Конспект занятия «Родословная — старинная русская традиция» (старшая группа)
марина аносова
Конспект занятия «Родословная — старинная русская традиция» (старшая группа)
«Родословная-старинная
русская традиция»
(старшая группа)
Занятие «Родословная- старинная русская традиция»
Задачи: Воспитывать любовь и уважение к членам семьи, родным, родственникам, предкам.
Закреплять представления о родственных отношениях; формировать элементарные представления о том, что такое род и родословная, о происхождении фамилий; о традициях и обычаях; воспитывать уважительное отношение к старшим; развивать познавательные интересы, логическое мышление.
Материал: Иллюстрации «Славянская семья», «Кузнец»; макет русской печки; старинная бытовая утварь.
Ход занятия
Посмотрите внимательно, постарайтесь найти на рисунке самых старших членов этой большой семьи. На рисунке есть надписи, которые помогут вам в этом. Кто же старше всех в этой семье? (Дедушка и бабушка). Рядом с ними сидит отец. Как вы думаете, кем он приходится дедушке и бабушке? (Он их сын). Кто сидит возле отца? (Его сыновья, внуки бабушки и дедушки). Как вы думаете, почему молодые люди стоят? (Они выражают своё уважение старшим членам семьи).
В старину в семьях почитали, уважали старших, слушали их, не смели им перечить, не перебивали их и не капризничали. Родители, дедушки бабушки учили детей и внуков всему, что умели сами, передавали им свой жизненный опыт. Посмотрите, как внимательно сыновья слушают отца- он рассказывает им что- то очень важное, интересное. Дети обращались к своим родителям на «ВЫ», с почтением, уважительно, ласково. Отца величали батюшкой, мать- матушкой. Дети помогали родителям. Художник изобразил, как дочь помогает своей матушке готовить еду. Воспитывали в детях привычку к труду, трудолюбие. А чем в это время занята матушка? (Она прядёт пряжу и присматривает за маленькой девочкой – своей племянницей). Что означает слово «племянница», «племянник»? Какие родственные отношения они объясняют? (Племянники – это дети братьев или сестёр родителей). Чья дочь, эта маленькая девочка, изображена на рисунке? (Маленькая девочка – дочь брата отца, дяди). Для отца и матери этой семьи маленькая девочка – племянница. А сыновьям и дочери кем она приходится? (Для сыновей и дочерей – она двоюродная сестра). Кем приходится маленькая девочка бабушке и дедушке? (Она – внучка бабушке и дедушке). Как вы думаете, у этой девочки есть родители? (Да, у неё есть мать и отец).Кто нибудь из её родителей изображён на этом рисунке? (Да, её отец, он входит в избу). Отец этой девочки приходится братом отцу большой дружной семьи, изображённой на рисунке, дядей его детям. Семьи в старину были дружными, родственники всегда помогали друг другу. Пока брат отца с женой были заняты, ездили в город на ярмарку, за их дочерью присматривали его родные. Люди были отзывчивыми и гостеприимными, как говорили раньше – хлебосольными. Гостей встречали в старину обычаи, традиции.
Физкультминутка (подвижная или хороводная игра)
Воспитатель: Обычаи – это то, что принято делать обычаи. Обычаи передавались от отцов и дедов детям, внукам и со временем становились традициями. Ребята, давайте повторим, какие были обычаи в старину? (Дети уважали старших, люди были хлебосольными, трудолюбивыми, помогали друг другу). Как обращались друг к другу в семье. (Матушка, батюшка, братец, сестрица, тётушка, дядюшка). Какие хорошие, замечательные обычаи! Мы стараемся им следовать, поддерживать традиции. В старину люди очень хорошо знали своих родных, родственников, предков. Предки- это наши родные, которые жили до нас, вперёд нас, перед, перед нами. Мы – их потомки, мы живём потом, после них. Дедушка и бабушка рассказывали внукам о своих родителях, дедушка и бабушка, о предках. Этой традиции тоже обязательно нужно следовать, стараться, как можно больше узнать о своих предках, сохранять память о них.
Что нужно знать, чтобы рассказать другим о членах своей семьи, о своих родных, родственниках, предках? (Их имена, отчества, фамилии). Действительно, прежде всего, нужно хорошо знать имена, отчества, фамилии своих родных. Но этого тоже недостаточно. Хорошо если со временем вы узнаете, где они родились, жили, работали, каких успехов достигли. Как вы думаете, у людей, изображённых на рисунке, есть имена? (Конечно, у них есть имена). Мы знаем, как их звали, но мы можем придумать каждому из членов этой семьи имена, красивые, старинные, как в сказках.
Воспитатель: «Не имя красит человека, а человек имя. От этого, каков человек, зависит отношение к нему окружающих. Если постоянно делать добрые дела, вас станут уважать, запомнят по добрым делам и поступкам. Давным – давно у людей не было фамилий, а были только имена. Но одинаковые имена встречаются довольно часто, а чтобы было понятно, о ком идёт речь, люди использовали отчества, прозвища. Например, Иван Петрович, Петров старший сын, кузнецов внук».
Воспитатель обращает внимание детей на рисунок,изображающий кузнеца за работой: «Предком этой семьи был искусный кузнец. Он передал своим потомкам не только секреты кузнецкого мастерства, но от его ремесла, его профессии произошла и фамилия – Кузнецовы. Так появился род Кузнецовых. Род объединяет родственников, имеющих одну и ту же фамилию.
С давних времён существовал обычай вести родословную. Родословная – слово о роде, рассказ о своей семье, родственниках, предках. Родословная рассказывает об истории семьи. Сегодня мы с вами попробуем составить родословную семьи Кузнецовых, изображённой на рисунке. Как вы думаете, с кого следует начать составлять родословную? (С дедушки и бабушки). Почему нужно начать с дедушки и бабушки?» (Потому что они самые старшие в семье).
Ребята прикрепляют листочки с именами, которые они придумали для членов семьи Кузнецовых,к доске или мольберту в следующем порядке:дедушка, бабушка, отец, мать, брат, отец, сыновья, дочь, племянница. В результате получается схема родственных отношений.
Исследовательский проект «Семья — опора счастья» Пояснительная записка. Семья – это социальный институт, в котором осуществляется семейное воспитание ребенка. Проект направлен на оказание.
Круглый стол «Хорошо, что есть семья» — был проведён к Дню семьи с родителями группы. Цель круглого стола: Привлечь родителей принять непосредственное участие в совместной практической деятельности с детьми (например, по изготовлению.
Учебно-исследовательская работа «Слова,называющие степень родства» (2 класс)
Школьная межпредметная научно-практическая конференция
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №28
Слова, называющие степени родства
Выполнил: Корякин Александр
Баженова Лариса Александровна
учитель начальных классов
2. Методика и результаты исследования …………………………………. 4
2.1. Значение слова сватья …………………………………………………. 4
Библиографический список ………………………………………………. … 6
Мы любим читать сказки. В сказках встречаются непонятные нам слова: кум, сват, падчерица, мачеха, зять, сноха. Я слышал, взрослые употребляют в своей речи эти непонятные мне слова. Решил узнать значение слов: кум, сват, падчерица, мачеха, зять, сноха.
Цель: выяснение значения слов, называющих степени родства
узнать значение слов: сватья, кум, падчерица, мачеха, зять, сноха.
обогатить словарный запас;
познакомить одноклассников со значением слов: сватья, кум, падчерица, мачеха, зять, сноха.
Объект исследования: сказки
Предмет исследования: слова, раскрывающие степени родства
сбор, изучение, анализ литературных материалов по изучаемой проблеме.
опрос (проведение бесед с учащимися 2 «б» класса)
Методика и результаты исследования
Я провел опрос в своём классе. Знают ли дети значение слов: сват, мачеха, падчерица, кум, сват, зять, сноха? Оказалось, что никто точно не знает толкование этих слов.
Поработал с толковым словарём русского языка С. И.Ожегова, с интернетом и узнал, что эти слова называют родственников по отношению друг к другу. Из исследования я узнал, что система родственных отношений со временем не сильно изменилась: есть и снохи, и сватьи, и падчерицы, и мачехи. Но называющие их слова забываются.
2.1. Значение слова сватья
А ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой обобрать его велят. (А.С.Пушкин.)
Слово сватья обозначает родственницу одного из супругов по отношению к родственникам другого супруга. Слова сват, сватать родственные.
2.2.Значение слов кума, кум
— Здравствуй, кумушка-лисонька! Куда бежишь?
— Ой, не спрашивай, волк-куманёк.
Слова кум (куманёк) и кума (кумушка) обозначают «крёстный отец и крёстная мать по отношению друг к другу и родителям крестника».
2.3.Значение слова зять
Слово зять обозначает мужа дочери или сестры.
2.4.Значение слова сноха
Слово сноха обозначает жену сына для его родителей.
2.5. Значение слов мачеха, падчерица
Мачеха была ненавистная, отдыху падчерице не давала. (Дочь и падчерица».)
Слово падчерица обозначает неродную дочь одного из супругов.
Слово мачеха обозначает жену отца по отношению к его детям от прежнего брака
— кум, падчерица, мачеха, зять, сноха – это слова названия родства. Слова, называющие степени родства, встречаются редко в речи людей, но их надо знать и знать их значение, чтобы понимать русскую литературу, знать родственные связи семьи.
3.2. Практическая ценность
Сама я крещён в церкви, мою крёстную зовут Ивонина Татьяна Адольфовна.
Работать по данной теме мне было интересно. Продолжу исследование по теме «Устаревшие слова». Следующее моё исследование будет называться «Единицы величины в сказках».
Библиографический список литературы:
Полная хрестоматия для 1-4 классов. /- Москва, 2010
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка /- Москва, 1997
Я провела опрос в своём классе. Знают ли дети значение слов: сват, мачеха, падчерица, кум, сват, зять, сноха? Оказалось, что никто точно не знает толкование этих слов.
Поработал с толковым словарём русского языка С. И.Ожегова, с интернетом и узнал, что эти слова называют родственников по отношению друг к другу. Из исследования я узнал, что система родственных отношений со временем не сильно изменилась: есть и снохи, и сватьи, и падчерицы, и мачехи. Но называющие их слова забываются.
При работе над данным проектом каждый ученик в классе узнал очень много нового о своей семье и о родственниках.
Номер материала: 369273
Не нашли то что искали?
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект НОД в подготовительной группе «Родословная-старинная русская традиция»
Елена Назарова
Конспект НОД в подготовительной группе «Родословная-старинная русская традиция»
Образовательная область: познавательная
Возрастная группа: подготовительная к школе группа
Тема: «Родословная – старинная русская традиция»
Цель: расширить знание о традициях русского народа
Образовательные задачи: формировать элементарные представления детей о том, что такое род и родословная, о традициях и обычаях; закреплять имеющиеся представления о родственных отношениях.
Развивающие: развивать связную речь, познавательный интерес, логическое мышление.
Воспитательные: воспитывать любовь к членам своей семьи, родным, родственникам, предкам; уважительное отношение к старшим.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о семье, семейные фотографии, ООД «Моя семья», заучивание стихов, пословиц о семье, понимать и объяснять их смысл,рисование на тему: «Моя семья».
Словарная работа: родные, родственники, предки, батюшка, матушка,
Сестрица, братец, прялка, веретено, кудель, колыбель, глечик, скрыня – объяснить значение старинных слов.
Материалы и оборудование: интерьер старинной избы, дети в народных костюмах, фотографии, клеенка, кисточки, клей, салфетки, пирамидка, схема – образ семьи.
Ход деятельности
-Дети, мы с вами много говорили о семье, родных, рассматривали фотографии. А что такое семья, для чего она нужна?
-Семья – это много, много человек, которые любят друг друга.
-Семья – это, когда мама и папа никогда не ссорятся и не ругаются.
-В семье главное – любовь.
-В семье друг к другу относятся вежливо.
-Дети, а кто знает стихи о семье?
«Семья – это слово родное!
Сколько в нем света, добра и тепла!
Как мы гордимся своими родными
За все их заслуги, за все их дела!
Глаза материнские нас согревают
Как солнца сиянье, очи горячи.
А руки отца от беды заслоняют
Забота родных – как солнца лучи!»
-Дети, а какие пословицы и поговорки о семье вы знаете?
«Не нужен и клад, коли в семье лад»
«При солнышке тепло, а при матери добро»,
«Материнская ласка не знает конца»,
«Нет такого дружка, как родная матушка»,
«Братская любовь лучше каменных стен»,
«Птица рада весне, а младенец – матери»,
«Хороша дочка Аннушка, коли хвалят мать да бабушка»,
«Вся семья вместе, так и душа на месте»,
«Изба детьми весела»,
«Золото, серебро не стареют, отец и мать цены не имеют».
-Молодцы, дети, много пословиц знаете. Мамы и папы, бабушки и дедушки – они для вас самые родные, самые близкие, самые дорогие люди. Скажите, а как можно назвать близких вам людей одним словом?
Дети: родные, родственники, родичи, предки.
-Правильно, дети. Близкие предки – это ваши мамы и папы, бабушки и дедушки. А дальние предки – это ваши родственники, которые жили до них. И вот сегодня мы с вами отправимся в путешествие к дальним-дальним родственникам – предкам. Но для этого нам надо на голову надеть папаху,повернуться вокруг себя три раза и сказать: «Время, время – остановись! К нашим предкам – повернись!» (Открыть шторы, надеть шапку, закрыть глаза и повернуться три раза).
(В это время раздвинуть шторы. Интерьер старинной избы. Дети в костюмах, выходит девочка с хлебом-солью, кланяется).
Девочка: Здравствуйте, гости дорогие! На Руси в обычае встречать гостей хлебом-солью.
-Большое спасибо! Вот мы и очутились в гостях у наших предков. Ребята, а что подсказывает нам, что это старинная изба?
Дети: Есть печь, деревянный стол, лавки.
-В старину семьи были большие. Расскажите, пожалуйста, о своей большой и дружной семье.
Девочка: Самые старшие и уважаемые люди в семье дедушка и бабушка. Их все почитают и слушаются, не перечат, не перебивают и не капризничают
-А что делает бабушка?
Девочка: Бабушка на прялке прядет пряжу.
-Прялка – удивительный предмет. Она нужна была для того, чтобы прясть пряжу – шерстяные нитки. Кудель, клочок шерсти, нанизывали сверху прялки, вытягивали и скручивали шерстяную нить, наматывали ее на веретено.
Девочка: Рядом с дедушкой мой батюшка. Матушка хлопочет у печки, готовит обед.
-В каждой крестьянской избе была печь. Она согревала избу, в ней готовили еду, на лежанке отдыхали. Еду готовили в чугунке. Он тяжелый, чугунный, зато каша в нем вкусная, пальчики оближешь. А ложки раньше были деревянные. Молоко хранили в глиняной посуде, которая называется глечик. Молоко в нем долго не прокисает. Сундук называли скрыня.
-А братья, сестры у тебя есть?
Девочка: Да. Моя сестрица старшая качает в колыбели младшего братца. Дети в семье всегда помогают родителям.
Девочка: Я глажу белье.
Раньше белье гладили вот этим предметом. Называется он рубель. Видите, какой он ребристый. На каталку наматывают мятое полотенце и с силой проводят по нему рубелем несколько раз. Белье получается гладким и пахучим.Девочка: Семья у нас хорошая, дружная, трудолюбивая, все заботятся друг о друге. На Руси еще любят и умеют веселиться, песни петь, хороводы водить, в игры играть. Такие у нас обычаи, традиции. Хотите, я научу вас новой игре.
-Спасибо тебе, за хлеб – соль, за интересный рассказ. До свидания. А нам пора домой. (Надеть шапку «Время, время – остановись! И назад домой вернись!»)
-Обычай – это то, что принято делать обычно, по привычке, каждый день.
Традиции – издавна принятые обычаи. Обычаи передавались от отцов и дедов детям, внукам и со временем становились традициями.
-Давайте еще раз повторим, какие были обычаи в старину.
-Дети уважали и почитали старших.
-Люди были трудолюбивыми, дружными, гостеприимными.
-Обращались друг с другом ласково, с уважением.
-Помогали друг другу.
-Любили петь, хороводы водить, играть.
-Как обращались друг к другу в семье? Как ласково, уважительно называли маму, папу, других членов семьи?
Дети: батюшка, матушка, сестрица, братец.
-Какие хорошие и замечательные обычаи! Мы тоже постараемся следовать им, будем поддерживать традиции.
-В старину люди очень хорошо знали своих родных, родственников, предков.
Предки – это наши родные, которые жили до нас, вперед нас, перед пред нами. Мы их потомки, мы живем потом, после них.
-С давних времен существовал обычай вести свою родословную. Родословная – слово о роде, рассказ о своей семье, родственниках, предках. Родословная рассказывает об истории семьи.
-Как вы думаете, с кого следует начать родословную?
Дети: С дедушки и бабушки.
-Почему нужно начать с дедушки и бабушки?
Дети: потому что они самые старшие в семье.
-Любой род можно представить в виде этих колец. Первое кольцо – это дедушка и бабушка. Следующее кольцо, как мы его назовем? (Мама и папа)
Это кольцо – дети, т. е. вы. Следующее – это ваши будущие дети. Что же у нас получилось?
-По пирамидке можно рассказать о родословной любой семьи. Так что же такое родословная?
Дети: это рассказ о семье.
-Ребята, а сейчас вы попробуете создать свой красивый образ семьи, дружной и крепкой. Подумайте, какой вы видите свою семью, на что это будет похоже? На столах у вас необходимое. Приступайте к работе.
(Во время работы воспитатель подходит к каждому ребенку и спрашивает, что они делают.)
Подкова приносит счастье, я хочу, чтобы моя семья была самая счастливая.
-У меня получилось солнышко. Солнце приносит тепло, радость. Я хочу, чтобы в моей семье было тепло и уютно.
-А у меня получился большой дом, в котором живет моя дружная семья и т. д. (По мере выполнения детьми работ, воспитатель выставляет их на доске).
-Сегодня мы с вами попробовали создать свой яркий образ семьи. Все семьи разные, но во многом они похожи. Семья объединяет родных людей очень близких друг другу.
-Чем же мы сегодня занимались? Что узнали нового? В следующий раз вы подробнее расскажите о своих семьях и мы узнаем как появились и произошли фамилии. Спасибо вам, ребята, вы все сегодня молодцы!
Исследовательский проект «Семья — опора счастья» Пояснительная записка. Семья – это социальный институт, в котором осуществляется семейное воспитание ребенка. Проект направлен на оказание.
Круглый стол «Хорошо, что есть семья» — был проведён к Дню семьи с родителями группы. Цель круглого стола: Привлечь родителей принять непосредственное участие в совместной практической деятельности с детьми (например, по изготовлению.
Понемногу
О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.
среда, 19 мая 2021 г.
Ответы на вопросы учебника к сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» для 3 класса
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страница 27.
1. Что ты узнал об Алёнушке и Иванушке из первых строк сказки?
Дети остались сиротами, после смерти родителей. Алёнушка старше Иванушки. Она работает, чтобы прокормить себя и брата.
2. Прочитайте по ролям эпизод, в котором Иванушка просит Алёнушку водицы напиться. Найди слова, которые помогают понять, что детям было трудно идти в жаркий день и их мучила жажда. Почему эти слова повторяются в сказке несколько раз?
Три раза просил Иванушка позволения напиться из копытца, и три раза повторяются слова: Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает.
Это троекратный повтор, обычный для народных сказок.
Он призван показать, как сильно страдали дети от жажды.
3. Проследи по тексту сказки, какие несчастья случились с Иванушкой и Алёнушкой. Объясни, почему. Как проявили себя герои в несчастьях? Какие строки говорят о том, что сестра и брат любили друг друга?
С детьми случались следующие несчастья:
Алёнушка не бросила козлёночка, Иванушка бегал за помощью к сестре на реку. Они стойко переносили несчастья.
Алёнушка горько плакала, когда брат стал козлёнком. Иванушка-козлёнок повесил голову, не ел, не пил, бегал на реку, когда сестру утопили.
Это говорит о том, что брат и сестра сильно любили друг друга.
4. Перечитай слова козлёночка. Как он звал свою сестру: весело, жалобно, печально? Как отвечала Алёнушка? Обсудите с другом, почему именно с Иванушкой случилась беда.
Алёнушка отвечала с сожалением, она не могла выплыть.
Иванушка стал козлёночком потому что не послушал сестру; потому что был маленьким и не мог терпеть жажду.
5. Кто хотел погубить Алёнушку и Иванушку? Кто и как помог раскрыть обман ведьмы? Почему это удалось?
Детей хотела погубить ведьма.
Обман ведьмы помогли раскрыть Иванушка, который бегал к реке и звал сестру, и слуга, который подслушал мольбу Иванушки.
6. Как в сказке показано, что зло наказывается, а добро побеждает?
Обман ведьмы раскрылся и Алёнушку вытащили из реки. Она ожила, а братец превратился обратно в мальчика.
Так добро победило, а зло было наказано.
7. Расскажи об Алёнушке. Какая она: добрая, ласковая, преданная, доверчивая, злая, грубая, хитрая, жестокая. Объясни, приведи примеры из сказки.
Алёнушка была доброй и красивой девушкой (Купец звал её «Красна девица»; когда она ожила стала краше, чем была).
Она любила брата и много работала («Пошла Алёнушка на работу»).
Она была доверчивой, наивной (Поверила ведьме и пошла купаться).
Она была преданной и всеми силами стремилась вернуться к брату (Иванушка звал сестру, а она с тоской отвечала, что не может вернуться).
8. По каким признакам можно назвать сказку волшебной?
Эта сказка волшебная, потому что:
9. Раздели текст сказки на смысловые части. Озаглавь их.
Пример сложного плана пересказа сказки можно посмотреть, перейдя по ссылке.
Разделим сказку на пять смысловых частей.
Дадим каждой название и запишем эти части в виде плана. По нему можно пересказать сказку, а значит это план.
План пересказа сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» для 3 класса
Пересказ сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
Алёнушка и Иванушка остались сиротами. Однажды они шли по полю и стояла страшная жара. Дети очень хотели пить. Иванушка увидел коровье копытце полное воды. Он стал просить позволения напиться. Но Алёнушка строго запретила ему пить. Он послушался.
Не стал Иванушка пить и из лошадиного копытца. Но когда дети дошли до козьего копытца, Иванушка обезумел от жажды и выпил воды.
Он стал козлёночком, а сестра стала горько плакать.
На её счастье, мимо проезжал купец, которому понравилась девушка. Он позвал Алёнушку замуж, а козлёночек стал жить с ними.
Однажды купец уехал, а ведьма заманила Алёнушку на реку и утопила. Ведьма превратилась в Алёнушку и никто, кроме козлёночка, не заметил подмены.
А Иванушка стал бегать на реку и звать сестру. Но Алёнушка отвечала ему, что не может выбраться.
Алёнушку достали и она ожила. Иванушка кувыркнулся и стал мальчиком. Все были счастливы.