Почему в сказке сестрица аленушка и братец иванушка их называют сестрица и братец

Сказки

Понемногу

О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.

среда, 19 мая 2021 г.

Ответы на вопросы учебника к сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» для 3 класса

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страница 27.

1. Что ты узнал об Алёнушке и Иванушке из первых строк сказки?

Дети остались сиротами, после смерти родителей. Алёнушка старше Иванушки. Она работает, чтобы прокормить себя и брата.

2. Прочитайте по ролям эпизод, в котором Иванушка просит Алёнушку водицы напиться. Найди слова, которые помогают понять, что детям было трудно идти в жаркий день и их мучила жажда. Почему эти слова повторяются в сказке несколько раз?

Три раза просил Иванушка позволения напиться из копытца, и три раза повторяются слова: Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает.

Это троекратный повтор, обычный для народных сказок.

Он призван показать, как сильно страдали дети от жажды.

3. Проследи по тексту сказки, какие несчастья случились с Иванушкой и Алёнушкой. Объясни, почему. Как проявили себя герои в несчастьях? Какие строки говорят о том, что сестра и брат любили друг друга?

С детьми случались следующие несчастья:

Алёнушка не бросила козлёночка, Иванушка бегал за помощью к сестре на реку. Они стойко переносили несчастья.

Алёнушка горько плакала, когда брат стал козлёнком. Иванушка-козлёнок повесил голову, не ел, не пил, бегал на реку, когда сестру утопили.

Это говорит о том, что брат и сестра сильно любили друг друга.

4. Перечитай слова козлёночка. Как он звал свою сестру: весело, жалобно, печально? Как отвечала Алёнушка? Обсудите с другом, почему именно с Иванушкой случилась беда.

Алёнушка отвечала с сожалением, она не могла выплыть.

Иванушка стал козлёночком потому что не послушал сестру; потому что был маленьким и не мог терпеть жажду.

5. Кто хотел погубить Алёнушку и Иванушку? Кто и как помог раскрыть обман ведьмы? Почему это удалось?

Детей хотела погубить ведьма.

Обман ведьмы помогли раскрыть Иванушка, который бегал к реке и звал сестру, и слуга, который подслушал мольбу Иванушки.

6. Как в сказке показано, что зло наказывается, а добро побеждает?

Обман ведьмы раскрылся и Алёнушку вытащили из реки. Она ожила, а братец превратился обратно в мальчика.

Так добро победило, а зло было наказано.

7. Расскажи об Алёнушке. Какая она: добрая, ласковая, преданная, доверчивая, злая, грубая, хитрая, жестокая. Объясни, приведи примеры из сказки.

Алёнушка была доброй и красивой девушкой (Купец звал её «Красна девица»; когда она ожила стала краше, чем была).

Она любила брата и много работала («Пошла Алёнушка на работу»).

Она была доверчивой, наивной (Поверила ведьме и пошла купаться).

Она была преданной и всеми силами стремилась вернуться к брату (Иванушка звал сестру, а она с тоской отвечала, что не может вернуться).

8. По каким признакам можно назвать сказку волшебной?

Эта сказка волшебная, потому что:

9. Раздели текст сказки на смысловые части. Озаглавь их.

Пример сложного плана пересказа сказки можно посмотреть, перейдя по ссылке.

Разделим сказку на пять смысловых частей.

Дадим каждой название и запишем эти части в виде плана. По нему можно пересказать сказку, а значит это план.

План пересказа сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» для 3 класса

Пересказ сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Алёнушка и Иванушка остались сиротами. Однажды они шли по полю и стояла страшная жара. Дети очень хотели пить. Иванушка увидел коровье копытце полное воды. Он стал просить позволения напиться. Но Алёнушка строго запретила ему пить. Он послушался.

Не стал Иванушка пить и из лошадиного копытца. Но когда дети дошли до козьего копытца, Иванушка обезумел от жажды и выпил воды.

Он стал козлёночком, а сестра стала горько плакать.

На её счастье, мимо проезжал купец, которому понравилась девушка. Он позвал Алёнушку замуж, а козлёночек стал жить с ними.

Однажды купец уехал, а ведьма заманила Алёнушку на реку и утопила. Ведьма превратилась в Алёнушку и никто, кроме козлёночка, не заметил подмены.

А Иванушка стал бегать на реку и звать сестру. Но Алёнушка отвечала ему, что не может выбраться.

Алёнушку достали и она ожила. Иванушка кувыркнулся и стал мальчиком. Все были счастливы.

Источник

Нравственный смысл сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Кто записал сказку

Одной из самых любимых сказок нашего народа можно назвать краткую, но изобилующую сюжетными элементами «Сказку о сестрице Аленушке и братце Иванушке». В сборнике собирателя русского фольклора А. Н. Афанасьева записано целых четыре варианта сказки (том 3, «Народные русские сказки», А. Н. Афанасьев, №260-263), которые собраны в различных уголках России.

Однако сюжет сказки нельзя назвать уникальным или чисто славянским, т. к. схожие мотивы встречаются в сказках других народов. Так, в международном классификаторе сюжетов фольклорной сказки Аарне – Томпсона под типом №450 записано:

Братец и сестрица: брат превращается в козленочка, живет с сестрой в лесу; царь женится на ней; мачеха топит ее и заменяет своей родной дочерью, козленочка хотят зарезать; все выясняется (Н.П. Андреев «Указатель сказочных сюжетов по системе Аарне»).

Самой популярной в настоящее время можно назвать версию этой сказки, обработанную А. Толстым, которая не сильно отличается от инварианта.

Читайте также:  Поэтапное изучение басни в начальной школе на разных возрастных ступенях задачи и виды деятельности

Сестрица и братец – образ полноты друг в друге

Почти во всех версиях русской сказки сестрица Аленушка и братец Иванушка – сироты. Это означает, что помощи от родителей героям ждать не стоит, т. е. рассчитывать они должны друг на друга, что в сказке и происходит. А Царь (или купец в других вариантах) предлагает свою помощь сам.

Герои обязательно называются сестрица и братец, т.е. подчеркивается их первостепенная важность друг для друга. Иными словами они являются сопомощниками.

Оба героя обладают именами. Это тоже немаловажная деталь в сказках. Например, в сказке Александра Сергеевича Пушкина «О мертвой царевне и о семи богатырях» имена есть только у положительных персонажей. В рассматриваемой сказке – аналогично.

Образ Аленушки

Главным положительным героем сказки является Аленушка. Через ее образ передается ментальное представление народа о главных достоинствах девушки: кротости, смиренности, милостивости, отзывчивости. Тем самым изображается основополагающая христианская добродетель – любовь. Именно такие аллюзии возникают при раскрытии образа Аленушки. Неслучайно Аленушка является старшей сестрой, что подразумевает ее ответственность за младшего брата.

Для создания образа героя важное значение имеет его появление или то, чем он занимается. Как наши герои появляются в сказке? В некоторых вариантах они идут на работу, в других – странствуют. Здесь можно отметить то, что герои не являются праздными. В случае с работой понятно почему, а странствие ведь тоже своего рода труд, только другого характера – поиск спасения от беды или справедливости. Таким образом перед нами возникает образ девушки, которая уповает на свои силы и на промысел Божий, при этом со смирением приняла потерю родителей и став, по сути, матерью для младшего брата.

Аленушка – это прежде всего любовь, которая является главной добродетелью, так коннотационно можно объяснить почему именно сестра в сказке является старшей. Помните слова апостола Павла:

А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше. (Кор. 13:13)

Нравственный проступок Иванушки

Итак, как проявляется образ второго героя сказки. Братец Иванушка постоянно просит сестру разрешения напиться воды из лужицы. Заметим, что сначала братец спрашивает сестрицу, т. е. действует по послушанию и не позволяет себе ослушаться когда проходил мимо следа копытца теленочка и жеребеночка. Не удержался он только перед козьим копытцем. Вспомним, что олицетворяет собою козел.

В толковании на Евангелие Святитель Григорий Палама писал следующее:

«Козлищами» же Он именует грешников, как наглых и беспутных и сбрасываемых с обрывов греха. И первых (овец – прим. авт.), как делающих правые дела, Он поставит по правую сторону, а тех, которые не таковы, как оные, – на левую сторону.

Получается, если козел олицетворение зла, то Иванушка не выдержал самого трудного испытания. Это можно назвать крайней точкой нравственного падения Иванушки, т. к. дальше будет подъем.

Итак, что плохого совершил Иванушка? Томимый жаждою, не послушался сестру, испив из грязного источника. Он проявил своеволие, за которое был наказан. Но это обусловлено какой-то коренной причиной, скорее всего, эгоизмом и упрямством. Трижды Аленушка вразумляла братца, но в итоге он ослушался. Какой урок хотел нам показать древний сказатель? Вроде бы, Иванушка сделал такой маленький проступок, всего лишь попил из копытца. Но важно понять главное, что, за казалось бы, за маленьким послаблением или озорством или другим малым злом может оказаться огромная бездна других более серьезных злодеяний. Вот и получается в сказке: всего лишь попил из копытца, а вид человеческий потерял.

Но нет такого падения, после которого невозможно подняться. Любой проступок, который губит в нас человеческое, можно исправить в корне изменив отношение к нему. Так, в дальнейшем повествовании сказки мы видим исправление Иванушки.

Какая реакция Аленушки на то что Иванушка ослушался и стал козленочком? Она могла впасть в отчаяние и убежать, озлобившись на брата. Но она поступила истинно кротко: «…обвязала его шёлковым поясом и повела с собою, а сама-то плачет, горько плачет…».

Но терпящий, претерпит до конца… После случившегося, Аленушке и Иванушке выпадает еще одно испытание, которое в итоге оказывается для них спасительным.

Роль колдуньи

Почему колдунья извела Аленушку? Что ей руководило? Разве она не могла очаровать Царя раньше? Конечно могла. Но каким духом руководима губительница? Непомерная злоба и зависть овладели ею. Будучи воплощением зла, она не могла просто так смотреть на человеческое счастье. Сначала она извела Аленушку, но на этом не остановилась, задумав погубить и козленочка. Она наверняка знала что козленочек – это заколдованный Иванушка и пыталась избавиться от него. Остановилась бы она на этом? Как известно, зло не имеет предела удовлетворения, оно постарается погубить все вокруг себя. Наверное, избавившись от козленочка, колдунья захотела бы и завладеть всем богатством Царя (купца)…

Исправление Иванушки

Мы упомянули об исправлении Иванушки. В чем оно выразилось? Козленочек узнал, что злая колдунья хочет его погубить. Как он мог отреагировать? Он мог убежать, мог просить колдунью не делать этого, исполнив все что та попросит. Но Иванушка, вместо этого, бегает на пруд и зовет сестрицу. Может показаться, безнадежно, т. к. по сути, он обращается к утопленнице. Но, значит, его вера была настолько сильна, что даже сестрицу, лежавшей на дне пруда – оживила. Таким образом, Иванушка, хоть и совершил страшный поступок непослушания, спасся живой верой. Он знал, что за ним правда, поэтому, совершая, казалось бы, безумные вещи (бегает и зовет утопленницу), Иванушка совершает спасение и свое, и сестрицы. Если Аленушка – это образ любви, то Иванушка олицетворяет собою два других качества – веру и надежду…

Читайте также:  Пересказ рассказа кавказский пленник толстого кратко самое главное

Подоплека

Если провести параллели с нашей духовной жизнью, то окажется, что посыл этой сказки направлен не столько на нравственное осуждение непослушания, сколько на закреплении понимания того, что вера в Истину спасает человека. Такая вера придает человеку уверенность в правде: «не в силе Бог, а в правде Божьей».

Мы писали, что Аленушка олицетворяет собою христианскую любовь, которую часто называют неиссякающим источником… Разве могла она не спастись в конце сказки? Конечно же нет. Спасение Аленушки и Иванушки являет собою соединение главных добродетелей – веры, надежды, любви, но любовь из них больше…

Источник

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Читательский дневник по русской народной сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Название: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Главные герои: Алёнушка, Иванушка.

Второстепенные герои: купец, ведьма.

Характеристика главных героев:

Алёнушка — мудрая и умная девушка.

Правильная и послушная.

Добрая и доверчивая.

Иванушка — не послушался сестры и стал козлёночком.

Находчивый и сообразительный.

Характеристика второстепенных героев:

Купец — молодой, красивый. Полюбил Алёнушку.

Ведьма — злая и хитрая.

Обманула и погубила девушку.

Поплатилась за свой обман.

Краткое содержание сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Брат с сестрой шли через поле. Было жарко и мальчик хотел пить.

Он не послушал сестру и напился из копытца.

Мальчик стал козлёночком.

Алёна плакала, когда мимо ехал купец.

Ему понравилась девушка и он женился на ней.

Козлёнок стал жить с ними.

Когда купца не было дома, ведьма заманила Алёнушку к реке и утопила её.

Сама превратилась в Алёнушку и стала жить с купцом.

Иванушка знал о смерти сестры и ходил к реке.

Но слуга услышал, как козлёнок разговаривает с сестрой.

Купец приказал выловить Алёнушку, и она ожила.

Ваня перекинулся мальчиком.

План произведения:

4. Превращение мальчика.

6. Доверие молодой жены.

7. Ведьма топит Алёнку.

10. Раскрытие коварства ведьмы.

11. Обратные превращения.

Детский рисунок-иллюстрация

Основная мысль произведения «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»:

Главная мысль сказки в том, что непослушание старших часто имеет непоправимые последствия.

Основная идея сказки в том, что забота родных способна спасти от самой большой беды.

Чему учит сказка:

Сказка учит нас слушать старших, ведь они желают нам только добра и плохого не посоветуют.

Также она учит любить, поддерживать и заботиться о родных в любых ситуациях.

Краткий отзыв по сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» для читательского дневника

Прочитав эту сказку, я подумала о том, что никогда нельзя доверять незнакомым людям, а вот родных слушаться нужно обязательно.

Все беды героев в той сказке проистекали от непослушания и доверчивости.

Иванушка не послушался сестру и превратился в козла.

Сестра поверила ведьме и была убита.

И им ещё повезло, что всё закончилось благополучно.

Это интересная и поучительная сказка, которую можно отнести к волшебным.

В ней действуют сказочные персонажи, происходят магические превращения.

Добро побеждает зло.

Мне понравились почти все герои произведения, но особенно Алёнушка.

Она была молодой, работящей, красивой и умной девушкой.

Алёнушка следила за своим братом, даже когда он превратился в козлёнка.

Она доверилась ведьме, но это говорит о чистоте её души.

Девушка просто не верила, что на свете может быть зло.

Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, всегда ли мы слушаемся старших, родных, тех, кто желает нам добра.

И не слишком ли мы доверяем малознакомым людям.

Пословицы к сказке:

Кто слушается старшего, нога того о камень не ударится.

Дружная семья — долгая жизнь.

Дерево держится корнями, а человек – родственниками.

Чему быть, того не миновать.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

— Сестрица, мочи нет: напьюсь я из копытца!

— Не пей, братец, козлёночком станешь!

Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца.

Источник

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Беседа по содержанию сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Кириллова Тамара
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Беседа по содержанию сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №3 г. Данков, Липецкая область

совместной деятельности воспитателя с детьми

по речевому развитию

«Беседа по содержанию сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

в подготовительной группе детей с ЗПР

Кириллова Тамара Николаевна,

Цель:

1. Продолжать знакомить детей с жанровыми особенностями сказки. Уточнить знания детей о характерных признаках волшебной сказки.

2. Продолжать работать над формированием образной речи.

Оборудование: иллюстрации к сказке.

Словарная работа: котлы чугунные, ножи булатные, ключевая вода.

Предварительная работа: чтение сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Ход совместной деятельности.

1. Вступительное слово воспитателя.

Знакомство с содержанием русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» у нас уже состоялось. Вы успели полюбить героев этой сказки. Я видела, как вы волноваться за Алёнушку, когда ведьма надела ей на шею камень и утопила в реке. Было очень заметно, как вы искренне жалели Иванушку, который выпил водицы из козьего копытца и превратился в козлёночка.

Читайте также:  Рассказ о современной музыке на английском

Сегодня мы возвращаемся к сказке и поговорим обо всём, что вас взволновало, запомнилось и понравилось в сказке.

2. Беседа о жанровых особенностях сказки.

— Давайте определим, какая это сказка – бытовая, волшебная или сказка о животных? (Ответы детей: волшебная).

— Почему вы решили, что эта сказка волшебная? (Ответы детей: в сказке происходят чудеса).

— Какие же чудеса происходят в сказке? (Ответы детей: Иванушка превратился в козленочка, Аленушка разговаривала из воды с Иванушкой, Аленушка осталась жива, после того, как ее ведьма утопила в реке).

— Что ещё вы заметили волшебного в сказке? (Ответы детей: есть волшебный герой – ведьма).

— Какие герои живут в этой сказке? (Ответы детей: добрые люди и злая ведьма).

3. Беседа по содержанию сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

— Как относятся друг к другу сестрица Алёнушка и братец Иванушка? (Ответы детей: старшая сестрица Алёнушка заботится о братце Иванушке, они любят друг друга).

— Слушался ли братец Иванушка сестрицу Алёнушку? (Ответы детей: слушался, но однажды ослушался).

— К чему привело это ослушание? (Ответы детей: братец Иванушка, попив воды из козьего копытца, стал козлёночком).

— Как отнеслась Алёнушка к брату, когда он стал козлёночком? (Ответы детей: горько заплакала).

— Что произошло с Алёнушкой в сказке? (Ответы детей: ведьма обманом заманила её на речку купаться, привязала Аленушке на шею камень и бросила ее в воду).

— Кем оборотилась ведьма? (Ответы детей: оборотилась Аленушкой, нарядилась в ее платье и пришла в ее хоромы).

— Куда ходит козлёночек утром и вечером? (Ответы детей: на берег реки и просит Алёнушку выплыть на берег).

— Почему ведьма стала просить купца зарезать козлёночка? (Ответы детей: она узнала, что козлёночек бегает на берег реки и разговаривает с Алёнушкой).

— Куда отпросился козлёночек перед смертью? (Ответы детей: сходить на берег реки, чтобы попить водички).

— А на самом деле, зачем козлёночку нужно было попасть на берег реки? (Ответы детей: рассказать Алёнушке, что его ждёт).

— Кто помог Алёнушке освободиться от колдовства? (Ответы детей: за козлёночком был послан слуга, который услышал разговор Алёнушки с козлёночком. Слуга рассказал всё купцу. Собравшийся народ вытащил сетями Алёнушку на берег).

— Что сделал на радостях козлёночек, когда увидел сестрицу Алёнушку живой? (Ответы детей: три раза перевернулся через голову и обернулся Иванушкой).

— Как наказали ведьму? (Ответы детей: ведьму привязали к лошадиному хвосту и пустили в чистое поле)

— Какое настроение вызвала у вас сказка, когда вы ее слушали? (Ответы детей: грустное, волновались за Алёнушку и Иванушку).

— Что вам понравилось в этой сказке? (Ответы детей: хороший конец сказки, когда все счастливы, а злая ведьма наказана).

4. Итог.

Вы опять убедились, что сказка – урок для тех, кто знакомится с ней. Вам она напомнила, что всегда надо слушаться старших.

Иллюстрации к русским народным сказкам «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Колобок» Рисование может проводиться в свободной деятельности так как занимает больше отведенного на занятие времени. После прочтения сказки детям.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Беседа о рассказе Н. Носова «Карасик» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Конспект совместной.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Беседа по рассказу Е. Пермяка «Надёжный человек» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Конспект совместной.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Беседа по содержанию рассказа А. Куприна «Слон» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Липецкая область Конспект.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Беседа по содержанию сказки С. В. Михалкова «Как друзья познаются» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков, Липецкая область.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение сказки М. Л. Михайлова «Лесные хоромы» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект совместной деятельности.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми с ЗПР «Чтение сказки В. Сутеева «Палочка-выручалочка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Конспект совместной.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по речевому развитию «Беседа по сказке К. Ушинского «Лиса и козёл» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков, Липецкая область.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по речевому развитию «Беседа по сказке Редьярда Киплинга «Слонёнок» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков, Липецкая область.

Сценарий музыкальной экологической сказки на новый лад «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» Сценарий музыкальной экологической сказки на новый лад «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» для детей старшего дошкольного возраста. Авторы:.

Источник

Познавательное и интересное