Почему в москве построили метро 2 класс рассказ

Сказки

Московское метро: история и современность

«Самое красивое в мире», «самое удобное в мире» — так говорили о московском метро с момента его открытия. Москвичи с детства привыкли к этому грандиозному подземному городу. Спеша по делам, они не всегда успевают оценить достоинства родного метрополитена, в станциях и вестибюлях которого запечатлелась история архитектуры и искусства ХХ века.

Метро в Москве планировали строить еще до революции, но лишь в 1931 году началось строительство первого и крупнейшего метрополитена в России. В то время о метростроевцах писали стихи и слагали песни. Грандиозную стройку курировал первый секретарь Московского горкома партии Л. М. Каганович. Его именем первоначально и было названо метро. С 1955 года оно стало именоваться «Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В. И. Ленина».
Заводы по всему Советскому Союзу обеспечивали продукцией строительство первой очереди метро. Станции отделывались гранитом и мрамором из карьеров Урала, Крыма, Кавказа и Карелии. Над оформлением залов и наземных вестибюлей станций работали известные скульпторы и художники. Самоотверженный труд тысяч рабочих, инженеров и художников увенчался 15 мая 1935 года открытием первой линии метро, которая шла от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры», и насчитывала всего 10 станций. Сейчас она известна как «Сокольническая линия».

Строительство метро не прекращалось даже в годы войны. В 1941 году московское метро использовалось как бомбоубежище. В разгар Битвы за Москву 6 ноября 1941 года в зале станции «Маяковская» состоялось заседание Московского Совета депутатов, на котором выступал И. В. Сталин.
В сталинский период руководство не жалело средств на украшение столичного метро, олицетворявшего достижения социалистического строительства. Станции сооружались как подземные дворцы и украшались скульптурой, мозаиками, причудливыми светильниками.

Многие из них стали яркими памятниками архитектуры. В оформлении станций того времени искусство соцреализма соединилось с тайной подземелья. В рельефах, мозаиках и фресках подземных залов, наземных вестибюлей оживали герои революции и войны, идеализированные сцены мирного созидания и социалистического строительства.

Некоторые первые станции, такие как «Лубянка», были построены в традициях лаконичного конструктивизма. В оформлении станции «Площадь Революции» для выражения революционно-пролетарской тематики уже использовался синтез архитектуры и скульптуры. Реалистичные работы скульптора М. Г. Манизера передавали революционную энергию масс.
На оформление станции «Маяковская» оказал влияние популярный в 1930-е годы стиль ар-деко, для которого характерен синтез модернизма и неоклассицизма. В 1939 году проект станции получил Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке. Свод «Маяковской» украшен мозаиками, выполненными по эскизам художника А. А. Дейнеки. Из подземного зала станции словно открываются окна с видом на небо с самолетами, гроздьями плодов, счастливыми матерями и детьми. Влияние стиля ар-деко заметно и в оформлении зала станции «Кропоткинская» с его лотосовидными колоннами.

Станция первоначально называлась «Дворец Советов» и задумывалась как подземный вестибюль грандиозного Дворца. Колонны зала, вызывающие ассоциации с древнеегипетскими храмами, перекликаются с египетским залом расположенного рядом Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. «Кропоткинская» выделяется также наземным вестибюлем в форме изящной арки.

В оформлении многих станций, построенных вскоре после окончания войны, звучит тема героизма и победы советского народа. Именно тогда, в конце сталинской эпохи, строилась Кольцевая линия. Вестибюли и залы станций «Октябрьская» и «Парк культуры» Кольцевой линии, «Смоленская» Арбатско-Покровской линии напоминают памятники античной архитектуры. Зал станции «Октябрьская» выполнен как торжественный мемориал павшим в Великой Отечественной войне. В торце зала находится арка, пространство за которой, отгороженное решеткой, подсвечено голубоватым светом и кажется окном в новый мир.

Входы в вестибюли станций «Октябрьская» и «Смоленская» похожи на древнеримские триумфальные арки. Архитектура самого вестибюля «Октябрьской» напоминает римские термы. Картины мирной жизни послевоенной Украины изображают мозаичные панно и фрески станций «Киевская» на Арбатско-Покровской и Кольцевой линиях. Среди станций метро той эпохи выделяется и «Новослободская» с её изящным залом, украшенным подсвечиваемыми витражами.

Со второй половины 1950-х годов упор в развитии метрополитена стал делаться на увеличение темпов строительства за счет удешевления оформления станций. Появились типовые залы станций, которые можно различить лишь по цвету кафельной плитки. Москвичи прозвали их «сороконожками» — по числу колонн в зале. Но и в тот период появлялись необычные станции. Так, станция «Воробьёвы горы» стала первой в России станцией метро, расположенной на мосту над рекой.

Начиная с 1970-х годов запрос на эстетическую сторону убранства станций возвращается. При оформлении станций снова начинают находить применение естественный камень, металлический декор. Московское метро продолжало развиваться в 80-е и 90-е годы. В начале XXI века оно добралось до самых окраин города. В 2002 году была построена первая станция за пределами МКАД — «Бульвар Дмитрия Донского».
В наше время Московский метрополитен является основным видом общественного транспорта в столице. Среднесуточный пассажиропоток составляет более 7 миллионов человек. Ежегодно вводятся в строй новые станции и целые линии. В 2003 году в столице открылась самая глубокая станция — «Парк Победы»: её глубина составляет 74 метра, а длина эскалатора — 126,8 метров! Еще одной необычной станцией стала открытая в 2015 году станция «Котельники», выходы из которой ведут сразу в три города: Москву, Люберцы и Котельники. Московское метро сегодня — это современное информационное пространство.

Сотовая связь и Wi-Fi покрывают большинство станций. На «Воробьёвых горах» проводятся интересные тематические выставки, а на «Выставочной», помимо постоянно обновляющейся фотоэкспозиции, находится уникальный интерактивный Центр профориентации метрополитена. Здесь любой желающий может прокатиться на симуляторе-тренажере метропоезда. В метро проводятся экскурсии, в том числе интерактивная экскурсия для детей «7 красок московского метро», которая поможет ребятам понять, какую роль метрополитен играет в жизни москвичей. В залах станций проходят выступления известных музыкантов. Уже в скором времени по станциям метрополитена во время праздников будет курсировать робот Метроша и поздравлять пассажиров. О выставках и иных мероприятиях Московского метрополитена можно узнать на странице официального сайта (http://www.mosmetro.ru/).

В последние годы москвичей порадовало появление в метро именных поездов. Поездка на таком поезде превращается в настоящее путешествие в мир поэзии, кино, истории. Внутреннее оформление вагонов «Поезда Победы» на Серпуховско-Тимирязевской линии включает документы, фотохронику и плакаты военных лет. Войдя в «Полосатый экспресс» на Люблинско-Дмитровской линии, оказываешься в окружении картин дикой природы Дальнего Востока, включая амурских тигров. В салонах поезда «Поэзия в метро», который курсирует на Филевской линии, можно прочесть стихи поэтов разных стран. Оформление вагонов в поездах «Герои на все времена» и «Легенды кино» на Кольцевой линии посвящено советским фильмам XX века. А вагоны состава «Акварель» на Арбатско-Покровской линии превратились в галерею репродукций картин великих художников. Появляются всё новые именные поезда. Московское метро живет, развивается и обновляется вместе с городом и его жителями.

Читайте также:  Рассказ о своем дне на английском короткий

текст: Е. Мирзоев фото: А. Гердо, «Вечерняя Москва»

Источник

История московского метрополитена

Презентация к уроку

Данная презентация предназначена для дошкольников 6-7 лет и может быть использована в рамках познавательного развития при изучении достопримечательностей города Москвы.

Презентация дает детям представление о строительстве и развитии Московского метрополитена, способствует воспитанию патриотических чувств, речевому развитию и обогащению словаря.

После просмотра презентации воспитатель может порекомендовать детям совместно с родителями посетить любую станцию Метрополитена по плану-заданию:

Основная мысль кадра заложена в презентации в тексте над иллюстрациями. Дополнительную информацию Вы можете прочитать ниже.

Вот он – город под Москвой,
Озаренный светом.
Здесь не холодно зимой
И не жарко летом.

Каждый миг гудит рожок,
Слышен гул далекий.
И весенний ветерок
Обвевает щеки

Сегодня я расскажу вам, ребята, о метрополитене. Метрополитен – вид городского транспорта в виде рельсовой электрической железной дороги. Сокращенное название «метро»

Решение о строительстве Московского метрополитена возникло в связи с большим количеством жителей города и с тем, что единственный вид транспорта – трамвай не справлялся с большими перевозками людей.

Первоначально планировалось, что метро будет проходить неглубоко под землей, но молодой инженер В.Л. Маковский выбрал глубину для прорубки туннелей 30 м. Его идея была принята.

Первая линия метрополитена открылась в 1935 году. Было всего 13 станций.
Московский архитектор Иван Таранов нарисовал знаменитую красную букву «М», которую поставили на всех наружных вестибюлях метро.

Незадолго до начала Великой Отечественной войны было принято решение о приспособление Метрополитена в городе под бомбоубежище. И уже в первую воздушную тревогу в ночь на 22 июня 1941 года в метрополитене оказалось около 500 тыс. человек, многие из которых не вмещались на станциях и вынуждены были прятаться в тоннелях метро.

Через некоторое время после окончания войны с новыми силами продолжилось строительство подземного метро (прокладывался участок первой очереди кольцевой линии от станции «Парк Культуры» до станции «Курская»).
В 60-е годы Москва стремительно расширялась, такими же быстрыми темпами развивался и Московский метрополитен.
В эти года все вестибюли метро на вход были оборудованы автоматическими пропускными контроллерами, рядом с которыми дежурил один контроллер. До этого контролеры проверяли билеты вручную.
В 60-е годы на линиях появились поезда с новыми вагонами.

В 70-х годах Москва продолжает расширяться за счет большого количества жителей. Строились большие многоэтажные дома. Необходимо было расширить линии метро, чтобы жители из отдаленных районов города добрались до центра.

С 70-х годов в Московском метрополитене начали эксплуатироваться поезда, которые могли обслуживаться одним машинистом без помощника.

К открытию XXII Олимпийских игр в Москве все силы были брошены на проведение соревнований, строительство спортивных объектов и гостиничных комплексов. Метрополитен продолжает строиться, однако, не быстрыми темпами.

В 80-е г появились новые поезда с промежуточные вагонами без кабины машиниста, а интерьер вагонов был изменен: сидения стали жесткими, изменились лампы освещения.

В 90-е г некоторые названия станций были переименованы, в след переименованных над ними улиц. Вот некоторые из них:

Чтобы пройти в метро сначала установили 5-копеечные турникеты, которые были переделаны под прием 15-копеечных монет, а затем под металлические жетоны. Позже металлические жетоны было решено заменить на пластмассовые.

В 2000-х годах строились новые жилые районы, жители которых если еще не имели в своем районе станций метро. Жители вынуждены добираться до ближайших станций в соседних районах города. Это приводило к большим перегрузкам станций метро. Все это требовало постройки новых станций метро в отдаленных районах города, а также строительства дополнительных линий к отдаленным районам столицы.

Для ускорения строительства линий метро в отдаленных крупных районах, таких, как Бутово, где городской транспорт уже никак не справлялся с большим потоком пассажиров, было принято решение о строительстве линий легкого метро, которые будут проходить на поверхности земли над дорогами и улицами.

На вход и выход в вестибюлях метро появляются турникеты нового образца с закрытыми стеклянными перегородками, которые открываются на время прохода через турникет.

С 2003 года на некоторых линиях метро начинает эксплуатироваться поезд нового поколения “Русич ”. Эти новые поезда отличались от привычных голубых вагонов серебристым цветом, просторным салоном, открывающимися наружу дверями и гармошкой-переходом между двумя вагонами.

В начале 2010 г. были открыты новые станции метро (например, «Достоевская», «Марьина роща», «Шипиловская» и «Зябликово»), имеющие современный интерьер.
В настоящее время на метро добраться до нужного места гораздо быстрее, чем на наземном виде транспорта.
Московский метрополитен имеет в наличии 203 станции и 13 линий, общая протяженность которых составляет порядка 338,9 км

Для проезда в метро необходимо приобрести в специальных автоматах или у кассира проездной билет.

В современном метрополитене работают: дежурный по станции, контролер, машинист электропоезда, оператор эскалатора и обходчик пути (предложить детям объяснение функционала).

К 2020 году планируется построить около 150 км линий метро, открытие не меньше 70 новых станций.

Педагог: «Ребята, вы познакомились с историей московского метрополитена.
Давайте вспомним:

Правильный ответ: № 1
Правильный ответ: № 2
Правильный ответ: № 3
Правильный ответ: № 1
Правильные ответы: № 1,2
Правильный ответ: № 2
Правильный ответ: № 1
Правильные ответы: № 1,2

Ответы детей: дежурный по станции, контролер, машинист электропоезда, оператор эскалатора и обходчик пути

Педагог:«Ребята, Вы отлично справились с вопросами.
Предлагаю Вам с родителями посетить ближайшую станцию Метрополитена по плану-заданию»

Источник

Как появилось московское метро?

Каждый день более миллиона москвичей и гостей столицы спускается под землю с единственной целью — добраться до места назначения максимально быстрым способом. На метрополитене. Без метро сегодня невозможно представить жизнь Москвы.

Метро — это не только внеуличная транспортная система; его станции, над проектами которых в свое время работали лучшие архитекторы СССР — одновременно и подземные памятники архитектуры, и залежи доисторических моллюсков, и, конечно же, важнейшие ориентиры на карте Москвы. Однако много ли москвичей и гостей столицы знает, в каком году впервые открылись для пассажиров станции метро? Какой была первая линия подземки? Хотя бы дату открытия метро знают современные столичные жители? Едва ли…

В бешеном ритме жизни города москвичи настолько привыкли к метро, что научились его не замечать и даже быть недовольными им. Тем не менее, когда происходит хотя бы малейшая поломка в подземке, на улицах столицы неизменно наступает транспортный коллапс! И, пытаясь добраться по забитым пробками улицам к себе домой, каждый москвич вспомнит, как же хорошо, когда есть метрополитен! Итак, знакомьтесь: краткая история московское метро.

Читайте также:  Рассказ о символе россии на английском с переводом 7 класс

Идея строительства метро в Москве появилась задолго до начала самого строительства — ее выдвигали еще в 1875 году, через 14 лет после открытия первого в мире метрополитена в Лондоне, однако до проекта дело тогда так и не дошло. В 1902 году предлагалось сразу два проекта строительства метро. Один предусматривал строительство только под землей, второй предлагал строить как подземные, так и наземные участки системы. В 1913 году Московская городская управа разработала собственный проект внеуличной железнодорожной системы, который был утвержден городской думой, однако его осуществлению помешала Первая мировая война. Проекты строительства метро в Москве предлагались и в 1916, и в 1923, и в 1925 годах; один из них был заказан немецкой транспортной компанией Siemens, но все они остались только на бумаге в силу самых разных причин.

Пока московские власти надеялись на трамваи, такси, а также уповали на духовенство (а именно эти структуры активно препятствовали строительству метро), в Москве случился первый транспортный коллапс. Произошло это 6 января 1931 года: гигантская пробка началась на нынешней Лубянской площади и распространилась на весь город. В июне 1931 года на партийном пленуме принимается решение срочно строить метро. Была утверждена и трасса первой линии: от Сокольников до Храма Христа Спасителя и от Смоленской площади до Библиотеки имени Ленина. В ноябре того же года рабочие, «вооруженные» только лопатами, начинают земляные работы на Русаковской улице. В 1932 году строительство велось уже на всех участках, однако продвигалось крайне медленно, и, по сути, основные работы начались только в 1933 году, когда в помощь московским метростроителям прибыли донецкие шахтеры. Строили метро по большей части вручную, и только на участке от Лубянки до Охотного ряда был применен горнопроходческий щит (именно последний способ в настоящее время используется для строительства метро).

Московский метрополитен открыл свои двери для пассажиров 15 мая 1935 года. Ступившие на невиданные ранее эскалаторы пассажиры не подозревали, что стали своеобразными «подопытными» — в день открытия метро «лестница-чудесница» была запущена впервые, ее испытания ранее не проводились, поскольку строительство метро сильно отставало от утвержденного графика, и эскалаторы установили «на скорую руку». Трасса первой линии имела два направления: за станцией «Охотный Ряд» располагалось ответвление в сторону «Александровского Сада». Пассажиров перевозили четырехвагонные составы, работающие на электрической тяге. Таким образом, от станции «Сокольники» через станцию «Охотный Ряд» можно было ехать в двух направлениях: до «Парка Культуры» и до «Смоленской».

Однако такое вилочное движение продолжалось недолго. В 1937 году открылась станция «Киевская» (на этом участке был построен первый метромост через Москву-реку), а в 1938 — «Курская», которые вместе с отрезком «Александровский Сад»-«Смоленская» образовали Арбатскую линию. Мало кто знает, что пути от «Охотного Ряда» до «Александровского Сада» сохранились до настоящего времени; один из них является техническим, а на месте второго сейчас располагается подземный торговый комплекс «Охотный ряд». В сентябре 1938 года открылась третья линия — Горьковско-Замоскворецкая, от станции «Сокол» до станции «Площадь Свердлова» («Театральная»).

В годы Великой Отечественной войны строительство метро на некоторое время прервалось, а 16 октября 1941 года двери метро не открылись, породив панику среди москвичей. Это был единственный день в истории метро, когда оно не работало. Станции метрополитена, расположенные на значительной глубине, стали убежищами для москвичей на время налетов немецких бомбардировщиков. За все время, пока налеты продолжались, в метро родились несколько десятков москвичей. Также в военное время в метро работала библиотека (на станции «Курская»). В мае 1942 года, когда угроза захвата Москвы миновала, возобновилось строительство новых станций. На всех станциях, построенных в годы Великой Отечественной войны, есть памятная табличка.

После Великой Отечественной началось строительство Кольцевой линии метрополитена, которая первоначально планировалась точно под Садовым кольцом. Однако позднее было принято решение перенести северную часть линии с целью связать путями метро главные вокзалы столицы. Первые станции Кольцевой линии были открыты в 1950-м, а замкнулась линия в 1954 году. Одновременно с ней строился глубокий участок Арбатской линии. Это строительство было связано с началом «холодной войны»: станции глубокого заложения должны были служить бомбоубежищем для жителей Москвы в случае войны, поскольку станции мелкого заложения оказались уязвимы для бомбардировок (туннель между «Арбатской» и «Смоленской» в годы Великой Отечественной войны был пробит авиационной бомбой). В 1953 году станции мелкого заложения от «Киевской» до «Александровского сада» были закрыты, однако оставались в этом статусе недолго — в 1958 году их снова открыли, но уже в составе Филёвской линии.

С 1955 года в Москве начинают строиться станции по «типовому проекту» с целью удешевить и ускорить строительство метро. Это всем знакомые «одинаковые» станции, которых предостаточно на любой ветке метро. В 1950—1960-х годах линии метро стали строить от Кольцевой по направлению к окраинам, не соединяя в центре. Так были построены современные Таганско-Краснопресненская и Калужско-Рижская линии. Центральные части их построили значительно позже — в 1970-х годах. По подобной схеме с 1979 по 1994 годы строили Серпуховско-Тимирязевскую, Калининскую и Люблинскую линии.

В середине 1990-х появились проекты монорельсовой транспортной системы. Экспериментальный отрезок был построен от станции «ВДНХ» до станции «Тимирязевская». Первоначально линия монорельсовой железной дороги должна была идти вдоль Ярославского шоссе, однако от этой трассы решено было отказаться — видимо, уже до строительства стало понятно, что монорельс — по сути, экскурсионный транспорт. Одновременно с монорельсом появляются проекты так называемого «легкого» метро — строительство метрополитена на эстакадах, без применения подземных методов строительства. Экспериментальная ветка «легкого» метро пошла в район Южного Бутово, однако широкого распространения так и не получила. Несмотря на сравнительно дешевое строительство, «легкое» метро оказалось гораздо сложнее в эксплуатации по сравнению с «классическим» подземным вариантом мелкого заложения.

В настоящий момент новые станции метрополитена строятся преимущественно под землей, трассами мелкого заложения. Эксперименты в виде монорельсовой транспортной системы и «легкого» метро продолжают свое существование, однако предпочтение им в условиях столицы так и не было отдано.

Удивительно то, что москвичи, ежедневно пользуясь метрополитеном, иногда умудряются путать между собой его разновидности, называя «легкое» метро монорельсом и наоборот. Также столичные жители зачастую понятия не имеют, какие именно станции были открыты в годы Великой Отечественной войны, хотя живут вблизи них или пользуются ими ежедневно. Не знают они и что за день такой — 15 мая. Порой меня посещает мысль, что не случись 6 января 1931 года в Москве транспортного коллапса — кто знает, в каком году жители столицы впервые прокатились бы в новеньких вагонах от станции «Сокольники» до «Парка Культуры» или «Смоленской».
________________________________________________
От редакции:
Вчера утром на синей ветке московского метро с рельсов сошли три вагона. Есть погибшие и пострадавшие. Первая предварительная версия ЧП — резкое торможение в связи со снятием напряжения контактного рельса. Позже была озвучена другая вероятная версия — поезд сошел с рельсов из-за неисправности стрелочного перехода. Эта версия принята за рабочую. Мэр Москвы Собянин, прибыв на место события, сказал, что это одна из крупнейших аварий в истории московского метро. Выражаем соболезнование родным и близким погибших.

Источник

Читайте также:  Сказки написанные детьми 2 класса

85 лет Московскому метрополитену: как строились первые станции

Московский метрополитен отмечает 85 лет. За эти годы подземка разрослась до 15 линий общей протяженностью 780 километров. Вспоминаем, с каких станций начиналось столичное метро и как разрастался метрополитен в течение этих лет.

Первый поезд московского метро совершает пробный рейс. Фото: РИА Новости

Первые пассажиры в метро

Первый поезд вышел из депо Московского метрополитена утром 15 мая 1935 года. Он шел по маршруту от «Сокольников» до «Парка культуры» с ответвлением на «Смоленскую». Тогда же появился логотип – заглавная буква «М» в связке с надписью «Метро». Первым пассажирам выдавали схему движения с правилами пользования метрополитеном. Стоимость билета составляла 50 копеек.

Первые 13 станций рыли вручную, открытым способом. Для проходки тоннелей метро на большой глубине были использованы специальные проходческие щиты с кессонами. С помощью пневмопушки устройство вбивали в грунт и таким образом прокладывали тоннель.

Первые 13 станций Московского метрополитена:

• «Сокольники»
• «Красносельская»
• «Комсомольская»
• «Красные Ворота»
• «Кировская» («Чистые пруды»)
• «Дзержинская» («Лубянка»)
• «Охотный Ряд»
• «Библиотека имени Ленина»
• «Дворец Советов» («Кропоткинская»)
• «Парк культуры»
• «Улица Коминтерна» («Александровский сад»)
• «Арбатская»
• «Смоленская»

Строители московского метро стали первыми его пассажирами. Фото: РИА Новости

Станция метро «Cокольники», заложенная на глубине 9 метров, стала первой, с которой началось движение в столичной подземке. Ее вестибюль облицован белым марблитом и мрамором, а по сторонам пилонов изначально были установлены статуи спортсменов. В 1937 году проект этой станции был удостоен Гран-при на Международной выставке в Париже. Позже статуи сносили, а в 2018 году около входа в вестибюль были воссозданы скульптуры метателя дисков и волейболистки. Сегодня станция является памятником архитектуры, ее облик нельзя менять.

Первая очередь московского метро протяженностью 11,5 километра линий была построена за 3,5 года. На этом этапе было организовано «вилочное» движение поездов. Поезда следовали от станции «Сокольники», доезжали до «Охотного Ряда», после чего двигались по одному из двух ответвлений: в сторону «Парка культуры» или до «Смоленской». Для москвичей этот вид транспорта стал невероятным открытием, ведь путь от «Сокольников» до «Смоленской» можно было преодолеть за 21,5 минуты, когда при поездке на трамвае этот же маршрут занимал более двух часов.

Тем не менее в первый год работы столичной подземки пассажиров было мало. Люди боялись спускаться в метро, эскалаторы и быстрые подземные поезда пугали жителей, привыкших ходить по земле. В первый год работы метрополитена в сутки совершалось в среднем 177 тысяч поездок. Отправление поезда было по звонку, который нажимал машинист. В 1953 году на Кольцевой линии впервые была опробована громкоговорящая система оповещения пассажиров.

Три очереди строительства

Идет сборка первого вагона метро, 1934 год. Фото: ТАСС

В течение всех 85 лет главным поставщиком вагонов для московского метро был Мытищинский вагоностроительный завод. Там же в 1934 году впервые собрали вагоны типа А. Каждый вагон был рассчитан на 250 человек, включая 52 сидячих места. Пассажиры совершали поездки на мягких диванах с кожаной обивкой.

Облицовочные работы в вестибюле станции метро «Красносельская» Московского метрополитена им. В. И. Ленина. 1934 год. Фото: РИА Новости

Первые поезда обслуживались электродепо «Северное», которое открылось 15 октября 1934 года. Сначала составы состояли из четырех вагонов и ходили с интервалом 5 минут. К 1936 году на линии уже курсировали поезда с шестью вагонами, но позже и они были модернизированы. Через 40 лет эти поезда были выведены из эксплуатации как морально устаревшие.

Строительство метрополитена. На снимке: бригада девушек-метростроевцев. Фото: ТАСС

Строительство второй очереди метро длилось три года и завершилось в сентябре 1938 года. Сюда вошли Покровский радиус со станциями «Площадь революции» и «Курская», а также участок Замоскворецкой линии со станциями «Театральная» (тогда она называлась «Площадь Свердлова»), «Маяковская», «Белорусская», «Динамо», «Аэропорт» и «Сокол». Новые линии метро протянулись на 9,5 километра.

Лепщик И. Я. Пухов во время оформления потолка вестибюля станции метро «Киевский вокзал». Фото: ТАСС/Леонид Великжанин

Метро продолжало работать и строиться даже в годы Великой Отечественной войны. К январю 1944 года завершилось строительство третьей очереди метро. За время войны были открыты два новых участка и семь станций метро. Участок от станции «Театральная» (тогда «Площадь Свердлова») до станции «Автозаводская» (тогда «Завод имени Сталина»), участок от «Курской» до «Партизанской» (тогда «Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина») и станция «Электрозаводская». Также был построен переход между станциями «Площадь Свердлова» и «Охотный Ряд».

Метро сегодня

Фото: Москва 24/Антон Великжанин

Строительство метро продолжалось и после войны. В 50–60-е годы было проложено 58 километров подземки и открыта 31 станция. С кольцом связали новые линии в районах Кунцево, Черемушки, Кузьминки, появились оранжевая и фиолетовая ветки. В 1983 году была введена в эксплуатацию новая Серпуховская линия.

Фото: Москва 24/Антон Великжанин

В сложные 90-е строительство затормозилось, завершались проекты, начатые еще в СССР. В 1992 году в метро были введены металлические жетоны, через полгода – пластиковые. Привычные нам проездные билеты с магнитной полосой ввели в 1999 году, в связи с этим турникеты полностью переоборудовали.

Фото: Москва 24/Антон Великжанин

За последние 10 лет Московский метрополитен расширил свои границы почти в два раза. Открылась 151 новая станция, включая 56 станций метро, 6 станций ММТС, 31 станцию МЦК и 58 станций МЦД. Столичная подземка занимает первое место в Европе по пассажиропотоку и по интенсивности движения среди неавтоматизированных метрополитенов. Входит в топ-10 самых протяженных метрополитенов по всему миру и является первым по соблюдению расписания движения поездов (99,98%).

Источник

Познавательное и интересное