Премудрый пескарь краткое содержание
Сатирическая сказка «Премудрый пескарь» («Премудрый пискарь») была написана в 1882 – 1883 годах. Произведение вошло в цикл «Сказки для детей изрядного возраста». В сказке Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» осмеиваются трусливые люди, которые всю жизнь проживают в страхе, так и не сделав ничего полезного.
На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Премудрого пескаря», которое поможет подготовиться к уроку литературы.
Главные герои
Премудрый пискарь – «просвещенный, умеренно-либеральный», прожил больше ста лет в страхе и одиночестве.
Отец и мать пискаря
Краткое содержание
«Жил-был пискарь. И отец и мать у него были умные». Умирая, старый пискарь учил сына «глядеть в оба». Понял премудрый пискарь, что вокруг его подстерегают опасности – крупная рыба может проглотить, рак клешней перерезать, водяная блоха замучить. Особенно боялся пискарь людей – еще его отец однажды чуть в уху не угодил.
Поэтому пискарь выдолбил для себя нору, в которую мог попасть только он. Ночью, когда все спят, выходил прогуляться, а днем – «в норе сидел и дрожал». Он недосыпал, недоедал, но избегал опасностей.
Как-то пискарю приснилось, что он двести тысяч выиграл, но, проснувшись, обнаружил, что у него из норы пол головы «высунулось». Почти каждый день у норы его поджидали опасности и, избежав очередной, он облегченно восклицал: «Слава тебе, господи, жив!»».
Боясь всего на свете, пискарь не женился и детей не имел. Он считал, что раньше «и щуки были добрее и окуни на нас, мелюзгу, не зарились», поэтому его отец еще мог позволить себе семью, а ему «как бы только самому прожить».
Прожил премудрый пискарь таким образом больше ста лет. Не было у него ни друзей, ни родных. «В карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется». Уже и щуки начали хвалить его, надеясь, что пискарь их послушает и из норы выберется.
«Сколько прошло годов после ста лет — неизвестно, только стал премудрый пискарь помирать». Размышляя над собственной жизнью, пискарь понимает, что он «бесполезный» и если бы все так жили, то «весь пискарий род давно перевелся бы». Решил он вылезти из норы и «гоголем по всей реке поплыть», но снова испугался и задрожал.
Мимо его норы проплывали рыбы, но никому не было интересно, как он до ста лет прожил. Да и премудрым его никто не называл – только «остолопом», «дураком и срамцом».
Пискарь впадает в забытье и тут снова привиделся ему давний сон, как он двести тысяч выиграл, да еще и «вырос на целых поларшина и сам щук глотает». Во сне пискарь случайно выпал из норы и вдруг исчез. Возможно его щука заглотала, но «скорее всего — сам умер, потому что какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пискаря, да к тому же еще и премудрого?».
Заключение
В сказке «Премудрый пискарь» Салтыков-Щедрин отразил современное ему общественное явление, распространенное среди интеллигенции, которая была озабочена только собственным выживанием. Несмотря на то, что произведение было написано более ста лет назад, оно не теряет своей актуальности и сегодня.
Рекомендуем не ограничиваться кратким пересказом «Премудрого пескаря», а прочесть сказку полностью.
Салтыков-Щедрин Михаил Евгеньевич «Премудрый пескарь» — анализ сказки
«Премудрый пескарь» — описание, кто автор
«Премудрый пескарь» (или «Премудрый пискарь», как было обозначено самим автором по общепринятым правилам грамматики XIX в.) – это сатирическая сказка, принадлежащая перу Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина.
Чтобы произвести анализ сказки, нужно обязательно учитывать исторический контекст. Создание данного произведения явилось ответом на общественно-политическую ситуацию в стране во второй половине XIX века. В 1881 г. народовольцами был убит российский император Александр II, что привело к усилению гонений на представителей интеллигенции. Сказка Салтыкова-Щедрина, написанная в 1883 году, представляла собой скрытую критику интеллигентов-либералов, которые заняли нейтральную позицию, не желая рисковать жизнью и свободой.
Впервые опубликована эта сказка была в 1883 году в Женеве, в эмигрантской газете «Общее дело». Она попала в рубрику под названием «Сказки для детей изрядного возраста» — иными словами, вовсе не для детей. В России же ее опубликовал журнал «Отечественные записки» в 1884 году – отечественная цензура не допускала ее к публикации.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Одна из особенностей произведения – его жанровая принадлежность. Автор определяет его как сказку, и оно действительно включает в себя элементы плана фольклорного произведения (например, зачин), а также фольклорные клише: «жил-был», «ни в сказке сообщить, ни пером описать», «стал жить-поживать» и т.д. Тем не менее, эта сказка написана в рамках литературного направления реализма. Это мы можем понять, например, по использованному автором слову «умеренно-либеральный» – явная аллюзия на реально существующие в мире проблемы.
Сюжет сказки
Основной сюжет – рассказ о маленькой рыбке, пескаре, который живет в реке. Его родители умерли, но перед смертью отец наставлял его быть осторожным, а особенно сторониться удочки. Понимая, что опасность может подстерегать абсолютно везде, пескарь решает изолироваться от мира в маленькой норе, выбираясь из нее только по ночам, вдали от чужих глаз.
Сто лет он прожил, зарывшись в песок, радуясь, что умирает своей смертью. Однако его мучают сомнения: он уже совсем старый и больной, почти ослеп, но так и не обзавелся собственной семьей и не нашел себе друзей. «Какие были у него радости? кого он утешил? кому добрый совет подал? кому доброе слово сказал? кого приютил, обогрел, защитил? кто слышал о нём? кто об его существовании вспомнит?» — думает он. Во сне пескарь видит, будто выиграл двести тысяч рублей и глотает щук, которых так боялся в жизни. Но пока он спит, его рыло случайно показывается из норы, после чего он вдруг исчезает – то ли его проглотила щука, то ли перешиб клешней рак, а может, он умер своей смертью и всплыл на поверхность? «Скорее всего – сам умер, потому что какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пискаря, да к тому же еще и премудрого?» — предполагает рассказчик в конце.
Описание главных героев
Главный герой произведения – это сам премудрый пескарь. Он представляет собой образ маленькой трусливой рыбки, мечтающей стать большим и опасным хищником, поедающим других рыб. Однако вместо этого он выбирает спрятаться в норке и отказаться от нормальной жизни ради собственной безопасности.
Для проведения параллели с реальным миром автор использует прием олицетворения – он очеловечивает пескаря, помещая его в человеческие реалии: «В карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется»; «Выиграл будто бы он двести тысяч, вырос на целых поларшина и сам щук глотает». Пескарь – это собирательный образ, он олицетворяет интеллигенцию, представители которой заняли пассивную общественно-политическую позицию, и вместо того, чтобы открыто выступить против власти, смирились со своим положением и предпочли жить в страхе.
Обитатели водоема – хищные рыбы и речные животные (преимущественно раки и щуки), которых опасается премудрый пескарь. Их образы являются воплощением жандармов, чиновников и прочих представителей «государственной машины», которые представляли собой угрозу для либеральной интеллигенции. Для пескаря щуки и раки действительно опасны, но постоянно прятаться в песке – значит, добровольно отказаться от нормальной, полноценной жизни.
Темы произведения
Основными темами произведения являются:
Проблематика произведения
Одна из основных проблем этой сказки – страх. Автор высмеивает человеческую трусость перед трудностями, без которых жизнь невозможна. Избегая предполагаемой опасности, пескарь фактически избегает и самой жизни. При этом в произведении подчеркивается, что причиной такого отношения стали родители – то есть, такие взгляды люди перенимают благодаря воспитанию и общественному устройству.
Красной нитью через произведение также проходит проблема бесполезности, тщетности жизни. Больше ста лет пескарь прожил в норке вместо того, чтобы наполнить свою жизнь смыслом. Однако это осознание приходит к нему лишь перед смертью, когда он уже не в силах ничего изменить.
Всю жизнь пескарь жил в заблуждении касательно внешнего мира. Это еще одна проблема, освещенная писателем в сказке. Он никогда не встречался со своими страхами лицом к лицу, ему их внушили с детства, и всю жизнь он прожил, убеждая себя, что встреча с одним из «опасных» обитателей водоема обязательно станет роковой. В конце концов он выстраивает для себя собственный безопасный мир, состоящий из маленькой норки и мечтаний о непрожитой, но наполненной смыслом жизни.
Чему учит автор в сказке «Премудрый пескарь»
Салтыков-Щедрин в своем произведении осуждает стремление к физическому благополучию и игнорирование при этом душевных, эмоциональных нужд. Главной идеей сказки является то, что люди предпочитают бежать от несправедливости мира в собственный изолированный мирок, а не бороться с ней. Опасность такого выбора заключается в том, что пока каждый прячется в своем «футляре», ситуация снаружи лишь усугубляется. В конечном счете, это не приносит пользы никому. В итоге получается, что пескарь вовсе не премудрый, а всего лишь трусливый – в этом состоит смысл названия.
Сказка «Премудрый пескарь» высмеивает и критикует не только самого пескаря, но и то, что привело к его «трагедии». Причиной добровольной изоляции, абстрагирования от трудностей становится общественное устройство, которое делает людей разрозненными и жестокими. Таким образом, автор осуждает трусость перед жизнью, пассивность и инертность, показывая, что такой подход приводит к обесцениванию человеческой жизни. Он учит бороться за счастье, за свою ценность как личности.
«Премудрый пискарь»: краткое содержание и анализ сказки Салтыкова-Щедрина
Сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь» – краткое изложение. Как правильно: пискарь или пескарь? Анализ: тема и проблематика. О чем писать в сочинении?
«Премудрый пискарь» — сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина, высмеивающая трусливых обывателей. Главный герой — пискарь, который всю жизнь только и делал, что прятался от опасностей. Пискарь считал себя очень умным, но в итоге прожил несчастливую и бесполезную жизнь в постоянном страхе.
Произведение входит в цикл «Сказки для детей изрядного возраста». Впервые опубликовано в 1883 году за границей.
Пескарь или пискарь?
Персонаж Салтыкова-Щедрина — пискарь, через букву «и». В сочинении лучше использовать именно этот авторский вариант, чтобы показать знакомство с текстом.
Название рыбы — пескарь, пишется через «е». Поэтому нередко и название щедринской сказки искажают, пишут «Премудрый пескарь». В некоторых изданиях для детей используется именно такое написание.
Полный текст и аудиокнига
Аудиоверсию можно послушать на YouTube.
Краткое изложение
Отец пискаря однажды чуть не угодил в уху и завещал сыну: хочешь жить, всегда гляди в оба! Пискарь этот был «просвещенный, умеренно-либеральный». Он хорошо понимал, что кругом опасности. Жить нужно так, чтоб никто тебя не заметил, и умереть своей смертью, размышлял пискарь.
За год он выдолбил себе носом норку, куда мог поместиться только он сам. Весь день пискарь прятался в норе и дрожал от страха. За пропитанием он ненадолго выплывал лишь около полудня, когда вся рыба уже сыта, а при любой опасности пискарь прятался обратно. Лучше голодать, чем погибнуть, признавал он.
Каждый день пискарь недосыпал, недоедал и все время беспокоился, будет ли жив завтра. Иногда ему снилось, как он выигрывает в лотерею двести тысяч.
У норы пискаря поджидали то рак, то щука, но он не вылезал, дрожа от страха. Тем и спасался. И каждый раз после очередной победы восклицал: слава богу, жив!
Пискарь не женился, не завел детей. Это ведь в отцовские времена легко было прожить, «щуки были добрее», размышлял он. А сейчас-то уж не до семьи! Так и прожил пискарь сто с лишним лет: без друзей и родных, в вечном страхе.
Под конец жизни даже щуки хвалили его за упорство: если бы все так жили, кругом была бы тишь да благодать! На самом деле, щуки надеялись с помощью этой лести выманить пискаря из норки. Но он на такие хитрости не поддался.
Наконец пришла пискарю пора помирать. Радовался он, что своей смертью умирает. Но думал о щучьих словах: а если бы и правда все жили точно так же? И понял речной житель, что в этом случае никаких пискарей бы не осталось.
Думал пискарь напоследок вылезти из норы да гордо проплыть по всей реке, но снова испугался. «Жил — дрожал, и умирал — дрожал». Да и премудрым его на самом деле никто не называл. Считали пискаря остолопом, который настоящую жизнь променял на сидение в норе.
Иллюстрация Е. Рачева
С этими грустными мыслями пискарь заснул и снова видел сон про выигрышный билет на двести тысяч. И покуда спал, рыло его из норки высунулось. А после пискарь исчез без следа. То ли щука его схватила, то ли рак — непонятно. Вероятнее всего, он умер своей смертью. Потому что кому захочется есть старого и больного пискаря, да вдобавок еще и премудрого?
Анализ: о чем писать в сочинении
Тема сказки — страх, который делает жизнь бессмысленной и бесцельной. В сочинении можно написать о том, что автор сказки критикует своих трусливых современников и в то же время поднимает вечную проблему: зачем жить, если нет ничего, ради чего человек был бы готов рискнуть собой?
Произведение Салтыкова-Щедрина принято связывать с исторической ситуацией в России 1880-х годов. После того, как революционеры-народовольцы убили царя Александра II, власть унаследовал его сын Александр III. При новом императоре революционное подполье было разгромлено, ужесточена цензура, за любые проявления инакомыслия стали сурово наказывать. В те годы многие свободолюбивые интеллигенты решили, что лучше затаиться и не рисковать своим благополучием.
Именно таких людей Салтыков-Щедрин критикует эзоповым языком, изображая в виде «премудрой» рыбки, всю жизнь дрожащей в норе. А поскольку автор пишет, что пискарь был «умеренно-либеральный», сказку рассматривают в первую очередь как критику русских либералов: на словах они поддерживают свободу, но все время боятся и ничего не делают.
Однако нельзя сказать, что щедринская сказка — исключительно злободневные размышления о трусости русской интеллигенции. Писатель и спустя 150 лет заставляет задуматься о смысле жизни. Если жизнь — это лишь бесконечные попытки избежать смерти, то зачем жить? Умирать рано или поздно все равно придется. И тогда о каждом человеке будут судить по делам:
Какие были у него радости? кого он утешил? кому добрый совет подал? кому доброе слово сказал? кого приютил, обогрел, защитил? кто слышал об нем? кто об его существовании вспомнит?
Именно об этом Салтыков-Щедрин призывает читателя помнить, чтобы не прожить жизнь премудрого пискаря.
Пересказ и мораль сказки «Премудрый пескарь»
«Премудрый пескарь» — сказка, написанная М.Е. Салтыковым-Щедриным для назидания и поучения. Это сказка о пескаре, который считал себя премудрым, потому что соблюдал заповеди родителей-долгожителей: всегда всего остерегаться и бояться. Прожив всю жизнь в затворничестве понял, что жизнь прошла никак, а затем исчез таинственным образом.
Далее я публикую пересказы сказки от наших читателей, краткие содержания для читательского дневника, анализы и размышления по содержанию произведения.
Премудрый пескарь: кратко для читательского дневника
Вариант 1
Жил в реке пескарь (авторский термин «пискарь» я изменяю на современное слово, которое употребляется по современным нормам русского языка).
От родителей, проживших очень долгую жизнь в целости и сохранности пескариный рыбёнок запомнил один урок: всегда и всего остерегаться и бояться.
Так и жил в страхе долгую полуголодную жизнь. Почти всё время проводил в своей глубокой норе, лишь изредка выплывая покушать, когда вся еда уже была съедена другими рыбами.
Но такое «несытое» проживание его даже радовало. Он считал, что лучше голодным, да живым, чем сытым, но съеденным другой рыбой.
Дожив до 100 лет и собираясь уже на покой, пескарь даже с большим трудом не смог вспомнить ничего из своей жизни: ни друзей, ни жены, ни деток не завёл.
Внезапно жители рыбного царства потеряли его и подумали, что он либо всплыл вверх брюшком, умерев, либо кто-то всё-таки умудрился перехитрить премудрого пескаря и позавтракать его старческими косточками. Хотя кому он был нужен, да ещё и премудрый такой.
Вариант 2
В одной реке жил был пискарь. Родители его были настолько умные, что за всю свою жизнь пескариную ни разу они даже щуке в рот не попали, ни разу на удочку рыбаки их не смогли славить.
Сына своего отец обучал быть осторожным. Понял пескарёнок, что он самый маленький в реке, рядом большие рыбы плавают, каждая на него голодными глазами смотрит, съесть хочет.
И стал он жить в страхе, да дрожании. Днём дрожит в норке, хотя есть хочет. Но выйти из норки боится, чтобы его кто-то не съел.
А когда ночь приходит, и все большие рыбы уплывают, пескарь из норки выбраться хочет, найти еду, чтобы покушать, но за день всю пищу уже другие рыбы съели.
Так и прожил премудрый пескарь всю свою жизнь. А когда время пришло помирать ему, начал он вспоминает свою жизнь, а вспоминать-то и нечего.
Ни друзей, ни семьи, никого.
Жил премудрый пескарь — дрожал и перед смертью дрожал, а потом исчез. И никто не узнал, куда же он девался.
То ли его рыба съела, то ли он умер, никто не знает. Но прожил он больше 100 лет, а ничего после него путёвого не осталось.
Мораль сказки «Премудрый пескарь»
Реальная жизнь всегда наполнена разными ситуациями. Бывают и опасные моменты и встречи. Ведь мы живём на обитаемой планете, где встречаем много разных людей с разными характерами, попадаем в разные (порой, очень не приятные) истории, из которых как-то надо выпутываться.
Но если изолировать себя ото всего этого, то в конце жизненного пути даже и вспомнить будет нечего.
Такова мораль сказки про пескаря, который в своих глазах был очень мудрым. Даже премудрым.
Боясь всего и всех, премудрый пескарь даже жениться не стал, отдавшись всецело своему трусливому одиночеству.
А в последние моменты своей жизни он вдруг понял, что не может ничего вспомнить из своей жизни, кроме того, как всегда дрожал и прятался.
После его ухода из жизни от премудрого пескаря ничего не осталось, даже ничтожной мусоринки.
Вывод в двух словах: «премудрый» пескарь предпочитает жить в одиночестве, он полагает, что таким образом его никто не тронет. В конце произведения он понимает, что так и ничего не добился за весь период своего существования: не было в его жизни ни любви, ни друзей.
Подробный пересказ «Премудрый пескарь»
Жил-был пескарь. Его родители смогли прожить долгую жизнь.
Отец ему рассказал, что было в его жизни одно страшное событие, когда его выловили сетью рыбаки. Хорошо, что он был очень мал размером. Даже уху с него было не сварить, поэтому в сети он пробыл не долго. Рыбаки быстро выкинули его обратно в реку.
Пескарь осознал, что по размеру он, действительно, самый маленький в реке. После такой мысли ему стало вдруг жутко страшно. Ведь рядом было так много больших рыб, которые запросто могли съесть его и не поперхнуться даже.
Да что там рыбы! У него сил не было даже с сородичами побороться за лакомый кусочек еды.
Пескарь считал себя очень мудрым, он на всю свою пескариную жизнь запомнил, чему учил его отец в отношении личной безопасности в реке, поэтому принял решение, что будет жить в одиночестве всю свою жизнь.
Ему пришла мысль о том, чтобы сделать такую нору, в которую никто не смог бы проникнуть. Ему понадобился целый год для выдалбливания такой норы, ведь долбил он её в тайне ото всех своим маленьким носиком.
Пескарь подумал и решил, что он будет выплывать либо после полудня, когда уже вся рыба сыта, либо же ночью, когда ему совершенно ничего не угрожает.
Есть ему почти было нечего, так как всё съедали другие рыбы ещё рано. Но пескарь не особо расстраивался, ведь «лучше не есть, не пить, нежели с сытым желудком жизни лишиться.
Когда-то он пробудился и заметил, что возле собственной норы его поджидает рак, который полдня караулил пескаря, но тот не выходил из неё. В иной день его уже подстерегал не рак, а щука, но главный герой смог и её обхитрить.
Уже в конце жизни щуки начали его восхвалять, ведь живёт он в тишине. Они до последнего надеялись на то, что тот всё-таки выползет из своей норы, но пескарь не поддался на их уловки.
И настало премудрому пескарю уже 100 лет. Всю жизнь он прожил один. Не было у него совершенно никого: ни друзей, ни родных, ни потомства. Он подумывал лишь об одном: «Слава богу! Кажется, жив!».
Перед гибелью, покоясь в собственной норе, главный герой внезапно задумался: если бы весь род пескарей жил так, как жил он, то уже бы их род давно вымер.
Так как для продолжения рода необходимы члены семьи, нужно, чтобы они были здоровы, сыты и бодры. Они должны общаться между собой и равняться друг на друга. После своих раздумий он понял, что совершенно бесполезен и ни на что не годен. Он просто прожил всю свою жизнь впустую.
Пескарь отчётливо всё обдумал и принял решение проплыть вдоль реки с поднятой вверх головой, но всё же не решился на такой смелый шаг. Он продолжил помирать: «жил – дрожал, и умирал – дрожал».
Главный герой начал вспоминать все события своей жизни и осознал, что ему и вспомнить- то особо нечего, ведь всю свою жизнь он провёл в страхе.
Он так и не испытал ни счастья, ни хороших моментов. Даже на протяжении всего своего существования он не смог никому помочь. Раньше пескарь думал, что мимо проплывающие рыбы считали его мудрым, но, оказалось, что это совсем не так. Они говорили, что он остолоп и дурак.
После чего ему приснился сон о том, что он выиграл в лотерею. Теперь он «уже сам щук глотает». Во время отдыха его нос высунулся по своей воле из норы, и пескарь исчез.
После этого его никто не видел. Никто не знает, что с ним произошло, но многие полагают, что он просто умер и всплыл вверх. А большинство так думало потому, что никто не захочет есть старого и ни на что неспособного пескаря, «да к тому же ещё и премудрого».
Урок освоения новых знаний. Сказка «Премудрый пискарь»
Урок литературы в 7 классе.
Тема урока: Нравственные уроки М.Е. Салтыкова-Щедрина. Сказка «Премудрый пискарь»
1. Повторение и систематизация ранее полученных знаний о творчестве писателя;
2. Повторить знания школьников о биографии писателя.
1. Совершенствование умений самостоятельно, творчески мыслить, работать в парах.
2. Развитие коммуникативных умений: пользоваться монологической и диалогической речью.
3. Развитие мышления (логического, образного при работе с текстом).
1. Содействие формированию собственной точки зрения к таким людям как «пискарь»; воспитание уверенности в себе и чувства товарищества.
2. Воспитание активной жизненной позиции.
I .Оргмомент. Добрый день.
Доброе утро, дорогие мои. Садитесь.
Я рада, что у вас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.
II . Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
— Человек по – разному может прожить отмерянное ему время. Как вы думаете, от чего это зависит?
( Ответы: от воспитания, окружающей среды, т.е. от обстоятельств, от самого человека, уровня его развития, самосознания)
— А что такое жизнь? (Ответы учащихся).
— «Самое дорогое у человека- это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы…»- так писал в свое время Н.Островский.
(Ответ: Каждый человек рано или поздно задумывается о смысле жизни. Вряд ли удастся найти такого человека, у которого не было бы заветной мечты, далекой или близкой цели, внешней или внутренней потребности. Но достаточно ли этого? Казалось бы- поешь, поспи и всё: доволен и свободен.
Нет, оказывается этого недостаточно. Ведь никто не может знать наверняка, для чего мы пришли в этот мир и какая у нас должна быть цель!)
— Значит, о чём мы с вами будем сегодня говорить?
( Ответы: о жизни, о смысле жизни)
— Что является целью жизни?,
— Зачем (ради кого, для чего) жить?
— В чем состоят жизненные ценности?
Необходимо будет найти ответы на эти вопросы. А найдем мы с вами ответы изучив произведение М.Е.Салтыкова- Щедрина «Премудрый пискарь».
В некоторых современных детских изданиях — «Премудрый пескарь») — сатирическая сказка из цикла «Сказки для детей изрядного возраста».
— Что значит для детей изрядного возраста? (для взрослых)
III . Актуализация знаний.
— Сегодня мы с вами вспомним, повторим биографию и творчество Михаила Евграфовича Салтыкова – Щедрина и детально разберем одну из сказок «Премудрый пискарь», которую вы должны были прочитать дома.
С какой целью мы будем анализировать сказку?
(Ответы: во-первых: попытаемся разобраться в замысле Салтыкова-Щедрина;
во-вторых: постараемся ответить на вопрос: насколько актуально это произведение на сегодняшний день).
— Откройте, пожалуйста, свои тетради, запишите число и тему сегодняшнего урока. (тема: Нравственные уроки М. Е.Салтыкова – Щедрина. Сказка «Премудрый пискарь»)
III . Повторение пройденного материала.
(об этом мы говорили с вами на прошлом уроке), озвучим самые важные сведения о нем. На прошлом уроке презентацию о биографии и творчестве Салтыкова- Щедрина подготовила Гулюза. Так, какие же страницы его биографии хочется вспомнить?
(Ответ: Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин из Тульской губернии, и звестный под псевдонимом Николай Щедрин (настоящая фамилия литератора – Салтыков).
Всеми делами в доме заправляла мать, умная и властная. Отец, образованный, но безвольный человек, не мог оказывать на семью заметного влияния.
Получив хорошее домашнее образование, Салтыков в 10 лет был принят пансионером в Московский дворянский институт, где провел два года.
В 1838 переведен в Царскосельский лицей, где учился и А.С.Пушкин. Здесь начал писать стихи. В 1848 году в его жизни наступает длительный период ссылки: за вольнодумие он был отправлен в Вятку. Там писатель прожил восемь лет,
Салтыкова- Щедрина сделал популярным литературный жанр социально-сатирической сказки, направленной на разоблачение людских пороков.)
– Как вы думаете, почему Щедрин использует жанр сказки в подведении итогов своего творчества?
(Сказки – это итог многолетних жизненных наблюдений, итог всего творческого пути писателя. В них сплетается фантастическое и реальное, комическое и трагическое, широко используется гротеск, гипербола, эзопов язык. В «Сказках» Щедрина встречаем героев его эпохи: невежественные правители, народ).
— Правильно. Народ выступает под масками добрых и беззащитных зверей и птиц, а эксплуататоры- в образах хищников.
— Салтыков- Щедрин умел уже в таком юном возрасте не только видеть недостатки окружающей действительности, но и открыто говорить о них. Смело! Особенно в то время, когда за любые проявления вольнодумия наказывали.
Все сказки Щедрина – это реакция писателя на какое-либо общественное явление, событие.
— Да, какой все-таки молодец писатель. Как доступно, легко и оригинально он рассказал о проблеме, которая существовала в России столетия. А ведь как нужны были в то время люди, которые могут громко, не боясь, сказать об этом, не отсиживаться прикусив язык, не жить по принципу «моя хата с краю».
Кстати, Салтыков –Щедрин и подобных молчунов тоже не обошел вниманием. Да, я сейчас говорю о «Премудром пискаре». Именно пИскаре. У писателя это слове пишется через И.
Может, потому, что этот представитель мелких рыбешек даже пискнуть боялся? Зарывшись в своей норе на самом дне, люди, подобные таким пискарям, не только впустую проживают свою жизнь, но и наносят вред окружающим своим равнодушием и преступным молчанием. Конечно, здесь снова намек на серьезные проблемы общества, на отстраненную позицию тогдашней интеллигенции.
Давайте детально рассмотрим это произведение.
IV . Первичное усвоение новых знаний.
— Каково значение эпитета «премудрый» в заглавии сказки? Какую роль играет в этом слове приставка?
(При необходимости дети могут воспользоваться толковым словарём.
Премудрый – очень мудрый; мудрый – одарённый большим умом; премудрый – исполненный глубокой, высшей мудрости, т.е. обладающий очень большим умом; ум – познавательная и мыслительная способность; высокое развитие интеллекта).
1. Работа в парах. Учащиеся подбирают синонимы к слову «премудрый».
(Умный, мудрый, разумно мыслящий, интеллектуальный, стремящийся к новым знаниям).
— Пескарь считал себя премудрым. Но кому смог передать свою «мудрость»? Вот поэтому автор – то и назвал пескаря «премудрым». Но за этим заголовком скрыта ирония, которая выявляет никчемность и бесполезность обывателя, дрожащего за свою жизнь.
— Перед анализом давайте проведем вначале словарную работу. (слайд)
2. Словарная работа
Пескарь – маленькая речная рыбка из семейства карповых.
Пискарь (устар. назв.) – от сл. «писк».
Пескарь (совр.) – от сл. «песок».
Мутовка – палочка для размешивания теста.
Аридовы веки – долгие века, чрезвычайное долголетие.
Иареда – библейский персонаж, прожил 962 года (как утверждается в Библии).
Хайло (просторечн.)- глотка, горло.
Жизнью жуировать – наслаждаться.
Моцион- прогулка с целью отдыха.
V . Первичная проверка понимания.
— Давайте коротко передадим содержание сказки.
2 часть: Так проходит сто лет. Пескарь всего боится и не вылезает из норы. Пескарь уже больной, старый, почти слепой, но рад тому, что своей смертью умирает так же, как умерли его мать и отец. И тут его начинают мучить сомнения, так как за всю свою жизнь он так и не обзавёлся с семьёй, ни с кем не общался: «Вся жизнь мгновенно перед ним пронеслась. Какие были у него радости? кого он утешил? кому добрый совет подал? кому доброе слово сказал? кого приютил, обогрел, защитил? кто слышал об нём? кто об его существовании вспомнит?». В полузабытьи он видит былые честолюбивые сны, будто выиграл он двести тысяч рублей и сам щук глотает. Засыпая, пескарь забывается, его рыло вылезает из норы, и после этого пескарь непонятным образом исчезает.
VI . Первичное закрепление.
— Молодцы. Очень подробно передали содержание сказки. А теперь давайте поработаем в парах.
Задание для первой пары.
— Выяснить по тексту сказки, каким было воспитание пискаря.
Задание для второй пары
— Выяснить влияние окружающей среды на жизнь пискаря.
Задание для третьей пары.
— Исследовать степень участия самого пискаря в собственной судьбе, его образ жизни.
(Ответ 1 группы : Мы видим, что пискарь поначалу ничем не отличался от себе подобных. Но, трус по характеру, решил он всю жизнь прожить, не высовываясь, в своей норе, вздрагивая от каждого шороха, от каждой тени, мелькнувшей рядом с его норой. Так и жизнь прошла мимо- ни семьи, ни детей. Так и исчез- то ли сам, то ли щука какая заглотнула.
Отец и мать «воспитывали» пискаря, опираясь на свой жизненный опыт, учили жить «помаленьку да полегоньку», избегать опасностей («Смотри, сынок,- говорил старый пискарь, умирая,- коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба!»). Отец предостерегал его и от уды, чтобы в уху не угодил, чтобы щука не заглотила. И «пискарь отлично запомнил поучения пискаря-отца да и на ус себе намотал».)
(Ответ 2 группы: Советы отца как нельзя лучше пригодились пискарю – сыну в жизни. Среда, его окружающая, грозила бедами отовсюду и почти что каждый день «всякая рыба его заглотить может» (потому как он меньше всех); «рак может его клешнёй пополам перерезать»; «водяная блоха – в хребет впиться и до смерти замучить»; «даже свой брат пескарь…» отнимает добычу; человек может его поймать и сварить уху. Одним словом, «пескарю везде мат». Такие обстоятельства вызывают в нём лишь страх, бороться с ними он не может, потому что слишком дорожит своей жизнью.)
(Ответ 3 группы: Пискарь ведёт замкнутый образ жизни. Принцип, которому он следует все годы своей жизни, звучит так: «Надо прожить, чтоб никто не заметил». Для этого он выдолбил нору, где мог помещаться только он один. Пескарь предпочитает не есть, не пить, нежели лишиться жизни с сытым желудком. Он не женился, детей не имел («Так уж тут не до семьи, а как бы только самому прожить!»). Нет в его жизни никаких других привычных радостей: он не имеет друзей, даже не играет в карты, не пьёт, табаку не курит, за девушками не гоняется, не досыпает ночей, куска не доедает.
Страх быть съеденным сделал его эгоистичным и чёрствым: никого он не обогрел, никого не утешил, прожил свою жизнь, никого не любя).
— Как относятся к такому образу жизни пескаря другие обыватели?
(«Другие рыбы» называют его остолопом, т.е. дураком, болваном, «который…никого не видит, ни с кем хлеба – соли не водит, а всё только распостылую свою жизнь (т.е. жизнь, вызывающую отвращение) бережёт»; «многие души» называют его дураком, срамцом, идолом и удивляются тому, как таких вода терпит. И только щуки (рыбы-хищники, не кроется ли за этой аллегорией самодержавие?) довольны его поведением: «Вот кабы все так жили – то-то бы в реке тихо было!»).
— Осознаёт ли сам пескарь последствия постылой жизни? В какой момент он это делает и почему?
(Только прожив сто лет и более и находясь на смертном одре, он ужасается, представив, что было бы, если все стали так жить. Однако менять что-либо слишком поздно: «…смерть у него на носу», он почти ослеп от вечных сумерек в норе, измождён и всё дрожит в ожидании смерти. Почему он всё-таки задумался о своём существовании? Потому что никому оказался не нужен, некого учить уму-разуму, как учил его, умирая, отец, да и никто не называет его премудрым).
— Почему же всё-таки Щедрин называет своего героя «премудрым»? Искренне ли он это делает?
(Сначала и в самом деле можно принять его за «премудрого», ведь автор утверждает, что у него – «ума палата» и родители у него умными были. В кого же ему быть глупым? Но нельзя не заметить в названии сказки авторской иронии: как следует из текста, мудрость родителей также заключалась в умении спасти свою жизнь («А он, не будь глуп, во все лопатки – домой!»), и сами они изобличают себя («…да ведь с нами, пескарями, что глупее, то вернее…»).
— Почему сатирик прибегает к иносказанию и рисует не человека-обывателя, а рыбу, наделенную обывательскими чертами?
(Ответ: Дело в том, что образ мелкой, жалкой рыбешки, беспомощной и трусливой, как нельзя лучше характеризует дрожащего обывателя.
Щедрин приписывает рыбе человеческие свойства и вместе с тем показывает, что человеку присущи «рыбьи» черты. К тому же есть старая поговорка: “Молчит как рыба”. Вся биография пескаря сводится к краткой формуле: «Жил-дрожал и умирал-дрожал»).
— А что, действительно, было отрицательным в жизни героя?
(Ответ: Отрицательным было для пескаря постоянное чувство страха, трусливая «мудрость», бесполезность жизни)
-Давайте выясним, действительно ли пескарю нечем было похвастаться?
(Конечно, есть чем похвастаться пескарю: он долгожитель, ведущий здоровый образ жизни, имел свой дом, вел дневник в назидание потомкам).
— Какие риторические вопросы задает себе пескарь перед смертью? Зачем они введены в текст произведения?
(Ответ: “Какие были у него радости? Кого он утешил? Кого кому добрый совет подал? Кому доброе слово сказал? Кого приютил, обогрел, защитил?”
— На все эти вопросы звучит один ответ – никого, никому, никаких. Вопросы введены в сказку для читателя, для того, чтобы он задал их себе и задумался о смысле своей жизни.
-Какова же идея произведения?
(Ответ: Нельзя жить только ради сохранения своей жизни. Необходимо ставить перед собой высокие цели и идти к ним. Необходимо помнить о человеческом достоинстве, о мужестве и чести.)
— Какой нравственный урок содержит сказка «Премудрый пескарь?» Найдите подтверждение из текста.
Итак, в сказке “Премудрый пескарь” содержится важный нравственный урок: трусость, страх, обывательское равнодушие ко всему на свете, кроме собственной персоны, рано или поздно лишает человеческую жизнь всякого смысла; житейская “премудрость” умерщвляет в людях ум, честь, совесть.
( Ответ: Сказка учит честности, гражданской смелости и благородству, напоминает о цене человеческой жизни, о ее смысле).
— Актуальна ли эта сказка сегодня? Имеют ли место в нашей жизни явления, человеческие типы, подобные созданным Салтыковым-Щедриным?
(Ответ: Да, наверное. Сказки С.-Щ не утратили своей актуальности. Так как ещё и сейчас встречаются люди, которые проживают жизнь без пользы для других людей, ничего не сделав для общества. Вся жизнь подобных людей проходит в страхе, как бы не попасть в какой-нибудь конфликт).
Заключительное слово учителя.
Мы увидели, что в сказке автор обличает трусость, умственную ограниченность, жизненную несостоятельность обывателя. Писатель ставит важные философские проблемы: в чем смысл жизни и назначение человека. Проблемы эти будут всегда стоять перед человеком и обществом в целом. Писатель не стремиться развлечь читателя, он преподносит ему нравственный урок. Неизменно сказки Салтыкова-Щедрина будут актуальны, а персонажи – узнаваемы.
— А сейчас все вместе, на основе сделанных высказываний попробуем вывести универсальный свод правил жизни, другими словами можно сказать, что это «Золотые» правила моральной стороны жизни, которые помогают жить любому человеку.
1. Делай добро окружающим.
2. Делись с детьми накопленным опытом.
3. Береги здоровье смолоду.
4.Оставь в жизни «След».
5. Не хвали себя, пусть другие похвалят.
6. Будь оптимистом в любых ситуациях.
7. Делай всё с любовью, а не со страхом.
8. Относись к окружающими так, как бы ты хотел, чтоб относились к тебе.
10.С восхищением относиться к добродетели.
VII . Домашнее задание. Инструктаж по его выполнению.
1. Изучить биографическую справку по учебнику (страницы 305- 306) (для всех)
2. Используя материалы сайта музея, подготовить устное сообщение на тему «Толстой и Ясная Поляна» (для тех, кто заинтересован творчеством)
3. Прочитать главы из повести и подготовить пересказ понравившегося отрывка.
VIII . Рефлексия (подведение итогов урока). Выставление оценок.
— Скажите, ребята, достигли ли мы поставленных целей?
— С каким настроением Вы сегодня уходите с урока? Стал ли близок вам Салтыков- Щедрин, понятна ли Вам его жизненная позиция?