Почему зайцы решили что заяц на самом деле храбрый в сказке про храброго зайца

Сказки

МОЖЕТ ЛИ ТРУС СТАТЬ ХРАБРЕЦОМ? ТЕМА ХВАСТОВСТВА В ПРОИЗВЕДЕНИИ Д. МАМИНА-СИБИРЯКА «СКАЗКА ПРО ХРАБРОГО ЗАЙЦА – ДЛИННЫЕ УШИ, КОСЫЕ ГЛАЗА, КОРОТКИЙ ХВОСТ»

Одним из произведений этого сборника является «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Прочитав название произведения, читатель сразу же задумывается о том, почему автор называет зайца храбрым, ведь все зайцы трусливые и всего бояться. Также автор в названии рассказа даёт краткое внешнее описание, по которому читатель может представить облик героя.

Темой рассказа является хвастовство Зайца, которое ни к чему хорошему его не привело. Проблемой являются вопросы: понял ли Заяц, что хвастаться – это плохо и неправильно? Может ли трусливый заяц стать храбрым? Идеей является задумка автора показать на примере зайчика, как нехорошо хвастаться, к чему это может привести, и как могут отнестись окружающие к хвастовству. Пафос произведения иронический, так как автор высмеивает хвастовство Зайца, называя его глупым и смешным.

— Эй ты, косой глаз, ты и волка не боишься?

Кульминацией является эпизод, когда к зайчатам незаметно подкрался Волк, Заяц-хвастун его увидел, «…подпрыгнул кверху, точно мячик, и со страха упал прямо на широкий волчий лоб, кубарем прокатился по волчьей спине, перевернулся ещё раз в воздухе и потом задал такого стрекача, что, кажется, готов был выскочить из собственной кожи…» [2].

Главным героем этого произведения является Заяц. В названии рассказа автор даёт ему небольшое внешнее описание: длинные уши, косые глаза, короткий хвост. Благодаря этим элементам, мы можем сказать, что Заяц ничем не отличается от других зайчат, он такой же маленький и беззащитный, никаких особенностей у него нет, поэтому довольно сомнительно верить его словам о том, что он очень храбрый и никого не боится.

Развитие действий этого произведения происходит в лесу. Описания природы автор не даёт, но обращает наше внимание на отдельные мелкие детали, которые помогают читателям более точно представить обстановку, в которой происходят действия героев, например: «…Треснет где-нибудь сучок, вспорхнёт птица, упадёт с дерева ком снега…», «…Кто удрал в кусты, кто спрятался за пенёк, кто завалился в ямку…» [2]. Очень красочно описывает автор эпизод, когда зайчата слушают, как хвастается Заяц: «…Хихикнули молодые зайчата, прикрыв мордочки передними лапками, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы, побывавшие в лапах у лисы и отведавшие волчьих зубов. Очень уж смешной заяц! Ах, какой смешной! И всем вдруг сделалось весело. Начали кувыркаться, прыгать, скакать, перегонять друг друга, точно все с ума сошли…» [2]. Благодаря этому описанию, мы без труда можем представить ту суматоху, которая происходит в лесу, прочувствовать настроение зайчат и посмеяться над Зайцем вместе с ними. Также автор развернуто описывает момент столкновения зайца с волком: «…Заяц-хвастун подпрыгнул кверху, точно мячик, и со страха упал прямо на широкий волчий лоб, кубарем прокатился по волчьей спине, перевернулся ещё раз в воздухе и потом задал такого стрекача, что, кажется, готов был выскочить из собственной кожи…» [2]. Это дает нам понять, насколько внезапно и неожиданно заяц упал на волка, испугал его и ничуть не меньше испугался сам.

По размеру произведение небольшое и довольно легко читается. Части текста последовательно связаны между собой, и развитие действий происходит по порядку. Текст построен на приеме динамичного развития сюжета, в конце рассказа мы узнаем, чем заканчивается история. Слова в рассказе общеупотребительные, поэтому известны каждому читателю. Лексика текста довольно понятна, но существует большое количество различных фразеологизмов, значения которых ребята должны хорошо понимать, например: «язык примерз», «не смел дохнуть», «гонится по пятам», «душа в пятки ушла», «выскочить из собственной кожи» [2]. Эти фразеологизмы показывают, насколько труслив зайчик и как сильно он боится всего на свете. Также присутствуют сравнение «Заяц-хвастун подпрыгнул кверху, точно мячик». В тексте очень много восклицательных предложений и повторяющихся слов, которые усиливают передачу настроения всего произведения и эмоциональные переживания за главного героя, к тому же, такие предложения помогают автору наиболее точно и красочно описать атмосферу происходящих действий, благодаря чему, читатель с легкостью окунается в ту лесную суматоху зайчат.

Подходя к концу, хотелось бы сказать, что тема хвастовства актуальна и в наши дни. Многие люди, и дети, и взрослые красочно рассказывают о себе и о своих мнимых достоинствах. А мы, узнав человека лучше, разочаровываемся в нем, так как на самом деле он является не тем, за кого себя выдает. Дмитрий Наркисович своим произведением на примере Зайца показал детям, что не нужно присваивать себе какие-либо качества, которыми на самом деле ты не обладаешь, наоборот, нужно искать в себе свои умения и таланты, развивать их и достигать больших успехов, а не просто хвастаться, как Заяц-хвастун.

Источник

Анализ Сказки про храброго зайца Мамина-Сибиряка

Мир детства прекрасен и незабываем. От того, насколько произведение произвело впечатление на ребенка в ранние годы, зависит то, какие он сделает выводы для себя.

Таким образом, благодаря незатейливому сюжету автор произведения сталкивает читателя с серьезной проблемой, которая встает не раз на пути человека. Несмотря на то, что встреча с волком была случайной, а поведение непродуманным, заяц, как и многие люди, получил хороший опыт, став мудрее и умнее. Смелость пришла к нему вместе с тем, как он поверил в свои силы. Также люди в повседневной жизни, сталкиваясь с разными вопросами, на ошибках учатся, приобретая опыт, а после становятся разумнее и осмотрительнее.

Автор акцентирует внимание на качестве волка, который вместо агрессивности проявляет трусость. Заяц, как и все его сородичи, опасается врага. Он также дрожит при появлении зверя. Но разница состоит в том, что в начале сказки главный герой выглядит лишь хвастливым зверем, который на словах побеждает волка. Появление зверя напоминает о природных свойствах зайцев. Храбрый заяц становится бесстрашным не только на словах, но и после совершения подобного поступка. После этого случая страх отступил, заяц оправдал ожидания остальных сородичей, заставив их гордиться собой.

Читайте также:  Проблемы рассказа ночь исцеления борис екимов

Д. Н. Мамин-Сибиряк делает финал сказки интересным и поучительным. Добро побеждает зло. Писатель будто меняет на время местами врожденные характеристики зайца и волка, чтобы читатель лучше почувствовал, в каком случае необходимо исправить свое поведение, как правильно вести себя в разных ситуациях.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ Сказки про храброго зайца Мамина-Сибиряка

Популярные сегодня темы

Главными действующими лицами комедии Николая Гоголя «Ревизор» являются чиновники. С помощью смеха и сатиры автор показывает пороки служащих, которые были типичны для того времени.

Принято считать, что образ женщины в литературных произведениях всегда должен быть красивым и привлекательным, и в большинстве случаев это действительно было так. Однако, существуют и романы

За короткий жизненный путь М.Ю. Лермонтов успел оставить нам неоценимое наследие. Творчество поэта разнообразно по тематике. В его лирике мы можем выделить несколько основных тем: Родины, одиночества, любви и природы.

Во времена Александра Сергеевича Пушкина, то есть в 19 веке, было принято проводить дуэли. Они могли быть разные, либо до первой крови, то есть лёгкого ранения, либо со смертельным исходом.

Источник

Чему учит сказка про храброго зайца Мамин-Сибиряк?

Сказка Д.Н.Мамина-Сибиряка учит нас быть смелыми, верить в себя и в свои силы, и хорошо если при всем при этом есть у вас поддержка близких, но не стоит никогда зазнаваться.

Сказка про храброго зайца это сказка о том, как заяц начал хвастаться своей храбростью, а потом и поверил в нее.

Произведение учит быть смелыми, но не только на словах, но и на деле.

Главные герои сказки:

заяц, который хвастался, что волка не боится,

зайцы, которые слушали его

и волк, хотевший съесть храбреца.

Главная мысль. Многое в нашей жизни происходит по воле его величества случая, но стоит поверить в свои силы, и добавить к этому поддержку близких людей, тогда сможешь сам и горы свернуть. Вот только зазнаваться после сего дела не стоит.

Д.Н. Мамин-Сибиряк написал когда-то давно «Сказку про Храброго зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост» такое полное название этой сказки.

В ней рассказывается зайчике, который всего и всех боялся будучи маленьким, а когда он вырос, то решил никого не бояться. Однажды с ним произошел комичный случай: он хвастался всем зверям, что никого не боится, но вдруг увидел волка, подпрыгнул от страха и упал под пень. Волк от неожиданности тоже испугался и подумал, что заяц бешеный и убежал. Звери стали хвалить зайца, что он такой смелый и волка испугал. С тех пор заяц поверил в себя и правда перестал бояться.

Сказка учит нас верить в самих себя, работать над своими страхами и комплексами. Нужно хотя бы раз перебороть себя, а дальше будет легче.

Также храбрым нужно быть не только на словах, но и на деле. Если уж говоришь что-то про себя, то нужно этому соответствовать и подтверждать действиями.

Главная мысль этой сказки в том, что необязательно бывает быть храбрецом, чтобы считаться таковым. Иногда для этого достаточно просто воспользоваться случаем.

Сказка «Про храброго зайца» учит нас:

Главная мысль поучительной сказки состоит в том, что храбрецом можно называться, но не быть им на самом деле. Главное оценивать себя обьяктивно, а не делать вид, что ты такой храбрый, а таковым на деле не являться.

Сказка «Про храброго зайца» учит не быть хвастливым, не бояться, так как всю жизнь нельзя жить в преддверии того, что что-то произойдет и бояться этого. А если решил проявлять смелость, то быть смелым надо до конца.

Но однажды надоело зайчику бояться и он решил стать смелым, что и объявил своим сородичам. Маленькие зайчата, взрослые зайцы и старые зайчихи были свидетелями бахвальства Зайца, и все они являются второстепенными героями сказки.

Главным героем можно назвать и Волка, который подслушал хвастливые речи Зайца и решил отобедать именно этим глупым зайчишкой. Но Заяц сумел убежать от свирепого хищника, хотя на самом деле ему было очень страшно. Волк решил со странным зайцем не связываться и убежал прочь с лесной полянки.

Сородичи вскоре нашли храброго Зайца и стали верить в то, что он бесстрашный и смелый. Да и сам хвастунишка поверил в то, что отныне он никого не боится.

Главная мысль сказки заключается в том, что нужно верить в себя и в свои возможности. Хорошо, если поддержать веру помогают близкие родственники и друзья.

Сказка учит читателей, что хвастать и важничать не следует, лучше, если вас похвалят другие люди. Это будет означать, что вы и в самом деле чего-то стоите.

Главная мысль этой сказки состоит в том, что надо всегда верить в свои возможности, но соизмерять свои силы, а если не можешь что-о сделать сам, то обратиться за помощью к своему окружению, друзьям и близким людям.

Главные герои сказки про храброго зайца:

Эта сказка учит приходить на помощь, быть смелым, храбрым, не бояться опасности, преодолевать трудности, ну и, конечно же, не хвастаться и не разбрасываться пустыми словами, совершать добрые и хорошие поступки и верить в себя несмотря ни на что.

Читайте также:  Рассказ о песне о той весне

Сказка весьма поучительная. Ее полезно прочитать всем детям.

Герои сказочной истории:

Совершать хорошие добрые поступки, помогать в нужную минуту учит эта сказка.

_Старик и три его сына-Иван,Василий и Семён;

_Также героями сказки являются-два старца,царь,Марья-ца­ ревна и генерал.

Сказка «Скорый гонец» учит нас:

_Чтобы достичь успеха нужно всегда выбирать верный путь, если идти путём обмана, то останешься ни с чем.

Также сказка учит нас совершать добрые дела и ценить добро.

«Необыкновенные приключения Карика и Вали», читательский дневник.

В литературной сказочной повести «Необыкновенные приключения Карика и Вали» нескольких несколько главных героев.

Как оказалось очень поучительная сказка, пришлось даже прочитать и освежить так сказать своё впечатление о ней, так как не помню её из школьной программы. По аналогии младший брат, которого все считают дураком, оказывается хитрее и мудрее как в других аналогичных сказках где есть два брата, а третий как бы не очень умен, так же произошло и в данной сказке. Суть вся сказки заключается в названии, так как в берёзе младший брат и находит те самые заветные сокровища. Какой же можно сделать вывод, всё воздаётся по делам нашим, если человек ленив, то он ничего в жизни не добьётся. Надо действовать, а не мечтать.

Друзья проходят множество испытаний, им приходится преодолевать противодействие злых героев и участвовать в сражениях. Но они всегда выходят победителями, потому что стоят друг за друга горой и не оставляют товарищей в беде.

Главная мысль сказки заключается в том, что нужно уметь дружить и приходить на помощь друг другу. Сказка учит нас быть смелыми и отзывчивыми, заботиться о малышах и слабых людях. А еще автор призывает читателей видеть прекрасное даже в обыденных вещах и развивает в нас желание заниматься творчеством.

Источник

Конспект НОД «Знакомство со сказкой о храбром зайце» Мамина-Сибиряка (подготовительная группа)

Елена Черепова
Конспект НОД «Знакомство со сказкой о храбром зайце» Мамина-Сибиряка (подготовительная группа)

Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой в подготовительной группе детского сада

Цель: познакомить детей с творчеством писателя, с его сказкой, помочь давать правильную оценку главному персонажу, обогащать словарь, развивать речь, упражнять в правильном употреблении сложноподчиненных предложений, закреплять знания об особенностях жанра сказки, упражнять в подборе синонимов (при объяснении фразеологизмов, учить замечать средства художественной выразительности, развивать интерес к худ/литературе.

Материал: портрет писателя, сборник «Аленушкины сказки».

Предварительная работа: чтение сказок о животных, рассматривание иллюстраций в книге про храброго зайца,словарная работа: «забавно», «кубарем прокатился»; объяснить, почему зайца называют «косой»

Ход занятия

Одежда в два цвета –

-Кто может назвать сказки, одним из персонажей которых является заяц? («Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Заяц –хваста», «У страха глаза велики» и др)

—Каким показан заяц в этих сказках? Как о нем можно сказать? (Слабый, маленький, трусливый, пугливый)

-Про кого мы сегодня будем читать? (про зайца) Как вы догадались? (По илл-ии)

-Послушайте сказку, в которой заяц является главным героем. Она называется «Сказка про храброго зайца…». А написал ее Дмитрий Наркисович Мамин –Сибиряк (показ портрета). Наиболее известен его сборник «Аленушкины сказки». Это была любимая книга автора, потому что сказки он сочинял для своей больной дочери Аленушки. Дмитрий Наркисович растил и воспитывал ее один, без матери и сочинял для нее сказки.

-Давайте вместе повторим название сказки, чтобы нам лучше запомнилось описание храброго зайца.

Чтение сказки

-Понравилась вам сказка? Что вам особенно запомнилось?

-Каким был зайчишка, когда был маленьким? (трусливым, пугливым) Помогите мне прочесть фразу о том, как бедный зайчик всего боится (читаю начало, дети дополняют слова)

-Расскажите, как хвастал заяц, когда вырос.

-А как случилось, что все зайцы поверили в храбрость зайца?

-Что вы можете сказать о герое сказки? Какой он? (в этом выражена главная мысль) Если трусливый, почему? Если храбрый, почему? (разбирать все слова,предложенные детьми: хитрый, спрятался и т д)

-А действительно ли заяц был храбрым? (на самом деле он так и остался трусишкой)

-А если бы он снова встретился с волком, поступил бы он так же, как в этот раз, как вы думаете? (Наверное, нет, в первый раз у него вышло это случайно, он сам испугался)

-Почему же тогда писатель назвал свою сказку «Сказка про храброго зайца»? (Он наоборот, хотел показать, что заяц трусишка и хвастунишка к тому же)

-Да, хвастливость его подвела

-Ребята, а вам было жалко зайца? В какой момент? Почему?

Физминутка (игра «Зайка серенький сидит»)

-Подумайте, почему именно так сказал писатель? Можно ли было так сказать: сбежались старые зайчихи? Почему нет?

-Как вы думаете, какими словами можно сказать о том, как шли на полянку взрослые зайцы? (Важно, не спеша, солидно)

-А как зайца –хвастуна слушали другие зайцы? (Они над ним смеялись, все думали, что он смешной и глупый)

-А как описывается веселье зайцев? (Молодые зайчата (хихикнули, старушки –зайчихи. (засмеялись, старые зайцы… (улыбнулись)

Рассматривание иллюстраций (одновременно с игрой)

Игра «Скажи по –другому» (подбор слов, близких по смыслу, объяснение их)

Рассматривание иллюстрации другого художника (Рачев) «Заяц –хвастун»

Остальные дети могут быть зайцами: они веселятся, говорят друг другу фразы из текста.

«Наша планета». Знакомство с произведением Д. Мамина-Сибиряка «Медведко». Интегрированное занятие в старшей группе Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация». Вид непосредственно образовательной деятельности: ознакомление с окружающим.

Читайте также:  Рассказ животный мир смешанного леса 4 класс

Экскурсия в «Дом-музей Мамина-Сибиряка». Мы живем в одном из интереснейших уголков Урала. Природа подарила нам чудо: на небольшой площади г. Каменска- Уральского и Каменского района.

Источник

Урок литературного чтения по теме «Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про Храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост». 3-й класс

Класс: 3

Программа “Школа России”.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока: формирование читательской компетентности учащихся, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Оборудование: иллюстрации с изображением персонажей, карточки, загадки, фразеологизмы, смайлики для рефлексии, лестница “успеха”, презентация.

I. Организация класса

– Кто пришел на урок с хорошим настроением? Почему?
– Прочитаем хором: “Мы пришли сюда учиться

Не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно”.

II. Проверка домашнего задания

– Какой раздел литературного чтения мы начали изучать на прошлом уроке? (Литературные сказки.)
– Какое учебное задание можно выполнить, прочитав название сказок на доске? “Каша из топора”, “Лиса и тетерев”, “Сказка о рыбаке и рыбке”, “Сказка о золотом петушке”.

(Разбить на две группы.)

– По какому принципу?

– Расшифруйте слово ЗПАКИСРКА
– Что такое присказка? (Род зачина или концовки в сказке.)
– Как вы думаете, в чем особенность присказки писателя Д.Н. Мамина – Сибиряка? (Она написана к нескольким сказкам. В ней собраны герои этих сказок.)
– Почему вы изобразили именного этого сказочного героя? (Проверка домашнего задания.)

(Комментарии детей к своим иллюстрациям по сказкам Д.Н. Мамина – Сибиряка.)

III. Работа по теме урока.

1. Мотивация учебной деятельности.

– Возьмите карточку с рабочего стола, прочитайте загадки, отгадайте их и найдите лишнюю.

Что за зверь такой лесной,
Встал как столбик под сосной?
Кто стоит среди травы,
Уши больше головы?
Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались,
Напугал зверят тех…
Зимой беленький, а летом серенький.
Никого не обижает, а всех сам боится.
Угадайте, что за шапка:
Меха целая охапка.
Шапка бегает в бору,
У стволов грызет кору.

– Что из загадок вы узнали про зайца? Презентация. Слайд 1.

(Большие уши, зимой – белый, летом – серый, грызет кору со стволов деревьев, никого не обижает, а сам всех боится.)

2. Самоопределение к деятельности.

– Кто догадался, о ком мы сегодня будем читать и кто автор этого произведения? Слайд 2, 3.

(Д.Н. Мамин – Сибиряк, автор сказки про Храброго Зайца, Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост.)

– Давайте сформулируем учебные задачи. Слайд 4.
– И еще мы будем учиться оценивать поступки.
– Что можно сказать о зайце по названию сказки и иллюстрациям в учебнике?

3. Знакомство с новым материалом. Первичное чтение.

– Давайте, почитаем сказку про себя, послушаем выразительное актерское чтение и ответим на вопрос: “Почему вдруг всем зайцам сделалось весело?” Аудиозапись до слов “Кричат зайцы…”. Слайд 5.

(Потому, что Заяц расхрабрился и стал хвастать, что не боится волка и съест его, если тот попадется.)

– Предположите, что будет дальше?

Аудиозапись текста до слов “Дальше случилось…”.

– Насколько ваши предположения оправдались?
– Что значит выражение “язык у хвастуна точно примерз?”
– Как вы думаете, чем же это закончится?

Аудиозапись текста до конца сказки.

– Верными ли были ваши предположения? Слайд 6.

5. Беседа по содержанию текста с выборочным чтением.

– Каким заяц изображен в начале сказки?

– Прочитайте, как об этом говорится в тексте.
– Как понимаете выражение “душа в пятки ушла”? Когда так говорят?
– Почему заяц вдруг заявил, что никого не боится?

(Вырос, надоело ему бояться.)

– Как к этому заявлению отнеслись другие зайцы? Прочитайте.
– Как хвастался заяц? Прочитайте.
– Почему начали смеяться над ним молодые и старые зайцы?
– Что такое хвастовство?

(Высказывания детей. Информация из толкового словаря С.И. Ожегова с. 863.)

– Что означает слово хвастать?
– Как вы относитесь к хвастовству?

Вывод: хвастовство – не есть хорошее качество.

– Почему волк решил съесть именно этого зайца?
– Что случилось с зайцем, когда он увидел волка?
– Как вы понимаете это выражение “язык у хвастуна точно примерз”?
– Найдите слова, описывающие, как заяц убегал от волка?
– Где нашли трусишку другие зайцы?
– Какие чувства он испытывал?
– Как зайцы стали называть главного героя сказки? Найдите этот отрывок.
– Сколько в нем действующих лиц? Выразительное чтение по ролям.
– Заслуженно ли получил заяц имя “храбрый”? Как вы считаете?

(Ошибочно, зайцы неверно истолковали то, что увидели.)

– Какое чудо произошло в этой сказке с Зайцем?

(Он поверил своим товарищам, что он храбрый и стал считать себя таковым.)

– Как автор называет Зайца в течение всей сказки?

(Вначале – глупый и смешной, затем – несчастный, наконец – бесстрашный и храбрый.)

– Как вы думаете, как автор относится к своему герою Зайцу?
– А вы как относитесь к Зайцу?

Вывод: нет ничего невозможного, главное захотеть и поверить в свои силы.

– Давайте предположим, что могло бы случиться с героями Д.Н. Мамина – Сибиряка дальше?

– Прикрепите свой смайлик на доску к “лестнице успеха”.

“Я хорошо работал”.
“Я могу работать лучше”.
“Я не очень доволен собой”.

V. Домашнее задание: По выбору: найди понравившийся отрывок из сказки и перескажи его. Если захочешь, сделай к отрывку иллюстрацию.

Источник

Познавательное и интересное