Сочинение Взятки Хлестакову в Ревизоре (комедии Гоголя)
Испокон веков чиновники иногда набивают карманы взятками. А кое-кто делится с другими нажитым добром, чтобы избежать разбирательства, как персонажи пьесы «Ревизор». Городничий, судья, смотритель городских училищ и прочие их коллеги, сообща одаривают Хлестакова тысячерублевой взяткой. При этом воображаемый ревизор отказывается принимать деньги, утверждая, что взяток не берет, зато готов принять некоторую сумму в долг. Хлестакову хорошо известно, что деньги он не вернет никогда.
В начале действия, Хлестаков не догадывается, почему окружающие угождают ему. Он воображает, что причина кроется в его неординарных способностях, исполняет роль просвещенного человека, впрочем, признательного за доброе отношение к себе. К четвертому действию пьесы уездные чиновники окончательно уверовали, что перед ними могущественная государственная персона. Под действием благоговейного ужаса болтливый бездельник Хлестаков превратился в того, кем его хотели видеть. Теперь нужно скрыть от ревизии беззакония, творящиеся в подконтрольных ведомствах, обезопасив собственную личность.
Чиновники осознали, что пришло время действовать, как принято в цивилизованном обществе, а именно задобрить проверяющего взяткой. Представители местной знати облачились в парадную форму и явились к ревизору, чтобы познакомиться и продемонстрировать служебное рвение.
Поначалу чиновники не знали, каким образом подсунуть ревизору деньги. На разведку отправили самого красноречивого – судью Ляпкина-Тяпкина. Тот совершенно оцепенел от страха, поглощенный думой о взятке. Все решилось само собой: судья выронил деньги из трясущихся рук, а Хлестаков подхватил упавшие купюры и попросил их в долг. Конечно, судья был счастлив оказать пустяковую услугу столь важному господину.
Остальным визитерам не пришлось беспокоиться – Хлестаков сам просил деньги, не дожидаясь пока предложат. Почмейстер боялся произнести не те слова, поэтому во время беседы с ревизором отвечал односложно и не перечил. Передав Хлестакову взятку, он вздохнул с облегчением и распрощался.
Смотритель городских училищ так и не решился войти в комнату к ревизору, его туда втолкнули силой. Там Лука Лукич продолжил демонстрировать растерянность: на вопросы отвечал невпопад, дрожал и ронял сигареты. Наконец, Хлестаков осчастливил его просьбой о деньгах. Освободившийся от принесенной взятки чиновник возрадовался тому, что ревизор не заглянет в учебные классы.
Хитрее других оказался заведующий городскими больницами Земляника. Чтобы спасти от ревизии свое ведомство, не платя при этом взятку, он решил переключить внимание ревизора на других чиновников. Для этого он раскритиковал деятельность своих товарищей, не забыв упомянуть о собственных выдающихся заслугах. Земляника надеялся уйти просто так, но обнаглевший Хлестаков остановил его на выходе и потребовал четыреста рублей.
В нескольких эпизодах, связанных с передачей взятки, отлично раскрывается характер героев: трусость, низость, лицемерие чиновников и нахальство Хлестакова.
2 вариант
1. Характеристика героев, дающих взятку Хлестакову.
2. Земляника приходит к Хлестакову.
3. Значение образов комедии «Ревизор».
Характеристика героев, дающих взятку Хлестакову
Автор изображает неправду, чтобы читатели пришли в «трепет от беспорядков». Городничий и главы учреждений управляют городом. Чиновники обдумывают, как избежать страшной расплаты, и взятками хотят подкупить ревизора. Они предлагают ему взятку так, чтобы никто не увидел. Первым приходит к Хлестакову судья Ляпкин-Тяпкин. Судья дрожит от страха, деньги случайно падают на пол, все действия выполняет «поспешно». Он думает, что сейчас свершится суд над ним. Столичный гость начинает говорить совершенно неожиданно, потом добавляет, что ему нравится «Владимир орден». Но Ляпкин-Тяпкин плохо делает свою работу. Он всем говорит, что берёт взятки «борзыми щенками». Речь Хлестакова характерна для актёра по жизни: «хорошо быть судьёй», «дайте взаймы», «из деревни пришлю», «нет надобности». Важный чиновник принял деньги, судья остался доволен.
Лука Лукич робок и боязлив. Его фамилия Хлопов «говорит» сама за себя. Он боится ревизора, поэтому не вступает в разговор с ним. Хлестаков говорит, что в его присутствии люди робеют. Исход этого действия – Хлестаков берёт деньги, Хлопов выглядит жалким.
Земляника приходит к Хлестакову.
Земляника приходит к Хлестакову последним из всех. Он рассказывает о начальниках заведений, полностью сдаёт их ревизору. Говорит о своих заслугах, хотя в его больнице царит хаос, люди курят табак. Земляника лечит ближе к «природе». Он уверен, что человек выздоравливает просто так. Он планирует донести на своих товарищей, обвиняет смотрителя училищ в якобинстве: непонятно, как ему доверили должность. Он пишет доклад Хлестакову о своих коллегах. Хлестаков любит что-нибудь почитать и не знает, что это донос. Когда Земляника собрался уходить, Хлестаков попросил у него денег взаймы. Причины, по которым Земляника посещает важную особу – это услужливость, ложь, хвастовство.
Значение образов комедии «Ревизор»
Приезд ревизора ненадолго объединил самоуправцев города, которые работали по правилу «не мешать, но и не помогать». Они не хотят, чтобы ревизор наведывался в заведения. Их учебные, почтовые и другие заведения должны выглядеть красиво снаружи, а комнаты могут быть пустые и грязные. Смотритель училищ думает только о внешнем виде учителей его заведения. Образы чиновников предстают перед нами как бесчестные личности, они не хотят работать по совести ради общественного блага. Взяточник Ляпкин-Тяпкин считает себя честным служащим. Городничий обворовывает купцов, которые дают ему взятки за участие в сделках. Гоголь использует приём сатиры и реализма в комедии. Купцы и жители жалуются на беззаконие предполагаемому ревизору, он обещает всё выполнить. Они хотят заплатить ему, просят принять их просьбу и приносят сахар и вино. Хлестаков отказывается от взятки, но берёт деньги взаймы. Всё принимает от городских купцов слуга Осип: «и головы, и кулёк давай, и верёвочку, в дороге пригодится».
Страх перед ревизором присутствует во многих действиях комедии. Хлестаков – глупый и лживый человек. Он продолжает брать взятки, то, что он придумал, чиновники принимают за чистую монету. Его поведение полностью соответствует поведению настоящего ревизора. Он сам не выбирает ситуации, но быстро выходит из них. В этом заключается интересно разработанный замысел комедии о возможном ревизоре. Персонажи комедии отображают общественные пороки небольшого города: карьеризм, воровство, взяточничество. Н.В.Гоголь показал быт и нравы чиновничьей России 30-х годов XІX века. Автор заставляет задуматься над отрицательными явлениями жизни и понять их зловредность.
Сочинение 3
Пьеса «Ревизор» показывает истинное отношение писателя Н.В.Гоголя к беспределу чиновников. Правители маленького уездного городка набивают карманы взятками, и сами не прочь поделиться нажитым добром, чтобы не потерять своего положения в обществе. Таких случаев было полно во время жизни Николая Васильевича.
В комедии почти все главные герои нечистые на руку чиновники, ожидающие приезда ревизора. По ошибке они принимают за него проезжего студента, который по воле случая застрял в местном трактире. Из-за своей глупости он проиграл все деньги и не смог ехать дальше. Все высокопоставленные чиновники предлагают ему взятки, которые он поначалу принимает как будто в долг. Но ему хорошо известно, что долги он не вернет.
Поначалу Хлестаков не догадывается о причине такого повышенного внимания к своей персоне. Он думает, что причина кроется в его неординарных способностях. Мнимый ревизор благодарен за хорошее отношение и продолжает играть свою роль, придумывая про себя все больше историй. Все его выдуманные рассказы хорошо срабатывают. В дальнейшем никто уже не сомневается, что перед ними высокопоставленная личность, не замечая при этом нескладности выдумок. Хлестаков хорошо играет роль того, кого хотят видеть чиновники городка. Они всеми способами стараются скрыть свои грехи и сохранить за собой занимаемые должности. На помощь им приходит издавна известный способ – взятки.
Первым, кто пытался деньгами подкупить ревизора, был городничий. Он приехал за Хлестаковым в трактир, в котором он жил уже две недели, но не платил. Лже-ревизор начал жаловаться на трактирщика за плохое отношение и не вкусную еду. Городничий хотел задобрить Хлестакова и дал ему деньги. Тот подумал, что чиновник хочет помочь ему и одалживает на оплату долга. Хлестаков принял их, обещая потом вернуть.
Когда лже-ревизора привезли в дом городничего, каждый высокопоставленный человек города хотел встретиться с ним. Чтобы прощупать почву, к нему отправили самого красноречивого кандидата – судью. Из-за своего страха и неуклюжести тот выронил деньги, которые Хлестаков подхватил, видя в них еще одну помощь в долг. Судья принял это за честь и был необычайно счастлив.
С другими посетителями все прошло гораздо проще. Хлестаков уже был уверен в себе и прямо просил взятку, не дожидаясь пока ему предложат. Для всех чиновников это был момент облегчения и спокойствия. Они верили, что ревизор настоящий и их дальнейшей работе ничего не угрожает.
Самым хитрым из всех оказался смотритель богоугодных домов. Он не предложил денег ревизору, а взамен рассказал всю правду о работе каждого из чиновников, надеясь своим докладом избежать взятки и сэкономить. Но на выходе из кабинета Хлестаков преградил ему путь и все же потребовал денег.
Также читают:
Картинка к сочинению Взятки Хлестакову в Ревизоре
Популярные сегодня темы
К.Г.Паустовский написал очень много поучительных рассказов, но один из них наиболее интересный и запоминающийся который называется телеграмма, он четко дает понять, как мы относимся к своим родственникам
В драме «Гроза» Островский изобразил нравы купечества и мещанства. Автор не находил в них положительных черт и выразил все пороки данного слоя в своем произведении. Олицетворением их являются образы Кабанихи и Дикого.
Основным персонажем произведения является старуха по имени Изергиль, представленная писателем в образе пожилой женщины, прожившей тяжелую и сложную жизнь.
Шедевры живописи могут многое рассказать о культуре и быте прошлых веков. Одной из таких картин является Московская девушка 17 века.
Принц – это маленький мальчик, он поселился на планете Земля. Помимо него на этой планете еще есть роза и больше никого. Несмотря на это принц не одинок, он очень любит и ценит свою единственную розу
Литература. Н.В. Гоголь. «Ревизор». Хлестаков. Цитатная характеристика.
Литература.
Н.В. Гоголь. «Ревизор».
Хлестаков. Цитатная характеристика.
А.И. Константиновский. Иллюстрация к комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». 1950 г.
Иван Александрович Хлестаков, чиновник из Петербурга.
«…Хлестаков, молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, – один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой‑нибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно. Чем более исполняющий эту роль покажет чистосердечия и простоты, тем более он выиграет. Одет по моде…»
Автор.
Городничий.
Городничий. («Елистратором» называли регистратора, чиновника самого низшего класса в «Табели о рангах».)
«…Я служу в Петербурге…»
«…Вы, может быть, думаете, что я только переписываю…»
«…Нет, я бы послал его самого потолкаться в канцелярию…»
Хлестаков о себе.
Хлестаков – небогатый дворянин, помещик.
Служит в канцелярии в Петербурге, занимая очень скромную должность – регистратора (переписывает бумаги).
Хлестаков думает только о развлечениях.
Хлестаков несерьёзно относится к службе, часто не бывает на ней, любит развлечения, игру в карты.
Сведения о происхождении героя.
Родители живут в Саратовской губернии в деревне Подкатиловка.
Ждёт денег от родителей.
Осип о Хлестакове.
В имение родителей направляется Хлестаков, по дороге остановившись в городе N, дожидается денег от родителей, так всё уже истратил на развлечения, не экономит, не бережёт деньги.
«…Хлестаков (раскланиваясь). Как я счастлив, сударыня, что имею в своем роде удовольствие вас видеть…»
«…Привыкши жить, comprenez vous* в свете и вдруг очутиться в дороге: грязные трактиры, мрак невежества…» (* в переводе с фр. — «понимаете ли»)
«…Осмелюсь ли быть так счастлив, чтобы предложить вам стул? Но нет, вам должно не стул, а трон…» «…Как бы я желал, сударыня, быть вашим платочком, чтобы обнимать вашу лилейную шейку…»
Манеры, поведение Хлестакова.
Хлестаков вежлив, любезен, он знает, как вести себя в обществе, говорить с дамами. Как и все дворяне того времени, может говорить по — французски.
Он умеет очаровать дам.
Ничего особенного нет в этом герое, пустой человек.
«…Да, и в журналы помещаю. Моих, впрочем, много есть сочинений: «Женитьба Фигаро», «Роберт‑Дьявол», «Норма». Уж и названий даже не помню…»
«…Я ведь тоже балы даю…»
Сцена «вранья» Хлестакова перед чиновниками.
Какой странный со мною случай: в дороге совершенно издержался. Не можете ли вы мне дать триста рублей взаймы?
. Почему же? почту за величайшее счастие.
. Вот со мной престранный случай: в дороге совсем издержался. Не можете ли вы мне дать триста рублей взаймы?
Хлестаков. Сделайте милость, Артемий Филиппович, со мной странный случай: в дороге совершенно издержался. Нет ли у вас денег взаймы — рублей четыреста?
. (Вдруг и отрывисто.) Денег нет у вас?Бобчинский
. Денег? как денег? Хлестаков (громко и скоро). Взаймы рублей тысячу.Бобчинский. Такой суммы, ей-Богу, нет. А нет ли у вас, Петр Иванович? Добчинский. При мне-с не имеется, потому что деньги мои, если изволите знать, положены в приказ общественного призрения.
Хлестаков. Да, ну если тысячи нет, так рублей сто.
. Ну, все равно. Я ведь только так. Хорошо, пусть будет шестьдесят пять рублей. Это все равно. (Принимает деньги.)
Хлестаков. Нет, вы этого не думайте: я не беру совсем никаких взяток. Вот если бы вы, например, предложили мне взаймы рублей триста — ну, тогда совсем дело другое: взаймы я могу взять.
. Изволь, отец наш! (Вынимают деньги.) Да что триста! Уж лучше пятьсот возьми, помоги только.
Хлестаков просит взаймы денег у чиновников, с каждым разом смелея и прося всё большую сумму.
Почтмейстер (читает). «Спешу уведомить тебя, душа Тряпичкин, какие со мной чудеса. На дороге обчистил меня кругом пехотный капитан, так что трактирщик хотел уже было посадить в тюрьму; как вдруг, по моей петербургской физиономии и по костюму, весь город принял меня за генерал-губернатора. И я теперь живу у городничего, жуирую, волочусь напропалую за его женой и дочкой; не решился только, с которой начать, — думаю, прежде с матушки, потому что, кажется, готова сейчас на все услуги. Помнишь, как мы с тобой бедствовали, обедали нашерамыжку и как один раз было кондитер схватил меня за воротник по поводу съеденных пирожков на счет доходов аглицкого короля? Теперь совсем другой оборот. Все мне дают взаймы сколько угодно. Оригиналы страшные. От смеху ты бы умер. Ты, я знаю, пишешь статейки: помести их в свою литературу. Во-первых: городничий — глуп, как сивый мерин…»
«Почтмейстер точь-в-точь департаментский сторож Михеев; должно быть, также, подлец, пьет горькую».
«Надзиратель за богоугодным заведением Земляника — совершенная свинья в ермолке».
«Смотритель училищ протухнул насквозь луком».
Коробкин (продолжает). «Судья Ляпкин-Тяпкин в сильнейшей степени моветон…» (Останавливается.) Должно быть, французское слово.
(«Моветон» — это человек дурного тона).
Письмо Хлестакова другу Тряпичкину. По нему видно, какие меткие характеристики дал герой чиновникам, как хорошо он понял каждого из них.
Общий вывод.
Иван Александрович Хлестаков – мелкий чиновник из Петербурга, которого приняли по ошибке за ревизора.
Недалёкий человек, ленивый, не любящий трудиться, растрачивающий деньги, в том числе и присланные родителями, на различные развлечения, вечно в долгах. В городе оказался потому, что проиграл деньги, ждал, когда же ему вышлет отец, временно остановился в гостинице, в которой уже задолжал.
Из дворянской семьи, поэтому получил в своё время положенное образование, может говорить по-французски, хорошо знает манеры поведения в обществе, может прекрасно флиртовать с дамами.
Хлестаков- легкомысленный человек, не думающий о будущем, живущий сегодняшним днём. Он думает только об удовольствиях.
В то же время это очень трусливый человек ( он боится, что его могут сдать в полицию, так как он задолжал деньги трактиршику).
Однажды он заезжает в город N, где его принимают за ревизора. Воспользовавшись случаем, просит в долг денег у чиновников, каждый раз ведя себя более развязнее и прося всё большую сумму.
Оказавшись в доме городничего, выдумывает, какой он важный чиновник, что приводит в ужас чиновников, так как каждый их них имел свои «грешки».
Ухаживает за женой и дочерью городничего, даже хочет жениться на дочери.
Хлестаков- хороший актёр. Он быстро входит в роль тех людей, которыми себя представляет: то он фельдмаршал, то сочинитель, который с «Пушкиным на дружеской ноге». А как прекрасно сыграна им роль героя-любовника!
Разнообразна речь героя. Он может и нагрубить, (обозвать «дураком», «скотиной» своего слугу, назвав «подлецами», «бездельниками» хозяина и служащих трактира), а может красиво и изысканно выражаться перед дамами (Как я счастлив, сударыня, что имею в своем роде удовольствие вас видеть…»).
Однако в скором времени обман Хлестакова станет известен чиновникам. Почтмейстер по своей привычке прочитал письмо Хлестакова другу Тряпичкину, в котором рассказал о своих приключениях в городе, о том, за кого его приняли. Он дал меткие и точные характеристики всем чиновникам города.
Хлестаков со слугой успели вовремя уехать из города.
Автор поднял важные проблемы общества того времени: невежество чиновников, алчность, душевную пустоту, стремление к обогащению, нежелание трудиться.
Черты Хлестакова присущи всем чиновникам города: грубость, лживость, притязание на образовании при заметном невежестве, карьеризм, душевная пустота, подлость, трусость, честолюбие.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.