Почему сказки не до конца идут

Сказки

С каких слов начинаются сказки

Начальные строки народных сказок

Некоторые сказки начинаются с обычного слова «однажды». А в иных, как, например, в сказке «Три царства – медное, серебряное и золотое» время описывается как будто конкретнее, но все же очень расплывчато, по-сказочному: «В то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки…»

Русские народные бытовые сказки, больше похожие на анекдоты, обходятся без традиционных зачинов. Например, «У одного мужика была жена сварливая…» или «В одном селе жили два брата».

Подобные зачины можно встретить не только в русских народных сказках, но и в сказках других народов.

О чем же говорят все эти присказки? Все очень просто. Слушатель или читатель сразу вводится в действие, узнает, с кем, где и в какое время будут происходить сказочные события. И ждет продолжения. Важно и то, что эти фразы ритмично построены таким образом, чтобы создать определенную напевность.

Зачины авторских сказок

Если обратиться к авторским сказкам, то, конечно же, можно встретить значительно большее разнообразие зачинов. Хотя «Жили-были…» и тут будут лидировать.

У А.С. Пушкина в «Сказке о золотом петушке» собраны воедино сразу два сказочных зачина:
«Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон».

Многие сказки начинаются отнюдь не с традиционных фраз. Например, первая строчка в сказке Андерсена «Огниво» такая: «Шел солдат по дороге: раз-два! раз-два!»

Или вот для примера зачины сказочных повестей Астрид Линдгрен: «В городе Стокгольме, на самой обыкновенной улице, в самом обыкновенном доме живёт самая обыкновенная шведская семья по фамилии Свантесон». («Малыш и Карлсон») «В ту ночь, когда Рони должна была появиться на свет, грохотал гром». («Рони – дочь разбойника»)

Но и здесь можно проследить, что сказки начинаются либо с представления героя, либо с обозначения места действия, либо говорят о времени.

Очень редко можно встретить сказки, начало которых посвящено пространным описаниям. Обычно зачины достаточно динамичны.

Например, один из любимейших российских детских поэтов Корней Иванович Чуковский без предисловий, сразу, будто на бегу вводит читателя в гущу сказочных событий. «Одеяло убежало, улетела простыня, и подушка, как лягушка, ускакала от меня». («Мойдодыр») «Скачет сито по полям, а корыто по лугам». («Федорино горе»)

Хороший зачин в сказке важен. От него зависит настрой, с которым слушатель или читатель погрузится в повествование.

Источник

Конспект занятия по развитию связной монологической речи «Путешествие в страну сказок»

Починская Евгения
Конспект занятия по развитию связной монологической речи «Путешествие в страну сказок»

Занятие №1

Цель: формировать у детей представление о литературном жанре – сказке и её разновидностях.

1. Активизировать запас известных сказок с целью усвоения их содержания, образов (героев) и сюжетов.

2. Познакомить детей с тремя категориями сказок.

3. Учить определять вид сказки (волшебные, бытовые, о животных).

4. Упражнять в составлении фраз и развёрнутых предложений в процессе беседы.

5. Учить детей рассуждать на тему «Что такое сказка».

6. Развитие понимания дошкольниками переносного значения пословиц и поговорок (по теме «Сказка»).

7. Воспитывать интерес к русскому фольклору.

Оборудование: три куклы в разных нарядах; сюжетные картинки по сказкам «Царевна-лягушка», «Кощей Бессмертный», «Гуси-лебеди», «Три медведя», «Три поросёнка», «Соломенный бычок», «Солдат и чёрт», «Каша из топора», «Иванушка-дурачок»; предметные картинки с изображением атрибутов из разных сказок; картинка с изображением «посиделок».

Примечание: в процессе беседы с детьми педагог обязательно обращает внимание детей на то, что их ответы должны быть развёрнутыми, полными.

Читайте также:  Сказок меньше чем конфет мориц

Ход занятия

I. Организационный момент

Педагог: «Здравствуйте, гости дорогие! Я вас пригласила сегодня на посиделки!».

Дети рассаживаются на свои места.

Педагог: «Что такое посиделки, кто знает? (индивидуальные ответы детей).

Педагог помещает на доску картинку с изображением девичьих посиделок в древние времена.

— Кто мне скажет, что такое сказка(индивидуальные ответы детей).

Педагог обобщает сказанное: «Сказка, ребята, это занимательный рассказ о необыкновенных и вымышленных событиях и приключениях. В сказке рассказывается о том, чего в жизни может и не быть».

Педагог побуждает нескольких детей воспроизвести сказанное о сказке, обращая внимание на правильное построение предложений.

1.Работа с пословицами и поговорками:

Педагог: «Русский народ очень любит сочинять сказки, а также много разных пословиц и поговорок. Есть поговорки и о сказках. Послушайте».

Сказка — складка: послушать сладко.

Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается.

Педагог: «Как вы понимаете смысл этих поговорок и пословиц? (индивидуальные ответы детей).

Педагог: «Сказки бывают народные и авторские. Как вы думаете, что такое «народные сказки»? (ответы детей). А что означает «авторские сказки»? (ответы детей). Народные сказки сочиняет народ, а авторские – это сказки, написанные одним человеком, ну например, вы все наверняка знакомы со сказкой «Сказка о рыбаке и рыбке»? Кем она написана? (Педагог: «Конечно, эта сказка авторская, её автором является Пушкин А. С»)». А вам знакома сказка «Колобок». Какая она – авторская или народная?».

«А какие бывают сказки

• Волшебные сказки

Сказки о животных.

• Бытовые сказки

— Кто помнит, как начинаются многие русские народные сказки? («Давным-давно; «В некотором царстве, в некотором государстве»; «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…».)

2. Знакомство с видами сказок

Педагог показывает куклу в сказочном костюме волшебной сказки: «Посмотрите, кто к нам пришёл! Это «Волшебная сказка» явилась!».

Педагог: «Волшебная сказка, скажи, пожалуйста, почему ты считаешь, что ты лучше, прекраснее всех?

В. С. : «Потому что только в моих сказках живут отважные герои, которые побеждают всех злодеев!»

Педагог: «Подожди, о каких злодеях ты говоришь? Ребята, может, вы знаете сказочных злодеев? (дети называют Баба Яга, Кощей Бессмертный)

В. С. : «А ещё, во всех моих сказках есть волшебные предметы.

Педагог: «А ребята мои знают какие-нибудь волшебные предметы из волшебных сказок? (волшебная палочка, ковер – самолет, живая и мертвая вода, шапка-невидимка).

В. С. : «Вот вы сами увидели, что я – лучше всех!» (Кланяется, дети хлопают).

Педагог: «Подожди, пожалуйста. У нас есть еще одна гостья, это «Сказка о животных».

Педагог: «Здравствуй, моя помощница!»

С. Ж. : «Здравствуйте! Узнали вы меня? Совершенно верно, я сказка о животных. Мои сказки – самые интересные! Ведь в моих сказках животные ведут себя,как люди: общаются, веселятся, переживают…».

В. С. : «А у тебя есть волшебные помощники?»

С. Ж. : «Нет, они мне просто не нужны. Мои герои, как все люди, побеждают зло без волшебства, своими силами. Ведь в моих сказках говорится только о животных, а на самом деле люди рассказывают о себе, о своей жизни!».

Педагог: «К нам пожаловала еще одна гостья!»

Педагог: «Давайте мы с вами еще раз повторим, какие бывают сказки(педагог следит за тем, чтобы дети отвечали полным ответом).

Дети: «Волшебные, сказки о животных и бытовые.

Педагог: «А почему они так называются?»

Читайте также:  Рассказ про достопримечательности германии на немецком

Дети: «В волшебных сказках всегда есть волшебство, присутствуют волшебные помощники. В сказках о животных главными героями являются животные, они ведут себя, как люди. А в бытовых сказках рассказывается о жизни народа».

III. Физминутка «Три медведя»

Педагог: «А сейчас я предлагаю вам поиграть: представим, что мы очутились в русской народной сказке «Три медведя».

Три медведя в сказке жили,

(Руки поднимают над головой, кончики пальцев касаются друг друга)

В перевалочку ходили.

(Идут переваливаясь из стороны в сторону)

К ним девчушка прибежала,

В дом зашла и увидала:

(Руки поднимают над головой, кончики пальцев касаются друг друга)

Стол большущий у окна,

(Правая рука сжата в кулак, левая ладошка лежит на кулаке)

Стула три – вот это да.

(Левая ладонь вертикально, правый кулак прижат к ладони горизонтально)

Чашки три, и ложки три,

(Приседают, одну руку на пояс, затем встают, руки поднимают вверх и касаются округлыми пальцами друг друга)

Три кровати: посмотри.

(Руки перед грудью, согнуты в локтях и лежат друг на друге)

(Изображают, как держат ложку и подносят её ко рту)

На кроватку прилегла

(Руки перед грудью, согнуты в локтях и лежат друг на друге)

И уснула сладким сном.

(Ладошки сложена, голова наклонена и лежит на ладошках)

Что случилось потом?

(Руки слегка разводят в сторону)

Тут медведи воротились,

(Идут, переваливаясь из стороны в сторону)

Увидев Машу, рассердились.

(Руки на пояс, делают сердитое лицо)

Маша очень испугалась

(Изображают испуганное лицо)

И домой она умчалась.

(Руки поднимают над головой, кончики пальцев касаются друг друга)

Педагог: «Молодцы, ребята. Подскажите мне, к какому виду сказок относится русская народная сказка «Три медведя»? (Ответы детей). Отлично, вы правильно все поняли. А чтобы еще лучше все запомнить, предлагаю поиграть! Наши гостьи пришли к нам не с пустыми руками, а принесли вот такую папку с картинками. Но пока спорили, кто из них самая – самая…. все картинки перепутали. Может, поможем им, определим, где чья картинка? (Дети рассматривают картинки из сказок, определяют, к какой сказке принадлежит, отдают одной из сказок. Педагог при необходимости, помогает, подсказывает).

Бытовые сказки: «Солдат и чёрт», «Каша из топора», «Иванушка-дурачок» и др.

Волшебные сказки: «Царевна-лягушка», «Кощей Бессмертный», «Гуси-лебеди», «Золушка» и др.

Сказки про животных: «Три медведя», «Три поросёнка», «Соломенный бычок», «Теремок», «Рукавичка» и др.

Педагог: «Вот какие молодцы вы, ребята! Только я так и не поняла, какая сказка – лучше всех(Ответы детей.)

Педагог,подводя итог беседе: «Конечно, друзья мои, все сказки хороши! Из бытовых сказок мы узнаем, как раньше жили люди, какие вопросы их волновали, как они боролись со злом… Сказки о животных нам рассказывают о том, какие бывают взаимоотношения между людьми, как поступить в трудную минуту, как победить зло. А волшебные сказки нас учат не отчаиваться, бороться до конца, до победы. А бороться учат они нас со злом. Вот видите, ребята, все сказки интересны по-своему. Но все-таки у них есть одно общее – они борются со злом и побеждают его! Так что, милые мои помощницы, никогда больше не спорьте, идите по жизни вот так, дружно, взявшись за руки! Мы вас всех очень любим и каждый день слушаем с удовольствием!».

IV. Заключительная часть

Педагог: «Дорогие наши сказки! Мы с детьми подготовили для вас сюрприз! Вы сейчас увидите, как мы любим сказки и хорошо их знаем. Ребята, перед вами лежат атрибуты из сказок. Вы должны догадаться, из какой сказки эти предметы и вспомнить их названия».

Читайте также:  Рассказ илюши и павлуши о светопреставлении

Игра «Из какой сказки предмет

Картинки с изображением: трёх стульев (маленького, среднего, большого) из сказки «Три медведя», стрела, яйцо, солома, кирпичи, мастерок, топор, котёл, пряжа, смола, метла.

Каждый ребёнок выходит к доске.

Ребёнок: «На картинке изображены три стула».

Педагог: «Расскажи, в какой сказке эти предметы встречаются?».

Ребёнок: «Три стула – это предметы из сказки «Три медведя».

И так далее педагог учит каждого ребёнка строить развёрнутые, полные предложения.

V. Итог занятия

Педагог: «Мы сегодня познакомились с вами с русскими народными сказками; с тем, какие бывают сказки».

— Давайте еще раз вспомним виды сказок (индивидуальные ответы детей).

— Чем отличаются волшебные сказки? (индивидуальные ответы детей).

— Чем отличаются сказки о животных? (индивидуальные ответы детей).

— Чем отличаются бытовые сказки? (индивидуальные ответы детей).

Спросить нескольких детей, какой вид сказки им больше нравится.

Педагог: «Вот и подошли к концу наши посиделки».

План самообразования по теме «Приобщение детей к сказке» План по самообразованию. Воспитатель : Виноградова Ирина Евгеньевна Группа разновозрастная (3-7 лет) МБДОУ детский сад № 2 г. Лысково.

Проектная деятельность «Любим сказки» Цель проекта: знакомство детей с жанровыми особенностями, структурой, видами, сюжетами сказок, проявление интереса к литературе,развитие.

Источник

Что такое зачин в сказке? Сказочный зачин, присказка и концовка

В народных произведениях зачин состоит из традиционного набора слов, содержит общепринятую формулу. Зачин связан с повествованием, он указывает на время и место действия, называет персонажей.

Например, в былинах про русских богатырей и князя Владимира Красно Солнышко зачин может быть таким:

Как во славном во городе во Киеве,
У ласкового князя у Владимира..

Синонимы к слову «зачин»: начало, вступление, введение, присказка, запев.

Зачин, присказка и концовка в сказке

Пример присказки: « Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала? »

Зачин в литературе

Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!
Про тебя нашу песню сложили мы,
Про твово любимого опричника
Да про смелого купца, про Калашникова.

М.Ю. Лермонтов, «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Зачин в сказке «Царевна-лягушка»

Завершается сказка концовкой : « И стали они жить дружно, в любви и согласии ».

Иллюстрация к сказке «Царевна-лягушка». Иван Билибин

Зачин в сказке «Сивка-Бурка»

Зачин в сказке про Сивку-Бурку следующий: « Жил-был старик, у него было три сына ».

Концовка: «Я на том пиру был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».

«Сивка-бурка, вещая каурка». Типография товарищества И.Д. Сытина, 1906 год

Зачин в былине «Вольга и Микула Селянинович»

В былине о Вольге Святославовиче и Микуле Селяниновиче зачин посвящен рождению и взрослению князя Вольги:

Когда воссияло солнце красное,
На тое ли на небушко на ясное,
Тогда зарождался молодой Вольга,
Молодой Вольга Святославович.

Смысл зачина былины «Вольга и Микула Селянинович» в том, что он описывает становление князя Вольги, готовит к его противопоставлению с крестьянином Микулой.

Вольга Святославович и Микула Селянинович. Иллюстрация Ивана Билибина

Былина украшена повторами, гиперболами (художественными преувеличениями) и постоянными эпитетами.

Зачин в сказке «Конек-горбунок»

Концовка также стилизована под народную сказку:

Сердцу любо! Я там был,
Мед, вино и пиво пил;
По усам хоть и бежало,
В рот ни капли не попало.

Иллюстрация к сказке «Конек-горбунок». Владимир Милашевский

Источник

Познавательное и интересное