Почему старик в чалме озлоблен на русских в рассказе кавказский пленник

Сказки

Кавказский пленник, почему красный татарин и старик не любят русских?

почему татары не любят русских кавказский пленник

кавказский пленник почему красный татарин и старик

Почему красный татарин и старик так нетерпимы к русским?

В рассказе «Кавказский пленник» автор показывает лютую ненависть со стороны татар.

Автор описывает ненависть старика и красного татарина к русским.

Для старика важно уничтожать «неверных», именно эта его цель наполняет его ненавистью, злостью.

Его губит ненависть, она разрушает его душу. Из-за своей ненависти к русским он даже решается на убийство своего собственного сына. Его сын предпочел сдаться в плен, а не пролил свою кровь отстаивая честь и свободу.

Старик это джигит, который проливал кровь своих на поле боя, защищая свою землю.

Из-за свокй ненависти, он жаждет крови Жилина. Он давно потерял человеческое обличие, лишился чести, порядочности.

Для начала стоит сказать, что у Лермонтова не рассказ, а стих. Ну а по существу вопроса следующее. Вся первая половина девятнадцатого века была так или иначе связана с кавказками конфликтами. точнее конфликтами с народами, населявшими Северный Кавказ. Естественно это оставило глубокий след в народной памяти,в том числе выразилось в искусстве и литературе. Ну а что может быть страшнее плена? Тем более равнинному, городскому жителю попавшему горцам?

Кавказский пленник. Рассказ Льва Николаевича Толстого о событиях войны на Кавказе в Российской Империи в 19-м веке.

Русский офицер Иван Жилин- главный герой рассказа, в принципе, по сюжету Жилин попадает в плен к горцам и посему рассказ так и называется.

Жилин- любящий сын. Как только мать присылает ему письмо с просьбой повидаться, то он сразу же хлопочет об отпуске и отправляется на встречу к матери. Кроме того, когда горцы требуют писать письма домой с просьбой о выкупе, Жилин пишет неверный адрес, чтобы не беспокоить мать.

Жилин- отважный человек, при встрече с неприятелем, он сразу же готов вступить в бой, он сражался бы, но лошадь под ним была убита.

Попав в плен, Жилин показал себя деятельным и активным человеком, он стремится выбраться и организовывает два побега, в конце концов выбираетсяк своим.

Кроме того, Жилин может ладить с детьми и хорошо относится к детям, так он подружился с девочкой Диной, которая и помогла ему бежать.

В принципе особой сложности в сравнении Жилина и Костылина нет. Попробуем разобраться, свое сравнение я разобью по абзацам.

«Кавказский пленник» считается рассказом из-за небольшого объёма, но его также иногда называют повестью, потому что его проблематика выходит далеко за рамки одного случая, эпизода.

В конце концов Жилину удалось бежать с помощью девочки Дины, а едва живого Костылина выкупили за большие деньги.

Если бы не трусость Костылина, у офицеров была бы возможность спастись от преследователей, но их изловили по одному, и оба оказались в колодках.

В течение повествования Жилин дважды пытается бежать, при этом всякий раз думает и о своём товарище, хотя тот проявляет малодушие.

В первый раз Костылин просто стал обузой:

При второй попытке он и вовсе отказывается бежать, смирившись с судьбой. Можно сказать, что Жилину так было тоже проще, потому что ему удалось выбраться из плена и добраться до казаков.

Думает Жилин не только о сотоварище, но и девочке, помогшей ему:

Подводя итог, можно сказать, что в рассказе Толстого поднимаются следующие проблемы

Два разных характера, два разных отношения к жизни, наверное, можно только позавидовать Жилину, который смог своей верой одолеть врага. А вот потерявший веру и надежду Костылин «убил» самого себя. Отчаяние «съедает» человека как ржавчина металл, нельзя поддаваться малодушию, как это сделал Костылин.

Если еще дополнить примерами, то может получиться полное сочинение.

Источник

Лев Николаевич Толстой «Кавказский пленник»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Лев Николаевич
Толстой
«Кавказский пленник»
И как я тогда верил, что есть та зелёная палочка, на которой написано, то что должно уничтожить все зло в людях и дать им великое благо, так я верю и теперь, что есть та истина и что будет она открыта людям и даст им то, что она обещает.
Л.Н. Толстой

Какие рассказы Л.Н. Толстого вы знаете?
Что писатель ценит в людях, что отвергает?
Почему автор обращается к детям?

Могут ли жить люди в мире и дружбе?
Что их разъединяет и что связывает?
Можно ли преодолеть извечную вражду людей друг с другом?
В каких людях есть эти качества, а в каких нет?

Первый месяц в плену
Высматривает, выпытывает, как ему бежать». «Ходит по аулу, насвистывает, а то сидит, что-нибудь рукодельничает – или из глины кукол лепит, или плетет плетенки из прутьев».
«Жилин на всякое рукоделие мастер был».
«Костылин еще раз писал домой, все ждал присылки денег и скучал. По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет; или спит».
Вывод: Жилин общительный, активный, хороший мастер. Но его главная цель – совершить побег из плена.
Вывод: Костылин безволен, безразличен к окружающему, пассивен.

Читайте также:  Рассказы людей о чудесах ксении петербургской

Первый побег.
«Ноги обдерешь – заживут, а догонят – убьют, хуже».
«Вставай, садись на закорки – снесу, коли уж идти не можешь».
«И черт меня дернул колоду эту с собой брать. Один я бы давно ушел».
«Зацепил камень ногой, загремел».
«Изрезал все ноги … отстает».
«Не дойду, не могу».
«Не могу, сил моих нет».
«Рассолодел»- ослабел, устал. «Как закричит Костылин: «Ой, больно!»
«Иди один, за что тебе из-за меня пропадать».
Вывод: занят поискамит дороги, и этой цели подчинено все его поведение: он примечает все окружающее, радуется воле, тревожится за успех побега, старается не замечать боли и усталости ;не бросает товарища в беде..
Вывод: Костылин безволен, не желает и не умеет бороться, пассивно следует за товарищем, все его мысли сосредоточены на себе. Окружающего он не видит, испытывает страх.

— Почему побег не удался?
Побег не удался из-за эгоизма и изнеженности Костылина. Он не чувствует ответственности перед товарищем, несдержан, нетерпелив.
— Зачем писатель противопоставляет Жилина и Костылина?
Автор показывает, как в жизни много зависит от самого человека. В одних и тех же обстоятельствах одни оказываются героями, другие недостойны называться людьми.
Перед вторым побегом
«Ну Костылин, пойдем, попытаемся последний раз; я тебя подсажу»
«Нет, уж мне, видно, отсюда не выйти. Куда я пойду, когда и поворотиться сил нет?»
Вывод: несмотря на все тяготы, Жилин не потерял волю к жизни, стремление к свободе.
Вывод: Костылин отказывается от побега, не верит в себя, сдается на милость врагам.

Жилин и Дина.
Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов в рассказе.
На территории Кавказа идет война. В.И. Даль писал: «Наступательная война – когда ведут войско на чужое государство; оборонительная – когда встречают это войско для защиты своего».
-Осуждает ли автор горцев за то, что они воюют с русскими?
Для народов, живущих на Кавказе, эта война оборонительная, горцы отчаянно сопротивляются, не пропуская русских на свою территорию, но русская армия завоевывает Кавказ и платит высокую цену жизнью многих тысяч русских солдат и офицеров.
-Почему старик в чалме озлоблен на русских?

— Какой вы представляете Дину?
-Сравните 2 портрета Дины (1.Первая встреча Жилина с Диной; 2. Последняя глава.)
Что общего в этих портретах?
-Как автор относится к Дине?
— Какие слова помогают передать симпатии к Дине?
— Как можно оценить спасение Жилина Диной?
— Почему после освобождения Жилин велит Дине отнести шест на место?
— Почему эта девочка, чьё детство было изуродовано войной, так привязалась к пленному?

-Что торжествует в рассказе?
В рассказе о войне торжествуют не вражда и ненависть, а доброта, душевная близость людей из враждующих лагерей.

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Анализ произведения

Толстой и его друг Садо сопровождали обоз в крепость Грозную, но двигались очень медленно. Заскучав, друзья решили обогнать обоз и поехать чуть быстрее. Оторвавшись от остальных, молодые люди попали в засаду к чеченцам. Эта история закончилась бы намного хуже, если бы чеченцы не планировали взять товарищей живыми и не стреляли. Лошади подо Львом и Садо были резвые и смогли ускакать от неприятеля. К сожалению, из верховых, сопровождающих обоз, пострадал молодой офицер, лошадь которого подстрелили. Животное упало и своим телом придавило юношу, а подъехавшие чеченцы изрубили верхового на куски. Произошедшее событие запало в сердце писателю, и в 1872 году в журнале «Заря» впервые был напечатан рассказ «Кавказский пленник».

Главная мысль рассказа — яркое противопоставление храброго, умного и оптимистичного мужчины своему товарищу — человеку пассивному, жалеющему себя, быстро сдающемуся и вялому. Один герой в любой ситуации остаётся мужчиной, старается найти выход из страшного положения и, в конце концов, добивается своего — освобождается из плена. Второй же персонаж сдаётся сразу же, как только попадает в плен, и только чудо помогает ему выбраться из плена еле живым. Мораль произведения: никогда не стоит сдаваться, желаемое будущее мы творим только собственными руками.

Читайте также:  Сказки мр3 на ночь

«Кавказский пленник». Краткое содержание

События «Кавказского пленника» разворачиваются во время Кавказской войны (1817-1864; военные действия Русской императорской армии, связанные с присоединением районов Северного Кавказа). Офицеру Жилину приходит письмо от матери, в котором женщина зовёт его домой. Выехать одному просто так нельзя — ведь легко можно попасть в засаду, поэтому Жилин отправляется домой, попутно сопровождая обоз. Вместе с ним едет и другой офицер — Костылин. Обоз едет медленно, с остановками, день стоит жаркий, и Жилин предлагает попутчику ехать одним, без сопровождения.

Едва оторвавшись от обоза, молодые люди встречают горцев. Костылин бросает товарища и уезжает, а Жилина захватывают в плен. Привезя пленника в аул, один татарин продаёт Жилина другому — Абдул-Мурату — теперь русский офицер принадлежит другому «хозяину». Позднее выясняется, что и Костылина тоже пленили. Жилин выторговывает себе право прилично питаться, жить вместе со своим собратом по несчастью и ночью быть свободным от колодок.

В.А. Поляков. Иллюстрация к поэме М. Ю. Лермонтова «Кавказский пленник», 1900

Татары не планируют убивать русских — они требуют, чтобы офицеры написали письма домой с требованием за них выкупа. Костылин пишет письмо с требованием уплаты в пять тысяч рублей, Жилин же специально пишет неверный адрес, чтобы письмо точно не дошло до матери. Он понимает, что у пожилой женщины нет столько денег и если она попытается собрать выкуп, то вконец разорится.

Днём пленникам позволяют выходить на улицу, правда передвигаться они могут только в колодках. Костылин предпочитает сидеть и жаловаться на жизнь или спать, Жилин же проводит время на свежем воздухе, изготавливает детям куклы. Благодаря своему таланту офицер устанавливает почти что дружеские отношения с тринадцатилетней дочерью Абдул-Мурата — Диной. Девочка боится пленника, но в то же время он ей и интересен. Она с радостью играет в его куклы и даже тайком приносит ему молоко и лепёшки. Тем временем Жилин не только помогает татарам чинить вещи и делает игрушки детям, но и осматривается по сторонам, планируя свой побег.

Костылин долго не решается бежать, но в конце концов соглашается. Пленники долго бредут в темноте по камням, чужие, подаренные татарами сапоги, мешают им идти, и юноши вынуждены идти босиком. Обессиленные, с изрезанными от камней ногами, они продолжают двигаться по направлению к своим, но Костылин всё сильнее и сильнее отстаёт. Внутренне Жилин понимает, что в одиночку он двигался намного бы быстрее, но не может оставить товарища. Когда Костылину совсем уже невмоготу, Жилин несёт его на закорках.

В.А. Поляков. Иллюстрация к поэме М. Ю. Лермонтова «Кавказский пленник», 1900

Среди всех обозлённых татар лишь маленькая Дина хорошо относится к Жилину. Она продолжает приносить ему лепёшки, а вскоре рассказывает, что к аулу приближаются русские и татары хотят избавиться от пленных, не дожидаясь выкупа. Костылин окончательно отчаивается, беспрестанно ноет и заболевает.

Жилин понимает, что теперь ему может помочь только Дина, и просит девочку принести ему длинный шест. Он полагает, что девочке не хватит смелости, но в одну из ночей она приносит палку и спускает в яму к пленным. Понимая, что в прошлый раз они попались татарам только из-за Костылина, Жилин всё же предлагает своему товарищу по несчастью бежать вместе с ним. Но Костылин настолько пал духом, что и переворачивается с трудом, а уж о побеге и речи быть не может.

Дина помогает Жилину выбраться из ямы, даёт ему в дорогу лепёшек и в слезах прощается с ним. Обессиленный, в колодках, офицер с огромным трудом добирается до своих, под конец чуть было не попав в ещё одну засаду к татарам. Через некоторое время освобождается и Костылин — татары получают за него выкуп и отпускают. Однако пленный Костылин к этому времени находится уже почти при смерти.

Главные герои

В плен Жилин попадает из-за трусости своего напарника, но он не винит другого офицера. Несмотря на то, что побег возможен только благодаря усердному труду Жилина (именно он делает подкоп и учится ориентироваться на местности), герой не бросает в трудную минуту своего «товарища» и уговаривает бежать вместе. В лесу, когда Костылин совершенно теряет силы, Жилин также не бросает его, а во время второго побега продолжает подбадривать и уговаривать его совершить вторую попытку вырваться на свободу.

Читайте также:  Рассказ почему я люблю зиму для 2 класса

Русский офицер Жилин — это герой, до конца остающийся благородным по отношению ко всем.

Костылин — офицер, выходец из богатой семьи, грузный, слабый и в моральном, и в физическом плане. Из-за его трусливого побега во время атаки горцев, татары захватывают в плен обоих офицеров. Костылин смиренно принимает условия жизни в плену, постоянно жалеет себя и надеется только на выкуп. Моральная скудость мужчины точит и его физические силы — он заболевает не от полученных ран, а от того, что уже давно сдался.

Получив второй шанс на побег, Костылин так и не решается снова побороться за свою свободу. В итоге, благодаря полученному выкупу, Костылин покидает плен, хотя сам уже находится почти при смерти.

Офицер Костылин — это трусливый и подлый персонаж, не способный найти в себе силы, чтобы противостоять врагу и бороться за собственную жизнь. Его слабая воля и трусость становятся не только причиной пленения русских офицеров, но и провала совместного побега. Тем самым Костылин не только ухудшает своё положение, но и усложняет путь к спасению другого человека.

Жилин и Костылин. Анализ героев

«Кавказский пленник» Л.Н. Толстого построен на сравнении и противопоставлении двух центральных персонажей. Жилин и Костылин являются антагонистами не только по внешности, но и по характеру.

Жилин соответствует собственной фамилии — сухощавый, мускулистый; ловкий и выносливый.

Костылин также «получает» свою фамилию не просто так — но, к сожалению, он не является костылём-помощником другим, наоброт, он мешает здоровым сильным людям, они в нём не нуждаются. Костылин — мужчина в теле, грузный и неуклюжий.

Костылин богат, его родственники могут выплатить за офицера выкуп в пять тысяч рублей.

У Жилина нет богатых родственников (или он не желает к ним обращаться). У него только мать, для которой пятьсот рублей для выкупа — неподъёмная сумма.

Жилин оптимистично смотрит на любую ситуацию и, даже попав в плен к горцам, сразу же решает, что сможет сбежать от своих «хозяев».

Костылин смиряется с судьбой пленника и ничего не делает, чтобы улучшить своё положение.

Несмотря на то что офицеры находятся в плену и ждут выкупа (а Жилин тайком готовит побег), Жилин всё равно находит себе занятие на каждый день — он мастерит куклы детям, чинит разные вещи, рукодельничает.

Костылин всё своё время уделяет сну и жалобам на жизнь.

Поведение в экстренной ситуации

Как только татары нападают на офицеров, Костылин тут же бросает своего напарника и пытается спастись бегством.

Жилин, несмотря на подлость товарища, не только берёт его с собой во время побега, но и тащит на себе офицера, когда тот уже не может идти. Во время второго побега Жилин также зовёт с собой пленника.

Смысл названия рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»

В своём произведении Л.Н. Толстой выступает в роли рассказчика, повествующего об истории человека, храброго сердцем и сильного духом. Его притча-быль доказывает, что человек — творец своего счастья, и каждый из нас получает то, чего достоин.

Название рассказа Л.Н. Толстого является отсылкой к поэме А.С. Пушкина с таким же названием. Однако помимо некоторых общих мотивов, «Кавказский пленник» Толстого имеет собственный глубокий смысл. Причём значение словосочетания «кавказский пленник» можно рассмотреть с нескольких сторон.

Первый смысл, самый очевидный: кавказский пленник — это любой пленённый человек. В данном случае это офицер, попавший в плен на Кавказе.

Второй смысл названия «Кавказский пленник» заложен в персонаже Костылина — он находится в плену Кавказа и сложившихся обстоятельств. Он был и будет оставаться пленником по своей сути, так как ничего не делает, чтобы стать свободным, чтобы улучшить своё положение, чтобы бороться за жизнь.

Кавказским пленником является и Жилин, но не только потому, что попал в плен, но и потому, что никак не может «вырваться» с Кавказа. У него была попытка поехать к матери и, возможно, найти в родном месте себе невесту и остаться там. Но он попадает в плен и вновь возвращается в крепость, думая о том, что, видимо, Кавказ — и есть его судьба.

Пленниками являются и сами горцы. Они не могут отдать свою родную землю чужакам, им приходится бороться за свободу и убивать людей — даже тех, к которым они относятся с симпатией. Даже Дина — маленькая добрая девочка — вынуждена покориться власти семьи и продолжать жить так, как заведено в её ауле.

Все персонажи рассказа «Кавказский пленник», по сути, являются пленниками Кавказа — каждый по-своему, но пленён горами и обстоятельствами, несмотря на личные особенности и характер.

Источник

Познавательное и интересное