Bilety_po_russkomu_-_kopia
Билет №17
1) Вставьте пропущенные буквы и укажите в скобках проверочные слова.
1. промышленность развивается
2. волосы развеваются
3. посветить фонариком
4. посвятить себя музыке
5. соблюдать чистоту
6. частота радиоволн
7. навевать скуку
8. навивать проволоку
9. разрядить обстановку
10. разредить посевы
2) Вместо точек вставьте буквы и или е в личные окончания глаголов.
1. Мелет она кофе – и не помнит, что делает.
2. Вчера пожаловался: сердце колит.
3. А время гонит лошадей.
4. Теплый ветер тихо веет.
5. Мурлычет кошка на окне.
6. Терек волнами точит берег, клокочет вокруг огромных скал.
7. Тихо зыблется зеленая рожь.
3) Укажите номера предложений, в которых отсутствуют вводные слова.
1. Погода была ветреная, ветер однако не совсем был попутный.
2. Однако ж лежать мне надоело – я привстал, чтобы съесть и смотреть по сторонам.
3. Мы не надеялись никогда более встретиться однако встретились.
4. Был помнится праздник и базарный день.
5. На Ильинском омуте не было к сожалению ни ветряной, ни водяной мельницы.
Билет №18
1) Раскройте скобки. Укажите слитное написание частицы ни.
1. За двумя зайцами погонишься – (ни) одного не поймаешь.
2. Упрямого (ни) чем не убедишь.
3. Учиться (ни) когда не поздно.
4. Не презирай совета (ни) чьего, а прежде выслушай его.
5. На глазах окошки, а не видит (ни) крошки.
2) Раскройте скобки. Объясните написания наречий.
1. получилось (по) нашему2. делиться (по) братски
3. выть (по) волчьи4. выполнить дело (кое) как
5. встретиться (где) нибудь
6. (когда) то был счастлив
7. удалиться куда (нибудь)
8. работать (кое) как
9. еле (еле) брести
10. связать (крепко) накрепко
11. (мало) мальски подумать
3) Расставьте кавычки и необходимые знаки в предложениях.
1. Белинский считал что натура Онегина была слишком хороша если ее не убило такое воспитание.
2. По словам Белинского Татьяна редкий прекрасный цветок случайно выросший в расселине дикой скалы.
3. Внутренний мир Татьяны как считает критик заключается в жажде любви ничто другое не говорило в ее душе ум ее спал.
Билет №19
1) Укажите слитные написания частицы не.
1. невзлюбить с первого взгляда
2. не думая о последствиях
3. не слышу своего голоса
4. не видеть леса
5. не пользуясь льготами
6. не кланяясь в пояс
7. не говорил ничего
8. не найдя ничего подозрительного
9. не дождавшись ответа
10. свиданье не состоялось
2) Вставьте пропущенные буквы. Объясните написания слов.
1. желанная мечта
2. проблема решена
3. дети избалованы няней
4. квашеная капуста
5. ресурсы изысканы экономистами
6. ее манеры изысканны
7. ягоды подавлены в корзине
8. люди стояли подавлены и унылы
9. сумма собранна по копеечке
10. девушка стройна и собрана
3) Укажите номера предложений, в которых перед союзом как запятая не ставится.
1. Пушкин вошел в историю русской литературы как «начало всех начал».
2. Он был рожден под гибельной звездой, с желаньями безбрежными как вечность.
3. Как легкий дым туман окрестность одевает.
4. Что ж ты тих как день ненастный?
5. Мы воспринимаем М.Ю. Лермонтова как преемника А.С. Пушкина.
Билет №20
1) Укажите слитные написания слов.
1. Что бы вы мне порекомендовали прочитать?
2. Будем жить так, чтобы все любили нас.
3. Вековые ели и кедры утратили свой белый наряд, зато на земле во многих местах намело большие сугробы.
4. Я пришел, чтобы поговорить с вами о деле.
5. Что бы я ни делал, все было напрасно.
6. Сколько ты заплатил за то учебное пособие, которое показывал мне вчера?
2) Вставьте гласные е или и в окончания глаголов.
1. Пожар снежком не погасишь.
2. На дворе во…т страшная, неистовая буря.
3. Любое препятствие преодолевается настойчивостью.
4. Хороший, живой человек всегда куда-нибудь стремится, чего-нибудь ищет.
5. Народ видит в матросах «Варяга» подлинных сыновей своей Родины.
6. Как постелишься, так и выспишься.
3) Укажите номера предложений, в которых отсутствуют обращения.
1. Как метель, черемуха машет рукавом.
2. Сыпь ты черемуха снегом, пойте вы птахи в лесу.
3. Свищет ветер, серебряный ветер в шелковом шелесте снежного шума.
4. Плюйся ветер охапками листьев.
5. Девушкой-невестой снится мне весна.
Три встречи. И. С. Тургенев
Иллюстрация Д. Н. Кардовского к рассказу И. С. Тургенева «Три встречи», 1909
Содержание
Никуда я, бывало, не ездил так часто на охоту в течение лета, как в село Глинное, лежащее в двадцати верстах от моей деревни. Около этого села находятся самые, может быть, лучшие места для дичи в целом нашем уезде. Выходив все окрестные кусты и поля, я непременно к концу дня заворачивал в соседнее, почти единственное в околотке болото и уже оттуда возвращался к радушному моему хозяину, минскому старосте, у которого я постоянно останавливался. От болота до Глинного не более двух верст; дорога идет всё лощиной, и только на половине пути приходится перебраться через небольшой холм. На вершине этого холма лежит усадьба, состоящая из одного необитаемого господского домика и сада. Мне почти всегда случалось проходить мимо нее в самый разгар вечерней зари, и, помнится, всякий раз этот дом, со своими наглухо заколоченными окнами, представлялся мне слепым стариком, вышедшим погреться на солнце. Сидит он, сердечный, близ дороги; солнечный блеск давно сменился для него вечной мглою; но он чувствует его по крайней мере на приподнятом и вытянутом лице, на согретых щеках. Казалось, давно никто не жил в самом доме; но в крошечном флигельке, на дворе, помещался дряхлый вольноотпущенный человек, высокий, сутуловатый и седой, с выразительными и неподвижными чертами лица. Он, бывало, всё посиживал на лавочке под единственным окошком флигеля, с горестной задумчивостью поглядывая вдаль, а увидав меня, приподнимался немного и кланялся с той медлительной важностью, которой отличаются старые дворовые, принадлежащие к поколению не отцов наших, а дедов. Я заговаривал с ним, но он не был словоохотлив: я только узнал от него, что усадьба, в которой он жил, принадлежала внучке его старого барина, вдове, у которой была младшая сестра; что обе они живут в городах да за морем, а домой и не показываются; что ему самому поскорей хочется дожить свой век, потому что «жуешь, жуешь хлеб, инда и тоска возьмет: так давно жуешь». Старика этого звали Лукьянычем.
Однажды я как-то долго замешкался в поле; дичи попалось порядочно, да и день вышел такой для охоты хороший — с самого утра тихий, серый, словно весь проникнутый вечером. Я забрел далеко, и уже не только совершенно стемнело, но луна взошла, а ночь, как говорится, давно стала на небе, когда я достиг знакомой усадьбы. Мне пришлось идти вдоль сада. Кругом была такая тишина.
Звука ждала она; живого голоса ждала эта чуткая тишина — но всё молчало. Соловьи давно перестали петь. а внезапное гудение мимолетного жука, легкое чмоканье мелкой рыбы в сажалке за липами на конце сада, сонливый свист встрепенувшейся птички, далекий крик в поле, — до того далекий, что ухо не могло различить, человек ли то прокричал, или зверь, или птица, — короткий, быстрый топот по дороге — все эти слабые звуки, эти шелесты только усугубляли тишину. Сердце во мне томилось неизъяснимым чувством, похожим не то на ожиданье, не то на воспоминание счастия; я не смел шевельнуться, я стоял неподвижно пред этим неподвижным садом, облитым и лунным светом и росой, и, не знаю сам почему, неотступно глядел на те два окна, тускло красневшие в мягкой полутени, как вдруг раздался в доме аккорд, — раздался и прокатился волною. Раздражительно звонкий воздух отгрянул эхом. я невольно вздрогнул.
Вслед за аккордом раздался женский голос. Я жадно стал вслушиваться — и. могу ли выразить мое изумление. два года тому назад, в Италии, в Сорренто, слышал я ту же самую песню, тот же самый голос. Да, да.
Vieni, pensando a me segretamente.
Это они, я узнал их, это те звуки. Вот как это было. Я возвращался домой после долгой прогулки на берегу моря. Я быстро шел по улице; уже давно настала ночь, — великолепная ночь, южная, не тихая и грустно задумчивая, как у нас, нет! вся светлая, роскошная и прекрасная, как счастливая женщина в цвете лет; луна светила невероятно ярко; большие лучистые звезды так и шевелились на темно-синем небе; резко отделялись черные тени от освещенной до желтизны земли. С обеих сторон улицы тянулись каменные ограды садов; апельсинные деревья поднимали над ними свои кривые ветки, золотые шары тяжелых плодов то чуть виднелись, спрятанные между перепутанными листьями, то ярко рдели, пышно выставившись на луну. На многих деревьях нежно белели цветы; воздух весь был напоен благовонием томительно сильным, острым и почти тяжелым, хотя невыразимо сладким. Я шел и, признаться, успев уже привыкнуть ко всем этим чудесам, думал только о том, как бы поскорей добраться до моей гостиницы, как вдруг из одного небольшого павильона, надстроенного над самой стеной ограды, вдоль которой я спешил, раздался женский голос. Он пел какую-то песню, мне незнакомую, и в звуках его было что-то до того призывное, он до того казался сам проникнут страстным и радостным ожиданьем, выраженным словами песни, что я тотчас невольно остановился и поднял голову. В павильоне было два окна; но в обоих жалузи были спущены, и сквозь узкие их трещинки едва струился матовый свет. Повторив два раза — vieni, vieni, голос замер; послышался легкий звон струн, как бы от гитары, упавшей на ковер, платье зашелестело, пол слегка скрипнул. Полоски света в одном окне исчезли. кто-то изнутри подошел и прислонился к нему. Я сделал два шага назад. Вдруг жалузи стукнуло и распахнулось; стройная женщина, вся в белом, быстро выставила из окна свою прелестную голову и, протянув ко мне руки, проговорила: «Sei tu?» [1] Я потерялся, не знал, что сказать, но в то же мгновение незнакомка с легким криком откинулась назад, жалузи захлопнулось, и огонь в павильоне еще более померк, как будто вынесенный в другую комнату. Я остался неподвижен и долго не мог опомниться. Лицо женщины, так внезапно появившейся передо мною, было поразительно прекрасно. Оно слишком быстро мелькнуло перед моими глазами для того, чтобы я мог тотчас же запомнить каждую отдельную черту; но общее впечатление было несказанно сильно и глубоко. Я тогда же почувствовал, что этого лица я ввек не забуду. Месяц ударял прямо в стену павильона, в то окно, откуда она мне показалась, и, боже мой! как великолепно блеснули в его сиянии ее большие, темные глаза! какой тяжелой волной упали ее полураспущенные черные волосы на приподнятое круглое плечо! Сколько было стыдливой неги в мягком склонении ее стана, сколько ласки в ее голосе, когда она окликнула меня — в этом торопливом, но всё еще звонком шёпоте! Простояв довольно долго на одном и том же месте, я, наконец, отошел немного в сторону, в тень противоположной ограды, и стал оттуда с каким-то глупым недоумением и ожиданием поглядывать на павильон. Я слушал. слушал с напряженным вниманием. Мне то будто чудилось чье-то тихое дыхание за потемневшим окном, то слышался какой-то шорох и тихий смех. Наконец, раздались в отдалении шаги. они приблизились; мужчина такого же почти роста, как я, показался на конце улицы, быстро подошел к калитке подле самого павильона, которой я прежде не заметил, стукнул, не оглядываясь, два раза железным ее кольцом, подождал, стукнул опять и запел вполголоса: «Ecco ridente. » [2] Калитка отворилась. он без шуму скользнул в нее. Я встрепенулся, покачал головой, расставил руки и, сурово надвинув шляпу на брови, с неудовольствием отправился домой. На другой день я совершенно напрасно и в самый жар проходил часа два по улице мимо павильона и в тот же вечер уехал из Сорренто, не посетив даже Тассова дома.
Пусть же теперь вообразят читатели то изумление, которое внезапно овладело мной, когда я в степи, в одной из самых глухих сторон России, услыхал тот же самый голос, ту же песню. Как и тогда, теперь была ночь; как и тогда, голос раздался вдруг из освещенной незнакомой комнатки; как и тогда, я был один. Сердце во мне сильно билось. «Не сон ли это?» — думал я. И вот раздалось снова последнее: Vieni. Неужели растворится окно? неужели в нем покажется женщина? Окно растворилось. В окне показалась женщина. Я ее тотчас узнал, хотя между нами было шагов пятьдесят расстояния, хотя легкое облачко заволакивало луну. Это была она, моя соррентская незнакомка. Но она не протянула вперед, по-прежнему, свои обнаженные руки: она тихо их скрестила и, опершись ими на окно, стала молча и неподвижно глядеть куда-то в сад. Да, это была она, это были ее незабвенные черты, ее глаза, которым я не видал подобных. Широкое белое платье облекало и теперь ее члены. Она казалась несколько полнее, чем в Сорренто. Всё в ней дышало уверенностью и отдыхом любви, торжеством красоты, успокоенной счастием. Она долго не шевелилась, потом оглянулась назад, в комнату, и, внезапно выпрямившись, три раза громким и звенящим голосом воскликнула: «Addio!» [3] Далеко, далеко разнеслись прекрасные звуки, и долго дрожали они, слабея и замирая над липами сада, и в поле за мною, и повсюду. Всё вокруг меня на несколько мгновений наполнилось голосом этой женщины, всё звенело ей в ответ, — звенело ею. Она закрыла окно, и через несколько мгновений огонь погас в доме.
Как только я пришел в себя, — а это, признаюсь, случилось не скоро, — я тотчас отправился вдоль сада к усадьбе, подошел к запертым воротам и посмотрел через забор. На дворе не замечалось ничего необыкновенного; в одном углу, под навесом, стояла коляска. Передняя ее половина, вся забрызганная сухой грязью, резко белела при луне. Ставни в доме были закрыты по-прежнему. Я забыл сказать, что я перед тем днем около недели не заезжал в Глинное. Более получаса расхаживал я в недоумении перед забором, так что обратил на себя, наконец, внимание старой дворовой собаки, которая, однако, не стала на меня лаять, а только необыкновенно иронически посмотрела на меня из подворотни своими прищуренными и подслеповатыми глазками. Я понял ее намек и удалился. Но не успел я отойти полверсты, как вдруг услышал за собою конский топот. Через несколько мгновений всадник, на вороной лошади, крупной рысью промчался мимо и, быстро повернувшись ко мне лицом, причем я только мог заметить орлиный нос и прекрасные усы под надвинутой фуражкой, съехал с дороги направо и тотчас же исчез за лесом. «Так вот он», — подумал я, и сердце во мне как-то странно шевельнулось. Мне показалось, что я узнал его; его фигура действительно напоминала фигуру мужчины, вошедшего при мне в калитку сада в Сорренто. Через полчаса я уже был в Глинном, у моего хозяина, разбудил его и тотчас же начал его расспрашивать о том, кто такой приехал в соседнюю усадьбу. Он мне с усилием отвечал, что приехали помещицы.
— Да какие помещицы? — возразил я с нетерпением.
— Известно какие — барыни, — отвечал он очень вяло.
Помогите пожалуйста
ОБОБЩАЮЩИЕ ЗАДАНИЯ ПО ОРФОГРАФИИ
ВАРИАНТ II
1. Укажите, в корнях каких слов нужно писать букву о:
1) отр..сль промышленности;
2) полагаться на друга;
3) выравненная площадка;
4) приск..кать первым;
7) скл..ниться в почтении;
8) р..внение по росту;
10) обм..кнуть кисть в краску;
12) отличная пл..вчиха;
15) заск..чить на минутку.
2. Определите, в каких словах нужно писать букву о:
1) накрыться рогож..и;
4) ковш..вый экскаватор;
5) пятнистый крольч..нок;
7) расписной сундуч..к;
11) пересеч..шь границу;
12) обвивать плющам;
3. Укажите, в каких словах нужно писать прет. 1) неприемлемый поступок;
2) непрерывно болтать;
4) пр..скверная история;
5) пр..имущество в игре;
7) пр..встать с места;
8) пр..одоление трудностей;
9) неприступная крепость;
11) дождь пр..кратился;
12) пр..возмогать боль;
13) пр.. станционный сквер;
14) пр..смешной случай;
15) пр..мчаться на лошади.
4. Найдите слова, в которых пишется мягкий знак
1) привлеч.. к ответу;
3) вкладыш.. в диплом;
6) фалш.. в поведении;
9) взбираеш..ся на гору;
10) совсем невтерпеж..;
11) распахнуть настеж..;
12) виртуозный трубач..;
13) попадеш..ся под руку;
14) не обреж..ся ножом;
17) завлеч.. в западню;
5. Укажите слова, в которых пишется н:
1) объявления расклее..ы;
5) взволнова..ая речь;
10) тренирова..ый спортсмен;
12) безветре..ый день;
13) волосы обесцвече..ы;
15) неосуше..ое болото.
6. Определите, где не со словами пишется раздельно.
1. Он (не)досмотрел пьесу до конца.
2. Мальчик (не)достает до дна реки.
3. Я (не)буду говорить громко.
4. Кто-то (не)спеша шел по аллее.
5. Он (не)навидел войну.
6. За летом следует хмурое (не)настное время.
7. Он, сразу видно, (не)глупый, симпатичный.
8. Сливы (не)крупные, но сладкие.
9. Добро по указу (не)добро.
10. Крыша (не)железная.
11. Хлеб (не)намазан маслом.
12. Ничем (не)укрытые дети спали спокойно.
13. Смотрел (не)доумевающими глазами.
15. (Не)ярко светило северное сияние.
7. Укажите, где надо писать ни.
1. Нет н.. звука, н.. шороха.
3. Н.. помириться ли нам?
4. Кто н.. приходил, всякий радовался.
5. Мне это н.. к чему.
6. Кто только к нему н.. приходил и н.. обращался!
7. Но н.. доктора, н.. сестры он не узнал.
8. Месяц он не получал н..какого ответа.
9. Никуда не пускают: н.. вверх, н.. вниз.
10. Н.. раз он пел эту песню.
11. Мать н..мало поволновалась за нас.
12. Прибежала н.. жива н.. мертва.
13. Все это выглядело н..суразно.
14. Н.. об одном из нас плохо не сказали.
15. Ему н.. зачем сюда приходить.
8. Определите, какие слова пишутся через дефис: