Почему учительница играла на деньги в рассказе уроки французского

Сказки

«Уроки французского» — роль учительницы в жизни мальчика

Рассказ «Уроки французского», написанный Валентином Распутиным в 1973 году, повествует нам о жизни деревенского мальчика, о тяготах, бедности и о сложных отношениях с его учительницей французского языка – Лидией Михайловной и ее роли в его жизни.

Семья мальчика была очень бедна, отца у них не было, мать воспитывала одна троих детей, которые часто голодали, но несмотря на все это, главный герой серьезно относился к учебе. И когда в 11 лет его отправили продолжать обучение в город, он сам преодолевал все сложности и шел на занятия говоря:

«Учился я и тут хорошо…затем я сюда и приехал, другого дела у меня здесь не было, а относиться спустя рукава к тому, что на меня возлагалось, я тогда еще не умел. Едва ли осмелился бы я пойти в школу, останься у меня невыученным хоть один урок.»

Французский язык – это то, с чем у него были проблемы в школе. Запоминание слов, оборотов речи для него не составляло проблемы, а вот произношение страдало, говорил он на уровне деревенских мальчишек, так что молодая учительница от услышанного морщилась.

Такие тяжелые условия жизни, заставляют главного героя начать играть на деньги. После школы он бежит к соседским ребятам играть в «чику». Просчитав технику игры, ему удается выигрывать небольшие деньги. Но ребята постарше, заметив его постоянные выигрыши, начали избивать его, не дав ему возможности защищаться.

В такой трудный момент, когда мальчику, как никогда, нужна поддержка, на помощь ему приходит его учительница. Лидию Михайловну действительно волновала судьба одиннадцатилетнего мальчика, она беспокоилась не только за его успеваемость, но и за его здоровье и психологическое состояние. После нескольких безуспешных попыток помочь ему напрямую, учительница предлагает своему подопечному играть с ней на деньги. Такой метод, незаконный для нее, и единственно возможный для него, дает возможность учительнице помогать этому беззащитному ребенку. Лидия Михайловна, нашла выход из такой сложной ситуации, совмещая уроки французского и игру «на деньги» у нее дома, она не дала погибнуть маленькому мальчику, не позволила ему опять ввязаться в плохую компанию, она дала ему шанс на нормальную жизнь!

Постепенно вечерние занятия дают главному герою возможность чувствовать себя более счастливым. Он больше не голодает как раньше, он покупает еду на честно заработанные деньги. И благодаря занятиям французским языком с учительницей, в такой спокойной и домашней обстановке, мальчик полюбил этот язык, он сам изучает новые слова, читает более сложные тексты. Наказание превратилось в удовольствие!

Лидия Михайловна сыграла важную роль в его жизни, она не только преподавала мальчику уроки французского, но и учила неравнодушному отношению друг к другу, доброте и взаимопомощи. Она обращалась с ним на равных, как простой человек, которому не все равно, который не пройдет мимо. Благодаря ей, герой научился верить людям, доверять им и помогать.

Источник

В. Г. Распутин «Уроки французского»: анализ, краткое содержание

Краткое содержание:

Характеристики героев. Главные герои

Мальчик-повествователь

Мальчик 11 лет из бедной деревенской семьи. Худой от постоянного недоедания. Одинокий, диковатый, скромный и очень способный ученик. Живёт отдельно от семьи, по которой очень тоскует. Честный, мужественный, смелый, упорный с сильным характером. Несмотря на голод и отсутствие денег, учёбы в школе не бросает, старается оправдать доверие семьи. Самостоятельный и умный не по годам. Гордый, не жалуется и не принимает еду от учительницы, желающей помочь.

Мать мальчика

Женщина, воспитывающая троих детей без мужа. Волевая, умная, но неграмотная. Благодаря ей, автор имел возможность учиться, несмотря на голод и бедность. Она приняла решение отдать сына в школу в районный центр, передавала еду и иногда – немного денег.

Лидия Михайловна, учительница французского языка

Красивая, добрая молодая женщина около 25 лет. Имеет правильные черты лица, еле заметную «косинку» в глазах, короткие чёрные волосы. Родом из Кубани. Родилась и выросла в городе, обеспечена, ни в чём не нуждается. Она сумела рассмотреть голодного и очень способного мальчика, хитростью помогала ему едой и деньгами. Призналась, что с детства вела себя не по правилам, приносила много проблем родителям. По её словам, человек стареет, когда перестаёт быть ребёнком.

Василий Андреевич, директор школы

Строгий человек с манерой громко разговаривать. В школе дети очень его боялись. Провинившегося ученика в присутствии всех учащихся директор школы заставлял объяснить, что его толкнуло на плохой поступок. Застав учительницу с автором, играющих на деньги в «пристенок», директор от возмущения не находит слов. Разбираться в сути поступка педагога он не стал, посчитав это преступлением.

Второстепенные персонажи

Дядя Ваня. Шофер, который по работе возит в райцентр груз. Один раз в неделю дядя Ваня привозит мальчику продукты.

Федька. Сын хозяйки квартиры, где жил главный герой. Федька познакомил его с компанией, играющей в «чику» на деньги. Федька и его семья подворовывают еду у главного героя, когда тот находится в школе.

Вадик. Городской мальчик из 7 класса той же школы, где учится главный герой. Хитрый, злой подросток, который насмехается и обижает тех, кто младше и слабее. Дружит с хулиганом Птахой. Избивают главного героя несколько раз за то, что он играет лучше всех.

Птаха. Друг Вадика, остался на второй год в пятом классе, школу посещает как придётся. Драчун, хулиган, не имеющий своего мнения.

Тишкин. Одноклассник автора, который часто присутствовал при играх на деньги, но сам не участвовал. Он первым «сдал» мальчишку учительнице французского, рассказав откуда у него синяки и побои.

Анализ произведения

История создания

Рассказ “Уроки французского”, действие которого происходит в конце сороковых годов, был написан в 1973 году. Опубликован в том же году в комсомольской газете г. Иркутска “Советская молодёжь”. Произведение посвящено матери близкого друга писателя Александра Вампилова-учительнице Копыловой Анастасии Прокопьевне.

По признанию самого автора, рассказ глубоко автобиографичен, именно детские впечатления легли в основу рассказа. После окончания четырёхлетней школы в своём родном селе будущий писатель вынужден был переехать в районный центр Усть-Уда, чтобы продолжать учёбу в старшей школе. Это был тяжёлый период для маленького мальчика: жизнь у чужих людей, полуголодное существование, невозможность одеваться и питаться, как положено, непринятие деревенского мальчика одноклассниками. Всё, что описывается в рассказе, можно считать реальными событиями, ведь именно такой путь прошёл будущий писатель Валентин Распутин. Он считал, что детство – самый главный период в формировании таланта, именно в детстве человек становится художником, писателем или музыкантом. Там же он черпает своё вдохновение всю оставшуюся жизнь.

В жизни маленького Вали была такая же Лидия Михайловна (это реальное имя учительницы), которая помогала мальчику, старалась скрасить его тяжёлое существование, посылала посылки и играла в “пристенок”. После того, как вышел рассказ, она нашла своего бывшего ученика и произошла долгожданная встреча, с особым теплом он вспоминал разговор, который состоялся с Лидией Михайловной во взрослом возрасте. Она забыла многие вещи, которые помнил писатель с детства, он хранил их в памяти много лет, благодаря чему появился чудеснейший рассказ.

В произведении поднимается тема человеческого неравнодушия, доброты и помощи тем, кто нуждается. Проблема морального выбора и особой “нравственности”, которая не принимается обществом, но имеет обратную сторону – светлую и бескорыстную.

Читайте также:  Рассказ волшебное слово пересказ от лица павлика

Молодая учительница, сумевшая рассмотреть беду мальчика, его плачевное положение, стала ангелом-хранителем на определённый отрезок его жизни. Только она рассмотрела за бедностью старание и способности мальчика к учёбе. Уроки французского, которые она давала ему на дому, стали уроками жизни, как для мальчика, так и для самой молодой женщины. Она очень скучала по родине, достаток и уют не давали ощущения радости, а “возвращение в безмятежное детство”, спасало её от будней и тоски по дому.

Деньги, которые получал главный герой рассказа в честной игре, позволяли ему купить молока и хлеба, обеспечить себя самым необходимым. Кроме того, ему не приходилось участвовать в уличных играх, где за своё превосходство и мастерство в игре его избивали мальчишки от зависти и бессилия. Тему “Уроков французского” Распутин обозначил с первых строк произведения, когда упомянул о чувстве вины перед учителями. Основная мысль рассказа в том, что помогая другим, мы помогаем и себе. Оказывая помощь мальчику, поддаваясь, хитря, рискуя работой и репутацией, Лидия Михайловна поняла, чего не хватало ей самой, чтобы чувствовать себя счастливой. Смысл жизни в том, чтобы помогать, быть нужным и не зависеть от мнения окружающих. Литературная критика подчёркивает ценность творчества Распутина для всех возрастных категорий.

Композиция

Рассказ имеет традиционную для своего жанра композицию. Повествование ведётся от первого лица, что делает восприятие очень реалистичным и позволяет вводить много эмоциональных, субъективных деталей.

Кульминацией является сцена, где директор школы, не достучавшись в комнату учительницы, заходит к ней и видит играющих на деньги педагога и ученика. Примечательно, что идея рассказа подана автором в философской фразе первого предложения. Из неё же вытекает и проблематика рассказа: чувство вины перед родителями и педагогами – откуда оно?

Вывод напрашивается сам собой: они вложили в нас всё самое лучшее, они верили в нас, а смогли ли мы оправдать их ожидания? Рассказ заканчивается резко, последнее что мы узнаём – это посылка с Кубани, которая пришла мальчишке-рассказчику от бывшей учительницы. Он впервые видит настоящие яблоки в голодный 1948 год. Даже на расстоянии это волшебная женщина умудряется приносить радость и праздник в жизнь маленького человека.

Жанр рассказа, в который облачил Валентин Распутин своё повествование, идеально подходит для изображения правдивых жизненных событий. Реалистичность рассказа, его небольшая форма, возможность окунаться в воспоминания и раскрывать внутренний мир персонажей различными средствами – всё это превратило произведение в маленький шедевр – глубокий, трогательный и правдивый.

Исторические особенности времени также отразились в рассказе глазами маленького мальчика: голод, разруха, обнищание деревни, сытая жизнь городских жителей. Направление деревенской прозы, к которому относится произведение, было распространено в 60-х-80-х годах 20 века. Суть его была в следующем: оно раскрывало особенности деревенского быта, подчёркивало его самобытность, поэтизировало и в чём-то идеализировало деревню. Так же прозе этого направления было свойственен показ разрухи и обнищания деревни, её упадка и тревоги за будущее села.

«Уроки французского» Краткое содержание

Рассказ «Уроки французского» повествуется от первого лица. Мальчик 11-ти лет отлично окончил начальную школу, но в его деревне не было средней, и мама договорилась, чтобы он жил у ее знакомой в райцентре и учился там же. «Так началась моя самостоятельная жизнь» — пишет рассказчик.

В семье у героя было трое детей, но отца не было. Повсюду в деревнях была нищета, и они глотали зерна овса, чтобы хоть как-то унять голод. Но рассказчик был талантлив и даже зарабатывал подачки, когда помогал местным жителям с облигациями (лотерейные билеты с СССР) и письмами. Поэтому его и отправили учиться.

В райцентре он сильно тосковал по дому и отчаянно худел от недоедания. Но при этом он старался учиться только на пятерки, ведь осознавал, что все в деревне на него рассчитывают (он первый поехал учиться). Только вот не ладилось у него с французским языком — плохое произношение выдавало его сибирское происхождение. Этим он сильно расстраивал свою учительницу.

В доме у знакомой матери у героя все время воровали еду, ведь и там жилось бедно. Но он крепился и старался при матери не рыдать и не говорить о плохом. Однажды Федя, сын его квартирной хозяйки, предложил сыграть в чику — азартную игру на деньги. Мальчик стал учиться игре тайком и, наконец, научился выигрывать даже у Вадика — предводителя всех игроков из 7 класса. Но героя нельзя было назвать азартным: он зарабатывал только рубль на поллитра молока и убегал. Ему оно было необходим, ведь он страдал от малокровия, и без молока у него кружилась голова.

Но недолго ребята терпели такую удачу. Однажды героя сильно избили, ведь он ни с кем не сошелся из-за своей деревенской замкнутости, и никто не заступился за него. Напротив, все завидовали ему и были рады отомстить «выскочке».

Утром в школе Лидия Михайловна, учительница французского и классный руководитель, заметила синяки ученика, и Тишкин, один из игроков, все ей выложил, за что немедленно был вызван к доске. За азартные игры грозило исключение из школы, и наш герой сильно испугался. «Домой с таким позором нельзя» — думал он. После уроков его ждала беседа с учительницей, но больше всего он боялся директора.

В беседе Лидия Михайловна, говорящая спокойным, ровным, но строгим тоном, выяснила, что ученик играет только на рубль и то ради заветного молока. Она взяла с него честное слово, что он обойдется без игры. Но в ту осень он не получал от матери даже хлеба, а картошку у него сразу же растащили. Голод вновь погнал его к ребятам, играющим в чику. Вадик дал ему играть, но только из азарта от игры с конкурентоспособным игроком. На 4 день его опять избили за выигрыш. Заметив это, учительница настояла на отдельных занятиях по французскому языку, ведь с распухшей губой он не мог нормально прочитать текст.

Учительница настояла на занятиях у нее дома и рассказывала о своей биографии, словом, пыталась сблизиться с застенчивым мальчиком. Он же отчаянно робел, ведь ее городская жизнь казалась ему инопланетной, как и чистая квартира с запахом духов. Она настаивала на совместном ужине, но он гордо отказывался. Отказался он и от посылки с макаронами и гематогеном, которые она хотела выдать за подарок его матери. Он же отдал ей продукты назад, сказав, что у них в деревне такого не бывает.

И все же со временем рассказчик стал лучше говорить на французском, освоил этот предмет и привык к учительнице. Теперь он разговаривал с ней и даже «вступал в споры». Однажды она показала ему игру своего детства — пристенок. При этом он призналась, что в детстве «родители с ней натерпелись», и по сей день она хотела бы прыгать и веселиться, но за стенкой живет директор, и она не хочет испортить впечатление о себе. «Для учителя, может быть, самое важное — не принимать себя всерьез, понимать, что он может научить совсем немногому» — осторожно заметила она. После этой беседы они, условившись о тайне, начали играть вместе, и рассказчик выигрывал деньги. Сначала он проигрывал, но потом заметил, что учительница специально поддается. Отказавшись играть, он все же вновь согласился и увидел жульничество Лидии Михайловны. После этого он уже не подозревал ее в обмане и играл в полную силу. Но во время одного ожесточенного спора к ним зашел директор Василий Андреевич. Он обвинил учительницу в «растлении» и уволил. Она уехала к себе на Кубань.

Читайте также:  Пересказ рассказа пожарные собаки в старшей группе детского сада

В середине января рассказчик получил посылку с макаронами и яблоками.

«Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они» — этой фразой заканчивается рассказ.

Источник

Роль учительницы в жизни мальчика (Уроки французского) сочинение

Трудно оценить, насколько велика роль учительницы Лидии Михайловны в жизни ее ученика в произведении В. Распутина «Уроки французского». Повлияв на взгляды мальчика из бедной семьи, она привила ему любовь, милосердие, веру в людей, показала, что человек может быть добр к другому, несмотря ни на что.

С педагогической точки зрения, Лидия Михайловна своими действиями не только улучшила знания мальчика по предмету, с которым ему было трудно справляться, но и развила в нем интерес к языку до такой степени, что главный герой занимался французским языком самостоятельно.

В действиях учительницы не наблюдается никакой корысти, она просто пыталась помочь, улучшить знания мальчика по предмету. Это была ее первостепенная задача.

Учительница не могла пройти мимо, когда один из ее учеников, воспитывающийся в бедной семье, вынужденный жить далеко от матери, часто голодал. Она делилась с ним своими продуктами, предлагая ему поужинать с ней после занятий. Со своей стороны она дала мальчику ту материнскую любовь и заботу, которых ему так не хватало.

Лидия Михайловна вытащила героя с улицу, где он играл на деньги. Неизвестно что могло бы с ним произойти, когда в какой-нибудь день игра не заладилась. Игра на деньги между учительницей и ее учеником была связана с тем, чтобы ее одиннадцатилетнему мальчику было, на что купить необходимое молоко.

Лидия Михайловна старалась предотвратить голодное действо своего рано повзрослевшего ученика.

Показав нам героиню, как не просто учительницу, а как человека, способного к состраданию, к тому, чтобы полюбить своего ближнего, способного помочь, автор преподает нам урок доброты и неравнодушного отношения. Эти же качества Лидия Михайловна старается привить своему ученику.

Герой, научившийся доверять людям, скорее всего в будущем не оставит без помощи нуждающегося в ней. Он будет равняться на свою учительницу, относится к людям с пониманием и теплотой, как это делала она. На протяжении всего его пути в нем будут развиваться чувства ответственности, сострадания и порядочности, которые он, несомненно, перенял от своей учительницы. В своей жизни он встретит много людей, которые будут оценивать его, от общения с которыми он получит новые уроки и новые качестве. И фундаментом всему этому послужит именно то, что воспитала в нем Лидия Михайловна.

2 вариант

Образ Лидии Михайловны, молодой учительницы французского языка, занимает в произведении наиболее важное место. Вероятно, по убеждению Михаила Лермонтова, автора рассказа, наиболее часто именно с женскими образами связаны все человеческие представления о нравственности и жизненных ценностях. Самую значимую роль в спасении людей, судьба отводит представительницам прекрасного пола. В «Уроках французского» преподавательница помогает своему ученику, который несмотря на свой совсем юный возраст, уже успел познать нужду и лишения. Она помогает ему выжить физически и не потерять изначальной духовной чистоты. И учительницу совершенно не беспокоит последующее наказание за её оригинальную помощь. Данный увлекательный рассказ имеет автобиографическую основу. Лермонтов использовал образ своей настоящей учительницы, безвозмездно сделавшей для него много хорошего.

В данном рассказе перед читателями предстают: обычный сельский мальчишка, учительница районной школы, разнообразная детвора и родственники главного героя — простые люди, не лишённые человеческих недостатков. Жестокая жизнь, в дали от родного дома и любимой мамы, вынуждает регулярно недоедающего мальчика, играть в популярную азартную игру. Но чистая и честная мальчишеская душа главного героя произведения, никак не может смириться с несправедливостью и обманом, этими постоянными спутниками всех дворовых азартных игр. Поэтому старшие подростки начинают регулярно и беспощадно избивать его. Однажды, пред очередным уроком, Лидия Михайловна заметила следы побоев на лице мальчика и решила разобраться в ситуации. Поняв все сложившиеся обстоятельства, она решает во что бы то ни стало помочь несчастному мальчику.

Учительница приглашает главного героя к себе домой, позаниматься дополнительно французским языком, который очень труден для него из-за сложного произношения. Но не успеваемость волновала Лидию Михайловну. В действительности она хотела просто накормить голодающего ученика. Из-за своей глупой гордости мальчик наотрез отказывается ужинать у своей учительницы. А затем возмущенно возвращает ей посылку с продуктами, которые она пыталась выдать за запоздалые гостинцы высланные его мамой. Лидии Михайловне приходится смириться с гордой позицией мальчика. И учительница находит неординарное решение данной проблемы. Теперь они играют на деньги друг с другом. Мальчишка соглашается принимать честно выигранные деньги, тем более учительница сама предложила эту игру.

Сочинение

В рассказе Распутина «Уроки Французского» описаны взаимоотношения молодой учительницы Лидии Михайловны и одиннадцатилетнего мальчика, который постоянно играл на деньги. Этот ребенок учился неплохо и легко запоминал новые слова, но нужно было еще изучить и правильное произношение, что давалось ему с трудом. Молодая женщина не стала ругать подростка за его проступок. Поговорив с учеником Лидия Михайловна поняла, что не имея возможности нормально питаться он старается добыть деньги.

Так уж вышло, что деревенского мальчика его же мама отправила учиться в городскую школу. Ему хочется вернуться домой и повидать родные края, но там кроме начальной школы не было никаких других учебных заведений. Мать присылала ему еду, но одноклассники воровали ее. Учительница французского языка решила помочь мальчику, она решила отправить ему посылку с макаронами и прочей провизией. Приглашала к себе домой, чтобы поделиться с ним своим скромным обедом.

Гордый ученик сначала отказывался от ее помощи, поэтому Лидия Михайловна предложила пятикласснику поиграть с ней на деньги в «пристенок». Женщина нарочно проигрывала, чтобы мальчик мог получить немного денег и купить себе еду. Она не преследовала никаких корыстных целей, желая ему помочь исключительно по доброте душевной. Когда мальчик вырос он часто, вспоминал эту учительницу, поскольку она была для него единственным настоящим другом.

Преподавательница стала для подростка образцом милосердия, человечности, доброты, отзывчивости. Когда за азартной игрой их застал директор школы, который был человеком весьма жестким и воспринимающим все весьма поверхностно, учительница взяла вину на себя. Женщину уволили, но через некоторое время мальчик получил от нее посылку с продуктами. Помимо макарон там лежали яблоки, которые прежде он мог видеть только на картинке. Это тоже стало причиной восторга, поскольку он никогда не ел эти фрукты. Благодаря Лидии Михайловне этот ребенок научился доброте и милосердию. Эта молодая женщина играла главную роль в формировании качеств его характера. Позднее, став взрослым человеком он вспоминал о ней как о своем лучшем друге.

Также читают:

Картинка к сочинению Роль учительницы в жизни мальчика (Уроки французского)

Популярные сегодня темы

Фамусов в комедии играет важную роль, ведь он олицетворяет всех дворянин начала 19 столетия. Он хорошо известен в знатных кругах общества и занимает высокую должность – управляющий в казенном доме

Всем нам знаком великий русский поэт Серебряного века Сергей Александрович Есенин. Расцвет его творчества пришёлся на первую четверть прошлого века. Стихи Сергея Есенина найдут отклик в душе каждого русского человека.

Читайте также:  Рассказы о патриотизме для 6 класса

Пожалуй, не найдется такого человека, у которого бы не было своего домашнего любимца. У кого-то это кошка или морская свинка, у кого-то попугай. А я хочу рассказать о своем домашнем друге

Рассказ Льва Николаевича Толстого «Детство» является первой книгой из великой трилогии писателя. В ней он повествует свое детство, и жизнь людей в тот период времени. Для того чтобы понять как жили люди

Меня всегда привлекали спортивные игры с мячом. На физкультуре в школе обучают многим дисциплинам, подробно объясняя правила. Из всех уроков, больше всего мне нравились те, на которых обучали волейболу.

Источник

Краткое содержание произведения Распутина «Уроки французского»

Валентин Распутин написал своё произведение «Уроки французского» в 1973 году. Впервые рассказ напечатали в газете «Советская молодёжь». Это повествование о жизни автора, оно является автобиографичным. Произведение было написано в традиции деревенской прозы, в то время это литературное направление активно развивалось. Если требуется быстро ознакомиться с сюжетом рассказа «Уроки французского», краткое содержание окажется наилучшим решением.

Новая жизнь в другом городе

Главный герой произведения — ребёнок одиннадцати лет из небогатой семьи. Первая глава начинается с того, что он отправляется в школу. Действие происходит в 1948 году.

В селе, где жил ребёнок, была только начальная школа, поэтому он был вынужден переехать в районный центр для продолжения обучения. У мамы в этом городе жила знакомая, она договорилась с ней, чтобы сын остановился у неё.

Семья мальчика была очень бедной, постоянно приходилось голодать. Помимо сына, у женщины было ещё двое деток, жили они без отца. У мальчика никогда не было проблем с учёбой, он испытывал сложности лишь с французским, ему трудно было добиться правильного произношения. Преподаватель Лидия Михайловна закрывала глаза, будучи неспособной это слушать.

Город, в который переехал мальчик, находился в пятидесяти километрах от родной деревни. На новом месте ребёнок сильно потерял в весе. Мать не могла отправлять ему много продуктов, поэтому он похудел.

Игры на деньги

Однажды главный герой увидел, как его сверстники играют в «чику» на деньги. Мальчуган быстро освоил правила и тоже решил испытать судьбу. Мама иногда пересылала ему 5 рублей на молоко, которое он должен был пить «от малокровия». Так, разменяв денежки, парень вступил в игру. Довольно быстро он приловчился и стал каждый день выигрывать по рублю. Получая «вознаграждение», он сразу же уходил. Теперь он мог пить молоко чаще. Однажды парень по имени Вадим, местный заводила, заметил, что главный герой слишком рано выбывает из игры. Тогда он устроил драку, в которой мальчика избили.

На следующий день ребёнок пришёл в школу. Первым уроком по расписанию был именно французский. Когда Лидия Михайловна увидела опухшее лицо своего ученика, она тут же поинтересовалась, что произошло. Один из ребят в классе сказал, что его побили из-за игры на деньги. Женщина попросила беднягу остаться после урока. Он переживал, что она нажалуется директору, однако его опасения оказались напрасными. Учительница лишь спросила, куда он тратит выигранные денежки. Когда она узнала, что за эти средства парень покупает себе молоко, и всегда ограничивается одним рублём, она сильно удивилась.

После случившейся драки мальчик решил больше не участвовать в игре. Мать стала отправлять ещё меньше еды, и голод усилился. Ему так сильно хотелось чем-то наполнить желудок, что он не выдержал, и снова решил поиграть с ребятами.

Его тактика осталась прежней. Когда он выиграл деньги и по обыкновению захотел уйти, мальчишки снова его побили. Когда учительница его увидела, она решила назначить ему дополнительные уроки.

Индивидуальные занятия

Лидия Михайловна усердно заставляла паренька работать над произношением. Через какое-то время они стали заниматься у неё на дому. Ей было жаль ученика, и она предложила ему поужинать, на что он ответил категорическим отказом и в страхе убежал. Всякий раз, когда она пыталась угостить парня, он вскакивал и уходил.

Однажды ему пришла посылка с едой прямо в школу. Вначале он подумал, что её отправила мать, однако, увидев, что внутри, тут же понял, чьих это рук дело. В посылке были:

У них в селе достать подобные продукты было невозможно. Парень сразу поспешил к Лидии Михайловне. Невзирая на её уговоры, он всё же отказался от еды.

Тем не менее уроки французского продолжались. Совсем скоро произношение мальчика заметно улучшилось. Он перестал стесняться в гостях у учительницы, и уже чувствовал себя не так зажато. Постепенно он ощутил «вкус к языку».

Однажды женщина рассказала ему по секрету, что в свои детские годы тоже играла на деньги. Она просила ученика ничего не рассказывать директору, поведав ему правила «замеряшек». Именно так называлась эта игра.

Лидия Михайловна предложила мальчугану испытать удачу, но только «понарошку», он согласился. Потом они стали играть «по-настоящему». Довольно быстро парень стал выигрывать у женщины. Так, у него опять появились деньги. Он уже заказывал себе молоко со сливками. Ему было неудобно брать средства у преподавателя, но он понимал, что это честный выигрыш. Парень никогда сам не напрашивался на игру, инициатором всегда выступала учительница. Главному герою было неудобно ей отказывать. К тому же ему казалось, что Лидии Михайловне и самой нравится такое времяпровождение:

Если бы они только могли знать, чем всё завершится…

Печальный конец

Однажды в разгар игры, когда Лидия Михайловна и подросток шумно выясняли, кто выиграл, а кто проиграл, и подводили счёт, в дом вошёл директор. Когда они заметили его в дверях, им стало не по себе. Мужчина обратился к учительнице, спросив, что здесь происходит. Она сказала правду. Директор был в гневе, ему не хватало воздуха. Он назвал поступок преподавателя растлением, совращением и преступлением. По его словам, за все двадцать лет работы в школе ему никогда не доводилось видеть что-либо подобное, и никто из учителей ещё себе такого не позволял.

Учительнице пришлось уехать. Понятно, что после произошедшего она не могла продолжать работать в этой школе. Перед своим отъездом она встретила главного героя после школы и провела до дома. Она сказала, что вернётся к себе на Кубань. Женщина сказала, что сама во всём виновата, и парня никто не тронет. Потрепав его по голове, она удалилась. Больше он никогда с ней не встречался.

После зимних каникул мальчик получил посылку. Он открыл её при помощи топора, который находился в школе под лестницей. Внутри обнаружились макароны, лежащие аккуратными, плотными рядами. Парень извлёк их и увидел на самом дне три красивых яблока красного цвета, они находились в толстой обёртке. До этого главный герой мог их видеть лишь на картинках. Было ясно, кто отправитель этой посылки.

Таким образом, в своём произведении автор раскрывает тему отношений между учителем и учеником. Преподавателя французского писатель изображает как талантливого наставника, который очень хочет помочь своему ученику не умереть от голода и находит способ, как этого добиться, не задев гордость парня.

Лучше всего читать «Уроки французского» в полной версии, однако, можно ознакомиться и с пересказом онлайн, если мало времени.

Источник

Познавательное и интересное