Почему у буквы е две точки сказка

Сказки

Буква Ë

А ЧТО ПОХОЖА БУКВА

Е и Ë — родные сестры,
Различать сестер непросто.
Но у буквы Ë две точки,
Словно к лесенке гвоздочки. (В. Степанов)

Буква Е передохнула.
Как тотчас же на нее
Пара птенчиков вспорхнула —
Получилась буква Ë. (Е. Тарлапан)

Буква-колючка

На букву Ë ты
назовешь
Три слова: ёлка,
ёж и ёрш,
И все ужасно
колко. (А. Шибаев)

УЧИМСЯ, ИГРАЯ

(Материал для игровых упражнений)

Звук

Фонетическая зарядка.
Что больше всего на свете любит медведь? (Мёд.)

Узнайте звук.
Вставайте (хлопайте) в том случае, если слово начинается с ё. (Елка, ежевика, юркий, енот, ёршик, еловый, песенка, ёж, яркий, юла, яблоко.)

Кто внимательный?
Запомните слова с ё, которые встретятся вам в сказке.

Ежик и ёршик

Все звери легли спать на зиму, и ёжики улеглись в норе под ёлкой. А маленькому ёжику не спится.
— Мам! Что это мы всё спим да спим. Можно, я схожу к своему другу ёршику?
— Да ты что? Замёрзнешь ещё. Спи!
Лежал-лежал ёжик, ёрзал-ёрзал, дождался, пока мама уснула, и вылез из норы. Вылез и удивился. Всё белым-бело, и снег на ёлках то на цыплёнка похож, то на ёжика и даже на ёршика!
— Ой, как здорово! А ёршик-то сидит в реке, ничего этого не видит!
Прибежал к реке, а вместо реки — один лёд, и прорубь посередине.
— Ерш, а ёрш! Я чего видел! Ну, ёрш!
Долго звал ёжик, замёрз весь. Наконец выплыл заспанный ёрш:
— Ну, чего кричишь, спать не даёшь?
— А разве вы тоже спите?
— Ещё как. До самой весны. Шёл бы и ты, а?
Затрусил ёжик домой, в тёплую нору. Замёрз весь, съел мёду, чтоб не заболеть, и залёг спать до весны. (Г. Юдин)

Доскажите словечко.

Ну и платье:
Сплошь иголки.
Его носят вечно. (ëлки).

Добродушен, деловит.
Весь иголками покрыт.
Слышишь топот шустрых ножек?
Это наш приятель. (ёжик).

Слоговой аукцион.
Называйте не предметы, а действия. Да. (-ёт); по. (-ёт); бе. (-рёт); жи. (-вёт); не. (-сёт); ве. (-зёт); и. (-дёт).

Ударный — неударный. Сочиним сказку.

Про ёлочку

Росла в лесу ёлочка. Было у неё три подружки. Кто они, догадайтесь сами. В их названии три слога. (Берёзка, осина, рябина.)
И вот наступил в лесу праздник, подружки принесли ёлочке подарки. Берёзка подарила игрушку, в названии которой два слога, первый — ударный. (Кукла.) Рябинка подарила весёлого деревянного человечка. (Как его зовут? Сколько слогов в этом слове? Назовите ударный.) Осинка долго думала, что подарить подружке, а затем решила подарить ей. Что?
(Учитель показывает детям книгу «Сказки».)
Елочка была рада и поблагодарила друзей. Что она сказала? (Учитель пишет на доске слово спасибо.) Произнесите это слово. Как интересно звучит спасибо, как будто маленькая песенка. Повторите-ка ещё разок и послушайте, где в этом слове ударение.

Буква

.

Слово рассыпалось.
Все слова раньше начинались с Ë: КИЖË, ШËР, ЧАКОЛË. (Ответ: ёжик, ёрш, ёлочка.)

Сказка «Почему Ë всегда ударная»

Из этой сказки вы узнаете, откуда взялись у буквы Ë вверху две шишки — ой, нет! — две точки.
Однажды буква Е убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, закачались деревья. Букве Е стало страшно, и она спряталась под ель. Ель тоже закачалась от ветра, и на букву Е упали две шишки, от которых на голове у Е образовались шишки. От этого она превратилась в другую букву — букву Ë. Вот, оказывается, почему Ё всегда ударная.

Превращение слов. Ерши — ёрш, ежи — ёж, ели — ёлка.

Источник

Конспект занятия по обучению грамоте «Гласная буква Ё»

Екатерина Владимировна Кичкайло
Конспект занятия по обучению грамоте «Гласная буква Ё»

— познакомить детей с новой буквой Ё;

— научить читать её в словах и слогах;

— привить интерес к книгам;

— образ буквы Ё;

Ход урока:

1. Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята, садитесь!

А теперь давайте поздороваемся с источником жизни на земле с солнышком.

Здравствуй солнце золотое!

Здравствуй небо голубое!

Здравствуй матушка земля!

Здравствуй Родина моя!

А сейчас проговорим скороговорку!

Та-та-та- у нас дома чистота

Тё-тё-тё- отложи свое шитьё

То-то-то-стали мы играть в лото

Ать-ать-ать-мы идем гулять

Ат-ат-ат- берем с собою самокат

Итак, ребята начнем наше занятие! Отгадайте загадку!

Живёт в глуши лесной;

Иголок много – много

Лесом катится клубок,

У него колючий бок,

Он охотится ночами

За жуками и мышами.

Проведём слого-звуковой анализ слова ёжик.

Сколько в слове слогов? (ё-жик)

Из каких звуков состоит первый слог? (йо)

На какой слог падает ударение? (на 1)

Какие звуки слышатся вначале слова ёжик? Произнесите (йо)

Ребята, эти звуки обозначаются одной буквой Ё

Давайте произнесём эту букву. Как она произносится? (тянется, значит, эта буква, какая? (гласная)

Если буква ё впереди то она обозначает 2 звука,

Вывешиваются картинки Ёжик, Ёлка, и буква Ё.

Что вы видите на картинке? На что похожа буква Ё

Чем похожи буквы Е и Ё?

Буква Е передохнула,

Как тотчас же на нее

Пара птенчиков вспорхнула –

Получилась буква Ё.

Напишите букву Ё в воздухе.

Давайте напишем четыре больших буквы Ё. Посмотрите, как я пишу букву Ё на доске. Сначала я пишу сверху вниз длинную палочку, потом, начиная с верхней, три коротких палочки слева направо. И наконец, ставлю над буквой две точки.Ребята запомните существует такое правило: Если в слове стоит буква ё то она всегда ударная а почему послушайте сказку!

Из этой сказки вы узнаете, откуда взялись у буквы Ё вверху– две точки.

— Понравилась вам сказка ёжика?Но не зря же мы часто говорим: сказка ложь, да в ней – намёк, добрым молодцам урок. Какой урок вы извлекли из этой сказки? (Буква ё всегда ударная).

— А давайте проверим! Прочитайте эти слова хором, в них есть буква ё

(слова напечатаны на доске)

А теперь будем читать каждое слово отдельно и определять ударную гласную. (Выполняем) Ну что, убедились?Запомните: на Ё всегда падает ударение.

А теперь работаем в тетрадях. Выполняем задание. У вас на столах лежат карандаши красный, синий и зеленый. Каким цветом раскрасим квадратик? Красным почему? Потому что гласный.

Знакомство с новой буквой Ё.

— Давайте произнесём его три раза и определим, гласный он или согласный?

(гласный)

— Из скольких звуков он состоит? (Из двух [Й’] и [О])

— Вот, посмотрите на него! (Показываю Ё) и он ещёобладает свойством: сделать предшествующую согласную мягкой!

А теперь посмотрим в зеркала как произносится звук Ё.

— А теперь будет игра: я буду называть слова, а вы хлопать в ладоши только тогда, когда слово начинается с буквы Ё.

ёлка, ежевика, юркий, енот, ёрш, еловый, ёж, яркий, юла яблоко.

Молодцы! А теперь посмотрите на картинку и назовите находится звук Ё в начале в середине и в конце Вывешивается картинка.

Вывод: Буква Ё не всегда имеет два звука, а только когда стоит вначале слов, после гласной буквы или после мягкого знака.

— Вот и подходит к концу наше занятие. Давайте повторим, с какой буквой мы сегодня познакомились? («ё»)

— Из скольких звуков он состоит? ([й’],[о])

— Какая это буква, гласная или согласная? (гласная)

— Что еще интересного запомнили о букве? (делает предшествующий согласный мягким, всегда ударная).

— А кто нам помог в работе? (ёжик) Скажем ему спасибо!

— Ах, да, чуть не забыла! Ёжик на прощанье придумал последнюю загадку:

Читайте также:  Рассказ не гнись орешник артемьев краткое содержание

Чем заканчивается ВСЁ? Догадались? (буквой Ё)

Альбом для организации конструктивной деятельности дошкольников «Схемы транспортных средств» Среди серии альбомов для организации совместной, а затем и самостоятельной конструктивной деятельности дошкольников хотелось бы познакомить.

Широкая масленица на Нижегородской ярмарке! Я люблю фотографировать и хочу представить вам фото с масленичной недели на Нижегородской православной ярмарке Очень уж мне нравится.

Источник

Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой Ё, звуками [ЙО]»

Гончарова Татьяна
Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой Ё, звуками [ЙО]»

Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе

«Знакомство с буквой Ё, звуками [ЙО]»

Задачи:1. Познакомить детей с буквой Ё, её роли при смягчении согласных.

2. Закрепить знания детей о еже.

3. Развивать логическое мышление.

4. Совершенствовать навык слитного чтения.

5. Совершенствовать навык составления звуковых схем.

6.Формировать элементарное осознание явлений языка и речи: нахождение места звука в слове.

Оборудование: иллюстрация ёж, схема слова ёж, счётные палочки, цветные карандаши.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Проблемная ситуация.

— По какой волшебной стране мы с вами начали путешествие? (по «Волшебной стране звуков и букв»)

— Кто живет в этой стране? (Звуки и буквы).

— Какие бывают звуки? (Звуки музыки, природы, предметов.)

— Молодцы, ребята. Сегодня мы продолжаем путешествие по этой стране. Мы узнаем, какие еще бывают звуки. Поиграем с этими звуками в интересные игры. Ну, что, отправляемся в путь? (Да). Но сначала отгадайте, кто с нами сегодня отправится в путешествие.

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки не одной. (Ёж)

4. Звуко-буквенный разбор слова ёж.

-Какие звуки слышите в начале слова? (йо)

-Какой первый звук? Второй? И т. д.

по ходу разбора выставляется схема слова.

5. Представление буквы Ё.

— Дети, звуки[йо] обозначаются буквойЁ.Эту букву тоже называют хитрой, так как она может обозначать два звука.

Произносим мы два звука,

Но одну лишь пишем букву!

Не забыть бы про неё!

Буква Ё бывает большой и маленькой (показ букв).

-На что похожа буква Ё?

— Ребята, открою вам ещёодин секрет: на букву Ё всегда падает ударение! А что такое ударение? Её называют УДАРНОЙ!

-А хотите узнать, почему её называют ударной?

Послушайте сказку: Из этой сказки вы узнаете, откуда взялись у буквы Ё вверху две шишки — ой, нет! — две точки.

— Однажды буква Е убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, закачались деревья. Букве Е стало страшно, и она спряталась под ель. Ель тоже закачалась от ветра, и на букву Е упали две шишки, от которых на голове у Е образовались шишки. От этого она превратилась в другую букву — букву Ё. Вот, оказывается, почему Ё всегда ударная. Хотите проверить? (чтение)

6. Моделирование буквы Ё.

-У вас на столе палочки, выложите букву Ё, нарисуем в воздухе пальчиком.

(выполнение задания, по ходу индивидуальная помощь)

7. Игровое упражнение «Придумай слова с буквой Ё».

-Дети, вам надо будет придумать слова, в которых есть звук [йо] в начале, в середине и слова, в которых нет этого звука. (ответы детей)

Жил в лесу колючий ежик,

Был клубочком и без ножек, (Обнимают себя за плечи)

Не умел он топать —Топ-топ-топ. (Выполняют «топотушки»).

Только носом двигать – Шмыг-шмыг-шмыг (Шмыгают носом).

А ребятки в лес пришли,

Ежика в лесу нашли,

Научили топать — Топ-топ-топ. (Выполняют «топотушки»).

Научили бегать… (Бегают на месте)

9. Письменная работа.

-С какой буквой познакомились?

-Какие звуки обозначает эта буква?

Конспект НОД для детей 6–7 лет по обучению грамоте «Знакомство с буквой «Ц», звуком [Ц]» Тема недели: «Солдаты России» Цель: познакомить детей со звуком [Ц], артикуляцией при его произношении, характеристиками: согласный, глухой;.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе. Знакомство со звуками [п]-[п’] и буквой п Цель: знакомство с буквой и звуком «П». Задачи: 1. Познакомить детей с согласными звуками «П», «ПЬ» и буквами П. 2. Развивать фонематический.

Конспект НОД по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство со словом и предложением» Тема: Знакомство со словом и предложением. Цель: Ознакомление со звучащим словом, самостоятельное называние слов детьми. Задачи: 1. Познакомить.

Конспект по обучению грамоте детей 5–6 лет «Знакомство со звуками [П] и [П’]» Конспект по обучению грамоте детей 5 – 6 лет «Знакомство со звуками [п] и [п’]». Цель: познакомить детей со звуками [п] и [п’] и их графическим.

Конспект занятия по обучению грамоте на логопункте в подготовительной группе «Знакомство с буквой С» «Путешествие в волшебный лес. Знакомство с буквой С» Цели: Коррекционные: Закрепить звуки С, и С. Познакомить детей с новой буквой «С».

Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство со звуком [М] и буквой М» Тема: Знакомство с буквой «М», обозначающей звук [м] и [м’] Цели: знакомство с понятием «согласный звук»; выделение заданного согласного.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой Е, е» Тема: Звук [е], буква Е. Программное содержание: 1. Познакомить детей со звуком [е] и буквой. 2. Формировать умение детей находить эту букву.

Непосредственно образовательная деятельность по обучение грамоте в подготовительной к школе группе «Знакомство с буквой Ю» НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: «Знакомство с буквой Ю». Цели: 1. Познакомить с гласными буквами «Ю», «ю»;.

НОД по обучению грамоте в старшей группе на тему «Ознакомление со звуками [д], [д’], буквой Д» Ход образовательной деятельности. I Организационный момент. Педагог встречает детей. Дети, у нас сегодня гости, давайте поздороваемся.

Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Знакомство с буквой Ю» НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: «Знакомство с буквой Ю». Цели: 1. Познакомить с гласными буквами «Ю», «ю»;.

Источник

Почему Ё всегда ударная

2. Развитие слухового внимания.

Дефектолог: Послушайте стихотворение и запомните слова, в которых есть буква Ё.

Где ёж?

Нашёл под берёзкой

Запись слов из стихотворения по памяти.

Дефектолог: Припомните и назовите слова с буквой Ё из сти­хотворения. Запищите их (запись на доске). Укажите, сог­ласные, которые смягчаются гласной Ё. В каких словах, буква Ё обозначает два звука?

4. Обогащение словаря действий. Подбор родственных слов-действий (задание 2. с. 14).

Дефектолог: Ёжик так устал! Он хочет выполнить свою лю­бимую зарядку. Попробуем выполнить ее вместе с ним.

Дети декламируют стихотворение и выполняют дви­жения (импровизация).

Ёжик в бане вымыл ушки,

Шею, кожицу на брюшке.

— Ты мне спинку не потрёшь?

6. Развитие логического мышления. Развитие звукового анализа и синтеза на уровне словосочетания.
Дефектолог: Возьмите с иголок ёжика яблоки, груши и гри­бы и прочитайте загадки, записанные на них.

Не заботясь о погоде, Я прихожу с подарками

В сарафане белом ходит, Блещу огнями яркими,

А в один из майских дней Нарядная, забавная,

Май серёжки дарит ей. На Новый год я главная.

Аи люлень, да люлень, По горам идёт олень. В люльку дрёму он кладёт, Тихо песенку. (поёт)

Как зовут меня, скажи.

Часто прячусь я во ржи, Скромный полевой цветок,

Мастер шубу себе сшил На скамейке у ворот

Иглы вынуть позабыл. (Ёж) Лена горько слезы. (льёт)

Дефектолог: На какие группы можно разделить слова-отгад­ки? (Слова-предметы и слова-действия.) Составьте из отга­данных слов словосочетания, укажите в них наличие буквы Ё и, где это возможно, согласного перед ней.

Читайте также:  Сказки с использованием числительных

7. Развитие навыков слогового анализа и синтеза (задание 3. с. 14).

С
с Ё
с Е
с Е

8. Развитие навыков языкового анализа и синтеза (задание 5. с. 14-15).

Дефектолог: Вставьте пропущенные буквы в слова и прочи­тайте предложения. Восстановите и запишите текст. Ука­жите в словах место и роль буквы Ё.

Его прин_с ветер. Мальчик выкопал ножом ямку. Между стволами сосен раст_т топол_к. Митя решил пересадить то-пол_к. Теперь топол_к будет расти. Потом Митя полил де­ревце водой. Туда он перенс топол_к.

Между стволами сосен вырос тополёк. Его принёс туда ветер. Митя решил пересадить тополёк. Мальчик выкопал ножом ямку. Туда он перенёс тополёк. Потом Митя полил деревце водой. Теперь тополёк будет расти.

В зависимости от возможностей детей может исполь­зоваться также следующий текст.

Раннее апрельское солнце разбудило лес. Ветерок несёт по лесу весенние запахи. Он разбудил жика. Под его луча­ми растаял снег и л_д. На ней зелная молодая трава. Вот по лесу пробежал весенний ветерок. Колючий _жик выбрался на лесную полянку. Под ветками была тплая влажная зем­ля. Он стряхнул сухие листья и посмотрел вокруг. Рядом на берёзке запел скворец.

Дефектолог: Приведите примеры смягчения согласных глас­ной Ё. Назовите слова, где гласная Ё обозначает два звука.

ЗАНЯТИЕ 11

Ход занятия

1. Закрепление знания морских животных и рыбадание 1. с. 15).

Дефектолог: Рассмотрите картинки и назовите их.

Картинки: ракушка, краб, черепаха, рыба-молот.

2. Знакомство с героями занятия.

Дефектолог выставляет на доску изображение Русалочки. Дети припоминают ее имя, название сказки, автора.

3. Знакомство с темой занятия.

4. Сформулировать тему занятия и записать ее на доске.

II. Основная часть

Дефектолог: Как только мы согласились посетить морское царство, сразу нашлось множество друзей русалочки, гото­вых показать нам подводное царство. Как вы думаете, кто бы это мог быть? (Черепахи, дельфины, морские коньки, акулы. ) Вы знаете, я не очень хочу путешествовать на аку­лах, а вы? Может, нам отказаться от их помощи и выбрать из оставшихся помощников?

Запишите (запись на доске) названия морских живот­ных в порядке увеличения скорости их движения.

Слова: черепахи, морские коньки, дельфины.

3. Работа по развитию слогового анализа и синтеза (задание 2. с. 15)

Дефектолог: Вот мы перед воротами подводного замка. Око­ло ворот стоят стражники-раки. Ворота откроются, если мы выполним задание раков. Раздайте слоги ракам-стражни­кам: запишите их в две колонки.

Слоги: ар, ру, ро, ры, ре, ир, ло, ла, ул, лу, ли, лы, ле.

4. Обогащение словаря по теме «Рыбы»

Дефектолог: Мы попали во дворец морского царя. Он очень!

Картинки: угорь, лосось, сельдь, минтай, сайра, сарди­на, камбала, мойва.

5. Развитие звуко-буквенного анализа на уровне слова (задание З.с. 16).

Л

-пять названий животных.

Р

пять названий животных.

Р

пять названий птиц.

Л

пять имен.

Р

пять имен.

Дефектолог: Выложите из палочек: рыбку, подводную лод­ку, акулу (импровизация).

7. Развитие навыков звуко-буквенного анализана уровне слова (задание 4. с. 16).

Дефектолог: Мы так спешили, так старались, но чуть-чуть опоздали. Русалка получила от Чёрной Каракатицы ноги, а взамен отдала свой прекрасный голос. Все в растерянности, что же делать? И тут свою помощь предложил друг Русало­чки — смелый маленький краб. Он хочет поплыть к прекра­сному принцу и всё ему рассказать. Краб верит в то, что, увидев чудесную девушку, принц сразу полюбит её.

Параллельно проводится работа над пониманием се­мантики слов.

8. Развитие логического мышления и зрительного воспри­ятия (задание 5. с. 16).

9. Развитие звукового анализа на уровне (задание 6. с. 16-17).

Дефектолог: С вашей помощью краб добрался до принца: рассказал ему о несчастье. Принц спешит к морю на помощь Русалочке. А вот и пещера Черной Каракатицы. Путь в не преграждают злые осьминоги.

ГОРЬКОЕ ЛЕКАРСТВО ЖЁЛТАЯ ЛЕНТА КИСЛЫЙ ЛИМОН КРАСНАЯ МОРКОВЬ РЫБНЫЙ БУЛЬОН

10. Развитие навыков языкового анализа (задание 7,с. 17).

Дефектолог: Русалочка свободна. Принц увидел прекрасную девушку и сразу её полюбил. Пора возвращаться во дворец.

Все обитатели морского царства рады освобождению Ру­салочки. Настало время прощаться с правителем подводно­го мира и его дочерью. Царь дарит нам на прощание отры­вок из своей любимой сказки о море.

Жи_ ста_ик со своею ста_ухой у самого синего моя.

Тидцать _ет и т_и года _ови_ он неводом _ыбу.

П_ишё_ невод с одною тиной.

Он втоой _аз закину_ невод.

Пишёл невод с т_авою москою.

В тетий аз закину_ он невод.

Попа_ась в невод зо_отая _ыбка.

Дефектолог: Назовите сначала слова с буквой Р, а затем слова с буквой Л в середине слова.

ЗАНЯТИЕ 12

Ход занятия

1. Развитие графических навыков письма (умения рисовать непрерывную линию) (задание 1.с. 17).

Дефектолог: начертите дорожки от одного предмета к друго­му, не отрывая руки от листа бумаги.

2. Выделение согласных М- Н из слов предыдущего задания.

3. Сформулировать тему занятия и записать ее на доске.

II. Основная часть

Знакомство с героями занятия (задание 2. с. 18).

Дефектолог: Рассмотрите представленные картинки и опре­делите, из какой сказки они пришли и как их зовут. Картинки: Настенька, Морозко, мачеха, Марфушка.

3. Развитие звукового анализа и синтеза на уровне слога (задание 3. с. 18).

Дефектолог: Много работы в доме мачехи. Со всеми делами успевает справляться трудолюбивая девушка. Вспомните и запишите (запись на доске), что делала Настенька в доме. Укажите наличие и место букв занятия.

Приблизительный перечень слов: метет, носит воду, кор­мит скотину, накрывает на стол, моет пол, посуду.

5. Активизаиия словаря признаков (задание 4. с. 18).

5. Развитие зрительного восприятия (задание 5. с. 18).

Наложенные изображения: веник, ножницы, молоток, лампочка, нитки.

7. Развитие слогового анализа и синтеза на уровне слово­сочетаний (задание 6. с. 19).

Дети подбирают слова-действия и слова-признаки к существителъным «солнце», «мороз», «ветер».

С ним я крепко подружусь.

Подойдет ко мне мороз,

Тронет руки, тронет нос.

Значит, надо не зевать:

Прыгать, бегать и скакать.

9. Развитие навыков языкового анализа и синтеза (задание 7. с. 19).

Дефектолог: Вот и дом отца виднеется. Много подарков везет Настенька. Не помнит девушка зла, причиненного ей злой мачехой и сестрой. Собрался вокруг народ. Все дивятся: как это Настенька выжила в лесу зимой, да еще подарки привезла. Рассказала им девушка о том, как выгнала ее мачеха из дома, о Морозке и о его доброте. Стыдно стало старухе-маче­хе. Просит она у всех прощения. Простим ее? Пусть выпол­нит задание. Прочтите вместе с мачехой стихотворение Морозко и дополните последнюю строку словом с буквой Н или М. Запишите и укажите место изучаемых букв в словах.

Дуйте, что есть _очи! Вейтесь над зелёю,

Вихри, бури и бура_ы Пусть бежит в полях позё_ка

Разыграйтесь к (_очи)! Белою (з_еёю).

Дефектолог: Назовите для Настеньки слова с ее любимой бу­квой,- а потом слова для Морозко с его любимой буквой.

ЗАНЯТИЕ 13

Ход занятия

Развитие пространственно –временных отношений (задание 1. с. 19).

2. Знакомство с темой занятия через выделение первых звуков в словах.

4. Сформулировать тему занятия и записать ее на доске.

II. Основная часть

1.Знакомство с героями занятия через прослушивание сказки «Белоснежка и семь гномов»:

а) прослушивание отрывка сказки;

б) беседа по сказке:

— Вспомните, как зовут героиню сказки?

— Кем была Белоснежка в сказке?

— Как звали остальных, героев сказки?

— Кого вы сможете назвать среди добрых героев, а кого среди злых?

Читайте также:  Рассказ про свою семью на английском языке с переводом для 2 класса

2. Развитие звукового анализа на уровне слога (задание 3. с. 20).

Дефектолог обращает внимание детей на разный шрифт за­писанных букв.

3. Развитие артикуляционной моторики и зрительного восприятия.

(б)рошка (П)рошка (п)арта

(п)еремена (п)одушка (п)етух

4. Накопление словаря на заданные буквы.

Примерный перечень слов и словосочетаний: мыть пол, мыть посуду, штопать белье, варить обед, печь пироги, прясти пряжу, убирать постель.

Дефектолог: Изобразите маленьких гномов за работой в ле­су. А теперь Белоснежку за работой по дому. Вот малыши удивились при встрече с незнакомкой. А теперь очень обра­довались неожиданному знакомству.

6. Развитие звукового анализа на уровне слова (задание 4. с. 20).

_ингвиндико_раз антило_а шим_анзе

7. Звуковой анализ на уровне предложения. Развитие языкового анализа (задание 5. с.20).

Дефектолог: Увы! Как бы мы не спешили, нам не удалось опе­редить злую колдунью. Белоснежка успела откусить кусочек отравленного яблока и упала без чувств. Но не стоит сильно печалиться.Из далекой страны на помощь прекрасной Бело­снежке спешит принц. Пройдите вместе с принцем по лаби­ринту и укажите ему дорогу к домику гномов.

В коридорах лабиринта разбросаны буквы, собирая ко­торые дети составляют предложение.

Буквы в лабиринте: Б. Л, А, Г, О, Р, О, Д, Н, Ы, Й, П, Р, И, Н, Ц, С, 11, Е, Ш, И, Т, Н, А, П, О, М, О, Щ, Ь, К, П, Р, Е, К, Р, Л, С,Н, О, Й, Б, Е, Л,О, С, Н, Е, Ж, К, Е.

8. Развитие языкового анализа.

Образец: Бабушка писала письмо внуку.

— Почтальон принес письмо.

— К рябине подлетел снегирь.

— Папай сын почистили пескарей и окуней.

8. Работа с деформированным текстом. Развитие зри­тельного внимания и восприятия (задание 6.с.21).
Дефектолог: Белоснежка пробудилась ото сна; Счастливый принц усадил ее на коня и увез в свое королевство. Гномы растроганы случившимся. Малыши написали своей подру­ге письмо. Но почему его так трудно прочесть, в чем причи­на? Устраните ошибки в письме гномов и прочитайте его для Белоснежки»

Мы очень рады тому, что у тебя все хорошо мы постара­емся не грустить без тебя твой пес охраняет наш дом поне­дельник убирает в комнатах вторник будит нас по утрам среда и четверг ухаживают за животными пятница готовит обед и ужин суббота собирает хворост для камина, а воскре­сенье следит за огородом у нас все хорошо приезжай к нам, когда сможешь мы с нетерпением ждем тебя Любящие гномы

III. Итог занятия

ЗАНЯТИЕ 14

Ход занятия.

Оргмомент

1. Развитие связной речи. Закрепление знания содержания сказки «Кот в сапогах».

Картинки: три последовательные картинки для составле­ния рассказа (используются наборы картинок, равные ко­личеству детей):

а) кот сообщает маркизу о приближении короля;
маркиз прыгает в воду;

маркиза вытаскивают из воды;

б) кот пришел к людоеду;
людоед разговаривает с котом;
людоед превращается в мышку;

в) три сына сидят около мельницы, рядом стоят кот и осёл;

один брат забирает кота; другой брат забирает осла.

Дефектолог: Составьте рассказ по серии картинок.

2. Знакомство с темой занятия через выделение букв Г – К.

3. Сформулировать тему занятия и записать ее на доске.

II. Основная часть

1. Развитие словаря. Подбор слов-действий к словам-пред­метам.

2. Знакомство со стилизованным изображением букв Г-К (задание 1.С.21).

4. Развитие навыков слогового анализа и синтеза.

Дефектолог: Хозяин кота очень не любил работать, да и де­лать он ничего толком не умел. Поэтому скоро этот человек почувствовал сильное чувство голода. Он позвал своего питомца и попросил того раздобыть какую-либо еду. Кот отли­чался большой сообразительностью и, подумав немного, вскоре принес пару куропаток. Разложите «куропаток» в горшочки, да так, чтобы получились из слогов слова. Запи­шите слова, поделив их на слоги.

Слоги: НО, КИ, ГИ, СЕТ, КА, РЯ, СНЕ, РИ, КУ, ЦА.

Приблизительный перечень слов: ноги, кино, кисет, сет­ка, гиря, снегири, курица.

5. Развитие временных представлений.

Дефектолог: Кот приготовил своему хозяину вкусные куша­нья. Но животному сложно разобраться, когда что нужно подавать. Прочтите название времени приемов пищи и на­звания частей суток и расставьте их по порядку.

Карточки со словами: ужин, полдник, обед, завтрак; ут­ро, день, вечер, полдень.

Дефектолог: Кот и его хозяин, плотно пообедав, решили не­много отдохнуть. Кот предлагает интересную игру: состав­лять из палочек или спичек фигуры и предметы. А затем, немного подумав, превращать одни фигуры в другие.

переложить четыре палочки так, чтобы получить триравных квадра­та (постараться найтидва решения).

переложить четыре палочки так, чтобы получилось пять треугольни­ков.

переложить две палочки так, что­
бы получилось пять равных квадра­тов.

переложить пять палочек так, что­бы получилось два равных квадра­та.

убрать две палочки так, чтобы ос­талось три квадрата.

7. Работа по развитию логического мышления (задания 2, с. 21.)

Дефектолог: прослышал младший брат про то, что король ищет подходящего жениха для своей дочери. Посылает он к нему кота с подарками. Подумайте и скажите, что мог кот отправить королю в подарок для принцессы? (Кольцо, цветок, карету, букет гвоздик, коня, колье…) Помогите коту доставить подарки к королю во дворец: отгадайте ребусы. Запишите слова – отгадки. Выделите в них Г – К.

8. Работа по развитию навыков звукового анализа на уровне словосочетаний.

Дефектолог: Но кот решил поступить по-другому: он оставил подарки дома, а сам поймал двух жирных кроликов и понес их королю.

Дефектолог: Прочитайте слова (запиcь на доске) и распреде­лите их в два столбика.

Слова: колесница, вагон, гамак, санки, телега, тачанка, упряжка собак, повозка, тройка лошадей.

Дефектолог: Какие слова можно объединить в одну группу, почему? Какое слово лишнее? Почему?

9. Работа по обобщению.

Колосится в поле рожь. Топили, сушили,

Там во ржи цветок найдешь Колотили, рвали,

Ярко-синий и пушистый, Крутили, ткали,

Только жаль, он не душистый. (Василёк) На стол клали. (Лен)

В синем небе голосок

Будто крохотный звонок. (Жаворонок)

10. Работа по развитию звукового анализа на уровне сло­восочетания (задание 3. с. 22).

Впереди виднеется красивый сад. Королевская свита решила сделать привал. Король и его дочь любуются деревьями и цветами, собирают ягоды и фрукты. Навстречу идут садоводы. Они уже знают, что нужно отвечать в случае, если король спросит их о владельце этого прекрасного сада.

«Подберите» в саду маркиза Карабаса к каждому яблоку для пары грушу так, чтобы можно было прочесть словосоче­тания типа «прилагательное + существительное». Запиши­те словосочетания и укажите в словах буквы занятия.

Слова-предметы Слова-признаки
(записаны на грушах) (записаны на яблоках)
КРАСНАЯ ВАРЕЖКИ
КРУГЛОЕ МОРКОВЬ
СОЧНАЯ ШАПКА
ТЯЖЕЛЫЕ ЗЕРКАЛО
МОХНАТЫЕ ТРАВА
ЗЕЛЕНАЯ ГИРИ

11. Развитие языкового анализа на уровне предложения (задание 4. с. 20).

12. Развитие языкового анализа на уровне текста.

Дефектолог: Пока гости любовались садом, кот справился с Людоедом, и теперь замок принадлежит маркизу Карабасу. Новый хозяин приглашает всех внутрь. Все любуются пре­красным замком, его богатством и роскошью. А маркиз ти­хонько благодарит кота. Вскоре сыграли пышную свадьбу. Кот, маркиз и его жена остались жить в замке. Коту выда­ли огромную медаль, на которой было записано: ЗА ОГРОМ­НЫЕ ЗАСЛУГИ: ВЕРНОСТЬ И ПРЕДАННОСТЬ МОЕМУ ДРУГУ! Давайте вместе припомним путешествие, которое мы совершили на занятии вместе с героями сказки и запи­шем небольшой рассказ (запись на доске), указав в словах наличие и место букв занятия. Итог занятия

Дефектолог: Прочитайте свои рассказы и назовите слова с буквой Г, затем с буквой К.

ЗАНЯТИЕ 15

Источник

Познавательное и интересное