Почему в сказках пословицах и поговорках разных народов трудолюбие представляется как одно из

Сказки

Воспитание трудолюбия посредством народных поговорок и пословиц

Темаева Мадина
Воспитание трудолюбия посредством народных поговорок и пословиц

У всех народов трудовое воспитание является главной задачей педагогики,

что получило отражение и в пословицах. Проиллюстрируем это на примере

афоризмов народов Дагестана.

У народов Дагестана возникновение и первоначальное развитие идей и

традиций трудового воспитания подрастающего поколения уходит своими

корнями в глубокую древность. Исторический и педагогический опыт народа

решающее условие нравственного, умственного и физического развития

Из комплекса идей о трудовом воспитании на первом месте оказываются

Праздность осуждалась народом как явление в высшей степени чуждое его

Наоборот, трудолюбие, готовность выполнять любую работу в народе считались

одним из ценных качеств, которые необходимо воспитывать у детей. При этом

выдвигалось требование: формировать у детей понимание того, что, как сказано

в лакской сказке «Зурнач, барабанщик и канатоходец», «всякая профессия,

оказывается, хороша, если только зарабатывать деньги трудом, а не хитростью и

Представители старшего поколения проявляли заботу о пробуждении у

Считая труд основным фактором физического, умственного развития и

нравственного совершенствования подрастающего поколения, народ не

ограничился только его оценкой, образным и многоплановым раскрытием его

общественной роли. Народом была создана оригинальная система трудового

воспитания, которая включала в себя реализацию определенных задач, общих

для всех народов, но каждым народом решающихся специфически, в соответствии со своеобразными общественно-экономическими условиями жизни и быта. Первой из этих задач у горцев является воспитание у подрастающего поколения глубокого уважения к простым труженикам и результатам их труда.

Такое уважение воспитывалось при ознакомлении детей с трудом взрослых и в

процессе их совместной деятельности со взрослыми.Детям внушали: уважать

В мировоззрении будущего труженика важное место должно занимать

осознание необходимости личного груда: «Работа, хоть и малая, какая-никакая,

полезнее, чем жалоба, большая-пребольшая», «Дерево плодами ценится, человек

трудами ценится», «Пусть аллах меня осилит, лишь бы я землю осилил», «У кого

умелые руки, тог и мед ест».

Решая задачу трудового воспитания, народ укреплял в детях чувство любви к

В народе проявлялась постоянная забота о привитии подрастающему поколению тр бов рабом родился, раб тот, кто завершает путь и ничему не научился».

Много внимания уделяли народы Дагестана тому, чтобы внушить подрастающему поколению мысль о созидательной силе труда, возвеличивающего человека. Вся жизнь дагестанских трудящихся в суровых горных условиях представляла собой трудовой подвиг, ибо они вынуждены были с колыбели отвоевывать свое существование у грозной природы. Горскому населению требовалось невероятное упорство и мужество, чтобы вырастить что- то в горах, так как землю таскали из долин на спинах поколение за поколением. Создавали, строили крохотные поля-террасы.

Вместе со взрослыми в труде принимали участие подростки и юноши. Они старались быть похожими на своих отцов и старших братьев, подражая им в трудолюбии и мужестве. Будущие труженики видели реальные результаты своего труда, глубоко осознавали его созидательную силу, когда вместе со старшими по высоким, крутым и отвесным скалам перекидывали деревянные желоба, по которым текла отведенная с верховьев рек вода, когда вырубали в скалах канавы, тянули через пропасти акведуки,за десятки верст вели воду от источников: «Бедняк ради мерки зерна и гору одолеет».

Читайте также:  Рассказ про хоккеиста на английском языке

В пословицах дагестанцев о труде находит подтверждение мысль Энгельса о значении преобразующего людей труда, влиянии их деятельности, например борьбы с силами природы, на формирование человеческой личности. По словам Энгельса, именно изменение природы человеком, а не одна природа как таковая, способствовало тому, что человек совершенствовался и развивался сам.

В своем поэтическом творчестве народ учил подрастающее поколение, что

именно простые люди, трудящиеся массы являются той силой, которая

«Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактической игры» Здравствуйте уважаемые коллеги! Всем доброго времени суток! Сегодня я хотела бы представить свой опыт работы по экологическому воспитанию.

Конспект НОД по развитию речи «Конкурс знатоков пословиц и поговорок» Тема: Конкурс знатоков пословиц и поговорок Цель: вызвать интерес к пословицам и поговоркам как яркой, образной форме народного творчества.

Проектная деятельность музыкального руководителя «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством фольклора» Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе музыкального фольклора» Актуальность проблемы: «Воспитание.

Проект «Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с сезонными изменениями в природе» Тема проекта: Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с сезонными изменениями в природе. Осень как время года. Актуальность.

Воспитание нравственных идеалов посредством знакомства с народными и православными традициями Воспитание нравственных идеалов через знакомство с народными и православными традициями. Актуальность. Дети получают крайне разное по своему.

Воспитание патриотических чувств посредством ознакомления с окружающим миром природы Патриотическое воспитание-это основа формирования личности. Патриотическое воспитание, есть результат длительного воспитательного процесса.

Воспитание у детей чувства прекрасного посредством классической музыки Недавно мы приглашали в сад артистов Самарской консерватории. К нам приезжали три солистки. Две играли на скрипке и одна на фортепьяно.

Воспитание уверенности в ребенке посредством театрализованной деятельности Дошкольное детство – начальный этап интенсивного развития личности, становление различных видов деятельности, проявление способностей и.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности В связи с вступлением в силу приказа Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного.

Экологическое воспитание детей посредством театрализованной деятельности Одна из острейших проблем современности – экологическая проблема. Будущее зависит от компетентного участия в их решении, от уровня экологической.

Источник

Конспект урока по духовно-нравственному воспитанию «Трудолюбие как нравственное качество»

План урока «Трудолюбие как нравственное качество».

I этап. Вводный (мотивационно-организационный)

Организация деятельности учащихся.

— Видео о святых Петре и Февронии Муромских

— Слово учителя: «Повесть о Петре и Февронии Муромских» была написана в XVI веке писателем и публицистом Ермолаем – Еразмом. Это не единственное его сочинение, но «Повесть о Петре и Февронии Муромских» была особенно популярна у русских читателей того времени. Это было одно из самых любимых, самых читаемых произведений древнерусской литературы. До нас дошло полторы сотни его списков, это значит, что повесть много раз переписывалась, широко распространялась в разных краях русской земли.

Читайте также:  По главе крестьянка подготовьте рассказ о судьбе матрены тимофеевны сопоставьте ее с другими

Чем же история жизни святых чудотворцев, благоверных и преподобных супругов Петра и Февронии привлекала читателей?

— Почему Петр и Феврония особо почитаемы Православной Церковью?

Почему они причислены к лику святых?

В чем заключается их подвиг?

Какой урок они преподносят нам?

Какие качества святые являют всем, кто хочет построить свои отношения с близким человеком?

Проверка выполненного домашнего задания (подготовить сообщение о Петре и Февронии Муромских)

II этап. Актуализация новых знаний

Какая тема объединяет все эти пословицы и поговорки? ( Труд, трудолюбие)

Какой предмет мы изучаем? ( ОДНКНР).

Назовите нравственные качества, характерные для словосочетания » Человек труда»

( Ответственный, трудолюбивый, профессионал, мастер, работяга),

В тетрадях записываем тему сегодняшнего урока.

« Трудолюбие как нравственное качество».

— Запишите в тетрадь и продолжите фразу: «Человек работает для того, чтобы…» (5-10 слов)

Итак, сейчас мы с вами поближе узнаем, что такое трудолюбие.

II I этап. Основной (информационно-аналитический)

1. Трудолюбие – одно из важнейших нравственных качеств человека.

Пользуясь этим определением, как мы сможем сформулировать цель нашего урока?

Подсказка: « Развитие представления о………трудолюбии как одном из важнейших нравственных качеств человека»

Приведите примеры сказок, которые посвящены этой же теме. ( Золушка, Морозко, Сказка про Крошечку Хаврошечку), а что общего у героинь этих сказок?

— Какая житейская мудрость содержится в сказке? ( Только трудом можно добиться удачи, успеха, полноценной, счастливой жизни).

— Какой вывод мы можем сделать из всего просмотренного материала?

(В сказках, пословицах, песнях и других фольклорных произведениях разных народов трудолюбие представляется как одно из главных нравственных качеств человека. В народном сознании сложился образ труженика, который честно выполняет свою работу).

І V этап. Итог урока. Рефлексия.

Как может проявляться любовь к Родине в мирное время?»

«Является ли учеба трудом? Какие качества должны быть у ученика, чтобы его труд был успешным?».

Ответить на ранее поставленный вопрос: Зачем любить труд?

И как меняется человек, если он трудится? (труд красит человека, облагораживает его)

Какие качества вы в себе цените?

Источник

Конспект урока по ОДНКНР » В труде красота человека»

Организация деятельности учащихся.

2.Работа с пословицами: объясни значение пословицы(поговорки).

Слайд 2 . Вразумись здраво, начни рано, исполни прилежно!

Муравей не велик, а горы копает.

Взялся за гуж, не говори, что не дюж.

Дело без конца, что кобыла без хвоста.

Хочешь есть калачи, так не сиди на печи!

Не потрудиться, так и хлеба не родится (не добиться).

Читайте также:  Рассказ драгунский сражение у чистой речки драгунский

Руки не протянешь, так и с полки не достанешь.

По готовой работе вкусен обед.

Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.

Терпенье и труд все перетрут.

Где хотенье, там и уменье.

Без работы и печь холодна.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Какая тема объединяет все эти пословицы и поговорки? ( Труд, трудолюбие)

Какой предмет мы изучаем? ( ОДНКНР).

Назовите нравственные качества, характерные для словосочетания » Человек труда»

( Ответственный, трудолюбивый, профессионал, мастер, работяга),

В тетрадях записываем тему сегодняшнего урока.

Слайд 3. 1. Запишите в тетрадь и продолжите фразу: «Человек работает для того, чтобы…» ( 5-10 слов) и оставьте пол листика чистым

Итак, сейчас мы с вами поближе узнаем, что такое трудолюбие и как оно украшает человека ( чтение текста стр. 36) работа с текстом.

II этап. Основной (информационно-аналитический)

Слайд 4. Трудолюбие – одно из важнейших нравственных качеств человека.

( записываем в тетрадь)

Подсказка: « Развитие представления о………трудолюбии как одном из важнейших нравственных качеств человека»

2. Работа в классе: чтение и работа с текстом татарской сказки «Звездочка Зухра».

Какова главная мысль сказки? Приведите примеры сказок других народов, которые посвящены этой же теме. ( Золушка), а что общего у героинь этих сказок?

3. Работа с текстом : чтение и анализ текста «Микула Селянинович».

Слайд 7 Просмотр видеофильма : « Былина о Микуле Селяниновиче».

Слайд 8,9 Коллективная оценка выполнения задания, обобщение: «Почему Микула Селянинович стал героем народных былин?»

А давайте вспомним с какими героями былин мы с вами уже знакомились? Что у них общего? А в чем различие?

4. Учебный диалог: Чтение сказки » Два плуга».

Вывод : Какая житейская мудрость в ней содержится?

В сказках, пословицах, песнях и других фольклорных произведениях разных народов трудолюбие представляется как одно из главных нравственных качеств человека. В народном сознании сложился образ труженика, который честно выполняет свою работу.

5. Финская народная сказка: ( просмотр видеофрагмента).

Какова житейская мудрость этой сказки?

Вот такая финская сказка: Помог этому парню старичок, что только трудом и усердием можно принести в свой дом достаток и счастье, ведь кто пашет должен пахать с надеждою, а кто молотит тот и должен молотить с надеждою и получить ожидаемое.

7. Учебный диалог: «Является ли учеба трудом? Какие качества должны быть у ученика, чтобы его труд был успешным?».

В сказках, пословицах, песнях и других фольклорных произведениях разных народов трудолюбие представляется как одно из главных нравственных качеств человека. В народном сознании сложился образ труженника, который честно выполняет свою работу.

III этап. Заключительный (оценочно-рефлексивный)

1. Вспомни работу своих одноклассников на уроке. Кто из них заслуживает высокой оценки? Почему?

Стр.40. Объясни, что могут рассказать о жизни татарского народа пословицы, данные в учебнике.

Источник

Познавательное и интересное