Белая лебедушка характерный образ русских лирических песен
Белая лебедушка – очень характерный образ русских лирических песен, символ девушки-невесты. Девы-лебеди известны и в волшебной сказке. Прекрасная царевна Лебедь соединяет фантастические и лирические представления народной поэзии о женской красоте. И только один раз прорывается авторское – вздохнув глубоко.
Чудесная Лебедь, еще не сбросившая своих перьев, переживает предстоящее замужество так же, как крестьянская девушка на свадебном сговоре… Но эта авторская деталь психологически подготовлена предшествующей тирадой Гвидона,
Из сохранившихся планов будущих изданий известно намерение поэта изменить название сказки на “Царь-Девица” или “Царевна-Лебедь”. Это указывает на то, что он ощущал особое сюжетное значение образа Лебеди среди других персонажей сказки.
Герои пушкинских сказок-поэм часто получают разнообразные собственные имена, в отличие от устной сказки, широко использующей только одно имя – Иван. Это можно рассматривать как отражение
Имена Салтан и Гвидон, как установил Чернышев, пришли из лубочной сказки о Бове-королевиче. Азадовский считает, что имя Бабариха заимствовано из песни о дурне в сборнике Кирши Данилова. Имя Лебедь, как отмечалось, рождено поэзией свадебных песен и сказочными представлениями о девах-оборотнях (возможно, оно подсказано и былиной о Пбтыке, также находящейся в сборнике Кирши Данилова). Остров Буян встречается в русских заговорах и восходит к мифологии древних славян.
Слово “буян” первоначально было эпитетом фантастического острова, оно заключало понятие плодородия, изобилия, активности жизненных сил растительного мира (ср. “буйный лес”, “буйные травы”). В народных вариантах сказки остров обычно безымянный. Поэт не случайно дает ему древнее эпическое название, так как на этом острове находится богатый, изобильный город, воплощение фантастической мечты народа.
Понимая, что фантастика выступает как главная художественная ценность сказки, Пушкин ее творчески подчеркнул. Чудесное поэт заключил в устойчивые формулы, что соответствует народной традиции. Завершенный смысл, образность и устойчивая повторяемость сказочных формул в устах талантливых исполнителей оттенялись четким ритмом, созвучиями и рифмами. Поэт это заметил и в Михайловской записи воспроизвел одну из таких формул: царица разрешилась не мышью, не лягушкой, неведомой зверюшкой.
В гаком же духе он создал своп изобразительные формулы.
Введя новый для данного сюжета образ белочки, Пушкин великолепно имитировал стилевые особенности и даже разговорную интонацию устной сказки:
Ель в лесу, под елью белка, Белка песенки поет И орешки вес грызет, А орешки не простые, Все скорлупки золотые, Ядра – чистый изумруд…
Вся художественная основа этой формулы восходит к фольклору: бесхитростные рифмы (поет – грызет, не простые – золотые), уменьшительные суффиксы (песенки, орешки, скорлупки), перенесение свойств человека на животное (Белка песенки поет); наконец, фантастические истоки красоты (Все скорлупки золотые, Ядра – чистый изумруд).
Литературное мастерство Пушкина замечательно проявилось и в формуле, изображающей богатырей. Создавая фантастическую картину превращений морской стихии, поэт ввел слова, обозначающие движение и звучание, подчеркнул их живописной аллитерацией: вздуется бурливо, закипит, подымет вой, хлынет, разольется в шумном беге. Отроки фольклорного источника превращаются в богатырей, красавцев удалых, великанов молодых.
Related posts:
Образ лебедя в русских сказках
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА « ОБРАЗ ЛЕБЕДЯ В СКАЗКАХ»
Целью этой работы: раскрыть образ лебедя в сказках
Не скрыта ли разгадка в самом слове «лебедь». Вот какое определение слова «лебедь» дается в толковом словаре русского языка С. И. Ожегова:
1) лебедь – большая водоплавающая птица семейства утиных с длинной, красиво изогнутой шеей;
2) лебедь – кликун – белый лебедь, издающий звучные клики;
3) лебедь – шипун – самый крупный белый лебедь, издающий шипящие звуки.
В толковом словаре русского языка В. И. Даля дается следующее толкование:
1) лебедь – лапчатая водяная птица
В этимологическом словаре под редакцией Н. М. Шанского слово «лебедь» образовано с помощью суффикса – едь от основы леб. По-немецки значит «белая». Птица получила название по своему белому оперению.
Лебедь – одна из наиболее почитаемых русским народом птиц. Вместе с соколом он стал почти олицетворением Руси. По свидетельству историка X века императора Константина Багрянородного, сама территория, где жили древние руссы, именовалась Лебедией.
Именно лебедь и сокол (или коршун) – две разные птицы часто бывают в борьбе друг с другом. Сокол (коршун) нападает, преследует, лебедь спасается, защищается.
У Пушкина в «Сказке о царе Салтане », который основан на сюжетах русского фольклора, лебедь-птица добивает и топит злодея-коршуна.
Лук царевич опустил;
Смотрит : коршун в море тонет
И не птичьим криком стонет,
Лебедь около плывет,
Злого коршуна клюет,
Гибель близкую торопит,
Бьет крылом и в море топит…
В другой русской народной сказке “Иван-царевич и молода-молодица” красна девица является главному герою в образе лебедушки:
Тут она, взмахнув крылами,
Полетела над волнами
И на берег с высоты
Опустилась в кусты,
И царевной обернулась:
Месяц под косой блестит;
А во лбу звезда горит.
Из этого видно, что образ лебедя в этой сказке связан со светлым и радостным началом.
Откуда же взялся образ лебедя?
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка….
Существует множество легенд о лебеди. Вот одно из северных сказаний. Лебедь был когда-то человеком, но затем из-за царивших прежде постоянных войн и столкновений, он стал просить Бога превратить его в птицу. Желание было исполнено, и таким образом появился лебедь. Он был сначала царём всех птиц, а орёл служил при нём князем. Впоследствии царская власть перешла журавлю, так как лебедь не умел вовремя кричать. Эта смена птиц происходила до тех пор, пока царём не стал орёл.
Лебедь был священной птицей древних славян. В местах проживания наших предков археологи раскопали вырезанные из земли и раскрашенные в белый цвет двухметровые фигурки лебедей. Среди находок на западе были найдены солнечные колесницы, запряжённые лебедями. Культ лебедя сохранился в славянских землях и после принятия христианства. В северных областях был обычай: 21 сентября – в день рождества Богородицы – выпускалась на волю пара лебедей. В христианской символике лебедь служит знаком Девы Марии.
Образ лебедя часто встречается в сказках.
Образ, который воспел Пушкин- это древнее светоносное Божество. Поэт ничего не прибавил и не убавил к неувядающим народным представлениям о прекрасной волшебной Деве с горящей звездой во лбу. Необычный внешний вид ее он описывает так:
Днём свет белый затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
Теперь понятно, что образ лебедя у славян связан со светлым и радостным началом.
Символы этой птицы живут и в свадебном обряде. В одной румынской рождественской колядке «Лебединая» девица требует от юноши, чтобы он совершил путешествие на небо и добыл брачный венец и птицу, которая пела бы на их свадьбе; святой Василий в раю одаривает юношу, и тот возвращается к деве – Лебедью. В русской свадьбе невесту называют уточкой да лебедушкой.
Сокол да Сокол Соколович,
Свет добрый родной молодец
Летал Сокол по крутым горам,
Искал Сокол лебединые стада
Что, Гоголь мой, Гоголечек?
Был ли ты, Гоголь мой, на море?.
Невеста часто носила название «лебедушки и лебеди белой».
С той поры уж много лет утекло, а эту сказку
Сохраняют, как подсказку, поучающий совет.
Если помощи желаешь, помоги сначала сам,
Верь природным голосам, зло добром и побеждаешь.
В сказке «Принцесса Лебедь» главный герой Тонда встречает свою возлюбленную в образе лебедя:
« Прилетели лебеди, поплескались вволю и улетели. Но одна лебедка испугалась, замешкалась, Тонда схватил ее и вырвал из-под крыла три перышка. В тот же миг превратилась она в прекрасную принцессу и просит-молит его: отдай, зачем ты это сделал?» Здесь злой маг, воспользовавшись ссорой двух влюбленных, заколдовывает девушку в прекрасного белого лебедя. Разрушить чары способен только мужественный и отважный герой, преодолев свою гордость. Лебедь-девушка помогает ему справиться со своей заносчивостью.
В сказке Ганса Христиана Андерсена «Дикие лебеди» одиннадцать прекрасных братьев-принцев превращены злой мачехой в диких лебедей. Чтобы братья снова стали людьми, самой младшей сестре нужно сплести им кольчуги из крапивы, не проронив ни слова. Чтобы спасти братьев, Элиза проходит через тяжёлые испытания и едва не гибнет на костре, как ведьма. Здесь лебеди на стороне добра. Они всячески помогают и оберегают свою сестрицу.
В трогательной сказке Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок», из гадкого, с длинной шеей подкидыша, вырос красивый грациозный лебедь, которому завидовали, все кто раньше гнал его со двора. В награду за его терпение, всепрощение и смирение принимают в свою стаю прекрасные птицы.
« После, как пошла Василиса Премудрая танцевать с Иваном-царевичем, махнула левой рукой — сделалось озеро, махнула правой — и поплыли по воде белые лебеди; царь и гости диву дались.»
Во все этих сказках Лебедь – символ возрождения, чистоты, целомудрия, гордого одиночества, благородства, мудрости.
Из народных сказок на тему о лебединой верности был взят сюжет для балета «Лебединое озеро », музыку к которому написал русский композитор П. И. Чайковский. Образ Царевны – Лебеди вдохновил русского художника М. Врубеля, и он написал картины «Лебедь – птица» и «Царевна – Лебедь».
1. Народные русские сказки А.Н. Афанасьева – М.: Детская лит., 1992
3. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – М., 1985. – 248 с.
Почему в песнях и сказках девушек сравнивают с лебедушками как ты думаешь
Помните ли вы сказку Александра Сергеевича Пушкина «О царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»? В этой сказке белоснежная лебедушка, заколдованная злым чародеем-колдуном, превращается в прекрасную царевну:
Тут она, взмахнув крылами,
Полетела над волнами
И на берег с высоты
Опустилася в кусты.
И царевной обернулась:
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
Лебедь — прекрасная, гордая птица, поэтому в сказках, песнях, стихах красивую девушку сравнивают с белой лебедушкой. Говорят, что у нее «шея лебединая, походка павлиная». Оперенье у лебедей ослепительно-белое. Когда лебедь токует, чуть вздымает крылья, и они «белоснежными парусами вздуваются по бокам живой ладьи» (И. Акимушкин). Клюв у лебедя красный, на лапах — перепонки, чтобы легче было плавать.
Может быть, мне снится
Дремлют без движенья
По утрам лебеди купаются, плещут крыльями по воде, поднимая фонтаны брызг, промывают каждое перышко и кожу под ним. Накупавшись, птицы выбираются на берег, клювом отжимают перья, а потом долго отряхиваются. Чуть подсохнув, лебеди смазывают перья жиром. Дело это нелегкое! Ведь у лебедя 25 тысяч перьев! Хорошо смазанные перья вмещают в себя много воздуха и помогают птицам держаться на воде.
Лебеди обычно кормятся зелеными травами, листьями и стеблями растений, но иногда — могут полакомиться и мелкой водяной живностью.
Весной в дружной лебединой семье появляются птенцы. Свои гнезда лебеди вьют недалеко от воды, в густых зарослях трав, и устилают их пухом. Яйц в гнезде пять или шесть штук, все птенцы появляются на свет одновременно. Когда птенчики обсохнут, прячась под пушистым крылом мамы, а их теплый густой пух сильно пропитает ся жировой смазкой ее перьев, лебедушка ведет малышей к реке или озеру, помогая малышам, идущим на неокрепших лапках, добраться до водоема. «Всюду следуй за матерью» — вот главная заповедь, и птенцы неукоснительно ее выполняют и старательно повторяют все, что делает мама. Малыши вслед за ней бесстрашно входят в воду. С первого дня они отлично плавают, ныряют, сами кормятся листьями и травой.
А через два месяца молодые лебеди «становятся на крыло» — учатся летать по поднебесью. Недаром пословица говорит: «Лебедь по поднебесью, мотылек над землей — всякому свой путь».
Лебеди долго гостят в наших краях. Прекрасные птицы улетают на юг, когда водоемы затянет корочкой льда, а весной вновь возвращаются в родные места.
Как выглядит лебедь? Зачем лебеди смазывают перья жиром? Чем питаются лебеди? Где лебеди устраивают гнезда? Когда лебеди улетают в теплые края?
Открытый урок по литературному чтению в 4 классе на тему «С.А. Есенин. «Лебёдушка»
Тема урока: С.А. Есенин. «Лебёдушка»
Цель: раскрыть в детях такие качества, как сострадание и милосердие через содержание литературных образов стихотворения «Лебёдушка».
— продолжить знакомство с произведениями великого русского поэта С.А. Есенина, работать над навыком выразительного чтения стихотворения, учить видеть художественные особенности поэтического слова, близкого к устному народному творчеству, фольклору, обобщить знания об образных средствах языка;
— развивать речь, творческое воображение, используя приём словесного рисования и «цветослово»;
— воспитывать самостоятельную творческую активность, чувство сострадания и любви к ближнему, бережное отношение ко всему живому.
Личностные УУД : эмпатия как понимание чувств живых существ и сопереживание им.
Познавательные УУД : формировать умение анализировать, синтезировать. Оценивать прочитанное с целью подготовки к анализу стихотворения, к выразительному чтению.
Регулятивные УУД: формировать способность принимать учебную цель и задачу, планировать её реализацию.
Коммуникативные УУД: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией, строить монологическое доказательное высказывание.
Тип урока: первичное предъявление новых знаний.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в паре.
Материально- техническое оснащение: учебный кабинет, ИКТ (проектор, экран, компьютер).
Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. Учебник «Родная речь», 4 класс 2 часть. – М.: «Просвещение»,2012
С. П. Казачкова, М. С. Умнова. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности. – М.: «Планета», 2012
I. Создание ситуация успеха. (1 мин.)
-Здравствуйте, я вас очень рада видеть! Пусть урок литературного чтения принесёт нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами. Пожмите друг другу руку, настройтесь на плодотворную работу, на удовольствие, которое можно от неё получить.
II .Актуализация знаний. (3 мин)
Предлагаю вам прослушать сказку. А вы попробуйте догадаться, о ком она?
В селе Константиново Рязанской губернии, в крестьянской семье, жил-был мальчик. Рос он у бабушки и дедушки. Среди мальчишек был большим драчуном и ходил всегда в царапинах.
Целые дни этот мальчик проводил на природе. Любил поля, луга своего родного села, радовался и белой берёзке, и душистой черёмухе, любил цветы, животных. В зимние вечера любил слушать бабушкины сказки, народные песни.
Хотелось мальчику и самому сочинять. Свои первые стихи он начал слагать рано, лет девяти. И когда этот мальчик вырос, его прозвали «рязанским соловьём».
— Молодцы. А как вы думаете, почему мы вспомнили о Сергее Есенине? (Я думаю, сегодня на уроке мы будем говорить о его творчестве)
-Вы правильно предположили. Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Сергея Есенина, поэтому я вновь говорю: «Здравствуйте, замечательный русский поэт – Сергей Александрович Есенин».
Слайд 3 Обратиться к портрету С.А. Есенина
— Вы молодцы. Какой одной большой темой можно объединить эти стихотворения? (Природа, Родина)
— Ребята, я предлагаю взять эпиграфом к уроку слова С. Есенина «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моём творчестве». (дети читают эпиграф)
— А что вы вкладываете в слово «Родина»? (Я думаю, Родина-это место рождения, край родной, место, где живут мои родители, мама)
III. Введение в тему урока (3 мин.)
— Сегодня я предлагаю вам познакомиться с новым произведением Сергея Есенина. А о ком оно, вы узнаете, отгадав загадку. Внимание на экран.
Белоснежная та птица,
Грациозна, как царица,
Гладью водной проплывает,
Чудно шею извивает.
-Догадались, о ком будем читать? (О лебеде)
— Здорово, молодцы. Хочу обратить ваше внимание на то, как красивы лебеди.
– Откроем учебник на с. 120 и проверим себя, верно ли мы предположили. Прочтите, как называется произведение? («Лебёдушка»)
— Отройте тетради, запишите число и тему урока «Сергей Александрович Есенин «Лебёдушка».
(тема на магнитной доске)
-Как напишете название произведения? (В кавычках, с большой буквы)
-Какие орфограммы в слове «лебёдушка»? (Безударная гласная в корне «е», проверочное слово – лебедь).
-Как вы думаете, чему мы будем сегодня учиться? (1. Познакомимся с произведением С. Есенина «Лебёдушка»; 2. Определим жанр этого произведения; 3. Узнаем, почему автор назвал произведение «Лебёдушка»; 4. Узнаем, какие чувства хотел передать нам Сергей Есенин)
— О чём нам может рассказать заголовок? Он сформулирован по теме или по главной мысли? (по теме, так как не несёт в себе главную мысль)
-Ещё о чём может рассказать заголовок? (поэт любит образ этой птицы, так как называет ласково «лебёдушка», присоединив к корню –лебедь-уменьшительно-ласкательный суффикс –ушк-)
-Что увидели ещё? (картинки, рисунки)
-А как называются картинки к произведению? (иллюстрации)
-Рассмотрите иллюстрации и предугадайте, как будут развиваться события в стихотворении? (Вначале мы видим картину раннего утра, так как просматриваются капельки росы, далее мы видим лебёдушку со своими детками, плывущими по водоёму, на следующей иллюстрации высоко в небе видим чёрную птицу, смотрящую вниз, далее изображены только птенцы без матери, возможно, их мать, лебёдушка, погибнет от острых когтей этой хищной птицы)
IV . Первичное восприятие текста.(10 мин)
1. Словарная работа (2 мин).
— Перед тем, как мы прочитаем это произведение, мы разберём непонятные для вас слова, чтобы они не вызывали трудности в дальнейшей работе. Наташе было дано задание: выяснить значение некоторых слов.
— Наташа, где ты нашла объяснение лексического значения слова? (В толковом словаре.)
Ватага – шумная толпа.
Заводь – небольшой залив на реке с замедленным течением.
Затон – речной залив, вдавшийся в берег.
Расщелина – глубокая щель, трещина в камне.
Пряный – ароматный, острый по вкусу, запаху.
(эти слова с картинками на доску)
2. Чтение стихотворения учителем. (7 мин)
-Я вам сейчас буду читать вслух. А вы мне дайте совет, как я должна читать, чтобы моё чтение вам понравилось? (Выразительно, интересно, соблюдать знаки препинания)
-Ваши советы я постараюсь учесть, тогда вы что будете делать? (слушать, проверять, правильно ли вы будете читать, представлять картины, которые возникнут в процессе вашего чтения)
-Смотрите, как вам будет сложно: я-то буду только вам читать, а вы должны проверить, правильно ли я выполняю ваши советы, и ещё выполнять своё задание.
Чтение учителем под музыку
Выдержать паузу 2-3 секунды
3. Вопрос эмоционально-оценочного характера (1 мин.)
— Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? ( Чувства грусти, печали, так как лебёдушка погибла, и дети остались сиротами.)
V . Повторное чтение и анализ произведения. (15 мин)
-Ребята, а теперь работаем в паре.
-Подумайте, сколько законченных частей в стихотворении и разделите текст на части. (Что вам может помочь в этом? (иллюстрации) («Обратите внимание на иллюстрации»).
-Решили, кто будет отвечать? (5 частей)
-Давайте поработаем над каждой частью.
Читается 1 часть (1-3 четверостишие) (2 мин)
— Прочитаем 1 часть. Читает Вова.
— Какие картины вы увидели? Какой мы видим природу? Как просыпалась природа? (Картина восхода солнца. Красота окружающего мира, Природа пробуждается от ночного сна постепенно.)
— Зачем Есенин показывает нам эти картины? (Он показывает нам эти картины для того, чтобы мы любовались окружающим миром.)
-А какие эпитеты он использует, чтобы мы увидели эту красоту? (роса жемчужная, озеро серебряное)
-А как поэт описывает камыши? (камыши, склонясь, шепталися)
-Могут ли камыши шептаться? (нет, только люди)
-Дети, а как называется это художественное средство? (олицетворение)
-Итак, о чём говорится в 1 части? (О красоте русской природы)
-Как озаглавим 1 часть? (Красота русской природы)
( на доску прикрепить 1 пункт плана: 1. Красота русской природы.)
2) Читается 2 часть (4-9 четверостишие) (3 мин.)
— Обратимся ко 2 части стихотворения. Читает Наташа.
-Как поэт описывает образ лебёдушки? Найдите и прочитайте об этом в тексте стихотворения.
(Выплывала, словно зоренька,
— С чем сравнивает лебёдушку Сергей Есенин? (с зоренькой)
-Как называется это художественное средство? (сравнение)
-Какой эпитет использует автор для описания лебёдушки? (она не просто белая, а белоснежная, поэт сравнивает ее со звездой.)
-Почему Сергей Александрович Есенин так описывает образ лебёдушки? (Он любуется этой прекрасной птицей и хочет, чтобы мы полюбовались вместе с ним)
-Куда повела лебёдушка детушек? Подтвердите ответ словами текста.
(Погулять на луг пестреющий,
Пощипать траву душистую.)
-Итак, о чём говорится во 2 части стихотворения? (О прогулке лебёдушки с лебежатами)
-Как бы вы озаглавили 2 часть? (Прогулка)
( на доску прикрепить 2 пункт плана: 2. Прогулка.)
-Вы хорошо поработали, теперь немного отдохнём.
(плавные движения руками с большой амплитудой)
Прогнулись над водой,
(наклоны вперед, прогнувшись)
(наклоны головы вправо – влево)
Прямо и гордо умеют держаться,
Тихо-тихо на воду садятся.
Читается 3 часть (10-14 четверостишие) (3 мин.)
— Обратимся к 3 части стихотворения. Читает Вова.
Дозорила – сторожила, охраняла (синонимы).
Хорониться – прятаться (синонимы).
-Какие враги есть у лебедей? Найдите это в тексте.
( Пролетал ли коршун рощею,
Иль змея ползла равниною,
Гоготала лебедь белая,
Созывая малых детушек)
— Как Сергей Есенин показывает, что лебёдушка была хорошей матерью? Подтвердите словами из текста.
(А лебёдка белоснежная,
Не спуская глаз, дозорила.)
(С ердцу матери нет отдыха. Нежная птица постоянно внимательна и встревожена. Она не может расслабиться и радоваться, поскольку ее малышей повсюду подстерегает опасность. Как только рядом возникала угроза, мать гоготала, и детки ветром неслись под уютное крыло. Когда беда миновала, ребятки выглядывали из объятий и снова веселились. То есть она волновалась, заботилась о своих детях.)
-Как бы вы озаглавили 3 часть? (Заботливая мама.)
( на доску прикрепить 3 пункт плана: 3. Заботливая мама.)
4) Читается 4 часть (15-23 четверостишие) (2 мин.)
-4-ю часть прочитайте самостоятельно про себя.
-Почему поэт называет лебёдушку доблестной (дает прямую ссылку на отважный, смелый характер, который еще предстоит проявить)
— Какая беда приближалась? (Орёл.)
-Как повела себя лебёдушка, увидев тень орла? Прочитайте об этом.
Собралися детки малые
И под крылья схоронилися.)
-Озаглавьте 4 часть (Появление орла.)
( на доску прикрепить 4 пункт плана: 4. Появление орла.)
5) Читается 5 часть (24-28 четверостишие) (4 мин.)
-Обратимся к 5 части стихотворения. Читает Наташа.
-Колыхалось – покачивалось (синоним)
— Что вы чувствуете? (Жалость, грусть, печаль, страх за судьбу лебедят.)
-Выскажите своё мнение, могла ли спастись лебёдушка? (Вероятно да, но тогда бы погибли ее дети.)
— Почему она этого не сделала? (Она не пожалела своей жизни, чтобы спасти детей.)
— Почему из глаз лебёдушки катились «слёзы горькие»? (Даже умирая, «лебедушка» переживает за судьбу своих детей и оплакивает их беззащитное положение.)
— Перечитайте последнюю строфу.
(Колыхалось тихо озеро
Камыши, склоняясь, шепталися,
А под кочками зелёными
-Что вы заметили? (Все осталось в природе, но лишь нет лебедушки. Материнское крыло заменено «кочками зелеными». Этим эпитетом С. Есенин подчеркивает чувство тоски, одиночества малышей.)
-Озаглавьте 5 часть (Гибель лебёдушки-матери.)
( на доску прикрепить 5 пункт плана: 5. Гибель лебёдушки-матери.)
— Постарайтесь сформулировать главную мысль этого произведения. (Лебедь не пожалела своей жизни, чтобы спасти детей. Она погибает, но не погибает добро, трепетная глубокая нежность, не погибает любовь матери к своим детям.)
-Дети, что Сергей Есенин отразил в названии: тему или главную мысль? (тему)
-А если в названии была бы отражена главная мысль, то как бы произведение называлось? (Отважная мать)
VI . Сравнительный анализ (1 мин.) по времени
— Произведение Евгения Носова вдохновило скульптора Юрия Киреева. Слайд 8
Бронзовый гусь украсил площадку перед зданием Центральной детской библиотеки на улице К.Либкнехта, д. 2 г. Курска. Открытие произошло в сентябре 2012 года на День города.
— А сейчас попробуем наши чувства превратить в краски. Нам потребуются цветные маркеры. Выразите своё отношение к каждой из частей этого стихотворения в цвете, а потом словесно прокомментируйте свои «цветовые пятна».
Звучит музыка Сен-Санса «Лебедь»
-Почему красный? И т. д.
(светлая, розовый, голубой, зеленый, затем темные тона, сероватые, переходящие в черный)
-Оказывается чувства можно передавать не только словами, но и при помощи красок. Поэзия Есенина богата красками. Цвет связан с содержанием: меняется содержание – меняется и цвет.
VII . Слушание народной песни «Лебёдушка». (2 мин)
— Что напоминает вам это стихотворение? На что оно похоже? (Это стихотворение напоминает народную песню).
— Почему? (Напевный, мелодичный тон, много нежности, чувства, много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, есть повторы)
-Найдите в тексте слова и выражения, близкие к тем, что используются в фольклорных произведениях. («из-за леса, леса тёмного»,огоньки-лучи, красна зорюшка, покрывала златотканые, суффикс –ся, траву-муравушку).
— Если произведение похоже на народную песню, как надо его читать? (Напевно, мелодично, с оттенками нежности).
-Поэзия Есенина музыкальна. Многие стихотворения Есенина стали народными песнями. Послушайте отрывок народной песни «Лебёдушка».
VIII . Подведение итогов урока (4 мин)
Работа в паре. Составление синквейна.(3 мин)
-А теперь работаем в паре. Составьте синквейн на тему «Лебёдушка». Запишите текст в эту замечательную открытку. Для вдохновения будет звучать музыка Сен-Санса «Лебедь». И я тоже буду писать синквейн.
Действия (3 глагола)
Чувства (фраза из 4-х слов)
Выплывает, защищает, спасает
Не пожалела своей жизни
Чтение составленного синквейна.
— Что нового вы узнали на уроке? (Познакомились со стихотворением Сергея Есенина «Лебёдушка», о пределили жанр этого произведения – народная песня, узнали, почему автор назвал произведение «Лебёдушка».)
— Давайте вернемся к эпиграфу.
— Объясните, как вы понимаете теперь слова С.Есенина? (Образ матери связан с образом Родины. Человек, любящий свою мать, уважает и свою Родину.)
— Чтобы бы вы хотели сказать автору этого стихотворения?
Слайд 10 (Обращаемся к портрету)
– Спасибо, Сергей Александрович, за ваше душевное произведение, за то, что Вы нас учите состраданию, учите любить маму, природу, Родину.
-Чем вас поразил урок?
-О чём заставил задуматься?
-За что вас можно сегодня похвалить на уроке?
X . Выставление оценок. (1 мин)
— Я предлагаю оценить работу Наташи. Твои комментарии, Вова. (- Я думаю, что Наташе можно поставить «__», так как она …
-Я согласна, оцениваю вашу работу на…
XI . Информация о домашнем задании : по выбору (1 мин.)
-На следующем уроке поработаем над образом других героев стихотворения, поэтому домашнее задание выберите для себя сами:
1. Выучить отрывок о лебёдушке.
2. Нарисовать лебёдушку.
3. Составить презентацию о лебеде.
4. Найти песни про лебедей.
(Дети получают закладки с домашним заданием.)
— Спасибо за работу. Урок окончен!
Резерв. Художники о творчестве Есенина. (4 мин)
— Красотой этой птицы восхищались не только поэты и композиторы, но и художники. Например, Михаил Александрович Врубель. Вы узнали эту картину? Как она называется?
(обратиться к репродукции картины Михаила Александровича Врубеля «Царевна-Лебедь»)
— «Лебёдушками» в старину называли молодых девушек, их сравнивали с этими грациозными птицами.
-Как вы думаете, почему о девушке говорят: «Плывёт, как лебёдушка»?