Почему толстой поменял название рассказа после бала

Сказки

Анализ рассказа Л. Н. Толстого После бала

Рассказ Льва Николаевича Толстого «После бала» был опубликован после смерти писателя в 1911 году и входил в сборник в пользу евреев, пострадавших в «кишиневском погроме»*. Изначально данное произведение имело другие названия: «Дочь и отец», «А вы говорите».

Как и все глубокомысленные произведения Толстого — это, несмотря на свою непродолжительность, тоже изобилует деталями и ставит перед внимательным читателем непростую задачу, а именно: докопаться до истинной сути произведения, которых, как окажется, не одна и все они противоречивы. Данное произведение до сих пор исследуется учеными и библиографами Льва Николаевича, и никто до сих пор не может дать однозначного ответа по поводу его содержания.

Для кого-то это произведение будет о неразделенной любви. Кто-то подумает, что герой, подобно Андрею Балконскому (еще один легендарный персонаж из эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир») разочаровался в идее воинской доблести, после увиденного наказания солдата. Возможно, для кого-то полковник, отец возлюбленной главного героя, станет основным антагонистом этой истории и во всех несчастьях будет виноват только он. Но Толстой был бы не Толстой, если бы дьявол не крылся в деталях.

«После Бала» во многом автобиографическое произведение и основано на воспоминаниях автора. В нем поднимаются остросоциальные темы. Тема взросления и становления героя. Прослеживается тема непонимания друг друга разными поколениями.

Сюжет повествует об Иване Васильевиче, который в кругу своих близких слушателей рассказывает о том, что не среда влияет на судьбу человека, а случай. Что все может изменить какой-то непредвиденный момент, к которому человек не был готов и что этот самый момент способен перевернуть все мировоззрение, все идеи и помыслы человека вплоть до самой его смерти. Судя по всему, рассказчик уже пожилой человек, его собеседники начинают над ним подтрунивать, но он продолжает. Он вспоминает о днях своей былой юности, о том, как хотел поступить на военную службу, о балах, о первой любви. О своей первой любви он говорит с таким благоговением и упоением, что собеседники и здесь начинают над ним подшучивать из-за его старомодных взглядов, на что Иван Васильевич сильно обижается, ведь он идеализировал образ своей первой влюбленности и возвел его в статус божества. Он так же упрекает более юное поколение в склонности все опошлить и осквернить. Герой продолжает свой рассказ, он описывает воздушный, почти сказочно-прекрасный бал, об опьяняющем его разум чувстве любви к прекрасной даме. Он говорит о том, как танцевал с ней мазурку до самого утра и как не помня самого себя добрался домой и от перевозбуждения чувств не мог заснуть. Затем в рассказе, до того подернутом какой-то дымкой неестественных мечтаний, наступает пробуждение. Сначала Иван Васильевич описывает дом, в котором живет вместе со своим покойным братом и крепостным, затем он описывает улицу, по которой решил прогуляться, потому что не мог заснуть после волнительной ночи и наконец он окончательно сбрасывает оковы сна, сковывающие его разум все это время.

Герой приходит на поле, где видит, как целый отряд, бьет солдата в качестве карательной меры за попытку бегства из казармы. Эта ужасная сцена навсегда запечатлевается у него в голове. Его начинает тошнить. Ему становится плохо. Герой впадает в лихорадочное состояние. Он видит полковника, который руководит процессом и узнает в нем отца своей возлюбленной, от этого ему становится еще более не по себе.

Заканчивается рассказ тем, что Иван Васильевич говорит:

«Если бы я знал то, что он знает, я бы понимал и то, что я видел, и это не мучило бы меня».

Эта несправедливость по отношению к беглому солдату, которую увидел главный герой в корне изменило его оставшуюся жизнь. После этого события он не поступил на военную службу и не женился на своей возлюбленной.

Главным героем выступает сам рассказчик, по имени Иван Васильевич. Сначала мы видим его уже сформировавшейся личностью, которая рассказывает о себе же в более юные годы. Т.е. это два персонажа: старый и молодой. Это две разные личности. Иван Васильевич стоик, повествующий о своей юношеской наивности, о том, как он учился и беззаботно веселился в компании друзей. Что главным в его жизни были вечера и балы. Он был молод, хорош собой и его ничего не волновало кроме веселья и кутежа, но однажды в его жизни все переменил один лишь случай. Да, возможно, он был в компании людей, которые способствовали подобному образу жизни, но Иван Васильевич настаивает на том, что лишь случай может заставить человека сделать переоценку ценностей, а не смена среды.

Иван Васильевич – идеалист, сотканный из одних сплошных противоречий. Человек, который сам создал образ идеальной любви и в него же и влюбился. Он не был готов столкнуться с жестокой действительностью, которая в конечном итоге разрушила все его представления и в какой-то степени сломала ему жизнь. Перевернула всю его дальнейшую судьбу с ног на голову. Сцена избиения беглого солдата потрясает его до глубины души.

Все бы это сошло на нет и не возникло бы противоречивых мыслей, можно было бы согласится с героем, ведь он мастерски вводит читателя в заблуждение, если бы не одна деталь. При разговоре с кузнецом, который шел вместе с ним к полю, где избивали солдата, между ними произошел короткий диалог:

– Что они делают? – спросил я кузнеца, остановившегося рядом со мною.

– Татарина гоняют за побег, – сердито сказал кузнец, взглядывая в дальний конец рядов.

— именно слово «побег» играет ключевую роль. Как герой он видит ситуацию только с одной стороны, со стороны наказания и угнетения несчастных крестьян, но уже в армии. Он не обращает внимание на то, что так было заведено для армии тех лет и что телесные наказания были отменены только в 19 веке. Показное наказание за попытку бегства перед всем полком, потому что такой солдат мог убежать во время боя и спровоцировать панику. В армии того времени практиковался механизм «свой-чужой». Все бьющие обозначают, что наказуемый человек для них чужой, а значит они такими не будут. Каждый должен ударить сильно, и полковник за этим следит.

Сегодня этот человек просит о помиловании, а завтра он предаст родину или станет дезертиром. Зверство, описанное в рассказе следует рассматривать в относительных мерах. Но главный герой не хочет понимать этой другой стороны и принимает все категорично. Перед его глазами только изувеченное тело несчастного солдата, его спина, превращенная в кровавое месиво. Тут же у главного героя мелькает в голове ассоциация жесткого обращения с крепостными. Он приравнивает солдат и крестьян к одному сословию и то как другие, более высокого происхождения, погоняют их точно скотину. Ведь все равны перед богом, но какие-то люди ставят себя выше других. Это событие навсегда отталкивает героя от службы в армии.

Читайте также:  Песенка про сказку юнна мориц презентация

Любовь главного героя к этой девушке была слишком идеализирована, он слишком сильно превозносил ее в глазах своих слушателей. Сравнивал ее царственной особой, возвышая над всеми остальными. Это восхищение наталкивает на параллель с духовной, сакральной любовью, которые люди испытывают, когда верят в Бога. Отказ от этой любви, это как отход автора рассказа от веры.

Ко всему этому еще примешивается личность полковника, который руководит побоями. В нем рассказчик узнает отца Вареньки – своей первой любви. Возможно, именно этот факт оттолкнул его от неё и «любовь сошла на нет». Что у такой прекрасной и воздушной девушки, такой монстр отец, к которому он тут же начал испытывать отвращение, хотя восхищался им будучи на балу, наблюдая за тем, как тот танцует со своей дочерью. Они оба казались ему идеалом, сошедшим с полотна картины. Но вины полковника тоже нет в том, что именно он был руководителем, ведь он всего лишь выступал в роли винтика под названием «государство».

Герой рассказа не понимает, что государство – это слаженный механизм, где все его граждане всего лишь винтики.

Несмотря на все это, постоянные протесты против телесных наказаний в армии только нарастали, что и отразил в своем рассказе Л.Н. Толстой.

Исходя из всего вышеперечисленного, я считаю, что герой данного произведения – это ненадежный рассказчик. Возможно, данное впечатление производит то, что и сама ситуация двойственная: с одной стороны, явное проявление жестокости в своей самой изощренной манере, с другой стороны вынужденная мера. Тем не менее это не отменяет того факта, что главный герой является инфантильным идеалистом, в глазах которого однажды рухнули его представления, полные заблуждений, о мире, который его окружал.

Второстепенные персонажи описаны по воспоминаниям главного героя. Ими являются полковник, его дочь Варенька и конечно же слушатели. Основной акцент герой произведения делает на описание внешности Вареньки. В его глазах она возвышенное, почти неземное существо. Высокая, стройная с царственным видом, но с ласковой улыбкой и с блестящими глазами. Даже в описании этого образа идеальной женщины чувствуется как герой умышленно ее идеализирует, над чем и подтрунивают слушающие его люди. Отец Вареньки тоже имеет два облика, тот, что на балу и тот, что после бала. Идет противопоставление одного образа другому. На балу это высокий, красивый, статный и свежий старик, похожий на Николая I, когда как уже утром он видит настоящего тирана, который одним своими видом повергает окружающих людей в ужас и страх. И наконец слушатели, которые так и норовят подколоть старика. Они явно моложе его, на что намекают их расхождения во взглядах на любовь, общение и дружбу. По началу герой не хочет рассказывать им свою историю, но они подогревают в нем интерес наводящими вопросами, благодаря которым их беседа вылилась в целый рассказ.

Композиционно произведение представляет собой «рассказ в рассказе» или принцип «матрешки». Такой прием используется автором, когда в основное произведение укладывается дополнительный рассказ от действующего лица одного из героев. В данном случае от лица Ивана Васильевича. Основное произведение является рамкой для вставленного в него произведения или рассказа.

Рассказ написан литературным языком. В нем присутствуют слова на иностранном языке, что указывает на высокий статус автора: «Encore», «la Nicolas I», «ma chere». Данный прием также вводит нас в реалии эпохи того времени и что в России 170 лет назад действительно господствовала иностранная культура. В высшем обществе было принято говорить на французском, немецком или английском языках, говорить по-русски считалось плохим тоном. Так же присутствует восходящая градация в предложении: «Дождавшись начала мазурочного мотива, он бойко топнул одной ногой, выкинул другую, и высокая, грузная фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно, с топотом подошв и ноги об ногу, задвигалась вокруг залы.», «То тихо и плавно, то шумно и бурно», являются градацией. В тексте присутствует вопросно-ответная форма изложения: «Что ж, вы думаете, что я тогда решил, что то, что я видел, было – дурное дело? Ничуть.», «– Любовь? Любовь с этого дня пошла на убыль.» В рассказе много раз повторяются слова «умилился», «умиление», что указывает на манерность главного героя и его постоянное витание в мечтах.

Весь рассказ выстроен на некой антитезе, на сопоставлении бального зала с его искусственным освещением, с естественным рассветом нового дня, что намекает на искусственность, жеманность и лицемерность высшего общества и что ничего нет прекраснее естественной красоты и искренности. На сравнении с высокомерными и кичливыми людьми, которые окружали героя на балу, и потом, когда он шел по улице с простыми рабочими крестьянами. И наконец на противопоставлении образа полковника, как отца Вареньки на балу при всем параде и того черствого и бездушного солдафона, с которым герою пришлось встретится в самом конце.

Рассказ «После бала» несет очень глубокий нравственный и социальный посыл. В нем идет речь о смене эпох, когда идеализированная реальность, с ее оторванным от реальности жеманным высшим обществом, столкнулась с той самой жестокой действительностью, разбившись вдребезги. Для меня произведение искусства, является настоящим искусством только в том случае, если при взгляде на него задаешься вопросами, на которые не можешь дать однозначного ответа. Исходя из всего вышесказанного я все равно считаю, что что-то упустила из вида и это парадокс для столь маленького произведения. С развитием интернета и практически безграничного потока самой разной информации в человеке вырабатывается системный подход к решению той или иной проблемы. Современные технологии позволяют нам рассматривать или анализировать проблему с разных сторон или объемно. Чем больше узнаешь о произведении, тем больше погружаешься во внутренний, противоречивый мир писателя. Многие ученые исследуют произведения Л. Н. Толстого и никто не может дать однозначный ответ на все проблемы, которые автор поднимал в своих книгах. Что безусловно делает этого писателя гениальным, но в то же время я сама задаюсь вопросом, а все ли на самом деле было задумано так многогранно и неоднозначно или это уже наши знания и системные подходы к решению проблем намеренно усложняют произведения в нашем восприятии от их первоначальной задумки?

Читайте также:  Рассказ в средней группе на тему животные жарких стран

*Один из самых известных еврейских погромов в Российской империи, произошедший при попустительстве властей 6 —7 апреля 1903 года в Кишинёве. Во время погрома было убито около 50 человек, искалечено около 600, повреждено около 1;3 всех домостроений города.

Источник

Л. Толстой, «После бала. Почему рассказ называется «После бала»?

История создания

Произведение «После бала» Толстой написал не случайно. Когда-то его брат полюбил дочь казанского военачальника и даже хотел на ней жениться. Но однажды он стал свидетелем того, как происходило наказание солдата, и руководил им, к ужасу Сергея Николаевича, именно отец его возлюбленной. Потрясение было настолько сильным, что ни о какой свадьбе уже не могло быть и речи.

Запомнилась эта история и Льву Николаевичу. А спустя несколько десятилетий, будучи уже признанным писателем, он создал на ее основе художественное произведение о царящих в российской армии порядках. При этом автор трижды менял заголовок: «Дочь и отец», «А вы говорите» и, наконец, выбрал тот вариант, под которым оно вошло в литературу.

Попробуем разобраться, почему рассказ называется «После бала».

Значение рассказа

Написанное в 1903 году, незадолго до войны с Японией, произведение показало недостатки государственного устройства страны, при котором казенщина и строгий реакционный режим, царящие не только в армии, но и в других сферах жизни, одерживают верх над нравственными законами. И тогда отходят на второй план гуманность и чувство ответственности за собственные поступки. Однако человек вправе сам решать, какой должна быть его судьба, и доказывает это главная тема «После бала».

Толстой Л. Н. — величайшая фигура в русской и мировой классической литературе. Его творчество многопланово, но есть одна общая черта, объединяющая практически все его произведения. Это мера нравственной ответственности человека за все поступки, которые он совершает в своей жизни.

Композиция и художественные приемы

Произведение строится по принципу «рассказ в рассказе», что придает повествованию больше достоверности. Иван Васильевич, герой-повествователь, пытается объяснить своим собеседникам, что если не все, то многое в жизни зависит от случая. И вспоминает о том, как одна-единственная ночь изменила его судьбу: он порвал отношения с девушкой, в которую был влюблен, и навсегда отказался от мысли стать военным. Это и есть ключ к пониманию того, почему рассказ называется «После бала».

Композиционно монолог Ивана Васильевича делится на две контрастных части: описание бала и того, что произошло ранним утром после его окончания. Их объединяют общие герои: молодой Иван Васильевич и уже пожилой полковник Б., отец Вареньки.

Сюжет произведения

Рассказ начинается с упоминания о барыне. Затем внимание акцентируется на одном из ее работников, которого звали Герасим. Это был крепостной, отличающийся чрезвычайной физической силой и спокойным нравом. Ввиду своего речевого недостатка Герасим был назначен старой барыней на должность дворника. Так, мужчине пришлось сменить родную деревню на городской двор. Его дальнейшая жизнь проходила в тоске по открытым полям и деревенскому быту.

Основная часть дворовой прислуги с уважением отмечает основательность Герасима. Некоторые же сторонятся, побаиваясь его. С настороженностью к крепостному дворнику относится и прачка Татьяна, которая отмечает пугливое замирание сердца при каждом приближении этого человека.

Вскоре Герасим останавливает свое внимание на скромной и смиренной Татьяне, в душе зарождаются нежные чувства. В произведении описаны простые попытки дворника поухаживать за объектом симпатии:

Прачка же считает его внимание навязчивым, испытывая смешанные эмоции при каждом приближении молчаливого исполина.

К происходящим событиям добавляется раздражение барыни относительно регулярного пьянства Капитона, представителя многочисленной дворни. В качестве решения рождается приказ жениться пьянице на Татьяне, чтобы та помогла остепенить мужчину. Управляющий в раздумьях: «Что делать с Герасимом, дабы он не надоедал прачке?». Вот тут-то и появляется хитрый план обмана. Татьяна притворяется пьяной, чтобы глухонемой потерял к ней всякий интерес. Так и происходит.

Спустя год после сильного любовного разочарования глухонемой встречает маленького друга. Волею судьбы Герасим спасает щенка, тонувшего в реке. Нежная забота о домашнем питомце становится единственной радостью дворника. Умея только мычать, глухонемой нарекает собаку Муму.

Вся дворня с теплотой приняла собачонку. Ее даже называли ласково Мумуней. Несмотря на свои размеры, собака отлично сторожила вверенную территорию. Ни разу понапрасну не раздавался лай.

На беду, однажды повзрослевшая собака попалась на глаза старой барыне. Та приказала принести Муму. Собака в непривычной обстановке оскалила зубы, что рассердило хозяйку. Она приказала управляющему Гавриле избавиться от зубастой напасти.

Муму отвезли далеко. Герасим несколько дней ходил сам не свой, пока любимице не сбежала назад. Поняв, что ее исчезновение было не просто так, дворник решил запереть собаку у себя в каморке. Увы, но визг и лай выдали возвращение Муму остальным жителям двора.

Во время тайной ночной прогулки собака залаяла на пьяного, чем сильно напугала барыню. Поднялся переполох. С этого момента участь Муму была предрешенной…

Герасим не дал в руки другим любимицу. С горькими чувствами он взял на себя тяжелый приговор. В трактире дворник накормил Муму щами с мясом, а затем отправился с ней на речку. Привязал два кирпича веревкой к ее шее, он закрыл глаза и бросил собаку в воду. После случившегося глухонемой не захотел оставаться в городе и вернулся в родную деревню пешком.

Отношение читателя к героям

Многие читатели отмечают про себя негативное отношение к барыне. Если вдуматься, то это единственный персонаж, которому автор не дал конкретное имя. Как будто в одном образе были собраны все недостатки зажиточного класса.

Герасим вызывает неоднозначные эмоции:

а) жалость из-за природного недуга; б) восхищение силой; в) уважение степенности и чистоплотности; г) расстройство из-за наивности, в результате которой Татьяна была отдана другому; д) злость из-за слепого послушания, которое привело к гибели Муму; е) торжество справедливости, когда глухонемой подался назад в деревню вопреки желанию барыни.

Современному человеку сложно понять, чем руководствовался Герасим, когда топил Муму. Ведь он мог взять ее с собой и попросту уйти в деревню! С другой стороны, есть же и другие произведения подобной тематики. Вот почему рассказ назван «Кавказский пленник»? Потому что в любое время есть ситуации, из которых не так-то просто сбежать! И если в старину крепостной страшился пойти против воли своего хозяина или хозяйки, то сейчас то же самое можно сказать о работнике и его работодателе. Существует устой правил, который очень сложно изменить.

Читайте также:  Рассказ что такое рассказ краткое объяснение

Краткое содержание рассказа «После бала»

Толстой подробно описывает все, что происходит на балу в доме губернатора. Герой влюблен, поэтому все вокруг кажется ему замечательным: и гости, и звучащая музыка, и любимая Варенька, и ее седовласый, но еще бодрый и полный сил отец, полковник. Происходящее кружит ему голову и наполняет душу безмерным счастьем.

Кульминацией бала становится танец, который полковник исполняет в паре со своей дочерью. Ивана Васильевича больше всего умиляют сапоги старика: старомодные, опойковые, с квадратными носками. Такие давно уже никто не носил, из чего герой делает вывод, что он живет только ради дочери. Но Толстой, вероятно, хотел подчеркнуть еще одну деталь: приверженность полковника к старым правилам и устоям. Это в определенной мере объяснит, как один и тот же человек мог быть (не играть роль, а именно быть!) любящим отцом, а спустя несколько часов руководить жестоким избиением провинившегося солдата.

Но вернемся к сюжету. Иван Васильевич, охваченный чувством восторга, не мог усидеть дома после возвращения с бала. Он отправился на улицу, где стал очевидцем страшной картины. Именно она объяснит, почему рассказ называется «После бала».

Сначала герой услышал странные звуки, затем увидел впереди что-то черное. Оказалось, ранним утром происходило наказание беглого солдата. Его вели вдоль строя, и с каждым шагом на его изуродованную спину с двух сторон обрушивались палки. А руководил этим процессом, к великому ужасу молодого человека, отец его возлюбленной. В какой-то момент взгляд полковника остановился на Иване Васильевиче, но он тут же поспешил отвернуться, словно чего-то застыдился.

Сочинение 3

Почему же произведение Валентина Григорьевича Распутина называется «Уроки французского»?

Герой произведения мальчик одиннадцати лет, приехал из деревни в городок замкнутый и скованный. Он никак не может привыкнуть к новому месту. Он боится всех, и даже классную руководительницу. Ему очень одиноко, он сильно скучает по матери. Самая главная проблема это постоянное голодание, которое мальчишка ощущает даже, когда спит. Чтобы отвлечься, он уделяет время учебе, но не получается с французским языком.

Само повествование рассказа переплетается с учительницей французского языка Лидией Михайловной. Ее уроки связаны не столько с изучением иностранного языка, сколько с познанием самой жизни. Она знала, что главный герой отстает по ее предмету, поэтому осуществляет для него вспомогательные занятия у себя дома, которые ему помогли получить новые и закрепленные знания и не боятся. По началу, это было мучением, но вскоре он понимал, как произносить слова. Эти уроки делали жизнь намного разнообразней, ему было спокойно рядом с ней. Она научила его не только правильному произношению слов, но и доброте, взаимопомощи, преодолевать трудности, избавляться от застенчивости и робости, быть свободным. Паренек часто отказывался от помощи, поэтому Лидия Михайловна решилась поиграть в азартные игры на деньги и намеренно проиграла, лишь бы мальчик купил себе еду. Молодой педагог показал рассказчику, что каждый человек не может быть одиноким, всегда найдется тот, кто поддержит и позаботится.

Очень добрый и поучительный рассказ, прочитав его, задумываешься о том, что нужно больше помогать людям, в какой бы ситуации они не оказались.

Почему рассказ называется «После бала»

А Иван Васильевич больше не мог видеться с Варенькой. Теперь между ними стояла непреодолимая преграда – полковник и наказываемый им татарин. Рассказчик пытался понять его поступок, но главная мысль, к которой он пришел в результате, определила его дальнейшую жизнь. «Пусть я не смогу изменить мир и уничтожить существующее в нем зло, но только я могу решить для себя, участвовать мне или нет в этом зле», — так можно определить итог его размышлений. Так история после бала определила несколько важных для русского общества проблем. В чем разрушающая сила существующего в России режима? Что заставляет одного человека идти на уничтожение другого? Какова доля нравственной ответственности людей за совершенные ими поступки?

Другие сочинения по этому произведению

«Любовь с этого дня пошла на убыль…» (По рассказу Л. Н. Толстого «После бала») «После бала». Л.Н.Толстой После бала «Против чего направлен рассказ Л. Н. Толстого «После бала»? От чего зависят, по мысли автора, перемены в человеческих отношениях? Автор и рассказчик в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Иван Васильевич на балу и после бала (по рассказу «После бала») Идейно-художественное своеобразие рассказа Л.Н.Толстого «После бала» Личность и общество в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Мое впечатление от рассказа Л. Н. Толстого «После бала» Образ Ивана Васильевича (По рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Полковник на балу и после бала Полковник на балу и после бала (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Почему произошла переоценка ценностей у Ивана Васильевича? (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Почему рассказ Л.Н. Толстого назван «После бала» Прием контраста в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Рассказ Л. Толстого «После бала» Роль пейзажа в рассказах Л. Н. Толстого «После бала», И.А.Бунина»Кавказ», М. Горького»Челкаш». Утро, изменившее жизнь (по рассказу «После бала») Утро, изменившее жизнь (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Что такое честь, долг и совесть в моем понимании (анализируя рассказ Л. Н. Толстого «После бала») Размышления Ивана Васильевича в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Роль случая в жизни человека (На примере рассказа Л. Н. Толстого «После бала») Композиция и смысл рассказа Л.Н.Толстого «После бала» Особенности композиции рассказа Л. Н. Толстого «После бала» Роль контраста в произведениях русских писателей XIX века (На примере рассказа Л. Н. Толстого «После бала») Композиция и смысл художественного произведения (На примере рассказа Л.Н. Толстого «После бала»)
Толстой Л. Н. – величайшая фигура в русской и мировой классической литературе. Его творчество многопланово, но есть одна общая черта, объединяющая практически все его произведения. Это мера нравственной ответственности человека за все поступки, которые он совершает в своей жизни.

Источник

Познавательное и интересное