Сказка про храброго Зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост
Родился зайчик в лесу и всё боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнет птица, упадет с дерева ком снега, – у зайчика душа в пятки.
Боялся зайчик день, боялся два, боялся неделю, боялся год; а потом вырос он большой, и вдруг надоело ему бояться.
– Никого я не боюсь! – крикнул он на весь лес. – Вот не боюсь нисколько, и всё тут!
Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается Заяц – длинные уши, косые глаза, короткий хвост, – слушают и своим собственным ушам не верят. Не было еще, чтобы заяц не боялся никого.
– Эй ты, косой глаз, ты и волка не боишься?
– И волка не боюсь, и лисицы, и медведя – никого не боюсь!
Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, прикрыв мордочки передними лапками, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы, побывавшие в лапах у лисы и отведавшие волчьих зубов. Очень уж смешной заяц. Ах, какой смешной! И всем вдруг сделалось весело. Начали кувыркаться, прыгать, скакать, перегонять друг друга, точно все с ума сошли.
– Да что тут долго говорить! – кричал расхрабрившийся окончательно Заяц.– Ежели мне попадется волк, так я его сам съем…
– Ах, какой смешной Заяц! Ах, какой он глупый.
Все видят, что и смешной и глупый, и все смеются. Кричат зайцы про волка, а волк – тут как тут. Ходил он, ходил в лесу по своим волчьим делам, проголодался и только подумал: «Вот бы хорошо зайчиком закусить!» – как слышит, что где-то совсем близко зайцы кричат и его, серого Волка, поминают. Сейчас он остановился, понюхал воздух и начал подкрадываться.
Совсем близко подошел Волк к разыгравшимся зайцам, слышит, как они над ним смеются, а всех больше – хвастун Заяц – косые глаза, длинные уши, короткий хвост.
«Э, брат, погоди, вот тебя-то я и съем!» – подумал серый Волк и начал выглядывать, который заяц хвастается своей храбростью. А зайцы ничего не видят и веселятся пуще прежнего. Кончилось тем, что хвастун Заяц взобрался на пенек, уселся на задние лапки и заговорил:
– Слушайте вы, трусы! Слушайте и смотрите на меня. Вот я сейчас покажу вам одну штуку. Я… я… я…
Тут язык у хвастуна точно примерз.
Заяц увидел глядевшего на него Волка. Другие не видели, а он видел и не смел дохнуть.
Дальше случилась совсем необыкновенная вещь.
Заяц-хвастун подпрыгнул кверху, точно мячик, и со страха упал прямо на широкий волчий лоб, кубарем прокатился по волчьей спине, перевернулся еще раз в воздухе и потом задал такого стрекача, что, кажется, готов был выскочить из собственной кожи.
Долго бежал несчастный Зайчик, бежал, пока совсем не выбился из сил.
Ему всё казалось, что Волк гонится по пятам и вот-вот схватит его своими зубами.
Наконец, совсем обессилел бедняга, закрыл глаза и замертво свалился под куст.
А Волк в это время бежал в другую сторону. Когда Заяц упал на него, ему показалось, что кто-то в него выстрелил.
И Волк убежал. Мало ли в лесу других зайцев можно найти, а этот был какой-то бешеный…
Долго не могли прийти в себя остальные зайцы. Кто удрал в кусты, кто спрятался за пенек, кто завалился в ямку.
Наконец, надоело всем прятаться, и начали понемногу выглядывать, кто похрабрее.
– А ловко напугал Волка наш Заяц! – решили все. – Если бы не он, так не уйти бы нам живыми… Да где же он, наш бесстрашный Заяц?
Ходили, ходили, нет нигде храброго Зайца. Уж не съел ли его другой волк?
Наконец-таки нашли: лежит в ямке под кустиком и еле жив от страха.
– Молодец, косой! – закричали все зайцы в один голос. – Ай да косой. Ловко ты напугал старого Волка. Спасибо, брат! А мы думали, что ты хвастаешь.
Храбрый Заяц сразу приободрился. Вылез из своей ямки, встряхнулся, прищурил глаза и проговорил:
– А вы как бы думали? Эх вы, трусы…
С этого дня храбрый Заяц начал сам верить, что он действительно никого не боится.
«Сказка про храброго Зайца » Д.Н. Мамин-Сибиряк стр. 187
1. Сказка, прочитанная тобой, входит в сборник «Алёнушкины сказки». Как ты думаешь, почему писатель дал такое название своему сборнику?
Дело в том, что все произведения в сборнике рассказываются девочке Алёне, которая является вымышленным персонажем.
С ней читатель знакомится ещё в самом начале сборника.
То есть автор подаёт свой сборник в виде сказок, что посвящены определённому человеку.
В этом случае им является персонаж Алёна.
Такая задумка автора очень интересна.
Читая отдельное произведение, а не весь сборник, нельзя догадаться, что это сказка для определённого слушателя.
2. Каким изображён Заяц в начале сказки?
Знакомясь с главным героем, мы узнаём, что с детства он был очень трусливым, боялся всего вокруг.
Поэтому первые строки произведения вызывают жалость к маленькому зверьку, который имел слабый характер.
Но в один момент всё переменилось – Заяц решил стать храбрецом.
Процесс его перевоплощения происходил очень забавным образом: от хвастовства и преувеличения до перепуга и реального бесстрашия.
Было очень интересно наблюдать за такой историей маленького зверька.
3. Придавали ли зайцу силы хвастливые слова?
Почему смеялись над ним молодые и старые зайцы? Каким они его считали, когда у хвастуна язык «примёрз»?
Когда маленький хвастунишка оглашал о своей силе и способностях, казалось, он сам верил в то, что говорил.
Заяц очень вовлечено произносил речь о своём бесстрашии, чем и вызывал смех у слушателей.
Они то понимали, что это просто фантазии.
Ведь у главного героя не было опыта встречи с хищниками и все его рассказы – плоды воображения.
Но враз всё изменилось – Заяц увидел настоящего волка.
Тогда настало остолбенение и как пишет автор, заячий язык «примёрз».
Это значит, что хвастунишка больше не мог ничего сказать, у него отняло речь.
А причиной был жуткий испуг.
Видимо, такого страха Заяц ещё никогда не испытывал.
Он только воображал, что избавился от боязни, но, увидев опасность, понял, что это не так.
4. Что случилось с героями дальше?
Чем похож этот эпизод на народную сказку «У страха глаза велики»? К кому из героев можно применить эту поговорку?
С перепуга Заяц был не в силах управлять собой.
Он так спешил спастись, что своим поведением испугал самого Волка.
А его друзья, товарищи и просто слушатели решили, что Заяц целенаправленно прогнал страшного зверя.
Они начали благодарить храбреца за спасение и поверили в его сказанную речь.
Это подбодрило хвастунишку, и он понял, что всё не так уж и страшно.
Это произведение схоже с указанной сказкой тем, что герои преувеличивали происходящее.
Из-за этого у них возникал большой страх, который мешал им спокойно жить.
В случае с народной сказкой, источник страха вообще не представлял собой опасности.
А в случае с произведением Дмитрия Наркисовича – сначала зайчишка накручивал себе страхи, а затем действительно встретился с опасностью, которая угрожает жизни.
Но его реакция была настолько сильной, что он скорее умер бы не от хищника, а от разрыва сердца.
Такая поговорка характеризует поведение каждого героя этого произведения, в том числе Зайца.
Все они жутко боялись зверя, который в итоге и сам оказался не очень смелым.
Хотя их можно понять, ведь волк действительно, как правило, является для них смертельной опасностью.
5. Расскажи о Зайце. Почему он сначала назван смешным, глупым, потом несчастным и, наконец, бесстрашным, храбрым?
В сказке мы наблюдаем, как меняется характер главного героя.
Вначале – это трусливый, беззащитный зверёк.
Потом ему надоело быть таким, и он начал хвастаться своим бесстрашием.
Поэтому выступает перед нами смешным и глупым.
После пережитого испуга из-за встречи со страшным зверем, Заяц становится несчастным.
Ведь всё не так легко, как ему казалось. Но после того как все вокруг признали его храбрость, Заяц действительно превращается в бесстрашного храбреца.
6. Зачем писатель придумал сказку про храброго Зайца и рассказал её Алёнушке?
Это было сделано для того, чтоб девочка ничего не боялась и сладко спала.
А ещё сказка была написана для того, чтоб и другие читатели перестали бояться всего вокруг и накручивать себе лишние страхи.
Для этого писатель использует очень забавную историю маленького трусишки, который в итоге становится бесстрашным.
Сказка Про храброго Зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост
Сказка Про храброго Зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост слушать
Сказка Про храброго Зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост читать
Родился зайчик в лесу и всё боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнёт птица, упадёт с дерева ком снега, — у зайчика душа в пятки.
Боялся зайчик день, боялся два, боялся неделю, боялся год; а потом вырос он большой, и вдруг надоело ему бояться.
— Никого я не боюсь! — крикнул он на весь лес. — Вот не боюсь нисколько, и всё тут!
Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи — все слушают, как хвастается Заяц — длинные уши, косые глаза, короткий хвост, — слушают и своим собственным ушам не верят. Не было ещё, чтобы заяц не боялся никого.
— Эй ты, косой глаз, ты и волка не боишься?
— И волка не боюсь, и лисицы, и медведя — никого не боюсь!
Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, прикрыв мордочки передними лапками, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы, побывавшие в лапах у лисы и отведавшие волчьих зубов. Очень уж смешной заяц! Ах, какой смешной! И всем вдруг сделалось весело. Начали кувыркаться, прыгать, скакать, перегонять друг друга, точно все с ума сошли.
— Да что тут долго говорить! — кричал расхрабрившийся окончательно Заяц. — Ежели мне попадётся волк, так я его сам съем.
— Ах, какой смешной Заяц! Ах, какой он глупый!
Все видят, что и смешной и глупый, и все смеются.
Кричат зайцы про волка, а волк — тут как тут.
Ходил он, ходил в лесу по своим волчьим делам, проголодался и только подумал: «Вот бы хорошо зайчиком закусить!» — как слышит, что где-то совсем близко зайцы кричат и его, серого Волка, поминают.
Сейчас он остановился, понюхал воздух и начал подкрадываться.
Совсем близко подошёл волк к разыгравшимся зайцам, слышит, как они над ним смеются, а всех больше — хвастун Заяц — косые глаза, длинные уши, короткий хвост.
«Э, брат, погоди, вот тебя-то я и съем!» — подумал серый Волк и начал выглядывать, который заяц хвастается своей храбростью. А зайцы ничего не видят и веселятся пуще прежнего.
Кончилось тем, что хвастун Заяц взобрался на пенёк, уселся на задние лапки и заговорил:
— Слушайте вы, трусы! Слушайте и смотрите на меня! Вот я сейчас покажу вам одну штуку. Я… я… я…
Тут язык у хвастуна точно примёрз.
Заяц увидел глядевшего на него Волка. Другие не видели, а он видел и не смел дохнуть.
Дальше случилась совсем необыкновенная вещь.
Заяц-хвастун подпрыгнул кверху, точно мячик, и со страха упал прямо на широкий волчий лоб, кубарем прокатился по волчьей спине, перевернулся ещё раз в воздухе и потом задал такого стрекача, что, кажется, готов был выскочить из собственной кожи.
Долго бежал несчастный Зайчик, бежал, пока совсем не выбился из сил.
Ему всё казалось, что Волк гонится по пятам и вот-вот схватит его своими зубами.
Наконец совсем обессилел бедняга, закрыл глаза и замертво свалился под куст.
А Волк в это время бежал в другую сторону. Когда Заяц упал на него, ему показалось, что кто-то в него выстрелил.
И Волк убежал. Мало ли в лесу других зайцев можно найти, а этот был какой-то бешеный.
Долго не могли прийти в себя остальные зайцы. Кто удрал в кусты, кто спрятался за пенёк, кто завалился в ямку.
Наконец надоело всем прятаться, и начали понемногу выглядывать кто похрабрее.
— А ловко напугал Волка наш Заяц! — решили все. — Если бы не он, так не уйти бы нам живыми. Да где же он, наш бесстрашный Заяц?
Ходили, ходили, нет нигде храброго Зайца. Уж не съел ли его другой волк? Наконец-таки нашли: лежит в ямке под кустиком и еле жив от страха.
— Молодец, косой! — закричали все зайцы в один голос. — Ай да косой! Ловко ты напугал старого Волка. Спасибо, брат! А мы думали, что ты хвастаешь.
Храбрый Заяц сразу приободрился. Вылез из своей ямки, встряхнулся, прищурил глаза и проговорил:
— А вы бы как думали! Эх вы, трусы.
С этого дня храбрый Заяц начал сам верить, что действительно никого не боится.
Урок внеклассного чтения Д Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца. » (5 класс)
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Унечская специальная (коррекционная) школа – интернат VIII вида»
Урок внеклассного чтения и развития речи
5 класс
Д. Мамин – Сибиряк
«Сказка про храброго зайца…»
Учитель: Мелешко М. В.
Унеча 2014 г.
познакомить с жизнью и творчеством писателя,
определить главную мысль прочитанного произведения.
Задачи:
описывать эмоциональное состояние персонажей,
совершенствовать навыки выразительного чтения,
активизировать словарь учащихся.
Развивающие: Создать условия для развития умения находить слова, которые помогают описать эмоциональное состояние героев, для развития техники чтения учащихся через (беглость, сознательность и выразительность) различные приемы и упражнения.
Воспитательная: Способствовать воспитанию любви к животным через чтение и анализ произведения.
Коррекционная: Совершенствовать навык в установлении смысловых связей между событиями и поступками.
Оборудование:
карточки с дифференцированной помощью.
Прозвенел звонок сейчас.
Все тихонько быстро встали,
Подравнялись и собрались.
Скажем: «Здравствуйте» друг другу
И посмотрим на столы
Всё, что нужно принесли?
А теперь тихонько сели,
На меня все посмотрели.
Рты закрыли на замок.
II. Динамическое чтение
Учитель: А у рок начинаем с речевой разминки, для чёткого и правильного произношения звуков.
Артикуляционная подготовка речевого аппарата (слайд 2)
1) Упражнения для дыхания:
а) глубокий вдох через нос, выдох через рот порциями;
б) вдох небольшими порциями через нос, полный выдох через рот;
в) вдыхаем аромат цветов;
г) дуем на снежинку.
2) Звуковая гимнастика
о а у – плавно на одном выдохе,
ух ох ах – произносим отрывисто,
гху гха гхо – выдыхая порциями,
с ш з – чередование произнесения звуков.
— Молодцы! Начинаем работать по рядам.
Серый гонится за белым,
Хочет белым пообедать.
Угадайте, что за шапка:
Меха целая охапка.
Шапка бегает в бору,
У стволов грызет кору.
— Поднимите руки вместе, кто отгадал?
— Прочитайте загадки, скажите отгадки.
— На какие две группы можно разделить загадки?
(Про зайца и про волка)
— Что вы знаете про зайца? Слайд № 3
/Большие уши, короткий хвост, зимой беленький, а летом серенький, грызет у стволов кору, никого не обижает, а сам всех боится/.
— Что вы знаете о волке? Слайд № 4
Давайте вспомним урок природоведения.
— Дайте характеристику зайцу? / Животное, млекопитающееся, травоядное/
— Дайте характеристику волку? / Животное, млекопитающееся, хищник/
3) Самоопределение к деятельности. Целеполагание.
Учитель: Как думаете, о ком будем читать сегодня на уроке?
Учащиеся: Читать будем про зайца, так как загадки были про него, и мы говорили о том, как он спасается от врагов.
Учитель: Ч то именно будем читать: сказку или рассказ? Почему?
Учитель: Что же такое сказка? ( слайд №5)
Учащиеся: Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных вымышленных событиях и приключениях.
Учитель: Какие бывают сказки?
Учащиеся: Народные и авторские.
Учитель: А чем отличается авторская сказка от народной?
Учитель: Сказку, которую будем сегодня читать, написал известный писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк. (слайд № 6)
(слайд №7) Самую широкую известность получили «Алёнушкины сказки», переведённые на многие языки мира. Эти сказки писатель сочинял для больной дочери, которую он растил и воспитывал один. (слайд № 8)
Физкультминутка (слайд №9)
Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнем все на привале …
Влево, вправо повернись,
Наклонись и поклонись!
Лапки вверх и лапки вбок
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку.
Молодцы, мои зайчишки!
VI . Работа по содержанию произведения.
– Прежде чем начать работу по содержанию, уточним некоторые не очень понятные слова и выражения. (слайд № 11)
Работа по содержанию сказки. Выборочное чтение:
— Каким изображён заяц в начале сказки ? (слайд №12) (маленьким, трусливым)
-Почему заяц вдруг заявил, что никого не боится? (Он вырос большой и вдруг надоело ему бояться). (слайд № 13)
— Что они говорили? (Эй ты, Косой Глаз, ты и волка не боишься?)
— Прочитайте, как хвастался заяц. (слайд 11)
(И волка не боюсь, и лисицы, и медведя – никого не боюсь!
— Да что тут говорить! – кричал расхрабрившийся окончательно Заяц. – Ежели мне попадётся волк, так я его съем…
— Слушайте вы, трусы! Слушайте и смотрите на меня.
— Почему же начали смеяться над ним молодые и старые зайцы?
(Все над ним смеялись, потому что понимали, что волка он одолеть не сможет, а только всё хвастается)
— Что случилось с зайцем, когда он увидел волка? (слайд 14)
(Язык у хвастуна точно примёрз.)
— Как вы понимаете это выражение?
(Он не мог говорить, язык у него точно замёрз от страха, ведь он увидел волка).
— Что случилось дальше? (Дальше случилось…) ( слайд № 15)
— Как автор говорит о том, как заяц убегал от волка? Прочитайте.
(Задал такого стрекоча. Что, кажется, готов был выскочить из собственной кожи).
— Где нашли трусишку другие зайцы? (В ямке под кустиком).
— Что ему сказали зайцы? Как они его стали называть? (Они его похвалили. Молодец, косой. )
— Найдите этот отрывок и прочитайте
-Во что стал верить заяц, после этого происшествия? (Что он действительно никого не боится)
VII . Физминутка (слайд № 16)
Зайцы скачут: скок-скок-скок!
(Прыжки, руки согнуты вперёд, кисти вниз)
Да на беленький снежок.
(Присели, руки возле ушей, «прислушиваются)
Раз – согнуться, разогнуться.
Два – подняться, потянуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Зайка маленький устал.
Хочет спрятаться в кустах.
Замер зайка средь травы,
А теперь садимся мы.
VIII . Продолжение работы по содержанию сказки
— Было ли вам жалко зайца?
— Почему художник одел всех зайцев в одежду? ( Это сказка)
— Похожа сказка на народную? Чем?
– Во второй части сказки найдите глаголы, помогающие описать приход зайцев.
( Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи…)
– Зачитайте глаголы, которые показывают, как смеялись зайцы.
( Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старухи зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы. И всем вдруг сделалось весело. Начали кувыркаться, прыгать, скакать, перегонять друг друга)
– Подобные перечисления действий мы встречали в других сказках.
3) Дидактическая игра «Найди меня» ( Раздаточный материал)
(15 табличек розданы детям по одной. Вывешиваем к картинкам с изображением персонажей сказки)
— У вас на партах слова и выражения, которые подходят к героям сказки.
— Внимательно прочитайте. Определите, кому из героев сказки они подходят.
На доске картинки героев сказки: (учащиеся выходят и прикрепляют своё высказывание к нужной картинке)
— взобрался на пенёк;
-язык точно примёрз;
-начал верить, что никого не боится.
Действия других зайцев:
-собрались, сбежались, приплелись;
— все слушают; ушам не верят;
— не могли прийти в себя;
— остановился; понюхал воздух;
— бежал в другую сторону;
4) Вывод о характерах героев.
— По этим действиям можно дать характеристику героям сказки.
— Прочитайте действия зайца и скажите, какой он?
(Хвастливый и трусливый)
— Прочитайте действия зайцев. Что можно сказать о них. Какие они?
(Дружные, любопытные, доверчивые, робкие и трусливые)
— Что можно сказать о волке?
(Злой, хитрый, вечно голодный, осторожный и трусливый)
-В народе всегда разграничивали добро и зло, правду и ложь, трусость и храбрость.
— Посмотрите внимательно и соберите пословицы, подумайте, можно ли их отнести к нашей сказке: (слайд 18)
У страха глаза велики
Хвастать –не косить, спина не болит..
-К кому из героев сказки можно применить пословицу «У страха газа велики»?
(И волку и зайцу – Зайцу казалось, что волк гонится за ним по пятам и вот-вот схватит его своими зубами. А волку показалось, что кто-то в него выстрелил, когда заяц упал на него).
— Для кого писатель придумал сказку про храброго зайца и рассказал её Алёнушке? (Эту сказку он придумал для больной дочери, чтобы она не грустила)
XII . Экспресс – диагностика. Работа с фигурками зайцев, вырезанных из бумаги.
-Кто считает, что, заяц храбрый ( белый) – прикрепите фигурку на пенёк, а кто считает, что заяц на самом деле трус (серый) – рядом с ёлочкой.
— У каждого своё мнение и это ваше право считать зайца храбрым или трусливым. Большинство считает его…(смотреть по количеству…)
XIII . Д/з: Оценки за урок________
Номер материала: ДБ-772236
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.