Сначала произвел в подполковники, потом в полковники и наконец. Но тут явились в трущобу мужики-лукаши, и вышел Топтыгин 3-й из берлоги в поле. И постигла его участь всех пушных зверей».
— Политический смысл сказки был понятен современникам писателя: сказка была написана спустя три года после убийства Александра II. По требованию цензуры произведение Щедрина было изъято из журнала «Отечественные записки».
Как вы понимаете смысл заглавия этой сказки? Что означает эпитет «премудрый»?
— В чём проявляется «премудрость» пискаря?
Не только в следовании завету отца «гляди в оба!», но и в «творческом» его осмыслении: «для того чтобы выжить, нужно стараться … не жить!» Прозябание в норе – верная гарантия долгого века в мире зубастых щук, грозных раков и водяных блох.
Каков же итог жизни «премудрого пискаря»?
Изображением жалкой участи трусливого пискаря, замуровавшего себя в тесную норку, сатирик высказал свое презрение тем, кто, покорясь инстинкту самосохранения, уходил от общественной жизни в узкий мир личных интересов, напомнил современникам о смысле человеческой жизни, о человеческом достоинстве, о мужестве и чести.
Угнетённое положение простого народа, паразитизм господствующего класса обличает С.-Щ. в сказке «Коняга». Кто такой коняга? Расскажите о нём.
— Кто такой Пустопляс? Расскажите предание о родстве Коняги и Пустопляса.
— Почему же вдруг решил Пустопляс проведать Конягу? Какое открытие он сделал?
— Какие же предположения об источнике живучести коняги выдвигают пустоплясы?
Одни говорили: «…в нем от постоянной работы здравого смысла много накопилось», другие возражали: «Не это поддерживает в Коняге несокрушимость, а то, что он в себе жизнь духа и дух жизни носит! И покуда он будет вмещать эти два сокровища, никакая палка его не сокрушит!», третьи считали: «совсем не потому Коняга неуязвим, а потому, что он «настоящий труд» для себя нашел. Этот труд дает ему душевное равновесие, примиряет его и со своей личною совестью и с совестью масс, и наделяет его тою устойчивостью, которую даже века рабства не могли победить!», а четвертый присовокуплял: «Совсем не оттого нельзя Конягу донять, чтобы в нем особенная причина засела, а оттого, что он спокон веку к своей юдоли привычен. …Кто к какому делу приставлен, тот то дело и делает».
— Коняга – символ крестьянина, символ народа и страны, униженных несправедливым политическим режимом и подавленных эксплуатацией. Разговоры пустоплясов сатирически передают суть споров о народе, ведущихся в среде интеллигенции в 80-е годы 19 века (либералы, славянофилы, народники, угнетатель).
— Сказки Салтыкова-Щедрина – политические сказки-сатиры, характерные черты которых:
— связь с УНТ (писатель использует традиционные сказочные образы, сказочные формулы и зачины, пословицы и поговорки);
— аллегоричность, политическая острота, сочетание реального и фантастического;
— в основе сказок – антитеза: сталкиваются представители противостоящих классов, сказки раскрывают классовую борьбу в России.
— Насколько сильным «орудием» стали сказки М.Е Салтыкова-Щедрина?
— Актуальны ли сказки «великого сатирика»?
И.В.Золотарёва, Т.И.Михайлова. Поурочные разработки по литературе. 10 класс. 2 полугодие. – М.: ВАКО, 2003
Г.Фефилова. Литература. Планы-конспекты для 105 уроков. – М.: АСТ, 2016
«Сказки» Салтыкова-Щедрина как пример утонченной сатиры
Меню статьи:
Михаила Салтыкова-Щедрина считают одним из великих русских сатириков. Писатель – своей жизнью и талантом – доказывал необходимость борьбы за свободу обычных людей. Прежде всего – свободу от рабства, от крепостнического строя. Так что «Сказки» Салтыкова-Щедрина – пример неумолимой, едкой, но утонченной сатиры, высмеивания пороков социума. Писатель критиковал абсолютизм, крепостной гнет. В 1861 году по Российской империи прогремела реформа: крепостные якобы получили свободу. Но на деле осталась масса пережитков былого порядка. Эти пережитки встречались не только в общественных обычаях, нормах, но и в сознании людей. Бывшие крепостные оставались такими же покорными, трусливыми и безвольными, отдаваясь на волю эгоизма своих угнетателей.
Детальнее о сатире русского писателя
Сказки – это жанр, где наиболее ярко проявился сатирический дар Салтыкова-Щедрина. Дело в том, что в Российской империи господствовала цензура, а сказки эффективно позволяли скрывать истинный посыл произведения. Обличительность при этом никуда не девалась, но маскировалась. Салтыков-Щедрин любил наделять свои тексты острым социальным и политическим подтекстом, понятным для читателей.
Как говорил известный автор сказок – датчанин Андерсен, все вещи следует называть своими именами. Но если это невозможно сделать в реальной жизни, значит в сказке это делать просто обязательно. Каждый писатель старается донести читателю свой внутренний мир, свои мысли – даже самые потаенные. Истинный мастер тонко чувствует и глубоко сопереживает миру – глубже обычного человека. Такой автор – это своеобразный эмоциональный «индикатор», лакмус реальности. Гений Салтыкова-Щедрина – описывать серьезные вещи в простой форме детской сказки. Незатейливость, непосредственность, но и скрытая серьезность – вот характерные черты сказок нашего писателя. При этом Салтыков-Щедрин прямо снабжает свои тексты ремаркой: «для детей изрядного возраста».
О чем рассказывают сказки?
Итак, обратимся непосредственно к самим сказкам писателя. Бедные угнетаются богатыми, дворяне и чиновники яро критикуются. Автор обвиняет и обличает сильных, обладающих властью людей, эксплуатирующих слабых. Народный труд оказывался разменной монетой, и народ в этом обмене, как правило, ничего не получал.
Салтыков-Щедрин активно использует образы господ и правящего класса. В сказках этого автора в негативном свете предстают помещики и чиновники, купцы и другие представители этих сословий. Власть – это все, чем они владеют. Но на самом деле эта власть оборачивается исключительно эксплуатацией людей, которые делают всю работу. Писатель изображает господ ленивыми, беспомощными, глупыми, хвастливыми, заносчивыми.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
В этом произведении автор представляет на суд читателей реалии Российской империи – той эпохи, в которую жил сам писатель. Крестьяне страдают от гнета помещиков, нещадно наживающихся на простом народе. При этом крестьяне не сопротивляются и, кажется, даже не думают об этом.
Герои повести и события
Далее Салтыков-Щедрин рассказывает о двух генералах, прослуживших в кабинетах. Однажды, по причине «ненадобности» генералов упраздняют. Сказки делают возможными всякие парадоксы, так что автор помещает своих персонажей на остров. Там герои чуть было не поубивали друг друга, однако остались живы лишь благодаря простому мужику. Тот тоже жил на острове. Мужик покормил генералов, готовых накинуться друг на друга и съесть. Так что простой человек спас господ от голода, несмотря на то, что остров был и так богат на разные плоды, рыбу и всяческую живность.
В 1869–1870 годах увидело свет сатирическое произведение Салтыкова-Щедрина под названием «История одного города». Предлагаем читателям ознакомиться с его кратким содержанием.
Генералы умоляли простеца спасти их от голода. Мужик – добрая душа, так что покормил героев. Но генералы, когда вдоволь насытились, принялись смеяться над мужиком и осыпать своего спасителя издевками. Господа доказывают мужику, как хорошо быть на их месте.
Выводы из сказки
Общество полнится паразитизмом, ленью, праздностью. Господа, давно отвыкшие от работы, не ценят труд тех, за счет кого они живут. Впрочем, пороки самодержавного строя высмеиваются, изобличаются не только в этом тексте. Похожие мотивы писатель приводит в произведении под названием «Премудрый пескарь». Здесь под бич сатиры попали мещане. Частый лейтмотив автора: не слова, а действия, решительные поступки – залог счастья, светлого будущего. Кто должен выступить источником этих действий? Народ, только народ.
Образ народа в сказках русского автора
Так как народ занимает почетное место в произведениях Салтыкова-Щедрина, следует поближе присмотреться к образу простых людей в сказках. Талант, самобытность, сила, житейская смекалка – все это отличает простого человека из народа от господ.
Вспомним еще раз проанализированную выше повесть. Мужик обладает хорошим умом. Собственные волосы послужили герою материалом, чтобы соорудить невод, а также сделать лодку. Салтыкова-Щедрина переполняет горькая обида, иногда – стыд за народ, который страдает и претерпевает. Образно говоря, народ сам делает цепь, которую ему позже набросят на шею господа-угнетатели. Также писатель представляет читателям символ русского человека из народа. Это конь, терпеливо тянущий свою ношу.
Актуальны ли сказки сегодня?
Безусловно. Писатель создал произведения на века, которые никогда не устареют. Актуальность сказок очевидна и в наше время. Если читатели достаточно внимательны, то они, однозначно, увидят, что реальность Салтыкова-Щедрина похожа на современность. Соответственно, сказки – хороший инструмент для познания современного мира. В текстах русского автора раскрывается специфика социальных отношений, закономерностей жизни. Сказки способствуют нравственному очищению людей. Творчество автора – вне времени, эти сказки – не только наследие прошлого, но также принадлежность настоящего и будущего.
Почему сказки – уникальны?
При создании своих сатирических произведений автор пользовался опытом фольклора, учитывая устное народное творчество. Кроме того, писатель обращается к зарубежному опыту, который Салтыков-Щедрин соединяет с русскими традициями. Результат – формирование совершенно нового, оригинального жанра, который сочетает черты фантастики, а также злободневной политической действительности.
Главная тема произведения Салтыкова-Щедрина “Господа Головлевы” – жизнь помещиков накануне отмены крепостного права и после этого события. Предлагаем читателям ознакомиться с его кратким содержанием
Сказки автора – специфически образные. Эти произведения полнятся проблемами и образами из наследия Салтыкова-Щедрина в целом.
Сказки – это воплощение всего идейно-тематического богатства сатирического дара автора. Это органическая часть творчества русского автора. Поэтому сказки являются особым литературным жанром, опирающимся на были, легенды, песни и суеверия. Не брезгует автор и традиционными сюжетами, персонажами (вроде Василисы Прекрасной или Ивана-царевича), художественными приемами (устойчивыми оборотами, присказками, эпитетами, антитезами). Под рассказами о животных скрывается на самом деле политический памфлет.
История рождения сказок
Первые произведения этого жанра вышли из-под пера Салтыкова-Щедрина в 1869-м. Однако лишь спустя несколько лет (в 1883–1886 годах) развернулись интенсивные работы по написанию сказок. Всего писатель создал около 32-х текстов, а конкретно в тот период – 28. Но почему же все-таки русский автор так увлекся этим жанром? Сказка – понятный и простой способ донести свои мысли до простых людей. Ведь главный адресат писателя – народ. Начиная с ранних лет, с детства, люди знакомятся с образами из сказок, поэтому язык сказки – лишь инструмент влияния на сознание человека. По крайней мере, для Салтыкова-Щедрина.
Тематическое своеобразие сказок
Удивительно полно и точно автор отображает русские реалии XIX века, тонкости общественных и социальных сил Российской империи. Это был период реформ. Множество сказок писатель посвятил этим темам. Можно вспомнить «Богатыря», «Медведя на воеводстве», «Орла-мецената», где автор критикует русский абсолютизм, пороки власти.
В «Премудром пескаре», «Вяленой вобле», «Либерале» автор высмеивает трусость мещан, критикует приверженцев либерализма. В «Праздном разговоре», «Деревенском пожаре», а также в «Коняге» автор обращается к образу кулака – нового социального феномена, а еще – крестьянства. Страдающий, обездоленный народ – вечная тема Салтыкова-Щедрина.
«Карась-идеалист»
Проанализируем еще одну сказку. Зло – это «заблуждение умов», результат «горькой случайности» истории. Салтыков-Щедрин – приверженец просвещения, прогресса. Здесь писатель немного наивен, так как верит в возможность доброго решения проблем, без крови, без хаоса. Впрочем, далее автор остро насмехается над иллюзиями – утопическим заблуждением. Эта ирония идет рука об руку с поддержкой социализма. На сцене появляется Карась – не такой уж простой образ. Карась наивен, но готов пойти на самопожертвование.
Художественные приемы сказок
Сатира
Автор активно пользуется художественными приемами сатиры. Это сатирическая типизация. Читатель найдет здесь фантастику, гротеск в паре с гиперболой. В тексте появляется и аллегория. Это основные приемы, используемые писателем.
Олицетворение
Обращение к образам животных – типичный прием, который мы находим в сказках, притчах и баснях. И это не случайность. Заяц пишет в газетную колонку, медведь путешествует и ездит по командировкам, а рыбы спорят о политике и реформах. Образы этих героев не отличаются условностью, это полноценный художественный образ. Автор сосредотачивает внимание на свойствах, на облике персонажей, на повадках.
Контрастность
Другой популярный метод русского писателя – это противопоставление и контраст. Мужик противопоставляется генералам, богатые – бедным, хищники – добыче и т. д. Салтыков-Щедрин часто изображает идейную полемику, спор между персонажами. Диалоги даже составляют содержание некоторых отдельных текстов, которые суть – один разговор героев. В этом контексте можно вспомнить проанализированного нами выше «Карася-идеалиста».
Символичность
Еще один распространенный прием называется символикой. Этот прием обладает эмоциональной и смысловой нагрузкой. Например, вспоминается пейзаж – мощный символ из сказки о «Коняге».
Ирония
Конечно же, в сказках не обошлось без иронии. Салтыков-Щедрин – признанный мастер иронии, и это отличает, пожалуй, все произведения этого автора, а не только сказки. Ирония предполагает своеобразный юмор, пусть и немного злобный. О юморе любопытно писал Белинский. Например, гоголевский юмор критик считал спокойным даже в раздражении и возмущении, добрый, даже если лукавый. А вот юмор нашего автора сказок критик находил грозным, открытым, желчным, ядовитым и беспощадным.
Политические сказки
Итак, Салтыковым-Щедриным было создано новое явление. Писатель – изобретатель нового жанра – политической сказки. Богатая галерея героев произведений сатирика представляет реалии российского общества времен реформы. Салтыков-Щедрин – это анатом от литературы, который препарирует социальные реалии, классы, разрезает и изучает патологии дворян, буржуа, мещан, бюрократов, интеллигентов…
О политической сатире писателя отзывался, в частности, Тургенев:
В Салтыкове есть нечто свифтовское: этот серьёзный и злобный юмор, этот реализм, трезвый и ясный среди самой необузданной игры воображения, и особенно этот неколебимый здравый смысл, сохраняемый несмотря на неистовства и преувеличения формы…
Политическая сатира автора похожа на басню. Салтыков-Щедрин тоже снабжает свои тексты (в конце) моралью-выводом. Герои сказок проявляют признаки статичности, воплощая те или иные пороки, отрицательные черты людей. Обычно в произведениях нет положительного персонажа как такового. Но есть в этих сказках и отличие от обычной нравоучительной басни, популярной в эпоху Просвещения. Это реализм текстов Салтыкова-Щедрина, отображение злобы дня. Вот как писал об этом сам автор:
Писания мои до такой степени проникнуты современностью, так плотно прилаживаются к ней, что ежели и можно думать, что они будут иметь какую-нибудь ценность в будущем, то именно и единственно как иллюстрация этой современности…
Творческая манера автора
Писатель отличается уникальной творческой манерой. Он укрупненно, заостренно изображает действительность, обнажает скрытый «механизм» реальности. Автор уделяет внимание единству обыденности и чуда, социального начала и фантастики. Жгучая ирония, сердечная боль и ярый гнев пронзаю все тексты сатирика. Автор – исследователь, потому что старается познать глубину и полноту жизни – под микроскопом.
О либералах и обывателях
Время, когда жил Салтыков-Щедрин, отличилось разгулом либеральных настроений. Эти настроения превратились в основу общедемократического движения XIX столетия. Сам писатель тоже поддерживал подобные идеи, выступая против самодержавной власти. Но во время революции 1905 года эта форма российского либерализма показала свою нежизнеспособность. Революция 1917 года же тотально доказала бесплодность попыток либералов. Писатель, предчувствуя грядущее, обличает половинчатость идей либералов, бесхарактерность, соглашательство, ведомость Европой – черты российских либералов из интеллигенции. Даже сказку, отражающую эту критику, автор назвал «Либералом». Об этом тексте в свое время отзывался даже Ленин:
Щедрин беспощадно издевался над либералами и навсегда заклеймил их формулой: «применительно к подлости»…
Таким образом, писатель продолжает традиции своих коллег, которые тоже обличали эгоистичные, трусливые характеры русских либералов. Это делал, например, Тургенев, писавших о похожих вещах в «Отцах и детях». Либерализм – это страна упущенных возможностей, вселенная замков из песка. В этом контексте можно вспомнить мнение Чехова, совпадающее с позицией Салтыкова-Щедрина:
Я не верю в нашу интеллигенцию, лицемерную, фальшивую, истеричную, невоспитанную, лживую, не верю даже, когда она страдает и жалуется, ибо её притеснители выходят из её же недр…
«Премудрый пескарь»
Это философская сказка, где писатель рассуждает о вечных вопросах: о смысле жизни, о предназначении личности, об идеалах, о том, как стоит жить в целом. Вот читатель видит мелкую, жалкую рыбешку, беспомощную и трусливую – это образ мещанина, обывателя. Человек буквально наделяется чертами рыбы. А мы ведь все помним известную присказку: «ни рыба ни мясо». «Пескарь» является художественной формулой, выразителем породы обывателей. Для Салтыкова-Щедрина сущность обывателей выражается короткой формулой:
Жил – дрожал и умирал – дрожал…
О бюрократах и народе
Писатель кричал – в своих текстах – о том, что примирить социальные противоречия невозможно. Необходимо разрушить иллюзии о добровольности, бескровности, легкости социальных трансформаций, реформ. Чиновник, бюрократ привык эксплуатировать, а народ – привык проявлять свою рабскую, покорную натуру. Ни тот, ни другой не станут изменять себе. Общество – это мир социальных стигм и стереотипов.
«Медведь на воеводстве»
Показательный пример – сказка о медведе. Здесь писатель яростно критикует монархические устои Российской империи. Медведи используются монархом-львом в борьбе с «внутренними супостатами», то есть с народом. Таким образом, бюрократы предстают преданными, бездумными слугами царя. Борьба оборачивается на практике разнообразными злодействами: поеданием чижей, воровством домашнего скота… Однако не все медведи позволяли себе злодействовать. Один из героев – приверженец либерализма – пошел путем реформ. И за это крестьяне его благодарили, но в итоге все равно отомстили и ему тоже, учинив расправу. Так автор показал, что волнения народа происходит не только из-за произволов чиновников, но также по причине порочности самой системы. Впрочем, люди и сами часто не прочь себя околпачить, попадаясь на удочку обещаний.
О нравственных добродетелях
Салтыков-Щедрин, тем не менее, пишет не только о негативных вещах. Писатель обращает внимание и на добродетели. Что больше всего ценит автор? Мир, в котором правит совесть рука об руку со справедливость, – вот идеал автора сказок. Человек зависит от собственной жизненной позиции, а также должен выстраивать соответствующее мировоззрение.
Моральные проблемы – общая черта всех произведений этого жанра. Салтыков-Щедрин осуждает элиту, которая свободу часто путает со своеволием. Общество этой эпохи – это собрание паразитов, от которых давно пора избавиться. Добродетель живет в одном доме с пороком, искренность – с лицемерием. В перевернутом с ног на голову мире достоинство признано ненормальностью.
Таким образом, положительные идеалы – тоже не редкость для текстов сатирика. Даже когда совесть выбрасывают, как отжившее свое ветошь, автор надеется, что в невинных детях эта добродетель еще найдет своих защитников. Посмотрим на цитату из произведения «Пропала совесть»:
Пропала совесть. По-старому толпились люди на улицах и в театрах; по-старому они то догоняли, то перегоняли друг друга; по-старому суетились и ловили на лету куски, и никто не догадывался, что чего-то вдруг стало недоставать и что в общем жизненном оркестре перестала играть какая-то дудка А бедная совесть лежала между тем на дороге, истерзанная, оплёванная, затоптанная ногами пешеходов…
Поучительность текстов русского автора состоит в том, что от писателя достается всем, никто не сумел спрятаться от едкого сарказма. Но именно так люди учатся на своих ошибках, на своем кривом отражении в зеркале литературы.