Анализ рассказа Бунина «Солнечный удар»
Автор: Guru · Опубликовано 20.10.2017 · Обновлено 03.06.2018
В творчестве И. А. Бунина, пожалуй, ведущее место занимает тема любви. Бунинская любовь – это всегда трагическое чувство, которое не имеет надежды на счастливый конец, это тяжёлое испытание для влюблённых. Именно таким оно предстаёт перед читателями в рассказе «Солнечный удар».
История создания
Наравне со сборником рассказов о любви «Тёмные аллеи», созданный Иваном Алексеевичем в середине 1920-х г. «Солнечный удар» является одной из жемчужин его творчества. Трагизм и сложность того времени, в течение которого жил и писал И. Бунин, в полной мере были воплощены писателем в образах главных героев этого произведения.
Произведение было опубликовано в «Современных записках» в 1926 году. Критики приняли работу настороженно, скептически подмечая акцент на физиологической стороне любви. Однако не все рецензенты были столь ханжески настроены, среди них нашлись и те, кто горячо приветствовал литературный эксперимент Бунина. В контексте поэтики символистов его образ Незнакомки воспринимался, как мистическое таинство чувства, облаченное в плоть и кровь. Известно, что автор, создавая свой рассказ, находился под впечатлением от творчества Чехова, поэтому вычеркнул вступление и начал свою историю со случайного предложения.
О чём?
С самого начала рассказ интригует тем, что повествование начинается с безличного предложения: «После обеда вышли…на палубу…». Поручик встречает на корабле прекрасную незнакомку, имя которой, как и его имя, остаётся неизвестным для читателя. Их обоих словно поражает солнечным ударом; между ними разгораются страстные, пылкие чувства. Путешественник и его спутница сходят с корабля в город, а на следующий день она уезжает на пароходе к своей семье. Молодой офицер остаётся совсем один и через некоторое время осознаёт, что больше не может жить без той женщины. Заканчивается рассказ тем, что он, сидя под навесом на палубе, чувствует себя постаревшим на десять лет.
Главные герои и их характеристика
Проблематика
Смысл
Смысл «Солнечного удара» заключён в том, чтобы показать читателям все грани любви. Она возникает внезапно, длится немного, проходит тяжело, как болезнь. Она одновременно прекрасна и мучительна. Это чувство может, как возвысить человека, так и окончательно уничтожить его, но именно оно способно подарить ему те яркие мгновения счастья, которые раскрашивают его безликие будни и наполняют его жизнь смыслом.
Иван Александрович Бунин в рассказе «Солнечный удар» стремится донести до читателей свою главную мысль о том, что пылкие и сильные эмоции не всегда имеют будущее: любовная лихорадка скоротечна и подобна мощному потрясению, но именно это и делает ее самым прекрасным чувством на свете.
Мастерская по рассказу И.Бунина «Солнечный удар» (11-й класс)
Разделы: Литература
Класс: 11
Цели:
Ход мастерской
I. Индуктор
Подобрать однокоренные слова, составить словосочетания.
II. Учитель читает рассказ И.Бунина «Солнечный удар»
Ученики воспринимают на слух.
III. Самоконструкция
– Обратите внимание на первое предложение?
После обеда вышли из ярко освещённой столовой на палубу и остановились у поручней.
– Какое это предложение? Неопределённо-личное. О чём это говорит? Не просто не названы имена, лица не определены сознательно. Не важно, о ком это. Важно, что с ними произошло. Начало рассказа как продолжение, как отрывок из романа. Он – поручик, она едет из Анапы, у неё муж и трехлетняя дочка. Больше мы ничего про героев не узнаем.
– Впереди была темнота и огни. Так темнота или огни? Противоположные понятия, едва ли не оксюморон. Но мы легко себе представляем это, потому что видели такое не раз.
– На сколько частей можно разделить рассказ композиционно?
– Где начинается вторая часть? После слов никогда ничего подобного не испытывал за всю жизнь ни тот, ни другой? Или после тире по-прежнему была проста, весела и – уже рассудительна? До сих пор не было ни слова о рассудке. Было слово сумасшествие. Или со слова однако что-то уже изменилось. Или ещё с одного авторского тире? Он был ещё полон ею – пуст. Сразу после этого предложения звучит Это было странно!
– Какая часть больше?
– Что волнует автора больше? Состояние человека, когда всё закончилось и ничего нельзя вернуть. Это ещё одна из ряда нескончаемых попыток рассказать о любви словами.
IV. Социоконструкция
Предлагаются задания для выполнения. Ученики выбирают задания самостоятельно, тем самым формируя группы.
1 группа.
Проследить, какие эпитеты использует автор в первой части и во второй. Найти наиболее определяющие для тональности каждой их частей
2 группа.
Какие звуки и запахи есть в рассказе?
3 группа.
Попробуйте определить, что происходит в рассказе со временем и пространством. Есть ли указания на это у автора?
V. Групповая социализация
– Какие же слова подбирает Бунин, чтобы рассказать о чувствах героев? Или речь идёт только об одном герое? Что необычно? (автор – мужчина искренне говорит о чувстве мужчины, что реже встречается в жизни и в литературе)
VI. Рефлексия.
Выпишите из рассказа вопросительные предложения.
Откуда вы взялись? В Самаре? Это у меня голова кружится или мы куда-то поворачиваем? Куда? Зачем? Смущена ли она была? Потому что где же они теперь могут встретиться? Да что же это такое со мной? И что в ней особенного и что, собственно, случилось? И главное, как же я проведу теперь, без неё, целый день в этом захолустье? Да, но куда идти? …Как же это можно так спокойно сидеть на козлах, курить и вообще быть простым, беспечным, равнодушным? Зачем доказать? Зачем убедить? …Что же теперь делать ему, как избавиться от этой внезапной, неожиданной любви? А зачем вам нужно знать, кто я, как меня зовут? Куда идти? Что делать?
Выберите один вопрос для себя в качестве темы своего творческого задания и ответьте на него письменно.
Рассказ «Солнечный удар», Иван Алексеевич Бунин написал в 1925 году, находясь в Приморских Альпах. Эта повесть, как и многие другие произведения Бунина, написанные в эмиграции, имеют любовный сюжет. Автор в этом произведении показывает, что и взаимные чувства могут всколыхнуть череду любовных переживаний.
Бунин много думал над названием рассказа. Было два неудачно подобранных названия рассказа, которые сам автор считал простыми и совершенно очевидными. Они не отображали бунинского настроения, первое сообщало о происходящих событиях, второе указывало на возможное имя героини. Так у писателя возникла идея третьего и наиболее удачного названия «Солнечный удар». Это название просто кричало о чувстве, которое испытал главный герой, такое внезапное, яркое чувство, мгновенно захватывающее человека и как бы испепеляющего его дотла.
В произведении автор не даёт чёткого описания героям рассказа, всё крайне размыто, ни имён, ни возраста. Таким способом писатель словно возносит своих главных персонажей над окружающей средой, условиями и временем. Действующими лицами рассказа являются поручик и его попутчица. Будучи прежде незнакомы, проведя один день вместе, они ощутили такое искреннее, непорочное чувство, которое не испытывали прежде. Но на пути у влюбленных появлялись преграды и козни судьбы, они невольно распрощались. Бунин хотел показать, что серые будни, быт очень вредоносный для любви, они лишь уничтожают её.
Бунин повествует о мимолетном романе, который возник между поручиком и замужней дамой. Он углубляется во все тонкости воспламенённой страсти, возникшие между героями, которые проведя ночь, даже не узнав, имени друг друга, вынуждены расстаться. Поручика так покорила его попутчица, что после расставания ощутил тоску и душевную пустоту. Сидя в опустошённой каюте, он почувствовал, что постарел на десять лет. Но наиболее усугубляло его состояние растерянность и недоумение. Он не знал, как разыскать даму своего сердца и признаться ей, о своих чувствах и не видит больше жизни без неё.
О судьбе героини в дальнейшем автор не повествует и нам остаётся теряться в догадках, как влюблённость в поручика повлияла на её дальнейшую судьбу.
Стиль повествования Бунина является весьма «плотным». Он умелец краткого жанра, в малом объёме ему удаётся максимально полно раскрыть все образы своих персонажей и донести всю суть своего замысла и сюжета.
Вариант 2
Рассказ буквально пропитан описаниями пейзажей и сменами картин окружающей природы. Кажется, что сама природа – участница, главный очевидец и « цензор» всего происходящего с героями.
Анализ 3
Мы ничего не знаем о героях этого короткого рассказа. Он – поручик. Судя по упоминанию пустынь Туркестана, возвращается с крайнего юга Российской империи. Она – барышня, у которой где-то есть муж и трёхлетняя дочка. Из персонажей повествования можно ещё упомянуть лакея «в розовой косоворотке» да весёлого извозчика. Вечером он вёз в гостиницу двоих, а на следующий пароход подвозил в пролётке уже одного офицера. Вот и всё. Остальное пространство рассказа занимает описание ощущений молодого повесы в раскалённом солнцем приволжском городке.
Почему она не захотела продолжить путь вместе? Видимо, понимала разницу между охватившей их страстью, и любовью. Дальше началась бы пошлость незаконной связи замужней женщины и молодого офицера. Из этого можно сделать ещё один вывод: она – старше и опытнее. Любовное приключение останется тайной, вспоминая которую, ей будет не так скучно коротать зимние вечера в каком-то провинциальном городе. А то, что с ними приключилось, всё равно не повторится. Дальше, если они не расстанутся, «всё будет испорчено».
Метания поручика по незнакомому городишке заслуживают отдельного разговора. Ему всё кажется слишком обыденным, скучным по сравнению с только что пережитым. Пожалуй, повесой его называть ещё рано. Молодой человек влюблён. Может быть, с ним такое случилось впервые. Солнце слепит его, воздух душит. Но он искренне заблуждается. Красивая женщина подарила ему ощущение счастья. И хорошо, что так ненадолго. Теперь он знает, что это такое, но ещё не испытал разочарования. Она подарила ему будущее.
Наверное, у прекрасной незнакомки не такая уж счастливая семейная жизнь. Иначе она не ездила бы на курорт в одиночестве. Замуж девушек выдавали рано, и она не успела испытать ничего подобного до того, как пошла под венец. Тем вечером она впервые дала волю своим чувствам. Благодаря чему возникает столько предположений и впечатлений после прочтения всего нескольких страниц? Ведь описана обычная житейская ситуация. Но автор уделил такое внимание тонким, вроде бы незначительным деталям, что рассказ благодаря этому как бы становится больше, изображая не провинциальный городок и двух людей, которые сошли там случайно с парохода, а всю страну. Можно сказать и о живописи Бунина, который написал и картину и рассказ одновременно. Но на этом живописном полотне видны не только внешние черты героев, но и их тончайшие переживания.
Анализ рассказа Бунина Солнечный удар
Несколько интересных сочинений
Каждый человек способен понять суть рассказа В. Распутина «Уроки французского» после его прочтения. Писатель очень подробно раскрывает образ Лидии Михайловны – учительницы, которая преподаёт главному герою урок доброты
К семнадцати годам Маша стала настоящей красавицей. Девушка не имела подруг, она любила проводить время в библиотеке за чтением романов.
Военнослужащий – одна из самых уважаемых профессий в нашей стране. Богатая история показала, что только благодаря отважным воинам России удалось сохранить свою национальную самобытность.
Литература – мой любимый школьный предмет, и тому есть несколько причин. Во-первых, я очень люблю читать и считаю это самым интересным занятием и самым полезным хобби