Петр 1 Великий — тиран или реформатор?
Пётр I: тиран или реформатор?
Пётр I (1672–1725) принадлежит к числу крупнейших исторических деятелей и, одновременно, к самым противоречивым. Споры о решающей роли Петра Великого в истории России — положительной или отрицательной — не утихают и сегодня [8, с. 243].
Так, известный историк С. М. Соловьёв считал, что Пётр I заслуживает звания «великий» [9, с. 332]. Свою оценку личности Петра даёт Н. М. Карамзин, который, признавая величие императора, указывает в то же время и на ряд его недостатков, к примеру, на чрезмерное увлечение иностранным и утрату в связи с этим «благоразумия» [5, с. 257].
Известные поэты XVIII-XIX вв. буквально обожествляли Петра Первого. Так, М. В. Ломоносов посвятил императору такие строки: «Он Бог, он Бог твой был, Россия» [7, с. 18]. Позже ему вторил Г. Р. Державин: «Не Бог ли в нём сходил с небес?» [4, с. 24].
Цель исследовательской работы: используя различные материалы проанализировать факты деятельности и взглянуть на личность и реформы Петра I глазами разных историков, философов и современников императора.
Задачи исследовательской работы:
1) рассмотреть личность Петра I;
2) изучить и сравнить работы известных историков, философов разных времён и современников Петра I;
3) проанализировав источники, сделать вывод о значении исследуемых событий.
Для проведения своего исследования я использовала историко-системный метод. Суть такого метода заключается в обобщении исторических фактов и создании единой системы, а также рассмотрение и оценивание отдельных фактов с позиции всей системы.
Мой интерес к жизни и деятельности Петра I вызван тем, что его деятельность продолжает и в настоящее время вызывать резкие споры у историков, философов.
Данная тема является актуальной, так как у многих школьников возникает вопрос: кто он Пётр I — великий реформатор или великий тиран? Реформы Петра I — это прогресс в истории России или откат назад?
С одной стороны, реформы имели огромное прогрессивное значение, шли навстречу общенациональным интересам и потребностям, способствовали значительному ускорению исторического развития страны и были нацелены на ликвидацию её отсталости.
С другой стороны — осуществлялись крепостниками, крепостническими методами и были направлены на укрепление их господства.
Поэтому прогрессивные преобразования петровского времени с самого начала несли в себе консервативные черты.
Вся его внутренняя политика была направлена на укрепление государства. Пётр I коренным образом изменил внутреннее устройство государства, проведя ряд реформ: экономическую, сословную, военную, церковную, управленческую и др. [11, с. 225].
Провёл перепись населения, распределил подать с помещиков, крестьян и прочих. Начал производить военную технику, сформировал российский флот, сделал Санкт-Петербург главным портом (в котором принимали участие иностранные архитекторы и которое осуществлялось по разработанному царём плану).
Было сокращено отставало Российского государства и в области духовной культуры. Были созданы новые типографии в Москве, Петрограде и других городах выпустившие в свет в годы правления Петра свыше 600 названий книг и других изданий в том числе новых учебников и учебных пособий [10, c. 67].
В 1724 г. была основана Академия наук (открылась в 1725 г.). Особое значение приобрели специальные школы, дававшие молодым людям профессию в области промышленности.
В конце правления Петра во всех более-менее крупных городах были созданы минимум две школы — светская и духовная [1, c. 272].
При правлении Петра активно проникали в русскую жизнь элементы светской европеизированной культуры. Стали появляться светские учебные заведения, основана первая русская газета «Ведомости» [6, c. 140].
Реформы преодолели экономическое отставание страны от других европейских государств. Так, вводились беспроцентные ссуды, рассрочка платежей, беспошлинный ввоз нужного товара из-за границы, привилегии. Таким образом, проявлялась политика протекционизма и меркантилизма в России.
Уделялось внимание усовершенствованию сельхозтехники. В условиях, когда произошло существенное расширение промышленного производства, увеличились обороты внутренней и внешней торговли, потребовалось реформировать денежную систему. Она сложилась в XVII в. и теперь, в эпоху петровских преобразований, перестала соответствовать интересам хозяйственного развития.
Появились новые денежные единицы — копейка, полушки, денежки, червонцы [3, c. 125].
Словом, полностью преобразовал, укрепил Россию, и превратил в великую империю.
Но нужно отметить и другой аспект. Несмотря на то что Пётр I естественно был реформатором, но методы, которые он выбирал для проведения реформ были радикальными, носили во многом импровизационный характер. Они не были результатом тщательного продуманного плана или кабинетной работы. Напротив, они выросли из проблем современности, из самой жизни, из насущных потребностей общества.
По этой причине часть задуманного изменялась, часть отменялась или, напротив, совершенствовалась. Таким образом, в преобразованиях Петра I есть много незавершённого и противоречивого.
Таким образом, проанализировав все существующие исторические факты деятельности Петра Великого, я пришла к выводу, что несмотря на неоднозначность оценок реформ Петра, с уверенностью можно сказать, что вся его деятельность была направлена во благо России, на её развитие и защиту интересов страны.
Пётр Великий, не жалея ни душевных, ни физических сил, посвятил всю свою жизнь процветанию Российской Империи.
Можно привести слова известного российского историка И. Буганова, что с Петра I «начинается новая эпоха — преобразователя России, выведшего её на новые пути». [2, c. 113].
Петр I:тиран или реформатор.
Урок истории в 7 классе.
Учитель: Лысова О.Н. ГООУ «Созвездие» г.Волгоград
Петр I: тиран или реформатор.
Цели урока:
Учебная: закрепить знания, полученные в процессе изучения петровской эпохи.
Развивающая: формирование у учащихся умения анализировать документы, делать выводы, ставить цели, выделять главное из материала урока.
Воспитательная: формирование представления у учащихся чувства патриотизма, уважительного отношения к прошлому своей страны. Вызвать гордость за свое Отечество.
Задачи:
1.Выяснить в процессе исследования кем был Петр I — тираном или реформатором.
2.Закрепить знания учащихся событий в России в начале XVIII века.
В классе, заранее выделяется 2 группы противоположные по своему отношению к личности Петра. Они получают задание оформить свое отношение к Петру Первому в виде таблицы.
На протяжении всей истории со времен Петра Великого историки спорят о личности и деяниях императора. Нет однозначной оценки его личности, так же, как и его преобразований. О нем говорили: “Царь – плотник, “Петр, прорубивший окно в Европу”, “Суровый, но справедливый и демократичный”. К этим суждениям присоединяются и другие, подчеркивающие, что Петр “выражал интересы господствующего класса” и “драл по три шкуры с трудового крестьянства”.
О, мощный властелин судьбы! Не так ли ты над самой бездной, На высоте уздой железной Россию поднял на дыбы?
“Медный всадник”А.С. Пушкин
А.С. Пушкин, спустя столетие, скажет, что некоторые их указов царя написаны кнутом…
То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник, Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник. (Пушкин А.С. «Стансы»)
Кто же был Пётр Великий? Тиран или реформатор? В чем он был прав и в чем он был виноват – вот главные вопросы нашей дискуссии
. Обратите внимание на доску, где перечислены основные правила дискуссии.
ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ ДИСКУССИИ (Правила дискуссии вывешиваются либо на доске, либо показываются с помощью ИКТ. Необходимо обязательное знакомство учащихся с правилами в начале урока)
1.Нельзя критиковать людей, только их идеи.
2.Каждый участник должен иметь право и возможность высказаться.
3.Внимательно выслушивай оппонента, затем уже излагай свою точку зрения.
4.Обсуждению подлежат все без исключения позиции.
5. Не забывай, что лучшим способом убедить противника является четкая аргументация и безупречная логика.
6.Говори ясно, точно, просто, отчетливо и своими словами, а не по «бумажке».
7.Имей мужество признать правоту оппонента, если ты оказался не прав.
8.Никогда не навешивай «ярлыков» и не допускай уничижительных высказываний, перепалок, высмеивания.
Перед вами лежат выдержки из документов, с помощью данного материала вы должны ответить на данный вопрос. Перед вами рабочие листы, вы должны по ходу знакомства с документом выделить доказательство того, что Петр I является великим реформатором
Петр I является великим реформатором
Политика. В результате административного, государственного реформирования, проведенного Петром I, Россия получила более четкую структуру государственного управления. На смену громоздкой системы приказов пришли коллегии, которые подчинялись Сенату. 24 января 1722 г., была введена «Табель о рангах»,которая вводила новую классификацию служащего люда. Знатность рода сама по себе, без службы, ничего не значит, не создает человеку никакого положения, таким образом, на место ставилась аристократическая иерархия породы, родословной книги.
Экономика. При Петре был значительный рост крупной мануфактурной промышленности. К 1725 году в России было 220 мануфактур (а в 1690 г. только 21). Выплавка чугуна увеличилась в 5 раз, что позволило начать экспорт за границу. При Петре I заметно шагнула вперед торговля (внутренняя и внешняя Строились Металлообрабатывающие заводы на Урале, в Карелии, близ Тулы. Если до начала XVIII в, Россия ввозила железо из-за границы, то к концу царствования Петра I страна стала продавать его. Были открыты месторождения медной руды. (Урал.)Появились новые виды мануфактуры: текстильная, химическая, кораблестроения.
Объявлено указом 1699 года о начале рекрутского набора. В период с 1699 по 1725 годы было были сформерованны армия (318 тыс. человек, вместе с казачьими частями) и флот. Армия была с единым принципом комплектования, единообразным обмундированием и вооружением. Одновременно с созданием армии продолжалось строительство флота Ко времени Гангутской битвы (1714) был создан Балтийский флот из 22 кораблей, 5 фрегатов и множества мелких судов. Россия имела и военный флот, и торговый.
Царь Пётр I основал город 16 (27) мая 1703 заложил крепость на одном из островов в дельте Невы.В1712 столица России была перенесена из Москвы в Петербург. Город официально оставался столицей до 1918.
К вопросу о религии
. Царь Петр I провозгласил принцип веротерпимости в государстве. Им широко воспользовались в России разные вероисповедания: римско-католическое, протестантское, магометанское, иудейское.
Образование и наука
. При Петре I Россия стала могущественной европейской державой. Он с большим вниманием относился к образованию и науке. Петр обязал учиться грамоте всех дворянских детей, не только посылал многих учиться за границу, но и открыл школы и училища в Москве и в Петербурге: морское, инженерное училища, артиллерийскую школу. По приказу Петра началось издание первой в России печатной газеты. Она называлась “Ведомости” и выходила в Петербурге с 1702 года. Для облегчения чтения и письма в 1708 году он провел реформу русского алфавита, значительно упростив его. В1719 году Петр основал первый в стране музей-Кунсткамеру. И, уже в конце своей жизни, 28 января 1724 года Петр I издал указ об учреждении в России Императорской aкадемии наук.
Не считаете ли вы, что петровские мануфактуры, использующие труд подневольных людей, не являются прогрессивными капиталистическими предприятиями? 2. Не считаете ли вы, что в результате административной реформы, сложилась громоздкая, бюрократическая система управления страной? Какие изменения произошли в армии, экономике, политике в период правление Петра Великого?
«Петр I не является великим реформатором»
. Проведенные Петром I административные реформы привели к увеличению различных должностных преступлений, увеличилось количество чиновников и расходов на их содержание. Бремя налогов пало на плечи народа. Северная война, ухудшали экономическое положение населения, поскольку требовали огромных материальных расходов. Вводились многочисленные налоги, прямые и косвенные Все это ухудшало положение податного населения (крестьян, горожан, купцов и т.д.).
Царь Петр дозволил старообрядцам открыто жить в городах и селениях, но обложил их двойным налогом. Брали налог с каждого мужчины за ношение бороды, брали с них штраф и за то, что священники совершали у них духовные требы. Никакими гражданскими правами в государстве они не пользовались. За неповиновение ссылали на каторгу как врагов церкви и государства.
Стремление Петра I превратить в одночасье россиян в евпропейцев проводилось насильственными методами. Бритье бород, введение одежды европейского образца. Несогласным угрожали штрафами, ссылкой, каторгой, конфискацией имущества. Петровская «европеизация» положила начало глубочайшему разрыву между образом жизни народа и привилегированных слоев. Много лет спустя это обернулось недоверием крестьянства к любому человеку из «образованных», поскольку дворянин, одетый по европейски, говорящий на иностранном языке, казался крестьянину иноземцем. Петр открыто презирал все народные обычаи. Петр, вернувшись из Европы приказал насильно брить бороды и носить иноземное платье. У городских застав находились специальные соглядатаи, которые отрезали у прохожих и проезжих бороды и обрезывали полы у длинной национального покроя одежды. У сопротивлявшихся бороды просто вырывались с корнем. 4 января 1700 года всем жителям Москвы было приказано одеться в иноземные платья. На исполнение приказа было дано два дня. На седлах русского образца было запрещено ездить. Купцам за продажу русского платья был милостиво обещан кнут, конфискация имущества и каторга.
Не кажется ли вам, что изменения в культуре не сводятся только к бритью бород?Как вы считаете, создание новых учебных заведений, учебников, музеев, гражданского шрифта являются прогрессивными явлениями в культуре? Как вы думаете, можно ли стать России великой империей без сильной армии? Кто должен ее содержать?
Какие действия мог бы Петр предпринять для достижения своей цели или от каких действий воздержаться Были ли возможны альтернативные действия?»
-Итак, вы познакомились с документами и нам необходимо два магистра, которые будут записывать ваши доказательства по данному вопросу(доказательства записывают магистры на доске, либо показываются с помощью ИКТ)
. Итак, вы, как истинные историки, к какому выводу пришли при изучении документов. Был ли Петр I злым и коварным, безнравственным и алчным или Петр гений русской земли, великий реформатор.
-Да, ну и картину вы нам нарисовали. Давайте теперь послушаем группу защиты.
Петр был реформатором | Петр был тираном |
1.Четкая структуру государственного управления 2.Был введена «Табель о рангах». знатность рода сама по себе, без службы, ничего не значит 3. Рост крупной мануфактурной промышленности и появились новые виды мануфактур. 4. При Петре I заметно шагнула вперед торговля (внутренняя и внешняя) 5.Строились новые заводы. 6.Россия начала продавать металл Европе. 7.Создание новой армии. 8. Строительство флота военного и торгового. 9. Строительство Санкт-Петербурга, который в 1712 г. стал столицей России. 10.Царь Петр I провозгласил принцип веротерпимости в государстве 11.Петр I с большим вниманием относился к образованию и науке. открыл школы и училища в Москве и в Петербурге: морское, инженерное училища, артиллерийскую школу. 12.По приказу Петра началось издание первой в России печатной газеты 13.1708 году он провел реформу русского алфавита, значительно упростив его. 15.Петр сам занимался любой работой и лично принимал участие во всех начинаниях. 16.При Петре I Россия стала могущественной европейской державой | 1.Проведенные Петром I административные реформы привели к увеличению различных должностных преступлений. 2.Все преобразования в стране, в т.ч. Северная война, ухудшали экономическое положение населения, поскольку требовали огромных материальных расходов 3. Вводились многочисленные налоги, прямые и косвенные 4.Реформы Петра I привели к усилению крепостного права. 5.Большое количество народных выступлений(Астраханское восстание, восстание К. Булавина, Восстание в Башкирии) 6. Огромное количество следствий и жестоких казней. 7.Погибло огромное количество людей. 7.Запретил каменное строительство по всей России, кроме Петербурга 8.30 000 человек умерло при строительстве города. 10. В 1721 г. патриаршество было ликвидировано, запрещалось создание новых монастырей, ограничивалось число монахов в существующих. 11. Царь Петр дозволил старообрядцам открыто жить в городах и селениях, но обложил их двойным налогом, как прямыми так и косвенными. 12. Насильственные методы проведения реформ. 13. Петровская «европеизация» положила начало глубочайшему разрыву между образом жизни народа и привилегированных слоев у нас получились два почти одинаковые столбика. Какой вывод напрашивается? Попрошу высказать свое мнение(выслушиваются ответы учащихся) Как вы думаете, а была ли альтернатива развития России, необходимо ли было применять столь радикальные меры? История не знает сослагательного наклонения. Петр Великий был и его деяния велики. Я думаю и надеюсь, что меня поддержат наши потомки, что царь Петр I воплотил в себе столько разных и порой противоречивых качеств, что трудно его охарактеризовать однозначно. Заслуги Петра I настолько велики, что его стали называть Великим, а государство превратилось в империю. Петр естественно был реформатором, но методы, которые он выбирал для проведения реформ были радикальными. Да, Пётр предстаёт перед нами неистовым и жестоким, но таков был век. Новое пробивало себе дорогу. Так же свирепо и беспощадно, как цеплялось за жизнь отжившее старое. Нашу дискуссию я хотела бы закончить высказыванием историка М.П. Погодина, жившего в пушкинские времена. В книге “ Пётр Великий” М.П. Погодин писал: “Мы просыпаемся. Какой ныне день? 1 января 1841 года – Пётр Великий велел считать месяцы от января. Пора одеваться – наше платье сшито по фасону, данному Петром Первым… суть выткано на фабрике, которую завел он, шерсть настрижена с овец, которых развел он. Попадается на глаза книга – Пётр великий ввел в употребление этот шрифт и сам вырезал эти буквы. За обедом от соленых сельдей и картофеля, который он указал сеять, до виноградного вина им разведенного, все блюда будут говорить вам о Петре Великом. Место в системе европейских государств, управление, судопроизводство… Фабрики, заводы, каналы, дороги… Военные училища, академии – суть памятники его неутомимой деятельности и его гения”. Петровская эпоха во многом поучительна для нас именно сегодня, когда приходится, как и довелось в свое время Петру Великому, на старой отжившей основе создавать и защищать новую Россию, реформировать армию и флот, воспитывать трудолюбие, деятельный патриотизм, преданность государственным интересам и любовь к военному делу. Любите свою Отчизну и гордитесь Россией. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России: конец 16 – 18 век». М., «Просвещение», 2010 Буганов В. И., Зырянов П. Н. История России конец XVII – XIX в. Москва:Мысль, 1995 Павленко Н.И. Пётр Первый и его время, Москва: Просвещение, 1989 Павленко Н.И. Петр Великий. М.,Мысль, 1990 Погодин М. П. Петр Великий. — В кн.: Историко-критические отрывки, т. 1.М., 1846 Пушкин А.С “Медный всадник” Поэмы. Москва., Дрофа-Плюс.,2010 Пушкин А.С. «Стансы» Сочинения в трех томах. Санкт-Петербург: Золотой век, Диамант, 1997. Петр 1 Великий — тиран или реформатор?Россия, 17 век. Мировоззрение, обычаи и нравы, а также религиозные верования в государстве консервативны и неизменны. Они будто бы застыли, как муха в янтаре. И могли бы этой мухой остаться еще на полтысячи лет, если бы… Если бы к штурвалу не пришел деятельный и активный, любознательный и непоседливый, всем на свете интересующийся и работы не боящийся молодой человек. Которого мы, потомки, называем «Петром I». А за границей величают государя нашего не иначе как «Великим». Мне кажется, в характеристике столь масштабной в культурно-историческом плане для все России личности никаких «или» быть не должно. Противопоставления хороши в однозначных вещах. Глуп или умен, высок или низок, черен или бел. «Реформатор или тиран» — в корне неверное определение. Реформируя что-либо, как и реставрируя-ремонтируя, не обойдешься без «жертв». Чтобы привести в порядок стены в старой кухне, смывают старую побелку, сдирают грязные обои. По окончании ремонта все прекрасно, светло, чисто и по-новому. Но так ли считают остатки старых обоев, вынесенные на помойку? Возможно, приведенное сравнение грубовато по отношению к глобальным Все реформы, с таким напором и жаждой совершенствования производимые молодым максималистически настроенным императором, имели целью «продвинуть» (как сейчас принято говорить) вверенную ему страну. Возвести ее на новый уровень, «вывести в свет», приблизить к благам и достижениям цивилизации, которых сам он с юности в Европе насмотрелся. По большей части народ и «купцы-бородачи» роптали из-за внешних изменений, не столь важных, принципиальных. Смена кафтана, укорачивание бород, введение иноземных блюд в рацион и праздников в календарь. То, что раскололо «янтарь» и выпустило муху из «тесноты, да не обиды» на свежий воздух. Серьезные же реформы, затрагивающие продвижение по службе, некоторое уравнение в правах всех достойных, сообразительных и умелых людей, не могли нести ничего, кроме действительной пользы для культурной и интеллектуальной жизни государства. Если ранее «каждый сверчок» не только знал, но и сидел, как приклеенный, на своем «шестке», то теперь была тысячам людей предоставлена возможность найти себе применение по душе. Не только плотники потомственные, в 7-м поколении, плотничать могли. Но крестьяне, буде на то их воля, желание, а также способности реальные. То же касается торговли, ювелирного дела, корабельного, инженерного… любого, за какое ни возьмись. Разве стоит полемизировать о благодатном влиянии на развитие всех вышеперечисленных ремесел реформ Петра? Браки, которыми могли сочетаться люди разных сословий. Здесь ли не польза? Этот вопрос, правда, более спорный. В заключение хотелось бы сказать, что Петр I, по моему мнению, не тиран и не деспот. Он старался быть справедливым. И, по большей части, это у него получалось. Образ Петра Первого в романе “Петр Первый” Толстого А. НКак было сказано выше, “Петр Первый” – исторический роман. Тема его – изображение России эпохи Петра. Идея романа – положительная оценка характера и деятельности царя-реформатора. Следовательно, Петр является главным героем романа. Вторая книга показывает реформаторскую деятельность молодого царя и начало Северной войны. Здесь автор особое внимание уделяет Нарвской битве 1700 года, которая сыграла важнейшую роль в последующей истории России. Обидное поражение под Нарвой заставило Петра предельно напрячь собственные силы и силы всей страны для того, чтобы в конце концов победить Швецию в Северной войне (1721). События второй книги заканчиваются первыми маленькими, но В третьей книге писатель хотел показать Петра – зрелого государственного деятеля, замечательного полководца, мудрою чело века, несмотря на все его личные недостатки. Однако Толстой не успел написать эту книгу, и о его замыслах можно судить только по предварительным планам и наброскам. Таким образом, писатель подробно изобразил только детство и юность Петра, но уже в этих двух книгах сумел создать сложный и интересный образ главного героя. Он хочет своими глазами увидеть европейскую жизнь и научиться строить корабли. Царь не останавливается ни перед чем, не жалеет ни себя, ни других, но осуществляет многие проекты, о которых Голицын только мечтал, сочиняя прожекты в своем роскошном московском дворце (1,2,5). Отличительной чертой шведского короля Толстой считает поглощающее все стремление к личной славе. Мечтой Карла является слава непобедимого полководца, второго Цезаря (2, 2, 5). При этом его мало заботит благополучие собственной страны: она должна дать средства для ведения европейской войны, а все остальное не имеет для Карла никакого значения. От Карла XII Петра отличает высокий патриотизм: во всех делах русского царя прослеживается не столько желание личной славы, сколько стремление вывести Россию из “тьмы невежества и запустения”. Для этого Петр, ломая всякие традиции, занимается любой, даже “черной” работой. Толстой изображает его в Воронеже на строительстве очередного корабля. Работая в кузнице с мастером Жемовым, Петр выполняет обязанности подмастерья и неловко тащит лапу якоря, за что Жемов кричит на него. Царь спокойно относится к этой ситуации (в России учеников не только ругают последними словами, но, бывает, и бьют) и никак не наказывает кузнеца, которого уважает за его мастерство и глубокое знание кузнечного ремесла (2, 1, 10). От Августа Петра отличает чрезвычайная личная скромность и благородное убеждение, что царь обязан служить своему отечеству, а не отечество – царю. В Меншикове Петру нравятся деловая энергия, неутомимость, веселость: “Ловок был, бес, проворен, угадывал мысли: только кудри отлетали, – повернется, кинется и – сделано. Непонятно, когда спал, – проведет ладонью по роже и, как вымытый, – веселый, ясноглазый, смешливый” (1, 3, 4). При этом царь знает и недостатки своего “сердечного друга” – вороватость, хвастливость. Радость – вместе, заботы – вместе. Думали одним умом… (…) Плохим был адмиралом, а стоил целого флота” (2, 1, 5-6). Достаточно вспомнить, как она вела себя в день похорон Натальи Кирилловны. Петр испытывал тяжелое чувство одиночества и подавленности, ждал от жены сочувствия, ободрения, а вместо этого услышал от нее замечание, что в грязной одежде лег на атласное одеяло (1,5, 17). Он оставляет ей все свои подарки (дом, деревни с крепостными, карету, драгоценности), но приказывает забрать свой портрет. Он никак не мстит Анне, но больше никогда не соглашается встречаться с ней. Петр не показывает вида, однако, по наблюдениям Меншикова, царь тяжело переживает разрыв с Анхен и остро чувствует снова вернувшееся к нему душевное одиночество (2, 5, 5). Например, английский купец Сидней ужасается древнему русскому обычаю закапывать по плечи в землю женщину, убившую мужа, а после ее мучительной смерти вешать труп на виселицу за ногу. Петр сначала не понимает сэра Сиднея: “А что? Она же убила… Писатель рисует царя человеком своего времени, выросшим среди жестоких обычаев своего народа, когда человеческая жизнь, а тем более человеческое достоинство мало ценились и в государстве, и в семье. Как царь не жалеет каторжников на строительстве Петербурга (2, 5, 7), так и раскольники, вдохновленные старцем-проходимцем Нектарием, предпочитают сгореть в церкви вместе с детьми, но не сдаться государевым солдатам (2,2, 8). Подобные сцены объясняют стремление Петра распространить, пусть даже насильно, при помощи палки, просвещение, образование, гуманистическую культуру в русском народе. Эта “идея” не позволяет сделать из личности Петра, при всех его известных недостатках, “уродливого карлу вместо великана человечества” (В. Г. Белинский “”Ледяной дом”. Сочинение И. И. Лажечникова”). Толстой показал Петра в развитии (с самого ран него детства), на широком фоне русской жизни, поэтому реалистический образ Петра, созданный Толстым, кажется более убедительным, чем мистический (дьявольский) образ Петра у Мережковского. |