Урок 3. ЗИМА — ВРЕМЯ НАУКИ И СКАЗОК
Задачи урока: углубить представление детей о том, как учились дети в старину; расширять знание народных погодоведческих примет; учить пониманию нравственного значения сказок народов России; развивать умение за внешним сюжетом видеть внутренний смысл произведений изобразительного искусства, учить своими словами описывать состояние персонажей, их взаимные отношения, определять, какими средствами передает внутреннее состояние героев художник.
Планируемые результаты: знать несколько зимних народных примет на погоду; уметь объяснить, чему учат народные сказки, как в них оцениваются такие качества, как скупость, жадность, хитрость; рассказать о персонажах картин А. И. Морозова и братьев-художников А. П. и С. П. Ткачевых, опираясь на сюжет этих произведений.
Ход урока
1. Орг. класса
2. Вступительная беседа
Предлагается неожиданное начало данного урока.
– Здравствуйте, дети! Проверьте свои чернильницы, есть ли в них чернила. Хорошо ли заточены перья? Прошу вас запомнить, что из-за каждой кляксы в тетради будут снижаться ваши отметки!
Учитель дает время детям отреагировать на неожиданное начало занятия и спрашивает:
– Как вы думаете, в какое время и в какое место переносит нас такое начало сегодняшней нашей встречи? Что вы почувствовали при первых словах нашего урока?
3. Работа над темой
1). Учеба в школе в старые времена.
– Мы попробовали пофантазировать и представить, что так начинались уроки в старинной школе. Хотелось бы вам до конца пробыть на таком уроке? Почему? Кто помнит, что мы узнали о старинной школе в 1 классе? Кстати, в школу тогда дети приходили не 1 сентября, а. Попробуйте сами найти ответ в учебнике. Откройте учебники на с. 8. Каждый самостоятельно прочитайте про себя первый абзац. Найдите ответ на вопрос. Каждый, кто прочитает абзац до конца и найдет ответ на вопрос, молча поднимет руку.
2). Работа с учебником
Учитель показывает детям, какую часть текста им предстоит прочитать, после прочтения задает вопросы:
– Когда в старину дети первый раз приходили в школу после лета? А кто может ответить, к кому обращались дети за помощью в ученье? Посмотрите на изображение иконы святого Наума. Правда, он похож на доброго, внимательного, терпеливого учителя? А теперь давайте переведем взгляд на картину внизу с. 8. Давайте определим, кто здесь учитель. Сколько детей в классе? Кого больше — мальчиков или девочек? Если попробовать „послушать“ картину, что мы услышим? Как вам кажется, дело происходит в городе или в селе? Как вы это определили? Какое время года изображено на картине? Какая погода на улице?
3). Как узнавали погоду.
– Ну, а теперь давайте-ка поучимся узнавать погоду по старинным народным приметам. Рассмотрите картину замечательных художников братьев Ткачевых. Она называется «В субботний день“. Можно ли понять, куда идут люди на картине? Кто они друг другу? Какое у них настроение? Давно ли лег снег? А можем ли мы примерно определить температуру воздуха? (Учитель выслушивает предположения детей.) Теперь внимательно послушайте то, что я вам сейчас прочитаю. В рассказе спрятана подсказка. Попробуйте применить народную примету к картине и определить температуру. (Учитель читает текст на с. 9 учебника, изменяя текст так, чтобы дети могли самостоятельно применить примету к изображению.) Когда дым из печных труб поднимается вверх столбом — мороз на улице ниже 10 градусов. А вот когда дым стелется по ветру, температура немного ниже нуля градусов.
– Теперь обратимся к одному из важных дней-погодоуказателей. Народ издавна привязывал свои наблюдения за погодой к дням памяти святителя Николая — любимого святого и в России, и в целом мире. Всмотритесь в икону святого Николая. Она наполнена теплом, написана теплыми красками. Святого Николая даже называют в народе, как родного, близкого, любимого человека — Никола.
4. Физминутка
5. Закрепление изученного
1). Работа в тетради.
Далее учитель предлагает детям выполнить задания № 1 и № 2 на с. 6 рабочей тетради.
2). Работа со сказками.
– Зима — это время не только науки, но и сказок. Посмотрите, герои какой сказки в виде пальчиковых кукол изображены рядом с заголовком урока на с. 8 учебника. Кто может коротко сказать, о чем эта сказка? Михайло Потапыч несет в коробе не только пироги и Машеньку, но и сказку. Давайте-ка сядем потеснее, поуютнее, так, как это бывало зимними вечерами в старинных домах. Вот и покатился наш волшебный клубочек. Полилась сказка. Послушаем ее!
Учитель читает даргинскую сказку «Скупясь, не сбережешь» на с. 10 учебника.
После прочтения просит детей объяснить смысл сказки.
Затем вместе с детьми, знающими сказку «Два жадных медвежонка», вспоминают её.
Дети сравнивают сказки «Скупясь, не сбережешь» и «Два жадных медвежонка».
6. Рефлексия
В форме беседы с учителем отвечают на вопросы рубрики «Обсудим» на с. 11 учебника.
Делают вывод из урока в форме ответов на незаконченные предложения учителя:
7. Домашнее задание:
теоретический материал на с. 8—10 учебника, задания № 3 и № 4 на с. 6—7 рабочей тетради.
Окружающий мир
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Цель: углубить представление о том, как учились дети в старину.
Планируемые результаты: учащиеся узнают несколько зимних народных примет на погоду; научатся объяснять, чему учат народные сказки, как в них оцениваются такие качества, как скупость, жадность, хитрость, рассказывать о персонажах картин А.И. Морозова и братьев-художников А.П. и С.П. Ткачевых, опираясь на сюжет этих произведений, своими словами описывать состояние персонажей, их взаимные отношения, определять, какими средствами передает внутреннее состояние героев художник.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, православный календарь, репродукции картин А.И. Морозова «Сельская бесплатная школа» (фрагмент), А.П. и С.П. Ткачевых «В субботний день».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания
2. Фронтальный опрос
— Назовите зимние месяцы по порядку.
— Какие старинные названия зимних месяцев вы запомнили? (Учитель проводит фотовыставку работ учащихся о зимнем городе.)
III. Самоопределение к деятельности
— Здравствуйте, дети! Проверьте свои чернильницы, есть ли в них чернила.
— Хорошо ли заточены перья?
— Прошу вас запомнить, что из-за каждой-кляксы в тетради будут снижаться ваши отметки!
(Учитель дает ученикам время отреагировать на неожиданное начало занятия.)
— Как вы думаете, в какое время и в какое место переносит нас такое начало нашей встречи?
— Что вы почувствовали при первых словах нашего урока?
— Мы попробовали пофантазировать и представить, что так начинались уроки в старинной школе. Хотелось бы вам до конца пробыть на таком уроке? Почему? Кто помнит, что мы узнали о старинной школе в 1 классе?
Сегодня на уроке будем говорить о зиме — времени науки и сказок.
IV. Работа по теме урока
1. Беседа
Старинная школа. В старину детей начинали учить грамоте со дня святого пророка Наума Грамотника, 14 декабря.
— Как вы думаете, почему занятия начинались в декабре, а не в сентябре? (Дети помогали родителям в уборке урожая, в подготовке к зиме.)
— Почему именно святого Наума народ выбрал покровителем учения? (Из-за созвучия имени Наум слову «ум».)
В классах было по 6—12 человек. Писали дети на бересте (березовой коре) или на покрытых пчелиным воском дощечках.
В старинной школе не было ни уроков, ни перемен. Учились с утра до вечера, в середине дня перерыв, чтобы ученики пообедали. Сидели ученики вместе, но у каждого из них было отдельное задание в зависимости от того, что он уже научился делать. Одни читали, другие учили буквы, третьи писали — все это проговаривали вслух. Такой стоял шум! Недаром есть пословица: «Азбуку Учат — на всю избу кричат».
Оценок в школе не ставили. Проверит задание учитель: выполнил — иди домой, нет — принимай наказание (порол плеткой или розгами). Наказывали за неаккуратность, за шалости.
В старину учились дети,
Их учил церковный дьяк, —
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Бэ, как Аз да Буки
Вэ, как Веди, Гэ — Глагол.
И учитель для науки
По субботам их порол.
Вот такой чудной вначале
Вот каким пером писали —
2. Работа по учебнику
— Когда в старину дети первый раз приходили в школу после лета?
— А кто может ответить, к кому обращались дети за помощью в ученье?
— Посмотрите на изображение иконы святого Наума. На кого он похож? (Похож на доброго, внимательного, терпеливого учителя.)
— А теперь давайте переведем взгляд на картину А.И. Морозова внизу.
— Где находится школа? (Это обыкновенная деревенская изба, посреди нее стол, на лавках вокруг стола сидят ученики.)
— Давайте определим, кто здесь учитель.
— Сколько детей в классе?
— Кого больше — мальчиков или девочек?
— Если попробовать «послушать» картину, что мы услышим?
— Как вам кажется, дело происходит в городе или в селе? Как вы это определили? (Дети босоногие, волосы завязаны бечевкой.)
— Какое время года изображено на картине? Какая погода на улице?
— А теперь давайте-ка поучимся узнавать погоду по старинным народным приметам. Рассмотрите картину замечательных художников, братьев Ткачевых на с. 9. Она называется «В субботний день».
(Ученики рассматривают картину.)
— Можно ли понять, куда идут люди? (Люди идут в баню: в руках таз и веник.)
— Кто они друг другу? (Отец и сын идут за руку. Обычно в баню вместе ходят близкие родственники.)
— Какое у них настроение? (Бодрое, так как на улице легкий мороз.)
— Давно ли лег снег? (Снег выпал недавно, мальчик оставляет следы.)
— А можем ли мы примерно определить температуру воздуха? (Ответы учеников.)
— Теперь внимательно послушайте народную примету.
Когда дым из печных труб поднимается вверх столбом — мороз на улице ниже 10°. А когда дым стелется по ветру, температура немного ниже 0°.
— Какая температура воздуха на улице? (Мороз ниже 10°. Дым из труб поднимается вверх столбом.)
3. Рассказ учителя
День-погодоуказатель. Теперь обратимся к одному из важных дней-погодоуказателей. Народ издавна привязывал свои наблюдения за погодой к дням памяти святителя Николая — любимого святого и в России, и в целом мире. Всмотритесь в икону святого Николая. Она написана теплыми красками. Святого Николая даже называют в народе, как родного, близкого, любимого человека, — Никола.
Согласно легенде давным-давно в городе Мира (сейчас это территория Турции) жил юноша Николай. Он был единственный и любимый сын богатых родителей, но рано осиротел. Однажды он узнал, что одна красивая, но бедная девушка не может выйти замуж, так как у нее нет приданого. «У меня есть все, чего я только пожелаю. А где-то страдают люди», — подумал Николай. Он взял нужную сумму, ночью пробрался к дому девушки и подбросил мешочек с золотыми монетами ей в окно. Наутро по городу прошел слух, что к девушке приходил ангел небесный.
Юноша стал совершать много хороших дел для бедных горожан, оставаясь совершенно незамеченным. Он приносил игрушки и теплые вещи для детей, лекарства для больных.
Николай стал священником, а потом и епископом города Миры.
Священник Николай заслужил своим милосердием награду у Бога. Церковное предание до сего дня сохранило много свидетельств о добрых делах святого Николая.
Так, один из случаев, который дошел до нас, говорит о паломничестве в Иерусалим, когда Николай Чудотворец молитвой смог успокоить разбушевавшееся море. Также по его молитве вдруг ожил матрос, который упал с мачты и разбился насмерть.
После смерти епископа Николая стали происходить удивительные вещи. Больные, приходившие на его могилу, исцелялись. Дети, которые весь год хорошо себя вели, получали от него сладости. После всех этих чудес Николай был причислен к лику святых.
В народе говорят: «Декабрь зиму начинает, год кончает», «В декабре зима стелет белые холсты, а мороз через реки наводит мосты». Считают, что главные морозы в декабре приходятся на 19 декабря — день святого Николая. Радуются земледельцы трескучим Никольским морозам и примечают: «Если Николин день холодный — к урожаю».
4. Работа по учебнику
Зима — время сказок. Зима — это время не только науки, но и сказок.
— Посмотрите, герои какой сказки в виде пальчиковых кукол изображены рядом с темой урока на с. 8 учебника. <«Маша и медведь».)
Михайло Потапыч несет в коробе не только пироги и Машеньку, но и сказку. Давайте-ка сядем потеснее, поуютнее — так, как это бывало зимними вечерами в старинных домах. Вот и покатился наш волшебный клубочек. Полилась сказка. Послушаем ее!
(Учитель усаживает учеников в круг или полукругом и читает даргинскую сказку «Скупясь, не сбережешь» на с. 10 учебника.) I
— Объясните смысл этой сказки.
— Вспомните сказку «Два жадных медвежонка». Давайте разыграем ее с помощью кукол-помощниц и нарисованного на бумаге куска сыра.
— Сравним сказки «Скупясь, не сбережешь» и «Два жадныхJ медвежонка». Чем они похожи и чем отличаются? (Обе скажи о жадности и скупости, сказки разных народов.)
V. Физкультминутка
Не боимся мы пороши —
Руки в стороны, по швам —
Снега хватит нам и вам!
Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи себе дорогу!
С ним я крепко подружусь.
Подойдет ко мне мороз,
Тронет руку, тронет нос.
Значит, надо не зевать,
Прыгать, бегать и играть.
VI. Закрепление изученного материала
Выполнение заданий в рабочей тетради
— 19 декабря — зимний день-погодоуказатель. А когда бывает весенний?
— Какие приметы на урожай вы запомнили?
— Запишите свои наблюдения.
— Запишите народные приметы на урожай.
• Частые северные ветры в феврале — к хорошему урожаю.
• Снег лег на замерзшую землю — к богатому урожаю зерновых.
• Зимой деревья часто в инее стоят — лето принесет много хлеба.
• Снежная зима — к высокой траве.
• Большие сосульки на исходе зимы — к урожаю овощей. (Далее учащиеся работают по вопросам в рубрике «Обсудим» на с. 11 учебника.)
VII. Рефлексия
• Зима — хорошее время для. (учения и сказок).
• Народные приметы и сказки учат нас. (мудрости и добру).
VIII. Подведение итогов урока
Давайте вспомним, о чем мы говорили на уроке. Назовем самое главное.
— Когда в старину начинали учиться? Почему?
— Кто помогал детям в учении?
— По каким приметам можно определить зимой температуру воздуха?
— Прочитаем выводы нас. 11 учебника.
Домашнее задание
1. Прочитать текст в учебнике (с. 8—11), ответить на вопросы в рубрике «Проверим себя» (с. 11).
2. Выполнить задания 3, 4 (с. 6—7) в рабочей тетради.
Конспект открытого урока пр окружающему миру во 2 классе «Зима — время науки и сказок»
Щаднева Оксана Валерьевна
Конспект открытого урока пр окружающему миру во 2 классе «Зима — время науки и сказок»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет: Окружающий мир
Класс: 2
Тема: Зима – время науки и сказок
Тип урока: открытие нового знания
Цели: Создать условия для формирования представления о том, как учились дети в старину; фор-мировать представление о народных погодоведческих приметах
Задачи: 1. Образовательная – расширять знание народных погодоведческих примет; учить понима-нию нравственного значения сказок народов России;учить своими словами описывать состояние персонажей
2. Развивающая – развивать память, мышление, развивать навыки самостоятельной работы,
умение делать выводы
3. Воспитательная – воспитывать самостоятельность, творческую активность, содействовать воспи-танию коммуникативных умений
— развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки
— формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств
— развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, по-нимания и сопереживания чувствам других людей
— развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
— овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления
— освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
— формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы дос-тижения результата
— понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
— уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни
— осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элемен-тарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего по-ведения в природной и социальной среде
Универсальные учебные действия:
— внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к окружающему
— установка на здоровый образ жизни
— ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, самоанализ и самоконтроль.
— способность и умение обучающихся производить простые логические действия.
— выявление особенностей разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения).
— анализ, синтез, сравнение,
— планирование учебного сотрудничества
— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и ус-ловиями коммуникации;
— владение монологической и диалогической формами речи;
— фиксирование индивидуального затруднения пробных учебных действий,
Организация пространства: фронтальная; индивидуальная.
Материал: учебник «Окружающий мир» А. А. Плешаков, рабочая тетрадь, карточки, иллюстрации, атлас-определитель, листочки с пословицами.
Методы и приёмы: коммуникативный (беседа, объяснение, работа с книгой, наглядный (иллюстра-ции, мультимедийное оборудование, учебник)
Оборудование: ТСО, доска
Ход урока
Этапы урока Время Деятельность учителя Деятельность уча-щихся Формируемые УУД
I. Мотивация к учебной дея-тельности
Цель: настроить на полож. эмо-ции, способство-вать созд. внутр.
Он наступил такой прекрас-ный,
Потому что в нём и вы, и я!
у нас в гостях Старик-Годовик.
— Сегодня на уроке я желаю вам хорошо и активно порабо-тать. Вы все старательные дети и у вас все получится. Приветствуют учите-ля.
— нравственно- этическая ориен-тация (Л).
II. Актуализа-ция знания и пробное учебное действие
Цель: актуали-зировать и за-крепить знания детей о трёх ме-сяцах зимы 5-7 мин. А ещё у нас в гостях Старик-Годовик.
В мешке Старика-Годовика собраны признаки самого пре-красного времени года.Ваша задача: найти причину явле-ния, названного в столбике слов слева.
Гололёд – понижение темпе-ратуры после оттепели; пожар, наводнение;
Метель – снегопад при силь-ном ветре; сильно пригревает солнце;
Короткие дни и длинные ночи – солнце на небосклоне высо-ко; самое низкое положение солнца;
Ваши красивые правильные ответы – чёткие полные отве-ты, яркая эмоциональная речь;
Хорошее настроение – метёт пурга; светит солнышко; праздничный открытый урок;
— О каком времени года идёт речь в задании Старика-Годовика?
— Ребята, вспомните, что вы изучали на прошлом уроке ок-ружающего мира?
— Как долго длиться зима в нашем крае? 3 месяца или больше? А может меньше?
— Вы любите отгадывать загад-ки?
-Старик-Годовик приготовил для вас загадки.
После братца Января
Служить очередь моя.
Помогают мне подруги:
Снежная метель и вьюги. (Февраль)
— Слушайте следующую загад-ку.
По счёту первым он идёт,
С него начнётся новый год.
Открой скорее календарь,
— Сейчас следующая загадка.
«Году конец и начало зиме!»
— Вот так загадку задали мне.
Приходит зима в.
— Молодцы, ребятки! А в пра-вильном ли порядке располо-жены у нас месяца? Давайте расставим их по порядку.
— Подскажите,а как называли зимние месяцы в старину?
— Молодцы! Оцените свою работу с помощью смайли-ков. (показ смайликов)
понижение темпера-туры после оттепели
снегопад при сильном ветре
низкое положение солнца;
чёткие полные отве-ты, яркая эмоцио-нальная речь;
праздничный откры-тый урок;
(дети отвечают на вопросы по прошлой теме урока)
— осознание и произвольное по-строение речевых высказыва-ний (Л);
— выражение сво-их мыслей с дос-таточной полно-той и точностью (К);
— учёт разных мнений (К).
III. Выявление места и причи-ны затруднения
Цель: формиро-вать умения це-леполагания, представления о результате дея-тельности;
Понимать учеб-ную задачу и стремиться её выполнить.
— Как вы думаете, в какое вре-мя и в какое место переносит нас такое начало сегодняшней нашей встречи? Что вы почув-ствовали?
— Мы попробовали пофантази-ровать и представить, что так начинались уроки в старинной школе.
— Хотелось бы вам до конца пробыть на таком уроке? По-чему?
— Хотелось бы узнать как учились в стари-ну.
— подведение под понятие (П);
— анализ, синтез, обобщение (П);
-структурирование знаний (П);
— осознанное и произвольное постороение речевого высказывания (П);
— учет разных мнений (К);
— планирование учебного сотрудничества с учителем (К);
— разрешение конфликтов (К).
IV. Построение проекта выхода из затруднения
Цель: открытие темы урока детьми.
4-5 мин. Работа по учебнику с. 8
— Посмотрите в окно, какое время года сейчас?
— Как можно связать старин-ную школу и зиму?
— Ребята, о чем мы будем сего-дня говорить?
— Откройте учебники на ста-нице 8 и прочитайте наверху тему урока про себя. Что там написано?
— Да ребята, вы сегодня будете
проходить тему «Зима – время науки и сказок».
— Как вы думаете, какие задачи мы с вами поставим на сего-дняшнем уроке?
— Сейчас отдохнём, тихо вста-ли, повторяйте за мной.
(встаем с вытянутыми руками на носочки)
(встаем с вытянутыми руками на носочки)
А под снегом спит медведь.
(склоняем голову набок, под-ложив сложенные ладони под щеку)
Тише, тише. Не шуметь!
(прикладывает палец к губам).
— Сели и продолжаем работать.
— Зима.
— Зима – время науки и сказок.
(отвечают на вопро-сы)
Узнать: Почему зима время науки.
Почему зима время сказки.
— постановка и формулировка проблемы (П);
— аргументация своего мнения (К).
V. Реализация построенного проекта.
Цель: объясне-ние тему урока
10-12 мин. Работа по учебнику с. 8
— Ребята, когда вы приходите в школу после летних каникул?
— Ребята, а вы знаете, когда в старину дети приходили в школу после лета?
Найти ответ на этот вопрос вам поможет учебник. От-кройте учебник на странице 8, прочитайте 1 абзац,попробуй-те сами найти ответ на вопрос: «С какого дня в старину дети начинали учиться?»
Чтение детьми учебника.
— Так когда в старину дети первый раз приходили в школу после лета? Почему?
— Дети помогали родителям в уборке урожая, в подготовке к зиме.
— Кто может ответить, к кому обращались дети за помощью в ученье?
— Почему именно святого Нау-ма народ выбрал покровителем учения?
— Кто такой покровитель? Это тот, кто оказывает поддержку защищает челове-ка.
— Посмотрите на изображение иконы святого Наума.
— Правда, он похож на доброго, внимательного, терпеливого учителя?
Старик –Годовик приготовил вам вот такие конверты. Для того что бы выполнить его за-дание вам надо разделиться на группы.
Каждая группа в течении 1 минуты должна выбрать себе командира.
Вы получили по конверту, в котором находиться картина.
Ваша задача в течении 5 минут с помощью вопросов составить рассказ по своей картине.
— Как она называется? Кто её автор? Кто на ней изображен.
— Как вам кажется, дело проис-ходит в городе или в селе? Как вы это определили? Во что обуты дети?
— Что такое бечёвка? Это тон-кая прочная нить для сшива-ния, изготавливаемая скручи-ванием бумаги.
— Ребята, как вы думаете рань-ше писали в таких же краси-вых тетрадях?
— На чем писали раньше?
Раньше писали на коре либо на покрытых пчелиным воском дощечках.
— Перемен и уроков не было. Дети учились с утра до вечера, в середине дня перерыв, чтобы дети пообедали. Оценок рань-ше не ставили. Выполнил за-дание – иди домой, нет – по-лучай наказание.
В старину учились дети –
Их учил церковный дьяк, –
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – как Аз да Буки,
В – как Веди, Г – Глаголь.
И учитель для науки
По субботам их порол.
Вот какой чудной вначале
Вот каким пером писали –
— Как она называется? Как вам кажется, дело происходит в городе или в селе? Как вы это определили? Кто на ней изображен.
Сколько учеников в школе. Где они сидят?
— Ребята, какое время года изо-бражено на картине? Какая по-года на улице?
— Можно ли понять, куда идут люди на картине? Как вы это поняли?
— Кто они друг другу? Какое у них настроение?
— Можем ли мы примерно определить температуру воздуха?
(Оценивание своей работы в группах.) А теперь оцените свою работу в группах.
— Ребята, а вы знаете что такое примета? Это явление, случай, который в народе считается предвестием чего-либо.
— Внимательно послушайте народную примету.
— Когда дым из печных труб поднимается вверх столбом, мороз на улице ниже 10 градусов. А вот когда дым стелется по ветру, температура немного ниже нуля градусов.
— Так какая примерная температура воздуха на картинке?
— Какие приметы вы ещё знаете?
Старик –Годовик тоже приготовил для вас несколько примет. Снежная зима – к высокой траве.
Большие сосульки на исходе зимы – к урожаю овощей.
— Ребята, вы читали текст, скажите мне на какой день приходятся главные морозы в декабре?
Этот день еще называли – зимний день – погодоуказатель.
— О какой примете в николины морозы вы узнали?
Работа по учебнику с. 10
— Зима – это время не только науки, но и сказок.
— Объясните значение посло-вицы «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!»
— Правильно, сказка чему-либо учит. Так вот, зимнее время – пора для сказок. Так всегда было в старину. Это время – когда меньше было работы, не было электричества, телевиде-ния, компьютеров, были дол-гие зимние вечера.
Слушали дети сказки и ума набирались.
— Посмотрите, ребята, герои какой сказки в виде пальчико-вых кукол изображены рядом с темой урока на странице 8?
— Михайло Потапыч несёт в коробе не только пироги и Машеньку, но и сказку. Давай-те – ка сядем по уютнее, как это бывало зимними вечерами в старинных домах.
— Вот и полилась наша сказка. Послушайте её повниматель-нее
(аудиозапись на даргинскую сказку «Скупясь, не сбере-жёшь).
— Ребята, объясните смысл сказки? Что хотел сказать на-род?
— Из-за созвучия име-ни Наум слову «ум».
— Сельская бесплатная школа. Морозов Александр Иванович.
— Девушка в пышном платье.
Подготовка и рассказ детей.
— Они наверное вы-полняют какое-то за-дание.
— Люди идут в баню: в руках таз и веник.
— Отец и сын идут за руку. Обычно в баню ходят близкие родст-венники, бодрое, так как на улице легкий мороз.
— Снег выпал недавно, так как люди остав-ляют следы.
— Мороз на улице ниже 10 градусов.
— День Святого Нико-лая.
— Если Николин день холодный – к урожаю.
— Сказки всегда чему то учат.
— Не нужно жадни-чать.
— формулирование проблем и само-стоятельное соз-дание способов решения проблем творческого и по-искового характе-ра. (П);
— волевая саморе-гуляция (Р);
— познавательная инициатива (Р);
— выражение сво-их мыслей с дос-таточной полно-той и точностью (К);
— разрешение конфликтов (К).
VI. Первичное закрепление во внешней среде.
Цель: организо-вать усвоение учениками со-держания нового материала; пла-нирование дей-ствий в соответ-ствии с постав-ленной задачей и условиями её реализации. 4-5 мин.
Народные приметы и сказки учат нас…
Зима – всегда и в старину, и сейчас хорошее время для учё-бы и чтения сказок.
-…учения и сказок.
— формирова-ние потребности в самовыражении и самореализации, позитивной мо-ральной само-оценки и мораль-ных чувств (Л);
— умение слушать и вступать в диа-лог (К);
— умение выра-жать свои мысли в соответствии с условиями ком-муникации (К);
— осознание ответ-ственности за об-щее дело (Л);
VII. Включение в систему зна-ний и повторе-ние.
Цель: формиро-вание учебной деятельности на основе системы знаний о ста-ринной школе и сказках.
Какие задачи мы поставили с вами в начале урока?
Сумели мы с вами их решить?
— Когда в старину начинали учиться? Почему?
— Кто помогал детям в учении?
Почему зима время сказок?
— Чему учат нас сказки?
— Хотели бы вы учиться в ста-ринной школе? Почему?
— Ребята откройте дневники и запишите домашнее задание, с. 8-11 прочитать, ответить на вопросы в рубрике «проверь себя» и выполнить задание в рабочей тетради 3, 4, с. 6-7.
— О науке сказках.
— 14 декабря. Потому что дети помогали ро-дителям в уборке урожая, готовились к зиме.
Это время – когда меньше было работы, не было электричест-ва, телевидения, ком-пьютеров, были дол-гие зимние вечера.
Слушали дети сказки и ума набирались.
анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия,
— классификация (П);
— подведение под понятие (П);
— установление причинно-следственных связей (П);
— выведение следствий (П);
— подведение под понятие (П);
IX. Рефлексия деятельности
— Ребята, у вас на столах ле-жит тучка и солнышко. Кому было все понятно и интересно на уроке, поднимите солныш-ко. У кого возникли затрудне-ния –поднимите тучку.
— Оцените работу своих това-рищей на уроке. Кого бы вы хотели похвалить
— Старик-Годовик благодарит вас за урок и дарит вам книги.
— Спасибо вам!Все молодцы.
— рефлексия способов и условий действия (П);
— контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);
— самооценка на основе критерия успешности (Л);
— адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л);
выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Кто такие рыбы» Конспект урока по окружающему миру на тему «Кто такие рыбы?» Урок: окружающий мир Тема: «Кто такие рыбы» Класс: 1 Цели: познакомить с.
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Куликовская битва» Тема: Куликовская битва Цель: сформировать представления о подвигах защитников Руси. Формируемые УУД: познавательные — осознанно и произвольно.
Конспект урока по окружающему миру во 2 классе «Что такое Бенилюкс» Технологическая карта урока окружающего мира Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «23» апреля 2015 года Тема. Что такое.
Конспект урока по окружающему миру «Как путешествует письмо?» в 1 классе Окружающий мир А. А. Плешаков Тема урока: «Как путешествует письмо?» Цель урока: познакомить детей с работой почты, разными видами отправлений.
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Почему их так назвали?» Открытый урок по окружающему миру в 1 классе. Тема: Почему их так назвали? Цель урока: • раскрыть взаимосвязь между названиями некоторых.
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Моя малая Родина» Тема: Моя малая родина. Цели: уточнить понятия «Родина», «малая родина», расширять знания детей о родном поселке, его прошлом, истории.
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Органы чувств» Предмет : Окружающий мир УМК: «Школа России» Тип урока : объяснение нового материала Тема : «Органы чувств» Цель: дать полное представление.
Конспект урока в 4 классе по окружающему миру на тему «Средние века» СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ Кафедра теории и методики дошкольного и начального.
Конспект урока по окружающему миру «Насекомые» во 2 классе Цели: познакомить учащихся с признаками насекомых; научить отбирать насекомых из всего разнообразия животного мира; выявить важнейший признак.